Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по фгос, проект, темы недели

Здравствуйте уважаемые читатели. На связи опять я, Татьяна Сухих. Сегодня с большим удовольствием представлю интересную тему и для воспитателей, и для детей, и для их родителей. А знаете какая тема? Не угадали? Это темы проектной деятельности. По- моему, первая младшая группа заинтересуется этими темами. Вы согласны со мной дорогие воспитатели и родители?

Методическая копилка по проектам

Итак, уважаемые друзья давайте познакомимся с литературой, прежде чем перейдем к разнообразнейшим темам.

Вместе полистаем страницы на сайте www.kniga.ru  и найдем много интересного для нашего проекта. Интересная методическая программа ждет вас. Книги, игры, проекты для дошкольников вы найдете здесь.

Другим не менее интересным является сайт www.uchmag.ru, где найдете организацию проектной деятельности для детей, являющейся основным требованием по ФГОС. Оно обеспечивает взаимодействие родителей и педагогов в воспитании ребят. Программу можно установить через Интернет.

На интереснейшем сайте УчМаг из серии «В помощь педагогу ДОУ» вы можете приобрести конспекты проектов и организацию проектирования для дошкольников.

Дидактическая, сюжетная, подвижная игра направлена на личностное формирование ребенка и развитие его творческих, психических и социальных процессов. Посетив методический сайт вы, педагоги, воспитатели и родители найдете комплексно – тематические проекты, где представлены занимательные и интересные игры с поговорками, загадками, рассказами и стихотворениями.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Игровые проекты

Темы на гигиенические навыки у малышей

Познакомились с литературой, теперь предлагаю рассмотреть интересные темы. Дошкольной организации характерна интересная  и исследовательская работа по профессии воспитателей и педагогов.

Уважаемые воспитатели и родители, вы, конечно, хотите, чтобы малыши росли аккуратными, умными,  добрыми, отзывчивыми, а также желаете сформировать у малышей культурно-гигиенические навыки, не так ли? Сначала предложу два проекта: тема маленькие чистюли и тема чистые руки. Временем реализации первого игрового проекта  является 2-3 недели, а второго познавательного, игрового и краткосрочного проекта  — 1 неделя. Задачами для них являются:

  • * правильное пользование мылом;
  • * аккуратное мытье рук, лица;
  • * вытирание насухо полотенцем после умывания;
  • * пользование расческой и носовым платком;
  • * приучение следования за внешним видом;
  • * формирования элементарных навыков поведения за столом: правильное пользование ложкой, пользование салфеткой, пережевывание пищи с закрытым ртом, молчание за столом.
  • Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Все это сначала объясните детям, играя с куклами: научите их вытирать им  ротик, вымыть лицо и ручки куколке, следить за ее одеждой. В результате этого проекта детки сами научатся кушать аккуратно, держать правильно ложку и салфеткой пользоваться.

Этот проект поможет им также вытереть лицо, руки своим полотенцем, а затем повесить его на свое место. Малыши начнут правильно пользоваться носовыми платочками. Личная гигиена для них станет естественной вещью. А можно отправиться в морское путешествие и узнать много интересного.

Светлый праздник Пасха

Актуальность впечатлений, полученных в детском возрасте, останутся надолго в памяти. Поэтому с историей нашей Родины, с культурой и с ее праздниками необходимо знакомить детишек еще с раннего детства.

Поэтому проект светлый праздник пасха будет прекрасной темой для малышей. Целью данного проекта является ознакомление ребят с праздником Пасхи, с обрядами, обычаями и его историей.

Он является информационно – творческим, краткосрочным проектом и  длится 2 недели. На первом подготовительном этапе составляются:

  1. перспективный план мероприятий;
  2. рекомендации по ознакомлению малышей с православной культурой;
  3. материалы для занятий, бесед, иллюстраций;
  4. вопросы с родителями, связанные с проведением темы.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

На втором этапе проводятся практические занятия:

  • с познавательным развитием: компьютерные презентации «Курочка Ряба», « Пасхальный Колобок»;
  • с дидактическими играми;
  • художественной литературой: пасхальные рассказы, беседы;
  • художественным творчеством: лепкой, рисованием;
  • музыкой с колокольным звоном, пасхальной музыкой из шкатулочки.

