Пальчиковая гимнастика в детском саду: цель занятий и методика проведения, картотека упражнений для разных групп, наглядные материалы

В дошкольных учреждениях, где серьезно относятся к вопросам развития ребенка, с малышами занимаются не только рисованием или танцами. Не менее важны игровые технологии, обеспечивающие разностороннее развитие детей. В частности, особое внимание в детском саду уделяется пальчиковой гимнастике, основная цель которой – лучше развить мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика в детском саду: цель занятий и методика проведения, картотека упражнений для разных групп, наглядные материалы

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, который обычно преподносится детям в игровой форме. Пальцы – необыкновенно чувствительная часть нашего тела.

Благодаря огромному количеству нервных окончаний, расположенных в их подушечках, стимуляция этих зон вызывает активную работу головного мозга.

В первую очередь начинают функционировать участки, отвечающие за речь, письмо, осуществление целенаправленной деятельности, способность к восприятию, анализу, запоминанию информации.

Это интересно!

Согласно представлениям восточной медицины, на ладони человека сосредоточено большое количество энергетически активных зон, раздражение которых активирует работу внутренних органов и нормализует процессы обмена веществ в организме.

Кроме физиологического аспекта важна и психологическая составляющая процесса. Подобные игры и упражнения способны успокоить, отвлечь ребенка, помогают наладить взаимодействие между детьми в группе детского сада.

Цель пальчиковой гимнастики

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:

  • Формирование навыка слежения за объектом;
  • Обучение повторению за действиями других людей;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

  • Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
  • Совершенствование мелких движений пальцами;
  • Формирование образного мышления;
  • Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • Развитие творческих способностей;
  • Подготовка кисти к письму;
  • Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
  • Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Пальчиковая гимнастика в детском саду: цель занятий и методика проведения, картотека упражнений для разных групп, наглядные материалы

Функции пальчиковой гимнастики

Занятия пальчиковой гимнастикой дома или в детском саду выполняют несколько важных функций:

  • Тренировка мелких движений кистью и пальцами;
  • Активация центров речи и письма в коре больших полушарий;
  • Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание);
  • Создание психологически комфортной обстановки;
  • Развитие творческих способностей, воображения.

Способы развития мелкой моторики

Не только пальчиковые игры развивают способность к тонким целенаправленным движениям. Для этого разработаны несколько методик:

  1. Пальчиковый массаж – это оптимальный вариант для детей первого года жизни, которые еще не умеют действовать целенаправленно.
  2. Пальчиковые игры – это гимнастические упражнения для пальцев и кистей.
  3. Игры с предметами мелкого размера – с кубиками, мячиком, песком, камешками, мозаикой, конструктором, небольшими игрушками.
  4. Пальчиковый театр – театральные представления, в которых каждый палец играет свою роль.
  5. Творческая мастерская – лепка из пластилина, рисование, аппликация.
  6. Бизиборды – доски для детей, к которым крепятся предметы, развивающие бытовые навыки, — шнурки, замки, ручки, краны, кнопки и т. п.
  7. Головоломки с элементами рисования – задания, в которых нужно соединить точки, дорисовать недостающие части, показать выход из лабиринта и т. д.

Пальчиковая гимнастика в детском саду: цель занятий и методика проведения, картотека упражнений для разных групп, наглядные материалы

Пальчиковый массаж

Это метод, подходящий для раннего периода развития ребенка, он осуществляется пассивно, с помощью родителей. Можно начинать делать массаж деткам практически с самого рождения. Это ускорит процесс «раскрывания» ладошек и простимулирует интерес к изучению собственных рук.

Как осуществить это на практике? Нужно загибать, крутить, массировать пальчики ребенка, сопровождая это стишками и присказками про сороку-ворону, козу-дерезу или ладушки.

Массаж под песенку про сороку-ворону считается классическим вариантом:

  1. Сначала вы делаете мягкие круговые движения по ладошке малыша, рассказывая о том, как сорока варила кашу.
  2. Затем массируете подушечки и выполняете вращательные движения каждым пальчиком, начиная с пятого, перечисляя, кого мама-сорока накормила, а кому не повезло.
  3. И наконец, слегка щекочите внутреннюю поверхность запястья, локтевого сгиба, подмышки, показывая степень нагревания воды для каши.

