Дидактические игры по математике во второй младшей группе, картотека игр для младших дошкольников и тем с целями

В ДОУ проводятся дидактические игры по математике для детей в младшей группе. Каждый ребенок – маленький исследователь, познающий мир, в котором математика занимает не последнее место. Задача воспитателя – дать подсказки, но добиться того, чтобы каждый в группе постигал математику самостоятельно.

Сложные вещи, преподнесенные в простой форме, становятся очень понятными, а пальчиковые и дидактические игры – лучший способ знакомства дошкольника с миром чисел.

Что такое дидактические игры

Дидактические игры по математике во второй младшей группе, картотека которых достаточно широка, самый простой способ научить детей основам математики. В каждом ДОУ есть заранее подготовленная программа, одобренная ФГОС. Следуя плану, воспитатель знакомит ребят с окружающим миром.

Дополнительная информация! Дидактическая игра – это один из методов активного обучения в игровой форме.

Каждый участник цельной команды старается выполнить общую задачу и выиграть.  Организуется интерактив, где воспитатель – правая рука и главный помощник для каждого в группе.

Цели дидактических игр

Дети, посещающие вторую младшую группу, должны научиться взаимодействовать с числами. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.

К концу года малыш обязательно должен уметь:

  • подбирать парные предметы – одинаковую пару обуви, кубики, вещи, подходящие по форме и размеру;
  • классифицировать предметы: одежда, еда, игрушки, книги;
  • отличать большое от маленького, горячее от холодного;
  • считать количество игрушек – 1,2,3;
  • исследовать новые предметы, опознавать их назначение, размер, форму;
  • собирать пирамиду, складывать матрешки, закреплять несколько форм друг на друге;
  • ориентироваться в пространстве по типу «близко-далеко», «низко-высоко»;
  • усвоить простейший принцип чередования предметов.

Дидактические игры в саду

Важно! Во второй младшей группе, согласно требованиям ФГОС, математика выделяется как отдельный предмет. Главные задачи – изучить такие понятия, как величина, форма, количество и научиться ориентироваться в пространстве, осознавать перемену времени с вечера до ночи.

Список интересных игр по математике для 2-й младшей группы

Для развития математических способностей у детсадовцев воспитатель проводит занятия и игры, используя картотеку в ДОУ. Задачи могут быть разными, например, поиск геометрически одинаковых фигур, определение времени по часам.

Примеры игр для развития аналитических способностей:

  • найди предмет. На одном столе лежат геометрические фигуры, на другом – предметы такой же формы. Задача ребенка – найти соответствия. Кто первый сможет это сделать, рассказывает остальным детям, почему он выбрал ту или иную форму. Игра длится до тех пор, пока не будут найдены и соотнесены все предметы;
  • матрешка. Воспитатель объявляет всем в группе, что он желает поиграть с очень необычной куклой. А где все матрешки? Дети говорят, что большая фигура содержит в себе много маленьких, и тогда матрешка разбирается, а каждой кукле дается имя. Следующий этап – подобрать кружки разного размера для каждой матрешки. Для большой куклы – большой круг, и для самой маленькой – маленький. Задача – собрать матрешку обратно и соотнести все фигурки по величине;
  • длинно-коротко. Данная игра позволяет развить у ребенка чувство восприятия величины и длины. Используются полоски из картона и ленты, а также игрушки. Мишке Ване и кукле Маше нужны пояски, для куклы – короткий, для мишки – длинный. Дети начинают искать на столе ленты подходящей длины и завязывать их. После того, как они это сделают, воспитатель просит детей поменять пояса местами, и привязать на мишку короткий поясок, а на куклу длинный. Затем он объясняет, что короткую ленту не получится обвязать вокруг широкого мишки;
  • выбери фигуру. Дети выбирают картонные и пластмассовые фигуры и ставят их на лист бумаги. Важно, чтобы квадрат был поставлен на квадратный рисунок, а круглый мяч – на круг;
  • квадраты. Воспитатель показывает детям три квадрата разного размера и просит построить из них башню. Сначала ставится самая большая фигура, на нее средняя, а затем самая маленькая;
  • обруч. В центр обруча кладется игрушка. Задача детей – найти в садике все подходящие по свойствам предметы и положить их в круг. Это могут быть одинаковые по цвету, размеру, весу или форме предметы. Важно, чтобы малыш объяснял, почему он выбрал ту или иную фигуру;
  • лото. Детям показывают карточки с разными предметами – круглыми, квадратными, овальными. Ребенок должен назвать тип фигуры и подобрать к ней другие карточки. Например, если воспитатель держит рисунок круга, то воспитанник находит карточку с рисунком мяча, арбуза, солнца;
  • знакомство с фигурами. Задача воспитателя – научить не просто находить похожие фигуры, но и называть их. Так, если на карточке треугольник, ребенок указывает на все три угла и говорит, что это за фигура;
  • бусы. На длинной веревке разложены треугольники, круги. Дети пытаются сделать бусы, чтобы украсить новогоднюю елку. Они должны соблюдать ту же последовательность, что задана изначально – то есть, нанизывается синий треугольник, красный круг, потом снова синий треугольник;
  • наш день. В ходе игры дети учатся понимать и определять время суток, а также правильно называть и употреблять к месту обозначения времени. Педагог играет с куклой, и просит детей определить, какое время суток он изображает. Например, если Кукла Маша проснулась и чистит зубы, значит, сейчас утро, а если она обедает – день. Когда игра с куклой закончена, с помощью карточек создается последовательность дня;

