Музыкально-дидактические игры в старшей группе детского сада, картотека с целями

Музыка – неотъемлемая часть всестороннего развития личности и должна сопровождать воспитательный процесс с раннего возраста. Поскольку детям легче воспринимать все новое для них в игровой форме, музыкально-дидактические игры являются важной частью педагогического воспитания.

Что такое дидактические игры?

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Такие занятия развивают мышление и когнитивные способности.

Для дошкольников это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных навыков.

В процессе подобных игр моделируются разнообразные ситуации, благодаря которым дети учатся справляться с простыми задачами и адаптироваться к социуму.

Музыкально-дидактические игры в старшей группе детского сада, картотека с целями

Подобные занятия делятся на несколько видов:

  • настольные игры;
  • игры с предметами;
  • словесные игры;
  • подвижные;
  • музыкальные.

Одним из наиболее важных направлений в развитии психики и интеллектуальных способностей является музыка.

Музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, темпа, но и концентрации, внимания, памяти, и эстетического вкуса. А также упрощают социальную адаптацию и помогают в формировании нравственной стороны.

Нередко музыкальные занятия объединяются с другими видами деятельности: танцами, стихами и несложными театральными постановками.

Музыкально-дидактические игры в старшей группе детского сада, картотека с целями

Развитие слуха

Существует множество игр для развития музыкального восприятия ребенка. Дети учатся различать звуковысотные соотношения, тембральную окраску, темп и настроение музыки.

Также музыкальные игры для детей способствуют развитию воображения и творческих способностей.

К каждой музыкальной композиции можно подбирать иллюстрации, а в дальнейшем предлагать детям самостоятельно описать образ, возникающий во время звучания той или иной композиции.

Игры со словами и танцы

Музыкальные игры с движениями и словами помогают развить не только слух, но и развивают речь, память, внимательность, пополняют словарный запас, а также способствуют улучшению координации, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают актерское мастерство. Также развивается реакция, умение выполнять определенные движения по сигналу или в соответствии с характером музыкальной композиции. Есть множество игр, в которых стихи и попевки объединяются с простыми танцевальными движениями.

Музыкально-дидактические игры в старшей группе детского сада, картотека с целями

Примеры музыкально-дидактических игр

Важно проводить музыкальные игры для дошкольников, направленные на распознавание тембральной окраски. Как правило, используются такие музыкальные инструменты как бубен, барабан, погремушки, колокольчик, металлофон, флейта и другие.

Для начала можно предложить детям определить, с чем ассоциируется звук того или иного инструмента. Например, грохот барабана похож на гром, звуки флейты – на пение птиц, а удары по пластинам-клавишам металлофона отдаленно напоминает звуки дождя.

Впоследствии дети научатся различать звуки разных инструментов.

Эти музыкально-дидактические игры для дошкольников старшей группы. Смысл заключается в том, чтобы научиться распознавать разнообразные музыкальные жанры: марш, танец, колыбельная. Детям раздаются картонные цветные карточки с соответствующими изображениями, затем руководитель исполняет разные композиции, малыши распознают характер произведения и поднимают подходящие иллюстрации.

Целью такого занятия является выявление способностей ребенка чувствовать темп музыки. Малыши берут игрушки. Затем руководитель исполняет разные по темпу и характеру произведения. Если звучит колыбельная, ребенок должен убаюкивать куклу. А во время подвижных композиций дети танцуют.

Музыкально-дидактические игры в старшей группе детского сада, картотека с целями

Также проводятся занятия на распознавание настроения музыкальных композиций. Детям раздаются красочные карточки с изображением солнышка и дождика. Затем под звучание грустных и веселых композиций дети поднимают соответствующие рисунки.

Под аккомпанемент фортепиано дети исполняют песню. Это помогает не только развить слух и интонирование, но и научиться слушать других, подстраиваться и работать в ансамбле, не опережая и не отставая от группы.

Эта игра с музыкальным сопровождением направлена на развитие реакции ребенка и взаимодействие с другими детьми. Руководитель исполняет произведение, в это время дети передают друг другу мячик по кругу. Затем музыка резко останавливается и ребенок, у которого в этот момент в руках оказалась игрушка, должен спеть песню или рассказать стишок.

Музыкально-дидактические игры в старшей группе детского сада, картотека с целями

Подобные музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют комплексному развитию личностных качеств и навыков у детей. Благодаря этим занятиям, улучшается музыкальное восприятие, развивается пластика движений и чувство ритма, активизируются процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, а также происходит социальная адаптация.