Тщательно следите за своей речью. Она должна быть четкой, эмоционально окрашенной, направленной именно на ребенка (важно смотреть на него в процессе игры). Если вы не очень хорошо помните песенку про ворону с детства, то можете посмотреть видео пальчиковой игры (в конце статьи) и освежить в памяти технику ее выполнения.

С массажной целью можно применять разные подручные средства: шарики для су-джок терапии, мягкие мячики, ватные палочки. Их удобно катать по ладошке, малыш может их хватать, мять. Все это развивает тактильные ощущения и ловкость рук.

Источник: https://LfkPlus.ru/lfk-dlya-detej/cel-palchikovoj-gimnastiki-v-detskom-sadu.html

Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ

Учитель-логопед: Беляева ЮлияОригинал статьи скачатьСертификат: не выдан

Важность развития ручной моторики у детей обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Формирование движений происходит при участии речи. Исследователь детской речи М.М.

Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребенка.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.

Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом. Поэтому необходимым является выполнение упражнений  для развития тонкой и крупной моторики руки с самого раннего возраста.

Упражнения пальчиковой и ручной гимнастики выполняются в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе воспитательской и логопедической работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствующих становлению соответствующих речевых навыков.

Так, на этапе работы над гласными звуками необходимо дать возможность ребенку почувствовать кисти рук свободными и сильными, ловкими и умелыми. Предложенные на этом этапе упражнения для рук помогут последовательно добиться активности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений с участием всей руки.

На этапе работы над  свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть уделено дифференцированным движениям пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка. Работая над сонорами, необходимо продолжать проводить упражнения  для поочередного касания.

При дифференциации звуков предлагаются пальчиковые упражнения повышенной координационной трудности. Ребенок учится согласовывать одновременные точные движения обеих рук и сочетать их с произнесением сложных по интонации стихотворений. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом.

Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе), чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).

Сначала пальчиковую гимнастику выполняют не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно.

Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на каждом занятии по развитию речи. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.

  • Можно использовать такие виды массажа и упражнений  для пальчиков рук.
  • 1.Массаж кончиков пальцев рук:
  • Большой пальчик сливы трясет,Второй их собирает,Третий их домой несет,Четвертый высыпает.Самый маленький – шалун
  • Все, все, все съедает. (Массировать пальчики на одной, потом на другой руке)
  • Этот пальчик маленький,Этот пальчик слабенький,Этот пальчик длинненький,Этот пальчик сильненький,Этот пальчик толстячок.
  • Получился кулачок. (Массировать пальчики, начиная с мизинца, загибая их в кулачок)
  • 2. Упражнения для пальчиков
  • Рыбки
  • Рыбки плавают, резвятся            (шевелить пальцами)В чистой свеженькой воде.          (сжимать и разжимать пальцы)То сожмутся, разожмутся,
  • То зароются в песке.                    (повертеть руками одна вокруг другой)
  • Две сестрицы
  • Две сестрицы – две рукиРубят, строят, роют,Рвут на грядке сорнякиИ друг друга моют:Месят тесто две руки –Левая и правая,
  • Воду моря и реки загребают, плавая. (делать руками движения, имитирующие эти процессы)
  • Ежик

Бежит ежик по дорожке,    (попеременно пальчиками стучать по столу)Лапки стучат,Иглы шуршат.                    (потереть ладошкой о ладошку)Тише, тише.                        (все пальцы стоят на столе, погрозить 2-м)Бежит мышь                        («покачать  хвостиком» — 5-м пальцем)Ежик мышку хап – и съел.  (ударить ладошками по столу)

Побежал опять и лег спать.  (попеременно пальчиками стучать)

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Пальчиковая гимнастика в детском саду: цель занятий и методика проведения, картотека упражнений для разных групп, наглядные материалы

Источник: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/251-palchikovaya-gymnastika.html

Детская пальчиковая гимнастика для детского сада

Пальчиковая гимнастика для детей — это самое эффективное упражнение развития мелкой моторики дошкольников. Она не требует большого количества времени и пространства для занятий, достаточно выделить 5-10 минут в день, и, спустя некоторое время, уже будет заметен скачок в развитии малыша. Зарядка для пальчиков для детей дошкольного возраста поможет развить координацию и мышление.

Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка

Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики. При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание.

