Что такое считалка, как правильно её читать: определение, виды и примеры считалочек для детей

-1-— Заяц белый, куда бегал? — В лес дубовый. — Что там делал? — Лыко драл. — Куда клал? — Под колоду. — Кто брал? — Родион.

  • -2-Ехала белка не тележке, Продавала всем орешки. Кому два, кому три,
  • -3-Первинчики-другинчики, Летали голубенчики По ранней росе, По зеленой полосе. Там яблоки, орешки, Медок, сахарок, —
  • -4-Курочка-погатурочка, Кукушка-рябушка Сели, горели, За море летели. За морем горка, На горке дубровка, В дубровке царица, Красная девица, Медок, сахарок,
  • -5-Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт
  • -6-Шла бабка с заморья, Несла кузовок. В том кузовочке Лежали грибочки, Кому — гриб, Кому — два, А тебе, дитятко,

-7-Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул в реку руку Грека.

-8-Вышел месяц (месяц/немец/заяц) из тумана, Вынул ножик из кармана — Буду резать, буду бить,

-9-На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей,

  1. Не задерживай добрых и честных людей!
  2. -10-Эни, бени, рики, таки, Турба, урба, синтибряки, Эус, бэус, краснобэус,
  3. -11-Десять бутылок стояло на столе, Десять бутылок стояло на столе, Одна из них упала,
  4. -12-Эники, бэники, ели вареники, Эники, бэники, съели вареники, Эники, бэники, хоп!

-13-Десять негритят решили пообедать, Один вдруг поперхнулся, их осталось девять. Девять негритят, поев, клевали носом, Один не смог проснуться, их осталось восемь. Восемь негритят в Девон ушли потом, Один не возвратился, остались всемером. Семь негритят дрова рубили вместе, Зарубил один себя — и осталось шесть их. Шесть негритят пошли на пасеку гулять, Одного ужалил шмель, их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили, Засудили одного, осталось их четыре. Четыре негритенка пошли купаться в море, Один попался на приманку, их осталось трое. Трое негритят в зверинце оказались, Одного схватил медведь, и вдвоем остались. Двое негритят легли на солнцепеке, Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий. Последний негритенок поглядел устало, Он пошел повесился, и никого не стало.

  • (Агата Кристи, «Десять негритят»)
  • -14-Серый зайка вырвал травку, Положил её на лавку. Кто травку возьмёт,
  • -15-Катилось яблоко по блюду,

-16-Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире. К ним повадился сам друг Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы спросим: «Ты, обжора, не ходи!»

-17-Раз, два, Фредди в гости жди, Три, четыре, двери затвори, Пять, шесть, крепче стисни крест, Семь восемь, тебя не спать попросим,

Девять, десять, больше не надейся…

-18-Родились у нас котята, Раз-два-три-четыре-пять, Приходите к нам ребята Посмотреть и посчитать. Раз котенок — самый белый, Два котенок — самый смелый, Три котенок — самый умный, А четыре — самый шумный. Пять похож на три и два, Теже хвост и голова, Тоже пятнышко на спинке, Также спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята, Раз-два-три-четыре-пять, Приходите к нам ребята

-19-Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас. Беда!

  1. -20-Трынцы, брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы, Диги, диги, диги, дон,
  2. -21-Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашёл,
  3. -22-В гараже стоят машины — Волга, Чайка, Жигули,
  4. -23-Катилося яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града,
  5. Кто поднимет, тот и выйдет.
  6. -24-За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди
  7. -26-Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл, Сидит, грызёт,
  8. -27-Кады, бады, налей воды.
  9. Корове пить, тебе водить.

-28-Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела — Мужу двое, себе трое, И детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдет,

-29-Маша рано встала Кукол всех пересчитала: Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке, Две Иринки на перинке, А Петрушка в колпачке

-30-Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко. Но упал мой мяч с небес, Закатился в темный лес. Раз-два-три-четыре-пять,

  • kid-game.ru

    Считалки для школьников | сборник считалок,популярных среди учеников младших и старших классов

    Дети любят общаться с ровесниками, находить новых друзей, делиться знаниями, играть в коллективные игры. В групповой игре важно подобрать каждому участнику определенную роль, для этого ребята используют считалочки. На ком считалка остановится, тому и выпадет заветная роль.

    На этой странице вы найдете замечательные считалки для школьников,а на других страницах bebi.lv вас ждут интересные считалочки других тематик,загадки,пословицы,стишки для детей,песенки,частушки,прибаутки,скороговорки.

    Народ сочинил множество фольклорных жанров, предназначенных для развития ребенка. Считалки в этом списке занимают особое место. Кратенькие стишки с веселым смыслом детям очень полюбились.

    Малыши с легкостью запоминают рифмованные строки, чтобы потом применять их в процессе выбора роли для участников коллективных игр. Вот несколько занимательных считалок для школьников:

    Раз, два, три, четыре-Меня грамоте учили:Не считать, не писать,Только по полю скакать.Я скакала, я скакала,Себе ноженьку сломала,Стала ноженька болеть,Стала маменька жалеть,Пожалела, поругалаИ за доктором послала.Доктор едет на быке

    С балалаечкой в руке.

    Раз, два, тир, четыре,Пять, шесть, семь,Восемь, девять, десять.ВыплываетБелый месяц!Кто до месяца дойдет,

    Тот и прятаться пойдет!

    Раз, два, три, четыре,Жили мошки на квартире.К ним повадился сам-друг,Крестовик – большой паук.Пять, шесть, семь, восемь,Паука мы просимТы, обжора, не ходи!

    Ну-ка, Мишенька, води.