Примеры музыкально дидактических игр для дошкольников

Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8440-muzykalno-didakticheskie-igry-v-detskom-sadu.html

Картотека музыкально-дидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (старшая группа)

Сюжетная дидактическая игра

 «Найди золотой ключик»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.115.

  • Возраст: от 5 до 6 лет
  • Цель: Научить дошкольников конструировать и преобразовывать  коллективные песенные импровизации, исполнять их хором без сопровождения с подвижными динамическими оттенками, чисто интонируя мелодию.
  • Оборудование: Плоскостные фигурки рыбок, рака, камней, водорослей для создания эффекта водоёма (крепятся на фланелеграфе), указка, на конце которой липкая лента, на неё крепится черепаха, плоскостное изображение золотого ключика, фланелеграф.

Ход игры:  Выбирают водящего. Он поворачивается спиной к фланелеграфу и не видит, что делают дети. Педагог с остальными играющими детьми прячет под любой из предметов, расположенных на фланелеграфе, золотой ключик. Затем зовут водящего.

Он поворачивается лицом к детям, берёт черепаху, крепит её на указку и, медленно перемещая от одного предмета к другому, ищет золотой ключик, слушая подсказку детей: их пение, усиливающееся или затихающее в зависимости от приближения или удаления от золотого ключика.

Играют три-четыре раза, выбирая нового водящего. Каждый раз золотой ключик прячут под другой предмет.

Сюжетная дидактическая игра

«Давайте познакомимся»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.150.

  1. Возраст: от 5 до 6 лет
  2. Цель игры: Научить дошкольников различать звуки разной высоты, соотносить их с представленным музыкально-игровым образом, чисто интонировать песенные импровизации, конструировать их в развёрнутые композиции.
  3. Оборудование:  Плоскостные кораблики ( большие, средние, маленькие)- по одному на каждого ребёнка.

Ход игры: Играющие дети («капитаны» с корабликами в руках) свободно стоят в зале. Каждый должен придумать название своему кораблику. Водящий (педагог, а затем ребёнок) двигается змейкой между «капитанами» и поёт песенку «Жду!»

Как дела, корабли? Жду ваш голос издали!

Жду! Жду!

С окончанием пения водящий останавливается и дотрагивается да плеча того ребёнка, возле которого оказался. «Капитан», после слова «Жду!» поёт название своего корабля на высоте, соответствующий его размеру ( большой корабль – низкий звук, средний – звук средней высоты, маленький- высокий звук). Ребёнок, правильно проинтонировавший свою импровизацию, становится водящим.

            Сюжетная музыкальная игра

«Цветы»

                                        Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 20.

  • Возраст: от 5 до 6 лет
  • Цель игры: развитие  интонационной выразительности речи.
  • Оборудование: эмоциональные  открытки, примеры созвучий, карточки-модели  ритмоинтонаций, изображающие эмоции радости, печали, динамическая партитура.  
  • Игровое задание: предлагаем детям
  • — послушать стихотворение;
  • — послушать звукоподражание (цветы) на слоги «дили-дон» в речи, затем в пении с интонацией радости (громко, быстро, радостно), печали (тихо, медленно, печально).
  • рассмотреть карточки, соответствующие ритмическим рисункам.
  • — послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть открытки, изображающие эмоции радости, печали.   
  • Сюжет: Посмотрите как похожи на лугу ромашки:
  • Жёлтые головки, белые рубашки.
  • На одном стебельке близнецы-двойняшки,
  • На другом – сразу три близнецы-тройняшки.
  • А эта ромашка – однашка,

Скучает, наверно, бедняжка.           Е.  Григорьева

Сюжетная музыкальная игра

 «Осень»

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 9.

  1. Возраст: от 5 до 6 лет
  2. Цель    игры: развитие чувства ритма в процессе музыкально- речевого интонирования.
  3. Материал: эмоциональная  открытка и карточка-модель  ритмоинтонации, изображающие      эмоцию спокойствия.
  4. Образ: спокойный ёжик
  5. Игровое задание: предлагаем детям
  6. — послушать рассказ;
  7. — послушать звукоподражание (ёжик): тихо, спокойно, невысоко, медленно, ласково на слог «пф-фу».
  8. — послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть открытку, изображающую эмоцию спокойствия.   
Читайте также:  Цикорий при беременности: можно ли беременным на ранних и поздних сроках, польза и вред

Далее предложить детям перевоплотиться в разные образы: пчелы, жука, вороны, ветра, птицы, колокольчика, часов, исполняя звукоподражание в разном ритмическом и мимическом рисунке. Передавать эмоции мимикой.