При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии.

Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.

Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду

В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:

  • Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
  • Активизация речевых центров.
  • Создание позитивного настроя в группе.

Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка.

Например:

  • Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
  • За функционирование желудка отвечает указательный;
  • Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
  • Печень связывается с безымянным пальцем;
  • Сердце — с мизинцем.

Дополнительное привлечение внимания ребенка

Виды упражнений для кистей и пальцев

В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.

Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.

Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.

Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет. В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.

Читайте также:  Программа монтессори в детском саду - особенности организации доу на её основе

Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:

  • Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
  • Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
  • Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Время проведения Тема игры Цель Младшие дошкольники (2-4 года) Старшие дошкольники (5-7 лет)
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) Животные, насекомые и птицы Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь
  • «Кошечка» — имитируют лапы животного ладонями.
  • «Птичка» — имитируют взмахи крыльев руками.
  • «Ежик» — крепко сжимают кулачки.
  • «Зайчик» — в статике и динамике. Выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные собраны в кулак.
  • «Пчела жалит» — указательный палец совершает вращательные движения вдоль воображаемой оси.
II период (Январь, Февраль, Март) Приход зимы Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей
  • «Фонарики» — все пять пальцев рук попеременно сжимаются в кулачок и разжимаются.
  • «Новогодние игрушки» — малыши попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
  • «Строим снеговика» — поставить один кулачок на другой.
  • «Лыжник» — указательный и средний пальцы «шагают по поверхности», имитируя ходьбу. Усложнить можно, дав детям по 2 палочки от мороженого, на которые они должны встать пальчиками как на лыжи.
  • «Снежки» — малыши делают воображаемые снежки и кидают ими друг в друга.
III период (Апрель, Май, Июнь) Семья, дружба, одежда Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом.
  • «Очки» — делаются средним и указательным пальцами.
  • «Колечки» — поочередно соединять большой палец руки с остальными, образуя колечки.
  • «Пишу письмо» — взять в руку воображаемую ручку и водить по воздуху, имитируя написание письма.
  • «Вертолет» — сжать в кулак пальцы все, кроме большого. Его же направить вверх и совершать вращательные движения, имитируя вертолет.

  Что должно быть в уголке противопожарной безопасности в детском саду Помимо представленных выше упражнений картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений.

Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением.

Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Диагностика проводимых упражнений состоит из 3-х этапов:

  1. Фиксируется уровень развития детских навыков в сентябре;
  2. Замеряются промежуточные результаты в середине года (январь — февраль);
  3. Подводятся итоги эффективности пальчиковой гимнастики в конце года (июнь).

Обратите внимание! Проведение пальчиковой гимнастики позволяет в игровой форме оценить и корректировать координацию движений и развитие мелкой моторики, как младших, так и детей дошкольного возраста

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/detskaya-palchikovaya-gimnastika-dlya-detskogo-sada

Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 4 лет в детском саду: картотека, рекомендации по проведению занятий и развитию мелкой моторики

Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.

У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.

Чтобы достичь перечисленных результатов, следует соблюдать главное правило обучающих занятий с маленькими детками — регулярность. Пальчиковую гимнастику для детей 3 — 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно.

Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений.

Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке. 

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

Моя семья

  • Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.
  • Первый палец — папочка.
  • Поднять большие пальцы.
  • Второй палец — мамочка.
  • Разогнуть указательные пальцы.
  • Третий палец — дедушка.
  • Разогнуть средние пальцы.
  • А четвертый — бабушка.
  • Разогнуть безымянные пальцы.
  • А вот этот пальчик — я!
  • Выпрямить мизинцы.
  • Это вся наша семья!
  • Хлопать в ладошки.

Семья пальчиков

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

  1. Пальчик, пальчик, где ты был?
  2. Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.
  3. С этим братом в лес ходил!
  4. Соединить указательные пальцы.
  5. С этим братом суп варил!
  6. Соединить средние пальцы.
  7. С этим братом кашку ел!
  8. Соединить безымянные пальцы.
  9. С этим братом песню пел!
  10. Соединить мизинцы.

Кулачки

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

  • Этот палец небольшой.
  • Этот палец неплохой.
  • Этот палец длинный.
  • Этот палец сильный.
  • Этот палец, как толстяк
  • Ну а вместе все — кулак!

