Сюжетно-ролевые игры в детском саду: их цели, значение, виды, атрибуты (в том числе своими руками), нюансы организации

Приветствую моих уважаемых читателей. С вами тороплюсь поделиться я, Татьяна Сухих о том, какие виды сюжетно-ролевых игр существуют. Я думаю, вас это очень заинтересует, поскольку по мнениям психологов игра является основным видом деятельности дошколят в детском саду.

Методическая копилка

Прежде чем познакомиться с интересными видами игр, предлагаю посмотреть и почитать развивающие книжки на эту тему. Я думаю, вы не будете против, а наоборот захотите поскорее узнать, что это за литература. Итак:

  1. На сайте kniga.ru вы познакомитесь с интересными развлекательными книжками: игрушками, загадками, кроссвордами. Надеюсь, найдете много интересных материалов.
  2. Посетив сайт uchmag, вы попадете на офлайн-вебинар, где рассматривается совместная деятельность педагога и детей для проведения забавных развлечений.
  1. Наши маленькие друзья очень любят смотреть кукольные спектакли. И вы найдете много разнообразнейшего материала на эту тему, где занятия сопровождаются дидактическими и сюжетно — ролевыми играми.
  2. Вы хотите, чтобы ваши подопечные получали художественное и эстетическое развитие? Конечно, услышу положительный ответ. Тогда, зайдите и познакомьтесь с праздничными мероприятиями и с музыкально – сюжетными играми.
  3. Для старших дошкольников предлагаются занятия с сюжетно- ролевыми играми, помогающие развить смекалку, сообразительность, а также приобрести элементарные экономические знания. В этом поможет вам пособие ”Играем в экономику”.
  4. В электронном пособии “Дошкольное развитие” найдете комплект материалов с перспективным планированием и сюжетно-ролевыми занятиями в младшей и средней группе, а также для старшего и подготовительного возраста.

Роль сюжетно- ролевых игр

Вы, я уверена, что все знаете дорогие педагоги, родители, какое положительное влияние оказывают такие забавные мероприятия на малышей. В доу они очень распространены. Я только добавлю,что поскольку игра — ведущий вид деятельности для наших малюток, она отвечает за:

  • эмоциональное и психическое развитие;
  • интеллект;
  • развитие фантазии, творчества;
  • развитие речи.

Целью сюжетно — ролевой игры является помощь малышам в освоении  взрослогомира.

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт”  будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры в средней группе

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.

Сюжетно-ролевая игра Необходимый инвентарь для игры Цель Ход
1.     Магазин Овощи, фрукты, деньги, весы,  фартук и колпак  для продавца. 1)Улучшение знаний дошкольников о названиях фруктов и овощей. 2) Знакомство с тонкостями профессии продавца. Покупатель просит продавца взвешивать фрукты. Он надевает колпак и фартук  и начинает взвешивать. Покупатель достает деньги, платит и покупки ставит в сумку.
2.     Больница Колпак врача, шпатель, фонендоскоп, вата, шприц из пластика, молоток для невропатолога, зеркало для врача -отоларинголога. Ознакомление с инструментами врача поможет малышам уменьшить боязнь к докторам. По предложению педагога дети делятся на врачей и больных. Первым даются инструменты, которые затем проводят прием пациентов.
3.     Семья Кукла – в качестве малыша, колясочка игрушечная, веник, совок, посуда. Раскрытие внутреннего мира дошколят, а также обучение взаимодействия и общения между семейными членами. Сценарий регулируется детьми. Как они представляют отношения внутри семьи, так и играют.
4.     Парикмахерская Расчески, заколки, флаконы от лака для волос и шампуней. 1)Ознакомление с новыми терминами, которые обогащают их лексику,  например, “укладка”, “бигуди”. 2)Обучение поведенческим нормам в разных общественных местах. Клиент приходит к парикмахеру. Он с помощью заколок и расчески делает прическу.
5.     Школа Звонок, доска, очки, указка, тетради, книги, ручки, рюкзак. Дошколята знакомятся со школой и узнают, что это — конкретное место учебы. Они преодолевают страх передшколой. Педагог звенит в звоночек и приглашает учеников войти в класс, потому что начинается урок. Дети заходят, сидят тихо, не балуются и на вопросы отвечают, поднимая руку.
6.     Ателье Куколки, одежды для них, утюг, гладильная доска, бумага, метр, ножницыдлявыкроек. Дети налаживают взаимоотношения друг с другом и знакомятся с кройкой и шитьем. Малыши делают выкройку, потом вырезают ее и шьют платьица для кукол.
7.     Кафе Поднос, сервиз для чая, фрукты, спецформа, игрушечные меню и пирожные. Ребятки учатся аккуратно делать сервировку и уважать друг друга. Участвуют повар, официант и посетители. Каждый делает свое дело. Их цель-качественно обслужить население.
8.     ПДД(Правила дорожного движения) Нарисованная зебра, палка регулировщика, светофор. Обучение правильному  поведению на улице и переходу дороги, знакомство со светофором. Деление детей на регулировщика, водителей и пешеходов. Педагог объясняет правила, а детки играют в придуманные им ситуации.

