Познавательно-исследовательская деятельность в доу по фгос, виды, формы организации, особенности и прочее

  • Богатырева Ирина Евгеньевна,
  • Старший воспитатель
  • филиал «Детский сад № 2 « Сказка»МБОУ
  • « Средняя школа № 7»
  • Компетентностный подход к организации совместной познавательно-
  • исследовательской деятельности взрослых и детей в ДОУ.
  • Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.
  • Педагогический коллектив МДОУ использует новый подход «компетентностный» при организации работы по познавательно-исследовательской деятельности . Педагогическая система воспитательно-образовательной работы строится на основе следующих компонентов:
  • Когнитивный компонент.

Для занятий по естественнонаучным представлениям и экологической культуры детей педагоги используют следующие программы « Наш дом-природа»Н.А.Рыжовой, « Юный эколог» С.

Н.Николаевой, « Природа и художник» Т.А.Копцевой.

  1. Все эти программы соответствуют критериям :
  2. 1)научность материала,2) методическая обеспеченность,3) наличие задач экологического образования,4)возможность включения в программу регионального компонента, 5)доступность материала,6) охват детей воспитателей родителей, 7)возможность интеграции экологического содержания с другими разделами,8)возможность работы с детьми разного уровня развития.
  3. Педагоги выполняют все государственные требования к условиям образовательного процесса по данной деятельности.

Деятельностный компонент Педагоги образовательный процесс строят по следующим направлениям: Информационные умения

  • Подбирая содержания занятий , педагоги учитывают общие задачи познавательного развития, охватывают множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, и , кроме того, облечь содержание в такую форму , чтобы оно привлекало ребенка.
  • Используют культурно-смысловые контексты:
  • Опыт( экспериментирование), коллекционирование (классификация)
  • Путешествие по карте (представления о пространстве мира)
  • Путешествие по «реке времени» (историческое время )
  • Проектировочные умения.
  1. Учитывая разнородность детей по уровню познавательного развития гибко проектируем содержания занятий, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей.

  2. Строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях « сжатого» времени обеспечить освоение ребенком культурных форм познания и охватить наиболее значимые представления об окружающем мире.

  1. Формы организации познавательно-исследовательской деятельности
  2. педагогов с детьми
  3. Специально-организованные познавательные занятия, комплексные занятия, на занятиях по любым другим деятельностям, в играх, на прогулках,
  4. в нерегламентированных видах деятельности, в свободной самостоятельной деятельности в течении дня, в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и их родителям.
  5. Целевым ориентиром для воспитателя является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
  • Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за предметами конкретной ситуации, задает вопрос ( почему? зачем? как?);
  • Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ( потому что…);
  • Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
  • Проявляет интерес к познавательной литературе;
  • Проявляет интерес к символическим» языкам»: пытается самостоятельно « читать»схемы, карты, пиктограммы; записать истории, наблюдения.

Организаторские умения Организация занятия в форме партнерской деятельности, участие взрослого в деятельности наравне с детьми .Добровольное(без психологического принуждения)включение детей в предлагаемую деятельность.

Воспитатель занимает демократическую , а не авторитарную позицию .

Взрослый , наметив задачу, усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В процессе деятельности допускается «рабочий гул»,разрешено и поощряется общение с соседями.

Организация пространства

Взрослый всегда вместе, рядом, в круге .Это может быть расположение за реальным круглым столом, или на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая используется в интеграции с другими видами деятельности:

  1. Чтение небольшого произведения –затем познавательно-исследовательская деятельность.

  2. Познавательно-исследовательская затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

  3. Познавательно-исследовательская затем сюжетная игра по теме

Развивающая среда в группах

В групповых комнатах имеются центры-науки , где педагогами собран необходимый познавательный материал ,гербарии, коллекции имеется песок, глина, земля, вода и материалы для экспериментирования: (весы с разновесками, мерные стаканчики, микроскопы , лупы, циркули, измерительные приборы и т.д

Созданы мини-музеи по программе Н.А.Рыжовой « Наш дом –природа»:

«Куклы наших бабушек»,«Воздух-невидимка»,«Цветок»,«Игрушки-забавы»,«Курочка-рябушечка»,«В гостях у кота ученого», «Театральные куклы и костюмы».

Музеи содержат экспонаты которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами дети играют , берут на время домой. И эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффектным.

Коммуникативные умения

Педагоги конструируют общение детей со сверстниками, взрослыми. Дети учатся задавать вопросы, давать определения понятиям, оценивают идеи, учатся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения .Стараются создать зону успеха каждому ребенку. Аналитические умения.

Педагоги диагностируют и анализируют уровень развития детей . На консультациях, педсоветах, семинарах анализируют конкретные педагогические ситуации, деятельность педагогов новаторов, и собственную педагогическую деятельность.

Обобщен опыт работы педагогов в ДОУ по темам «Условия организации экспериментирование в детском саду», Работа по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А.

Рыжовой « Наш дом –природа»,«Роль экскурсий в познавательно-исследовательской деятельности».

Профессионально-личностный компонент

Проявляя потребность в профессиональном самосовершенствовании , педагоги проводили исследовательскую работу по изучению архитектуры Севера, игр Архангельской области, истории Северного народного костюма,

изучают экологию родного края, города. На базе МДОУ проводился семинар для заведующих по теме «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей».

Педагоги демонстрируют в работе творческий подход, инновационность. Осознают свои профессиональные способности и уверенно отстаивают свой профессиональный авторитет.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-vospitatelya-na-temu-kompetentnostnyy-podkhod-k-organizatsii-sovmestnoy-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-vzroslykh-i-detey-v-dou.html

Семинар-практикум «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ» | Методические разработки | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

  • Макарова Ольга Николаевна
  • Организация: МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок»
  • Населенный пункт: Новосибирская область, с. Усть-Тарка
  • Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
  • Задачи:
  • повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
  • расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»,
  • развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми
  1. План семинара
  2. I Просмотр фотофильма «Мы – исследователи»
  3. II Актуальность вопроса
  4. III Экспериментальная деятельность — практикум (Приемы активизации познавательной активности детей)
  5. IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности и фиксированию результатов экспериментов и наблюдений
  6. V Рефлексия.
  7. Ход семинара:
  8. I Просмотр фотофильма «Мы исследователи».
  9. II Актуальность вопроса

Как Вы уже могли догадаться, сегодня мы будем обсуждать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности.

Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.

  • Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
  • Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
  • III Экспериментальная деятельность

Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования.

Основные из них: 1)проблемная задача должна быть понятной детям; 2)должна их заинтересовать; 3)содержать новизну; 4)но опираться на имеющийся опыт детей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Ход практикума:

  1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
  2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
  3. Анализ предложенных вариантов.
  4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
  1. Задания для подгрупп:
  2. 1) Тема: «Зима».
  3. Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».
  4. (ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»

Эксперимент: — Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

— Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

  • Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
  • Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
  • — Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
  • Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)
  • 2) Тема: «Растения»
  • Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».

(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, — исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Читайте также:  Валеология в детском саду: проведение занятий, дидактические игры, проект и прочее

Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.

IVМетодические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Вопросы педагогам

— Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

  1. — Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?
  2. — Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.
  3. Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
  2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  3. Предлагаются различные варианты ее решения;
  4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
  5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  6. Формулирование выводов
  • Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
  • Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.
  • Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)
  • «Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание.

Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

  1. Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
  2. Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
  3. схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
  4. использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;

рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;

педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:

  • Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
  • Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
  • Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
  • Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;
  • Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
  1. Использование готовых форм
  2. Наблюдение за работой педагога
  3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
  4. Заполнение всеми детьми по очереди
  5. Коллективное заполнение под руководством педагога
  6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

VI Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем педсовете?»

-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  2. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
  6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2007. — №6. — С.13-16.

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/780

Технологии, методы, средства и формы организации воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию детей

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

  • 1. К первой стадии можно отнести любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
  • 2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
  • 3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
  • 4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности — учебно — познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, можно выделить:

  • — организацию решения познавательных задач;
  • — применение экспериментирования в работе ДОУ;
  • — использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах.

Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость.

Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Читайте также:  Рисование во второй младшей группе «домашние и дикие животные»: шаблоны и методика

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • — Формирование элементарных математических представлений.
  • — Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  • — Ознакомление с предметным окружением.
  • — Ознакомление с социальным миром.
  • — Ознакомление с миром природы.

Источник: https://studwood.ru/1721635/pedagogika/tehnologii_metody_sredstva_formy_organizatsii_vospitatelno_obrazovatelnoy_raboty_poznavatelnomu_razvitiyu

Альманах педагога | "Что такое познавательно- исследовательская деятельность?"

Корякина Надежда ИгорьевнаДолжность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ — детский сад № 40 «Березка» Населённый пункт: г. Серпухов Наименование материала: Статья Тема: «Что такое познавательно- исследовательская деятельность?» 14.03.2018 Раздел: дошкольное образование

  • Что такое познавательно- исследовательская деятельность?
  • Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует
  • понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она
  • выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить,
  • углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие
  • вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в
  • умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в
  • умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
  • Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания.
  • Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты
  • живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде
  • обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое
  • вызывают у детей этого возраста особый интерес. Вопросы ребёнка
  • обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как
  • источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.
  • Организация самостоятельной работы и руководство ею — это сложный
  • процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как составная часть
  • воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная работа не
  • самоцель. Она является лишь средством получения прочных знаний,
  • формирования у детей самостоятельности, активности и развития их
  • интеллектуальных способностей.
  • Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное
  • место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем
  • игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не
  • является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный

прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П.Ф.

  1. писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам
  2. заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось
  3. действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие

то, что он сделал сам и достиг без указания других». [24].

  • По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность
  • является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи
  • развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской
  • деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в
  • новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются
  • такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность,
  • креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок

  1. получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность
  2. самому пройти весь путь к ним.

    Информация, полученная таким путем более

  3. осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

  4. Что же такое познавательно-исследовательская деятельность?
  5. Исследовательская
  6. деятельность,
  7. по
  8. мнению

А.И.

  • Савенкова,
  • следует
  • рассматривать
  • как
  • «особый
  • вид
  • интеллектуально-творческой
  • деятельности,
  • порождаемый
  • в
  • результате
  • функционирования
  • механизмов
  • поисковой
  • активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая

  1. форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта
  2. (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,
  3. целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме
  4. тех или иных исследовательских действий.
  5. Говоря
  6. о
  7. познавательно-исследовательской
  8. деятельности,
  9. мы
  10. имеем
  11. в
  12. виду
  13. активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей,
  14. связей
  15. между
  16. явлениями
  17. окружающего
  18. мира,
  19. их
  20. упорядочение
  21. и
  22. систематизацию.
  23. Структура поисковой деятельности:
  24. принятие
  25. от
  26. взрослого
  27. или
  28. самостоятельное
  29. выдвижение
  30. детьми
  31. познавательной задачи;
  32. анализ ее условий с помощью взрослого или самостоятельно;
  33. выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах
  34. решения познавательной задачи;
  35. отбор
  36. способов
  37. проверки
  38. возможных
  39. путей
  40. решения
  41. познавательной
  42. задачи;
  43. непосредственная проверка выбранных способов решения и выдвинутых
  44. предположений, корректировка путей решения по ходу деятельности;
  45. анализ полученных фактов и формирование выводов;
  46. обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
  47. Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по

А.И. Савенкову):

  • Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось
  • бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то
  • необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все
  • кажется привычным, ясным и простым.
  • Шаг
  • 2.Выбор
  • темы
  • исследования.
  • Исследование
  • процесс
  • бескорыстного
  • поиска неизвестного, новых знаний.
  • Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том,
  • зачем
  • проводится
  • исследование).
  • Примерные
  • формулировки
  • целей

исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить…

  1. Шаг
  2. 4.
  3. Определение
  4. задач
  5. исследования
  6. (основных
  7. шагов
  8. направления
  9. исследования).
  10. Шаг
  11. 5.
  12. Выдвижение
  13. гипотезы
  14. (предположения,
  15. догадки,
  16. недоказанной
  17. логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения
  18. событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше,
  19. тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете,
  20. посмотреть на ситуацию с другой стороны).
  21. Шаг
  22. 6.
  23. Составление
  24. предварительного
  25. плана
  26. исследования.
  27. Для
  28. того,
  29. чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем

узнать что-то новое о том, что исследуем?».

  • Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать
  • выводы.
  • Шаг
  • 8.
  • Указать
  • возможные
  • пути
  • дальнейшего
  • изучения
  • проблемы.
  • Для
  • настоящего
  • творца
  • завершение
  • одной
  • работы
  • это
  • не
  • просто
  • окончание
  • исследования, это начало работы следующей.
  • Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного
  • возраста:
  • опыты (экспериментирование);
  • коллекционирование;
  • путешествие по карте .
  • Задачи познавательно-исследовательского процесса
  • Задачи, которые выполняет познавательно-исследовательская деятельность в
  • ДОУ:

  1. 1.
  2. Увеличивать количество знаний об окружающей среде.
  3. 2.
  4. Обучить детей рационально распределять время, составлять план
  5. действий, уметь сделать вывод.
  6. 3.
  7. Научить детей пользоваться приборами для экспериментов.
  8. 4.

  9. Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать
  10. культуру речи.
  11. 5.
  12. Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований.
  13. Виды познавательно-исследовательской деятельности
  14. Можно выделить два вида такого рода деятельности:
  15. 1.

  16. Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и
  17. различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство,
  18. потребность в познании.
  19. 2.
  20. Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого
  21. ребенок учится, как нужно действовать.

  22. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям,
  23. необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.
  24. Источники организации исследовательской деятельности
  25. К таким источникам можно отнести:
  26. События, происходящие в настоящее время: общественные или явления
  27. природы.

  28. Воспитатель может сам заинтересовать детей каким-либо предметом,
  29. задавая наводящие вопросы.
  30. Вымышленные события из художественного произведения, которое
  31. воспитатель читал детям.
  32. Исследование может коснуться предметов, которые приносят дети в
  33. группу и, особенно, заинтересовали сверстников.

  34. Можно организовать наблюдение за живыми организмами, и
  35. экспериментировать с неживыми.
  36. Технологические аспекты исследовательской работы

  • Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в
  • выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей.
  • Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство.
  • Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской
  • деятельности:
  • Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-
  • следственные связи и отношения.
  • Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности
  • относится коллекционирование – дети осваивают родовидовые отношения.
  • Путешествие по миру при помощи карты – ребята осваивают понятие
  • пространства и соотношение разных миров, стран.
  • Путешествие во времени – дети представляют себя путешественниками,
  • рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в
  • настоящее.
  • Направленность исследовательской деятельности
  • Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование
  • познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены
  • направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними.
  • Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности:
  • Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их
  • свойств.
  • Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света,
  • электричества, звука).
  • Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек
  • своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее.
  • Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа).
  • Как поддерживать интерес ребенка
  • Существует несколько рекомендаций для воспитателей и родителей, чтобы
  • познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ, и не только,
  • стимулировалась в ребенке.
  • Необходимо поощрять у ребенка любознательность. Ему необходимы
  • новые знания, впечатления.

  1. Всегда надо одобрять и помогать ребенку проводить эксперименты с
  2. разными материалами, веществами. Не мешать узнавать новое, непонятное
  3. и помогать в этом.
  4. В случае своего отказа или запрета проводить тот или иной эксперимент,
  5. надо объяснить свой отказ, не оставлять вопрос почему без ответа.
  6. Хвалить ребенка за его желание, активность. С ранних лет учить доводить
  7. все до конца.
  8. Расспрашивать ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он
  9. это будет делать. Это научит его высказывать свои мысли и правильно их
  10. формулировать.
  11. На современном этапе развития дошкольного образования проблеме
  12. познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в
  13. свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной
  14. проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные
  15. задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного
  16. развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный
  17. переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности
  18. дошкольников.
  19. Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности
  20. поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и
  21. любознательного человека.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22453

Формы организации исследовательской деятельности | Исследовательские методы обучения детей дошкольного возраста | Дошкольное образование

Формы организации исследовательской деятельности

06.04.2013
12109 0

  • Формы организации исследовательской
    деятельности
  • . В исследовательской деятельности  используются следующие формы организации:
  • §  Совместная –
    наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты
  • §  Совместно-групповая
    – познавательно-исследовательская учебная деятельность
  • §  Индивидуальная –
    исследование
  • Эксперимент

Важнейший метод исследования. Эксперимент предполагает
проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Самые интересные
эксперименты с реальными предметами и их свойствами с магнитами, с воздухом, с
водой, с песком и др. выше были приведены примерные конспекты проведения
экспериментов

Макетирование

Осознание явлений окружающего мира,
прослеживание за изменениями в природе или социальной среде вызывает у детей
объективные трудности. Макетирование может помочь в решении этой проблемы.
Макет отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны
и признаки объекта.

Макетирование способствует развитию речи, логического
мышления, закреплению математических понятий, пространственных отношений,
сенсорному развитию. Макет это результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской
деятельности детей.

Он может быть напольным, настольным, подиумным, настенным

Проекты

В основе
метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений
самостоятельно конструировать знания и умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов
ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка  — индивидуальную, парную, групповую, которую
ребенок выполняет в течение определенного отрезка времени. Этот подход
органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов
предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой –
интегрирование знаний, Все проекты можно разделить на следующие типологические
признаки:

    Типологические признаки проектов:

1.     Доминирующая в проекте деятельность:
исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная
(практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и прочие.

2.     Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3.     Характер координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника
проекта).

4.     Характер контактов (среди участников
одного ДО, группы).

5.    
Количество
участников проекта.

6.    
Продолжительность
выполнения проекта.

  1. В соответствии с первым признаком можно
    выделить следующие типы проектов
    :
  2. 1.
    Исследовательские
  3. 2.
    Творческие
  4. 3.
    Ролевые, игровые
  5. 4.
    Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
  6. 5.
    Практико-ориентированные (прикладные)
  7. По второму признаку выделяются два типа
    проектов:
  8.      а) литературно-творческие;
  9.      б) естественно-научные;
  10.      в) экологические;
  11.      г) языковые;
  12.      д) культуроведческие;
  13.      е) спортивные;
  14.      ж) географические;
  15.      з) исторические;
  16.      и) музыкальные
  17. 2. Межпредметные
  18.    
    По характеру координации проекты делятся на:

  19. проекты с открытой, явной координацией

  20. проекты со скрытой координацией
  21.     По
    характеру контактов проекты бывают
    :
  22. —  Внутренние или региональные (в пределах одной
    страны)
  23. —  Международные 
    (в пределах разных стран).
  24.     По
    количеству участников проектов:
  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных группах, ДО и т.д.)
  • парные (между парами участников)
  • групповые (между группами участников).

   По
продолжительности выполнения проекта:

  • краткосрочные (от нескольких занятий до недели)
  • средней продолжительности (от недели до месяца)
  • долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев)
  • минипроекты (укладываются в одно занятие или даже его часть)
  • недельные.

В реальной
практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в
которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип
проекта имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников.

Самый сложный
момент при введении в образовательный процесс исследовательских проектов –
организация этой деятельности, особенно подготовительный этап.

Такие проекты
требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования
актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников
информации, продуманных методов, результатов.

Исследование должно иметь
структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным
исследованием.

Для более
успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, педагогу
(группе педагогов) предлагается продумать:

·        
цели, которые будет преследовать проект, и
возможности его методического и дидактического обеспечения;

·        
число участников проекта (группа детей, группа,
параллель и т.д.);

  • ·        
    будет ли данный проект осуществляться в рамках
    одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей;
  • ·        
    будет ли данный проект курировать один педагог
    или группа педагогов;
  • ·        
    сроки и рамки проекта;

·        
все возможные источники информации (библиотека,
консультации, рассказы, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет,
список рекомендованной литературы, варианты общения с образовательными и другими
учреждениями, отдельными учеными и т.д.)

Исследование

Не предполагает
жестко организованных занятий, построенных в 
основном на репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний. В
исследовании акцент делается на индивидуальную исследовательскую практику
ребенка.

Дети свободно планируют  свое
время, выбирают не только тематику, но и сами предметы для исследования.
Главная задача педагога – поощрять и деликатно направлять исследовательскую
инициативу ребенка.

основной чертой данной формы является гибкое использование
учебного помещения и его организация в виде центров детской активности по
разным областям знаний и видам деятельности. В этих центрах сосредоточены самые
разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей.

Стимулирование и саморегуляция учебной деятельности в этих условиях
осуществляются в основном за счет любознательности детей и ее постоянного
стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного окружения.

Познавательно-исследовательская
учебная деятельность

Удовлетворяя
свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности,
ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой –
начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта:
причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными
отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную
картину.

При
организации   деятельности детей в
образовательной области «Познание» необходимо учесть общие задачи
познавательного развития и облечь (образно говоря, «упаковать»)  содержание в такую форму, чтобы оно
привлекала ребенка, стимулировало его активность..

  1.             Все
    это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих
    своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами
    детей.
  2.             Такими
    культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы
    исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять
    активную исследовательскую позицию:
  3. —         
    опыты (экспериментирование) с предметами и их
    свойствами;
  4. —         
    коллекционирование (классификационная работа);
  5. —         
    путешествие по карете;
  6. —         
    путешествие по «реке времени».

Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной
деятельности старшего дошкольника.

Всем известно, с каким с каким азартом
ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют,
или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект.

Также
ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в них
предметов (камней, марок и т.д.)

«Исследования-путешествия»
инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком, поскольку условный,
воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.

            Каждый
из обозначенных культурно-смысловых контекстов, «работая» в целом на
познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для
реализации той или иной развивающей задачи:

·        
опыт
(экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений
(представления о  связях и зависимостях в
неживой и живой природе и т.п.);

·        
коллекционирование (классификация) – освоение
родо-видовых (иерархических) отношений (представлений о видовом разнообразии в
природе, о видах рукотворных предметов и т.п.)

·        
путешествие по карте – освоение пространственных
схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной
стране);

путешествие по
«реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом
времени – от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации:
история жилища, транспорта и т.д.)

Обозначим  темы, которые могут быть наиболее полно, в
доступной и увлекательной для детей форме раскрыты через те или иные
культурно-смысловые контексты.

Темы,
связанные с неживой природой и частично рукотворным миром (инструменты, приборы
и пр.), наиболее целесообразно раскрыть в контексте «опыты» (где ребенок сам
может активно поэкспериментировать).

            Темы,
связанные с живой природой, явлениями социальной жизни  целесообразно выдавать в контексте
«коллекционирование» (классификация).

            Темы,
связанные с элементами географических представлений (о сторонах света, океанах,
континентах, их обитателях и т.д.), наиболее целесообразно вводить через
«контекст» «путешествие по карте», а темы, связанные с историческим временем
(прошлое – настоящее – будущее) – через контекст «путешествие по реке времени».

      Уточним, что путешествия по карте и по
«реке времени» не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и
историческими сведениями.

Главное – создать в воображении ребенка целостные
живые образы разных уголков Земли через яркие «метки-символы» (типичные природные
ландшафты и их обитатели, люди и их занятий), а также создать целостные образы
исторических эпох через «метки-символы» исторических цивилизаций.

      Таким образом, учитывая традиционное
содержание представлений об окружающем мире, которое включается в образовательный
процесс в группах старшего дошкольного возраста, можно наметит примерный круг
тематических содержаний, распределяя их по культурно-смысловым контекстам.

Примерный перечень тем

  • Коллекционирование (классификация)
  • Времена года (сезоны)
  • Мир растений
  • Мир животных
  • Виды минералов (камни)
  • Виды местности (природные ландшафты)
  • Виды транспорта
  • Виды строительных сооружений
  • Виды профессий
  • Виды спорта
  1. Опыты (экспериментирование)
  2. Состав и свойства почвы
  3. Условия жизни растений
  4. Движение воздуха (ветер)
  5. Движение воды
  6. Состояние и превращение вещества
  7. Металлы и свойства магнита
  8. Свет и цвет в природе
  9. Оптические эффекты: микро- и макромир
  10. Как «устроены» стихии
  • Путешествие по карте (пространство мира)
  • Поверхность Земли и стороны света
  • Океаны и их обитатели (подводный мир)
  • Северные земли и их обитатели
  • Наша страна Казахстан
  • Части света с их культурными и природными «метками»-символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия):
  • — Африка
  • — Австралия
  • — Антарктида
  • — Америка
  • — Азия
  • — Европа
  1. Путешествие по «реке времени» (историческое время)
  2. История моей семьи
  3. Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации:
  4. —          история жилища и бытоустройства
  5. —          история огня (освещение и тепло)
  6. —          история сухопутного транспорта
  7. —          история  мореплавания и воздухоплавания
  8. —          история письменности (книгопечатание)
  9. —          история коммуникации (почта)
  10. —          история профессий

Круг
тематических занятий предлагается как рекомендательный. Он может варьироваться
воспитателем (какие-то тема исключить, соединить, заменить), исходя из
педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.

Источник: https://tak-to-ent.net/load/260-1-0-4156

Ссылка на основную публикацию