Уголок развития речи в детском саду — оформление по фгос, примеры

Требования

к организации речевых уголков  в группах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ — это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС), а это комфортная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами.

РППС и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи.

Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.

Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи, регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами, а помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах, содержащих игры.

Суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырех компонентов:

  1. Центральное место занимает речь воспитателя (своей речью воспитатель учит ребенка родному языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям).
  2. Систематические занятия по развитию речи.
  3. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка.
  4. Создание педагогами определенных условий-специального места.

Содержание речевого уголка:

  • картотека артикуляционных упражнений;
  • комплект зеркал (с ручкой);
  • картотека дыхательных упражнений;
  • картотека пальчиковых игр;
  • картотека оздоровительных пауз (динамических);
  • предметы для поддувания;
  • дидактические игры на обогащение словаря;
  • дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи;
  • дидактические игры на развитие связной речи;
  • дидактические игры на совершенствование ЗКР;
  • дидактические игры на развитие фонематического слуха;
  • картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
  • предметы, игры на развитие мелкой моторики;
  • массажные мячики и картотека упражнений с ними;
  • символическое отображение разделов в цветовой гамме.

Дидактический материал в речевом уголке:

материал по развитию артикуляционной моторики: 

  • предметные картинки-опоры,
  • артикуляционные уклады-схемы,
  • артикуляционная гимнастика в альбомах,
  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
  • стихи;
  • ватные диски, палочки;

пособия для развития дыхания: 

  • шарики,
  • султанчики,
  • колокольчики,
  • вертушки,
  • картотека дыхательных упражнений,
  • дыхательная гимнастика;
  • кораблики и т.п.;
  • бумажные снежинки;
  • карандаши;
  • колокольчики из фольги на ниточке и т.д.;

пособия для развития мелкой моторики: 

  • сухой бассейн,
  • массажные валики,
  • мячики, прищепки,
  • трафареты,
  • пальчиковые игры,
  • шнуровки;
  • различный материал для составления букв (камушки и т.п.);

материал по звукоподражанию: 

  • шумовые инструменты;
  • звуковые коробочки;
  • детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;
  • предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
  • звуковички гласных и согласных звуков;
  • домики для твердых и мягких звуков;
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
  • звуковые дорожки, звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре слова;

игры и пособия по автоматизации звуков: 

  • мелкие игрушки;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • разные виды театров;
  • альбомы на звуки;
  • чистоговорки;
  • стихи, потешки, скороговорки;

игры по лексике и грамматике: 

  • предметные картинки по лексическим темам;
  • игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п.);

игры по развитию связной речи: 

  • серии сюжетных картинок;
  • разные виды театра;
  • стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки;
  • библиотека детских книг;

материал по обучению грамоте: 