Сюжет: Для своей работы Художница-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними влес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.

Стал осинник весь ярко-красный, будто огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну.

Что же там она увидела? Среди пожелтевшей травы возле старого пня таскает в свою норку ёжик сухие листья и мягкий лесной мох  — стелет себе постельку и напевает свою песенку «пых-пых-пых».

Далее взрослый может рассказывать о любом увиденном образе в разную пору года. Рассказ сопровождается музыкой (на выбор музыкального руководителя).

  • Сюжетная музыкальная игра
  •  «Повторяй за мной»
  • Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 21.

  1. Цель игры: развитие ладового чувства.
  2. Оборудование:примеры созвучий, эмоциональные открытки,  изображающие эмоции радости, грусти, важности, сердитости, нежности.
  3. Игровое задание: предлагаем
  4. — послушать и отгадать загадку:
  5. На зов ответит зовом
  6. На слово – тем же словом.
  7. На смех ответит смехом
  8. Зовётся оно – (эхом)
  9. — послушать звукоподражание «АУ» в вокальном исполнении педагога с интонацией грусти, радости, важности, сердитости в разных ритмических и звуковысотных соотношениях (громко, быстро, радостно, тихо, медленно, печально);
  10. рассмотреть карточки, соответствующие ритмическим рисункам звукоподражаний, затем воспроизвести слоги, сопровождая из хлопками или другими звуковыми жестами;
  11. — по указанию  взрослого самостоятельно воспроизвести звукоподражание «АУ» с интонацией грусти, радости, важности, сердитости в разных ритмических и звуковысотных соотношениях, затем пропеть (громко, быстро, радостно, тихо, медленно, печально);
  12. — послушать музыкальные фрагменты и подобрать открытки, изображающие эмоции радости, грусти, , важности, сердитости, нежности.

Источник: https://ds-stsv.schools.by/pages/kartoteka-muzykalno-didakticheskih-igr-po-uchebnoj-programme-doshkolnogo-obrazovanija-starshaja-gruppa

Музыкально-дидактические игры в старшей группе детей дошкольного возраста

  • Музыкально-дидактические игры в старшей группе детей дошкольного возраста
  • Дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества. 
  • В музыке под понятием «ритмичность» можно понимать следующее: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуют красочные ритмичные рисунки.
  • «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
  • Подготовительная работа: подбор ударных инструментов (бубен,
  • колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также
  • сюжетов сказок.
  • Цель: активизация интереса детей к различным видам

инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие

  1. фантазии и тренировка памяти.
  2. Ход игры: дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.
  3. * Каждый участник игры представляет свой инструмент.
  4. * Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
  5. Например: Карабас-Барабас — бубен,
  6. Буратино – ксилофон,
  7. Мальвина – колокольчик,
  8. Пьеро – треугольник,
  9. Артемон – трещотка на сильную долю такта.
  10. * Текст сказки озвучивается.

* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).

«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры:

фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки

(матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,

Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и

хотят вас научить.

Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический

рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в

  • руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы
  • также могут демонстрироваться детям на фортепиано).
  •                                                                                     «ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»
  • Цель: развитие чувства ритма.
  • Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском
  • стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться
  • вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по
  • краю сарафана.
  • Ход игры:

«Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в

руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

                                                                                        «ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»

Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,

металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты.

Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,

белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры:

дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

  1. «Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут
  2. погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание
  3. металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не
  4. обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»
  5. Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной
  6. последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим

инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал:игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

                                                                                                          «ЗАЙЦЫ»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

  •                                                                                                  «ПЕТУШОК»
  • Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.
  • Игровой материал:большой и маленький петушок.
  • Ход игры:
Читайте также:  Что такое считалка, как правильно её читать: определение, виды и примеры считалочек для детей

Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка – длинным движением.

