Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по фгос

Значение сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка огромно. Отдых в послеобеденное время помогает малышу восстановить силы для новых свершений.

Однако необходимо правильно организовать пробуждение, ведь от того, как проснётся ребёнок, зависит его настроение во второй половине дня.

Вот почему методическая организация пробуждения играет важную роль в образовательном процессе детского сада.

Суть понятия

Гимнастика после сна или бодрящая гимнастика — комплекс упражнений, который помогает детям плавно перейти от состояния покоя к бодрствованию.

Физические нагрузки для старшей группы (5–6 лет) группируются так, чтобы в наборе были задания:

  • для выполнения лёжа (потягивания, махи ручками-ножками), то есть элементы так называемой ленивой гимнастики;
  • на активизацию всех групп мышц (бег, приседания, а также упражнения пальчиковой гимнастики);
  • для развития и оздоровления органов дыхания.

На выполнение гимнастики в старшей группе в среднем уходит 5–7 минут.

Нужно сказать, что выбор упражнений в составе комплекса зависит и от общей стратегии образовательного процесса в конкретном детском саду. Так, если в дошкольном детском учреждении практикуются группы закаливания, то большая часть заданий в любое время года выполняется малышами на улице.

Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС

На переход от сна к бодрствованию у детей всего несколько минут

К основным направлениям работы с детьми в детском саду относится сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим выделяются следующие цели бодрящей гимнастики:

  • повышение тонуса мышц;
  • улучшение эмоционального состояния, настроения;
  • предотвращение развития сколиоза, плоскостопия и других нарушений в работе опорно-двигательного аппарата;Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОСВ старшей группе много внимания уделяется упражнениям на тренировку опорно-двигательного аппарата
  • воспитание привычки здорового образа жизни.

Особенностью выполнения упражнений после сна является отсутствие резких движений — во избежание растяжения мышц или возникновения головокружения у детей.

Задачами выполнения упражнений после дневного сна является:

  • предотвращение раздражительности, тревожности, создание положительного эмоционального фона в группе;
  • профилактика плоскостопия и нарушений осанки;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствование и развитие координации движений;Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОСГимнастика после сна учит малышей включаться в работу как можно быстрее
  • воспитание привычки делать разминку после сна.

Приёмы гимнастики после сна

Для реализации поставленных целей и задач педагог использует специальные приёмы, комбинируя их в разных сочетаниях в том или ином виде:

  1. Музыкальность. Все упражнения малыши выполняют под негромкую музыку. Наиболее подходящими будут звуки природы.
  2. Сюжетность. Упражнения, входящие в комплекс, объединяются единой фабулой (сюжетом).
  3. Наглядность. Картинки, игрушки-гости, пришедшие разбудить малышей — прекрасный приём для того, чтобы заинтересовать детей заданиями и вовлечь в общее занятие-игру.
  4. Ленивая гимнастика. Упражнения лёжа — первый этап работы после сна (потягушки).
  5. Блок активных телодвижений. Выполняется вторым, включает более интенсивную разработку мышц после пробуждения (наклоны, махи ногами, руками, приседания и т. д.). Завершается хождением по массажным коврикам (или закаливающими процедурами).Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС

    Бодрящая гимнастика учит координировать свои движения

  6. Дыхательная гимнастика. Упражнения на укрепление дыхательного аппарата.

Для средней, старшей и подготовительной групп дыхательные упражнения имеют особое значение, поскольку помогают исправить дефекты звукопроизнесения.

В комплекс упражнений, выполняемых после сна и направленных на общее укрепление организма, могут быть включены:

  • элементы ленивой гимнастики, которые выполняются в постели;
  • задания с использованием тренажёров;
  • упражнения на массажных ковриках;
  • корригирующая гимнастика, направленная на закаливание, предотвращение плоскостопия и т. д.;
  • музыкально-ритмические движения.

Однако, как уже было сказано, в некоторых детских садах практикуются специальные группы, направленные на коррекцию тех или иных нарушений в здоровье малыша. В этом случае бодрящая гимнастика разрабатывается в таком же контексте. Например, для групп ребят с нарушениями зрения в комплекс упражнений включается гимнастика для глаз и работа с тренажёрами для восстановления остроты зрения.

Правила проведения

  1. Подбирать упражнения для комплекса бодрящей гимнастики следует с учётом тех занятий, которые предшествовали обеду. То есть если перед приёмом пищи дети были включены в сюжетно-ролевую игру, то после сна можно сделать акцент на более интенсивные физические нагрузки, например, пробежку по массажным коврикам.

