Игры (в том числе дидактические) по обж в средней, старшей, подготовительной, младшей группе детского сада

Саяпина Л. И., Кузнецова Н. А. Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/124/4171/ (дата обращения: 23.10.2019).



В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описание.

Ключевые слова: дошкольное образование, безопасность детей, дидактические игры.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием взрослого, под влиянием впечатлений окружающего мира. Особенно дети подготовительной группы, которые более осознанно начинают воспринимать все происходящее в мире и готовятся к прочному усвоению знаний в дальнейшем в школьном обучении [2, с. 52].

Осуществляя образовательную деятельность в дошкольном учреждении, воспитатели реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которая выдвигает определенные требования по основам безопасной жизнедеятельности детей.

Обучая детей навыкам безопасности жизнедеятельности, решаются задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В ней, наряду с традиционными задачами по охране и здоровью жизнедеятельности, выдвигаются требованию к сформированности у детей дошкольного возраста умений, необходимых в быту, социуме и на природе относительно безопасной жизнедеятельности [1, с. 32].

Детей дошкольного возраста отличает высокая двигательная активность, которая в зачастую может привести к травмоопасным ситуациям. Об этом свидетельствуют данные медицинской статистики, а также в медицинских исследованиям обнаружено, что именно в дошкольном возрасте установлен наибольший процент травматизма в быту [2, с. 46].

Дошкольник имеет предрасположенность к несчастным случаям, а связано это, прежде всего с незрелостью коры головного мозга, быстрым истощением нервной системы, неспособностью правильно оценивать обстановку, недостатком знаний об источниках опасности. Именно поэтому важно создавать для детей дошкольного возраста условия по формированию безопасной жизнедеятельности.

Большая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игре- важнейшему виду деятельности, так как именно этот вид деятельности для детей дошкольного возраста является основным.

Дети лучше понимают и усваивают определенные нормы играя, они воспринимают это как занимательный процесс, а не учение. Следовательно, сформировать опыт безопасного поведения у детей в быту посредством наиболее эффективно можно через дидактические игры [1, с.

29]. Дидактические игры помогут в решении следующих задач:

− обогатить представления детей об основных источниках и видах опасностей в быту;

− познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения;

− сформировать у них осторожное и осмотрительное отношение к опасным ситуациям; развивать у воспитанников интерес к правилам безопасного поведения [3, с. 55].

Еще советский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста во многом зависит от умений и профессионального мастерства воспитателя, от его знаний возрастной психологии, учета индивидуальных особенностей детей и умелого взаимодействия с детьми. Немаловажным является и правильная организация работы, а также верное применение методических приемов в работе с дошкольниками.

Для формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста предлагаем ряд дидактических игр:

1. Телефон.

Цель: познакомиться с номерами телефонов служб помощи.

Содержание игры: детям предлагается определенный номер телефона, а им нужно по нему позвонить и вежливо попросить о помощи.

2. Исправим ошибки ребят!

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и пожарной безопасности.

Содержание игры: дети получают картинки, в которых другие ребята нарушают правила безопасности, их задача исправить ошибки.

3. Горит или не горит?

Цель: уметь классифицировать предметы по признаку возгорания.

Содержание игры: Дети получают различные предметы и определяют, опасен ли этот предмет или безопасен, как правильно им пользоваться.

4. Кому что нужно?

Цель: сформировать представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.

Содержание игры: Детям предлагается определенная профессия, их задача назвать, какие предметы необходимы представителю этой профессии для работы

5. Запретим или разрешим?

Цель: закрепить знания детей об основных требованиях безопасности и т. д.

Содержание игры: Воспитатель детям рассказывает выдуманные истории про других детей, а дошкольники отвечают, согласны ли они с действиями ребят из истории.

6. В гостях у пожарника.

Цель: закрепить знания о первичных средствах пожаротушения, описывать предмет, узнавать его по описанию.