  • магнитная доска;
  • наборы магнитных букв;
  • кассы букв и слогов;
  • кубики «Азбука в картинках»;
  • кубики учись читать;
  • умные кубики;
  • слоговые кубики;
  • счетный материал;
  • звуковички гласных и согласных;
  • домики (твердость и мягкость);
  • пособия для звукобуквенного анализа;
  • схемы-слов, предложений;
  • звуковые дорожки;
  • звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре.
  • Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
  • Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
  • Требования к содержанию речевых уголков
  • в разных возрастных группах
  • Младшая группа
  • 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляров,  так как детям данного возраста свойственна подражательность;
  • книжки-ширмы, книжки-малышки (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
  1. Альбомы или иллюстрации по лексическим темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
  2. Картинки с простыми сюжетами и действиями.
  3. Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
  4. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  5. Игры  «Найди пару», «Найди отличия».
  6. Игровизоры, игрушки – телефоны.
  7. Игры с предметными картинками  «Что изменилось?»
  8. Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
  9. Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
  10. Трафареты, шаблоны, раскраски.
  11. Игры для развития ручной умелости.
  12. Картотека речевых игр.
  13. Открытки о родном городе.
  1. Средняя группа
  2. 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок.
  3. Раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
  1. Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
  2. Открытки для рассматривания.
  3. Портреты писателей в соответствии с программой.
  4. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  5. Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?».
  6. Игры с картинками – загадками и предметными картинками  «Что изменилось?»«Найди пару?», «Найди отличия».
  7. Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
  8. Игровизоры, игрушки — телефоны, занимательные головоломки.
  9. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  10. Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
  11. Игры на развитие ручной умелости.
  12. Картотека словесных речевых игр.
  13. Открытки о родном городе, крае.
  14. Предметы быта и старины.
  • Старшая группа
  •  7-8 книг различной тематики и жанров (могут быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками).
  • Раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.
  1. Портреты писателей в соответствии с программой.
  2. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
  3. Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
  4. Портреты художников – иллюстраторов.
  5. Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
  6. Игры – небылицы, игры – картинки «Назови отличия».
  7. Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
  8. Азбука букв различной фактуры.
  9. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  10. Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.
  11. Игры на развитие ручной умелости.
  12. Картотека словесных речевых игр.
  13. Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
  14. Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
  15. Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
  16. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
  17. Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург и т.д.).
  18. Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная к школе группа

  1. Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
  2. Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
  3. Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
  4. Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
  5. Картотека словесных речевых игр.
  6. Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
  7. Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
  8. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
  9. Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
  10. Игры–небылицы «Что перепутал художник?», игры-картинки по типу «Найди отличия».
  11. Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
  12. Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
  13. Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

  по материалам сайта  www.logoped.ru

Источник: https://e-alekseeva-lends41-raduga.edumsko.ru/articles/post/1250112

Стенды уголки в детском саду. Оформление уголок в детском саду для родителей, патриотический уголок, спортивный уголок, уголок природы, уголок изо

Насыщенная предметно-пространственная среда вокруг ребенка — это залог его успешного развития. Именно поэтому в детских садах особое внимание должно уделяться оформлению тематических уголков.

Читайте также:  Поделки из пластилина ко дню победы 9 мая для детского сада, фото

Воспитатели должны позаботиться также о том, чтобы и у родителей детей постоянно был доступ к актуальной информации. Для этого тоже лучше всего создать соответствующий уголок.

В нашей статье вы найдете примеры оформления таких уголков, правила, а также шаблоны.

Названия уголков в детском саду, список

Для дошкольников детский сад — это их второй дом, потому что большую часть времени в будничные дни, когда родители на работе, они находятся в этом учебном заведении. Очень важно, чтобы им было в садике уютно и тепло.

Рекомендуем всем воспитателям организовывать уголки согласно списку, представленному ниже:

