Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по фгос, пример конспекта занятия и прочее

  • «А я бы…»
  • Программное содержание:развитие творческого воображения, обучение свободному
  • рассказыванию.
  • Структура: После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта занятия и прочее

«Доскажи слово»

Программное содержание: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,развивать слуховое внимание.

 Структура:       Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

                                            Ра-ра-ра — начинается иг ….

                                            Ры-ры-ры — у мальчика ша…

                                            Ро-ро-ро — у нас новое вед…

                                            Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

                                            Ре-ре-ре — стоит дом на го…

                                            Ри-ри-ри — на ветках снеги…

                                            Ар-ар-ар — кипит наш само….

                                            Ры-ры-ры — детей много у го…

Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта занятия и прочее

  1. «Что происходит в природе»
  2. Программное содержание:закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
  3. Материал:Мяч.

Стуктура: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта занятия и прочее

«Ветерок»

Программное содержание:Развитие фонематического слуха.

Структура:Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.

«Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта занятия и прочее

«Садовник и цветы»

Программное содержание: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Структура:5-6 играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя).

Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня».

Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.                                         

Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта занятия и прочее

  • «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
  • Програмное содержание: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Источник: https://compedu.ru/publication/kartoteki-didakticheskikh-igr-po-razvitiiu-rechi-v-srednei-gruppe.html

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе

«Отгадай, что звучит»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта занятия и прочее

  • ^ Развивать слуховое внимание.
  • Ход:
  • Цель: Развивать слуховое внимание.

Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими. Если тихо — держит руки на коленях. (Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз) .»Где позвонили»

Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, позади. и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление

«Так ли это звучит? «

^ Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов.

^ Продолжать учить детей измерять длину слова.

Ход: Педагог называет слово (показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую.

^ Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Педагог предлагает рассмотреть гномиков и найти отличия. Дети определяют первый звук заданного слова и соответствии с этим кладут картинку одному из гномов. Например: если первый звук — твердый согласный, то картинку большому гному.

^ : Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает звуки в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг (ра) .Ры- ры-ры—у мальчика ша (ры) .Арь- арь- арь—на стене висит фо (нарь) .«Что делает? »

Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они

Ход: Педагог показывает игрушку (картинку, предлагает детям сказать, что делает этот предмет, обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному.

«Веселый мяч»

^ : Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат. Умение выполнять словесную инструкцию

Ход: Педагог говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи.

(Дети повторяют.)

  • «Если играет девочка, то мяч смеется: ха-ха-ха.
  • Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи.
  • Когда мяч падает дети говорят: ах-ох.

« Ветер – ветерок »

^

Источник: https://shkolnie.ru/astromoiya/91349/index.html

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группе

  • Дидактические игры в средней группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта занятия и прочееКонспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группе.
  • Воспитатель Лёвушкина Людмила. Город Москва 2016 год
  • Цель: закрепить знания геометрических форм (круг, треугольник, квадрат); учить детей узнавать предметы по характерным признакам; различать их по цвету и размеру.
  • I часть.

Прошу детей встать в круг. Внутри круга лежит обруч.

-Дети, посмотрите, какой большой круг у нас. Похож на солнышко? А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч.)

-Похож обруч на солнышко? (Ответы могут быть разными.)

-Давайте нашему солнышку сделаем лучики. Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот мы какие лучики!

Предлагаю ребятам поиграть в карусель. Они с удовольствием кружатся, взявшись за обруч.

На какую фигуру похож обруч-солнышко? (На круг.)

II часть.

На столе разложены предметы, похожие на геометрические фигуры. Спрашиваю детей:

-На какие фигуры похожи предметы? (Выслушиваю ответы.)

Предлагаю каждому ребенку выбрать любой предмет и положить его на стол с соответствующей маркировкой О и (Соотнесите по форме.)

Уточняю у детей цвет и размер предметов. Пусть обведут пальчиком форму предмета. Прошу проверить, верно ли все ребята разложили предметы.

III. Физкультминутка.

Три медведя шли домой. Дети сопровождают слова

Папа был большой-большой. педагога движениями,

Мама чуть поменьше ростом. соответствующими тексту.

Ну, а сын — малютка просто. (Предварительно лучше

Очень маленький он был, показать эти движения или

С погремушками ходил. выполнять их вместе с малышами.)

IV часть.