В качестве заключения…

В начальной школе  проводятся такие  сюжетно–ролевые подвижные игры, как «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Зайцы в огороде» и другие.

Необходимо помнить, что в жизни дошколят интересные развлечения являются очень важным видом деятельности. Они развивают у карапузов умственные, коммуникативные и творческие способности. Обязательно нужно детей поощрять в играх. Придумывайте с ними все новые интересные сюжеты.

Уважаемые воспитатели, педагоги и родители, понравилась статья? Если, да, то подписывайтесь на обновления блога и поделитесь статьей со своими друзьями, родственниками и коллегами. Пусть все дети мира растут  в гармонии с окружающим миром, будут здоровы и веселы. Успехов!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Здравствуйте, мои друзья и коллеги! На связи Татьяна Сухих и…

4

Приветствую вас, читатели моего блога c с вами Татьяна Сухих! Сложная…

7 комментариев

Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала…

7 комментариев Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество«Статья для блога» Психологическаяразгрузка 111111

Источник: https://metodbv.ru/vidy-syuzhetno-rolevyh-igr/

Сюжетно-ролевая игра — характеристика и виды игр для дошкольников

Характеристика сюжетно-ролевой игры

То, как детки воспринимают окружающую действительность, составляет основу любой сюжетно-ролевой игры. Они примеряют на себя роль взрослых, опираясь на собственный опыт, то есть на то, как они это видят.

Еще в возрасте 2-3 лет дети начинают увлекаться игрушками, и это является самым первым проявлением потребности в таком виде деятельности. Чем старше он становится, тем более серьезными становятся действия.

Нельзя недооценивать значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Она необходима каждому, ведь через нее происходит психическое, личностное и интеллектуальное развитие маленькой личности. При помощи игр дети могут самостоятельно справляться с различными фобиями (боязнь темноты, собак, врачей, общения со сверстниками) без вмешательства психолога.

Подобные игровые формы прекрасно адаптируют маленького человечка к новым для него условиям – переезду на другое место жительства, поступлению в школу. Цель сюжетно-ролевой игры – помочь карапузу освоиться в мире взрослых.

До этого возраста ему еще далеко, но это является преимуществом – за годы таких занятий дети успевают узнать, как должны вести себя взрослые люди в той или иной ситуации, и это поможет им в будущем. Структура сюжетно-ролевой игры состоит из роли, содержания и сюжета.

Каждому из компонентов отведена определенная роль, и все они являются значимыми:

  1. Сюжет – это та сфера человеческой деятельности, которая обыгрывается в процессе игры. Это может быть семья, школа, полиция, детский сад – все как в реальной жизни.
  2. Сначала роли дитя выбирает для себя самостоятельно. После, они распределяются между участниками, и каждый хочет исполнять ту, которая ему больше по душе.
  3. Содержание зависит как от возраста игроков, так и от имеющегося у них жизненного опыта. Сюжетно-ролевая игра – это осознанные действия, которые выполняются в определенном порядке по договоренности участников.

Виды сюжетно-ролевых игр дошкольников

Взрослые, в основном, являются лишь наблюдателями и не вмешиваются в ход действия. Какие сюжетно-ролевые игры для детей выбрать, решают сами участники. Они делятся на пять основных разновидностей, но могут быть и смешанными:

  1. Постановочные игры. В них карапуз сам является режиссером своих действий. Он говорит от своего имени, или от имени игрушки, согласно придуманного им самим сценария.
  2. Общественные игры будут полноценными, когда в наличии имеются игрушки для сюжетно-ролевых игр для детей. Для обыгрывания сюжета на тему «больница», «транспорт», и прочие, понадобится соответствующий реквизит.
  3. Существуют менее распространенные игры на патриотическую или героическую тему. В них детки могут быть отважными солдатами, известными космонавтами.
  4. Сюжетно-ролевая игра может отображать мультфильмы или сказки с участием персонажей из них – Микки Мауса, Злого волшебника – она называется сказочной.
  5. Бытовая тематика одна из любимых у детворы — «дом» или «семья» демонстрируют истинные отношения в семье ребенка.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Когда-то наступит время, когда дитя впервые пойдет за хлебом в ближайший магазинчик. Подготовка к этому ответственному делу начинается заранее. Для этого используются подобные сюжетно-ролевые игры для дошкольников:

  1. Инвентарь. Для игры потребуются овощи и фрукты, весы, деньги, фартук для продавца.
  2. Цель. Ролевая игра «Магазин» нужна для того, чтобы улучшить знания детворы о названиях овощей и фруктов, помочь им узнать о тонкостях профессии продавца.
  3. Ход. Продавец одевает фартук и колпак и взвешивает фрукты, которые попросил покупатель. Тот платит деньги и складывает покупки в сумку.
Читайте также:  Занятия в детском саду для дошкольников, конспекты, организационный момент, технологическая карта, методические приемы

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Многие дошколята боятся ходить к доктору. Помочь в преодолении страха поможет имитация различных ситуаций, происходящих на приеме у доктора, в манипуляционном кабинете, у стоматолога:

  1. Инвентарь. Потребуются соответствующие атрибуты – докторский колпак, фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, молоточек для невропатолога, пластиковый шприц и вата.
  2. Цель. Сюжетно-ролевая игра «Больница», цель которой — ознакомить с предназначением инструментария доктора, может помочь деткам учиться действовать согласно сюжетной линии. Положительным моментом будет снижение боязни врача.
  3. Ход. Используя такие компоненты сюжетно-ролевой игры как сюжет, роли и содержание, педагог предлагает деткам разделиться на эскулапов и больных. Первые вооружаются инструментами, после чего проводят прием больных.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Девочки и мальчики любят копировать отношения мамы и папы. Сюжетно-ролевая игра «Семья», цель которой умение правильного распределения ролей, помогает понять свою роль в социуме:

  1. Инвентарь. Для этой игры не потребуется многого, хватит будет куклы, в качестве младенца, игрушечной коляски и предметы утвари – посудка, веник, совок.
  2. Цель. Основная задача – это раскрытие внутреннего мира дошкольника, обучение взаимодействию между членами семьи.
  3. Ход. Дети сами регулируют сценарий, согласно своих представлений о поведении внутри семьи.

Маленькие девочки хотят быть похожими на своих мам, заботящихся о красоте. Это желание нужно развивать. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», цель которой развить знания о профессии, заинтересует и мальчишек:

  1. Инвентарь. Флакончики от шампуней, лака для волос, расчески и заколки.
  2. Цель. Дети в ходе игры узнают много новых терминов, таких как «бигуди», «укладка» и это расширяет их словарный запас. Также они обучаются нормам поведения в общественных местах.
  3. Ход. К парикмахеру приходит клиент, которому при помощи расчески и заколок сооружают прическу.

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Подготовка к школьной жизни должна начинаться задолго до первого класса. В этом поможет проигрывание процесса урока, когда будущий школьник имеет возможность почувствовать себя как учеником, так и учителем:

  1. Инвентарь. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Школа» просты. Потребуется доска, указка, очки и звонок. «Школьникам» нужны книжки, тетрадки, рюкзак и ручки.
  2. Цель. Занятия помогают сделать понятие детворы о школе более конкретным, а не абстрактным, побороть страх.
  3. Ход. Учитель приглашает учеников на урок, звоня в звоночек. Дети сидят смирно, поднимают руку, не балуются.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Девчонки с удовольствием практикуются в крое и шитье при помощи маленькой детской швейной машинки. Мальчики же могут выступать в роли моделей. Эта нестандартная игровая деятельность, как и остальные, способствует социализации ребенка:

  1. Инвентарь. Необходимые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ателье» есть в каждом детском садике. Это утюжки, гладильные доски, куклы и одежда для них. Дополнительно можно приобрести метр для измерения, бумагу и ножницы для выкроек.
  2. Цель. Детям помогают наладить взаимоотношения друг с другом и ознакомить с азами кроя и шитья – тем, чем занимаются работники ателье.
  3. Ход. Детвора придумывает выкройку, вырезает ее и понарошку шьет платье для куклы.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Умение вести себя в общественных местах пригодится будущему взрослому. В этом ему поможет сюжетно-ролевая игра «Кафе», атрибуты которой найдутся в каждой группе детского сада:

  1. Инвентарь. Понадобятся: поднос, чайный сервиз, игрушечные пирожные, фрукты, игрушечное меню, спецодежда.
  2. Цель. В процессе дети учатся аккуратной сервировке, уважительному отношению друг к другу.
  3. Ход. В действии принимают участники официант, посетители, повар. Каждый занят своим делом, конечной целью которого является качественное обслуживание населения.