Содержание игры: детям организовывается виртуальная экскурсия в гости к пожарнику, где они должны продемонстрировать свои знания о пожаре.

7. Дорожные знаки.

  • Цель: формирование у детей понимания и умелого применения дорожных знаков.
  • Содержание игры: каждый ребенок получил задание нарисовать определенный дорожный знак, после чего другие дети должны рассказать все, что знают о каждом дорожном знаке.
  • Часы безопасности
  • Игры (в том числе дидактические) по ОБЖ в средней, старшей, подготовительной, младшей группе детского сада Игры (в том числе дидактические) по ОБЖ в средней, старшей, подготовительной, младшей группе детского сада

1. Задачи: систематизировать и закреплять знания детей о дорожном движении, дорожных знаках. Продолжать знакомить и закреплять знания детей о том, что есть знаки:

  1. 1) Предупреждающие
  2. 2) Запрещающие
  3. 3) Информационно-указательные.
  4. С помощью игровой информации дети должны осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Способы игры: играть в игру можно самим детям и с взрослыми. Игра предусматривает несколько вариантов игровой деятельности.

  • − Игра-лото дорожных знаков
  • − Чудесный мешочек
  • − Найди знак, о котором прослушал стих или загадку
  • Оборудование и элементы к игре.
  • − Чудесный мешочек с деревянными дорожными знаками, стихами, загадками к ним
  • − мешочек с дорожными знаками для игры в лото
  • − деревянные карты — полоски с изображением дорожных предупреждающих и запрещающих знаков
  • − дополнительные стихи и загадки собранные в отдельный сборник
  • Ожидаемый результат: с помощью игровой деятельности с детьми и применения воспитателем игрового, обучаемого пособия на занятиях по безопасности дети легче и быстрее выучат знаки и правила дорожного движения.

С детьми также можно также обыграть различные ситуации, например «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», где главными действующими лицами будут являться дети. Обыгрывание различных ситуаций делает игру увлекательной и позволяет ребенку окунуться в жизненную реальность [4, с. 61].

Таким образом, все проблемы по безопасности жизнедеятельности, которые так необходимо знать и уметь решать детям в дошкольном возрасте осознаются ими в игровых ситуациях.

Задача педагогов дошкольного образования — создать для ребенка условия, в которых он мог бы осваивать необходимые знаний, помочь детям дошкольного возраста выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, потому, как игра необходима для здоровья ребёнка. Она делает его жизнь содержательней¸ полной и создает уверенность в своих силах.

Литература:

  1. Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская– СПб.: Юный ученый, 2010.
  2. Иванова, Л. В. Безопасность малыша / Л. В. Иванова. — СПб.: Издательский Дом «Литература», 2011.
  3. Шалаева, Г. П. Новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева. — М., 2011.
  4. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т. А. Шорыгина. — М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, содержание игры, игра, безопасная жизнедеятельность, дорожное движение, знание детей, безопасное поведение, дошкольное образование, знак.

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного… Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам…

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по предотвращению…

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило. Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков». Цель игры: создание доступной среды для детей и родителей по обучению правилам…

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном… Формирование основ безопасности у…

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по…

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через… Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

  1. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные
  2. Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту.

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение…

Обучение детей правилам дорожного движения требует от воспитателей определённых

Проект посвящён актуальной проблеме — воспитание у детей дошкольного возраста

Закрепить знание детей о знаках дорожного движения. Занятие с инспектором ГИБДД.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4171/

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Игры (в том числе дидактические) по ОБЖ в средней, старшей, подготовительной, младшей группе детского сада

Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности

для детей старшего дошкольного возраста

  1. «Скорая помощь»

  2. «Когда грозит опасность»

  3. «Я не должен»

  4. «Как бы ты поступил?»

