Народные игры для детей (в том числе возраста 5-6 лет) в детском саду, картотека тем, планирование, методика, организация и прочее

  • Составители:
  • Гафурова Аминат Шамиловна, воспитатель
  • Змановская Роза Джумаевна, учитель — логопед
  • МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик»
  • г. Тарко-Сале ЯНАО Пуровский район
  • Тема недели: «Зимние забавы» Тема дня: «Русские народные игры»
  • в системе работы по комплексно-тематическому планированию
  • в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Режим Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей
  1. Организация
  2. развивающей
  3.  среды по теме
  4. недели
Коррекционная работа
  • Мероприятия по
  • взаимодействию
  • с социумом
  • /текущие
Введение в тему,
конечный продукт
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная Самостоятельная
  1. Образовательная
  2. деятельность в
  3. режимных моментах
Утро
  • Беседа «Русские народные игры».
  • Уточнить сведения  детей о народных играх.
  • Самомассаж пальцев рук.
  • Игровое упражнение «Кулачок»
  • Этот пальчик маленький.
  • Этот пальчик слабенький.
  • Этот пальчик  длинненький.
  • Этот пальчик сильненький.
  • Этот пальчик толстячок,
  • А все вместе – кулачок!
  • «Пальчики катаются на коньках»

Мизинец правой руки скользит вверх по мизинцу левой руки, затем мизинец левой – по мизинцу правой. Так все пальцы по порядку.
Утренняя гимнастикаКомплекс №5
Вводная часть. Ходьба  в колонне по одному (10-15с.); ходьба в колонне по одному с хлопками на каждый шаг (10 с.); бег «змейкой» за ведущим ( 25-30 с.); ходьба  «змейкой» за ведущим (15-20 с.); ходьба в колонне по одному щироким шагом (15 с.);  бег «змейкой» за ведущим (20-25 с.); ходьба в колонне с замедлением темпа.

  1. Усложнения  ОРУ
  2. 1,3, 4, 5 упражнения:
  3. 3 хлопка в быстром темпе.
  4. 6 упражнение: выполнять подскоки с поворотами вокруг себя.
  • Работа с ножницами
  • Цель: продолжать закреплять умения правильно держать ножницы, поворачивать листок по контуру рисунка во время вырезания фигуры.
  • Развивать мелкие мышцы рук.
  •  (имена детей)
Рассматривание иллюстраций, дид материала по теме дня. Деятельность в центре ИЗО. (работа с трафаретами, раскрашивание иллюстраций  к сказкам.
Цель: закреплять умение работать с трафаретами, развивать мелкие  мышцы  рук.
  1. Продолжать учить детей  правильно сервировать стол.
  2. Поручения дежурным:Следить в течение дня  за порядком в центре ИЗО.
  3. Используя условные обозначения, отметить, какая  погода на улице.
  • Внести иллюстрации,   картинки с изображениемнародных гуляний.
  • Центр сюжетно-ролевых игр: Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Два Мороза»
  • Центр продуктивных видов деятельности: создать условия для самостоятельного творчества.
  • Дать детям фигурные линейки и предложить нарисовать снеговиков.
  • Дежурство в уголке природы – уход за растениями.
  • Предложить детям (имена)
  • помыть поддоны для кашпо.
  1. «Веселые пальчики» — работа в прописях (закрепить навыки штриховки, обведение по контуру).
  2. Развитие артикуляцио-нной моторики.
  3. 1.Упражнения для губ:
  4. «Заборчик» + «Трубочка»
  5.  2.Для языка: «Лопаточка» +  «Иголочка»

3. Для щек: «Помидоры –толстячки», «Огурцы – худышки».

  • 4. Для челюсти:
  • Медленное открывание и закрывание рта на счет до 5.
  • (имена детей)
Попросить родителей принять  участие в оформлении альбома «Русские народные игры» Итоговое мероприятие
Физкультурное развлечение с использованием русских народных игр.
НОД ОО «Речевое развитие»
В.В.Гербова. стр. 46

  1. Тема: «Лексические игры и упражнения»
  2. Цели: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
  3. Учить ребят ориентироваться на рифму.
  4. Развитие логического мышления.
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие»
  • Художественное творчество
  • Лепка
  • Тема: «Лыжник»

Цели: Продолжать учить детей  лепить человека в движении, находить правильное композиционное решение. Закреплять умение детей работать с пластилином, используя такие приёмы,  как  раскатывание, отрывание,  сплющивание. Развитие мелких мышц рук.