Предлагаю детям сложить из счетных палочек треугольник () и квадрат (), большой и маленький. Спрашиваю, для какой фигуры нужно больше палочек.

Из шнурков прошу сделать круг (большой и маленький). Уточняю длину шнурков (длинный, короткий). Пусть ребенок проверит, какой круг получается из длинного шнурка, какой — из короткого.

V. Игра «Достань из мешочка»

Кладу на стол одну из фигур и предлагаю кому-нибудь из детей найти такую же. Достав на ощупь фигуру из мешочка, ребенок называет ее, потом определяет цвет и размер.

VI. Итог занятия.

Сегодня мы научились различать геометрические фигуры, узнали, на что они похожи. И еще- что они бывают разного цвета и размера.

  1. В заключении можно прочитать детям стихи.
  2. КРУГ.
  3. Ну, конечно, это он:
  4. Ни конца и ни начала,
  5. Ни углов и ни сторон.
  6. ОВАЛ.
  7. Мальчик круг руками сжал-
  8. Превратился крут в овал.
  9. ТРЕУГОЛЬНИК.
  10. В треугольнике видны, Три угла, три стороны.

Источник: http://doshkolnik.ru/matematika/16181.html

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

 Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения.

Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

  • «Кто как передвигается?»
  • Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
  • Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
  • «Горячий – холодный»
  • Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
  • Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
  • «Что происходит в природе?»
  •  Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

  1. «Из чего сделано?»
  2.  Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
  3. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные
  4. «Разложи по полочкам»
  5. Цель: ориентировка в пространстве.
  6. Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
  7. «Кто кем был?»
  8.  Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
  9.  Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
  10. «Какой овощ?»
  11.  Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
  12.  Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
  13. «Что звучит?»
  14. Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

 Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

 Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

 Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

 Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город.

Читайте также:  Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

  • «Близко-далеко»
  •  Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
  •  Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
  • «Назови ласково»
  • Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

Источник: https://9-ozgdou23.edumsko.ru/folders/post/1242417

конспект Правильная организация дидактической игры в средней группе

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад № 86» комбинированного вида
  • «Правильная организация дидактической игры в средней группе»
  • Конспект дидактической игры «Найди свой автобус»
  • Подготовила:
  • воспитатель высшей
  • квалификационной категории
  • Алямкина Валентина Ивановна
  • Саранск 2016 г.
  • Дидактическая задача: закрепить знания детей о геометрических фигурах, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя и своих т оварищей, дисциплинированность и снимание.
  • Игровые правила: дети садятся в свои марки автобусов и выходят по сигналу ведущего, садится в тот автобус, какая марка указана на билете.
  • Игровые действия: выход с автобусов после слова ведущего «остановка» и заход в них на сигнал «в автобус».
  • Материал: карточки- билеты с геометрическими фигурами, модели геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4 стульчика.
  • Ход игры
  • Воспитатель: (обращаясь к детям) – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прекрасное путешествие – в страну геометрических фигур.
  • (стук в дверь).

— Ребята, к нам кто-то стучится. Заходите!

(Появляется Буратино с конвертом)

Воспитатель: — Буратино, это что у тебя в руках? Это письмо ты принес нам?

Буратино: — Нет! Это письмо прислал мне мой друг – художник Карандаш. Он нарисовал какие-то знаки: колесики, оконца, огуречки, чтобы я их выучил и мог рассказать о каждом из них. Но я об этих знаках ничего не знаю.

(Воспитатель рассматривает письмо)

Воспитатель: — Что ты, что ты Буратино! Это никакие не оконца, колесики и, конечно, не огуречки – это геометрические фигуры и каждая из них имеет свое название.

— Ребята, какие геометрические фигуры нарисовал Карандаш? (показ письма детям, дети называют фигуры).

  1. — Ребята, Буратино что-то хочет сказать мне на ушко (прикладывает ухо к Буратино).
  2. — Дети, ему очень стыдно, что он ничего не знает о фигурах.
  3. (Буратино плачет)
  4. Буратино: — Я обещаю вам, ребята, выучить все геометрические фигуры, только вы мне помогите, пожалуйста.
  5. Воспитатель: — Поможем, ребята, Буратино? Не зря гласит пословица: «Сам погибай, а товарища – выручай»
  6. — Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
  7. (Ответы детей)
  8. — А чтобы Буратино лучше усвоил нужный материал, мы проведем игру. А как игра называется, вы скажете сами, послушав внимательно мой стишок :
  9. Мы в автобусе сидим,
  10. Во все стороны глядим,
  11. Он вперед везет ребят,
  12. А дома летят назад.