  5. «Телефон»

  6. «Наши помощники растения»

  7. «Знакомый, свой, чужой»

  8. «Мы – спасатели»

  9. «1, 2, 3, что может быть опасно – найди»

  10. «Выбери съедобные грибы и ягоды»

  11. «Подбери Танюшке игрушку»

  12. «Что мы знаем о вещах»

  13. «Я иголки не боюсь»

  14. «Осторожность»

  15. «Основы безопасности в доме»

  16. «Как избежать опасностей?» (дома)

  17. «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»

  18. «Так и не так»

  19. «Домик Улитки»

  20. «Часы безопасности»

  • Дидактические игры по безопасности в детском саду.
  • Цели:
  • стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, воспитание  в детях потребности к здоровому образу жизни; 
  • обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, в природе, и в различных жизненных ситуациях;
  • формирование умения и навыов безопасного поведения.
  • Игра №1 «Скорая помощь»
  • Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
  • Материал:: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

  1. Игра №2 «Когда грозит опасность»
  2.  Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.
  3.  Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.
  4.  Описание: дети получают картинку , называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.
  5. Игра №3 «Я не должен»
  6.  Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.
  7.  Материал: сюжетные картинки , связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен»(например, изображение знака « — «).
  8.  Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.
  9. Игра №4 «Как бы ты поступил?»
  10.  Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.
  11.  Материал : сюжетные картинки по проблеме, призы.
  12.  Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
  •  незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
  •  незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
  •  незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
  •  За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.
  • Игра №5 «Телефон»
  •  Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.
  •  Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.
  •  Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.
  • Игра №6 «Наши помощники растения»
  • Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
  • Материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Читайте также:  Конспект занятия (нод) к дню победы 9 мая для старшей группы детского сада

Описание: игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

  1. Игра №7 «Знакомый, свой, чужой»
  2.  Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».
  3. Материал: мяч.

 Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего.

Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать.

Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

  • Игра №8 «Мы — спасатели»
  •  Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
  •  Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
  •  Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.
  • Игра №9 «1,2,3, что может быть опасно — найди»
  •  Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.
  •  Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы

 Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

  1. Игра №10 «Выбери съедобные грибы и ягоды»
  2.  Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
  3.  Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

 Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

  • Игра №11 «Подбери Танюшке игрушку»
  •  Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
  •  Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.
  •  Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
  • Игра №12 «Что мы знаем о вещах»
  •  Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
  •  Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

 Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета.

Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку.

При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

  1. Игра №13 «Я иголки не боюсь»
  2.  Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание , усидчивость.
  3.  Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
  4.  Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
  5. Игра №14 «Осторожность»

Цель: Познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.

  • Материал: Большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями, как надо поступить, чтобы избежать неприятных последствий.
  • Правило: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.
  • Описание:

Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой.

Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте.

Этот игрок становится водящим.

  1. Вариант 1
  2. Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.
  3. Вариант 2

Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.

Игра №15 «Основы безопасности в доме»

Цель: Познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Материал: Карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.

Описание: ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.

  • Вариант 1
  • Перед тем, как закрыть окошко ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.
  • Вариант 2

Игрокам поровну раздаются большие карточки. Маленькие карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. По жребию один из игроков начинает «ходить», то есть тянуть из общей стопки одну маленькую карточку.

Вытянув, кладет лицевой стороной вверх, и все игроки смотрят, у кого есть пустая ячейка, соответствующая изображенной вверху его листа положительной ситуации. Если игрок «узнал» ситуацию, он закрывает маленькой картинкой пустое окошечко внизу своего игрового листа.

Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые окошки на своих игровых картах.

Игра №16 «Как избежать опасностей?» (дома)

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.

Материал: сюжетные картинки, знаки опасности Х, ! правила безопасности в стихах.

Описание: ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

Вариант 1

Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.

  1. Вариант 2
  2. Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.
  3. Игра №17 «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»
  4. Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.
  5. Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
  6. Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х — нельзя самому пользоваться

! — осторожно пользоваться.

Описание: ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

  • Вариант 1
  • Проведение игры в игровом уголке старшей группы.
  • Вариант 2

У каждого ребенка по два условных знака Х ! .Пока ведущий считает, дети кладут знаки возле опасных предметов. За каждый правильный ответ ведущий дает приз.