  1. Прежде всего, это должен быть уголок, на котором указано название группы, возрастная категория детей, которые ее посещают, а также фото деток и эмблема. Например, если группа называется «Солнышко», пусть изображение солнца и будет эмблемой. Если хотите, сюда же можно прикрепить список всех деток.
  2. Информационный стенд для родителей. Здесь каждая мама и папа могут найти информацию об учебной программе, которую проходят дети, их распорядок дня, план мероприятий и новости группы. Очень хорошо, если здесь же будет находиться информация о родительском комитете и контактные данные воспитателей, медсестры и заведующей детского сада.
  3. Уголок «Делаем своими руками». На нем воспитатели могут вывешивать творческие работы детей. Когда появляются новые рисунки или поделки, старые можно отдавать родителям или складывать в специальную папку, которая будет выполнять функцию портфолио.
  4. Учебный уголок. Здесь должны быть алфавиты, которые изучаются детьми, цифры, прописи, глобус и прочие другие предметы и канцелярские принадлежности, которыми дети пользуются на занятиях.
  5. Зеленый уголок – это место, в котором можно разместить информацию о том, почему важно беречь природу, как это правильно делать. Здесь же поставьте домашние цветы в горшках. Они не только будут украшать интерьер, но и позволят вам сохранять в помещении здоровую атмосферу.
  6. Уголок экспериментирования. Здесь разместите все возможные интересные предметы детям – лупу, микроскоп, инструменты, посуду, природные материалы (песок, камни, земля, вода). В этом уголке ребенок сможет примерить на себя роль ученого-исследователя.
  7. Игровой уголок. Здесь нужно разместить игрушки детей, которые были закуплены для группы и принесены родителями из дома.
  8. Спортивный уголок. Здесь могут быть плакаты на спортивную тематику и соответствующий инвентарь.
  9. Литературный уголок. Здесь разместите различные книжки, которые уже читают или могут почитать дети в свободное время.
  10. Уголок искусства. В некоторых детских садиках в этом уголке выставляют кукольные театры, музыкальные инструменты. Это может быть все, что угодно – лишь бы дети развивали в себе любовь к искусству.
  11. Уголок будущего. Здесь ребенок должен видеть, наглядные образцы передовой робототехники. Конечно, это должны быть муляжи или хотя бы фотографии.
  12. Логопедический уголок. Здесь воспитатели и логопеды должны размещать примеры упражнений по артикуляционной гимнастике. Они помогут родителям заниматься по развитию речи с ребенком дома.
  13. Уголок народного творчества. Это могут быть различные куклы, керамика, какие-то поделки на этническую тематику, примеры народных костюмов и символов.
  14. Уголок о добрых делах, благотворительности. Сюда можно разместить плакаты с изображением людей, которые помогают нуждающимся.
  15. Православный уголок. Здесь можно прикрепить православный календарь праздников, традиции, связанные с нашей верой, детскую библию.
  16. Уголок «Моя семья». Сюда дети могут прикрепить фотографии своих семей. Оформить все можно в виде красивого родословного дерева.
  17. Уголок достопримечательностей родного края. Всевозможные фотографии интересных мест города и области можно сюда приклеить, а также распечатать легенды и мифы, связанные с ними.
  18. Уголок труда. Здесь можно разместить график дежурств детей, которые в определенные дни должны отвечать за чистоту в группе.
  19. Уголок безопасности. Сюда можно прикрепить правила дорожного движения, техники безопасности, телефоны экстренных служб – все, что касается здоровья и сохранности жизни каждого ребенка.
  20. Уголок именинников. Здесь воспитатели должны делать разные поздравительные открытки для деток, которые празднуют свой день рождения.
  21. Уголок вежливости. Здесь нужно прикрепить разные волшебные слова, которые должны знать все воспитанные дети.
  22. Уголок детских достижений. Кстати, сюда можно прикрепить не только грамоты детей, но и воспитателей, потому что группа дошкольников – это одна семья, в которой каждый должен радоваться достижением другого.
  23. Патриотический и экологический уголки. Здесь можно размещать любую информацию, которая касается этих направлений.

Возможно, вы придумаете что-то свое еще для того, чтобы оформить уголок в детском саду. Но все те варианты, которые мы перечислили выше, должны быть обязательно, потому что так прописано в государственных положениях, которые касаются детского дошкольного образования.

Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте четко указано, что тематические уголки в группах дошкольного учреждения должны развивать такие сферы ребенка, как :

  • познавательную;
  • физическую;
  • социально-коммуникативную;
  • речевую;
  • художественно-эстетическую.

Другими словами, уголки, оформленные по вышеупомянутому списку, способствуют всестороннему развитию личности ребенка.

Фото уголки в детском саду

Как правильно оформить уголок в детском саду

Тематические уголки в группе дошкольников должны выполнять основные задачи:

  • Уголки должны способствовать тому, чтобы у ребенка было расширенное представление о предметах и людях, которые его окружают.
  • Они должны удовлетворять потребности каждого ребенка.
  • Все должно выглядеть эстетично в соответствии с возрастом детей, которые ходят в детский сад.
  • Ребенку должно быть легко дотянуться рукой до того предмета, который он хочет взять с уголка.

