Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений в детском саду

Роль ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений

Ещё в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности ребенка.

Первые игрушки напоминают геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Счёт начинается с вопросов мамы: «Скажи, сколько тебе годиков?». Родители детей учат называть формы игрушек их величину, количество.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений в детском саду

Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о математике, хотя он об этом пока ещё не знает и не осознает. Сознание ребёнка в раннем детстве хаотичное. Родители учат детей сопоставлять, группировать предметы, называть их своими именами.

Через наглядно-предметные действия они помогают ребёнку запоминать услышанное на основании предметных образов.

До трёхлетнего возраста ребёнок уже умеет группировать предметы по их внешним признакам, цвету, форме.

Так, например ребёнок может отложить зелёные игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку колечки пирамидки.

Занимаясь с предметами через игровую деятельность ребёнок сравнивает их. С этого и начинается первое знакомство с математикой.

К четырём годам дети с лёгкостью считают до пяти, а чуть постарше до десяти, но они могут и ошибаться в счёте.

К шестилетнему возрасту, дети уже начинают понимать, когда цифры увеличиваются, а когда уменьшаются. Вот почему важно с детского сада нужно начинать систематические занятия, чтобы повысить умственное восприятие ребёнка.

В нынешнем современном обществе одним из требований к дошкольному воспитанию является получение детьми математических знаний и элементарных представлений в детском саду.

Дошкольники в ходе своего развития получают первые элементарные представления о математике. Имеющиеся методики и средства формирования элементарных математических представлений разработаны специально по возрастным категориям с учётом постепенного развития у дошкольников навыков и способностей в данном направлении.

Математика является самостоятельным образовательным предметом и рассчитана на развитие интеллектуальных способностей в зависимости от природного потенциала дошкольников. Ее роль в развитии элементарных представлений у дошкольников очень велика.

В ходе такого рода занятий у ребёнка развиваются и формируются познавательные и личностные способности.

В процессе обучения, через средства математических занятий ребёнок получает первые представления о математических понятиях. Задачей математики служит – стремление воспитать из дошкольников, с перспективой на будущее, высококвалифицированные кадры.

Для достижения цели воспитания, в дошкольных учреждениях, при разработке целевых программ и методов воспитаний, должны учитываться отечественный и зарубежный передовой опыт, разрабатываться рекомендации для родителей. Полезным опытом воспитателей будет, если они будут обмениваться информацией и методами воспитания детей с другими детскими садами и дошкольными учреждениями.

Математика одна из немногих дисциплин, которая охватывает разные стороны личности детей.

В процессе формирования элементарных математических представлений и обучения у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление.

Это становится действенным, если при постановке занятий, учитывается периодичность и последовательность развития познавательных процессов у ребёнка, в зависимости от психофизического развития каждого ребёнка.

Если ребёнок не достиг того возраста, в котором он способен понять математические процессы, то занятия не будут играть ни какой роли для его сознания. Возможности ребёнка определяются его психологией. В современный мир всё чаще входят в программы обучения дошкольников инновационные методы и средства.

Некоторые из дошкольных учреждений уже применяют в своей образовательной деятельности уроки информатики для дошкольников. Весь мир сейчас связан с компьютерными технологиями и постепенно они проникают и в детские сады.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений в детском саду

Существуют и дидактические формы и средства воспитания, в которой применяются наглядные пособия иллюстрации, игры.
Существует множество подходов к обучению арифметики и формированию у детей элементарных знаний о математических понятиях. Детей обучают счёту, показывают отличительные моменты цифр: больше, меньше, чётные, нечётные цифры.

Для достижения результатов используют различные материалы: счётные палочки, природные материалы, учат считать и распознавать деньги.

Детей учат распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др. Так же дети должны осваивать и мерные величины: метр, сантиметр, килограмм, грамм и т.д. При проведении занятий детей учат не только показательной арифметике, но и производить арифметические действия в уме. Учат находить и сопоставлять предметы в быту, на улице и в природе. Например: три берёзы под окном.