На третьем заключительном этапе организуются выставки интересных поделок детей и родителей, а также участие в конкурсе района на эту тему, а также работа с родителями и творчество детей с ними, например изготовление пасхальных яиц.

Проект «Потешки»

Формирование и развитие речи детей играет немаловажную роль в личностном формировании ребенка. В развитии малышей большую роль играют потешки. Детки прислушиваясь к простой рифме, повторяющимся словам, восклицательным и эмоциональным обращениям учатся прислушаться и повторять слова.

Звукосочетания, которые повторяются, создают музыкальный эффект, с помощью которого развивается произношение звуков и речевой слух малюток. Поэтому проект «Потешки» будет очень кстати для малышей раннего возраста. Он долгосрочный (1 младшая – 2 младшая группа)/

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Целью этого проекта являются:

  • создание положительных эмоций;
  • развитие навыков детской речи, а также фантазии, мышления и памяти.

Задачами являются:

  • приучение малышей слушать коротенькие потешки;
  • повторение слов, фраз за воспитателем;
  • развитие монолога и диалога у детей;
  • развитие мелкой моторики у малышей;
  • воспитание речевой культуры звука.

Методами и приемами для реализации являются:

  • чтения потешек с демонстрацией картин;
  • беседы по смыслу потешек;
  • обыгрывание сюжета потешек.

В результате при целенаправленном и систематическом использовании потешек дети овладевают родным языком, лепкой рисованием, физическим и музыкальным развитием, а также первоначальными навыками гигиены и самообслуживания.

Экологическое воспитание детей

Не менее важной является воспитание детей, связанное с охраной окружающего мира. В настоящее время любовное и бережное отношение к природе очень важно для каждого человека. Поэтому нужно приобщить детей к нему с младшего возраста. Надеюсь, вы согласитесь со мной, дорогие читатели.

Поэтому для лучшей реализации задач экологической деятельности является проектная деятельность на эту тему.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Так, давайте с детьми начнем работать над темой: «Покормим птичек». Интересная тема, которая воспитает бережное отношение к живой природе. Этот информационно – творческий игровой краткосрочный проект на две недели. Задачами данного проекта являются:

  1. ознакомление детей с птицами;
  2. обучению ответов на вопросы кратким предложением;
  3. обогащение словарного запаса по теме;
  4. воспитание заботливого отношения к птичкам.

Реализацию проекта можно провести с помощью:

  • совместного сочинения рассказа о кормлении птичек;
  • подвижной игры: «Автомобиль и воробышки»;
  • наблюдения за птичкой;
  • заучивание стишка про птичку;
  • нетрадиционной техникой рисования;
  • дидактическими играми, например «Кто в домике живет»;
  • работой с родителями: изготовление кормушек.

В результате дети познакомятся с птицами, и будут различать их, научатся подражать птичьим голосам. У детей сформируются сострадание, отзывчивость, доброжелательность.

Можно также познакомить детей с проектом «Объекты неживой природы» и развить знания детей о физических свойствах внешней среды, знакомить с вязкостью, сыпучестью, плавучестью, растворимостью веществ, а также с солнцем, воздухом, землей, водой как факторами природной среды. Этот проект длиться две недели.

Другие мероприятия

  1. Есть также и другие информационно – творческие игровые проекты, такие, как «Кошка»,  целью которого является ознакомление с домашним животным, в данном случае с кошкой, с ее особенностями, повадками, внешним видом, а также воспитание заботливого отношения к животным.

  2. Интересно будет показать детям игровой проект «Кошкин дом» на видео:

Другим информационно –творческим проектом является «Витамины». Эта тема изучает вопросы сохранения здоровья у малышей. Здесь даются представления о витаминах, об их значении для здоровья, о правильном питании. Этот проект длится 3 недели.