Пластилин, доски для лепки,  вода, салфетки, стеки.
ОО «Физическое развитие» (физо) Цели: Упражнять в ходьбе с изменением направления движенияпо сигналу, отрабатывать навык приземления на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки.
ЧХЛ Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина  «Зимний вечер».Познакомить детей  с произведением. Учить ребят определять жанр произведения, обращать внимание на интонационно-выразительные средства языка,  отвечать на вопросы полным предложением.Вызвать у детей эмоциональный отклик на картины с изображением  зимней природы.
Прогулка Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в твёрдое состояние. Взять две бутылки с водой. Одну из них засунуть в сугроб, а другую выставить  на пешеходной дорожке. Выяснить, где быстрее замёрзнет вода.
Труд
Безопасность
Труд: Попросить ребят (имена) убрать снег около дерева и насыпать корм в кормушку для птиц.
Цель: Воспитывать желание помочь зимующим птицам в суровое время года.
Перед уборкой снега напомнить детям о том, что лопата требует аккуратного обращения. В противном случае  она может травмировать  человека.
Подвижная игра Подвижные игры-забавы: «Бабка-ёжка», «Горелки». Цели:  продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Закреплять умения согласовывать движения с текстом русских народных игр.
«Горелки» (2 вариант игры в обработке С.Я.Маршака)

  1. Косой, косой,
  2. Не ходи босой!
  3. А ходи обутый,
  4. Лапочки закутай.
  5. Если будешь ты обут,
  6. Волки зайца не найдут.
  7. Не найдёт тебя медведь.
  8. Выходи!
  9. Тебе гореть!

Индивидуальная работа с… (имена детей)  Упражнение  «Брось в цель» Цель: Развитие глазомера. Учить добиваться поставленной цели.
Самостоятельная игровая деятельность.Катание с горки на ледянках. Цель: учить соблюдать очерёдность при катании с горки на ледянках; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Игры с выносным материалом.
Выносной материал: мяч, клюшки, шайбы.

ОБЖ  Беседа: «Безопасное поведение зимой на прогулках» Цель: усвоить  правила поведения  на  прогулке во время организации подвижных игр.
IIполовина
дня
  • Коррегирующая гимнастика(ходьба по массажным коврикам) Закаливающие процедуры: Мытье рук до локтя для укрепления иммунитета детей.
  • Игровое упражнение
  • «1-2-5»
  • Цель: Учить детей (имена) правильно согласовывать числительные с существительными.
  • «Продолжи узор»
  • Цель:
  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • (имена детей)

Инд.работа с детьми.

  1. Игровое упражнение «Разведчики»Выбрать картинки со звуками С, Ш.(имена детей)
  2. Игровое упражнение «Подбери признак»
  3. Небо…
  4. Облако…
  5. Солнце…
  6. Погода…
  7. (имена детей)
  8. Самостоятельная игровая деятельность
  • Д/И «Угадай,когда это бывает»
  • Цели:
  • 1.Активизация словаря по теме: «Времена года»

2.Развитие логического мышления.
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Речь с движением «Яшка»
Цели:
Учить детей соотносить слова с движениями. Развивать творческое воображение, артистизм.

  1. Как у нашего Яшки
  2. С петухами есть рубашка.
  3. Как гулянье в селе,
  4. Так выходит Яшка в ней.
  5. Лишь увидит он подруг,
  6. Всем поклонится вокруг.
  7. Любит Яшка поплясать
  8. И себя показать.
  9. Руки в боки подопрёт
  10. И  вприсядочку  пойдёт.
  11. Ножками потопает,
  12. Сам себя похлопает.
Дидактический материал   по развитию пространственной ориентации.
ПРОГУЛКА
  • Наблюдения за  облаками.Игровое упражнение «Подбери признак»
  • — Облака какие?
  • Чтение стихотворения:

Облака! Облака! Пышные, белые…

  1. Расскажите, облака, из чего вас сделали.
  2.  П/И«Два Мороза»
  3. Цели: Продолжать учить детей соблюдать правила игры, выбирать водящих по считалке.
  4. Упражнять ребят  в беге, развивать быстроту реакции.
  5. Морозы (двое ребят):
  6. Мы два брата удалые,
  7. Два мороза молодые
  8. -Я Мороз – Красный нос!
  9. -Я Мороз – синий нос!
  10. Вместе:
  11. -Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?
  12. Дети:
  13. -Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

Дети разбегаются в разные стороны. Тот, до кого дотронулся один из Морозов, замерзает, превращается в сосульку.

