Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по фгос

Одним из важнейших средств социализации является речь. Но способность разговаривать не даётся с рождения. Требуется время, чтобы малыш в полной мере овладел этим умением.

А родители и педколлектив дошкольного детского учреждения должны проявить терпение и немалый методический опыт, чтобы помочь ребёнку.

Одной из самых эффективных мер для полноценного развития речевого аппарата является артикуляционная гимнастика, которой уделяется внимание на всех возрастных этапах, в том числе и в средней группе детского сада.

Цели и задачи артикуляционной гимнастики

Качество звукопроизношения зависит от того, насколько упругие и сильные у ребёнка подвижные органы артикуляционного аппарата:

  • язык;
  • нёбо;
  • губы;
  • нижняя челюсть.

Для разработки речевого аппарата используется комплекс упражнений, укрепляющий мышцы подвижных органов, участвующих в процессе артикуляции. Такие задания и составляют артикуляционную гимнастику.

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС

Чем активнее работают органы речи, тем выше качество произношения у ребёнка

Цели:

  • Разработка силы, гибкости органов речи.
  • Дифференцирование движений на всех уровнях артикуляции, необходимых для правильного звукопроизношения.
  • Тренировка органов артикуляции к речевым нагрузкам.
  • Отработка возможных комбинаций положений всех составляющих артикуляционного аппарата к произношению разных звуков.
  • Составление комплексов в зависимости от возможности малышей произносить те или иные фонемы родного языка.

На реализацию поставленных целей в средней группе ДОУ направлено решение следующих задач:

  • ввести понятия верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубками;
  • научить делать язычок широким и тонким одновременно;
  • выработка точности движений всех органов речи;
  • развитие умения выполнятьупражнения в заданном темпе и с приложением определённой силы;
  • тренировка способности переключаться на разные типы упражнений;
  • отработка движений органов, принимающих участие в звукопроизношении (умение удерживать указанное положение в течение определённого времени);
  • развитие памяти, кинестетических ощущений, внимания, наглядного и слухового восприятия;
  • воспитание самоконтроля и самодисциплины.

Методика проведения гимнастики в средней группе ДОУ

Для каждого возраста есть свои определённые аспекты тренировки аппарата, артикулирующего единицы речи. Для детей 4–5 лет это правильное произношение всех звуков родного языка, а также особое внимание обращается на звуки т, д, н, к, г, х, ы.

Это интересно. После освоения звукопроизносительных норм для детей средней группы начинается отработка с, сь, з, зь и ц.

Виды заданий

Упражнения гимнастики могут быть:

  • статическими (задержка одной артикуляционной позы – «Чашечка», «Трубочка», «Парус», «Хоботок» и т. д.);
  • динамическими (переход от одного положения органов речи к другому – «Качели», «Лошадка», «Лопатка», «Часики» и т. д.).

Видео: комплекс из статических и динамических упражнений в стихах

Приёмы

Любой элемент образовательной программы в детском саду нуждается в тщательном выборе методик для его отработки. Артикуляционная гимнастика не является исключением, поэтому так важно выбрать подходящую комбинацию приёмов.

  1. Игра. Это ведущий вид деятельности дошкольников, так что без него не обойтись и при проведении артикуляционной гимнастики.
  2. Сюжетность. Если указания для выполнения упражнений будут не просто директивами, а заданиями сказочных персонажей, попавших в нелёгкие ситуации и обратившихся с просьбой о помощи, то малыши станут заниматься с гораздо большей отдачей. К примеру, ситуация, когда у Маши из популярного мультфильма выпал передний зуб и её перестали понимать окружающие. Можно объединить несколько комплексов героем по имени Весёлый Язычок, который приглашает малышей повеселиться вместе с ним.
  3. Стихотворная форма. Рифмовки помогают не только лучше запомнить последовательность упражнений, но и создают позитивный эмоциональный фон за счёт хорового повторения слов.
  4. Общение. В 4–5 лет дети уже вполне внушаемы. Так что периодически стоит беседовать с подопечными о пользе проведения гимнастики, чтобы красиво и понятно говорить, а значит, заводить новых друзей, участвовать в разных играх.Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС

    Беседуя с детьми, воспитатель помогает им избежать ошибок в выполнении артикуляционных упражнений

  5. Наглядность. Поскольку малышам бывает сложно донести указания о положении того или иного органа речевого аппарата, то картинки с крупными изображениями рта в процессе произношения звуков будут очень к месту. Это могут быть целые серии картинок с одним героем, занимающимся разработкой определённого комплекса звуков.