  1. Игра №18 «Так и не так»
  2. Цель: Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
  3. Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).

Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.

Описание: воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.

Вариант 1

Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.

  • Игра №19 «Домик Улитки»
  • Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
  • Правило: Соблюдать очередность.
  • Материал: Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.
Читайте также:  Дидактические и другие виды игры по пдд в средней группе детского сада, картотека с примерами тем

Описание: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.

  1. Вариант 1
  2. Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.
  3. Вариант 2
  4. Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.
  5. Игра №20 «Часы безопасности»
  6. Цель: формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
  7. Материал: фишки, круглое поле со стрелкой, на котором изображены предметы.
  8. Описание:
  9. 1 вариант
  10. В игре участвуют от 1 до 3 человек.

Дети по очереди крутят стрелку на «часах». Ребенок, рассмотрев внимательно предмет, рассказывает, для чего он предназначен, чем может быть опасен и правила обращения с ним. За полный и правильный ответ ребенок получает фишку.

2 вариант

В игре участвуют 2 человека.

Ребенок крутит стрелку. Затем задает вопросы своему сопернику о том, как нужно пользоваться этим предметом, чтобы не произошло беды. Если ребенок отвечает правильно, то получает право следующего хода. А если затрудняется ответить, то ребенок, который задавал вопрос, должен ответить сам.

Источник: https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-obzh-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2596882.html

Картотека игр по ОБЖ для старшей и подготовительной групп по ФГОС

Дидактические игры — дополнение к занятиям, направленным на овладение навыками безопасности в быту и уличной среде. Их использование позволяет максимально вовлечь каждого ребёнка в обучающий процесс, удерживать интерес к происходящему действию, пополнять и систематизировать относящиеся к изучаемой теме понятия. Игра может объединить ребят в команду или стать индивидуальным заданием

Картотека дидактических игр по ОБЖ в детском саду

Дидактические игры по ОБЖ формируют детское представление о причинах возникновения опасных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни малыша. Играя, ребёнок узнаёт о правилах безопасного поведения дома и на улице, уясняя, как необходимо действовать в обсуждаемой ситуации.

Виды игр и картотека тем для различных групп

Для достижения поставленных целей используются разнообразные игровые средства и атрибуты.

  • Различные лото, тематические настольные игры, сюжетные картинки, направлены на развитие внимания;
  • Театрализация, наглядные пособия и ролевые игры побуждают малышей многократно проигрывать описанную ситуацию. Полученный в игре бесценный жизненный опыт учит предугадывать опасность и избегать её.

Важно знать! Дошколята нуждаются в положительной оценке производимых ими действий со стороны взрослых. Это убеждает малыша в правильности принятого решения, делает его увереннее и даёт чувство защищённости.

Выделяются основные разделы программы по ОБЖ, которые являются отправной точкой в планировании тематических занятий.

  • Здоровье.
  • Правила поведения на улице.
  • Безопасность в квартире.
  • Взаимоотношения с другими людьми.
  • Экология.

В зависимости от возрастной группы и образовательных задач, выбирается форма проведения занятия. Это может быть беседа, викторина, совместная деятельность или ролевая игра.

Картотека с целями игр по ОБЖ в подготовительной группе

Картотека по ОБЖ в подготовительной группе по ФГОС с целями закрепления материала, изученного в предыдущие годы, направлена на обобщение и систематизацию знаний и умение избегать опасных для жизнедеятельности ситуаций. Для этого подходят настольные игры, творческие задания, совместная деятельность, беседы и игровые ситуации. Картотека с целями игр по ОБЖ в подготовительной группе направлена на решение следующих задач:

  • Будущим первоклассникам важно уметь вести себя на улице, в транспорте; уметь правильно переходить дорогу; знать и соблюдать правила дорожного движения для пешехода.
  • К окончанию детского сада у ребят должны быть сформированы привычки, способствующие здоровому образу жизни, соблюдению личной гигиены; должны быть развиты навыки самообслуживания. Ребятам прививается бережное отношение к здоровью, воспитывается негативное отношение к поступкам, способным нанести вред организму.
  • Ребёнок старшего дошкольного возраста должен иметь отчётливое представление о бытовых предметах, представляющих опасность, знать правила противопожарной безопасности.
  • В возрасте 6-7 лет ребёнку необходимо обладать чёткими представлениями о поведении в общественных местах, умении выстраивать отношения с другими людьми, быть вежливым и воспитанным.