  •  Самостоятельная игровая деятельность детей.
  • Настольные игры: «Домино», «Шашки»
  • Цель: Развивать у детей  логическое мышление, память, внимание.

Список литературы:

1.Т.Р.Кислова  «По дороге к Азбуке»Методические рекомендации  для педагога. Речевое развитие.

Москва, издательство «Баласс»,  2016г.

2.Л.И.Пензуллаева«Физкультурные занятия в детском саду» Старшая группа. Издательство «Мозаика -Синтез», 2010г.

3. Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Издательство «Сфера», 2017г.

4. Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» Издательство «Сфера», 2017г. 

5.И.А.Панкеев «Русские народные игры» Издательство «Яуза», 1998г.

6.Е.А. Сочеванова« Комплексы утренней гимнастики  для детей 5-6 лет»  С- Пб., издательство «Детство-Пресс», 2009г.

7. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе  группе детского сада» Москва, издательство «Мозаика — Синтез, 2011г.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/08/russkie-narodnye-igry

 http://www.maam.ru/detskijsad/tema-ruskie-narodnye-igry-sredstvo-priobschenija-rebenka-k-tradicijam-ruskogo-naroda.html

https://borgul.ru/2016/11/russkie-narodnye-igry-i-horovody.html

«Свидетельство о публикации в СМИ»  Серия А  № 0004980 — 0004981

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news11439.html

Программа кружка Народные игры

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
  • ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
  • ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
  • На педагогическом советеЗаведующая МБДОУ Д/С «Северяночка»

Протокол №_________________________________________________С. В. Зайцева

  1. ПРОГРАММА КРУЖКА
  2. для детей 4 – 7 лет
  3. Срок реализации 3 года
  4. Составила:

Смычагина О. М. инструктор ФК высшей квалификационной категории

МБДОУ «СЕВЕРЯНОЧКА»

с. Горки

2014 – 2015 уч. г.

Введение

Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека.

Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма.

Дети учатся разным подвижным играм и ежедневному занятию ими.

Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни дошкольников, через специально организованную двигательную активность ребенка.

Пояснительная записка

Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.

У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/fizicheskoe-vospitanie/137700-programma-kruzhka-narodnye-igry.html

Русские народные подвижные игры в детском саду. Реализация регионального компонента программы в ДОУ

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх.

Примеры русских народных подвижных игр

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как: горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Возраст детей

Русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста, поэтому мы с успехом используем в работе с детьми подготовительной группы во время прогулок и занятий физической культурой.

Русские народные зазывалки перед началом игры

Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу. Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем. Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг! Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.

До того прекрасные.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд и один из них выходит на середину, громко. Четко выговаривая слова, произносит считалку, например:

Русские народные считалки

Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели! — Аист-аист, аист — птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
— А еще?
Еще лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить! Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три —
Начинаешь водить ты! Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: «Как же быть?!»

Выходи! Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово. Тот становится водящим.

Если участников игры много. То мы считаем по-другому: дети произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.

Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет — тот уйди! Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
На диване ехал слон.

Кто не верит — выйди вон!

Часто в играх все участники делятся на 2 команды, и нужно решить, какая из них начнет игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой команды, меряются по палке («конаются»).

Для этого мы брали палку длиной 40-50 см, один из играющих берет её за конец, другой плотно прижимая свою руку к руке сверстника, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д.

Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает в своей команде право начать игру.

Есть и более простой способ выбора очередности — угадывание в какой руке лежит предмет? Кто отгадает, той команде и начинать первой.

Чтобы разделить детей на команды поровну, чтобы никому не было обидно, мы использовали сговорки. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой. Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выбирают, чаще в форме рифмовки, например:

Кого выбираешь: Конь вороной или хомут золотой?
Шары катить или воду пить?
Что возьмешь: Из речки ерша или из лесу ежа?
Серую утку или деревянную дудку?