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС Упражнение «Бегемотик» тренирует умение плавно открывать и закрывать рот Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС Упражнение «Комарик» работает на тренировку подвижности передней части языка Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС Цель упражнения «Дятел» — развивать подвижность языка Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС Упражнение «Лошадка» направлено на укрепление мышц языка Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС Выполнение упражнения «Слоник» тренирует мышцы губ

Все составляющие работы, направленной на улучшение качества звукопроизношения, подразумевают выполнение определённых условий, обозначенных требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по организации процессов педагогического взаимодействия с ребятами в детских садах.

  1. Комплекс состоит из 6 упражнений в месяц.
  2. Задания из комплекса выполняются 3–4 раза каждый день (по одному или все вместе).
  3. Планирование заданий артикуляционной гимнастики делается на 1–2 недели. В этом комплексе новым может быть только одно упражнение, остальные — на закрепление. Так, каждые 7–14 дней малыши учат новое задание.
  4. Составление еженедельного набора упражнений основывается на соблюдении соотношения 1:2, то есть 1 статическое задание на 10–15 секунд и 2, требующих динамики.
  5. В начале разработки комплекса количество повторов не должно быть больше 2–3 раз. Постепенно на каждое задание будет приходиться по 10–15 подходов.
  6. Подборка упражнений идёт от лёгкого к сложному.
  7. Комплексы выполняются сидя. Такая поза позволяет расслабить тело, выпрямить спину и придать рукам и ногам спокойное положение.
  8. При выполнении заданий на разработку органов речи малыш должен сидеть лицом к взрослому, демонстрирующему образец для подражания. При этом важно, чтобы ребёнок самостоятельно проводил мониторинг соответствия выполняемых заданий образцу. С этой целью детям предлагается заниматься перед небольшим зеркалом (размера 9х12 см будет вполне достаточно).Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС

    Зеркало помогает малышам оценить, насколько правильно они выполняют все движения

  9. Чтобы легче запомнить комплекс артикуляционной гимнастики, детям предлагаются задания в виде образов. А поскольку одно и то же упражнение может встречаться в разных комплексах, для каждого можно придумать 2–3 названия. Например, упражнение «Трубочка» может переименоваться в «Хоботок», «Дудочку», «Трубу». Эти названия подбираются в зависимости от темы занятий в конкретный день.
Читайте также:  Аппликация «домашние и дикие животные» в средней группе: конспект занятия, ёжик, зайчик, белка и другие темы + фото

Как было отмечено, каждый комплекс включает 1 статическое и 2 динамических упражнения. На весь комплекс уходит 5–7 минут, то есть в среднем по 2–2,5 минуты на каждое из 3 заданий.

Важный нюанс: на новое упражнение необходимо отвести чуть больше времени, до 3 минут, компенсировав задержку сокращением хронометража уже хорошо известных позиций.

Работа над каждым заданием проводится по следующей схеме:

  • объяснение педагогом порядка выполнения упражнения — 0,5 минуты;
  • показ взрослым образца — 0,5 минуты;
  • работа малышей под контролем воспитателя — 1–1,5 минуты.Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОСИзучение детьми нового упражнения занимает больше времени, а иногда требует и участия рук для придания губам или языку правильного положения

Артикуляционные упражнения проводятся не только в качестве физкультминуток или в перерывах между занятиями, но и в виде структурного элемента на занятиях, посвящённых речевому развитию.

Таблица: пример конспекта занятия (фрагмент)

Анализ и оценка

Выполнение артикуляционной гимнастики как систематический аспект образовательного процесса нуждается в регулярном мониторинге.

Так можно сделать вывод об уровне владения малышом речью, а также о прогрессе качества звукопроизношения. Промежуточный анализ проводится каждый месяц, а итоговый — раз в полгода по одному и тому же образцу.

За каждый критерий оценивания выставляются баллы в количестве от 1 до 5.

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС

Оценка качества выполнения гимнастики зависит от правильности её проведения, в частности, обеспечены ли малышам комфортные условия, зеркала и пр. для работы

Таблица: схема оценки качества выполнения артикуляционных упражнений

Речь — это то, что приобретается ребёнком в процессе развития. И основной этап этого психофизического роста приходится на время, когда малыш начинает посещать дошкольное детское образовательное учреждение.