Карточки с временами суток

  • красивый ковер. На полу лежит несколько ковров с пустыми клетками, который нужно заполнить. Для этого дети находят геометрические фигуры и складывают их на один ковер. Первый коврик должен получиться с зелеными квадратами, а второй с красными кругами. В ходе игры воспитатель обязательно общается с детьми и задает им вопросы о том, почему они выбрали ту или иную фигурку для украшения;
  • создай свой предмет. Из разных форм, валяющихся на полу, составляется цельный предмет. Например, неваляшка – это два круга, а дом – это квадрат и сверху треугольник. Чтобы помочь малышам, воспитатель зачитывает стихи и загадки, из которых можно выбрать какой-нибудь предмет;
  • большой медведь и маленький. По мотивам известной сказки дети пытаются разделить медведей по размеру. Кому должна достаться самая большая тарелка, а кому маленькая. Также дети выбирают для медведя кроватку, стол, стул. Воспитатель в это время читает сказку;
  • поиск предмета. Воспитатель сажает детей на стульчики по кругу, а потом говорит, что сегодня они будут искать квадратные игрушки. Дети сразу разбегаются по комнате и приносят обратно все, что смогут найти – кубики, конструкторы, коробочки. Затем игра повторяется, только дети ищут круги, овалы, треугольники.

  Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Дополнительная информация! Математический урок во второй младшей группе сада – это не занудное заучивание цифр и сложные вычисления. Дети познают мир в игровой форме, сопоставляя игрушки по размерам, цветам и форме.

Как создать дидактическую игру для детей

Если карточки закончились, воспитатель может самостоятельно создать дидактическую игру, ориентируясь на нормы ФГОС. Находясь в игровом зале, дети могут искать предметы разных цветов, форм, а также игрушки, выполняющие определенные функции: «посуда», «куклы», «мебель».

Игра на поиск цвета и формы

Задания, которые можно предложить выполнить во время прогулки:

  • Сравнить длину подошвы с величиной другого предмета, который попадется на улице.
  • Выяснить, чей шарф в группе длиннее.
  • Спросить малышек, какого цвета у них куртки, шапки, перчатки и свитера.
  • Рассказать, что на прогулке у каждого только по две перчатки на руках, но когда все заходят в сад, то на батарее сушится много перчаток.

Придумывать математические дидактические задачки можно прямо на ходу. Достаточно лишь предложить ребенку найти маленькие листья или шишки, собрать пять листиков или найти только одну ветку.

Развитие дидактических способностей должно продолжаться и дома, тогда дети быстро учатся различать предметы, называть цвета и определять время суток.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticeskie-igry-po-matematike-vo-vtoroj-mladsej-gruppe-kartoteka

дидактические игры по математике во 2 младшей группе

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник.

