В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.).
Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных.
Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи — зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.
Для формирования представления об окружающем мире создается и устанавливается уголок природы в группах детского сада.
Наличие такого места позволяет наглядному материалу учить дошкольников ответственности, осознанности по отношению к живому окружающему миру. Но для создания уголка предъявлены требования. Они должны соблюдаться.
Для чего нужен?
Местечко, которое ознакомит малышей с окружающим миром, должно быть во всех группах. Его оформлению, ведению воспитатели, сами дети уделяют много внимания. А для чего это нужно?
Целей работы с таким наглядным материалом много:
- проводится экологическое воспитание. К тому же, уголки природы в детских садах
формируют у малышей аккуратность, чувство ответственности; - такие места воспитывают, формируют эстетические чувства. Создав необходимые условия, можно вырастить комнатные цветы разных видов. Это позволяет детям наслаждаться разнообразием красоты. Дошкольники, видя это, испытывают эстетическое удовольствие;
- одна из целей создания- образовательная. Малыши под присмотром воспитателей трудятся, ухаживают за растениями и наблюдают за тем, как меняются они на протяжении всего года. У них формируется связь с ними и с явлениями. Учатся поливать цветы, обращая внимание на то, какое время года. Если лето, то полив должен быть обильным, если зима — то объем воды сокращается;
- это место формирует навыки по уходу за цветами. Малыши учатся ухаживать за ними, поливать, вытирать пыль с подоконников, другим видам работ;
- наличие такого места — возможность украсить помещение группы, сделать его интереснее, веселее для игрового процесса.
Требования к оформлению
Создание такого места — ответственная работа.
К ней предъявляются жесткие требования. Оформление уголка природы в детском саду
должно отвечать следующим нормам:
- уголок обязан быть в каждой группе с учетом возрастной особенности воспитанников;
- согласно санитарным нормам, нельзя держать животных;
- оформлять нужно натуральными материалами: листвой, шишками, веточками, орехами, камушками, ракушками, поделками;
- в уголке должны присутствовать растения, типичные для данной местности. Это даст возможность познакомить ребят с природой родного края, научить их ухаживать за ними;
- разные виды растений должны быть представлены по несколько экземпляров. Дошкольники смогут увидеть не только общие признаки, но и их индивидуальные особенности. Это даст понятие о том, что цветы уникальны, неповторимы;
- уголок природы должен включать здоровые растения. Они будут привлекать внимание малышей, восхищать их своей оригинальностью;
- все, что будет размещено тут, должно быть полностью безопасным для детей;
- каждый цветок должен иметь табличку. На ней нужно указать название, особенности ухода за ним.
Решив оформить такое место, нужно знать, что потребуется использовать для его обустройства. Оно должно содержать следующее:
- растения разных видов с паспортами — табличками с названиями;
- календарь;
- инвентарь, оборудование для ухода за комнатными цветами;
- наглядный, дидактический материал, игры;
- поделки, выполненные воспитанниками, материал для их изготовления;
- литература об окружающем мире;
- аудиозаписи со звуками природы;
- гербарий, образцы семян;
- график дежурств.
(Слайд 3) Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
(Слайд 4) Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями.
- Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
- (Слайд 5) Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе?
- Познавательное развитие
: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. - Эколого – эстетическое значение:
формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. - Воспитательное значение
: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). - (Слайд 6) Практическое значение
: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. - Оздоровительное значение
: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
(Слайд 7) Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.
В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения.
Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.
- (Слайд 8) Дети средней группы должны знать и уметь:
- Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые).
- Основные растительные группы: дерево, трава, куст.
- Должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.
- Уметь поливать растения водой комнатной температуры.
- Знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).
- (Слайд 9) Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:
СанПиН 2.4.1.3049-13
п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
(Слайд 10) А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, — зависит от фантазии и умений воспитателя.
Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.
(Слайд 11) С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.
- (Слайд 12) Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.
- Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:
- (Слайд 13) Макет «Домашние животные»
- (Слайд 14) Макет «Дикие животные»
- (Слайд 15) Макет «Домашние птицы»
- (Слайд 16) Макет «Сухой аквариум».
- (Слайд 17) Кроме этого, в уголке природы в нашей группе
- имеются:
- * Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи
- * Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- * Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
- * Поделки из природного материала.