  2. Правильному настрою на выполнение упражнений способствует также оптимальная температура воздуха в спальне — не ниже 16–18 градусов.
  3. Для тех ребят, которые просыпаются раньше остальных, можно подготовить пару упражнений на самомассаж с использованием массажных мячиков.
  4. В тёплое время года малыши спят в маечках и трусиках, в прохладное — в пижамах.

    В этой же одежде и босиком они выполняют все упражнения. Если в комплекс включены задания музыкально-ритмического характера, иными словами — хореографические элементы, то малышам стоит надеть чешки.

  5. Настаивать на выполнении гимнастики не стоит: все дети разные и просыпаются по-разному. Нужно выяснить причины отказа и попытаться убедить принять участие.

    Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС

    Упражнения после сна должны проводиться очень осторожно, чтобы дети не утомились, выполняя их

  6. Во время пика заболеваемости ОРВИ не рекомендуется проводить ходьбу босиком.
  7. В летнее время блок активных упражнений лучше проводить на улице (детей для этого можно одеть в лёгкую одежду).

Достижению целей, на которые направлена гимнастика после сна, способствует сочетание 2–3 видов упражнений. При этом обычно комплекс объединяется единым сюжетом, то есть физическая нагрузка приобретает игровую форму. Смена комплексов проводится раз в месяц.

Таблица: картотека гимнастики пробуждения для старшей группы

Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения в кровати)

Как сделать массажный коврик своими руками

Блок активных упражнений в прохладное время года выполняется в помещении на массажных ковриках. Эти тренажёры можно изготовить самостоятельно.

  1. Из губок: пришиваем губки шершавой стороной вверх в шахматном порядке на плотную ткань.
  2. Из пуговиц: деревянные пуговицы нашиваем на плотную ткань, выдерживая одинаковое расстояние.
  3. Из фломастеров: нашиваем использованные фломастеры на ткань, плотно прижимая их друг к другу.
  4. Из пластиковых пробок: делаем отверстие в пробках и пришиваем их к ткани.

Можно сделать коврик из плёнки с пузырьками, которую используют для перевозки техники. Но менять такие тренажёры придётся часто, так как упаковочный целлофан быстро выходит из строя.

Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС

Сделать массажный коврик можно своими руками

Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения на коврике)

Временной план занятия

Для поддержания интереса и сохранения эмоционального настроя следует придерживаться временных рамок выполнения каждого блока.

  1. Упражнения в кроватках — 1,5–2,5 минуты.Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС

    Гимнастика в кровати настраивает малышей на рабочий лад

  2. Активный блок (гимнастика возле кроваток) — 2–3 минуты.
  3. Дыхательная гимнастика — 1–2 минуты.
  4. Ходьба по массажным коврикам — 1 минута.

Задания комбинируются с учётом того, что вся гимнастика длится до 7 минут.

Таблица: конспект занятия «Гимнастика после сна в старшей группе с элементами массажа спины» (фрагменты), автор Ирина Гадяцкая

Видео: комплекс упражнений после сна

Фотогалерея: бодрящая гимнастика для старшей группы в картинках

Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС В этом комплексе акцент делается на упражнения для коррекции опорно-двигательного аппарата Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС Тематику этих упражнений можно использовать при изучении фауны на занятиях по окружающему миру Гимнастика после сна в старшей группе детского сада, картотека по ФГОС Этот комплекс помогает автоматизировать умение ассоциировать картинки и слова Очень актуальная тема для изучения темы животные и птицы Первый после лета комплекс вкючает не слишком замысловатые упражнения Упражнения с рифмовками особенно нравятся детям В этих упражнениях малыш представляет себя сначала цветком, а потом бабочкой

Анализ гимнастики после сна

Любой структурный элемент образовательной программы детского сада регулярно анализируется.

Что касается мониторинга гимнастики после сна, то он необходим для того, чтобы составить общее впечатление об эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также для того, чтобы оценить эмоциональный фон в группе.

Схема анализа гимнастики разрабатывается методическим коллективом дошкольного учреждения с учётом специализации группы. Проводится такая работа ежемесячно, так как обычно комплекс разрабатывается на две недели-месяц. В начале аналитического отчёта указываются:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дата проведения гимнастики;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Мониторинг методики бодрящей гимнастики необходим для определения эффективности использования тех или иных приёмов

Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики

Распорядок дня напрямую влияет на жизнедеятельность ребёнка. Сон как режимный элемент структуры образовательного процесса в детском саду очень важен для здоровья малышей.