Дети по выпуску из детского сада должны быть готовы к первому классу, а так же адаптированы к внешней самостоятельной жизни. Они ведь не всегда и везде будут ходить за ручку с мамой. Часть времени дети будут проводить самостоятельно и полагаться на свои навыки – это и есть процесс развития. В последние годы в практику введено такое понятие как предматематическая подготовка.

Подготовка ребёнка и его познавательного мира к математическому образу мышления. Разнообразные способы формирования познавательной сферы позволяют ребёнка подготовить к изучению предмета – математики. При организации занятий происходит воздействие на наглядное и логическое мышление, память, творческое воображение, восприятие, произвольное внимание дошкольника.

Задачей такого воспитания служит активизация мышления дошкольника, стремления преодолевать трудности, потребностей в решении разного рода умственных задач. Решение таких задач воспитания дошкольников очень сложная работа для воспитателя и требует комплексного подхода, и только систематические занятия позволят осуществить своевременное математическое развитие детей-дошкольников.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений в детском саду

Способности человека могут проявляться в различных областях, и здесь, как и все, математические способности выявляются в процессе деятельности дошкольника. Наиболее благоприятным периодом для развития способностей считается дошкольный возраст.

Дети в дошкольном возрасте наблюдают и подражают взрослым, они наблюдают за каждым действием и внимательно слушают, что говорит воспитатель и это важное свойство.

Детей надо учить самостоятельно действовать, показывать и рассказывать о своих действиях. Дошкольников надо побуждать к тому, чтобы они повторяли за воспитателем о свойствах и качествах предметов.

Игры с детьми должны содержать в себе математические действия.

Сравнительными действиями дети должны сами рассказывать воспитателю чем отличается та или иная фигура от другой. Если ребёнок затрудняется ответить, то значит у него не достаточно развита речь и восприятие, если ребёнок не хочет отвечать, то не cтоит на него давить и слишком настаивать.

К цифрам у детей приходит осознание быстрее, если начинать использовать их в повседневной бытовой жизни, например: подай мне пожалуйста второй тапок.
Дети не сразу распознают числовую величину – один, потому, что она не используется в бытовой речи. Для них роль математических представлений в реальной жизни недоступна.

Обычно детишки при этом говорят «подай мне пульт, или ложку или какую-то игрушку».

Осознание цифры один у детей приходит позже чем остальных цифр.

На первом этапе обучения у детей отсутствует внимательность и при перечислении порядковых номеров цифр они часто упускают из виду цифры: например называют — «1, 2, 4, 7».

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений в детском саду

Учить сравнивать количество предметов в разных группах, добавлять и убирать предметы до заданного количества.

Дети в дошкольном возрасте способны делить предметы и называть их части, например делить яблоко на дольки или пирог.

Дошкольники должны понимать, что целое яблоко больше, чем долька или половина яблока. Старшегруппники должны освоить и понимать, что цифра 7 больше чем шесть, но меньше, чем восемь.

К окончанию обучающего периода дошкольники должны уметь производить простые математические действия.

Формирование элементарных представлений о времени

В детском саду можно активно формировать у детей элементарные знания о времени. Дети должны знать все четыре части суток, называть, в какое время суток они ложатся спать, а когда пора вставать и идти в садик. В этом процессе большую роль отводят режиму дня в группе.

Воспитатель называет время суток и говорит, что детки должны сейчас делать: завтракать ли, идти ли на прогулку или у них будет сончас.

С детьми регулярно должны проводиться беседы, в которых упоминаются части суток, объясняется, почему то или иное действие должно осуществляться в определенное время суток (спать — ночью, умываться и завтракать — утром, гулять, обедать — днем, вечером — в кругу семьи играть, заниматься различными видами деятельности).

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe-razvitie-doshkolnikov.html

Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа.

Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. Представление о множестве формирует у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел.

Хотя понятия натурального числа, а также геометрической фигуры, величины, части и целого абстрактны, все-таки они отображают связи и отношения предметов окружающей действительности.

Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.

Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.

), педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. (Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.) При этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей).

Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.

В математической подготовке детей, развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего.

Это дает возможность дошкольникам прежде всего пользоваться не общепринятыми, а условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей.

Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.

В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией – названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т. п.

Однако не рекомендуется в работе с детьми использовать такие слова-термины, как «натуральный рад», «совокупность», «структура», «элементы множества» и др. При этом работа не ограничивается только занятиями.

Следует иметь в виду использование всего дидактического пространства в условиях образовательной ситуации.

Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.

Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.

Читайте также:  Гвоздики из бумаги к 9 маю своими руками: идеи и шаблоны для поделок

Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
  • овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.

Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Многочисленными исследованиями (А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.

Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать формы и способ обучения.

В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

Так, во второй младшей группе детского сада (четвертый год жизни) основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. Понятие о множестве является одним из основных и наиболее общих, оно проходит через всю математику. Понятие множества настолько широко, что не определяется даже на современном уровне развития науки, а вводится как изначальное и поясняется на конкретных примерах.

В средней группе в процессе изучения основных свойств множества формируется понятие о числе, а в старшей – первые представления о натуральном ряде чисел. В дошкольном возрасте понимание основных свойств множества ограничено.

Однако осознание отдельных его свойств (равенство и неравенство, независимость мощности множества от качественных его признаков) возможно уже в младшем дошкольном возрасте.

Наряду с формированием начальных математических представлений и понятий программа воспитания в детском саду предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с рядом математических зависимостей и отношений.

Так, дети осознают некоторые отношения между множествами (равномощность – неравномощность; отношения порядка в ряду величин, натуральных чисел; пространственные и временные отношения и т.д.). При этом все математические знания подаются во взаимосвязи.

Например, формирование представлений о количестве связано с формированием представлений о множестве и величине предметов с развитием умений видеть, условно определять размер, параметры, а также с усвоением отношений между предметами.

Необходимо иметь в виду, что, усваивая знания о числе, дети учатся абстрагировать количественные оценки от всех других (цвет, форма, размер).

Формирование начальных математических знаний во взаимосвязи позволяет постепенно и целенаправленно конкретизировать и уточнять каждое из выделенных свойств.

Ознакомление детей с мерой и измерениями способствует формированию более точного понимания числа, и прежде всего единицы.

Именно связь счета и измерения помогает ребенку осознать зависимость результата счета (измерения) от единицы счета (условной меры).

На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей.

Под видами деятельности – в этом случае способами обследования, счета, измерения – понимают объективные последовательные действия, которые должен выполнять ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух множеств, накладывание меры и др.

Овладевая этими действиями, ребенок усваивает цель и способы деятельности, а также правила, обеспечивающие формирование знаний. Например, сравнивая равные и неравные между собою множества, накладывая или прикладывая элементы, ребенок осознает понятие количества. Поэтому особое внимание уделяется развитию практических действий детей с предметами.

Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету. Основными способами при этом являются накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает обучение счету с помощью слов-числительных.

Одновременно дошкольников учат сравнивать предметы по величине (размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-понятиями («больше – меньше», «узкий – широкий» и др.

), строить ряды предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения (большой, маленький, еще меньше, самый маленький).

Однако, для того чтобы ребенок усвоил эти понятая, необходимо сформировать у него конкретные представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала непосредственно – накладыванием, а потом опосредованно – с помощью измерения.

Программа по математике в детском саду предусматривает развитие глазомера детей при определении размера предметов. Для этого их обучают оценивать размер (величину предметов) в целом или по отдельным параметрам, сопоставляя с размером известных предметов.

Обращается внимание на формирование умения проверять правильность оценки в своей практической деятельности, используя добавления, уменьшения и др. Каждое практическое действие пополняет знание детей новым содержанием.

Доказано, что формирование элементарных математических знаний происходит одновременно с выработкой у них практических умений и навыков

Практические действия, выполняя определенную роль в математическом развитии детей, сами не остаются неизменными. Так, осуществляется изменение деятельности, связанной со счетом.