Чтобы сделать качественные уголки для дошкольников, нужно выполнить много подготовительный работ, к которым, кстати, можно привлекать и родителей воспитанников:

  1. Следует закупить или же нарисовать множество информационных и развивающих плакатов и стенгазет.
  2. Изготовить различные украшения из бумаги  и других материалов, чтобы украсить помещение группы.
  3. Оформить выставку творческих работ детей. Это могут быть стенды, разрисованные и раскрашенные.
  4. Подготовить декорации для оформления каждого тематического уголка.
  5. Подготовить печатные заготовки с разной полезной информацией и дидактическими играми.
  6. Необходимо запастись безопасным оборудованием для детей — это стулья, парты, шкафы со стеллажами, специальные контейнеры, в которые дети могли бы складывать игрушки и прочий инвентарь, с которым часто приходится работать.
  7. Закупить скоросшиватели и канцелярские папки для хранения творческих работ детей и прочих документов.
  8. Подготовить надписи для каждого уголка так, чтобы они были большими, яркими и понятными ребенку. Он должен четко понимать, где уголок творчества, а где питания.

Как видите, никаких сложных и непонятных правил нет. Каждый воспитатель может оформлять уголок для детей и их родителей в соответствии со своими индивидуальными представлениями, как он должен выглядеть. Главное — не забывать о том, чтобы выполнялись требования образования.

Шаблоны картинки для уголка творчества, уголка изо детского сада

Трафарет шаблон букв для оформления уголка в детском саду

Картинки шаблоны для оформления уголка для родителей в детском саду

Шаблоны картинки для патриотического уголка в детском саду

Картинки шаблоны для оформления спортивного уголка в детском саду

Картинки шаблоны для оформления уголка природы в детском саду

Учитывайте при создании уголков в садике интересы своих воспитанников. В этом случае вы точно сможете добиться основных целей образовательного процесса и заинтересуете детей.

Видео: «Уголки в детском саду»

Источник: https://luckclub.ru/shablony-kartinki-oformleniya-ugolkov-v-detskom-sadu-dlya-roditelej-patrioticheskij-ugolok-sportivnyj-ugolok-ugolok-prirody-ugolok-izo

Методические рекомендации по организации речевого уголка в группе

  • (Приложение 1)
  • К положению о смотре-конкурсе
  •  на лучший речевой уголок
  • Методические рекомендации
  • Примерное наполнение речевых уголков в соответствии с возрастом детей
  • Цель работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста:
  • воспитание правильного физиологического дыхания;
  • уточнение произношения гласных и некоторых согласных звуков;
  • уточнение произношения в звукоподражаниях;
  • систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики;
  • развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения.

В уголке размещен материал:

1-я младшая группа

  1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
  2. Каталог игр и пособий :
  1. а) по звуковой культуре речи;
  2. б) упражнений артикуляционной гимнастики;
  3. в) упражнений дыхательной гимнастики;
  4. г) пальчиковой гимнастике.
  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:
  • а) с изображением явлений природы;
  • б) предметами домашнего обихода;
  • в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
  • г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

2-я младшая группа

  1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
  2. Каталог игр и пособий:
  1. а) по звуковой культуре речи;
  2. б) упражнений артикуляционной гимнастики;
  3. в) упражнений дыхательной гимнастики;
  4.  г) пальчиковой гимнастике.
  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:
  • а) с изображением характерных особенностей времен года;
  • б) предметами домашнего обихода;
  • в) деталями предметов;
  • г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
  • д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Цель работы с детьми среднего дошкольного возраста:

  • развитие фонематического слуха, речевого дыхания и речевого внимания;
  • расширение и активизация словаря;
  • рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира;
  • упражнение в использовании в речи слов-обобщений;
  • знакомство с правилами ведения диалога через театрально-игровую деятельность;
  • побуждение к высказываниям разного типа;
  • развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.
Читайте также:  Считалки для детей 4, 5, 6 лет в детском саду: подборка считалочек для малышей дошкольного возраста

В уголке размещен материал:

Средняя группа

  1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
  2. Каталог игр и пособий:
  1.  а) по звуковой культуре речи;   б) упражнений артикуляционной гимнастики;   в) упражнений дыхательной гимнастики; 
  2.  г) пальчиковой гимнастике.
  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:

а) с изображением явлений природы;  б) предметами домашнего обихода;  в) основными частями предметов;  г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);  д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д.

, чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);  е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.

);  ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); 

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).

  1. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Цель работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста:

  • развитие артикуляции и правильного произношения;
  • развитие фонематического слуха;
  • расширение и активизация словаря;
  • упражнение в использовании в речи слов-обобщений;
  • упражнение в использовании в речи числительных;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.

В уголке  размещен материал:

Старшая группа

  1. Картинки по лексическим темам(альбомы).
  2. Каталог игр и пособий:
  • а) по звуковой культуре речи;  б) упражнений артикуляционной гимнастики;  в) упражнений дыхательной гимнастики;  г) пальчиковой гимнастике; 
  • д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
  5. Картинки:

а) с изображением явлений природы;  б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);  в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);  г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);  д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);  е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);  ж) с изображением синонимов;  з) с изображением животных во множественном числе;  и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); 

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

  1. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Цель работы с детьми 6-7 лет  по речевому развитию:

  • развитие фонематического слуха, речевого дыхания и речевого внимания, интонационной выразительности речи;
  • расширение и активизация словаря;
  • составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях, в театрализованной деятельности;
  • развитие пространственных представлений;
  • расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке;
  • подготовка руки к письму в процессе различных. видов детской деятельности

Подготовительная группа

  1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
  2. Каталог игр и пособий :
  1. а) по звуковой культуре речи;  б) упражнений артикуляционной гимнастики;  в) упражнений дыхательной гимнастики;  г) пальчиковой гимнастике; 
  2. д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
  5. Картинки:

а) с изображением явлений природы;  б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);  в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);  г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);  д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);  е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);  ж) с изображением синонимов.

8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.

Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

Источник: https://skandakova-ds152kar.educhel.ru/articles/post/1266699

Уголок развития речи

  • Старшая группа «А» комбинированной направленности
  • Воспитатели:
  • Анна Никитична Сергунина
  • Елена Юрьевна Дрожжина

В своей
группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по
развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во
всех её аспектах (это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи,
и связная речь и т. п.)

Для того
чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном
возрасте мы организовали предметно – пространственную развивающую среду
группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей
группе создан уголок по развитию речи. Оборудование нашего речевого уголка:
стеллажи, полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного
материала.

  1. Оборудование
    речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы
    проводим для коррекции речевого развития детей:
  2. 1.
    Игры и упражнения для развития речевого дыхания:
  3. «Покатай карандаш»,
  4.  «Загони
    мяч в ворота»,
  5. «Подуй на одуванчик»,
  6.  «Насос»
    (Картотека дыхательных упражнений).
  7. 2. Игры и упражнения для развития четкой,
    координированной работы всех
    частей артикуляционного аппарата (работа
    над дикцией):
  8.  «Артикуляционная
    гимнастика»,
  9. «Сказка о веселом язычке»
  10. скороговорки,
  11. чистоговорки,
  12. загадки,
  13. мирилки,
  14. считалки,
  15. пословицы и поговорки.
  16. 3.
    Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи,
    звукопроизношения:
  17. «Составь предложение» — упражнять в употреблении
    простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.
  18.  «Что с начало, что потом» — развивать умение
    составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  19. «Весёлый паровозик»- обучать детей делить
    слова на слоги.
  20.  «Составь слово» — учить определять место
    звука в слове (начало, середина, конец).
  21. «Антонимы» — упражнять детей в подборе
    антонимов.
  22. «Четвёртый лишний»- развивать фонематический
    слух, учить определять место звука в слове.
  23. «Весёлые улитки» — развивать фонематический
    слух, учить определять место звука в слове.