Методика проведения гимнастики после дневного сна включает разработку комплекса упражнений, направленного на активизацию работы всех групп мышц, повышение настроения ребят, а также на создание оптимальных условий для продуктивного продолжения дня.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gimnastika-posle-sna-v-starshey-gruppe-kartoteka-po-fgos.html

Картотека (старшая группа) по теме: Гимнастика после сна для старшего дошкольного возраста | Социальная сеть работников образования

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 1

1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

    Потягивание, вернуться в и. п.

2. «Горка». И п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади.

    Опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх.

     Прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п. 

4. «Волна». И. п.: стоя на коленях, руки на поясе.

    Сесть справа от пяток, руки влево, и.п., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.

5. «Мячик». И.п.: о.с.

    Прыжки на двух ногах.

6. «Послушаем свое дыхание».  И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

  1. Ходьба по дорожке «Здоровья»
  • КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 2
  • «ПРОГУЛКА В ЛЕС»
  • I. В кроватках

1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).

    И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

    Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.

II.Возле кроваток

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

    И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

    Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

    И.п.: о.с..Вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).

    И.п.: о.с.. руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох- присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

III. Дыхательное упражнение

7. «Лес шумит».  И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо – вдох, вернуться в И.п. – выдох, то же влево. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

IV. Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 3

I. В кроватках                    Кто спит в постели сладко?

  1.                                              Давно пора вставать.
  2.                                              Спешите на зарядку,
  3.                                              Мы вас не будем ждать!
  4.                                              Носом глубоко дышите,
  5.                                              Спинки ровненько держите.
  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
  1. И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
  1. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
  1. И.п.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек), вернуться в и.п.
  1. И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на кровати, держать, и.п.
  1. И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута – вдох-выдох.

II. Возле кроваток

    7.  «Хлопушка». И.п.,- стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох —   развести руки в стороны, выдох — опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.

III. Дыхательное упражнение

«Послушаем свое дыхание».  И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены.

  • В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
  • IV.  Ходьба по дорожке «Здоровья»
  • КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 4
  • «САМОЛЕТ»
  1.  И.п.: сидя, «по турецки». Смотреть вверх  не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).

                                       Пролетает самолет,

                                       С ним собрался я в полет.

  1. И.п. тоже. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же в левую сторону.                              
  1.                                                   Правое крыло отвел,
  2.                                           Посмотрел.
  3.                                           Левое крыло отвел,
  4.                                           Поглядел.
  1. И.п. тоже. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом.

                                         Я мотор завожу

                                         И внимательно гляжу.

  1. И.п.: о.с. Встать на носочки и выполнить летательные движения.

                                         Поднимаюсь ввысь,  Лечу.

                                         Возвращаться не хочу.

  1. И.п.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 секунд, открыть (повторить 8-10 раз).
  1. И.п.: о.с., быстро моргать глазами 1-2 минуты.
  1. «Регулировщик». И.п. стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «Р-Р-Р» (4-5 раз).
  • IV.  Ходьба по дорожке «Здоровья»
  • КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 5
  • «СНЕГОВИК»
  • Раз и два, раз и два                Имитируют лепку снежков
  • Лепим мы снеговика.              
  • Мы покатим снежный ком   Поочередно проводят по шее справа и слева
  • Кувырком, кувырком.          Проводят пальцами по щекам сверху вниз
  • Мы его слепили ловко, Растирают указательными пальцами крылья носа                                              
  • Вместо носа есть морковка.  
  • Вместо глазок – угольки,     Прикладывают ладони ко лбу и «козырьком» и      
  •                                                  растирают

Ручки – веточки нашли.       Трут ладонями друг о друга.   

  1. А на голову – ведро.       Указательными и средними пальцами растирают
  2.                                                 точки перед ушами и за ними
  3. Посмотрите, вот оно!           Кладут обе ладони на макушку и покачивают
  4.                                                  головой.
  5. II.Возле кроваток

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/03/23/gimnastika-posle-sna-dlya-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Комплекс гимнастики пробуждения от сна для старших групп ДОУ

День детей, посещающих детский сад, разделен пополам дневным сном. Пробуждение является переходным моментом, который определяет настроение ребенка на весь оставшийся день.

Отдых в послеобеденное время оказывает значительное воздействие на физическое и интеллектуальное развитие детей, помогает им восстановить силы для новых свершений.

При этом очень важно правильно организовать пробуждение и взбодрить ребенка. В этом поможет ежедневная гимнастика после сна.

Гимнастика после сна в старшей группе

Поддерживать здоровый дух в здоровом теле ребенка и взбадривать его помогает воспитателям небольшая по продолжительности гимнастика после дневного сна. Она бережно и плавно помогает детям проснуться, наполниться силой и бодростью.