Сначала она опирается на практическое поэлементное сравнение двух конкретных множеств, а позднее особое значение приобретает число как показатель мощности множества и натуральный ряд чисел, что впоследствии заменяет одно из конкретных множеств.

Сначала дети берут предметы руками, перекладывают их, а потом считают предметы, не дотрагиваясь до них, или воспринимают только на ощупь.

На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитатель должен ориентироваться в оценке результатов своей работы прежде всего на эти показатели, на то, как дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Уровень овладения детьми умственными операциями зависит от использования специальных методических приемов, которые позволяют детям упражняться в сравнении, обобщении. Так, дети учатся сравнивать множества по количеству, осуществляя при этом структурный и количественный анализ множества.

Сравнивая предметы по форме, дети выделяют размер отдельных элементов, сопоставляя их между собою.

Важной является задача развития у детей мышления и речи (овладение математической терминологией).

Следует значительно больше внимания уделить развитию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей.

Следует отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического. Естественно, последнее имеет свое особое значение.

На практике нередко наблюдается одностороннее понимание способностей как узкоспециальных, что граничат с одаренностью. В связи с этим воспитатели иногда недооценивают формирование у всех детей общих познавательных способностей.

Любая деятельность невозможна, если человек не имеет к ней способностей. В психологии способности обозначаются как качества личности, необходимые для успешного выполнения деятельности.

Воспитателю необходимо знать, в чем конкретно заключаются эти способности, какие психические свойства избранная деятельность потребует и без каких она вообще невозможна.

Способности следует рассматривать не только в связи с определенным видом детской деятельности, но и в связи с ее общей структурой, в которой прежде всего выделяются ориентировочные и исполнительские действия.

И когда мы говорим об общих способностях к деятельности, то имеем в виду, насколько ребенок в состоянии использовать свои знания, умения, навыки, каков у него уровень познавательной самостоятельности. Все это определяет эффективность исполнительской части общих способностей.

Наряду с этим следует формировать у детей умения абстрагировать, выделять главное.

Итак, математическое развитие детей предполагает широкую программу приобщения их к деятельности, в данном случае математической, которой руководит взрослый (воспитатель, родители).

В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названием чисел, … фигур, элементов фигур (сторона, …), математических действий (сложение,…) и др. Основными задачами математического развития детей являются:

  1. накопление дошкольниками знаний о множестве, величине, пространстве и…;
  2. формирование начальной ориентации в количественных, …и временных отношениях;
  3. формирование умений и навыков в счете, … и др;
  4. овладение детьми… терминологией;
  5. развитие у них … интересов и умственное развитие ребенка в целом.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Источник: https://Psylist.net/pedagog/00302.htm

«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»

Воспитатель Сычёва Елена Владимировна представила консультацию для педагогов на тему «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре.

 Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», — писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Именно поэтому выполняя программу по формированию у детей элементарных математических представлений, необходимо широко использовать  занимательный математический материал, развивающие игры, которые в наибольшей степени способствуют выявлению и реализации познавательных возможностей каждого ребенка.

 Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы)  «Танграм»«Волшебный круг»,«Колумбово яйцо»,  «Вьетнамскую игру».

Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного развития дошкольников.

  Применение палочек  Кюизенера  дают возможность формировать у детей комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным, развивают логическое мышление, обеспечивают получение знаний в процессе исследований.

Играя с палочками Кюизенера ребёнок получает представления о составе числа, о величине, порядке, отношении операции над числами. их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение.

В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития  смекалки и сообразительности, активности и самостоятельности.

 Первичные исследования : каждой палочке соответствует число, равное её длине, цвет обозначает число, палочки можно объединять в семьи.

Следующий этап- переходим к работе с игровым материалом и игровыми альбомами.

 Детям 2-4 лет можно предложить выкладывание простейших изображений: стул ,домик, цветочек. Выкладывание квадратов ,прямоугольников, ориентировка  на листе бумаги.