— О каком транспорте говорится в стихах? Правильно, ребята, об автобусе. А игра наша так и называется «Найди свой автобус»

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/233901-konspekt-pravilnaja-organizacija-didaktichesk.html

План-конспект дидактической игры в средней группеТема: «Собираемся в гости»

  • Дидактические задачи:
  • — развивать диалогическую речь;
  • — приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Игровое правило:
  • — закреплять правила культурного общения по телефону.
  • Игровые действия:
  • Умение культурно общаться по телефону с администратором салона красоты, цветочного магазина, с менеджером по заказу подарка и с диспетчером таксомоторного парка.
  • Оборудование:

Телефонные аппараты (2 шт.

), столы и стулья, таблички с названиями организаций.

Логика образовательно-игровой деятельности

№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель предлагает детям игру «Собираемся в гости», просит детей вспомнить правила игры. Дети проговаривают правила игры. Закреплены правила игры.
2 Воспитатель предлагает детям ситуацию №1 «Звонок в салон «Чародейка» Ребёнок делает звонок и ведёт диалог с администратором. Развитие у детей диалогической речи и культурного общения.
3 Воспитатель предлагает ситуацию № 2 «Заказ подарка – праздничного торта» Ребёнок делает звонок и ведёт с менеджером диалог по заказу праздничного торта. Закреплены умения вести диалог и культурно общаться по телефону.
4 Воспитатель предлагает ситуацию № 3 «Заказ цветов ко дню рождения». Ребёнок принимает игровую ситуацию, ведёт диалог с администратором цветочного магазина. Проявление речевой активности и культурного общения.
5 Воспитатель предлагает игровую ситуацию № 4 «Заказ такси». Дети выполняют правила согласно предложенной игровой ситуации. Закреплены навыки правильного ведения диалога, речевой активности.
6 Воспитатель подводит итог игры. Дети высказывают своё мнение об игре Создана мотивация для дальнейшего продолжения игровой деятельности.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая
  1. Ситуация №1
  2. Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка»
  3. Цель: закрепить умения распределять роли и проигрывать их до конца, правильно вести диалог с взрослыми.
  4. Ситуация № 2
  5. Заказ подарка – праздничного торта.
  6. Цель: закрепить умение распределять роли между детьми и культурно вести диалог со сверстниками.
  7. Ситуация № 3
  8. Заказ цветов ко дню рождения
  9. Цель: закрепление умения детьми распределять роли, правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения.
  10. Ситуация № 4
  11. Заказ такси
  12. Цель: закреплять навыки культурного общения по телефону, развивать диалогическую речь, речевую активность, умение соотносить движения со словами.
Коммуникативная Ситуация №1 Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка» — Алло! Добрый день. Это администратор салона «Чародейка»? — Да, вы позвонили в салон «Чародейка». — Скажите, пожалуйста, в вашем салоне есть мастер по детским причёскам? — Да. У нас очень хороший мастер по детским причёскам. — Будьте добры, запишите нас, пожалуйста, на завтра, на 10 часов утра к этому мастеру на стрижку и укладку. Моя фамилия…. — Хорошо, я вас записала. Приходите, мы вас ждём. До свидания. — Спасибо. Всего доброго.

  • Ситуация №2
  • Заказ цветов ко дню рождения.
  • Диалог между мамой и администратором цветочного магазина:

— Алло! Здравствуйте. Это стол заказов цветочного магазина? — Добрый день. Администратор стола заказов цветочного магазина вас внимательно слушает. — Мы хотим заказать у вас букет цветов ко дню рождения девочки 5 лет. Какие цветы вы нам посоветуете? — Думаю, что для девочки 5 лет подойдут белые ромашки, нежные фиалки, нежно-розовые розы и колокольчики. Букет на должен быть большим. — Спасибо за совет. Составьте букет по вашему усмотрению. — На какое число вам необходим букет? — нам он нужен на завтра к 10 часам утра. — Ваш заказ принят. Приходите завтра к 10 часам утра. До свидания. — Спасибо за внимание. Всего вам доброго.

  1. Ситуация №3
  2. Заказ подарка – праздничного торта.
  3. Диалог между мамой и администратором кондитерского магазина:

— Алло! Здравствуйте. Это стол заказов кондитерского магазина? — Добрый день. Вас слушает администратор стола заказов.

  • — Мы хотим заказать на завтра большой торт ко дню рождения с взбитыми сливками, украшенный цветами.
  • — Вы идёте на день рождения к ребёнку или взрослому?
  • — Мы идём на день рождения к девочке 5 лет.
  • — Можем вам предложить украсить торт сюжетом сказки, мультфильма.
  • — Хорошо пусть это будут герои из мультфильма про Лунтика.

— Заказ принят. Можете его забрать завтра в 11 часов утра. До свидания. — Спасибо. До свидания.

  1. Ситуация №4
  2. Заказ такси.
  3. Диалог между папой и диспетчером таксомоторного парка:

— Алло! Добрый вечер. Это диспетчер таксомоторного парка?

  • — Здравствуйте, диспетчер вас слушает.
  • — Примите, пожалуйста, заказ на завтра на 12 часов дня по адресу (ребёнок называет свой домашний адрес), наш телефон….
  • — Куда вы поедете?

— Мы поедем по адресу….. — Заказ принят. Номер такси вам назовут по телефону перед выездом. Рады вам услужить. — Спасибо! До свидания. Цель для всех ситуаций: Закреплять умения детей правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения по телефону.

Используемая литература:

Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.

Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/4510-plan-konspekt-didakticheskoj-igry-tema-sobiraemsya-v-gosti.html

Конспект дидактической игры для детей средней группы. «Волшебное дерево»

  • Конспект дидактической игры для детей средней группы.
  • «Волшебное дерево»
  • Цель: Создание хорошего настроения и закрепление пройденного материала.
  • Воспитательная задача: Воспитывать умение правильно выполнять задания воспитателя.
  • Образовательная задача: Закреплять счет в пределах трех.
  • Развивающая задача: Упражнять в правильном представлении, развивать логическое мышление и наблюдательность.
  • Материал: Сезонное дерево, дополнительно раздаточный материал: цветы, бабочки, снежинки, грибочки, яблочки.
  • Организационный момент: Дети сидят полукругом.
  • Ход игры:
  • Воспитатель: Ребята, скажите какое у нас сейчас время года.
  • Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А почему вы так решили?

  1. Дети: Потому что, листики желтые.
  2. Воспитатель: Давайте с вами закроем глазки и отправимся в путешествие к волшебному дереву.
  3. Дети закрывают глаза и отправляются в путешествие.

Воспитатель: Ребята посмотрите на волшебное дерево! Какое оно красивое. А как вы думаете, что это? ( поворачиваю дерево показывая разные сезоны).

Дети: Это времена года.

Воспитатель: А сколько их? И назовите какие?

Дети: Четыре, осень, зима, весна, лето.

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы, все знаете.

  • Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета яблочки на нашем дереве.
  • Дети: Зеленые и красные.
  • Воспитатель: Хорошо, а как вы думаете, почему летом яблоки зеленые, а осенью красные.
  • Дети: Потому что, осенью яблочки созревают.

Воспитатель: Правильно, молодцы!!! А теперь посмотрите, кто же это у нас спрятался под деревом?

  1. Дети: Ежики!
  2. Воспитатель: Сколько ежиков?
  3. Дети: Два.
  4. Воспитатель: Правильно, а как вы решили, что два ежика?
  5. Дети: Посчитали.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, что же тут еще на полянке?

  • Дети: Грибочки.
  • Воспитатель: А сколько грибочков на полянке?
  • Дети: Три грибочка.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами посчитали, сколько грибочков, и сколько ежиков. Скажите, как вы думаете, чего больше грибочков или ежиков?

Дети: Грибочков больше чем ежиков.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все верно решили. А что нам нужно сделать, чтобы ежиков и грибочков, получилось поровну.

Дети: Убрать один грибочек, или добавить еще одного ежика.

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, ну какие вы молодцы, все правильно сделали. Ребята, посмотрите, что у нас тут есть (достаю снежинки, грибочки, бабочки и т.д.) Что это?