 «Что к
чему» — расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.

«Плохо-хорошо»- обогащать речь
прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.

«Что куда?»- учить детей правильно
употреблять предлоги.

«Кто где живёт?» — расширение словаря,
уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в
образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок ).

«Кто как двигается?» — учить детей
согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.

«Что для чего?» — расширять словарный запас
детей, учить рассказывать о предмете.

«Что из чего?»- расширять словарный
запас детей, учить рассказывать о предмете.

  • 4. Для обучению
    детей составлению рассказов по плану или образцу применяем  мнемотаблицы:
  •  «Зима»,
  •  «Домашние животный»,
  • »Дикие животные»,

»Что это?» и д.р.

  1. 5.
    Альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с
    числительными и прилагательными:
  2. «Осень»,
  3. «Что растёт в огороде»,
  4. «Дикие животные»,
  5. «Домашние животные»,
  6. «Времена года»,
  7. «Настроение человека»,

«Герои сказок» и д.р.

Проводя игры и упражнения в детском саду на
занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту
работу в семье.

Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с
детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы,
короткие считалки.

Для успешного заучивания детьми стихотворений, мы советуем
использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда мама и
ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, а потом меняются
порядком строк.

Источник: http://detsad6.clan.su/index/ugolok_razvitija_rechi/0-25

Правила оформления уголков в детском саду

Наверняка каждый родитель обращал внимание на занимательные детские уголки, расположенные в группах детских садов. На первый взгляд, это обычная игровая зона для девочек или мальчиков.

Но воспитатели знают, что к созданию развивающе-игровой зоны предъявляются определенные требования. Во всех дошкольных и образовательных учреждениях действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт или ФГОС.

Именно данный документ и определяет требования к детским уголкам и развивающим конструкциям.

Природный уголок в детском саду

Основные требования

Родители, воспитатели и руководители дошкольных учреждений должны знать, что оформление уголков в детском саду по ФГОС, соответствуют таким требованиям:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.

Игровой уголок в детском саду

Учитывая требования ФГОС, родители могут заняться оформлением уголков в детском саду своими руками. Конечно же, в процессе создания игрового пространства важно учесть возраст детей.

Читайте также:  Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по фгос, проект, темы недели

Яркое оформление творческого уголка в саду

Известно, что в детском дошкольном заведении группы делятся на:

  • младшую,
  • среднюю,
  • подготовительную к школе.

Уголок для тематических игр

Это значит, что для младших деток лучше организовать уголок для простых игр. К примеру, это может быть уголок для девочек, где можно поиграть в тематические игры дочки-матери, врача. И для мальчиков – для игр с конструктором, для изучения профессии строителя, водителя.

Возрастная категория детей из средней группы позволяет создать своими руками природный уголок, в котором дети будут высаживать цветы, следить за рыбками в аквариуме. Большой популярностью пользуются спортивные уголки.

Подготовительная группа рассчитана на детей дошкольного периода. Значит игровой уголок может быть патриотическим, рассказывающим о стране, обычаях. Здесь могут располагаться тематические картинки, прославляющие нацию. Дополнительно должно быть организовано место для развивающих игр. Лото, мозаика, пазлы на патриотическую или природную тему – все это увлекает детей 5-6 летнего возраста.

Оформление уголка детского творчества

Львиную часть времени дети в дошкольном образовательном учреждении занимаются полезными, развивающими занятиями. Одним из любимых дел каждого малыша, является создание поделки своими руками.

Чтобы развиваться в детях стремление творить, в группах детского сада часто обустраивают зоны детского творчества. Недостаточно просто поставить стол или разместить пару полочек. Уголок детского творчества должен быть привлекательным и нравится детям.