    Родились у нас котятаРаз-два-три-четыре-пять,Приходите к нам, ребятаПосмотреть и посчитать.Раз котенок – самый белыйДва котенок – самый смелыйТри котенок – самый умныйА четыре – самый шумныйПять похож на три и дваТе же хвост и головаТоже пятнышко на спинкеТакже спит весь день в корзинке.Хороши у нас котятаРаз-два-три-четыре-пятьПриходите к нам, ребята

    Посмотреть и посчитать!

    Считалка для школьников является методом честного и справедливого выбора. Неважно старший ты в коллективе или младший, никакие внешние факторы не влияют на выбор только честный жребий.

    Ребята любят учить считалки, чтобы хвастаться перед друзьями знанием нового стишка и для ее оглашения перед началом игры, ведь эта роль тоже важна. Маленькие детки запоминают простые считалки из пары легко выговариваемых слов.

    Ребенок взрослеет, переходит в старшие классы школы, со временем знает этих произведений все больше, они становятся сложнее и длиннее. Каждое чадо имеет свои любимые считалки, при случае с радостью их использует, как-бы назначает роли в игре.

    В конце статьи вы найдете самые популярные считалки для школьников, которые нередко можно услышать на школьных переменках среди учеников старших и младших классов. Некоторые варианты отлично подойдут для оформления титульной страницы портфолио ученика 1 класса.

    Как только малыш научился говорить, он начинает запоминать считалочки, предлагаемые родителями, и часто произносит их вслух. Для него это очень полезно.

    Работают память и образное мышление, ребенок знакомится с буквами и цифрами. Происходит тренировка дикции, речевой аппарат развивается, чадо в повседневной жизни начинает говорить четче и выразительнее, усваивается фонетика различных слов.

    У него появляется ощущение ритма, которое очень пригодится в будущем.

    Дети расширяют свой кругозор и узнают много новой, любопытной информации. Малыши обожают слушать, учить считалки, поскольку они легки для восприятия, там нет скрытого смысла, все предельно просто и доступно. Плюс рассказывать считалку довольно весело, что в работе с ребенком является определяющим фактором.

    Что может быть лучше для ребенка, чем всестороннее развитие в игровой форме. В данном разделе нашего сайта есть масса считалочек, вы найдете стишки своего детства и современные произведения. Дайте малышу новый материал для размышления.

    В раннем возрасте дети запоминают все гораздо лучше нас, накапливая знания для взрослой жизни, не пропустите этот момент.Лучшие современные считалки для школьников младших и старших классов.Следующая статья :

    • Лучшие детские считалочки
    • вернуться на Главную страницу
    • ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ…

    Источник: https://club-detstvo.ru/raznoe/schitalochka-primer-schitalki-dlya-detej/

    Что такое считалка?Для чего нужны считалки?

    Считалка – жанр устного народного фольклора. Стишки небольшого размера с чётко выраженным ритмом.

    Некоторые считают считалки бесполезными, лишним засорением детского мозга. Но на самом деле считалки выполняют много нужных функций. Они просто необходимы в жизни малыша.

    Они помогают распределить роли в игре без лишних споров, вопросов, типа, «А почему она Красавица, а я Чудовище?» и без обид за то, что сейчас он всего лишь простой игрок, а какой-то Петя, Вася, … — командир.

    Водящего выбирают не по желанию или симпатии, а совершенно честно, отдаваясь на волю его величества Случаю. Считалка является как бы своеобразным жребием, гаданием, решение которого нельзя оспаривать. Поэтому считалка позволяет на некоторое время слабому почувствовать себя лидером, и наоборот.

    Знание множества считалок позволяет ребёнку в игре стать организатором детских затей. Такие дети всегда востребованы.

    Разучивая считалки, дети учатся чувству ритма, которое так необходимо в музыке, танцах, математике.

    Развивает умение считать.

    Считалки также нужны для развития речи т.к. они чем-то похожи на чистоговорки. Порой считалки имеют иноязычные слова или даже слова, не имеющие аналога ни в одном из известных языков, типа,

    слова, от которых «язык сломать» можно.

    Считалка развивает память, внимание детей. Обычно она передаётся из уст в уста во время игры, что требует большой сконцентрированности на считалке и умения быстро запоминать.

    Дети, не запомнившие все слова, пытаются самостоятельно придумать окончание считалки. Получается, что считалки также развивают умение сочинять стихи, воображение, фантазию, а порой и чувство юмора т.к. тексты считалки, в основном, имеют шутливый характер.

    Некоторые считалки до того любимы в народе, что их можно услышать у детей разных поколений. К примеру,

    На основе текстов считалок придумывают мультфильмы.

    Им посвящают фильмы: «Кошмар на улице Вязов», «Десять негритят», «»

    Ну и главное в считалке всё-таки то, что она является как бы прелюдией к игре. А в игре дети сплачиваются, сдруживаются. Когда проводится ритуал считалки и дети дотрагиваются до груди участников, это позволяет им устанавливать между собой дружеский контакт, показывая друг другу доверие. А что может быть важнее этого?!

    Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/726048-chto-takoe-schitalkadlja-chego-nuzhny-schitalki.html

    Считалки для детей

    Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

    Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили  считалки.

    Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…».

    Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу)  и используйте их в своей обычной  семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход  в игре.

    Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

    Виды считалок

    Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

    Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

    Пара отходит в сторону  и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

    Читайте также:  Работа с родителями во второй младшей группе детского сада, конспект собрания (в том числе в начале года), перспективное планирование по фгос, темы консультаций

    Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам.  Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

    Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

    • -«Конь вороной или барабан заводной?
    • — Бочку с салом или казака с кинжалом?
    • — Шар тесать или по воде плясать?
    • — Шар катить или воду лить?
    • — Коней кормить или печи топить?
    • — С неба стрельца или  с земли молодца?
    • — Дома быть или по морю плыть?
    • — Сольвья или воробья?
    • — Шапки или фуражки?
    • — Наливное яблочко или золотое яблочко?
    • — Сундук денег или золотой берег?
    • — Травки – муравки или золотой булавки?
    • — Лисицу в цветах или медведя в штанах?
    • — Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

    При чтении   считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе.

      Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда  с радостью используете свои собственные  считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать :).

    Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки,  развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

    Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития.

    Ведь способности малыша  проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по  «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного.

    Создать сам, причем  с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

    Второй вид считалок. Заумные считалки.

    В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь.

    Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить  сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь  такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет.

    А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а   в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя,  как нужны ему игры со словами.

    Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

    1. «Эна деу рики факи, Торба, орба, онба, смаки, Деу-деу, косметеу,
    2. Смаки бакас!»

     Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!».

    А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет.

    Почему? Потому что в детстве у любого ребенка —  период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами.

    Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в х, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

    8 заумных считалок для детей.

    •  «Эны доны трынка нели, Мисли масли кумпа тели, Кумпа а Кумпа бэ Мисли масли
    • Кумпа те!»
    1. «Эгэдэ пэгэдэ Цугэдэ мэ. Абэн фабэн Домэнэ, Икэ пикэ Грамэникэ, Дон зон,
    2. Заяц вон!»
    • «Эники – беники, Ели вареники, Эники,  беники,
    • Ба!»
    1. «Лынзы, двинзы, Тринзы, ланзы, Пяту, лату, Пыхтум, быхтум,
    2. Девять, штык».
    • «Янзы, дванзы, Три каланзы, Пята, сота, Ты красОта, Стебень, дубень,
    • Маков крест».
    1. «Эне-бене-рики-таки, Тюль — буль-буль – калики – шваки, Деу-деу-кишмадеу.
    2. Бац!»
    • «Эне-бене – рез, Финтер-финтер жес, Эни-бени – раба,
    • Финтер-финтер жаба!»

    Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

    1. «Ази, двази, Тризи, ризи, Пята, лата, Шуби, руби,
    2. Дуби, крест».

    История заумных считалок

    Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

    Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

    Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы.

    Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти.

    Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен.  В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло.

    Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

    Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

    Третий вид считалок: считалки — числовки

    Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами.  Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример  несколько  таких считалок.

    • «Раз, два – голова, Три, четыре – платье шили, Пять, шесть – хлеб – соль есть, Семь, восемь – сено косим,
    • Девять, десять —  муку весить».
    1. «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела
    2. И тебе водить велела».

    «Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф! Паф! Не попал!

    Серый зайчик ускакал!»

    Интересная история этой считалки: история   считалки  про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были  написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются.

    Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

    «Раз, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять. Раз, два, три, четыре, Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон.

    Убежали мышки вон»

    А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

    «Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц. Кто до месяца дойдет,

    Тот и прятаться пойдет».

    «Раз, два – голова. Три, четыре – прицепили. Пять, шесть —  сено везть, Семь, восемь – сено косим. Девять, десять – деньги весить. Одиннадцать, двенадцать –

    На улице  бранятся, в избе ссорятся».

    Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

    В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

    «Стакан, лимон- Выйди вон!»

    «Под горою у реки Жили гномы – старики. У них колокол висит, Позолоченный звенит: Диги-диги-диги-дон!

    Выходи скорее вон!»

    «Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты – баты, три рубля. Аты –баты, кто выходит?

    Аты – баты, это я».

    • «Конь ретивый С длинной гривой Скачет-скачет по полям, Тут и там, Тут и там. Где проскачет он-
    • Выходи из круга вон!»

    «Яблочко катилось вокруг огорода. Кто его поймал, тот воевода стал.

    Слышал, вышел, вон повышел».

    1. «Черепаха хвост поджала И  за зайцем побежала. Оказалась впереди –
    2. Кто не верит – выходи».

    «Шла машина темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес. Выходи на букву С. Буква С не подошла – Выходи на букву А. Буква А ушла в кино, Выходи на букву О. Буква О кончается –

    Игры начинаются».

    Часто в считалках предлагается выбрать  из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится  до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

    «На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей,

    Не задерживай добрых и честных  людей».

    Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

    Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» ????

    • «Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько надо гвоздей?
    • Не задумывайся, говори поскорей»

    Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

    1. «Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: Приходите все на чай!
    2. Сколько чаек, отвечай».

    Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем  от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число-  число 8 – тот выходит из круга.

    А у Вас и Ваших детей есть любимые считалки?  Наверняка! Давайте поделимся в х друг с другом, ведь в одной статье все любимые считалки не перескажешь.  А вместе соберем коллекцию из самых любимых!

    • Считалки есть, осталось выбрать игру, в которую будем играть на прогулке или дома. Вам поможет коллекция народных игр «Родной тропинки»:
    • Игры во дворе
    • Веселые старинные игры для детей и взрослых
    • Игры на свежем воздухе
    • Народные игры о птицах
    • Увлекательные игры о ветре
    • Мирилки

    Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/schitalki-dlya-detej/

    Зачем нужны считалочки

    Зачем нужны считалочки сегодня?

    Русские считалки относятся к одному из видов устного народного творчества. Они появились далеко в древности. В то далекое время повседневная работа в основном несла опасность жизни не только ребенка, но даже взрослого.