Важно! Особое внимание уделять возможным последствиям от знакомства и общения с неизвестными или малознакомыми людьми.

Картотека с целями игр по ОБЖ в старшей группе

Картотека по ОБЖ в ДОУ ст группа должна обеспечивать изложение материала в соответствии с основными возрастными особенностями малышей, ведущим видом деятельности которых является игра. «Проживая» ситуацию, ребёнок не остаётся равнодушным к происходящему, без особых усилий воспринимает информацию, лучше запоминает алгоритм действий.

  Мышление дошкольника: виды и методики развития

Картотека с целями игр по ОБЖ в средней группе

Дидактические игры по безопасности в средней группе и воспитанников младших групп в большей степени сводятся к первичному знакомству с новыми понятиями. Ребята получают информацию, «путешествуя» по волшебным странам, встречаясь там с любимыми героями мультфильмов и сказочными персонажами.

Надо помнить! Отличительной чертой четырёхлетних слушателей является выраженная двигательная активность.

Такое качество важно использовать в процессе преподавания. Часть материала должна подаваться в виде пальчиковых игр, хороводных движений, физкультминуток. Это не позволяет ребёнку потерять интерес и утратить внимательность.

Планы занятий по ОБЖ

В обеспечении знаний о безопасности и здоровом образе жизни немаловажную роль играют и экологические вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

Участие в совместной деятельности родителей повышает значимость осуществляемого проекта в глазах подрастающего поколения.

Для подобного взаимодействия можно использовать конкурсы и выставки семейных работ, проводить Дни открытых дверей, во время которых родители будут не только приглашёнными наблюдателями, но и смогут активно поучаствовать в викторинах, театрализациях и играх своих детей.

Важно знать! Цели занятия по ОБЖ должны соответствовать общим образовательным задачам детского учреждения, возрастным особенностям воспитанников и проводиться в увлекательной, понятной для ребёнка форме.

План-конспект занятия по ОБЖ для подготовительной группы

В конце осени, начале зимы своевременно провести цикл бесед о правилах безопасности на природе в зимнее время. Воспитатель просит вспомнить последовательность времен года. Предлагает перечислить ребятам изменения природы в январе, феврале.

Назвать свои любимые зимние забавы, рассказать о возможных маршрутах лыжных прогулок, катании на санях и ледянках, рассмотреть иллюстрации на эту тему. Рассказывает ребятам, что даже в самые лютые морозы лёд на реках не везде одинаково прочный.

Большие предприятия через системы очистных сооружений по трубам сливают в водоёмы жидкие отходы. В таких местах лёд бывает тонким, а иногда вода вообще не замерзает.

Если зима снежная, то под сугробом опасное место незаметно и неосторожный человек может провалиться. Если часто бывают тёплые дни, то лёд становится особенно хрупким. Не стоит без особой необходимости гулять по речному льду. Если прогулка состоялась, и раздался треск, надо лечь и очень осторожно отползать в сторону берега.

Воспитатель задаёт вопросы по прослушанной беседе:

  • Безопасно ли гулять по замёрзшим водоёмам?
  • Почему опасно выходить на лёд в конце зимы и начале весны?
  • Почему находиться у берега опаснее, чем в центре водоёма?