  1. Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет в детском саду, картотека игр во второй младшей группе

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

  1. Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

  1. Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»

ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

  1. Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

  1. Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

  1. Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

  1. Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.

  • Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.
  • Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
  • Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

  1. Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
  2. Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
  3. Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

  • Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
  • Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
  • Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.

Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».

Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.

Вариант: «Что прибавилось?».

Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).

Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

Постепенно задание можно усложнять.

Источник: http://zavitok.ucoz.org/load/igry/didakticheskie_igry_po_matematike_vo_2_mladshej_gruppe/2-1-0-29

Картотека дидактических игр вторая младшая группа

Дид. игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дид. игра «Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! .
– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .
– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов)
Дид. игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза)
Дид. игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) .
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дид. игра «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», – и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
Дид. упр. «На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
Дид. игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
Дид. игра «Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
Дид. игра «Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Дид. игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
Дид. игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
«Описываем различные свойства предметов».
Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.
Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.
Например: “яблоко”. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.
“Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.
«По новым местам».
Цель: формирование моторно-двигательного внимания, раз­витие скорости движений. Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждо­го ребенка.
Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым ме­стам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все долж­ны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый до­мик последним — считается проигравшим. Начинаем игру».
Дид. игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик – чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко
«Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! .
– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .
«Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .
«Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
«Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
«Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподра­жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете­ныша.
Читайте также:  Аппликация дикие и домашние животные в подготовительной группе: шаблоны, конспект, ежик, лиса, белый медведь и другие звери + фото и видео

Источник: http://mydoshkolnik.ru/en/kartoteka-didakticheskih-igr-vtoraja-mladshaja-gruppa.html

Игры по математике во второй младшей группе

«Весёлое путешествие»

  • Цель: закрепление представления детей о том, что каждой палочке разного цвета соответствует определённое число; упражнение в соотнесении цвета и числа; формирование навыков самоконтроля.
  • Материал: набор палочек Кюизенера (белого, розового и голубого цветов); цифры от 1 до 3 (5).
  • Вариант 1.
  • Игровые действия: педагог предлагает детям построить необычный поезд из цветных палочек.
  • Р         Б       Г

Пассажирами которого будут зайчики – белые палочки, каждая из которых обозначает число 1.

Педагог предлагает «зайчиков» посадить в вагончики и узнать, сколько «пассажиров» поместится в каждом вагончике.

Дети практическим путём находят ответ: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета. Таким образом, ребята могут найти ответы на вопросы: Сколько «пассажиров» поедет в каждом «вагоне»?

Благодаря практическим действиям дети замечают, что в розовом вагончике помещается только два «пассажира», в голубом – три, т.е. палочка каждого цвета всегда обозначает определенное число. Затем педагог предлагает обозначить количество «пассажиров» цифрой.

  1. Вариант 2.
  2. Игровые действия: предложить составить поезд из пяти палочек (жёлтого, белого, голубого, розового, красного цветов).
  3. Ж        Б       Г       Р       Кр

«Найди свой домик»

  • Цель: закреление умения соотносить цветную палочку с цифрой; развитие памяти.
  • Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр от 1 до 5.
  • Вариант 1.
  • Игровые действия: педагог, раскладывая цифры, сообщает, что каждый «домик» имеет свой номер, и предлагает заселить в домики «жильцов» (цветные палочки) так, чтобы каждой цифре соответствовала определённая цветная палочка.
  • 1          2       3       4       5
  • Б         Р       Г       Кр     Ж
  • Вариант 2.
  • Игровые действия: подобрать для цветной палочки соответствующую цифру.

«Ступеньки»

  1. Цель: закрепление умения называть числа-«соседей», сравнивать смежные числа, устанавливать логические связи и закономерности, развитие глазомера.
  2. Материал: набор палочек Кюизенера.

  3. Вариант 1.

Игровые действия: составить «лесенку» и назвать все числа-«ступеньки», которые обозначают число больше 3 (меньше 4; больше 2, но меньше 4; больше 3, но не 5 и т.д.).