Сюжетно-ролевые игры по ПДД

Учиться грамотному поведению на дороге нужно с раннего возраста. Для этого проводятся разные мероприятия, в числе которых сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»:

  1. Инвентарь. Потребуется нарисованная или начерченная зебра, светофор, палочка регулировщика.
  2. Цель. В ходе игры детки учатся, как правильно вести себя на улице, где переходить дорогу, знакомятся с сигналами светофора.
  3. Ход. Дети делятся на пешеходов, водителей, регулировщика. Воспитатель рассказывает правила, а мальчики и девочки обыгрывают придуманные ситуации.

Анализ сюжетно-ролевой игры

Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является ее последовательное действие, которое регулируется самими детьми.

То есть процесс начинается, потом идет его основная часть и, затем, он логически завершается. В нем у детей могут возникнуть некоторые трудности и задача воспитателя – устранить недопонимание.

Наблюдая за детками со стороны и вмешиваясь в случае необходимости, воспитатель анализирует поведение участников.

Диагностика сюжетно-ролевой игры выявляет трудности в отношениях между детьми – дружны ли они между собой, умеют ли действовать сообща и помогать друг другу. Наблюдение за детками помогает понять, есть ли у них проблемы в отношениях со взрослыми. На основании полученных знаний педагоги должны корректировать поведенческие несоответствия в раннем возрасте.

Не только педагоги, но и родители с успехом могут применять такой способ общения со своим чадом, как метод разнообразить досуг.

Так, можно будет неожиданно для себя узнать много нового и даже увидеть себя со стороны в действиях, поступках и совах игрушечных котиков или кукол.

Особенно полезно проводить время, подобным образом, тем, кто по каким-то причинам не посещает детский сад и редко общается со сверстниками.

Источник: https://womanadvice.ru/syuzhetno-rolevaya-igra-harakteristika-i-vidy-igr-dlya-doshkolnikov

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире”. В.А. Сухомлинский

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы.

Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.

Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими детьми.

Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка включать в игру и условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разные события).

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть “не только коллективная проработка знаний” или тем “Космос”, “Стройка” и т.д., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную, творческую игру детей.

Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  3. Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Такая стратегия обеспечивает и индивидуальную самостоятельную игру детей и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

И все эти принципы “повиснуть в воздухе” если мы не определим реальной опоры и реального средства, на которое может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжетная игра.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастной характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Рассмотрим конкретные приемы, позволяющие реализовать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада.

2-я младшая группа.

К 4-м годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру.

Действие с предметами “понарошку” подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то “понарошку” -мамой, доктором, шофером.

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль, как специфический способ построения игры?

  • Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, чтобы партнер понимал, что он не Петя, а шофер автобуса.
  • Ролевое поведение всегда имеет 2 аспекта.
  • Первый – это специфические действия с предметами, например, доктор делает укол.
  • Второй – ролевая речь, направленная на других людей (доктор узнает у пациента, что у него болит).

Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только осуществлять специфические для роли действия, но и уметь развертывать ролевое воздействие – ролевой диалог.

Задача воспитателя при этом с детьми 4-го года жизни – построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение.

Внимание ребенка необходимо перевести от действие с игрушкой на взаимодействие с партнером-взрослым.

Воспитатель строит совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя. Первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру – я – доктор, буду лечить детей. Здесь у меня больница. Катя, твоя дочка заболела? Веди ее в больницу.

В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т.е. ориентирует детей друг на друга.

Значение такой совместной игры со взрослыми заключается в свободной самостоятельной игре детей, действия с игрушками будут сопровождаться ролевыми диалогами, появится название своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему.

  1. Показателями успешного формирование ролевого поведения у детей 4-х лет является следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстниками, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
  2. Средняя группа.
  3. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывание игры.
Читайте также:  Работа перед сном в средней, старшей, младшей и подготовительной группах детского сада

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером игры.