«Моя семья»  — так называется творческий долгосрочный проект. Его целью является дать первоначальные представления о семье. Задачами являются вызов положительных эмоций о семье, развитие выражения нежности, радости, воспитание  уважения к родителям.  Предлагаю посмотреть с маленькими друзьями видео на эту тему:

Поскольку дошколята  любят все исследовать и  на практике применять, есть такое познавательно – исследовательское, групповое мероприятие «Волшебная капелька», целью которого является закрепление имеющихся знаний о воде. Задачами же являются ознакомление малышей со свойствами воды, поддержка у ребят инициативы, сообразительности и поощрения дружеских отношений в период исследования. Проект длится 2 недели. Он краткосрочный.

Интересно также мероприятие, план работы для мастера – класса, где предлагаются творческие задания для родителей, организации конкурсов, участия в деятельности проектов, направленные на развитие способностей у ребят и способствующие доверительным отношениям между семьей и детсадом.

Итак, обобщая, прихожу к выводу, что интересные темы в детских садах помогут развить интеллектуальное и физическое развитие малышей. Поэтому давайте вместе уважаемые педагоги, воспитатели, родители приложим все усилия, чтобы наши детки росли здоровыми.

Надеюсь, этой статьей я помогла вам составить планы-мероприятия в детсадах и в других дошкольных учреждениях. Прощаюсь с вами, но ненадолго. Ждите других интересных и познавательных статей. А если у вас есть вопросы, обязательно задавайте. С удовольствием отвечу на них. Поделитесь с друзьями статьей, а подписавшись на обновления моего блога, узнаете много интересного.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Приветствую всех, кто посещает мой блог! С вами Сухих Татьяна….

12 комментариевПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Доброго дня, уважаемые друзья и читатели, с вами Татьяна Сухих!…

17 комментариевПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Приветствую всех моих друзей и случайных посетителей педагогического блога! С…

15 комментариев

Источник: https://metodbv.ru/temy-proektnoj-deyatelnosti/

Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе»

  • Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы неделиПознавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Описание проекта:
  • Опытно — экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.
  • Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.
  • Скачать проект
  • В процессе опытно — экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
  • игровая
  • познавательно — исследовательская (опыты) и продуктивная
  • коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Читайте также:  Поделки из пластилина ко дню победы 9 мая для детского сада, фото

учебная (речевое развитие, рисование, лепка).

Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы.

После совместной опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Актуальность проекта:

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. [1]

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

  • особый интерес к исследованию природы
  • развивает мыслительные операции
  • стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
  • активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
  • побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. [1]

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.

В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас.

А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти.

В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания.

Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество Организации с семьей
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. [1]
  1. Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.
  2. Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.
  3. Цель проекта:

Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры — опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи проекта:

Для педагога:

  • познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  • выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок»;
  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  • привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
  • подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок»;
  • провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями «Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!».

Для детей:

  • привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);

  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • изготовить фото-коллажи:
  • «Наши опыты с водой!»
  • «Наши опыты с воздухом!»
  • «Наши опыты с песком!».
  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • Участники проекта и их роль в реализации проекта:
  • Участники Функции
  • Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект
  • Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»
  • Ведут наблюдения за детьми
  • Проводят мониторинг
  • Воспитанники Творчески развиваются
  • Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями
  • Активно участвуют в проекте
  • Родители Получают информацию
  • Взаимодействуют с педагогами
  • Участвуют совместно с детьми в проекте
  • Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая природа — воздух, вода, песок», материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.
  • проекта:
  • Подготовительный этап:
  • постановка цели;
  • определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
  • создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

Основной этап:

  • Практическая часть:
  • проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
  • Работа с родителями:
  • разработка консультации — детское экспериментирование в детском саду
  • разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
  • подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа — воздух, вода, песок»
  • совместное изготовление фото-коллажа «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!»
  • Создание продукта

Заключительный этап:

  • Презентация проекта.
  • Анализ

Предполагаемые результаты проекта:

Реализация представленного проекта поможет педагогам:

  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
  • привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
  • у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
  • дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • повыситься уровень речевой активности
  • обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
  • сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
  2. Выставка фото-коллажей:
  • «Наши опыты с воздухом!»;
  • «Наши опыты с водой»;
  • «Наши опыты с песком!»;
  • «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».