Артикуляционная гимнастика для средней группы детского сада играет важную роль в формировании и отработке правильного произношения звуков.

При разработке комплекса упражнений педагог должен руководствоваться требованиями к выбору заданий, а также тематикой занятий в конкретный временной отрезок.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-artikulyatsionnoy-gimnastiki-v-sredney-gruppe.html

Артикуляцион­ная гимнастика

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе детского сада по ФГОС

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика может проводиться:

  • Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;
  • Индивидуально;
  • Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.
  • В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические — многократное повторение одного и того же движения.
  • К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.
  • Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «маятник», «лопатка-иголка».
  • Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:

  • Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
  • Учет конкретной формы нарушенного произношения;
  • Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

  • губ,
  • нижней челюсти,
  • языка,
  • мягкого нёба,
  • мимической мускулатуры (щёк).

А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

  • Для заднеязычных звуков;
  • Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
  • Для губных звуков;
  • Для свистящих звуков;
  • Для шипящих звуков;
  • Для сонорных звуков;
  • Для мягких звуков;
  • Для звонких звуков.

Данные комплексы предлагают при подгрупповой или индивидуальной работе.

Упражнения могут выполняться активно (самостоятельно ребенком) и пассивно (с участием логопеда, воспитателя, родителей). Пассивные постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные.

Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к логопеду.

Это дает возможность развитию кинестезии или кинетических ощущений, как «базальных компонентов речи» (Павлов), необходимых для произношения звуков.

Кинестезия (кинетические ощущения) — это ощущения положений и движений органов артикуляции.

Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, увеличивая под счет. Упражнения прекращают выполнять при гиперемии (покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку.

  • Улыбнись
  • Покажи зубы,
  • Приоткрой рот,
  • Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.
Читайте также:  Конструирование в детском саду, его виды, конспекты занятий по фгос

Методика проведения упражнения:

  • логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;
  • предлагает образец выполнения упражнения;
  • контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада — после общей зарядки перед завтраком.

Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей.

За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка и у взрослого. При проведении пассивной гимнастики стерильные салфетки, латок для использованных салфеток. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.

  1. Вывод:Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.
  2. Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.

Упражнения для язычков

Язычок делает зарядку для звука С и З 

Язычок делает зарядку для звука Ш и Ж 

Язычок делает зарядку для звука Л

Язычок делает зарядку для звука Р 

Просмотров этой страницы: 12276

Источник: http://berezka.sokik.ru/articulating_gymnastics.html

Картотека Артикуляционная гимнастика в средней группе

  • А ртикуляционная гимнастика
  • № 1. «Рыбка шевелит губами»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Смыкать и размыкать губы.
  • № 2. «Птенцы»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Широко открывать и закрывать рот.
  • №3. «Улыбка»
  • Цель: развитие артикуляционного аппарата.
  • Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
  • (удерживать до 10).
  • №4. «Трубочка»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Вытянуть губы вперед, как хоботок.
  • (удерживать до 10).
  • № 5. «Улыбка-трубочка»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Ч ередовать до 10 раз.
  • №6. «Лопаточка»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Рот открыт, удерживать широкий язык на
  • нижней губе под счет: до 5, до 10…
  • №7. «Вкусное варенье»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Улыбнуться, открыть рот, широким языком
  • в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
  • №8. «Заборчик»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
  • Удерживать до 10.
  • № 9. «Бублик»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть
  • вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были

видны. Удерживать.

  1. № 10. «Шарик»
  2. Цель: развитие артикуляционного аппарата.
  3. Надуть щёки, сдуть щёки.
  4. №11. «Часики»
  5. Цель: развитие артикуляционной моторики.
  6. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед
  7. и работать им слева направо, из одного угла рта

в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

№12. «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка.