Игра должна развертываться так, чтобы для ребенка “открылась” необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем 2-х условий:

  1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры: персонажей в игре должно быть больше, чем участников.

Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими ролями. Возможно состав ролей принимает вид “куста”, например: матрос, Капитан пассажир.

водолаз.

Такой сюжет развертывается постепенно, в первом событии взаимодействуют капитан и матрос, во втором – капитан и пассажир, в третьем – капитан и водолаз. Таким образом, одна роль (капитан) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных.

Ребенку предлагается главная роль героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей. (Давай играть в Емелю, я буду Емелей, а ты – щукой).

С каждым ребенком игру по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2–3 раза, каждый раз меняя конкретную тематику.

После этого воспитатель может переходить ко II этапу формирования – учить детей менять первоначально принятую роль, а ребенку предлагает дополнительную.

Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности.

Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли.

Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла – у них формируется умение планировать игру.

В игре педагог учит детей обращаться друг с другом. Первые диалоги в дальнейшем обрастают подробностями и становятся привычно употребляемыми.

Старшие и подготовительные группы.

К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?

Для того, чтобы действительно переводить детей на более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшею ее эволюцию. Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников – это игра – фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.

Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение игры – совместным сюжетосложением.

Эффективным средством формирования сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на предыдущих этапах.

На данном этапе – это совместное сюжетосложение. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно воспитатель переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобным для такого постепенного изменения являются сюжеты волшебных сказок.

Например, сказка “Иван-Царевич и Серый Волк ” Какие здесь возможны преобразования? Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-Царевича. Можно заменить Жар-птицу – новогодней елкой, отправляет не Ивана-Царевича, а слугу.

Герой может встретить не Серого Волка, а другого обладателя волшебного средства (Бабу-Ягу, Фею) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет и т.д.

Общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание, знать, как можно изменить знакомый сюжет, а не детям. Ни в коем случае нельзя специально объяснять им схему сюжета. В таком случае игра превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность.

По мере овладения умениями совместно комбинируя разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба-Яга и продавец).

Характер игры –придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

  1. совместное “вспоминание” (пересказ) известной сказки;
  2. частичное преобразование известной сказки;
  3. придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
  4. развертывание нового сюжета с разнообразными ролями в процессе “телефонных разговоров”
  5. придумывание новых историй на основе реалистических событий.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится более развернутой. Ребенок для нее использует множество дополнительных деталей. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев.

В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.

В заключение хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным.

Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре.

Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.

Литература:

  1. “Организация сюжетной игры в детском саду” Н.Я.Михайленко.
  2. “Развитие игровой деятельности дошкольников” А.В.Калинченко.
  3. “Воспитателю о детской игре” Д.В.Менджерицкая.
  4. “Игровая деятельность в детском саду” Н.Ф. Губанова.

Источник: https://du-bor1.schools.by/pages/sugetno-rolevay-igra

Виды сюжетно-ролевых игр в детском саду, популярные атрибуты сюжетно-ролевых игр в детском саду

Атрибуты сюжетно-ролевых игр в саду для детей имеют большое значение. Начиная с 4 лет, такой вид деятельности становится основным. Они готовы постоянно развлекаться таким способом и получать массу приятных эмоций и впечатлений. А для того чтобы грамотно подобрать атрибуты для развлекательного действия, следует ознакомиться с его ролью.

Роль игр в детском саду

Значение такой забавы довольно большое. Главное, конечно – это развлечение. Но также следует ознакомиться с другими значениями, чтобы потом использовать в воспитательном, развивающем процессе только полезные, интересные атрибуты сюжетно-ролевых игр в детском саду.

  1. Подобное времяпрепровождение несет развитие в социальной сфере. Дошкольник имеет возможность почувствовать себя взрослым, стать им, пускай даже на время забавы. Это поможет ему разобраться в системе взрослых взаимоотношений.
  2. Во время такого увлекательного процесса у ребенка происходит эмоциональное развитие. Малыши переживают яркие эмоции. Они понимают, что все это недействительно, но при этом у них искренние переживания.
  3. Во время подобных развлечений у ребят расширяется словарный запас. Они начинают в лексике использовать слова, которые до этого не произносили.
  4. Большое значение имеет забава при развитии интеллекта воспитанников ДОУ, их интересов. Они учатся действовать последовательно, логически размышлять, наблюдать, анализировать, делать выводы.
  5. Времяпрепровождение такого характера развивает у детей фантазию, творчество, воображение.