Кого в гости пригласишь: Таракана усатого или тигренка полосатого?

Сговорки складываются не трудно, в процессе работы дети сами их начали придумывать.
Чтобы дети перед игрой не спорили, кому водить или кому начинать игру, мы использовали жребий. Жребием может быть любая палочка (бумажка), которую жеребьевщик прячет за спиной и говорит слова: «Кто вынет жребий, тому водить!»

Примеры русских народных подвижных игр

Наиболее любимые народные подвижные игры у детей нашей группы:

  • С бегом — «Пустое место», «Перебежки», «Перебежки с выручалкой», «Горелки», «День-ночь».
  • Игры с мячом — «Мяч кверху», «Гонка мячей», «Зевака», «Выбей мяч из круга».
  • С прыжками — «Мешочек» (по типу «На золотом крыльце сидели»).
  • Малой подвижности игры — «Краски», «Фанты», «Телефон».

По требованиям ФГТ использование в работе русских народных подвижных игр является обязательным, и мы с удовольствием играем в русские игры на своих занятиях.

Источник: http://pedsovet.su/dosug/narodnye_podvizhnye_igry

Русские народные подвижные игры

Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности
физического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема
эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является
чрезвычайно важной, так как именно в этот возрастной период закладываются
основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные
умения и навыки.

Потребность в активных, разнообразных движениях является
отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются
самыми универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Как
писал в своих трудах: В. Н.

Сорока- Росинский: «
Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и
нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка
не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в
вещи»
.

Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус
ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Необходимо
 подбирать игры и упражнения таким
образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим способностям
дошкольников.

Это отмечал в своих работах 
Ян Амос Коменский: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить
детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой он только сам он
желает».

Об этом же говорит и Кант: «Предметы, которым обучают детей,
должны подходить их возрасту».

Эффективным
средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и
образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание
гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.
Народные игры – традиционное средство педагогики, издавна в них отражали быт
русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве,
смелости, чести.

Велико
воспитательное значение народных подвижных игр. К. Д.

Ушинский писал, что
воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Народные подвижные игры
способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию
дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.

П.
Ф. Лесгафт одним из первых предложил использовать народные подвижные игры в
воспитании детей.

Он обращает внимание на то, что в народных играх ребенок
приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности,
семейной жизни, известной среды, его окружающей; считал народные подвижные игры
ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития  у него нравственных качеств – честности,
выдержки, дисциплины, товарищества. По определению  П. Ф. Лесгафта, подвижные игры являются
упражнением, готовящим ребенка к жизни.

Несомненная
роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают
окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе
игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные
игры способствуют развитию речи ребенка, с их 
помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются
песнями, стихотворениями, считалками.

В
играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту
движений, их образность, у них развивается чувство ритма.

  • Ниже
    приводится небольшая подборка русских народных игр разной подвижности,
    направленных на развитие быстроты,  ловкости,
     сноровки, внимания,  координации речи с движением, инициативы,
    фантазии, воображения, чувства коллективизма, дружелюбия.
  • «Пирог»
  • Инвентарь:
    детский стульчик, детская трикотажная шапочка бежевого цвета.

Группа
детей делится на две команды. Команды становятся  напротив друг друга на противоположных
сторонах зала. Посередине между ними стульчик, на котором сидит выбранный по
считалке водящий – это «пирог». На голову водящий надевает шапочку.

  1. Все
    игроки начинают хором расхваливать «пирог»:
  2. Вот он какой высоконький,
  3. Вот он какой мякошенький,
  4. Вот он какой широконький.
  5. Бери его да ешь!

После
этих слов играющие, по одному из каждой команды, бегут к «пирогу». Кто из них
быстрее добежит до «пирога» и коснется его рукой, тот и уводит его с собой. На
роль следующего водящего – пирога выбирается игрок из проигравшей команды, игра
продолжается.

«Два
Мороза»

Инвентарь:
2 круглых носа из поролона (d
=5 см) на резинках, один нос красного цвета, другой синего, кусочек мела или 2
ленты – «липучки» (длиной 6-8 см).

На
противоположных сторонах спортивного зала мелом или лентами —           «липучками» обозначаются две линии.
Играющие становятся за одной из линий. 

