Трудовое воспитание в детском саду, мотивы побуждающие дошкольника к деятельности, конспект, виды, проект

Трудовая деятельность дошкольников не подразумевает конкретных достижений, но она имеет важнейшее значение для психического и личностного развития. В труде ребенок учится планировать и контролировать свои действия, развивает самостоятельность и волевые качества. Трудовая деятельность также способствует формированию произвольности процессов и поведения.

Особенности трудовой деятельности дошкольников

Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Это желание пробуждается в дошкольном возрасте. Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.

Трудовое воспитание в детском саду, мотивы побуждающие дошкольника к деятельности, конспект, виды, проект

Почему мамы, папы, бабушки частенько предпочитают запретить участие ребенка в каком-либо деле, чем поддержать? Причиной является либо повышенная тревожность за ребенка – как бы не ушибся, как бы не навредил себе, пытаясь манипулировать шваброй, дотянуться до крана и пр. Либо у взрослых вызывают недовольство неумелые действия ребенка, после которых предстоит еще больше стирки и уборки.

Но с этими моментами придется смириться, если взрослые понимают собственную ответственность за привитие трудолюбия своему маленькому помощнику.

Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является то, что малыш ориентирован не на качественный результат, а на непосредственный процесс. В дошкольном возрасте актуализируется потребность – принимать участие в настоящей жизни и быть причастным к миру взрослых людей. Реализовать эту потребность можно, включаясь в конкретные дела.

Данная потребность только частично реализуется в игровой деятельности. Дети часто моделируют взрослую жизнь в сюжетных играх. Но они понимают, что это «понарошку». А юным личностям хочется настоящего участия в реальных делах, которые они ежедневно наблюдают дома или в детском саду.

В труде ребенок получает возможность самостоятельно выполнять те действия, за которыми ранее он только наблюдал. Прикладывая усилия, ребенок считает, что он, как и взрослый, приносит пользу. Поэтому трудовая деятельность так притягательна в дошкольном возрасте.

Мотивы, побуждающие детей к труду

Мотивация к приложению трудовых усилий меняется с взрослением дошкольника. Мотив – структурный компонент любой деятельности. Наряду с операциями он формирует трудовой процесс с ранних лет. Другие компоненты трудовой деятельности дошкольников появляются позднее.

Трех-четырехлетние малыши движимы мотивом интереса к самому процессу. Ведь так интересно помешать половником в кастрюле или подвигать щеткой пылесоса.

В среднем дошкольном возрасте к выполнению посильной работы детей подталкивают мотивы поощрения и порицания.

Например, ребенок с удовольствием протирает столовые приборы, потому что мама хвалит, какой он замечательный помощник.

Точно так же дошкольник прытко наводит порядок в своих игрушках, потому что после уборки папа пообещал вместе почитать книжку. Или ребенок самостоятельно берется складывать разбросанные детали конструктора, чтобы мама не ругала.

Высшей ступенью в дошкольном возрасте являются общественные мотивы труда. Руководствуясь названными мотивами, дети переходят от выполнения увлекательных действий или дел, за которые они ожидают похвалы, к действиям, которые важны другим людям.

Смастерить поделку в подарок маме, помочь бабушке полить грядку, надеть ботинки и завязать шнурки младшей сестренке – примеры дел, которые старшие дошкольники выполняют, стремясь проявить заботу о близких. В подобных случаях не рассматриваться вопрос, интересен ли непосредственный процесс. Ребенок осознает ценность своего трудового участия с пользой для других.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовые действия на протяжении дошкольного детства усложняются, преодолевая путь от освоения навыков самообслуживания до выполнения обязанностей по дому и ухода за растениями и домашними животными.

В 3-4 года даже самостоятельно почистить зубы или одеться на прогулку является трудом. С развитием ручной умелости ребенка навыки самообслуживания автоматизируются и переходят из категории «работа» в обыденные действия. Трудовая деятельность дошкольника наполняется иными процессами с освоением орудий труда и достижением результатов.

Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников

Понятно, что 3-летний малыш настойчиво будет требовать допустить его до теста на кухне, чтобы «помогать» лепить пирожки. Но его интерес иссякнет в ответ на предложение навести порядок в игровом уголке своей комнаты.

Трудовое воспитание в детском саду, мотивы побуждающие дошкольника к деятельности, конспект, виды, проект

Главная причина в отсутствии новизны, а следовательно, увлекательности процесса. К ней добавляются и другие, не менее важные причины. Малыш может просто не понимать, как наводить этот самый порядок…

В младшем дошкольном возрасте для приобщения ребенка к посильному для него труду важно давать конкретные и понятные инструкции. «Сложи кубики в коробку, поставь коробку на полку»,  «Складывай в ящик носочки» — услышав подобные руководства, малыш поймет, чего от него хотят в данный момент, а также постепенно сформирует последовательность наведения порядка.

Четкая инструкция – обязательный элемент формирования трудовых навыков дошкольника.

Только усвоив правила, позволяющие организовать свою работу, дошкольник сможет в дальнейшем самостоятельно инициировать и довести до конца повседневные трудовые дела.

Труд в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники приобщаются к труду не ради участия. Хотя бывают и такие случаи, когда 6-7-летними детьми управляет исключительно любопытство: «Как ты это крутишь? Дай и я попробую». «Я тоже хочу копать» — ребенок берется за лопату, но через несколько попыток теряет желание заниматься делом, довольно тяжелым физически.

Однако в большинстве случаев в занятиях дошкольников прослеживаются все компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, собственно действия, контроль и оценка. То есть, ребенок видит цель для приложения своих усилий, выбирает средства, как он может получить результат, выполняет действия и интересуется итогом своего труда.

Например, 5-летняя Маша сообщает, что она хочет подмести комнату, «чтобы было чисто». Худо-бедно поупражнявшись с веником, она собирает мусор в совочек и тут же спрашивает, хорошо ли она подмела. Хотя девочка рассчитывает исключительно на похвалу за свои старания, ее интересует достижение цели.

Освоение компонентов трудовой деятельности благоприятствует развитию личностных качеств дошкольника. Прослеживается прямое влияние на формирование следующих качеств:

  • трудолюбие
  • ответственность
  • самостоятельность
  • настойчивость
  • критичность

Старшие дошкольники более объективно оценивают свою работу. Они замечают, в отличие от младших детей, грубые недочеты и стараются их исправить. Но им важно, как оценивает качество их трудовых действий взрослый, поэтому обращаются с соответствующими вопросами.

Благодаря развитию речи дети в старшем дошкольном возрасте хорошо воспринимают словесные инструкции, как выполнить определенное дело. Взрослые помогут ребенку, если вместе обсудят последовательность шагов, которые приведут к нужному результату.

Социализация ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности

Труд – эффективное условие для социализации ребенка. Дошкольник смотрит, как другие дети выполняют некие трудовые действия, и ему также хочется приобщиться к такому занятию. При выполнении дела неизменно завязывается общение. Дети любят делиться советами в стиле: «Ты не так делаешь! Смотри, как я!».

Трудовое воспитание в детском саду, мотивы побуждающие дошкольника к деятельности, конспект, виды, проект

Можно наблюдать, как дошкольники меняются орудиями труда, испытывая, чем лучше (или хуже) инструмент у партнера по занятию. Выполняя общее дело, они учатся договариваться, распределяют обязанности, придумывают правила, контролируют их выполнение.

Еще в коллективном труде обнаруживаются прекрасные возможности для формирования умений контролировать и оценивать собственную работу и деятельность других. Ребенок наблюдает, как взрослый оценивает работу других детей, и воспринимает оценивающие высказывания как ориентир для своих действий.