Популярные разновидности

Воспитанники много времени проводят за сюжетно-ролевой игрой в детском саду. При изучении всех их забав, можно выделить несколько тем. Чаще всего дошкольники проводят время за такой деятельностью:

  • развлекаются во время увлекательного процесса под названием «Магазин». Это излюбленная тема многих дошкольников. Они с удовольствием примеряют на себе образы продавца, покупателя, консультанта, кассира и руководителя магазина. Такая забава имеет много преимуществ. Детки приобретают необходимые социальные навыки, а заодно обучаются счету. Для того чтобы время проходило еще интересней, нужно специально приобрести детский кассовый аппарат, игрушечные деньги;
  • еще одной полезной, интересной забавой станет такое времяпрепровождение, как игра «Дежурный». Во время развлечения, малыш узнает о дисциплине, ведении хозяйства. Сюжетно-ролевые игры в детском саду знакомят ребят с правилами поддержания чистоты в помещении, использования разных элементов бытовой техники. Это развивает и воспитывает ответственность к порядку. Для процесса потребуется приобрести атрибуты, максимально повторяющие внешний вид настоящих предметов, бытовой техники;
  • увлекательной, полезной станет забава «Почта». Она имеет большое значение. Развлечение развивает, формирует у ребенка понятие об общении людей и о способах передачи информации. Рекомендовано во время этого процесса научить дошкольника подписывать открытки, отправлять почту, четко формулировать свои мысли посредством составления письма.

Перечислили ключевые развлечения для малышей ДОУ, но этим они не ограничиваются. Существует много сюжетно-ролевых игр. Каждая из них, оказывает влияние на формирование и развитие деток.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Популярные сюжетно-ролевые игры в детском саду – их значение

Существует много видов сюжетно-ролевых игр в саду для детей. Чаще всего используются атрибуты сюжетно-ролевых игр в детском саду «Магазин».

2016-12-02T01:11:40+03:00

Подготовительная группа детского сада В основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе детского сада применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода. Логопедический детский сад В период развития речи, у деток довольно часто встречаются различные проблемы. Многие дети не могут успешно справиться с произношением новых звуков, ввиду этого позаботиться о правильном формировании речи Вашего малыша стоит заранее. В предотвращении и исправлении проблем речи помогает логопедический детский сад. Адаптация ребенка в детском саду Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. Открыть частный детский сад Создание бизнес-плана по открытию частного детского сада начинается с четкого осознания того, какой конкретно детский сад вы хотите и сможете организовать. Чаще всего термин «частный детский сад»…  Что нужно знать родителям про организацию охраны детских садов? Родители детей вынуждены оплачивать услуги частных охранных агентств (ЧОП), которые предоставляются дошкольным общеобразовательным учреждениям. Кто-то возмущается высокими ценами, поэтому есть смысл пояснить, что представляет собой организация охраны детских садов.

Читайте также:  Интегрированные и комплексные занятия в детском саду в условиях фгос: что это такое, анализ, типы и прочее

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/populyarnie_syuzhetno_rolevie_igri_v_detskom_sadu_ih_znachenie/

Каталог статей

  • Условия организации сюжетно-ролевых игр
    на современном этапе
  • 1.    
    Выполнение санитарно
    – гигиенических требований (
    влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)
  • 2.    
    Организация игрового
    пространства
    ( организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и
    индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры
    должны быть красочными , эстетичными, прочными; создание безопасных условий
    игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству
    играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям)

3.    
Наличие игрушек.

·       
Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в
себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.). Важный аспект
таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) –
поэтому они называются – сюжетными

·       
Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения,
технику , используемую в труде, средства связи и информации.

·       
Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки
зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

·       
Маскарадно – елочная игрушка. (Она лишь чем – то
напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки) Но этого
достаточно, , что бы дети играли, жили в образе.

·       
Спортивно – моторная игрушка . Предназначена для
осуществления задач физического воспитания

·       
Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.

·       
Театральная игрушка. Она служит целям эстетического
воспитания, развивает речь, мышле6ние, воображение, способность
воспроизведения.

·       
Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и
умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные
картинки)

·       
Строительный материал. Назначение – развитие внимания,
сообразительности, конструктивных способностей детей.