Бодрящая гимнастика после сна

Что это такое и для чего нужно

Гимнастика после сна в старшей группе — это комплекс упражнений, помогающий детям постепенно перейти от состояния покоя к бодрствованию. На выполнения упражнений после пробуждения старшим дошкольникам отводится в среднем после пробуждения от 5 до 8 минут.

Гимнастика необходима для следующего:

  • эффективного пробуждения;
  • улучшения настроения и эмоционального состояния;
  • укрепления здоровья;
  • профилактики простудных заболеваний;
  • повышения тонуса мышц;
  • предотвращения развития нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, сколиоза и плоскостопия;
  • формирования привычки ведения здорового образа жизни.

Важно! За выполнением упражнений воспитатель должен пристально следить и объяснять воспитанникам, что они должны выполняться плавно, без резких движений. В противном случае не исключены растяжения мышц и появление головокружения.

Основной целью упражнений после дневного сна является предотвращение у дошкольников раздражительности (если они еще хотят спать), тревожности и формирование благоприятного эмоционального фона в группе, а также совершенствование и развитие координации движений у детей.

Чтобы от комплекса упражнений добиться желаемых результатов, очень важно их проводить правильно. Конспект занятий рекомендуется составлять с учетом тех, которые предшествовали до этого. Сразу после пробуждения воспитатель должен настроить воспитанников на выполнение упражнений.

При их выполнении в помещении должна поддерживаться температура от 16 до 18 градусов. Если некоторые воспитанники просыпаются раньше остальных, то для них рекомендуется придумать дополнительные занятия, которые они смогут выполнять.

Детям не рекомендуется ходить босиком в период вспышек ОРВИ.

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Чтобы гимнастика после сна в старшей группе приносила ожидаемые результаты, она должна сочетать в себе несколько разновидностей упражнений.

Не рекомендуется включать в состав занятий после сна силовые упражнения или упражнения на выносливость. Оценить адекватность выбранной нагрузки можно по самочувствию детей после выполнения упражнений.

Если упражнения бодрят, делают детей энергичными и веселыми, в таком случае нагрузка выбрана оптимально.

Обратите внимание! В старшей группе детского сада воспитанники могут без воспитателя повторять ранее изученные упражнения, так как в этом возрасте у детей очень развита память.

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Составление временного плана

Чтобы поддерживать детский интерес и эмоциональный настрой, рекомендуется придерживаться временного плана, который регулирует выполнение каждого блока.

После пробуждения, в течение 1,5-2,5 минут упражнения проводятся в кроватках. Затем осуществляется переход к активному блоку, который подразумевает выполнение гимнастики возле кроваток.

Его продолжительность должна варьироваться от 2 до 3 минут. После него выполняются на протяжении нескольких минут дыхательные упражнения.

Завершает комплекс ходьба в течение одной минуты по массажным коврикам.

  Комплекс утренней гимнастики для 2-ой младшей группы

Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе

При составлении конспекта многие воспитатели в средней группе детского сада предпочитают пользоваться книгой «Физическая культура Пензулаева 4-5». В ней подробно описаны все упражнения, которые помогают дошкольникам правильно развиваться физически, быть веселыми и бодрыми.

Обратите внимание! При составлении конспекта важно понимать, что основной целью занятий является формирование привычки к ЗОЖ и самостоятельному занятию дома.

Анализ проведенной зарядки

Чтобы составить общее впечатление об эффективности проводимой детской гимнастики после побудки в старшей группе, необходимо регулярно проводить анализ. Разработка схемы анализа осуществляется методическим коллективом детского сада. Мониторинг проводится каждый месяц и определяет, насколько эффективно используются те или иные приемы.

При проведении анализа обязательно пишется аналитический отчет, в котором указывается наименование ДОУ, имя воспитателя, возраст воспитанников и их количество и обязательно дата проведения гимнастики. После этого уже непосредственно вписываются результаты деятельности.

Комплексы оздоровительной гимнастики после сна для детей 5-6 лет

Оздоровительная гимнастика в старшей группе за последние годы приобрела особую актуальность. Объясняется это в первую очередь тем, что у дошкольников стало стабильно ухудшаться здоровье. В комплекс упражнений после сна должны быть включены только щадящие упражнения и элементы закаливания.

Обратите внимание! Выполнять ее должны только те дети, у которых нет противопоказаний и ограничений к их выполнению.