    Добровольцев выполнять такую работу просто не было. И на помощь пришли считалочки. Оказывается, в древности на выполнение опасной работы выбирали посредством русских народных считалок.

    Читайте также:  Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе детского сада, картотека тем с целями, конспект занятия и прочее

    С течением времени жизнь людей естественным образом менялась. Многие переставали испытывать страх перед окружающим миром и природой. В то время веселыми считалками во время игр стали пользоваться дети.

    Как сегодня используются считалочки?

    На сегодняшний день детские считалки используются в играх для распределения ролей. Делается это весело и, как правило, никто из ребят не обижается. Основным назначением считалки является установление очередности в играх. Она помогает определить кому начать водить в игре.

    Считалки способствуют развитию памяти и формированию ритма. Взрослые, которые разучивают со своим ребенком различные считалочки, также улучшают возможности своей памяти. Одновременно с ребенком тренируя чувство ритма.

    Очень часто считалочки придумываются в течение игрового процесса самими детьми. В этом дети отличаются своей безграничной фантазией и изобретательностью. На сегодняшний день детские считалки сочиняются профессиональными поэтами. Они разрабатывают правильную рифму и смысл в считалках. Тем не менее наше устное творчество сохранило много русских считалок, сочиненных еще нашими предками.

    Считалка в процессе игры произносится ведущим. Во время ее прочтения происходит указание на каждого из участников, а тот, на кого выпадают последние слова, тот считается водящим.

    Но это не единственный вариант выбора с помощью считалки. Бывают считалки, которые в конце указывают не на воду, а на того, кто должен выйти из круга счета.

    И один за другим участники выходят, а последний оставшийся и начинает водить в игре.

    Выучивание считалок наизусть помогает:

    • обучать дисциплине ребенка;
    • развивать память и ритм;
    • пробудить интерес к коллективным играм;
    • давать всестороннее развитие ребенку.

    Благодаря детским народным считалкам дети получают всестороннее развитие. Коллективная детская игра стимулирует заучивание считалок. А когда происходит выбор ведущего в игре, дети приучают себя сами все делать честно. Зарождается уважение к коллективу, потому что соблюдаются правила.

    Помогаем ребенку развить память и внимательность

    Целью обучения дошколят является развитие их внимательности и памяти. Для этого требуется найти хорошие пособия и программы. Необходимости учесть все особенности ребенка.

    Для того чтобы эта задача стала проще, можно отводить ребенка на специальные обучающие курсы. Они помогут развитию усидчивости и логического мышления.

    Конечно, в этом поможет заучивание стихотворений или считалочка до 10.

    Главным периодом развития процессов памяти, по мнению психологов, это школьный. А для того чтобы этот период использовался по максимуму нужно соблюсти следующие рекомендации:

    1. информация должна подаваться привлекательно, с использованием компьютера (потому как компьютер вызывает интерес у дошкольника). Дошколята испытывают удовольствие при освоении развивающих и обучающих программ. Это будет способствовать быстрому запоминанию, долговременному хранению информации и осмыслению проделанного. Благодаря зрительному запоминанию – фотографической памяти, запоминание будет проходить легче для ребенка.

    Источник: https://moyamamma.ru/zachem-nuzhny-schitalochki

    Считалки для детей

    • 1Очень популярная считалка на выбывание, каждая строчка которой начинается на «Аты-баты». Считалка про солдат, которые купили на базаре самовар. »»
    • Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел стороной голодный волк, Барашка он зубами щелк!
    • Бубенчики, бубенчики,Летели голубенчикиПо утренней росе,По зеленой полосе.Сели на сарай.Беги, догоняй!
    • 2Раз, два, три, четыре, пять,Будем в прятки мы играть.Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка поводи!
    • В чаще лесаНа опушкеКуковалиДве кукушки:Ку-ку!Ку-ку!Принесите мне муку,Я для угощеньяНапеку печенья.Ку-ку!Ку-ку!Ты иди, неси муку!
    • Вдоль по речке, по Десне,Едет парень на бревне.Видит парень: в глубинеСтарый дуб лежит на дне.Парень тут же прыгнул в воду,Сунул руку под колоду,Под колодою — нора…Выходить тебе пора.
    • Раз, два, три, четыре, пять!Все могу я сосчитать:И салазки на горе,И коляски во дворе,И девчонок и мальчишек,Их сестренок и братишек,И прилавки в гастрономе,И окошки в нашем доме!
    • Раз, два, тир, четыре,Пять, шесть, семь,Восемь, девять, десять.ВыплываетБелый месяц!Кто до месяца дойдет,Тот и прятаться пойдет!
    • Раз-два-три,Раз-два-три,Выходи из круга ты!
    • 3Однозначно можно сказать, что это самая известная считалка. Ее знают все — от маленьких детей, до наших бабушек и дедушек. Самый классический вариант этой считалки: »»
    • 1Популярная считалка про опасный и злой месяц, который вышел из тумана. Не всем родителям она понравится, тем не менее, дети ее быстро запоминают. »»
    • Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли. Раз, два, три, четыре.
    • 1Гномик золото искал!И колпак свой потерял!Сел, заплакал, — как же быть?!Выходи! Тебе водить!
    • 1Страшная считалка про десять негритят. Данная считалка появилась в детективном романе английской писательницы Агаты Кристи, который так и называется — «Десять негритят». По сюжету романа считалка висела в каждой комнате в отеле у героев романа. »»
    • Ехал каратист на тележке,Разрубал он орешки.Кому 2, кому 3,А водящим будешь ты.
    • Ехала машина темным лесомЗа каким-то интересом.Инте-инте-интерес,Выходи на букву «эс».
    • Раз, два, три, четыре,Жили мошки на квартире.К ним повадился сам-друг,Крестовик — большой паук.Пять, шесть, семь, восемь,Паука мы просимТы, обжора, не ходи!Ну-ка, Мишенька, води.
    • Раз, два, три, четыре.Жили мышки на квартире.Чай пили, чашки мыли,По три денежки платили.Кто не хочет платить,тому и водить.
    • За морями, за горами,За железными столбамиНа пригорке теремок,На дверях висит замок,Ты за ключиком идиИ замочек отомкни.
    •  — Зайка белый, что ты делал? — Собирал грибы в лесу! — А куда несешь грибочки? — Я зайчатам их несу.