·       
Игрушка – самоделка. 
При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения,
радуется успеху.

  1. Требования к игрушкам.
  2. должна побуждать детей к творчеству, формировать
    дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость
  3. — должна быть
    динамичной
  4. — отражать здоровый
    юмор,
  5. — должна быть
    окрашена стойкими, безопасными красками,
  6. — легко подвергаться
    обработке
  7. 4.    
    Организация центров
    сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту

Предметно-игровая среда в современных дошкольных
учреждениях должна отвечать определенным требования: это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей
дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном
образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной
программе.

Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для
осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее
удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить
подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой,
пригодной для организации различных видов игр.

     Принцип универсальности предметно-игровой
среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с
воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с
видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

   Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она  должна функционально моделировать развитие
игры и ребенка через игру.

   Развивающая предметно-игровая среда
отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность
игрового пространства. 

  В состав предметно-игровой среды
входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки;
игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства
находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой
комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

      Игровые средства обязательно должны
быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что
интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в
эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы
должны отвечать принципу безопасности.

 Предметно-игровая
среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру
ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

     Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться
в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов
детей и уровня развития их игры.

  Участие детей в создании игровой обстановки, бережное
отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети
должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е.
самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

  •     Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой
    игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры,
    заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет
    являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
  • 5.     Педагогическая
    ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ
  •      Макет-это,
    уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического
    или фантастического).
  •       Учитывая многообразие сюжетных игр,
    педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых
    каждый ребенок сможет:
  • -удовлетворять свои интересы;
  • -реализовывать свои возможности;
  • -создавать игровой сюжет и реализовать его;
  • -проявлять индивидуальные особенности игрового
    творчества.
  • Создать такие условия помогают игры с макетами,
    они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы
    старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
  • Организуя предметно-игровую среду с
    использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет
    возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и
    свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
  • В детских садах нужен, прежде всего
    «универсальный» макет. «Универсальные»
    макеты
    условно делятся на два типа:
  • 1. Макеты-модели:
  • Макет-модель представляет
    собой небольшую плоскость  с
    закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор),
    добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие
    действия-события, мелкий транспорт — автомобили, самолеты, наборы мелких
    фигурок – персонажей — семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические
    персонажи, антураж (деревья, цветы).
  • 2. Макеты-карты:

Макеты-карты представляют
собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных
объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства.

Так, на
макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий,
территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи,
бензоколонки0 и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия —
это транспорт.

Ландшафтный
макет-карта —
это
плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река –
голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими
свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т.д.

«Универсальный»
макет —
это
всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию,
объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового
пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в
общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется
разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

В играх с макетами дети обозначают конкретную
цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную
деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это
может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего
результата.

Макеты-карты представляют собой плоскости
с обозначенными на них местами для расположения различных объектов.

У детей повышается уровень любознательности и
познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся
предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У
дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических
событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в
сюжеты игры, в темы рисунков.

Существуют
приемы,

способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего,
художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные
«миры» с удивительными персонажами и сюжетами.

Художественные тексты, а также
мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором
персонажей и тематической конкретизацией макета.

Так, макет-карта «Улицы
города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей,
ландшафтный макет-карта — в опушку леса, где живет Винни — Пух или Баба — Яга.

  1. Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к
    макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной
    деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого
    теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных
    видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).
  2. В ряде программ макетирование рассматривается
    как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует
    закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные
    знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское
    творчество.
  3. Макетирование способствует развитию речи: при
    изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя
    свой словарный запас.

Тесна связь макетирования и математики: в
процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство,
количество, размер, цвет и т.д.

Макетирование способствует сенсорному развитию
детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает
чувства, активизирует мелкую моторику рук.

Макет-это результат конструктивно — творческой
деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть
напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным
(объекты на переднем плане, а изображение на заднем).

Вывод:

Подводя итоги, следует отметить, что макет-это
центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими
игрушками.

Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего
разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая
непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых
ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е.

воспитатель направляет
замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет
поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию
дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной
детской активности.

Источник: http://kurteremok-ds.ucoz.ru/publ/metodicheskie_materialy/uslovija_organizacii_sjuzhetno_rolevykh_igr/2-1-0-8

Ссылка на основную публикацию