План-конспект занятия по ОБЖ для старшей группы

Игра-путешествие в страну весёлых Пожарников (Основы безопасности). Воспитатель читает вслух письмо, полученное из волшебной страны. В нём написано, что все воспитанники приглашены в гости к весёлым Пожарникам. На воображаемом транспорте вся группа отправляется в путешествие.

В пути дети играют в игру «Горит – не горит». Задача игроков – определить, может ли загореться предмет на картинке, показанной воспитателем. Например, книга – сделана из бумаги – горит, пальто – сделано из ткани – горит, кастрюля – сделана из металла – не горит.

Встретивший гостей пожарник просит помочь ему навести порядок, распределив игрушечные предметы на две группы. В одну сторону сложить безопасные предметы (А), а в другую – способные стать причиной пожара (В). Например, А – кроватка, коляска, посуда, машинка, В – утюг и другие игрушки, имитирующие электроприборы.

Пожарник благодарит участников и просит повторить за ним важное правило: «Помни каждый гражданин, пожарный номер 101». Все отправляются в лабораторию, изучающую свойства огня. Там, на железных подносах расставлены свечки, которые пожарник зажигает со словами: «Спички детям – не игрушка».

У ребят есть возможность потушить огонь с помощью песка, воды, земли и пустой стеклянной банки.

Пожарник просит вспомнить, всё что ребята узнали в этот день.

  • Что может стать причиной пожара? (спички, электроприборы)
  • Куда обращаться за помощью?
  • Что говорить (фамилию и адрес)
  • Чего боится огонь?
  • Просит ребят назвать полезные свойства огня
  • Интересуется, можно ли детям самим пользоваться плитой?

  Тесты для подготовки в школу детей-дошкольников 6-7 лет дома

«Сам к плите не прикасайся, лучше взрослых дожидайся»

План-конспект занятия по ОБЖ для средней группы

Игра «Дорожные знаки». Воспитатель спрашивает ребят, кто из них в детский сад с папой? С мамой? Кто пришёл самостоятельно, один? А почему нельзя детям передвигаться по улице без взрослых? Чем проезжая часть отличается от пешеходной? В каком месте следует переходить дорогу? Что помогает людям и машинам не нарушать порядок?

Зарядка для глаз «Светофор»:

  • Красный – закрытые глазки.
  • Жёлтый – глаза моргают.
  • Зелёный – открытые глаза скосить вправо, влево.

Воспитатель просит ребят вспомнить, что ещё помогает водителям и пешеходам соблюдать правила. Детям раздают изображения дорожных знаков, которые можно крупно распечатать, а потом разрезать на 3-4 части. Задание для каждого участника: собрать картинку и назвать получившийся знак.

Спорт минутка выполняется в кругу. Дети стоят друг за другом. Повторяют слова и движения за воспитателем.

“На двух колёсах я качу Двумя педалями кручу (двигаются по кругу, изображая руками движение колёс) Держусь за руль (крутят руль) Гляжу вперёд (всматриваются вдаль из под руки) Я знаю скоро поворот

(поворачиваются и делают всё ещё раз, двигаясь в другую сторону).”

Все занятия по ОБЖ  проводятся в формате НОД. Весь материал подаётся в увлекательной, игровой форме. Участниками происходящего действия могут быть сказочные персонажи, игрушечные герои и «нуждающиеся в помощи» гости.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-po-obzh

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей 4-5 лет

  • Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы
  • «Опасные предметы»
  • Источники опасности
  • Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
  • Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
  • Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Читайте также:  Виды деятельности в детском саду по фгос, вариант с таблицей для старшей, средней, подготовительной, первой и второй младшей группы

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

  1. «Опасные предметы»
  2. Игра — дело серьёзное
  3. Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
  4. Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

  • «Опасные предметы»
  • Сто бед
  • Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
  • Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

  1. «Опасные предметы»
  2. Мы – спасатели
  3. Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
  4. Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
  5. Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
  6. «Опасные предметы»
  7. Убери на место
  8. Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
  9. Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
  10. Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
  11. Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
  12. «Опасные предметы»
  13. Так или не так
  14. Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
  15. Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
  16. картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
  17. Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
  18. Варианты: индивидуально с воспитателем;
  19. несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
  20. «Опасные предметы»
  21. Что мы знаем о вещах
  22. Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
  23. Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета.

Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку.

При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

  • «Опасности вокруг нас»
  • На прогулке
  • Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
  • действиями при встрече с животными.
  • Материал: иллюстрации, 2 обруча.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

  1. Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
  2. «Опасности вокруг нас»
  3. Если малыш поранился
  4. Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
  5. Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
  6. Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
  7. «Опасности вокруг нас»
  8. Что где растёт
  9. Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
  10. Материал: мяч.
  11. Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
  12. — Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

— Где растёт ромашка? и т.д.

  • «Опасности вокруг нас»
  • Определи растение по запаху
  • Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
  • Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
  • Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
  • Что помогло вам почувствовать этот запах?
  • Где можно почувствовать такой запах?
  • «Опасности вокруг нас»
  • По грибы
  • Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
  • Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

  1. Игра «Пригласи Мишку в гости»
  2. Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
  3. Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
  4. Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
  5. «Ребенок на улицах города»
  6. О чем говорит светофор
  7. Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
  8. Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

  • «Врачи — наши помощники»
  • Если кто-то заболел
  • Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.
  • Материал: телефон.
  • Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
  • Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
  • фамилия, имя — адрес — возраст — жалобы

Источник: https://multiurok.ru/files/kartotieka-didaktichieskikh-ighr-po-obzh-dlia-diet.html

Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников. Велиговская Алла Анатольевна

Игра «Собери опасный предмет»

Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей — целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.

  • Материал: разрезные картинки опасных предметов.
  • Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.
  • Игра «Цепочка безопасности»
  • Цель: Повторить правила безопасности.
  • Материал: фишки на каждого ребенка.

Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.

  1. Игра «Кубик безопасности»
  2. Цель: закрепления знаний, полученных на занятиях по ОБЖ.
  3. Материал: картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.
  4. Игровые действия: Ребенок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.
  5. Игра » Четвертый лишний«

Цель: Учить находить среди предметов — опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.

  • Материал: набор карточек с изображением различных предметов.
  • Игровые действия: выбрать среди изображенных предметов — опасный и объяснить свой выбор.
  • Игра «Дом, в котором я живу»
  • Цель: закреплять знания домашнего адреса и телефона.
  • Материал: мяч.
  • Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок должен поймать и четко назвать домашний адрес, домашний телефон.
  • Игра » Подбери игрушку Танюшке«
  • Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание.
  • Материал: картинки с изображением различных предметов быта.
  • Игровые действия: ребёнок выбирает из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которыми можно (нельзя) играть.
  • Игра «Раз, два три, что может быть опасного — найди»
  • Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.
  • Материал: картинки с изображением предметов домашнего обихода.
  • Игровые действия: выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.
  • Игра «Внимание: природа!»
  • Цель: знакомить детей с опасностями, которые могут случиться с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.
  • Материал: картинки с изображением объектов и явлений природы.
  • Игровые действия: выбрать явления или объект и рассказать о том, какие опасности он таит в себе.
  • Игра «Съедобное — несъедобное».
  • Цель: закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)
  • Материал: мяч.
  • Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.
  • Игра «Пригласи Мишку в гости».
  • Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
  • Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
  • Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
  • Игра «Напиши телефон спасения».
  • Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.

Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинка с изображением «скорой», «пожарной», «милиции». Счетные палочки, пластилин (для усложнения).

  1. Игровые действия: выбрать картинку спасательной службы, «написать» телефон спасения с помощью цифр, счетных палочек, пластилина.
  2. Игра «Хорошо — плохо».
  3. Цель: Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.

Игровые действия: Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.

Название: Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников. Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Дидактические Велиговская Алла Анатольевна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 66

Месторасположение: Томская область, Г. Томск

Источник: https://portal2011.com/didakticheskie-igry-po-obzh/

Ссылка на основную публикацию