    Источник: https://hvatalkin.ru/schitalki

    Что такое считалка? Интересные считалки

    Что такое считалка? Возможно, хотя бы раз, но каждый человек задавался этим вопросом. Общеизвестным определением данного понятия является следующее: считалка – это вид детского творчества, характеризующийся шутливой формой произношения.

    Используется в игре, предназначена для случайного выбора одного человека – водящего или выбывающего.

    Действительно, знакомое «Вышел месяц из тумана…» или «Эники-беники ели вареники…» невольно возвращает в детство, счастливое и беззаботное, с догонялками и игрой в вышибалу.

    «Мы играем – водишь ты…»

    • «Речка вдаль бежит лесная,
    • Вдоль по берегам кусты.
    • Я друзей всех собираю,
    • Мы играем – водишь ты!»

    Что такое считалка? Это короткие запоминающиеся стишки, которые произносятся с четко выраженным ритмом. Причем строки в большинстве своем построены таким образом, что их хочется напевать. Да и веселая обстановка к этому располагает. Вот и рождаются из обычных считалок-стишков веселые считалки-песни.

    Историческая справка

    Дети, знающие много считалок, уважаемы в своем коллективе, востребованы, так как могут организовать множество интересных затей. Что такое считалка для ребенка, не имеющего лидерских качеств, стеснительного и молчаливого? Это шанс проявить себя, почувствовать главным, игроком, членом команды. К тому же считалка развивает внимание. Передаваясь из уст в уста в процессе игры, она требует от участников сосредоточенности и умения быстро запоминать.

    Секретные слова

    1. Взрослые часто, прислушиваясь к считалкам детей, задумываются, почему в них используются какие-то придуманные, несуществующие, странные слова.

    2. «Эни, бени, рики, таки,
    3. Уоба, турба, синтибряки,
    4. Бэус, эус, краснобэус,
    5. Бац!»

    В древние времена человек сильно верил в силу слова, использовал считалки в гаданиях, ведь они чем-то походили на заклинание. Тогда люди еще не могли понять и объяснить многие явления окружающей среды, поэтому боялись ее проявлений и гнева.

    Охотники, к примеру, считали, что звери могут понимать человеческий язык. Поэтому, собираясь на промысел, общались с применением «тайных», «секретных» слов, чтобы зверь не смог почувствовать и понять, что за ним идут охотиться.

    Чтобы было весело

    Сейчас даже сложно определить, какие из считалок относятся к древности, а какие придуманы современным человеком. Жанр ничуть не устарел, и сегодня он актуален, поэтому считалочки среди ребятишек всегда востребованы. С их помощью детям легко распределить в игре роли так, чтобы никто не обиделся, и было очень весело.

    • «Раз, два, три, четыре, пять.
    • В прятки все скорей играть.
    • Солнце, небо, лес, цветы.
    • Выходи из круга ты!»
    1. «Возле школьного крыльца
    2. Мы садили деревца.
    3. Валя – вербу,
    4. Яша – ясень,
    5. Сеня – сливу,
    6. Катя – клен.
    7. Ты работал – оставайся!
    8. Ты ленился – вышел вон!»

    Немного математики

    • «Три, четыре, два, один,
    • Ты брюнет, а я блондин.
    • К нам голубка прилетала
    • И водить тебе сказала»
    • ***
    • «Пять, четыре, семь, шесть, десять,
    • В темном небе круглый месяц!
    • Кто к нему дойдет быстрей,
    • Тот и прячется скорей».

    Смешные считалки

    1. «Жили в море три селедки:
    2. Муля, Гуля и Балда.
    3. Муля с Гулей спали вместе,
    4. А Балда совсем одна».

    Русские народные считалки

    Считалки отлично развивают дикцию малыша, показывают красоту звучания рифмованных строк, родной речи. А это в дальнейшем проявляется любовью к литературе. На Руси за сотни лет придумано много народных русских считалок:

    • «Кукушка-рябушка,
    • Курочка-потатурочка,
    • Сели, горели,
    • За море полетели.
    • Там за морем горка,
    • А на ней дубровка,
    • А внутри царица,
    • Красота-девица.
    • Сахарок-медок,
    • Поди-ка вон, королек».

    В процессе произношения считалки взрослому следует приучить ребенка к разным интонациям. В возрасте 5-6 лет малыш сумеет почувствовать наличие либо недостаток звука.

    Считалка – полезный инструмент для детского ума

    Конечно, некоторые взрослые могут полагать, что для детского мозга считалка совершенно бесполезна и лишь только засоряет его. Но это не так. В действительности функций, которые выполняют эти незамысловатые стишки, достаточное количество. Итак, подведем итог. Что такое считалка? Это своего рода инструмент, который:

    • Помогает распределить роли в игре без споров, обид и лишних вопросов.
    • Обучает чувству ритма.
    • Тренирует память.
    • Развивает внимание и речь.
    • Помогает проявиться скрытым талантам. К примеру, ребенок, не запомнивший окончание стишка, додумывает его сам. А это дает полет фантазии, воображению, развивает умение сочинять стихи.
    • Пробуждает чувство юмора, так как стихотворные тексты в основном шутливые.