Трудовая вовлеченность дошкольника далеко не главная среди видов деятельности, которыми  занимаются дети до школы. Но труд играет важнейшую роль в воспитании ребенка, в зарождении потребности трудиться. Без своевременного формирования трудовых навыков и осознания общественных мотивов труда, взрослеющий ребенок вряд ли станет в будущем трудолюбивым и ответственным человеком.

Источник: https://alldoshkol.ru/deyatelnost/trudovaya-deyatelnost-doshkolnikov

Организация труда в детском саду

Наряду с учебным процессом и игрой в детском саду много внимания уделяется трудовому воспитанию. Как организовывается деятельность малышей, какие основные отличия трудового процесса в разных возрастных группах?

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

Трудовое воспитание в детском саду. Цели и задачи ↑

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен:

  • укрепить физические качества;
  • развить умственные способности;
  • повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;
  • развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • развить трудовые умения, усовершенствовать их;
  • воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
  • сформировать навыки в организации рабочего процесса;
  • формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Виды и условия организации труда детей ↑

Трудовое воспитание в детском саду, мотивы побуждающие дошкольника к деятельности, конспект, виды, проект

Хозяйственно-бытовой

К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна малышу. Это:

  • протирание пыли.
  • стирка.
  • мытье предметов, посуды и т. п.

Основная деятельность – помощь взрослым. Ребенку можно поручить задание в соответствии с возрастом. Малыша можно попросить:

  • убрать свои игрушки;
  • сложить книги;
  • подготовить стол к занятиям;
  • убрать после обеда посуду со стола;
  • помыть мебель и т. д.

Гигиенические навыки

С раннего детства детям прививаются навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.

Чему должен научиться каждый малыш:

  1. Раздеваться, одеваться. При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам). Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.
  2. Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.
  3. Причесываться.
  4. Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).
  5. Своевременно пользоваться туалетом.
  6. Следить за своей чистотой во время еды.
  7. Следить за порядком вокруг себя.
Читайте также:  Считалки для школьников 1, 2, 3, 4 и 5 класса: примеры коротких считалочек для детей

Игры

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.

Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

  1. В сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
  2. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. С помощью дидактических игр:
  • «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения;
  • «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы;
  • «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия;
  • «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.

Трудовое воспитание в детском саду, мотивы побуждающие дошкольника к деятельности, конспект, виды, проектЗанятия на участке в летний период

Летом дети больше находятся на улице, где есть много возможностей организовать труд. Воспитатель может давать простые поручения:

  • вынести игрушки на игровую площадку;
  • помогать взрослым в облагораживании территории;
  • убирать мусор (веточки, бумажки);
  • поливать песок, цветы;
  • высаживать семена;
  • ухаживать за животными в природе.

Методические рекомендации ↑

Педагог должен знать основные методы организации трудового процесса, которые будут актуальны в каждой возрастной группе.

На плечах воспитателей также лежит обязанность давать консультации родителям, чтобы обеспечить успешное и гармоничное развитие ребенка.

Младшая группа (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте малыши становятся более активными, пытаются выражать свое желание самостоятельно выполнить задание. Но дети такого возраста быстро утомляются, отвлекаются, поэтому не стоит давать непосильные поручения.

Основные нюансы:

  1. Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер, требование к заданиям – простота и понятность для трехлетнего малыша.
  2. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить.
  3. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы малыш мог понять важность своих действий.
  4. Ребенку 3-4 лет интересно следить за работой взрослых. Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с малышом, комментируя каждый шаг.

Ребята с радостью выполняют просьбы, но не стоит переусердствовать – достаточно поручить расставить тарелки или развесить полотенца.

В младшей группе поручения носят индивидуальный характер, с коллективными заданиями лучше повременить.

Программа предусматривает такие основные методы трудового воспитания ребенка 3-4 лет:

  • показ действия на личном примере, объяснения;
  • наблюдения;
  • игровой процесс (ручной труд, упражнения);
  • чтение литературных произведений «Мойдодыр» и т. п.