(8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить:

  • Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
  • № 13. «Качели»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх,
  • к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается:
  • вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
  • №14. «Непослушный язычок»
  • Цель: развитие артикуляционного аппарата,
  • расслабление мышц языка.
  • Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю
  • губу и, пошлепывая его губами, произносить:
  • «пя-пя-пя», «пя-пя-пя»… (10 раз).
  • №15. «Веселая змейка»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед,
  • то спрятать (8-10 раз).
  • № 16. «Пятачок»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить
  • им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).
  • №17. «Посчитаем нижние зубки»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка
  • упереться в каждый нижний зуб по очереди.
  • Челюсть не двигается.
  • №18. «Сдуй ватку с ладошки»
  • Цель: развитие артикуляционной моторики.
  • Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на
  • ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со
  • стола, с ладошки другого ребенка.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou/348867-kartoteka-artikuljacionnaja-gimnastika-v-sred.html

Комплекс артикуляционной гимнастики детям 4-5 лет в средней группе

Внимательно изучив статистические данные, специалисты пришли к выводу, что у каждого второго ребенка имеются проблемы с произношением некоторых звуков.

Для исправления такого рода недостатков необходимо обращаться к логопеду или воспитателю, который должен общаться и заниматься с малышом. С помощью специальных занятий речь ребенка улучшается, становится чище и понятнее из-за устранения нарушений произношения звуков.

Одной из популярных форм работы в данном направлении является артикулярная гимнастика для детей 4-5 лет.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для языка для детей 4-5 лет является комплексом специальных упражнений, предназначенных для улучшения функциональности органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика в саду

С помощью таких занятий у ребенка происходят следующие изменения:

  • повышается подвижность языка, мягкого неба и челюстного аппарата;
  • укрепляются мышечные ткани щек, губ и языка;
  • закрепляется способность удерживать язык и зубы в нужном положении;
  • развивается детская координация движения артикуляционных органов.

Ежедневное выполнение такого вида гимнастики способствует выработке правильного произношения тех или иных звуков.

Обратите внимание! Если на протяжении долгого времени игнорировать проблемы в речи и не заниматься с ребенком, это приведет к тому, что в будущем он столкнется с трудностями в грамотном произношении. Также не исключено снижение успеваемости в школе.

Для занятий с дошкольниками следует отдавать предпочтение лексическим упражнениям в игровой форме, чтобы детям было интересно.

Артикуляционная гимнастика может быть как коллективной, так и индивидуальной, но при ее проведении обязательно нужно использовать зеркало.

Оптимальное время для занятий — это раннее утро или вечер, продолжительность уроков должна составлять не более 15 мин, в процессе которых нужно успеть выполнить 5-6 упражнений.

Читайте также:  Как правильно держать ручку и карандаш при письме — простые способы научить ребенка

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой для детей 4-5 лет

Многие родители задаются вопросом, как же распознать первые тревожные звоночки, и что именно скрыто за причинами для занятий по артикуляции. Благодаря тому, что упражнения были начаты своевременно, у ребенка начинает развиваться речевой слух, речь становится правильной и чистой, и грамотно говорить дошкольник сможет уже без посторонней помощи.

У малышей с тяжелой формой нарушения звукопроизношения после месяца занятий гимнастикой с логопедом наблюдается стремительное исправление дефектов речи. Дети, у которых правильное, но вялое звукопроизношение, также должны заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы избавиться от «каши во рту».

Обратите внимание! С помощью четкого и внятного произношения звуков дошкольнику легче учиться писать, поскольку это является основой при обучении письму.

Занятия ребенка с логопедом

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

Занятия по артикуляции нужно проводить в сидячем положении, чтобы ребенок сидел прямо и имел возможность в любой момент расслабить тело, руки и ноги. Квалифицированные специалисты рекомендуют начинать зарядку с упражнений для губ.

  Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж

Важно! Малыш должен хорошо видеть лицо родителя или логопеда, а также свое лицо, чтобы осуществлять самостоятельный контроль за правильностью выполнения упражнений. Для этих целей желательно пользоваться настенным или ручным зеркалом.

В педагогике существует несколько основных правил, как проводить уроки по артикуляционной гимнастике. К основным из них относят следующие:

  • С помощью игровых приемов воспитатель должен рассказать ребенку о предстоящих занятиях, а также показать выполнение каждого упражнения на своем примере.
  • Если малышу трудно выполнить какое-то движение, ему нужно помочь, используя для этого чистый палец, шпатель или чайную ложку.
  • Чтобы дошкольник определил для себя правильное положение языка, нужно намазать его верхнюю губу медом, вареньем или еще чем-нибудь сладким. Ребенок инстинктивно оближет губу, и его язык ляжет так, как нужно.

Логопед или воспитатель, который проводит образовательную артикуляторную зарядку, должен обязательно следить за тем, как дети выполняют движения.