Гимнастика в постели

Перед тем как приступить к зарядке, воспитатель должен тщательно подготовить помещение. Он должен распахнуть шторы, открыть форточку, особенно летом, весной и осенью, и поставить тихую мелодию. Для детей старшей группы рекомендуются следующие упражнения в постели:

  1. Потягивание — дети ложатся на спину и опускают руки вдоль туловища. Затем поочередно поднимают руки вверх и тянутся.
  2. Самомассаж головы — воспитатель просит детей сесть на кровати и имитировать мытье головы.
  3. Отдыхаем — воспитанники ложатся на живот с опорой на локти. Подбородок поддерживается ладонями. Воспитатель просит детей поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Обратите внимание! Упражнения в постели помогают постепенно восстановить тонус мышц после сна и подготовить их к активным действиям.

Профилактика плоскостопия

Профилактики плоскостопия в детских дошкольных учреждениях уделяется особенное внимание, так как такое заболевание стало очень распространенным среди малышей. Детский возраст более благоприятен для того, чтобы корригировать стопы. После сна в детских садах с целью профилактики используются массажные ортопедические коврики. Дети ходят по ним босыми ногами сразу после дневного сна.

Профилактика нарушений осанки

У детей с раннего возраста должна формироваться правильная осанка, поэтому очень важно, чтобы в детском дошкольном учреждении с воспитанниками выполняли специальные упражнения, направленные на профилактику сколиоза. Основными мероприятиями, которые помогут предотвратить нарушения осанки, считаются комплексы упражнений, направленные на ее улучшение.

  Физкультминутки для дошкольников

Обратите внимание! Детям дошкольного возраста рекомендуется выполнять специальные упражнения, стоя около вертикальной плоскости. Поэтому многие воспитатели предпочитают делать упражнения с детьми после сна возле их кроваток.

Дыхательно-звуковая гимнастика

Комплекс специальных упражнений, которые направлены на укрепление здоровья и формирование умения у ребенка расслабляться классифицируется как дыхательно-звуковая гимнастика.

Основной целью воспитателя при выполнении таких упражнений является желание научить каждого ребенка глубоко и правильно дышать, уметь координировать собственные движения, развить речевой аппарат и взбодриться после дневного сна.

Помимо всего прочего, элементарные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи и исправить нарушения звукопроизношения в детском возрасте. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие упражнения:

  • «Часики».
  • «Петушок».
  • «Насос».
  • «Семафор».
  • «Веселый паровозик».

Обратите внимание! Если у ребенка полностью отсутствуют проблемы с речью, отказываться от дыхательно-звуковой гимнастики в детском саду не стоит, так как упражнения никогда не повредят.

Картотека гимнастики пробуждения для старшей группы с целями по ФГОС

Согласно ФГОС, комплекс упражнений для старшей группы после пробуждения должен выполняться ежедневно в одно и то же время. Упражнения способствуют пробуждению и добавляют энергии.

В результате этого общее самочувствие ребенка улучшается, он чувствует себя прекрасно на протяжении всего оставшегося времени.

Кроме этого, упражнения помогают формировать привычку вести здоровый образ жизни и систематически выполнять упражнения.

Комплекс занятий после сна оказывает благоприятное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Благодаря ему при соблюдении всех рекомендаций у дошкольников повышается физическая выносливость, концентрация, развиваются навыки общения с людьми, а также прививается любовь к здоровому образу жизни и спорту.

На жизнеспособность и хорошее самочувствие напрямую влияет распорядок дня у ребенка. Очень важен для здоровья детей полноценный и нормальный сон, который в детском саду является режимным моментом.

Обратите внимание! Эффективная и правильно подобранная гимнастика является важным условием. Поэтому воспитатели разрабатывают специальный комплекс упражнений, которые направлены на быстрое пробуждение, активизацию всех групп мышц, создание оптимальных условий для продолжения дня, а также повышение самочувствия и улучшение настроения.

В старшей группе детского сада время проведения занятия по сравнению со средними и младшими может быть увеличено. Также в комплекс рекомендуется включать занятия со спортивными предметами и тренажерами.

Ребятам такая идея очень нравится, так как в этом возрасте они активные и подвижные.

Как показывает практика, чем большее количество упражнений выполнить детям предлагает воспитатель, тем больший восторг у них это вызывает.

Проведение упражнений также можно совмещать с играми на сообразительность и специальными зарядками для развития ума. Дети в таком случае остаются довольными и прекрасно себя чувствуют на протяжении оставшегося дня.

Гимнастика пробуждения от сна для старшей группы — неотъемлемая часть дня в детском саду. Отдых в послеобеденное время поможет детям восстановить силы для новых свершений. Однако важно придерживаться определенных правил пробудки, используя специальные методики.