Чтобы обустроить творческую зону, можно использовать одну из следующих идей:

  • Кот Леопольд, который держит в своих лапах полку с детскими работами.
  • Композиция из радуги и солнышка.
  • Лесная поляна со зверятами.
  • Раскидистое дерево, на ветках которого разместились детские работы.

Оформление уголка довольное простое, не требующее особенных навыков и знаний. К примеру, чтобы сделать украшение с Леопольдом, показанное на фото, необходимо нарисовать изображение героя на фанере, вырезать и раскрасить.

В области ладошек монтируются полочки, на которых и будут размещаться детские поделки. Очень красиво смотрится творческая зона, оформленная радугой и солнышком.

Яркая радуга, вырезанная из глянцевой бумаги в сочетании с желтым солнышком и наклеенная на стену, притягивает внимание обитателей и гостей группы. В данном случае поделки размещают на полках, которые закреплены под радугой.

Уголок ИЗО

Выполняя правила ФГОС по оформлению детских тематических зон в детском дошкольном образовательном учреждении, рекомендуется создать уголок ИЗО. Учитывая, что дети очень любят рисовать, такая зона будет просто необходимой для деток разного возраста.

Здесь малышам должно быть не только удобно, но и интересно. Обязательно уголок нужно наполнить необходимыми для ИЗО материалами- бумагой для рисования, карандашами, красками, фломастерами.

Все это размещаем на невысоких стеллажах, чтобы деткам разного роста, было удобно достать нужный предмет.

Дополнительно украшается стена, возле которой стоит стеллаж. Это может быть изображение цветных ярких карандашей или палитры красок. Не забываем изобразить веселого лесного зверя, который будет представлен в образе художника. Картинка на стене должна быть доброй, нести в себе обучающую нагрузку.

Зона природы

В процессе всестороннего развития малышей просто не обойтись без оформления уголка природы в детском саду, своими руками. Проводя время в этой зоне, малыш должен обучиться обращению с живой природой, уходу за комнатными растениями. Здесь же дети изучают времена года и суток. Учитывая важность выбранной темы к процессу оформления уголка природы нужно подходить ответственно.

Самым распространенным и наглядным вариантом оформления зоны природы, является монтаж домика из картона, который обтягивается тканью. В окошке домика располагается рисунок, указывающий на данное время года.

В нижней части домика, поближе к детям располагают обучающие материалы. Отличным дополнением к тематической зоне станут цветы в вазонах и рыбки в аквариуме, за которыми дети будут ухаживать вместе с воспитателем.

Пример оформления зоны природы мы видим на фото.

Подводя итог

Тематические зоны просто необходимы для нормального, всестороннего развития деток. Учитывая важность таких дополнений, родителям и воспитателям нужно подобрать красивые картинки для оформления уголков. Яркость, наглядность материала, используемого для создания зон, позволят детям получать колоссальный опыт в разных сферах жизнедеятельности человека.

Источник: http://furniturelab.ru/oformlenie-ugolkov/

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Файзулаева Р. Р., Артемьева Н. В. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 453-454. — URL https://moluch.ru/archive/144/40488/ (дата обращения: 23.10.2019).



В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе.

Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал.

С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам:

‒ артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).

‒ мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.;

‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;

  • ‒ фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
  • ‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.
  • ‒ лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

‒ грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.

Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.

Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство утомляет и побуждает к безделью и агрессии.

Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся в коррекционном уголке должен носить многофункциональный характер, дающим возможность использовать его в разных целях.

Создавая коррекционный уголок группы, очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Литература:

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.-2005-№ 4
  2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.
  3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, Н. В. Нощева.-Спб.:Детство-Пресс,2006.
  4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ.-М.,2007.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционный уголок, речевое общение, игра, дидактический материал, дидактическое оснащение, дошкольный возраст, автоматизация звуков, предметно-развивающая среда, ребенок.

Источник: https://moluch.ru/archive/144/40488/

Ссылка на основную публикацию