    Учите детей считалкам, ведь это положительно отражается на их развитии.

    Источник: https://autogear.ru/article/330/586/chto-takoe-schitalka-interesnyie-schitalki/

    Золотое правило считалки

    Если опытному ребенку надо играть позвать — он выйдет и закричит игровую припевку: «Тай, тай, налетай, кто в прятки играй!» — и выставит большой палец.

    И кто придет, соединяет свои кулаки, и у них образуется группа, все с соединенными кулаками, держатся за пальцы друг друга.

    Торчащие члены организма (нашего тела) ассоциируются с темой «Я» — и здесь ты когда стоишь и предлагаешь такой способ, получается, что твой большой палец спрятан внутрь этого общего тела.

    И такое группирование для детей очень полезно, очень важно.

    Внутри семьи хорошая мать тоже следит, чтобы элементы групповой жизни присутствовали — например, совместные обеды и ужины.

    И она, чтобы было интересно, начинает рассказывать о чем-то, и общее блюдо, с которого мы все берем отдельные кусочки.И ритуалы объединения созидают.

    И спорстсмены перед началом игры что- то делают, чтобы почувствовать свое единство — кладут руки на плечи, встают в круг, поют что-то, выкрикивают, танцуют и т.д.

    И игровая припевка это тоже созидание игрового единства.

    Когда дети заявили, что они играют, у них возникает вопрос — кто водит.Это вопрос справедливого распределения ролей.Способность принять роль активно осваивается в групповых играх с правилами — я не хочу эту роль, но мне выпало, мне надо.И детям чрезвычайно полезно знать, что бывают такие ситуации, когда ты не хочешь, но надо.

    Неопытные дети не знают, как им выбрать воду, а опытный ребенок знает, что надо посчитаться.Они встают в кружок, и тут начинается такое магическое действо, когда ребенок говорит вслух считалку.Сч италка почти всегда имеет ритмичную, стихотворную форму, и считающий касается рукой именно к груди

    Это место связано с темой «Я».

    Врагу туда надо направлять слова, чтобы его укокошить. В лоб если — не так повлияет. Психотерапевты телесноориентированные говорят, что в этом месте расположены все зажимы, связанные с отношениями с близкими людьми.

    Читайте также:  Продуктивная деятельность дошкольников, особенности для старшей, младшей группы, подготовительной и средней группы детского сада

    Здесь находится вилочковая железа, чакра определенная — и в детской субкультуре это очень значимое место, и обезьяна туда стучит, когда показывает, что она сильная.

    Итак, ребенок считает, и как только на кого-то попало последнее слово ,обычно человек не сопротивляется.Считалка — надличностный способ распределения ролей.

    И для детей чрезвычайно важно, чтобы считалка сохраняла эту магическую чистоту, независимость от чужой воли, от воли участников группы, чтобы нельзя было предугадать, на ком закончится считалка.Интересно, что считалка входит в обиход детей между 5 и 6 годами. Более мелкие имитируют, но совсем не понимают, что это такое.

    А между 5 и 6 ребенок уже хорошо чувствует, что это хороший способ. Но они уже понимают ее функции, но не понимают, как правильно считаться.Они тыкают друг другу в грудь, говорят считалку, но не понимают, что надо членить слова. И получается, что на одного приходится три слова, на другого один слог и т.д.

    А как только ребенок учится читать, у него проблем уже нет таких, и лет в семь ребенок уже мастер считаться.Считалка для маленьких (6-9 лет) — это очень приличный способ распределения ролей в игре.Но годам к девяти им становится понятно, что считалка — это слишком по-детски.

    И дети начинают считать «по-морскому» — выкидывают количество пальцев, складывают сумму, и просчитывают.

    Другие формы — «камень, ножницы, бумага». То есть формируются новые техники, чтобы сохранить золотое правило считалки: она не должна быть орудием чужой воли.

    А что со считалкой делается потом?Ее используют, когда нет логических способов выбрать. И у взрослых людей вводится жребий.У дядек чаще бывают такие ситуации, и они жребий используют даже в сложных ситуациях, например, на войне использовали — кто вытянет короткую спичку, тот и остается прикрывать роту.

    И как бы ни было жалко тебя, и как бы не хотелось тебя сохранить, все соглашаются с этим решением жребия. Только доброволец может за тебя остаться, но оспаривать жребий никто никогда не будет.И это тоже — магическое свойство жребия, старшего брата считалки.А теперь вернемся снова к считалкам.

    Полезно, чтобы ребенок знал несколько штук считалок, коротенькие и длинные, потому что если ты тренированный человек, ты быстро поймешь, с кого начинать считать, чтобы выпало на определенного человека.И дети чувствуют, что тут обман, и длинная считалка — ценнее, по ней трудно заранее определить, на кого выпадет.

    В маленькой компании особенно важно знать много считалок, потому что быстро можно просчитать, на кого выпадет.Так что нормальному ребенку надо знать штук пять как минимум считалок разных.

    Считалки бывают содержательные (сюжетные) и тарабарские.

    Одна из самых знаменитых считалок, по которой ещё в советские имена сделали мультфильм, и это было удивительно, потому что тогда очень «наезжали» на считалки, — это считалка «Аты- баты, шли солдаты».

    Ещё одна — «На золотом крыльце сидели».Очень популярна раньше была считалка «Стакан, лимон, выйди вон! Налей воды, выйдешь ты!»«Шла машина темным лесом за каким-то интересом…» — до сих пор знают дети.