Пальчики спят

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему. 

  1. Хочет этот пальчик спать.
  2. Загнуть мизинчик.
  3. И вот этот — прыг в кровать.
  4. Загнуть безымянный.
  5. Этот палец прикорнул.
  6. Загнуть средний.
  7. Этот сразу же заснул.
  8. Загнуть указательный.
  9. Пальчик, тише, не зуди!
  10. Братьев ты не разбуди!
  11. Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.
  12. Вот проснулись все, ура!
  13. В детский сад спешить пора!
  14. Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.
  15. Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

  • Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.
  • 1, 2, 3, 4, 5!
  • На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.
  • Пальцы вышли погулять.
  • Пошевелить всеми пальчиками одновременно.
  • Этот пальчик нашел гриб.
  • Загнуть большой палец.
  • Этот пальчик кормит рыб.
  • Загнуть указательный палец.
  • Тот играл.
  • Загнуть средний палец.
  • А этот пел.
  • Загнуть безымянный палец.
  • А мизинчик лишь смотрел.
  • Загнуть мизинец.

Фруктовые ладошки

  1. Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.
  2. Первый палец — апельсин.
  3. И у нас он не один.
  4. Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.
  5. Второй палец — слива.
  6. Сочная, красивая.
  7. Двигать безымянными пальцами.

  8. Третий палец — абрикос.
  9. На высокой ветке рос.
  10. Двигать средними пальцами.
  11. А четвертый — груша.
  12. Так и просит: «Скушай!»
  13. Двигать безымянными пальцами.
  14. Пятый палец — ананас.
  15. Угощение для нас.
  16. Двигать мизинцами.

Корзинка овощей

  • Ладошки держать перед собой или положить на стол.
  • У девочки Зины
  • Овощи в корзине.
  • Сложить из ладошек «корзинку».
  • Тут пузатый кабачок
  • Завалился на бочок.
  • Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».
  • Перец и морковка
  • Разместились ловко.
  • Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.
  • И фасоль, и огурец.

Загнуть безымянные пальцы и мизинцы.

Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

Вот так Зина — молодец!

Поднять большие пальцы вверх.

Гости

  1. Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.
  2. К пальчику большому
  3. В гости все бегут.
  4. Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.

  5. Только вышел с дома, 
  6. Указательный уж тут.
  7. Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.
  8. Потом средний подоспел.
  9. Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.
  10. Безымянный прилетел.

  11. Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.
  12. И мизинчик — крошка
  13. Постучал в окошко.
  14. Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.
  15. Вот все вместе собрались —
  16. Посиделки начались.

  17. Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.

Дружные пальчики

  • Пора пальцам на зарядку.
  • Ритмично хлопать в ладоши.
  • Ведь нельзя им уставать!
  • Поочередно сжимать и разжимать кулаки.
  • Чтоб в альбоме быстро, ловко
  • Тереть ладошки друг о друга.
  • Снова стали рисовать.
  • Потрусить руками в воздухе.
Читайте также:  Музыкально-дидактические игры в старшей группе детского сада, картотека с целями

Слон и мышка

  1. Игру можно выполнять сидя за столом.
  2. Слон большущий, как скала.
  3. Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Мышка — нет. Она мала.

  • Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.
  • А была бы со слона.
  • Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.
  • Съела кошку бы она.
  • Хлопнуть в ладоши.

Паучки

  1. Игру лучше выполнять стоя.
  2. Паучок бежал по ветке.
  3. Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.
  4. Вместе с ним бежали детки.
  5. Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

  6. С неба дождик вдруг полил.
  7. Встряхивать кистями, имитируя дождь.
  8. И на землю всех их смыл.
  9. Хлопнуть ладошками по коленям.
  10. Стало солнце пригревать.
  11. Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

  12. Вот ползет паук опять.
  13. Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.
  14. А за ним полезли детки.
  15. Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.
  16. Вместе ползают по ветке.
  17. Пальчики «ползают» по голове.

Утята

  • В такую игру нужно играть сидя за столом.
  • По речке пять утят плывет
  • А мама — утка их зовет.

Одну руку поставить на стол, опираясь на локоть. Пальцы руки сложить щепоткой и «кивать» кистью. Второй рукой делать волновые движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.

Утята к маме не спешат,

Лишь четверо плывут назад.