- * Материал для труда.
- * Дидактические и развивающие игры природного содержания.
* Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.
(Слайд 19) Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.
(Слайд 20) Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении
(Слайд 22) Критерии оценки уголков природы.
*соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
*разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;
- *наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;
- *эстетичное оформление уголка природы;
- *место размещения уголка природы и его доступность;
- *создание условий для игр с песком и водой;
- *отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;
- *наличие сезонного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Источник: https://ikcn.ru/useful-tips/zhivoi-ugolok-v-detskom-sadu-po-fgos-obshchie-trebovaniya-k-organizacii-ugolkov.html
Каким должен быть календарь природы в ДОУ и как его изготовить своими руками
Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Для младших деток это один стенд, для старших – другой. Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении ребят с природой и погодой.
Календарь природы для детского сада – зачем он нужен?
Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным. Основные функции календаря:
- Формирование у детей представления об экологии.
- Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
- Внушение азов правильного поведения на природе и желания сберечь ее.
- Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг.
- Воспитание трепетного отношения и любви к природе.
Представление о том, каким должен быть природный уголок, у каждого воспитателя свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового и в понятной для себя форме. Дополнением к календарю станет уголок живой природы, где вы можете разместить комнатные растения (фикус, примула, фиалки, хлорофитум и прочие) и показывать ребятам, как за ними правильно ухаживать. Там же можно завести небольших и неприхотливых животных: рыбки, свинки, попугаи, хомячки, мышки, черепашки. Дети смогут наглядно следить, как в зависимости от времени года и погодных условий ведут себя представители флоры и фауны.
Самая большая трудность у педагогов обычно связана с оформлением календаря в уголке природы. Вопросы о том, какую информацию туда разместить, как ее правильно подать, как рассказать воспитанникам о том, что они видят.
Сейчас в магазине можно встретить большое количество уже готовых календарей природы для детского сада, которые содержат все необходимое.
В итоге все варианты делятся на 2 возрастные группы: для младшей группы и средней/старшей группы.
Календарь природы для младшей группы
Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.
Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой.
Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона.
К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:
- Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
- Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
- Дни недели: с понедельника по воскресенье.
Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.
Источник: http://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/kakim-dolzhen-byt-kalendar-prirody-v-dou-i-kak-ego-izgotovit-svoimi-rukami.html
Уголок природы своими руками в детском саду
Природный уголок в детском саду создаст уютную атмосферу в группе, поможет ребятам переключиться между занятиями, изучить растительный и животный мир и ухаживать за растениями.
Уголок природы в детском саду по ФГОС
- Животных запрещено размещать: в раздевалках, спальнях, групповых помещениях. Для животных отводится отдельная комната, а дети туда приходят посмотреть на животных под контролем воспитателя.
- Растения в живом уголке не должны затеняться мебелью и игрушками.
- Детям не должны вреда причинять растения и животные, которые составляют живой уголок.
- Нельзя составлять уголок из колючих или ядовитых растений, мелких природных материалов (камушки, горох, ракушки).
- Для исследования растений можно давать семена, которые запаяны в пластиковые пакеты или увеличительные стекла в оправе старшим детям. Младшие группы пользуются пластиковыми муляжами растений, листьями и каштанами.
- Удостоверьтесь, что у воспитанников нет аллергии на животных или какие-либо растения.
- Мебель крепите хорошо, полки развешиваются на уровне детских глаз.
- Оформите уголок ярко и эстетически.
- Уголок необходимо снабдить необходимыми растениями и оборудованием согласно возрасту воспитанников в группе.
Уголок природы в детском саду оформление картинки
Дерево уголок природы в детском саду
- Можно изготовить дерево своими руками для изучения, желательно со сменными листьями. Заготовьте оранжевую листву, зеленую. Зимой оно будет без листьев.
- Дети могут изучать живой фикус, напоминающий дерево.
- Как вариант – заготовка дерева с плодами, меняющееся посезонно при вращении.
- Фотообои дерева с его обитателями.
Цветы уголок природы в детском саду
- Подбираются растения, требующие разнообразного ухода.
- Для уголка подойдут цветы с яркими листьями и соцветиями. Несколько видов должны кардинально отличаться между собой: шириной листьев, подвидом и цветами.