    Очень старая считалка, сейчас возрождается: «Вышел месяц из тумана ,вынул ножик из кармана, буду резать , буду бить, все равно тебе водить!»На примере этой считалки можно посмотреть, как детские тексты впускают что-то в себя, приемлет какое-то время, а потом все равно выплевывает, и снова становится собой.

    Война: «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана…»В 60-х ожила старая форма, месяц и немец вместе жили, к концу 70-х немец полностью исчез, остался только месяц.То есть если что-то актуальное подходит, то может стать частичкой считалки на время.

    Например, «На золотом крыльце сидели…» какое-то время в 90-е гг, когда все болели американскими мультиками, звучала так:

    • На золотом крыльце сиделиМишки Гамии, Том и Джерри,Скружд Макдак и два утенка,
    • Выходи, ты будешь Понка.
    • Простая старая считалка, очень распространенная была когщда-то: «Ниточка, иголочка, ти-ти, улети, и опять прилети».
    • «Из-под горки катится голубое платьице,На боку зеленый бант, его любит лейтенант,Лейтенант молоденький, звать его Володенька.
    • Через месяц, через два будешь ты его жена».

    Но потом они как-то унялись, и «царь, царевич, король, королевич…» уселись снова плотно.То есть старая форма не забывается.Считалка 40-50-х гг::Тарабарские считалки («заумь») состоят из тарабарских слов:

    Эни-бени, рики-драки, тарбардур, лаки-смаки,Эн-бен, кузмабен, бакс!!!

    Или

    Эни-бени, рики-факи, турба-урба, сентябряки,Эус, дэус, краснодэус, бац!

    Есть и другие.Сначала думали, что это просто заумные разные словечки, каля-баля, которые так нравятся детям.

    А потом исследователи заметили, что кусочки этих считалок, особенно начало, это начало иудейских, мусульманских и латинских молитв.Детям нравятся слова, которые никто не понимает, это придает покров таинственности.

    И дети слышат из церквей пение молитв, и они взяли кусочки, и добавили туда свое.

    И в конце обязательно активный аккорд — бакс, бац и т.д.

    Напишите в х, какие вы помните детские считалки — и у нас с вами будет целая коллекция считалок!

    Источник: https://7irinka-club.livejournal.com/20706.html

    Как устроены детские считалки

    «Аты-баты — шли солдаты», «Энэ, бэнэ, раба», «Дядя Скрудж и три утенка, выходи, ты будешь Понка»: фольклорист Андрей Мороз рассказывает, как появились и что значат веселые и странные стихи, которые могут пригодиться в самые неожиданные моменты жизни (или просто помогут выбрать водящего в игре) 

    Дети играют на улице. Англия, 1950 год© William Vanderson / Picture Post / Getty Images

    В ситуациях, когда нужно сделать неочевидный выбор, будь то сражение, риту­ал, спортивное соревнование, игра и тому подобное, человеку всегда хотелось переложить ответ­ственность на кого-то еще: на судьбу, божество, демона, слу­чай — в зависи­мости от взглядов, убеждений, ситуации и конкретных обстоя­тельств.

    Для этого использовались различные приемы — от обряда жертвопри­ношения или обращений к оракулу до гадания, бросания жребия или пересчи­тывания.

    Чем меньше в жизни человека оставалось места для сверхъестествен­ного, тем боль­ше старые формы поведения становились просто спе­цифиче­ски­ми нормами этикета или правилами игры.

    Считалки в современном их виде достоверно известны совсем недолго — с XIX ве­­­ка, когда, как и многие другие формы фольклора, они стали соби­рать­ся и записываться.

    Существовали ли они раньше и в каком виде — мы можем только догадываться: старый фольклор, который, как и новый, бытовал в основ­ном в устной форме, не дошел до нас.

    Тем не менее типы и тексты счи­талок, записанные в XIX веке, очень напоминают те, которыми пользуются современные дети.

    Итак, считалка — это прежде всего способ выбрать водящего в игре или поде­лить игроков на команды, устранившись от сознательного принятия решения. Так справедливее, неожиданнее, интереснее, и, главное, такой способ не дол­жен вызывать возражений.

    Наряду со считалками известны так называемые сговорки: когда необходимо поделиться на две команды, то из группы на­зна­чают двоих капитанов (они иногда назывались «матки­»­­­), которым предстоит выбирать себе игроков.

    Игро­ки подходят к ним парами и задают вопрос с дву­мя вариантами ответа, заранее договорившись, какой вариант соответствует каждому из них. Напри­мер: «Мати, мати, что вам дати: дуб или березу?» (или просто — «Что выби­раешь: дуб или березу?»).

    Один из «маток» выбирает и получает себе в команду игро­ка, скрывающегося за ответом. Второй отходит в другую команду.

    Иногда эти тексты имеют более развернутый характер, зарифмованы и часто шутливы: «Тес тесать или на воде плясать?», «На печке заблудился али в ложке утонул?», «Бочку с салом или казака с кинжалом?».

    Собственно считалки основаны на ином принципе: один из игроков произно­сит стихотворный текст, по очереди указывая на остальных. Тот, на ком за­кончится считалка, оказывается «вóдой».

    Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько дали? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, уступите.

    • Аты-баты, нет, нельзя.
    • Первой бравой, другой кудрявой, третий вшивый, четвертый паршивый, пятый проклятый,
    • шестой со вшой.

    В более сложных случаях выходит не водящий, а один из игроков — и так до кон­ца, пока не останется последний: он-то и будет водить.