 Детям 4-7 лет предлагают упражнения в плоскостном и объёмном пространстве, используют палочки для освоения количественного и порядкового счета, состава числа из единиц, составления задач по моделям, кодирование, декодирование (цвет, число), моделирование многоугольников.  Выкладывание сюжетных картин по альбомам.

  • Следующая форма работы — игры с логическими блоками Дьенеша — которые позволяют:
  • — Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • — Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации
  • — Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов
  • — Успешно овладеть основами математики и информатики.
  • — Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Логический материал представляет собой набор из 48 объемных геометрических фигур, различающихся  свойствами. Обязательное условие- кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см), на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием и без него.

 Использование «Логических блоков Дьенеша» позволяет создать условия для   формирования элементов сенсорной культуры, освоения знаковой культуры у детей ,начиная уже с 2-х летнего возраста.

Читайте также:  Лэпбук космос для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

В младшем дошкольном возрасте используют такие игры как «Угощение для медвежат»,» Художники», «Воздушные шары» — развиваем  умение подбирать предметы одинакового цвета.

«Найди свой домик», » Магазин», «Художники»  — помогают развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур. Умение       детей      оперировать  полученными    знаниями   помогает в конструировании, аппликации, рисовании     по    образцу:   сначала путем      накладывания, а    затем самостоятельного   выкладывания.

  1. С детьми старшего возраста  знакомятся с цветом, размером, формой, толщиной каждого блока.
  2. Дети  упражняются:
  3. -в замещении и кодировании свойств в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках;
  4. — овладевают умением декодировать информацию о них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока – создают его своеобразную модель.

Педагог использует такие д/у, как  «Помоги зайчику найти нужный бочонок»,» Где лежит подарок», затем задания на кодирование геометрических фигур через отрицание. (д/у «Живая вода», » Под каким кустом лежат ботинки»).»Украсим елку бусами», «Архитекторы»,»Логический поезд».В работе с блоками обязательно используют игровые альбомы.

Настоящей находкой для образовательной деятельности с детьми являются развивающие игры В.В. Воскобовича, которые мобилизуют внимание, интерес, постепенно втягивают ребёнка в процесс решения задачи.

Ребёнок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма и последовательности действий, анализа, осознания целей, поиска вариантов решений.

Технология Воскобовича — это путь от практики к теории.

  • Вот несколько из них:
  • Игра «Геоконт»- развивает сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей).
  •  » Квадрат Воскобовича»- знакомит детей  с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
  • » Чудо-головоломка»- двухлетний ребенок научится собирать целые крестики из частей, различать цвета и сравнивать размеры деталей.

Таким образом, использование игр-головоломок» Танграм»,»Колумбово яйцо», развивающих игр на основе технологий: Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша, разнообразило процесс развития познавательных способностей детей  нашей группы и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия, отстаивать своё мнение, стали  инициативными и самостоятельными  в получении новых знаний.

Я.А.Коменский говорил про детей:«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им на формы игры».

  Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Источник: http://doy46.ucoz.ru/load/pedagogicheskaja_kopilka/razvitie_poznavatelnykh_sposobnostej_doshkolnikov_v_processe_formirovanija_ehlementarnykh_matematicheskikh_predstavlenij/14-1-0-85

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (стр. 1 из 19)

Введение

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.

На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

В данной работе мы рассмотрим особенности усвоения дошкольниками начальных математических представлений, ознакомимся с методикой обучения, которая обеспечивает успешное развитие способностей и мышления детей.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

  • В этой работе рассматриваются различные проблемные ситуации и раскрываются различные методики руководства поисковой деятельностью детей, индивидуальная работа с детьми, отстающими в усвоении математических представлений, и детьми, опережающими своих сверстников.
  • Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
  • В математической подготовке предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером;2-3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний.

Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений.

В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов.

Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход.

Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного.

Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

  1. Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:
  2. — достаточное количество предметов, используемых на занятии;
  3. — разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);
  4. — обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
  5. — динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

— художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

В книге Е.В.Сербиной приведены «педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе:

— Ж.Ж.Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребенка свой срок и свой час достижения.