- Цветы не должны быть ядовитыми, заранее побеспокойтесь о безопасности.
Уголок природы в детском саду растения
- Подбирайте конкретных представителей определенных групп растений;
- Растения должны быть привлекательными внешне, насыщенного цвета;
- Выбирайте растения, неприхотливые в уходе;
- Имейте как минимум два растения одного вида, но отличающиеся определенными чертами (цветом соцветий);
- Каждое растение должно иметь паспорт и табличку с названием, а также требованиями по уходу.
Уголок природы в детском саду цель
Изучение природных материалов, растений и животных. Умение определять виды животного и растительного мира и знать названия растений и животных. Украшение группы и разгрузка умственной деятельности ребенка.
Шаблоны для уголка природы в детском саду
Название уголок природы в детском саду
- «Мы – природа»
- «Малыши и природа»
- «Природа удивительна»
- «Природные чудеса»
- «Мир растений и животных»
- «Природная обучалка»
- «Наглядная природа»
- «Дикий мир в группе»
- «Живой островок»
- «Природа в саду»
Уголок природы в детском саду подготовительная группа
- Комнатные растения – можно подобрать цветущие и не цветущие, чтоб была возможность сравнивать. Пусть растения будут разнообразные: вьющиеся, лиственные, суккуленты.
- Мини-огород – можно выращивать вместе с детками лук либо овес. Посадку производите на занятиях. Пусть дети зарисовывают изменения роста рассады.
- Аквариум – ознакомьте с жителями аквариума и его наполнением.
- Животные – подойдет для сада морская свинка. Пусть ребятня ее кормит и ухаживает за ней.
- Зона изучения природного материала – листьев, желудей, скорлупы орехов, ракушек. Можно использовать природный материал в творчестве.
- Календарь природы.
Уголок природы в детском саду старшая группа
- Расширяется ассортимент растений, можно добавить вьющиеся растения. Детям необходимо показать, что есть луковичные растения, клубневые.
- Сигнальные карточки для запоминания растений. Можно сделать карточки-смайлы. Воспитатель вешает, например, зеленый смайлик на растение – это означает, что его нужно полить.
- Календарь природы, в котором дети сами рисуют погоду и наблюдения за природой, ростом растений.
Уголок природы в детском саду средняя группа
- Пять декоративных растений. Дети уже должны уметь за ними ухаживать. Пополняется живой уголок алоэ, бегонией, аспарагусом. Листья должны быть разными, чтобы воспитатель мог рассказать, какие опрыскиваются, а какие протираются кисточкой.
- Инструменты по уходу за растениями.
- Календарь природы + дни недели. Заготавливаются изображения солнца, тучки, капель для обозначения погоды.
- Коллекция семян, листьев и камней, приклеенные к основе или запаянные в пакет, чтобы дети не могли их оторвать.
- Игрушечные фигурки животных.
Уголок природы в детском саду младшая группа
В уголке должны быть:
- Три растения с листьями покрупнее, хорошим стеблем и долгоцветущие (фуксия, герань, примула).
- Календарь природы с хорошо различимыми картинками времен года.
- Кукла, одетая по сезону.
- Макеты овощей и фруктов.
- В контейнерах природный материал (каштаны, шишки).
- Инструменты, чтобы ухаживать за растениями (лейки, губки).
- Картинки с изображениями растений и животных.
При составлении уголка природы главное – подобрать безопасные материалы согласно возрасту воспитанников группы и красиво все оформить.
Источник: https://luckclub.ru/ugolok-prirody-svoimi-rukami-v-detskom-sadu
уголка природы в старшей группе по фгос
Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.
«Уголки природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»
п Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. Слайд 4 Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса.
Слайд 5 Требования при организации в ДОУ уголков природы уголок природы должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки)
Уголок природы в старшей группе
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания.
Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы.
Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе.
При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группах материал на тему
Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей, мест и условий их природного обитания.
Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству, а так же в методической литературе.Организация уголка природы в разных возрастных группах.Младшая группа.
При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части.
Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. Для того,
Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в разных возрастных группах
Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям.
Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно — образовательной работы.