Источник: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-gimnastiki-probuzhdeniya-ot-sna-dlya-starshih-grupp-dou

Гимнастика пробуждения в стихах

  • «Бабочка»
  • Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. Раз — росой она умылась, два — изящно покружилась,
  • три — нагнулась и присела, на четыре – улетела.
  • «Мишка»
  • Мишка лапки подними, мишка лапки опусти Мишка, Мишка покружись, а потом земли коснись.
  • И животик свой потри раз, два, три — раз, два, три!
  • «Просыпаемся и улыбаемся» Глазки открываются, реснички поднимаются.
  • (Легкий массаж лица.)

Дети просыпаются, друг другу улыбаются.

(Поворачивают голову вправо — влево.) Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.

(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот) Что за чудная зарядка — как она нам помогает, Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.

(Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).

Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.

(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).

Сильно — сильно потянись. Солнцу шире улыбнись!

(Вытянув руки, потягиваются) Потянулись! Улыбнулись!

Наконец — то мы проснулись! Добрый день! Пора вставать! Заправлять свою кровать.

«Поднимайся детвора»

Поднимайся, детвора! Завершился тихий час, свет дневной встречает нас. Мы проснулись, потянулись. Потягивания, повороты. Приподняли мы головку, кулачки сжимаем ловко. Ножки начали плясать, не желаем больше спать. Обопремся мы на ножки, приподнимемся немножко. Все прогнулись, округлились, мостики получились. Ну, теперь вставать пора, поднимайся, детвора! Все по полу босиком, а потом легко бегом. Сделай вдох и поднимайся, на носочки поднимись. Опускайся, выдыхай и еще раз повторяй. Стопу разминай – ходьбу выполняй. Вот теперь совсем проснулись и к делам своим вернулись.

«Поиграем»Ребятки, просыпайтесь! Глазки, открывайтесь!

Ножки, потянитесь! Ручки, поднимитесь! Мы сначала пойдем очень мелким шажком. А потом пошире шаг, вот так, вот так. На носочки становись, вверх руками потянись. Выше ноги поднимай и как цапелька шагай. Самолетики на аэродроме сидели, а потом они полетели. Долго-долго по небу летали, затем приземлились – устали. Мячик прыгал высоко – высоко… Покатился далеко – далеко… Он юлою закрутился, вот уже остановился. Ах, как бабочки летают, и танцуют, и порхают. Вдруг замрут, не шевелятся, На цветок они садятся. Наконец-то мы проснулись и к делам своим вернулись.

  1. «Бодрость»
  2. «Объявляется подъем!»

Эй, ребята, что вы спите? Просыпайтесь, не ленитесь! Прогоню остатки сна, одеяло в сторону, Мне гимнастика нужна – помогает здорово. Смотрим вправо, смотрим влево, наклони головку вниз. Смотрим вправо, смотрим влево, в потолочек оглянись. Сядем ровно, ножки вместе, руки вверх и наклонись: Наклонитесь, подтянитесь, ножки слушайтесь, не гнитесь. А теперь тихонько сели, друг на друга посмотрели, Улыбнулись, оглянулись и на тапочки наткнулись. Сжали пальчики, раскрыли, много раз так повторили, Выполняйте поскорее- станут пальчики сильнее. Руки словно два крыла, шагом марш вокруг стола Прямо к водным процедурам, а потом и за дела.

Объявляется подъем! Сон закончился – встаем!

Но не сразу. Сначала руки проснулись, потянулись.

  • Выпрямляются ножки, поплясали немножко.
  • На живот перевернемся, прогнемся.
  • А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
  • Немножко поедем на велосипеде.
  • Голову приподнимаем, лежать больные не желаем.
  • Раз, два, три и точно в раз на коврик нужно нам попасть.
  • Этот коврик необычный, пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный. Он лечебный, он массажный.

  1. Потопчитесь, походите и немножко пробегите.
  2. Теперь по полу пойдем на носках, на пятках,
  3. На внешней стороне стопы, а потом вприсядку!
  4. Мы трусцою пробежим, потанцевать чуть-чуть хотим.
  5. После легкого круженья фигуру сделаем на удивленье.
  6. Грудную клетку поднимаем-опускаем,
  7. Вдох и выдох выполняем.
  8. Окончательно просыпаемся за дела принимаемся!
  9. «Улетают сны в окошко»
  10. Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
  11. Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.
  12. Открывай один глазок, открывай другой глазок,
  13. Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,
  14. Лежа на подушке.
  15. Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
  16. Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Для того чтобы научить детей просыпаться (не все дети это любят и умеют делать спокойно), можно периодически играть с ними в прятки под одеялом. Затем садимся в кроватке и «раздвигаем» руками потолок. Чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом приговариваем: «Потягушечки — просыпушечки».