— Максимум внимания уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).

  • — Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
  • — В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
  • — Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.
  • — Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравиться.
  • — Принудительное обучение бесполезно.
  • — Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
  • — Лучше слышат того, кто тише говорит»

Программа обучения дошкольников во всех возрастных группах содержит следующие разделы: количества, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. В данной работе будут рассмотрены эти разделы для каждой возрастной группы, в том числе для разновозрастной группы, для детей с отклонениями и опережениями в усвоении программного материала.

Актуальность темы
обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области (25,26,39). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.

  1. Рабочая гипотеза
    — предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей 4-5 лет в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.
  2. Научная новизна
    состоит в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.
  3. Цель работы

    : выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
  4. Задачи исследования:

1.Изучить историю развития вопроса.

2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.

3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до эксперимента и после.

4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в свете современных требований.

5. Разработать практические рекомендации.

  • Объект
    – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
  • Предмет
    – формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
  • Цель исследования
    — выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1. Изучить историю развития вопроса.

2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.

3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до эксперимента и после.

4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в свете современных требований.

Источник: https://mirznanii.com/a/179620/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность



В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л.

Н. Толстым и т. д. Математика  один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания.

Однако проблема формирования и развития математических способностей детей  одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.

Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Читайте также:  Ошибки, которые допускают родители и воспитатели на этапе адаптации ребёнка к детскому саду

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника.

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала.

Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач.

  1. Формировать базисные математические представления, речевые умения;
  2. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  3. Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
  4. Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т. д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т. д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научить детей восприятию количественных и качественных особенностей предметов, формирование соответствующих представлений

С помощью выдвинутых целей и задач решается педагогическая идея, которая заключается в том, что включение дошкольников в решение математических задач и ситуаций через различные виды занимательного материала способствует формированию у них элементарных математических представлений.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений- важнейшая часть их общей подготовки к школе.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действия, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом.

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также — это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие — значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей необходимо оборудовать уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создавать центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В заключение можно сделать следующие вывод: формирование познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше — что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

  • Успешное усвоение детьми программного материала в значительной степени зависит от сформированности у них навыков учебной деятельности.
  • Представляю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности.
  • Образовательная область: познание, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
  • Интеграция образовательного развития: речевое, познавательное.
  • Тип: интегрированное.
  • Возраст: 5–6 лет.
  • Форма непосредственной образовательной деятельности: группа
  • Цель:
  1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине.
  2. Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета.
  3. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.
  4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
  5. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
  1. Оборудование и материалы: билетики по количеству детей, цифры от 1 до 10 карточки, пеналы с карандашами, геометрические фигуры из картона, буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы;, таблица с картинками: лист, ягода, ромашка, гриб, елка.
  2. Ход непосредственной образовательной деятельности:
  3. Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение:
  4. Давайте ребята учиться считать,
  5. Запомните все, что без точного счета,
  6. Не сдвинется с места любая работа,
  7. Без счета не будет на улице света,
  8. Без счета не сможет подняться ракета.
  9. И в прятки сыграть не сумеют ребята,
  10. Беритесь ребята скорей за работу
  11. Учиться считать, чтоб не сбиться со счета.

Воспитатель: — Ребята вы любите математику? (Ответы детей.)

— Уверены в своих силах и знаниях? (Ответы детей.)

  • Воспитатель: — Тогда отправляемся в математическую страну!
  • Воспитатель: — Ребята, вы любите путешествовать?
  • — Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.
  • Воспитатель: — В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд.)

Воспитатель: Правильно на поезде, выбираем водителя и кондуктора. Кондуктор раздает билеты, дети садятся согласно номеру, стульчики пронумерованы.

  1. (Звучит музыка)
  2. Воспитатель: — А в пути поиграем.
  3. — Сейчас утро или вечер?

— Какой сегодня день недели?(а завтра?)

  • — назовите дни недели начиная с понедельника?
  • — Какое сейчас время года?
  • — А какой месяц?
  • — Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Воспитатель: — За правильное выполненное задания я вам дарю букву…(«М»).