    1. Шла кукушка мимо сети, ей попались злые дети; раз, два, три — это, верно, ты; раз, два, три, четыре, пять —
    2. одного нужно убрать.

    В тексте считалок исключительно важен ритм, который позволяет при про­из­не­сении очередной ритмической единицы (слова, стихотворной стопы, слога) показывать на следующего игрока. Поэтому часто считалки начинаются со счета:

    • Раз, два, три, четыре — все извозчики в трактире чай пьют, чашки бьют, на стол денежки кладут, а хозяйка не зевает, только деньги подбирает. Прискакали ермаки, поскидали колпаки; один ермак не снял колпак,
    • тот остался дурак.

    Раз, два — кружева, три, четыре — прицепили, пять, шесть — кашу есть, семь, восемь — деньги просим, девять, десять — белый месяц, одиннадцать, двенадцать — на улице бранятся: девки делят сарафан — кому клин, кому стан, кому целый сарафан, кому пуговки литые, кому серьги золотые. Царь-царица на лугу, потерял мужик дугу, плакал, плакал, не нашел, к государыне пошел: Ты, барыня-сударыня, роди мне сына в четыре аршина. Младенец не велик — во всю лавочку лежит; он стал на дыбок,

    достал потолок.

    Раз, два, три — стара баба ты. Раз, два, три, четыре, пять — стара баба ты опять. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь — стара баба ты совсем. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять —

    бабу старую повесить.

    Смысл в считалках не играет такой роли, как ритм, поэтому в их текстах часто встречается заумь — квазислова, которые не употребляются в речи и не име­ют никакого значения вовсе. Некоторые стихи состоят из них почти полностью:

    1. Чирдиржик-мирдиржик, хрупчик один, чирдиржик-мирдиржик, хрупчик два, чирдиржик-мирдиржик,
    2. хрупчик три.
    3. Энэ, бэнэ, рэц, квэнтэр, мэнтэр, жец, энэ, бэнэ, раба,
    4. квэнтэр, мантэр, жаба.
    5. Эни, бени, рики, таки, турба, урба, сентебряки,
    6. эус, бэус, краснодеус, бац.

    Нередко заумные слова имеют корни в ино­странных языках или просто пред­став­ляют собой сильно искаженные русские:

    • Жил был граф Пузо-Бузо-Лаперузо, пара гвоздей ганабуза, граф Вируза да бутыль. Цынь-цынь, полатынь, попрыгунья, полатунья, ели мули, сансыбильи,
    • флек, флек, флек.

    Иногда заумь — это числительные. Так, «эни» в «Эни, бени, рики, таки», оче­видно, восходит к немецкому числительному eine — «один». С него и начинает­ся счет. Похоже и в следующих считалках (часть «пер-» происходит от чуваш­ского «пер» — «один»):

    Перводан, другодан — на четыре угадал, пятьсот Юрьев. Катерина-кочка, голубина ножка. Заяц-месяц сорвал травку,

    1. положил на лавку.
    2. Перведунчики, дрыгунчики летали голубунчики по Волге-реке, по чужой стороне, там пешки, орешки, чаек, сахарок.
    3. Сышел, вышел, вон пошел.

    Но даже когда отдельные слова, из которых складывается считалка, имеют смысл, текст кажется совершенно бессмысленным — и в этом специфика не только считалки, но и вообще юмора детского фольклора:

    Сопинь-лопинь царский ворон. Из морю я воду пил, Катеринку любил. Катеринка-любка прела, горела, за морем летела. За морем церква, церква Микола, царица Быкова свинью заколола. Свинья Оксинья набора Василья,

    дохтур вон.

    Титики, мутики, турашка-мурашка. Заяц-месяц, где был? В лесе. Что делал? Травку щипал, под колоду клал. Кто взял? Турбань-юрбань, сам капитан,

    капитанский сын.

    Шани, Мани, что над нами, под железными столбами? Стульчик, мальчик, сам король выходил на барский двор; тама шапки кроят — перекраивают. Шапка упала, татарка подняла, поп Матвей

    • побежал за ней.
    • Села муха на колеса, поднялась под небеса; там тетка Никола, сестра Куликова. Ни окошек, ни дверей —
    • полна горница людей.

    В последнем примере видно, как считалка впитывает в себя фрагменты тек­стов из иных жанров и использует для своих нужд. Последние две строки — цитата известной загадки про огурец.

    Таким же образом считалками могли оказаться детские потешки («Тилибом-тилибом, загорелся кошкин дом…»), час­тушки («Сидит Маня на крыльце / С выраженьем на лице…»), фрагменты песен («Ехал мальчик по Казани, / В полтораста рублей сани…») и даже фраг­менты водеви­лей («В этой маленькой корзинке / Есть помада и духи…»). А сле­дующий при­мер очевид­но отсылает к басне Крылова:

    1. Лебедь, щука, рак, кто из вас дурак? Раз, два, три —
    2. это, верно, ты.

    Естественно, считалки, как и многие другие формы фольклора, внимательны к окру­жающей действительности и меняются вместе с ней.

    Так возникают считалки-переделки, в которых старый ритм и струк­тура наполняются но­вым, актуальным содержанием. Считалка «На золотом крыльце сидели / Царь, царевич, король, королевич, / Сапожник, портной.

    / Кто будешь такой?» во време­на популярности диснеевского мультфильма про Микки Мауса начала звучать так:

    • На золотом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри, Дядя Скрудж и три утенка,
    • выходи, ты будешь Понка.

    См. также материал «Дворовые игры».  

    Источник: https://arzamas.academy/materials/1340

  • Ссылка на основную публикацию