  • Тянем ручки, тянем ушки,
  • Ручкой облачка достали и немного выше стали!
  • Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить
  • Делаем различные покачивания, вращения.

Чтобы ручки разбудить. Хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки.

Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик». Для поддержания интереса можно заглядывать то слева, то справа под подушку.

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли. Сразу ножки побежали.

Раз, два. Три! Ну-ка, ножки, догони!

Дети сидя поднимают ноги и делают упражнение «Ножки бегают».

На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.

И поплыли, как могли! Если сможешь — догони!

Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами — спина получает прогиб назад. Одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.

  1. А теперь мы все — собачки.
  2. На коленочки встаем.
  3. Воспитатель показывает детям, как стать на четвереньки (колени-ладони)
  4. И виляем все хвостом.
  5. Можно поворачивать таз вправо-лево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).
  6. А теперь мы с вами — зайки: из кроватки вылезайте,
  7. Становитесь босиком и попрыгайте легко.
  8. Дыхательное упражнение:
  9. Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
  10. Носиком вдохнули (делаем носом вдох)
  11. Ротиком подули (3-4 раза).
  12. Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.
  13. Улыбку вдыхаем — «капризки» выдыхаем.
  14. Здоровье вдыхаем — болезнь отпускаем!
  15. «Медвежата»
  16. Проснись дружок, и улыбнись. С боку на бок повернись и в медвежонка превратись

(поворачиваются направо, затем налево).Медвежата в чаще жили, головой своей крутили!

Вот так. Вот так головой своей крутили

(повороты головой).Вот мишутка наш идет, никогда не упадет.

Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.

(имитация ходьбы).

Мед медведь в лесу нашел – мало меду, много пчел (махи руками).Мишка по лесу гулял, музыканта повстречал. И теперь в лесу густом он поет под кустом.

  • Дыхательная гимнастика.
  • Были медвежатами, станьте же ребятами.
  • «Я на солнышке лежу»

Глубокий вдох, на выдох: «М-М-М».

Солнышко проснулось и нам всем улыбнулось (дети улыбаются). Вспомним солнечное лето, вспомним вольную пору.

  1. Вспомним речку голубую и песок на берегу
  2. (Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).
  3. Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу. Только я все лежу, и на солнышко гляжу
  4. (лежа на животе, движения ногами).А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно

(движения руками). Вышли на берег крутой, и отправились домой

  • (имитация ходьбы).
  • Дыхательная гимнастика:
  • «Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)
  • вдох – живот втянуть (руки вперед),

выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

А теперь гуськом, гуськом к умывальнику бегом.

«Дождь»

Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше. А теперь пошел сильней, и по крыше бьет быстрей

  1. (ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
  2. (поднимают руки вверх, потягиваются)
  3. (машут руками)

Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки Уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей

Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло (поворачивают голову направо, налево). А теперь на ножки встанем, и большими станем.

(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х)

  • «Тили-тили-тили-дон» Тили-тили-тили-дон, что за странный перезвон.
  • То будильник наш звенит, просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна одеяло в сторону. Нам гимнастика нужна помогает здорово.

  1. Мы проснулись, потянулись.
  2. С боку набок повернулись, и обратно потянулись. И еще один разок, с боку набок повернулись,
  3. И обратно потянулись.

Ножки мы подняли, на педали встали. Быстрей педали я кручу, и качу, качу, качу. Очутились на лугу.

Крылья пестрые порхают, это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно. И посмотрим мы в окно. Шел петух по двору, крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»

Крыльями похлопал, ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему крикнем все «Ку-ка-ре-ку!» Наши ножки, наши ножки побежали по дорожке.

(Движения выполняются в соответствии со словами).

«Зайчик»

Проснись дружок, и улыбнись. С боку на бок повернись И в зайчишку превратись.

(поворачиваются направо, затем налево).

Чтобы прыгнуть дальше всех, зайка лапки поднял вверх. Потянулся и …. прыжок.

  • (тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз). На спине лежат зайчишки, все зайчишки шалунишки:
  • Вот увидел он лисичку, испугался и затих (прижать руки к груди, затаить дыхание).
  • Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим (лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).
  • «Добрый день!»
  • 1.Упражнения в постели
  • Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.
  • Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.

Ножки дружно все сгибают, по коленкам ударяют.

Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.

Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.

Глазки, глазки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки, и подергали немножко!

Ушки, ушки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,

Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!