По
считалке выбираются два водящих: Мороз — Красный Нос и Мороз – Синий Нос. Они
становятся в центре зала посередине между двумя линиями. По сигналу педагога
они произносят:

Мы два брата
молодые,
      Два Мороза удалые!
      Я — Мороз — Красный Нос,
      А —  Мороз — Синий Нос.
      Кто из вас решится
      В путь-дороженьку пуститься?!

  • Все
    дети хором отвечают:
  • Не боимся мы угроз,
           И не страшен нам Мороз!
  • После слова «мороз» все игроки
    перебегают на противоположную сторону зала, стараясь как можно быстрее
    оказаться за второй линией, а водящие стараются их догнать и «заморозить» —
    дотронуться до кого-либо рукой.
  • «Заря»
  • Инвентарь: шелковая лента голубого цвета
    длиной 40-50 см.

Игроки становятся в круг в центре
зала на небольшом расстоянии друг от друга (50-60 см), лицом в круг, они держат
руки за спиной. По считалке выбирается водящий – «заря», он становится за
кругом, в руках – ленточка. Водящий ходит по кругу за игроками, при этом
говорит:

Заря-зарница,
       Красная
девица,
       По
полю ходила,
       Ключи
обронила,
       Ключи
золотые,
       Ленты
голубые,
       Кольца
обвитые —
       За
водой пошла.

С последними словами
водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив
это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто
останется без места, становится – «зарей». Игра повторяется.

Примечание: 1. Бегущие не должны пересекать круг. 2. Игрокам запрещается оборачиваться назад, пока водящий выбирает,
кому положить ленту на плечо.

«Золотые ворота»

В центре зала становится,
взявшись за руки пара игроков – это водящие. Напротив них лицом к водящим в
колонну по двое встают все остальные игроки. Водящие поднимают руки вверх,
образуя «ворота», и произносят:

  1. Золотые
    ворота
  2. Проходите,
    господа:
  3. Первый
    раз – прощается,
  4. Второй
    – запрещается,
  5. А
    на третий раз –
  6. Не
    пропустим ва
    с!

В это время остальные пары игроков
проходят под воротами и становятся сразу за водящими в колонну по двое,
взявшись за руки. По окончании текста водящие опускают руки вниз, стараясь
дотронуться до проходящей мимо них пары игроков. Если водящие успели осалить
пару игроков, то осаленная пара становится новыми водящими; если водящие не
успели – то они остаются водящими при повторении игры.

«Бабка – Ёжка»

Инвентарь:
детский стульчик, кусочек мела или лента – «липучка» длиной 6-8 см.

По считалке выбирается водящий –
Бабка-ежка. Он садится на детский стульчик, поставленный на одной из сторон
зала. Напротив Бабки-ежки на противоположной стороне зала за линией,
обозначенной мелом или лентой-«липучкой», в шеренгу становятся все остальные
игроки, взявшись за руки. Дети вместе с педагогом читают стишок, одновременно
начинают подходить  к Бабке-ежке:

  • Бабка – ежка, костяная
    ножка,
  • Нос крючком, волоса
    торчком,
  • Печку топила, кашу
    варила.
  • Пошла в огород –
  • Испугала весь народ,
  • Пошла на улицу –
  • Раздавила курицу.
  • Пошла на лужайку –
  • Испугала зайку.

По окончании чтения дети кричат: «Раз,
два, три – лови!» Бабка-ежка поднимается со стула, бросается догонять детей.
Дети убегают от водящего за линию. Кого поймает Бабка-ежка, тот становится следующим
водящим.

«Пчелки и ласточка»

Инвентарь:
большой обруч (d =1 м), маска – шапочка ласточки, кусочек мела или лента
«липучка» длиной 6-8 см.

На краю зала кладется большой обруч –
это «гнездо ласточки», в нем располагается «ласточка» — водящий, выбранный по
считалке. Остальные играющие – «пчелы» произвольно располагаются по всей
площади зала. По сигналу педагога: «Пчелки, полетели за медом!» — дети бегают
по залу, машут руками вверх-вниз, тихонько напевая:

  1. Пчелки летают,
  2. Медок собирают!
  3. Зум-зум-зум!
  4. Зум-зум-зум!

На слова «Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!»
дети- «пчелы» приседают на корточки – собирают «мед».