Список литературы и интернет источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. — «Неизведанное рядом» — Творческий Центр Сфера — Москва 2002г.

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/16500.html

Практика организации исследовательской деятельности с детьми младшей и средней групп детского сада

 «Усваивается  все крепко и надолго,когда ребенок слышит, видит и делает сам»

Р. Эмерсон

Экспериментирование является ведущей деятельностью в развития ребёнка любого возраста, тем более дошкольного, пронизывая все сферы детской деятельности.

Маленький ребенок — уже исследователь, который проводит свои наблюдения-эксперименты во время обеда, рассматривая содержимое тарелки и пробуя его на вкус; во время игры – фантазии ребенка неиссякаемы в направлении исследования своих любимых игрушек.

Все эти наблюдения предоставляют маленькому Эйнштейну самому найти ответы на вопросы «Из чего?», «Для чего?», «А почему так?», а простейшие опыты, помогают приобрести новые знания.

Исследование — это активная деятельностьребенка, позволяющая ему раскрыть тайны устройства материалов, веществ, образующих эти материалы, разобраться в связях и взаимодействиях между явлениями окружающего мира, упорядочить и систематизировать свои знания.Одной из важных целей в работе с детьми – дошкольниками, является формирование у дошкольников основных ключевых компетенций в исследовательской деятельности, способности к исследовательскому типу мышления.

Нам хотелось бы поделиться своим опытоморганизации исследований с коллегами и мотивировать их на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, которая развиваетпознавательную активность детей.

Читайте также:  Занятия по пдд в подготовительной группе детского сада: картотека, конспект, проект по фгос, открытое занятие

В современной образовательной практике в рамках ФГОС одной из важнейших задач является — формирование исследовательских умений ребенка, а целевой установкой ФГОС является формирование комплексного, целостного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию дошколенка.

Принципы классификации экспериментов нам всем хорошо известны, мы ими пользуемся ежедневно.Нам бы хотелось остановиться на нескольких видах, применяемых в нашей практике:

По количеству детей эксперименты могут быть: индивидуальные; групповые; коллективные. Так как наполняемость групп доходит до 25 человек, то удобнее проводить исследование с коллективом детей из 6-8 человек.

По причине проведения наши эксперименты  тоже отличаются. Они могут быть случайными, т.е. выйдя на прогулку, мы попадаем под дождик, сразу возникает вопрос: «А почему дождь идет, а луж у нас на площадке нет?» (Песчаная поверхность площадки, а песок очень быстро впитывает жидкость).

  • Эксперименты запланированные.
  • Эксперименты, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • Например, эксперимент «Как меняется цвет воды?»

Почему вода в луже желтая? (Изменение цвета воды в природе – происходит из-за растворенных в ней частиц – водорослей, глины, листьев и т. д.)

По продолжительности: кратковременные (5 — 15 мин.); длительные (свыше 15 мин.).

По характеру познавательной деятельности детей:

Иллюстративные (дети знают конечный результат, а эксперимент его подтверждает знакомыми фактами): «Что можно сделать из песка?», «Вода-растворитель» (в трех колбах растворены зеленые вещества и по накопленному опыту мы уже понимаем, что это раствор зелени бриллиантовой, зеленой гуаши и зеленых листьев (хлорофилл)).

Поисковые — дети не знаюткаков будет результат заранее, но могут делать предположения, в ходе решения экспериментальных задач.Например, мы исследовали семена цветов, предполагали какими будут эти растения, а результат получили отличный от наших предположений.

В своей работе мы используем известную во всем мире методику Людмилы Георгиевны Петерсон, которая помогает исследовать самое сложное в самых  простых и доступных формах для ребенка: играя, общаясь, наблюдая и т.д.

Внимание ребенка легко удержать, если ему весело и интересно!

Принцип многослойности в методике Л.Г.Петерсон.

Методика Л.Г. Петерсонстроится методом капустной многослойности. Знания даются в простой доступной, а главное интересной форме, и ребенок как бы «наслаивает» новую информацию – «одежку» на уже имеющиеся знания.Мы можем исследовать ЧТО угодно, ГДЕ угодно, КОГДА угодно, а вернее сказать – ПОСТОЯННО, ВСЕГДА и ВЕЗДЕ.

Чем исследовать, мы знаем, но хотелось бы остановиться на некоторых пунктах о том, КАК исследовать.В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, вкусовой.

Организация работы по экспериментированию  осуществляется по трем направлениям: человек, живая, неживая природа.

Применяя в своей деятельности технологиюЛ.Г. Петерсон, постоянно следуем алгоритму исследовательской деятельности, который состоит из восьми пунктов:

1. Формулирование цели экспериментирования.

2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать детей на включение в исследовательскую деятельность

3. Формирование опыта преодоления затруднения самостоятельным путем  под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований, наблюдений.

4. Актуализация знаний

5. Затруднение в ситуации: под руководством воспитателя  формируется  опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания

6. В систему знаний включается новое знание.

7. Открытие нового знания: актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения − «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»

8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии, создавая при этом ситуацию успеха.

В любом исследовании должно быть какое-то интригующее  начало:

Загадка — «Из камней он появился:белый, жёлтый, серый, красный!То морской он, то – речной, отгадайте, кто такой!».

Волшебный ящик, в котором лежит кусочек бумаги. На какую мысль он может наталкивать? Из чего делают бумагу… – ответ детей. А на самом деле мы будем исследовать семечко будущего дерева, из которого потом сделают эту бумагу.

Возникает проблемное общение:

А почему…? Как…? А как мы это сделаем…? Будет ли…?Возможно ли…?Как можно…?Что будет, если…? А это опасно…? Можно ли так…?

  1. Например, «Гномики в ледяном плену, как их освободить?»
  2. Использование ИКТ:
  3. На интерактивной доске изображение моря.

ЧТО мы будем исследовать? (Скорее всего дети ответят: море, волны и т.д.)

  • А как Вы думаете, утонет этот предмет в воде? (Показать предмет из плотной пластмассы)
  • Давайте проверим на практике: утонет или нет.
  • Что нужно сделать, чтобы предмет всплыл?
  • Для чего у нас  на столе соль?
  • Что будет, если всыпать одну ложку соли в воду?
  • Какая стала вода в колбе?
  • Что будет, если всыпать две ложки соли в воду?
  • Какая стала вода в колбе?
  • Так  мы пришли к выводу: вода пресная, вода соленая, вода очень соленая по-разному воздействуют на предмет.

Да, вы можете сказать, что мы исследовали плотность воды, но детям младшей и средней групп еще сложно это понять. Плотность воды мы исследуем в старших группах, применяя технологию ТРИЗ- Моделирование Маленькими Человечками.

Эффект удивления:

Что будет, если капнуть по капле йода в две одинаковые пробирки с водой? (в одной заранее растворен крахмал).

А на самом деле, в одной из пробирок вода синеет и это говорит о наличии в ней каких-то примесей. В нашем случае – это крахмал. И скорее всего эту воду пить нельзя.

Затруднение в ситуации, когда необходимо найти ответ на поставленный вопрос только опытным путём.Например, нам потребуются: пипетки, колбы, мерные стаканы, вода, палочки для растворения веществ, соль, мука, крахмал, йод и зеленка.Как выяснилось, при взаимодействии йода с крахмалом, изменяется цвет йода.

Но, что нужно сделать, чтобы найти колбу, в которой находится именно крахмал? Как это выяснить?

Кто- то предложит растворить в воде сахар, муку и крахмал, а потом капнуть туда по капле йода. Но, кто-то предложит выйти из затруднения другим способом: капнуть йод сразу на вещество, не растворяя его в воде.

Таким образом, мы формируем опыт преодоления затруднения самостоятельным путем  под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований, наблюдений. Мы не только создали затруднение в ситуации, но и подвели ребенка к самостоятельному решению данного затруднения.

Более того, мы можем еще и усложнить этот опыт, ведь каждый пытливый ребенок заинтересуется тем, что кроме йода у нас есть флакон с еще какой-то неизведанной жидкостью – зеленкой. Исследуя зеленку,  мы включаем  новое знание в систему знаний.

Срабатывает метод деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

На этапе осмысления необходимо подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии, создавая при этом ситуацию успеха.

Для осмысления исследовательской деятельности мы применяем методику «Радости и огорчения» И.В. Цветковой, с помощью которой выявляем место, занимаемое исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошколят.

Фамилия, имя Радости и огорчения
связанные с самим собой
  1. связанные
  2. с другими людьми или
  3. с общением
познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью
в процессе исследования при получении результатов
1.

Правильно организованнаяпознавательно — исследовательская деятельность удовлетворяет потребность детей в поиске новых знаний, впечатлений от увиденного, формирует и развивает любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.Вот еще несколько методик, используемых в нашей работе:

«Выбор деятельности» по методике Л.Н.Прохоровой.

  • Методика помогает выявить предпочитаемый ребенком вид деятельности в данный момент, показывая место детского экспериментирования в предпочтениях дошколят.
  • На карточках изображены картинки, обозначающие разные виды деятельности:
  • 1. – игровую;

2. – чтение художественной, познавательной и др. литературы;

  1. 3. – изобразительную;
  2. 4. – детское экспериментирование;
  3. 5. – труд в природной зоне;
  4. 6. – конструирование различными материалами;
  5. 7. – двигательную;
  6. 8. – музыкальную;

9. – самообслуживание и бытовой труд.

Детям нужно выбрать картинку-ситуацию, в которой они хотели бы оказаться в данный момент. Самыми ценными являются первые три выбора ребенка и они фиксируются в таблицепод цифрами 1, 2, 3.

  • Первый выбор — 3 балла.
  • Второй выбор — 2 балла.
  • Третий выбор – 1 балл.
  • Делаем вывод после суммирования выборов детей в целом по группе и оформляем таблицу результатов. 

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе (в том числе первой) детского сада, организация по ФГОС, проект, темы недели

Метод творчества способствует развитию таких интегративных качеств как любознательность и пытливость ума.Процесс экспериментирования направлен на приобретение детьми собственного опыта в творческой деятельности.Этот эксперимент полностью подготавливается педагогом.

Например, детям предлагаются листья желтые, зеленые, сухие, бумага, пробирки, тазы, вода. И они начинают взаимодействовать с предметами, придумывая немыслимые сочетания, но педагог может вмешаться в этот процесс и поставить проблемный вопрос.

А что будет, если листья и бумагу порвать на мелкие кусочки и бросить в воду?И тут начинается самое интересное: рвем, бросаем, а потом наблюдаем!

Применяя метод взаимосвязи с другими видами деятельности детей эксперимент приобретает практическую значимость.Например, на игровой площадке нам нужно вымыть скамейки.

Возникает проблемный вопрос: какое моющее средство лучше использовать, мыло кусковое или мыло жидкое?Вооружившись ведрами с водой, перчатками, губками и прихватив арсенал разноцветных кусочков мыла, а также баночек с душистым жидким мылом, мы начинаем наш эксперимент! Сначала натираем губки кусковым мылом, и в трудовом процессе понимаем, что губку периодически приходиться намыливать.Нальем- ка мы жидкого мыла в воду! Какой аромат! В наших ведрах появилась красивая мыльная пена, а губки стоит только лишь обмакивать в этот раствор, быстро и эффективно отмываются наши скамейки.

Читайте также:  Театральный уголок в детском саду: оформление, фото

Из нашего опыта мы понимаем, что наблюдение –обязательная неотъемлемая часть любого экспериментирования, с его помощью мы воспринимаем ход нашей опытно- исследовательской работы и ее результатов.

Также нам известно, что без выполнения трудовых действий экспериментов не бывает.

Реализуя осенний проект и выполняя трудовые поручения на игровой площадке – мы каждый день собирали опавшие листья и выкладывали осенние дорожки в группе, чтобы видеть изменение осенней палитры.

Мы развиваем также творческие способности ребенка в изобразительной деятельности, чтобы точнее зафиксировать результат эксперимента в наших дневниках и календарях наблюдений.

И куда уж тут без элементарных математических представлений! Ведь нам всевремя приходится что-тоизмерять, пересчитывать, сравнивать, нам понадобится знание геометрических форм. Экспериментирование интегрирует в себе все образовательные области.

Оно очень тесно связано с развитием речи и это мы можем проследить на всех этапах эксперимента — при формулировании цели и постановки задач, во время обсуждения происходящих действий в ходе работы и при подведении итогов занятия, анализируя увиденное.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/76550.htm

Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности.

 К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте.

 Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. 

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. 

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

  • Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
  • Задачи:
  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
  2. Развивать собственный познавательный опыт.
  3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
  4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
  5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
  1. Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
  2. Участники: воспитатели, дети, родители.
  3. Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
  4. Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики
Виды
Интеграция к.п.:

  • – практики игрового взаимодействия,
  • – познания мира и самопознания,
  • – коммуникативные практики
Игры:  «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».
Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».
Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»
Проблемные ситуации:

  • «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»
  • «Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».
Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики
Виды
– Интеграция к.п.:

  1. – познания мира и самопознания,
  2. – свободные практики детской деятельности,
  3. – коммуникативные практики,
  4. – идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.
 Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Надувание мыльных пузырей»,
  • «Морской бой», 
  • «Запираем воздух в шарик»,
  • «Движение воздуха»,
  • «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»,
  • «У воды нет вкуса и запаха»,
  • «Прозрачная вода»,
  • «Пар тоже вода»,
  • «Вода без формы»,
  • «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
  • «Как убедиться что вода прозрачная»
  • «Бумага и вода»,
  • «Сравнение бумаги»,
  • «Может ли бумага быть опасной»
  • «Лёгкий – тяжёлый»
  • Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

  •  «Умный нос»,
  •  «Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

  • Игра – опыт со снежинками

Исследование:

  •  «Что в коробке?», «Что в пакете?»
  • «Прокати шарик»
  • Эксперимент «Послушный ветерок» 

Речевое развитие

Культурные практики
Виды
Интеграция к.п.:
– коммуникативные практики, – познания мира и самопознания
Беседы:

  •  «Волшебный воздух»
  • «Что ты знаешь о себе»
  • «Зачем нужна вода?»
  • «Что бывает из бумаги»
  • «О значении света»

Чтение:

  • стихотворение «Воздух»
  • Пермяк Е. «Про нос и язык».
  • Бойко Т.«Солнышко»
  • Сказка «В гостях у солнышка»
  • Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
  • К.Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

  •  «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»
  • «В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики
Виды
Интеграция к.п.:
– познания мира и – самопознания, – свободные практики детской деятельности
Теневой театр 

  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Раскрасим радугу»
  • «Волшебная кисточка»
  • «Обведём ладошку и украсим её».

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).
Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).
Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики
Виды
Интеграция к.п.:
– здорового образа жизни, – практики игрового взаимодействия
Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».
Подвижные игры:

  • «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
  • Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

  • Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.
  • Физкультминутка «Радуга-дуга».
  • Игра м/п: «Холодно-жарко». 

Взаимодействие с родителями

Культурные практики
Виды
Интеграция к.п.:
– познания мира и самопознания, – коммуникативные практики
Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации.
Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

  • проводят дома с детьми простые опыты.
  • изготавливают поделки из бумаги.

Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

  1. Распределение деятельности по центрам активности
  2. Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».
  3. Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).

Результаты реализации проекта (итог):

Расширилось содержание культурных практик детей:

  • проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
  • проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
  • проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности.
  • организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

Перечень литературы: 

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».5. Николаева С.Н.

Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.

В Корепанова — доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г10. Смирнов Ю.И.

Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Рекомендации родителям

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Овчарова Лариса Александровна, магистр педагогики, ЧО СОШ «Родник», г. Волгоград.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/18238.html

Ссылка на основную публикацию