Дети: Грибочки, бабочки и т.д.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами попробуем к каждому сезону подобрать нужное ( дети берут по одному предмету и раскладывают по сезонам). Ну что ребята, давайте с вами посмотрим все ли правильно мы сделали( проверяем правильность выполнения задания, если что то выполнили не верно, корректируем и объясняем почему)

Итог игры: Дети закрывают глазки и отправляются домой. Говорим о том, что мы сегодня интересного узнали, что понравилось больше всего в нашем путешествии. Обещаем себе по чаще путешествовать к волшебному дереву!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-didakticheskoy-igri-dlya-detey-sredney-gruppi-volshebnoe-derevo-2235955.html

Дидактические игры для детей средней группы

Закладывая фундамент знаний, важно сохранить в детях интерес ко всему новому и интересному, не убить жажду познания и не выработать стойкое нежелание учиться. Поэтому важно проводить обучение в непринуждённой, игровой форме.

Проведение игр для детей средней группы

Начиная со средней группы, ребёнок, посещающий детский сад, занимается деятельностью, направленной на его личностное развитие.

  Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Наряду с заданиями по математике и развитию речи у ребят есть возможность научиться рисовать и лепить на творческих занятиях по изо. Важной особенностью проведения таких мероприятий должна быть частая смена деятельности, при которой дети имеют возможность чередовать малоподвижные интеллектуальные занятия с активными играми и физическими упражнениями.

Важно помнить! Грамотно спланированный воспитательный процесс позволит избежать переутомления, не вызовет скуку и поможет достичь максимально высоких результатов.

Пальчиковая техника рисования

Цели и задачи игровой деятельности в средней группе

Ребёнок 4-5 лет должен владеть определёнными навыками и понятиями. В этом возрасте основным видом деятельности является игра. Именно поэтому важно придерживаться игровой формы обучения, которая будет влиять на формирование качеств и умений, необходимых для развития внимания и мышления:

  • наличие активного словарного запаса;
  • способность выражать мысли при помощи связной речи;
  • умение различать и описывать предметы (форма, цвет, размер);
  • представление о цифрах и количестве;
  • стремление к сравнению и обобщению понятий или предметов;
  • укрепление способностей, направленных на концентрацию внимания;
  • развитие памяти.

Важный момент! Игровое занятие должно помочь закрепить изученное и одновременно служить импульсом, побуждающим ребят к познанию новых для них тем.

Классификация дидактических игр в детском саду

Грамотно подобранные игры помогают гармонично развивать детскую личность. Достичь наиболее высокого результата помогает система современных исследований, классифицирующая игры по следующим направлениям:

  • По численности. Количество непосредственных участников определяет, будет ли занятие групповым или индивидуальным.
  • По тематической области. Например, количество и форма предметов — математика, подбор прилагательных к заданному существительному — развитие речи и т. д.
  • По виду деятельности, используемой для достижения поставленных целей (интеллектуальная, трудовая, социальная, релаксационная).
  • Определив, на каком этапе образовательного процесса проходит занятие, можно подобрать наиболее эффективную для этой цели игру (изложение новой информации, закрепление изученного материала, контрольный срез, тестирование).
  • По выбору игрового формата (соревнования, вопрос-ответ, создание образов или исполнение ролей).

Очень важно! В зависимости от поставленных задач необходимо предоставлять достаточное количество времени, требуемое для их осуществления. Тема может ограничиваться одним занятием, а может потребовать многократного повторения в течение нескольких месяцев.

и выбор материалов для игры

Для подготовки и проведения познавательного и интересного игрового занятия можно воспользоваться различными материалами, которые можно классифицировать на следующие группы:

  • настольная печатная полиграфия, в виде карточек для лото, наглядных картинок и настольных игр для сравнения и запоминания, а также пазлы или другие наборы; предназначенные для складывания мелких деталей в единое целое;
  • настенные типографские и самодельные пособия, являющиеся наглядным дополнением к изучаемой теме;
  • предметы и игрушки, иллюстрирующие занятие;
  • речь взрослого человека как пример для подражания и возможность привлечь детское внимание к происходящему действию или интересному предмету (часто на улице, во время прогулки — это единственный метод для изложения нового материала).

Самодельные игры для детей в средней группе

Производители детских товаров предлагают всё более разнообразные игры и игрушки для раннего развития. Однако необязательно использовать только покупные дидактические материалы. Во многих случаях могут подойти самодельные игры и дополнения к купленным в магазине наборам.