На второй руке загнуть один палец. Повторить волнообразные движения.

  1. Идти домой не все хотят,
  2. Всего лишь три плывут назад.
  3. Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
  4. По речке плавают, шумят,
  5. Лишь два птенца плывут назад.
  6. Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
  7. Один лишь к берегу плывет.
  8. Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
  9. А мама – утка всех зовет.
  10. Покивать кистью первой руки.
  11. И вот все пятеро утят
  12. Спешат к мамулечке назад.
  13. Распрямить всю ладонь второй руки и «подплыть» к первой руке.

Колобок

  • Играть нужно сидя за столом.
  • Колобок — румяный бок.
  • Убежал он за порог.

Левую руку положить на стол ладошкой кверху. Правую руку держать над ней ладошкой вниз и делать ею круговые движения, как будто катаете шар.

Скок – скок – скок, скок – скок – скок.

Убежал он за порог.

Ладонь правой руки сжать в кулачок и ритмично постукивать им поочередно по подушечкам пальцев левой руки. Последний раз «стукнуть» в центр ладошки.

  1. Покатился Колобок
  2. По тропе в густой лесок.
  3. Поменять руки и делать левой рукой круговые движения, как будто катаете шар.
  4. Скок – скок – скок, скок – скок – скок.
  5. По тропе в густой лесок.

Постукивать кулачком левой руки по пальчикам правой руки. Закончить «ударом» в центр.

  • Повстречал он там Зайчонка.
  • Обеими руками показать зайчика — зажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибать — разгибать их.
  • И сердитого Волчонка.

Держать кисти перед собой, развернув ладошками вперед. Растопырить пальцы на обеих руках и слегка согнуть пальцы, имитируя когтистую лапу.

  1. Медвежонка косолапого.
  2. Сжать ладошки в кулачки и ритмично «походить» ими по столу.
  3. А Лисица Колобка провела и сцапала.
  4. Соединить пальцы обеих рук в замок.

Одной из разновидностей пальчиковой гимпнастики в ДОУ является составление фигурок животных. Для этого рекомендуется устроить теневой театр. Также для пальчиковой гимнастики можно предлагать детям игры с различными мелкими предметами: бусинками, мозаикой, конструктором и т.п.

Следует компоновать игры так, чтобы они предусматривали разные движения пальцами и кистями. Не стоит специально выделять время для подобных занятий. Можно использовать любую свободную минутку: пока ждете начала обеда в столовой, во время прогулок и т.д. Это поможет и развлечь детей, и поспособствует их развитию.  

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, опыт работы более 20 лет.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6797_palchikovaya_gymnastika_dlya_detey_3_4_let

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

       Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

        Движения конкретизируют образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. 

       Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей.

Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

       Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.

Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

       Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Выводы:

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

Источник: https://larisa-ganina-bronsadmarinskiy.edumsko.ru/articles/post/1030393

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика для детей представляют собой комплекс упражнений, развивающих мелкую моторику и способствующих формированию речевых навыков.

С первых месяцев жизни ребёнка с ним могут заниматься родители — эта методика очень проста и доступна, к тому же не требует специальной подготовки.

В программу дошкольных образовательных учреждений помимо прочего часто входит и пальчиковая гимнастика для детей. В детском саду проводятся коллективные занятия в форме весёлой игры.

Чем полезны детские пальчиковые гимнастики?

Упражнения пальчиковых игр выполняются следующим образом. Взрослый массирует кисти рук малыша или показывает ему определённые жесты, при этом рассказывая небольшую рифмованную историю (короткое стихотворение с очень простым сюжетом), а ребёнок старается самостоятельно воспроизвести все действия.

Взаимосвязь между упражнениями аналогичными современной пальчиковой гимнастике и развитием творческих и интеллектуальных способностей была известна ещё в глубокой древности. В ХХ веке после более детального исследования строения и работы нервной системы человека, а также серии практических экспериментов, положительный эффект от применения этой методики при воспитании детей получил научное подтверждение.

С точки зрения физиологии человека, результаты занятий пальчиковой гимнастикой связаны с тем, что области головного мозга, отвечающие преимущественно за мелкую моторику рук, расположены вблизи речевых центров. По этой причине, стимулируя активность одной части мозга, можно развивать другую.