Средняя группа (4-5 лет)

В 4 года ребенок может справиться со стиркой одежды для кукол, подметать дорожки. Задания усложняются, к отдельным действиям добавляются детали самоорганизации.

Трудовое воспитание в детском саду, мотивы побуждающие дошкольника к деятельности, конспект, виды, проект

Дети среднего дошкольного возраста дежурят в столовой, а после появления навыков в таком виде деятельности можно поручить уход за уголком природы и подготовку к занятиям.

Методы:

  • поощрения желания помочь;
  • игры (конструирование, аппликация, сюжетно-ролевые игры);
  • наглядные пособия «Украшение помещений», «Как дежурить»;
  • беседы.

Старшая группа (5-7 лет)

В старшей группе используют коллективные поручения, благодаря которым дети учатся взаимодействовать, объединять усилия, договариваться и распределять обязанности.

Важный момент – организовать все необходимое:

  • подготовить фартуки, щетки;
  • лопатки, лейки;
  • молоточки;
  • корм для животных.

Весь инвентарь должен быть ярким, одежда – нарядной, что позволит получить эстетическое удовольствие от труда. Воспитателю стоит продумать, как организовать пространство, чтобы было удобно пользоваться каждым предметом. Нужно следить за временем занятий, чтобы не переутомить детей.

Игра остается основным видом деятельности, но ребенок уже с удовольствием поможет взрослому (например, сменить постельное белье, убрать опавшие листья).

Воспитатели готовят проекты, которые направлены на ознакомление детей с миром профессий, актуальности каждой из них. Цель – вызвать уважение к труду взрослых, понимание важности работы каждого, стремление помогать.

Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их малыша. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике.

Видео: Трудовое развитие в ДОУ

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/trudovoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к. — презентация

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4 Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

5 1.«Условия организации труда детей. Хозяйственно-бытовой труд. Дежурства.

Коллективный труд детей»Р.С.Буре 2.«Особенности труда дошкольника. Ручной труд» В.Г.Нечаева 3.«Ознакомление с трудом взрослых» Е.И.Радина 4.«Поручения» А.Д.Шатова 5.«Труд в природе» Е.И.Корзакова, В.Г.Фокина 6.«Самообслуживание»Г.И.Година 7.«Труд ребенка в семье» Л.В.Загик, Т.А.Маркова 8. «Формирование положительного отношения к труду взрослых» Я.З.Неверович,В.И.

Логвинова

6 Формирование положительного отношения ребенка к труду

7 Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)

8 « Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А.Сухомлинский

9 Условия организации труда детей Условия организации труда детей Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка Создание мотивации трудовой деятельности Создание эмоционально- положительной обстановки в процессе труда Демонстрация заинтересованности педагога Подбор оборудования для труда Поощрения в процессе и по результатам труда

10 Само- обслуживание Само- обслуживание Хозяйственно -бытовой Труд в природе Ручной и художеств. труд

11 Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)

  1. 12
  2. 13 Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
  3. 14
  4. 15 Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
  5. 16
  6. 17 Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
  7. 18
  8. 19 Общий труд Совместный труд Общий труд Совместный труд Индивидуальные Подгрупповые Коллективные Общие Кратковременные Долгосрочные Эпизодические Регулярные Простые Сложные Индивидуальные Подгрупповые Коллективные Общие Кратковременные Долгосрочные Эпизодические Регулярные Простые Сложные Индивидуальные Подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям) Обязательные Систематичные Индивидуальные Подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям) Обязательные Систематичные

20 НОД Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня Наблюдения за трудом взрослых Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым Экскурсии Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.

) Дидактические, настольные, с/р игры Рассматривание картин, иллюстраций, картинок Использование ИКТ Интеграция образовательных областей НОД Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня Наблюдения за трудом взрослых Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым Экскурсии Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.