Особое внимание нужно уделять плавности, точности, устойчивости и темпу выполнения.

Движения абсолютно каждого органа артикуляции должны быть симметричными по отношению к левой и правой стороне лица, иначе никакого результата от таких уроков не будет.

Гимнастика для языка детям

С помощью гимнастики для языка не только укрепляются его мышцы, но и отрабатываются правильные движения. Благодаря урокам по артикуляции малыш готовит свой язык, чтобы правильно произносить звуки, вырабатывает умение владеть языком и изменять его положение.

Логопеды выделяют несколько эффективных и наиболее популярных игр для улучшения звукопроизношения, а именно «Птичку», «Горку» и «Качели».

Выполняя «Птичку», ребенок должен высунуть язык, после чего полностью расслабить его, пошлепать им себя по губам и положить на нижнюю губу. Держать в таком положении не менее 20 сек.

Во время «Горки» и «Качелей» малыш должен поочередно касаться языком своего носа и подбородка.

Требования к занятиям для детей 4-5 лет

Уроки по артикуляции для детей 4-5 лет должны быть красочными и интересными. Игровая форма подачи способствует тому, что ребенок быстрее и охотнее начнет осваивать тонкости произношения звуков. Словесные описания желательно усиливать с помощью визуальных образов и ярких иллюстраций с изображениями для каждого урока.

  Дефектологическая помощь в образовательных учреждениях дошкольникам

Поскольку малыши четырех-пяти лет не способны концентрировать свое внимание на чем-то одном на протяжении долгого времени, продолжительность гимнастики должна составлять 10-15 мин каждый день.

Обратите внимание! Статические упражнения должны чередоваться с динамичными, чтобы дошкольник не заскучал на уроке. В ходе объяснения правил игры рекомендуется использовать элементы мультиков или сказок о животных. К примеру, при упражнении «Хоботок» можно предложить дошкольнику сыграть роль слоника, который должен научиться втягивать свой хобот.

Упражнения для артикуляционной гимнастики в средней группе ДОУ

Все упражнения делятся на статические, в процессе которых задерживается одна артикуляционная поза, и динамические с переходом от одного положения речевых органов к другому («Часики», «Лошадка», «Хоботок»). Чтобы пояснить дошкольнику, в каком положении должен находиться орган речевого аппарата, можно использовать крупные иллюстрации рта в момент произношения того или иного звука.

С детьми дошкольного возраста логопеды довольно часто играют в «Собачку», в процессе которой нужно широко открыть рот и высунуть язык в расслабленном состоянии на нижнюю губу. В таком положении язык следует держать не менее 5 сек., после ребенок должен спрятать его, сглотнуть слюну и отдохнуть.

Обратите внимание! Через пару минут приступить к повторному выполнению упражнения, сделав его еще 5-6 раз.

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе по ФГОС с целями

Картотека упражнений по артикуляции состоит из множества упражнений, среди которых такие игры, как «Бегемотик», «Мостик» и «Вкусный мед».

В процессе упражнения «Бегемотик» ребенок просто должен научиться широко открывать и закрывать рот, а во время «Мостика» малышу следует открыть рот и выгнуть спинку языка таким образом, чтобы его кончик упирался в нижние зубы изнутри ротовой полости.

В таком положении нужно держать язык 5 сек., после чего потихоньку сблизить и сжать зубы, полностью закрыв рот. «Мостик» находится за закрытыми зубами.

На следующем этапе малыш должен расслабить и выпрямить язычок, сглотнуть слюну и отдохнуть. Упражнение следует повторить не менее 4-5 раз.

 Что касается упражнения «Вкусный мед», то здесь дошкольнику нужно широко открыть рот и кончиком язычка провести по верхней губе, сначала по направлению справа-налево, а потом наоборот.

Нижняя челюсть при этом должна находиться в неподвижном состоянии. После 5-8 подходов язык нужно убрать, закрыть рот и расслабиться.

Для формирования и отработки правильного произношения звуков артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет очень важна. Разрабатывая эффективный комплекс занятий в детском саду, логопед обязательно должен брать во внимание тематику упражнений в каждый конкретный промежуток времени.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/kompleks-artikulyatsionnoj-gimnastiki-detyam-4-5-let-v-srednej-gruppe

Ссылка на основную публикацию