Пальчиковые игры оказывают следующее действие:

  • движения пальцами рук стимулируют активность коры головного мозга, что способствует развитию мышления ребёнка;
  • развитие мелкой моторики согласует работу речевых центров мозга. Как результат, речь ребёнка в дальнейшем становится более связной, чёткой и логически последовательной. Такая закономерность хорошо прослеживается на некоторых педагогически запущенных детях — у них наблюдается отставание в речевом развитии движения, а движения пальцев не отличаются ловкостью, тонкие манипуляции им почти не доступны;
  • пальчиковая гимнастика развивает воображение ребёнка, а если взрослый будет рассказывать рифмованную историю нараспев, то ещё и музыкальный слух;
  • методика формирует способность концентрировать внимание и распределять его на решение действительно актуальных задач. На протяжении всего занятия ребёнок должен внимательно следить за ходом повествования и принимать в нём деятельное участие;
  • система упражнений развивает память. От малышей требуется запоминать последовательность слов и действий взрослого, а затем максимально точно воспроизводить их самим;
  • сеансы пальчиковой гимнастики проходят в форме весёлой игры, что помогает наладить тесный психоэмоциональный контакт между маленьким ребёнком и его родителями или педагогом;
  • стимуляция мелкой моторики в раннем возрасте помогает развить навыки письма, рисования и способности к тонким ремёслам;
  • по результатам занятий речь ребёнка приобретает большее интонационное и смысловое разнообразие, ровный темп, теряет монотонность.

Как проводятся занятия пальчиковой гимнастикой?

Программа занятий зависит от возраста ребёнка:

  • пальчиковая гимнастика для года представляет собой ритмичный массаж кистей рук ребёнка. Взрослый последовательно сжимает, сгибает и разгибает ладонь и каждый палец малыша, при этом рассказывает или напевает небольшое стихотворение. Движения рук должны быть взаимосвязаны с событиями сюжета рассказываемого произведения;
  • пальчиковая гимнастика для детей 2 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен копировать некоторые движения взрослых, но его речевые навыки только начинают формироваться. Занятие начинают с массажа рук. В заключительной части сеанса ребёнок должен повторять жесты и, по возможности, произносимые взрослым слова;
  • пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет. Из программы занятий исключают массаж. Ребёнок должен точно повторять движения взрослого и произносимые им слова. На занятиях можно использовать перчаточных кукол и игрушки на пальцы, сделав их непосредственными участниками сюжета;
  • Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет. Взрослый выступает в роли организатора занятий. Основную часть действий должен производить ребёнок. По возможности следует мотивировать малыша на то, чтобы он пытался самостоятельно придумать развитие сюжета.
Читайте также:  Народные игры для детей (в том числе возраста 5-6 лет) в детском саду, картотека тем, планирование, методика, организация и прочее

Занятия проводятся в игровой и шутливой форме по несколько раз в день. Продолжительность каждого сеанса должна составлять около 5-7 минут. Некоторые специалисты рекомендуют проводить занятия на протяжении 1 месяца, а затем делать перерывы в течение примерно 6 месяцев.

Однако другие педагоги высказываются в пользу более интенсивной программы. На практике после месяца занятий нужно ориентироваться на интерес ребёнка. Если пальчиковые игры ему наскучили, следует сделать перерыв.

Тем не менее не стоит без серьёзных причин прерывать курс гимнастики.

Каждое упражнение пальчиковых игр абстрактно копирует характерные движения животных, птиц или хорошо известных детям предметов. Также нужно обратить внимание на три момента:

  • упражнения должны прорабатывать все пальцы, в особенности мизинец и безымянный — в повседневных занятиях они участвуют в меньшей степени, поэтому для им нужна специальная тренировка;
  • последовательность упражнений подбирается так, чтобы постоянно чередовалось растяжение, сжатие и расслабление мышц кисти рук;
  • перебирание небольших предметов также способствует развитию мелкой моторики. С этой целью ребёнку можно давать бусины, нанизанные на верёвку, конструкторы и мозаики. Однако нужно следить, чтобы малыш не задохнулся или не подавился мелкими деталями.

Пальчиковая гимнастика в детском саду

Пальчиковые игры нередко проводятся в дошкольных образовательных учреждениях. В занятиях принимает участие вся группа.