«Ласточка» сидит в своем гнезде и
слушает их песенку. По окончании песенки «ласточка» произносит:

Ласточка встанет, пчелок поймает!

С последним словом «ласточка» вылетает
из гнезда и ловит «пчел». Пойманных «пчел» она уводит в свое «гнездо». Когда
водящий поймает одного — двух игроков, игра останавливается. По считалке выбирается
новый водящий, игра продолжается.

«Капуста»

Инвентарь:
3-4 шапки, 5-6 головных платков, 3-4 шляпки, 3-4 кепки и т.п.(по количеству
игроков в группе) – это «капуста», веревка длиной 5-6 метров.

В центре зала веревкой обозначается круг
– это огород. Внутри круга раскладывается «капуста». По считалке выбирается
«хозяин» огорода, он садится на ковер рядом с «капустой», остальные игроки
располагаются за кругом, на небольшом расстоянии друг от друга. «Хозяин» вместе
с педагогом начинает напевать песенку, изображая движениями то, о чем поет.

  • Я на камушке сижу
  • Хлопает
    ладошками по полу.
  • Мелки колышки тешу.
  • Мелки колышки тешу,
  • Выполняет
    руками скользящие движения вверх-вниз.
  • Огород свой горожу,
  • Постукивает
    кулачками друг о друга.
  • Чтоб капусту не украли,
  • В огород не прибежали
  • Волк и лисица, бобер и
    курица,
  • Заяц усатый,
  •             медведь косолапый.
  • Хлопает
    в ладоши.

По окончании песенки играющие начинают
быстро забегать в «огород», стараясь схватить «капусту» и убежать. Кого
«хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Игрок, который больше всех унесет
«капусты», считается победителем. 

«Молчанка»

Дети становятся в круг на небольшом
расстоянии друг от друга. Ведущий, выбранный по считалке, по считалке,
становится в цент круга. Перед началом игры все играющие хором с помощью
педагога произносят закличку:

  1. Первенчики, червенчики,
  2. Летали голубенчики
  3. По свежей росе,
  4. По чужой полосе,
  5. Там чашки, орешки,
  6. Медок, сахарок —
  7. Молчок!

Как только игроки скажут последнее
слово, они должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями,
смешными словами, жестами, мимикой. Если кто то из детей засмеется или
произнесет одно слово, он считается проигравшим, игра останавливается.
Выбирается новый водящий.

  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • СЧИТАЛКИ
  •      * * *
  • В лесу есть ворота.
  • Филины и совы
  • Берегут засовы.
  • В каждой щелке
  • Бродят злые волки.
  • Кто боится там ходить,
  • Тому и водить.
  •         
    * * *
  • Ехала деревня мимо мужика,
  • Вдруг из под собаки
  • лают ворота.
  • Крыши испугались,
  • сели на ворон.
  • Лошадь подгоняла
  • мужика кнутом.
  • Лошадь ела кашу,
  • а мужик — овес.
  • Лошадь села в сани,
  • а мужик повез.
  •          
    * * *
  • Колокольчик всех зовет,
  • Колокольчик нам поет
  • Звонким, тонким голоском:
  • Динь-бом, динь-бом!
  • Выходи из круга вон!
  •       
    * * *
  • Ту-ру-ру, ту-ру-ру,
  • Потерял пастух трубу.
  • Потерял и не нашел
  • И опять ко мне пришел.
  •       
    * * *
  • Шла коза по мостику
  • И виляла хвостиком.
  • Зацепила за перила,
  • Прямо в речку угодила.
  • Кто не верит – это он,
  • Выходи из круга вон!

Источник: http://detsad31.rprim.gov.spb.ru/blog/russkie_narodnye_podvizhnye_igry/2013-11-25-2

Русские народные подвижные игры

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Он считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По мнению А. П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, а младшее поколение от более старшего, созданы народом так же, как и народные песни, сказки.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различных видов игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.

В старину было особенно много игрищ с оттенком языческого культа, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся обычно шумным, крикливым весельем, песнями и играми.

Начиная с ранней весны и вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

Е.А.

Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр проводится на свежем воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу о том, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей; что этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит, с большею свободою для проявления своего национального характера.

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А. Покровский рассматривал их как наиболее естественную форму физических упражнений, соответствующих психологическим особенностям детей.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А.