Воспитатель: — Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

2.

Воспитатель: — Вот наш поезд прибыл, на первую станцию называется она «Лесная».

Воспитатель: — На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, что растет в лесу?

Воспитатель: — Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение.

Воспитатель: — Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву… («О»).

  1. 3.
  2. Воспитатель: — Мы с вами продолжаем наше путешествие к следующей станции.
  3. (Звучит музыка)
  4. Воспитатель: — Пока мы едем, давайте немного отдохнем.

Физ. минутка.

  • Раз — подняться, потянуться,
  • Два — нагнуться, разогнуться,
  • Три — в ладоши, три хлопка,
  • Головою три кивка.
  • На четыре — руки шире
  • Пять — руками помахать,
  • Шесть — на место тихо сесть.

Воспитатель: — Вот и доехали до следующей. Станция «Отгадай-ка»!

  1. 4.
  2. Воспитатель: — На этой станции нас ждут с вами загадки:
  3. — Сколько спинок у трех свинок? (3)
  4. — Сколько хвостов у двух котов? (2)
  5. — Сколько животиков у пяти бегемотов? (5)
  6. — Сколько рогов у двух быков? (4)
  7. — Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
  8. — Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
  9. — Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

Воспитатель: — Отлично справились с моими загадками. Постарались. За это я вам дарю букву…(«Л»).

  • Воспитатель: — Отправляемся дальше в путь к следующей станции.
  • (Звучит музыка.)
  • 5.

Ребята дальше поезд двигаться не может, впереди разрушен мост и пока мы его не починим, мы не сможем ехать дальше. Посмотрите, что же случилось. Выходите из-за столов.

Воспитатель: — Что вы видите? Как вы думаете? Из чего сделан мост?

Воспитатель: — Правильно, из геометрических фигур, но нескольких фигур не хватает, они лежат рядом с мостом их нужно вставить на место, чтобы он был целым. Давайте посмотрим, все ли фигуры одинаковые по форме?

  1. (Дети выполняют задание.)
  2. Воспитатель: — Мы починили мост, за это я вам дарю букву…(«О»), поезд может наш двигаться дальше, отправляемся, занимайте свои места.
  3. (Звучит музыка.)
  4. 6.
  5. Воспитатель: — Случай странный,
  6. Случай редкий,
  7. Цифры в ссоре,
  8. Вот те на!
  9. Со своей стоять соседкой,
  10. Не желает ни одна,
  11. Нужно цифры помирить,
  12. И их строй восстановить.

Посмотрите ребята кто-то запутал все цифры (на столе лежат цифры от 1 до 10.). Я знаю очень интересную игру. Хотите поиграть? Игра называется «По порядку становись». Правила такие: пока играет музыка, дети берут по одной цифре и строимся по порядку, кому не достанется, тот проверяет. Правила ясны? Начинаем.

  • Молодцы ребята и с этим заданием вы с легкостью справились. Вот вам буква «Д»
  • Воспитатель: — Сейчас поиграем в игру: «Соседи чисел».
  • Я буду называть число, а вы мне его соседей.
  • Игра «Угадай числа».
  • Воспитатель: — Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1.

— Какое число стоит до 7? После 7?

— Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7?

— Какое число стоит до 9? После 9?

Воспитатель: — Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву… («Ц»).

7.

Воспитатель: — Я довольна вашими знаниями и умениями решение задач. И дарю вам букву… («Ы»).

8.

Воспитатель: — Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.

  1. (Звучит музыка.)
  2. Воспитатель: — Хотите узнать, что приготовила вам королева Математика?
  3. Итог.

Воспитатель: — А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше?

Воспитатель: — Хотели бы вы составить из наших букв слово. Какое получилось слово? «Молодцы!»(Ответы детей.)

Воспитатель: — Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, дошкольный возраст, Какое число, игра, буква, Ответ детей, математическое развитие, детский сад, представление.

Источник: https://moluch.ru/archive/181/47200/

Ссылка на основную публикацию