Щечки, щечки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –

Пальчики соединяем, а потом разъединяем.

Ручки, ручки, добрый день! Бить в ладоши нам не лень!

Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой

Все погладили, ребятки, и потопали немножко!

Ножки, ножки, добрый день! Дружно топать нам не лень!

Значить будем просыпаться, умываться, одеваться! 2. Ходьба по дорожке со следами

На ноги встанем все — сразу подрастем.

На ноги встанем все и вот так пойдем.

Спинка прямо — взгляд вперед. Не стучи ногами.

  1. Научились так ходить и покажем маме.
  2. 3. Упражнение «Зарядка»
  3. А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.
  4. Руки в стороны, согнули,
  5. Вверх подняли,
  6. Через правое плечо, через левое еще.
  7. Дружно присели, пяточки задели.
  8. На носочках поднялись, помахали,
  9. Спрятали за спину их, оглянулись:
  10. Через правое плечо, через левое еще.
  11. Дружно присели, пяточки задели, На носочках поднялись, опустили руки вниз.
  12. (Дети выполняют движения по тексту.)
  13. 4. Дыхательное упражнение «Веселый мячик»

И.п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести «у-х-х-х» (5 раз).

5. Водные процедуры — обширное умывание (руки, лицо). «Кисоньки»

  • Ну что, кисоньки проснулись?
  • Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись
  • А теперь нам интересно смотрим мы по сторонам.
  • Повернем головку в лево и посмотрим что же там?
  • А сейчас потянем лапки и покажем коготки.
  • Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?
  • Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.

Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5.

  1. Чтобы не зевать от скуки встали и потерли руки
  2. А потом ладошкой в лоб- хлоп-хлоп-хлоп
  3. Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем
  4. Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3, 4, 5.
  5. А теперь уже, гляди добрались и до груди
  6. Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.

Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем как можем выше.

  • Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть.
  • Только нужно нам сначала друг за другом строем встать.
  • Мы шагаем по дорожке, по дорожке не простой.
  • По неровной, по колючей, по шершавой — вот какой!
  • Мы шагаем по дорожке поднимаем выше ножки.
  • Мы летаем, мы летаем ветер теплый догоняем.
  • 1, 2, 3, 4, 5- все умеем мы шагать.

Руки к солнцу поднимать. Приседать сто раз подряд.

Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим.

«У меня спина прямая»

«У меня спина прямая» И.п. — узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

«Я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)

« Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом)

« Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).

  1. « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
  2. « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)
  3. « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)

« Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

«Котята»

(Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

(Поворачиваются на спину

и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

  • Массаж спины «Дождик»
  • Дождик бегает по крыше — Бом-бом, бом-бом!
  • По весёлой звонкой крыше — Бом-бом, бом-бом!
  • (встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)
  • Дома, дома посидите — Бом-бом, бом-бом!
  • Никуда не выходите — Бом-бом, бом-бом!
  • (постукивание пальчиками)
  • — Почитайте, поиграйте — Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте… Бом-бом, бом-бом!

  1. (поколачивание кулачками)
  2. «Зайцы- серые клубочки»
  3. Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки.
  4. Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты ( «лапки»).
  5. Прыг-скок, прыг-скок Прыжки вперед-назад
  6. Встал зайчонок на пенёк
  7. Всех построил по порядку стал показывать зарядку
  8. Встать прямо, руки опустить
  9. Раз, шагают все на месте Шаг на месте
  10. «Два!» Руками перед собой выполняют движение «ножницы»

. «Три!» Руками машут вместе.

Присели, дружно встали ! Присесть. Встать.

  • Все за ушком почесали Почесать за ухом
  • На четыре потянулись Выпрямиться.
  • Пять! Прогнулись и нагнулись Прогнуться, наклониться вперед
  • Шесть! Все встали снова в ряд
  • Зашагали как отряд Маршируют по кругу
  • «Обручи»
  • Дети весело идут, они обручи несут.
  • (идти друг за другом, держа на плече обруч)
  • Стали обруч поднимать, стали обруч опускать
  • (поднять обруч вверх и опустить вниз)
  • Вот в окошко посмотрели , и все дружненько присели
  • (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
  • Дружно сделаем наклон, и все спиночку прогнём
  • (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
  • Вправо обруч повернём, влево обруч повернём
  • (повороты вправо, влево обручем)
  • Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем
  • (продеть обруч сверху вниз)
  • Ручками его возьмём, ножками перешагнём
  • (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и
  • перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
  • Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем
  • (прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)

Источник: https://stydopedia.ru/2xd00e.html

Ссылка на основную публикацию