Покровский писал, что игрушки и игры нередко оказываются средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призваний отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игр зависит еще от одного фактора, на значение которого указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, – это интерес, чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. П.Ф.

Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей.

Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества. Одним из первых П. Ф.

Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» [5] .

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые и педагоги, но и общественные деятели. Так, А. Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют.

В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего, как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е.

приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь.

И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается народная русская сметка, еще не придавленная никакими тягостями житейскими».

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог E. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна учить сообразительности и находчивости.

Главное условие подвижных игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы впоследствии он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение придавала использованию русских народных подвижных игр А. П. Усова.

Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости и опасения, побуждают к осторожности и увлекают детей.

Не зная истоков игр, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, они должны, прежде всего, знать историю их появления и воспитательное значение.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками.

Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле.

Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.

В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (Ярило – солнце, Белес – покровитель скота, Мокошь – богиня воды, дождя, Сварог – бог оружия, неба и небесного огня).

Игрой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, но способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Одна из древнейших игр из русского детского фольклора – горелки. О ней писал С. К. Якуба: «Русские историки прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее – Купалы), посвященный Солнцу.

К вечеру наши далекие предки славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В самой древней русской летописи – «Повести временных лет» – так говорится об этом: «Схожахуся на игрища, плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе».

Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

О происхождении самого названия игры – «горелки» – свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев.

Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен… поется: „Не огонь горит, не смола кипит, А горит-кипит ретиво сердце по красной девице»… Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность…»

В зимние Святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, унаследованными от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь – образ Солнца, которое будят, слегка шутливо укоряют, ждут от него тепла:

  • Будет,
  • Дремушка, дремать,
  • Полно,
  • Дрема, стыдно спать.
  • Встань!

В другой детской игре – «Кострома» – ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество.

Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке.

Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:

Кострому мы наряжачи,

Весну-лето провожали.

В этой игре усилена развлекательная функция: исход игры – это, по существу, «ловишки», ведь детям надо побегать!

Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:

  1. По лугам гуляла,
  2. Гнездо свивала,
  3. Деток выводила,
  4. Деток собирала.

Народная традиция создает ласковый, светлый образ:

  • Плыла утена через синие озера,
  • Ноженьки обмочила,
  • Крылышки обмочила,
  • Крылышки встрепенула,
  • На бережок вспорхнула.

В процессе игры ведущий игры – утена показывает несложные движения в соответствии с текстом, что позволяет использовать игру в работе с детьми дошкольного возраста.

Христианизация Руси и введение новой веры привели к формированию христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние Святки были заменены рождественской неделей, а весенние – пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей.

Например, для святочных посиделок были характерны подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» – постоянный набор святочных игр.

В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».

Широко распространено было на Масленицу катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии молодежь каталась с гор на скамьях и буках – низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только мальчики.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений.

Упоминание об этой игре есть в древнерусских летописях. Среди предметов, найденных при раскопках в древнем Новгороде, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе! Поэт В.

Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»:

  1. О, радость жизни, детская игра!
  2. Век не уйти с соседского двора.
  3. За мной являлась мать.
  4. Но даже маме
  5. В лапту случалось заиграться с нами.
  6. Чего ж ей, великанше, делать тут?
  7. В нее ж мячом всех раньше попадут.
  8. Кидать – кидали, да не попадали…
  9. И к ужину обоих долго ждали.

Знаменитый русский писатель А. И. Куприн отмечал, что эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, дошедших до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в XIX в. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.

В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и набивали их тряпками. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы. Внутри такие мячи были пустыми и набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали.

Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.

На вечерках, на гуляниях играли в такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения.

Детские народные подвижные игры не только отражали обрядовые традиции, носили отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения. Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, а финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» показывает совсем другую жизнь. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, ритуальность «светских» отношений.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное – несъедобное».

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты.

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни и села стояли обычно по берегам рек, речушек и озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же им было не придумать игру, в которой можно половить рыбу удочкой или сетями?

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Источник: http://xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/load/metodicheskaja_rabota_v_dou/metodika_provedenija_podvizhnykh_igr_v_detskom_sadu/russkie_narodnye_podvizhnye_igry/127-1-0-1750

Ссылка на основную публикацию