                                                                                                   «БЕЛОЧКА»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры: проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из

  1. картинок и ритмично проговорить названия игрушки.
  2.                                                                                              «ТУК-ТУК, МОЛОТКОМ»
  3. Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.
  4. Ход игры:

выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук- тук, мо — лот — ком

мы по – стро — им но — вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

  • Как усложнение:
  • 1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую
  • партию по строчкам песни;
  • 2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –
  • палочкой по треугольнику.
  •                                                                                               «ПЕРЕДАЙ РИТМ»
  • Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
  • Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

                                                                                                    «КРУЖОЧКИ»

Цель: развитие ритма

Ход игры: музыкальный руководитель показывает детям, что большие кружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/2018-12-15-07-08-54.html

Картотека музыкально-дидактических игр

Опубликовано: 21:27:05 13-03-2017

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО. Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах  музыки, способность различать песню, танец, марш. Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.  Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

  • Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
  • Игровые действия: Угадывание  жанра, выполнение соответствующих движений.
  • Игровая цель: Угадать первым.
СОЛНЫШКО  И  ТУЧКА. Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная, грустная). Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.  Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

  1. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
  2. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.
  3. Игровая цель: Угадать первым.
ТИХО – ГРОМКО. Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (   ), не слишком громко (  ). Ход игры: Детям  раздают  игровые  полотна с карточками одного  цвета, но разной  насыщенности  тона, объясняя, что голубой  цвет соответствует  тихой  музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог  исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

  •  Рекомендуемые цветовые сочетания:
  • Для старших групп:           для младших  групп:
  • Голубой – синий
  •  — темно-синий                           голубой – синий
  • Розовый – красный              розовый – красный
  •  – бордовый                     желтый – коричневый 
  • Бледно-желтый –
  • оранжевый – коричневый      
  •  По-разному музыка может звучать.
  • Оттенки ее научись различать.
  • Громко и тихо я буду напевать,
  • Слушать внимательно, чтоб отгадать.
  •  Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко (  ), не слишком громко (  ).
  • Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.
  • Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.
  • Игровая цель: Угадать первым.
ТРИ ПОРОСЕНКА. Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа). Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

  1.  Программное содержание : Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.
  2. Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.
  3. Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
  4. Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.
УЗНАЙ БУБЕНЧИК. Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа. Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий. 

  •   Бубенчики висят,
  •   Качаются, звенят.
  •   Повторим мы их звон:
  •   Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
  •  Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.
  • Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.
  • Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
  • Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. 
УЗНАЙ  ПО  ГОЛОСУ. Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания. Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша:

  1. -Ко-ко-ко!
  2.     Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.
  3.  Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.
  4. Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.
  5. Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.
  6. Игровая цель: Собрать все картинки.
УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ.  Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов. Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

  • -Музыкальных инструментов  
  • Музыкальных инструментов
  • Знаем мы, ребята, три. 
  •  Знаем мы, ребята, пять.
  • А какой сейчас сыграет, 
  •  А какой сейчас сыграет,
  • Ну-ка быстро говори. 
  • Ты попробуй отгадай.    Музыкальных инструментов
  •                                           Знаем мы, ребята, семь.
  •                                           А какой сейчас сыграет
  •                                           Отгадаем дружно все.
  • Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
  • Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.
  • Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.
  • Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.
ЧЬЯ  МУЗЫКА ?  Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки. Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке. Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическое мышление: умение по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закреплять умение сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма).

  1. Игровые  правила: Прослушать фольклорный напев до конца, не мешать отвечать другим.
  2. Игровые действия: Отгадывать национальную принадлежность мелодии, выбирать соответствующее изображение.
  3. Игровая цель: Угадать первым.
Три цветка Дидактическая игра на определение характера музыки. Игровой материал Демонстрационный : три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»- Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки: 1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная) 2. Грустная, жалобная. 3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная. Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д. Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.ХОД ИГРЫ 1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их. Сладкий колпачок. Дидактическая игра на закрепление пройденного материала. Игровой материал Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один- для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.ХОД ИГРЫ Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под какой- забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком- угощение. Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. 
День рождения Дидактическая игра, на определение характера музыки.Игровой материал Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.  ХОД ИГРЫ Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт? Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
  • Дождик: кап! Ритмическая речевая игра для средней группы
  • Развитие чувства ритма

Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног. 1.Птица: кар. Кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши) Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям) Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами) 2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх) Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками) Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям) Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)

Сороконожка Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения. Выполняется без музыки. 1.Шла сороконожка  По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) 2.Вдруг закапал дождик: кап! -Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)  3.Насморк мне не нужен Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи) 4.грязи в дом не принесу Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой 5.И потопаю потом Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

Источник: http://a2b2.ru/methods/32598_kartoteka_muzykalno-didakticheskih_igr/

Ссылка на основную публикацию