) Дидактические, настольные, с/р игры Рассматривание картин, иллюстраций, картинок Использование ИКТ Интеграция образовательных областей

  • 21
  • 22
  • 23

24 1.«Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста» 2. «Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников» 3. «Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника» 4. «Ознакомление с трудом взрослых»

  1. 25 «Демонстрация использования разнообразных форм работы с детьми по трудовому воспитанию:»
  2. 26 «Трудовые поручения»
  3. 27 «Коллективный труд» ( в природе, хозяйственно-бытовой труд)
  4. 28 «Организация дежурств»
  5. 29
  6. 30 Родительские собрания Беседы Консультации Дни открытых дверей Тематические стенды Лекции Участие в жизни ДОУ Субботники Экологические, трудовые акции Родительские собрания Беседы Консультации Дни открытых дверей Тематические стенды Лекции Участие в жизни ДОУ Субботники Экологические, трудовые акции
  7. 31

Источник: http://www.myshared.ru/slide/540467/

Особенности трудовой деятельности дошкольника

Введение 3

1.Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 4

2.Формы организации труда детей. 6

3. Руководство трудом детей. 8

4. Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка. 11

5. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых (конспект занятия).4

Заключение 16

Литература4

Введение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века.

Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

1. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Главная задача трудового воспитания дошкольников — формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Читайте также:  Организация прогулок в детском саду по фгос, пример конспекта, выносной материал и прочее

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы,

обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 — 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», — говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

2.Формы организации труда детей.

  • Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
  • Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
  • Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде.

Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива.

Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой.

Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы.

Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд
. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений.

Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

Источник: https://mirznanii.com/a/179453/osobennosti-trudovoy-deyatelnosti-doshkolnika

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в ДОУ

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность.

В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду — это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.

 

В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в  социально – коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

  образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста назван ряд видов деятельности, таких как самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, включая бумагу, природный и иной материал.

 Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

   ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой,  древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

 Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, — это разнообразие и вариативность работы на занятиях.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно.

На сегодняшней нашей встрече мы хотим поделиться опытом организации ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду.

 Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

  • Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.
  • Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
  • Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
  • Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципахпостроения педагогического процесса:
  1. От простого к сложному.
  2. Принцип систематичности.
  3. Принцип тематических циклов.
  4. Индивидуального подхода.
  5. Принцип последовательности.
  1. При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:
  2. — объяснительно – иллюстративный,
  3. — репродуктивный,
  4. — проблемного изложения,
  5. — частично поисковый,
  6. — рефлексивные приёмы и методы,
  7. — игровой.
  8. Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Читайте также:  Уголок развития речи в детском саду — оформление по фгос, примеры

Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.).

В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок.

В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

  • Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
  • Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
  • Методические приемы, применяемые в ручном труде:
  •    Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  •    Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  •    Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  •    Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  •    Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

  Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов.

При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий.

По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.

На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

 Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии,  восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» — практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

 Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. оценки зависит от конкретно поставленной задачи.

Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

 Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» — по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

 Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

  1.   художественного труда дошкольников составляют:    Работа с тканью, нитками:  декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус,  плетение, ткачество,  изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров.
  2.   Работа с природным материалом:  изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,  изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,  плетение из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов, оформление живого уголка.
  3.  Работа с бумагой, картоном:  аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.
  4.    Работа с глиной, тестом, гипсом:  создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды.
  5.    Работа с бросовым и искусственным материалом:  вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.
  6. Вместо традиционных занятий предлагается форма  творческих проектов, для которых характерно следующее:
  7. – выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
  8. – расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
  9. – вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
  10. – обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
  11. – презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).
  12. Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе  принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности: организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д., открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает: папки — раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер — классы, анкетирование, родительские встречи, семинары — практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно — развивающая среда
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Литература

  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, — 344с.
  3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/organizatsiya-ruchnogo-truda-doshkolnikov-kak-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-sisteme-trudovogo-vospitaniya-v-dou

Ссылка на основную публикацию