  • Вариант 2.
  • Игровые действия: назвать числа-«ступеньки», соседствующие со «ступенькой», обозначающей число 2 (3, 4).
  • Вариант 3.

Игровые действия: назвать числа-«ступеньки», обозначающие числа до 4 (после 2; от 3 до 5; между 1 и 3 и т.д.).

Раздел математики «Величина»

«Ленточки для котят»

  1. Цель: содействие развитию представлений о длине (длинный, короткий); умения сравнивать предметы по длине путём наложения и приложения; развитие глазомера.
  2. Материал: палочки Кюизенера, игрушечные котята.
  3. Вариант 1.

Игровые действия: педагог предлагает вниманию детей игрушечных котят и сообщает, что они очень любят играть с разноцветными ленточками, но ветер разбросал их вокруг. Просит дошкольников собрать все «ленточки» (цветные палочки): сначала красного цвета, затем розового.

Дети составляют «ленточки» из палочек одинакового цвета, а затем сравнивают приёмом наложения. Убеждаются, что красные «ленточки» одинаковые по длине, так как концы палочек совпали (одна «спряталась» под другой). Аналогично сравниваются розовые.

Затем педагог предлагает сравнить между собой розовую и красную «ленточки» и ответить на вопрос: «Какая из них длиннее, а какая короче?».

Вариант 2.

Игровые действия: сравнение «ленточек» происходит приёмом приложения.

Раздел математики «Геометрические фигуры и форма предметов»

«Найди домик»

  • Цель: развитие умения выделять в предметах от одного до трёх различные свойства (цвет, форма, размер), абстрагировать одни признаки от других, называть их.
  • Материал: набор логических блоков; карточки-«домики» по количеству детей.
  • Вариант 1.

Игровые действия: перед детьми разложены блоки – «котята». Педагог рассказывает историю о том, что у мамы-кошки много весёлых и озорных котят, они любят играть и часто убегают из дома, а потом не могут найти дорогу обратно.

Затем предлагает ребятам помочь маме-кошке отыскать котят.

Для выполнения этого задания каждому ребёнку выдаётся карточка-«домик», которую он заполняет самостоятельно.

Педагог называет, каких «котят» мама-кошка зовёт домой (например, красного цвета), а дети ставят в свои карточки-«домики» соответствующего цвета.

Затем открывают свои «домики» и проверяют правильность выполнения задания. Педагог предлагает новое задание, например: найти всех больших «котят» или не квадратных «котят» и т.д.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог называет сразу два свойства блоков-«котят», которые должны быть в «домиках», к примеру круглые большие или квадратные не красные и т.д.

Вариант 3.

Игровые действия: детям предлагается сразу три свойства блоков, которые нужно поместить в «домики»: квадратные жёлтые маленькие или не синие не треугольные большие и т.д.

Раздел математики «Пространство»

  1. «Найди фигуру»
  2. Цель: формирование пространственных представлений на себе, чётко выделяя правую, левую стороны; активизирование в речи слов: «слева», «справа», «посередине».

  3. Материал: набор логических блоков: квадрат, круг, треугольник.
  4. Вариант 1.

Игровые действия: найти и положить перед собой синий треугольник, справа от него — красный круг, а слева – жёлтый квадрат.

Уточнить, какая фигура расположена слева? Какая фигура расположена справа? Какая фигура расположена посередине?

Вариант 2.

Игровые действия: дети самостоятельно располагают фигуры в ряд, а затем рассказывают, где какая фигура (форма) расположена.

Источник: https://vscolu.ru/matematika/igrovye-uprazhneniya-dlya-detej-vtoroj-mladshej-gruppy.html

картотека дидактических игр по математике

Елена Никифорова

«Найдипредмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическимиобразцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,треугольник, прямоугольник, овал).

Детистоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрическиеформы, на втором — предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будемиграть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предметтакой же формы, какую я покажу.

Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденныйпредмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.

Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра

продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

«Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разнымкачествам величины.Материал. 2 комплектапятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из

полых кубов.

По приглашениюпедагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть свами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где жеостальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее).Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнююполовину матрешки).

Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешкивыставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки,наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша» и т.д.Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себевоспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу).

Затемих зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начинаяс самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешкасамая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать.

Педагог ставит на столнабор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди,которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины.Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплектматрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Парыматрешек передвигаются по столу.

Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешкизахотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола паруматрешек одного роста. «Пора домой! — говорит педагог. Становитесь в пары».Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то парыматрешек не хватает. Педагог предлагаетдетям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться.

Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагогставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — этодомики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для

своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

  • «Длинное — короткое»
  • Цель: развитие у детей четкогодифференцированного восприятия новых качеств величины.
  • Материал. Атласные и капроновые ленты разныхцветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и
  • тоненькая кукла.

Перед началом игры В. заранеераскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветныеленточки, полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю.Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этогоим нужны пояски.

Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки:одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети спомощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость икланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.Педагог предлагает снять пояски и поменять ихигрушки.

Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясокслишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом настоле, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какаяленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины -длина. После этого В.

показывает детям две картонные полоски — длинную икороткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем

  1. накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
  2. «Подбери фигуру»
  3. Цель: закрепить представления детей огеометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки

с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводиткаждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которыхнарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите всефигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждуюфигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную

  • фигуру.
  • «Триквадрата»
  • Цель: научить детей соотносить по величинетри предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
  • самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины,фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата,вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самыймаленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большиеквадраты (дети поднимают и показывают), положите.

Теперь поднимите средние.Теперь — самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратовбашни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверхсначала большой, потом средний, потом маленький квадрат.

«Сделайте вы такую

  1. башню на своих фланелеграфах» — говорит В.
  2. «Игра с обручем»
  3. Цель: различение и нахождение геометрическихфигур.

Для игры используются 4-5 сюжетныхигрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету,форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке,кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком(все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не

обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

  • Геометрическое лото
  • Цель: учить детей сравнивать формуизображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому
  • образцу.

Материал. 5 карточек с изображениемгеометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисныймяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной

(конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагограссматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затемпо указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки сизображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать

  1. форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
  2. «Какие бывают фигуры»
  3. Цель: познакомить детей с новыми формами:овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в парес уже знакомыми: квадрат-треугольник,
  4. квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупныекартонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный:

по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагогпоказывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется перваяфигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводитсяобследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что утреугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить

их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

«Широкое — узкое»

Цель: формировать представление «широкое -узкое».

Занятие проводится аналогичным образом,но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкиеленточки одной и той же длины.

При создании игровой ситуации можно использоватьследующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски — широкаяи узкая (одинаковой длины).

По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла имишка, а по узкой — только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя

машинами.

«Кому какая форма»

Вариант1. Цель: учить детей группироватьгеометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный:по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого

ребенка.

Педагог демонстрирует круг и овал,просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются другот друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на одинподнос — матрешке, все овалы на другой — мишке».

Педагог наблюдает, как детивыполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигурупальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мысегодня научились отличать круги от овалов.

Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка

— заберет круги домой».

Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты,прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

  • Содержание аналогично варианту 1.
  • «Соберем бусы»
  • Цель: формировать умение группироватьгеометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме
  • и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
  • Оборудование. На полу лежит длинная лента, на нейслева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник,

зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки сразноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы дляновогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами иговорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур онарешила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».

Дети берут подве такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почемувыкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. ЗатемВ. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на лентеначало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна бытьследующей, почему.

Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в

  1. соответствии с заданной закономерностью.
  2. «Нашдень»
  3. Цель: закрепить представление о частяхсуток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать,посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в

разное время суток.

Дети сидят полукругом. Педагог при помощикуклы производит различные действия, по которым дети должны определить частьсуток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день)и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагаетребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию

  • (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
  • Кукла Валя хочет спать.
  • Уложу ее в кровать.
  • Принесу ей одеяло,
  • Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят,когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности испрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешиваеткартинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками В.

Источник: http://www.happy-giraffe.ru/user/261282/blog/post153515/

Ссылка на основную публикацию