Воспитатель не должен полностью брать на себя все хлопоты, связанные с изготовлением необходимых для игры элементов. Его задача — обозначить цель и донести её до родителей. В беседах следует особо подчеркивать важность их участия в жизни группы.

Обратите внимание! Предметы, изготовленные мамиными или папиными руками, имеют большое значение для любого малыша, помогают его социализации среди сверстников.

Изготовление дидактических игр своими руками

Родители могут изготовить элементы, приближающие детскую игру к реальности.

  • Сшить одежду и постельное бельё для кукольного уголка. Помочь в изготовлении масок для театрализованных занятий.
  • Чтобы поддерживать интерес к игрушкам, следует часть имеющихся в наличии игр убирать из зоны свободного доступа в ящички и коробки, обклеенные одинаковой самоклеящейся бумагой. Удобно пользоваться играми, в которых мелкие детали не смешаны между собой, а разложены по специально сшитым для них мешочкам. Родители с лёгкостью могут помочь красиво оформить тару для игрушек.
  • Уголок времён года — это важный дидактический материал, экспонаты для которого нельзя купить. Зато для использования отлично подходят природные материалы и рукотворные поделки.
  • Демонстрационный материал пригодится и для изучения краеведения. Воспитателю вряд ли удастся приобрести готовые к использованию наборы по темам «Мой город», «Моя республика» и т. д. Скорее всего, для таких занятий лучше всего подойдёт картотека, картинки для которой будут специально подобраны и распечатаны.

Дидактические игры для средней группы

Играя, дети знакомятся с окружающим миром и развивают правильные привычки и понятия. Во время дидактической игры взрослые учат четырёхлетних малышей заниматься совместной познавательной деятельностью.

Особенности

Ребёнка в возрасте 4-5 лет отличает неисчерпаемый запас любознательности и желание получить ответы на множество интересующих его вопросов. Именно в этом возрасте проявляется существенный рост способностей малыша. По наблюдениям психологов, мышление в этот период становится более образным, а психика более устойчивой по сравнению с предыдущими годами жизни.

Отличия

В средней группе предметные игры уходят на второй план, хотя всё еще остаются актуальными. В большей степени они направлены на закрепления знакомых понятий.

Им на смену постепенно приходят настольно-печатные и словесные игры. В этот период начинается активное формирование ФЭМП*.

Как проводятся дидактические игры в средней группе

Игры не должны быть слишком простыми, это вызовет скуку и нежелание заниматься. Но и слишком усложнять занятия не следует. Вопросы и задания должны соответствовать особенностям развития данного периода жизни. Это поможет стимулировать желание узнать новое и добиться в этом видимых результатов.

Как создать мотивирующую среду

В возрасте 3-5 лет дети с большим интересом реагируют на сказки и волшебные проявления. Любые занятия можно проводить в форме сказочных приключений, встреч с ожившими героями, путешествий в волшебную страну.

Нельзя забывать! Излишняя подвижность является ещё одной отличительной чертой данного возраста. Нельзя злоупотреблять вниманием ребёнка и затягивать интеллектуальную работу. Обязательно чередовать сидячие, требующие повышенной концентрации занятия с подвижными играми.

Структура и временной план дидактической игры в средней группе

Обычно осенью после отпусков и долгих каникул занятия посвящаются повторению пройденного ранее материала. Ближе к зиме постепенно вводятся новые понятия и более сложные правила.

Надо знать! Малышу проще сориентироваться и понять новую тему, после того как он повторил ранее изученные.

Учебные и методические планы составляются в соответствии с ФГОС* с учётом возрастных особенностей. Это значит, что целевая задача раннего развития — обеспечить детский образовательный минимум, которым необходимо владеть малышу в каждом конкретном возрасте.

Развитие ребёнка — процесс сложный и многоступенчатый. Чем раньше начинаются образовательные занятия, тем больше шансов у педагогов и родителей без спешки и суеты подготовить подрастающего малыша к будущей школе. Правильно подобранные дидактические игры помогут добиться желаемых результатов и сохранить психическое и физическое здоровье ребят.

* ФЭМП — формирование элементарных математических понятий.

* ФГОС —федеральные государственные общеобразовательные стандарты.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-dlya-detej-srednej-gruppy

Ссылка на основную публикацию