Одни упражнения дети выполняют одновременно, а другие каждый ребёнок должен сделать самостоятельно. Можно построить сеанс в виде непрерывного представления.

В определённые моменты сюжета повествование ведётся всеми детьми, в остальное время — каждый малыш отыгрывает свою собственную роль.

В детских садах методика обычно применяется в старших группах, поэтому на занятиях может использоваться специальная картотека пальчиковой гимнастики — набор карточек или табличек, на которых упражнения описываются в виде простых ярких картинок и приводится текст сопутствующего стихотворения.

На протяжении сеанса воспитатель может демонстрировать детям ту или иную карточку, а малыши должны производить соответствующие движения. Как вариант, таблички в случайном порядке раздаются каждому ребёнку. Благодаря этому дети постепенно прорабатывают все упражнения, а не ограниченный набор действий.

К тому же у них с раннего возраста формируются способности для публичных выступлений.

Занятия пальчиковой гимнастикой теряют смысл в том случае, если отсутствует эмоциональная связь между детьми и воспитателем, а также вовлечение в процесс каждого ребёнка.

Педагог должен приложить все усилия, чтобы завоевать доверие малышей. Их нельзя ругать или пугать за то, что какие-то упражнения им не интересны или не получаются.

В то же время успешные сеансы пальчиковых игр помогают полному усвоению всей учебной программы детского сада.

Примеры упражнений

Для развития мелкой моторики подойдут следующие упражнения:

  • «Человечек». Средний и указательный палец левой, а затем правой руки, ставят на стол и начинают ими «бегать» по поверхности;
  • «Птички». Раскрывают ладонь, пальцы полностью вытягивают. Далее большим пальцем последовательно прикасаются ко всем остальным пальцам руки;
  • «Гнездо». Кисти рук соединяют в форме чаши, все пальцы плотно сжимают;
  • «Флажок». Раскрывают ладони, вытягивают пальцы. Затем большой палец поднимают вверх, а остальные плотно прижимают друг к другу;
  • «Корни». Прижимают друг к другу тыльные стороны ладоней, пальцы вытягивают вниз;
  • «Корзинка». Поворачивают ладони к себе, пальцы двух рук скрепляют в замок, локти разводят по сторонам. Большие пальцы приподнимают вверх и соединяют кончиками.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика для офисных работников
  • Утренняя гимнастика
  • Ортопедическая подушка 

Источник: http://lfk-gimnastika.com/lfk-i/238-palchikovaya-gimnastika

Пальчиковая гимнастика — одна из форм здоровьесберегающей технологии в детском саду | Современные педагогические технологии | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

  • Конференция: Современные педагогические технологии
  • Ивановская Светлана Степановна
  • Организация: Шумский детский сад – СП МКДОУ «Усть-Рубахинский ДСОВ»
  • Населенный пункт: Иркутская область, рп. Шумский
  1. «Если руки неумелы,
  2. Если пальчики несмелы,
  3. Трудно ручку удержать,
  4. Буквы ровно написать
  5. Не удержишь карандаш –
  6. Не получится пейзаж».

              В.

Лирясова.

Актуальность:

Как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе.

Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.

  Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.

Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей.

Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки.

В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками.  Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  1. Сделать рывок в развитии речи — улучшить произношение и обогатить лексику;
  2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
  3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
  4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
  6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  7. В результате  освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

  • Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.
  • Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.
  • Для реализации данной цели были определены задачи:
  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
  • познакомить детей с названиями пальцев рук;
  • научить выполнять координированные движения пальцами рук;
  • развивать наблюдательность и любознательность;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать лексико-грамматический строй;
  • пропагандировать использование пальчиковых игр дома;
  • использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.

Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов:

  • принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;
  • уровень психического и физического развития детей;
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).
  1. Необходимо помнить три важных правила:
  2. Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
  3. Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например, потрясти кистями рук);
  4. Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.
  5. Правила выполнения упражнений:
  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.

1группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат разгибать и сгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что в  работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.

Использованная литература:

  1. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»;
  3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»;
  4. Автор- составитель Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики(пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы»;
  5. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»;
  6. Бардышёва Т.Ю. «Здравствуй, пальчик»; «Мой мизинчик, где ты был?»

Источник: https://www.pedm.ru/conference_notes/318

Ссылка на основную публикацию