Требования при организации в ДОУ уголков природы
- оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
- цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
- стеллажи, полки обязательно закреплены;
- недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
- уголок природы должен быть ярким и красочным;
- природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Требования к отбору обитателей уголка природы: 1.
Уголки природы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС в разных возрастных группах
Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям.
Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно — образовательной работы.
5 Требования к организации в ДОО уголков природы уголок природы должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.6 Требования к отбору обитателей уголка природы: 1.
Как оформить экологический уголок в детском саду
Так, при выполнении заданий (отсортировать животных по видам, выполнении поделок из природных материалов) у ребёнка может не всё получаться, но в процессе сотрудничества с товарищами, педагогом затруднения разрешаются.
Таким образом, в психике дошкольника налаживаются адаптационные механизмы, имеющие ключевое значение для успешной социализации.Воспитание чуткости в играх с животными.
Дети учатся понимать, когда обитателям живого уголка хочется поиграть, когда отдохнуть, а когда действия человека причиняют физическую боль.
Практическое закрепление знаний о природе, умений и навыков, полученных из наблюдений, рассматривания картинок, чтения, слушания, или с помощью творческой деятельности: создания рисунков, аппликаций, поделок.Экоцентр помогает решить основную задачу экологического воспитания: помочь ребёнку осознать роль человека в природеМиссия создания центра
и оборудование уголка природы в группах
— Материал для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, шишки, веточки, желуди.
Лейки, совочки, палочки. Муляжи овощей и фруктов: см.
выше + капуста. Календарь погоды Картины, пейзажи по временам года, Карточки с животными, птицами.
Дидактические игры (природоведческие). Икибаны, Гербарии, Поделки из природного и бросового материала.
Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции, посев крупных семян Сред-няя группа 5-6 видов. Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула. Аквариум с рыбками: вуалехвост, золотая, телескоп, карась.
Начиная со II половины года дежурство вместе со взрослым.
Для дежурства: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульвиле-затор, клеенки, ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом.
Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок, природный и бросовый материал: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки.
Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада
Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой.
Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа.
Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.Развитие познавательных способностей.
Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству.
Оформление уголка природы в старшей группе детского сада
Соколов-Микитов Старший дошкольный возраст — период вдумчивого, серьёзного восприятия информации.
Если четырёхлетки ещё не вполне могли справиться со своим темпераментом и усваивали в большей мере то, что им было интересно, захватывало, то старшие дошкольники способны управлять своим вниманием, запоминая даже ту информацию, которая не является занимательной, удивительной, поражающей воображение, но полезна и нужна. Значительно увеличивается и объём знаний, который могут усвоить дети.
На качественном и количественном изменении психических процессов детей шестого года жизни строятся возросшие программные требования.
Чтобы воспитать в ребёнке любовь к природным явлениям, неживым объектам и живым существам, необходимо в первую очередь вооружить его обширными знаниями о природе, её многообразии, взаимосвязях и закономерностях, которые в ней существуют.С пониманием того, что в природе нет ничего
Тема 2.
Уголок природы дошкольного учреждения
При подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (малыш, прежде всего, обращает внимание на самые яркие и красивые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.
Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части (стебель, лист, цветок).
Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.
В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие.
Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т.
д. Заинтересуют детей и растения с пестро-окрашенными листьями (аукуба, колеус).
Источник: http://GarantR.ru/soderzhanie-ugolka-prirody-v-starshej-gruppe-po-fgos-50016/
Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников
«Уголок природы
в экологическом воспитании дошкольников»
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение.
Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.
Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду.
Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны.
В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.
Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:
* «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,
* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,
* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,
* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.
- • обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,
- • подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
- Уголок природы как средство
- экологического воспитания
- в разных возрастных группах
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
- Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
- В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:
- — обыкновенная (или зональная) герань,
- — фуксия,
- — вечноцветущая бегония,
- — бальзамин («огонек»),
- — китайский розан и др.
- Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,
- — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево),
- — колеусы.
Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода и за фикусами.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой.
Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм.
Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно.
Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика.
Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
Уголок природы в средней группе
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи — зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.
Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам.
Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам.
Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками.
Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д.
Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения.
Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам.
Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет.
Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
Источник: https://ddu2skidel.schools.by/pages/ugolok-prirody-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov