Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее

  • Автор – составитель:
  • Алексашина Ирина Вадимовна,
  •  воспитатель
  • МАДОУ детский сад №162 города Тюмени
  • Консультация для воспитателей
  • «Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»
  • В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.

); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации.

Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки  личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены.
  2. Рациональное питание.
  3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  4. Соблюдение режима дня.
  5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  6. Профилактика простудных заболеваний
  7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
  8. Создание условий для двигательной активности.
  9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
  1. Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:
  2. -соблюдение режима дня;
  3.  -рациональное питание и режим питания;
  4.  -пребывание на воздухе;
  5.  -закаливание;
  6.  -двигательная активность;
  7.  — соблюдение санитарно — гигиенических норм и правил.
  8.  -психологическая безопасность детей в ДОУ
  9. Задачи валеологического воспитания:
  1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
  2. Накопление знаний о здоровье.
  3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
  • Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
  • Все эти задачи мы решаем при помощи методов:
  • Методы:
  •  -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
  • -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
  • — практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

 упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)

Формы организации детей:

  • НОД;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие  опыты;
  • самостоятельное наблюдение;
  • индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
  • закаливание, 
  • физическая культура,
  •  релаксация,
  • физкультминутки,
  • рациональное и полноценное питание,
  • личная гигиена,
  •  использование народных средств,
  • активный труд,
  • рациональный отдых,
  •  прогулки на свежем воздухе.

Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

  1. Задачи валеологического уголка:
  2. — сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  3.  — формировать осознанное отношение к своему здоровью;
  4.  — знакомить детей со строением человеческого организма;
  5.  — формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
  6.  — формировать гармоничную личность.
  7. Три составляющие валеологического уголка:
  8. — питание
  9. — гигиенические навыки
  10. — физическая культура (спорт)
  11. Итак,  первая составляющая – питание:
  12. Во время приема пищи  используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:
  13. — Хорошее питание — основа здоровья.
  14. -Пища — основа жизни.
  15. — Разумно есть – долго жить.
  16.  Представляю некоторые дидактические  и подвижные игры по воспитанию культуры питания
  17. Цель: Привитие культуры питания.
  18. -«Полезно – вредно»
  19. -«Вместе — отдельно»
  20. -«Чудесный мешочек»
  21. -«Что можно приготовить из этих продуктов?»
  22. — «Что, где растет?»
  23. — «Соберем урожай»
  24. -«Волшебная кастрюля»
  25. -«Витаминная азбука»

— «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.

Игры для детей от 3 до 7 лет

Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

— Детям  3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания  (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую — красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.

-Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное — красный шнур)

  • — Дети 5-7 лет  выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому — полезные продукты, к красному – вредные.
  • Вторая составляющая валеологического уголка — гигиенические навыки.
  • — Схема, как правильно чистить зубы.
  • -Таблица, как правильно мыть руки.
  • — Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
  • — Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
  • -Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее
Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее

Третья составляющая уголка — физическая культура

— Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.

  1. -Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).
  2. — физкультминутки.
  3. — картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.
  4. — Папка « Строение тела»
  5. — Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).
  6. -массаж (мячики — ежики).

В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки,  платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.

Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами,  ковриком с шипами, ковриками,  сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.

Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее

Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».

Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее

Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма.

В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть.

В этом может помочь плакат «Правильная осанка».

  • Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов,  дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».
  •  -«Валеология»
  • — Игры-пазлы
  • Тематические словари:
  • -гигиена и здоровье,
  • -я и моя безопасность,
  • -я и мое тело.
  • Дидактические карточки:
  • -Азбука здоровья,
  • — Как устроен человек.
  • Картотеки валеологических игр.

Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре  представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

  1. Организуются экскурсии в медицинский кабинет.
  2. Проводятся  беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности  двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 
  3. Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
  4. Задачи:
  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;
  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Пропаганда ЗОЖ;
  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Читайте также:  Театральный уголок в детском саду: оформление, фото

Формы работы с родителями:

  1. Общие родительские собрания;
  2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
  3. Телефон доверия;
  4. Проведение совместных мероприятий: — спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; — вечеров развлечений; — дней именинника; — витаминных и чайных столов;
  5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
  6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
  7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  1. Снижение заболеваемости.
  2. Рост уровня физического и психического здоровья.
  3. Повышение двигательной активности детей.
  4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
  5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
  6. Общая подготовленность к обучению в школе.
  7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Таким образом, все воспитательно — оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам — словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».

Литература:

  1. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
  2. Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  3. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
  5. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news10369.html

Волшебный Сад Детства

Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочееИз опыта работы МБДОУ №10 п. Саракташ Оренбургской области.

В 2012 году на основе анализа физического развития детей было выявлено повышение заболеваемости, увеличение числа часто болеющих детей, а у части детей нарушена осанка, зрение другие отклонения, и только 6 детей отнесены к 1 группе здоровья. Это послужило толчком к работе над улучшением здоровья детей через разработку программы по теме «Валеология в детском саду«.

В ходе работы по данному направлению нами используются наглядные, словесные, практические методы, предпочтение отдается разновидностям практического метода.

Игровой метод дает возможность одновременно совершенствовать разнообразные двигательные навыки, самостоятельность действий, быстроту ответной реакции, проявления творческой инициативы.

Одновременно развивая такие качества, как внимание и смекалка, подвижность и ловкость, помогая достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе.

Данная работа объединяет разнообразные виды деятельности детей. По значению на первый план выступают: валеологические и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Понятие «здоровья» даётся дошкольникам в НОД по валеологии, которая способствуют развитию представлений об окружающем мире и о себе.

Основная форма валеологического образования детей дошкольного возраста – разные виды интегрированных занятий, примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства.

Мое настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные минутки, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.

), образных упражнений по карточкам , массажа  и др.

В такой деятельности ясно прослеживается интеграция многих образовательных областей: от познания до художественного творчества.

В совместной деятельности разбираем запланированные и незапланированные ситуации типа «Как себя вести, если что-то болит» и др., беседуем на темы «Кто с закалкой дружит —  никогда не тужит»,  «Полезные и вредные привычки». Проводим праздники,  досуги, развлечения:

  • — Валеологический праздник «Шалтай-Балтай в гостях у осени»,
    — «Когда овощи нам помогают»,
  • — «Папа, мама, я – спортивная семья» (совместно с родителями).
  • Экскурсии на стадион, в парк — всё это формирует интерес и привычку к здоровому образу жизни.
  • Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…

Весь этот материал закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой.В своей работе мы  используем разного типа занятия по физической культуре: традиционные, тренировочные, сюжетно-игровые, ритмическую гимнастику, тематическое занятие, занятия комплексного характера, а так же контрольно-проверочные занятия.

Особенностями проведения занятий является дифференциация и индивидуализация образовательной работы с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность – это утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей проводятся дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий.

Это оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, корригирующая гимнастика, массаж, ходьба по йодно-солевой дорожке, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Гигиенисты утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это хороший воспитатель. Благодаря ему,  окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном  многообразии.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, но продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня двигательной активности. Это учитывается при руководстве самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через  все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, руководителя по физической культуру, медсестры и других специалистов..

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. До прихода детей, готовится групповая комната к приему, проветривается, по мере необходимости кварцуем групповую комнату и спальню. В период вспышки эпидемии ОРЗ проводим чесноко и лукотерапии.

Каждому пришедшему ребенку мы стараемся уделить внимание, выразить радость, создать для него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, т.е.

обеспечиваем условия комфортного пребывания ребенка в детском саду. В группе имеется уголок «Спортсмена» — со спортивным инвентарём, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно» и др.

, альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и много другого материала.

Также утром  проводим коррекционную работу с детьми, которые имеют отклонения в осанке, сводах стоп, зрения.  Затем утреннюю гимнастику,  направленную на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности.

Одним из рациональных, простых и доступных методов оздоровления является аэрофитотерапия и фитотерапия с использованием эфирных масел. Перед сном, например, используем масла, обладающие расслабляющим действием: базилик, валериану, душицу, мелису. Для профилактики заболеваний дыхательных путей: эвкалипт, мята, ромашка, шалфей.

Ежедневные прогулки с подвижными играми, спортивными упражнениями, развлечениями, играми – эстафетами – ещё один способ развития и приобщения детей к здоровому образу жизни – полезная привычка.

Читайте также:  Гвоздики из бумаги к 9 маю своими руками: идеи и шаблоны для поделок

Закаливание является одним из традиционных общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ:

1. Воздушные ванны,
2. Полоскание горла прохладной водой,
3. Мытьё рук до локтей
4. Игры с водой и др.
5. Йодно – солевое закаливание.

6. Точечный массаж.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в ДОУ и в семье закаливающие мероприятия в качестве основной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта.

Для повышения двигательной активности и оздоровления детей используем «Игровые дорожки» (ребристая доска, лоток с галькой, массажные коврики, холодные: влажные и сухие массажёры для стоп – позволяющие включать в работу все группы мышц) в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

Корригирующая гимнастика – это  тоже  часть оздоровительного комплекса. Упражнения для профилактики плоскостопия и для формирования и коррекции осанки мы используем на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, индивидуальной работе. На коврике «Здоровья» разучиваем комплексы профилактических упражнений, массажи с элементами йоги, дыхательные и звуковые гимнастики.

Также приёмы точечного массажа повышают защитные свойства организма. «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат» — с элементами йоги, психогимнастики. Валеологические знания, полученные в игре вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Воздух – самый доступный закаливающий фактор, поэтому наши дети  с удовольствием гуляют и ходят  в походы-экскурсии.

Питание – важнейшее составляющее здорового образа жизни. За этим следит медсестра. Мы в свою очередь формируем культуру питания.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

«Только здоровый ребенок может быть счастливым» (Доктор Комаровский)

Наша работа по внедрению валеологии в детском саду способствует формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной,  интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.

.

«Береги здоровье смолоду!» Увы, но бывает так, что об этой фразе мы начинаем задумываться уже тогда, когда появились проблемы со здоровьем. И вот тут важно обратиться за помощью к грамотному специалисту. Например, консультация маммолога киев в Центре современной маммологии не просто обеспечит вам осмотр и консультацию, но и окажет серьезную моральную поддержку.

Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее

Источник: http://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/valeologiya-v-detskom-sadu

Дидактические игры по валеологии

Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее

Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить используя такой способ, который очень нравится детям-это игра. Итак, посмотрите интересные дидактические игры для дошкольников для использования как в условиях детского сада, так и дома.

Дидактические игры дошкольников

1. Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни»

Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний

Материал: Большие карты — 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.

Ход игры

Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача ребенка — составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.

  • 2. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»
  • Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
  • Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров»
  • Ход игры

На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров». Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья, по мнемотаблице.

3. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь…» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

4. Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»

Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья

Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.

Ход игры

Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)

  1. 5. «Полезно – вредно»
  2. Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов
  3. Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.
  4. Ход игры

На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка — выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

  • 6. Дидактическая игра по валеологии «Мы закаляемся»
  • Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.
  • Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).
  • Ход игры

Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

  1. 7. «Свари борщ»
  2. Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.
  3. Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.
  4. Ход игры
  5. Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.
  6. 8.  «Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый-сладкий, горький-солёный, овощи-фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

Ход игры

1 .Что будет, если съешь много (картинка)?

2.Много яблок съешь-это хорошо…

Много яблок съешь-это плохо..

  • Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».
  • 9. Дидактическая игра по валеологии «Витаминное лето»
  • Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.
  • Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.
  • Ход игры
  • Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.
  • 10. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля»
  • Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.
  • Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.
  • Ход игры

Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.

  1. 11.Дидактическая игра «Угадай вид спорта»
  2. Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.
  3. Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

  • 12.Дидактическая игра «Одень спортсмена»
  • Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов
  • Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов
  • Ход игры

Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/o-detyach/igri-dlya-doshkolnikov/item/222-didakticheskie-igri-po-valeologii

Валеология в ДОУ — презентация

1 ProPowerPoint.ru Выполнил: Киселева Т.А. Воспитатель МАДОУ «Детский сад 20»

2 ProPowerPoint.ru «Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРИТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ» В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

3 ProPowerPoint.ru Валеология – одно из важнейших направлений в работе ДОУ Valeo – здравствовать Logos — наука Валеология – наука о здоровье

4 ProPowerPoint.ru Предметом изучения валеологии является ЗДОРОВЫЙ человек, поэтому часто термин валеология объясняют, как наука о здоровье здоровых

5 ProPowerPoint.ru Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привития навыков ЗОЖ: Активный труд, Рациональный отдых, Закаливание, Занятия физкультурой, Рациональное и полноценное питание, Личная гигиена, Своевременное обращение к врачу и др.

Читайте также:  Проект на тему пасхи в детском саду: что включает, как составить

6 ProPowerPoint.ru Валеология Медицинская Педагогическая – изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит с азами анатомии и строения тела человека.

  • 7 ProPowerPoint.ru ЗДОРОВЬЕ — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов
  • 8 ProPowerPoint.ru Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «ШКОЛОЙ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ»
  • 9 ProPowerPoint.ru
  • 10
  • 11
  • 12 Задачи валеологии в ДОУ: Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества; Установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой; Формирование личности природы; Воспитание привычек личной гигиены; Закаливание ребенка и его двигательная активность; Профилактика и устранение вредных привычек; Осуществление валеологического мониторинга.
  • 13 ProPowerPoint.ru методы обучения: Словесные Наглядные Практические

14 ProPowerPoint.ru 1. Уши есть на голове. 2. Два их точно, а не две. 3. Правое и левое — равные — проверено! 4. С мылом мой своих друзей. 5. Ковырять ничем не смей! 6. Слышат звуки разные и слова — Сразу вместе, оба — два! 7. Тихие и громкие, глухие и звонкие! 8. Есть в ушах ещё серёжки — Но они не для Алёшки! 9. Уши прячутся под шапкой, Лишь тогда, когда не жарко!

15 ProPowerPoint.ru 1. Это нос — посмотрите внимательно! 2. Он посередине на лице. 3. У животных есть он обязательно. Он у всех одну имеет цель. 4. Вдох и выдох! Кислород вдыхает! 5.

Воздух нос нам согревает! И микробов не пускает! 6. Запах знает он любой. 7. Есть платочек носовой — Назначение понятно — С чистым носом быть приятно! 8. Мелочь в нос нельзя пихать! 9.

И нельзя в нем ковырять !

16 ProPowerPoint.ru 1. Посмотрите — это губы. 2. Их откроешь — будет рот. 3. Как заборчик — это зубы. 4. Вся еда в него войдёт, 5.

Всё язык перемешает, зубы всё пережуют, Но его мы не покажем, ни к чему торчит он тут! 6. Сказку нам расскажет рот, или песенку споёт! 7. Рот свой нужно полоскать, Дважды чистить зубы! 8.

Чтоб улыбку показать!,,, 9. На морозе — не лизать! Очень нежны губы!

  1. 17 ProPowerPoint.ru
  2. 18
  3. 19
  4. 20
  5. 21
  6. 22
  7. 23
  8. 24
  9. 25
  10. 26
  11. 27
  12. 28
  13. 29
  14. 30
  15. 31
  16. 32
  17. 33
  18. 34

35 «Стишок 1»: Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем.

(пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем.

(меняем ручку и тоже катаем мячик) «Стишок 2»: Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока.

(катаем между ладошек) Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. ( прижимаем ладошки к себе)

36 ProPowerPoint.ru « Стишок 3»: (Движения выполняются по тексту) Я мячом круги катаю, Взад — вперед его гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук! «Стишок 4»: (Движения выполняются по тексту) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать! «Стишок 5»: Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(выполняем круговые движения мячиком между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (перебираем мяч пальчиками) Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да! (движения мячом по пальчикам) Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

  • 37 ProPowerPoint.ru
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1322708/

Картотека. «Дидактические игры по валеологии для детей дошкольного возраста» — PDF

1 Муниципальное образование Тазовский район Муниципальное дошкольное казенное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Микрорайон Геолог, д. 15 п. Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ Тел. 8(34940) , Картотека «Дидактические игры по валеологии для детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Шамрай Ю. П. 2015г.

2 Чтобы уши не болели Цель: закрепление знаний об органе слуха, обучение правилам, которые помогают предотвратить заболевания органов слуха. Материал: картинки с изображением определенных действий, которых следует избегать.

Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают как нужно ухаживать за своими ушами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы уши не болели. Азбука настроения Цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.

Материал: карточки передающие разные настроения нескольких персонажей (радость, злость, испуг, недовольство и т, д.). Описание: игрокам предлагается выполнить такие задания, как «определи настроение», «выбери героя» ( с определенным настроением), «расскажи. что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).

Чтобы глазки не болели Цель: закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение. Материал: картинки с изображением определенных действий, которые следует избегать, чтобы сохранить свое зрение. Описание: дети выбирают картинки с изображением необходимых правил, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить свое зрение.

Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми? Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты. Материал: муляжи продуктов питания, овощей, фруктов, тарелки. Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты, которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.

3 Если ты заболел Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью. Материал: картинки с изображением определенных действий. Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании. Чтобы не заболеть Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Материал : сюжетные картинки. Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней. Живое неживое Цель: формирование умения относить растения, животных, человека к живым существам. Материал: предметные картинки.

Описание: дети разбиваются на 2 группы, предложить группам выбрать картинки (с изображением предметов или существ), которые отвечают на вопрос»кто» и «что».

Посылка от обезьянки Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху. Материал: посылка с овощами, фруктами Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.

Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает

4 тот, кто угадает. Угадай по звуку Цель: формирование представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств. Материал: музыкальные инструменты. Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их.

— Что помогло вам услышать разные звуки? Видим, слышим, ощущаем Цель: закрепление представления об органах чувств. Материал: сюжетные картинки. Описание: выбрать из предложенных картинок сначала, те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем видеть и ощущать. Определи на запах Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.

Материал: фрукты, тарелки с вареньем, ватные диски с парфюмерным ароматом. Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах. Кто что делает? Цель: закрепление представления детей о функциях внутренних органов человека, развитие логического мышления.

Описание: предложить распределить слова по группам ( к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, темно и т. д.

Источник: https://docplayer.ru/77330901-Kartoteka-didakticheskie-igry-po-valeologii-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию