- Чепайкина Валентина Леонидовна
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ детский сад № 6 «Родничок»
п. Советский Республика Марий Эл - Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
выступление из опыта работы
Рекламное сообщение
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого–педагогического сопровождения.
Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для установления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой живет ребенок, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в них?
Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее, именно с родителями. Так как наш детский сад имеет свой Тоштер (в пер. с мар. яз. – музей) и мы сотрудничаем с районным музеем, 1-2 раза в учебный год посещаем их выставки.
Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы еще и ничего не поймут, что зря время тратить». А во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии с детьми.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях. Данная задача нашла отражение в нашем годовом плане работы дошкольного учреждения.
Что такое мини – музей? Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус.
Создание мини-музеев – дело необычайно увлекательное, но в тоже время серьезное, кропотливое и сложное.
В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие принципы:
- Интеграция – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач ОО, в частности, «Социально-коммуникативное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств;
- Деятельности и интегративности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей раннего возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
- Научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- Гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект – субъектных отношений в системе «Взрослый-ребёнок», «ребенок – взрослый»;
- Культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе НОД в музейном пространстве;
- Динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- Разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами. Разными по форме, содержанию, размерам, отражающим историческое. Природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- Регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение.
Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства.
Помогаю тешить проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, т.к.
при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов деятельности и, соответственно, интегративное решение задач разных образовательных областей.
Одним из основоположниц отечественного дошкольного образования в XX веке Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец композиции, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Думаю, что мини-музеи станут неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Мы надеемся, что музей, коллекции войдут в жизнь наших детей и интерес к ним не угаснет на протяжении всей дальнейшей жизни.
Задачи патриотического воспитания решаются на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась в подготовительной логопедической группе совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, статьи о матрешках.
Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом её изготовления, разнообразием и характерными особенностями семёновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек.
Украшали готовые деревянные заготовки росписью, украшали свои поделки.
Проект в группе завершился. Но работа мини-музея только начинается. Планируется для гостей и воспитанников из других групп, родителей и сотрудников детского сада проводить экскурсии.
Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Её разнообразие и неповторимость облика способствует проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: матрешка-мать-родительница-род-родина-Россия.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными. А значит близким и понятными каждому человеку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, семью и малую Родину.
Список литературы:
1. Справочник старшего воспитателя №10, 2012, с.4
2. Справочник старшего воспитателя №3, 2013, с. 6
3. Справочник старшего воспитателя №2, 2013, с.32
4. Справочник старшего воспитателя №8, 2015, с. 27
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Источник: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/patrioticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-sozdanija-mini-muzeja
Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
- К 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
- Историческая справка:
- — Автором проекта музея и создателем является руководитель СПДС «Радуга» Артамонова Нина Ивановна
— Музей был открыт по инициативе руководителя Артамоновой Н. И. и педагогического коллектива детского сада «Радуга»
— Активное участие в создании музея принимал весь коллектив детского сада «Радуга», художественное оформление воспитатель Козикова Е. Н.
— 19 марта 2015 года — день открытия музея «Боевой славы».
Слово “музей” происходит от греческого и латинского слов — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Термин “музейная педагогика” пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19–20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте является подготовка ребёнка к школе. Важнейшей стороной готовности к школе является готовность психологическая. Необходимо в полной мере развивать познавательные процессы ребёнка.
В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.
Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования.
Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.
В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации. К таким значимым событиям относится Победа в Великой Отечественной войне.
Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем детском саду «Радуга» был создан музей «Боевой Славы». Торжественное открытия музея боевой славы земляков-защитников Родины состоялось 19 марта 2015года. Задолго до этого велась работа по сбору экспонатов и материалов для музея.
В музее Боевой Славы представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, оружие и обмундирование времен Великой Отечественной войны.
Цель деятельности музея: использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Основные задачи музея:
1. Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.
2. Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.
3. Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.
4. Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами. Для экспонирования музейной коллекции выделено место. Изготовлены столы со стеклом, стенды и прочие атрибуты. В центре музея, на стене, обелиск «Слава героям», посвященный землякам, погибшим на фронтах Великой отечественной войны в точности такой же как находится в парке нашего села Нижнее Санчелеево.
Рис. 1. Обелиск в центре парка с.Нижнее Санчелеево
Рис. 2. Музей боевой славы
Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко-патриотической, нравственно-воспитательной работы, проводимой в ДОУ. В его создании участвуют ветераны ВОВ с.
Нижнее Санчелеево и их родственники, сотрудники детского сада, а также родители воспитанников.
Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков — участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой познания окружающей действительности, которое образно можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время, о чем думали, о чем мечтали…».
Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей, где каждый ребенок — активный участник. Главное условие — дошкольники должны видеть необходимость и важность своих усилий.
Позиция ребенка в музейно-образовательной деятельности не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Поэтому дети принимают активное участие в оформлении музея, участвуют в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием.
Все это, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей. Родители — наши помощники и равноправные участники. С их помощью оформлены стенды, макеты. Большой интерес вызывает экспозиция «Семейные реликвии».
Ее основу составили различные предметы: боевые награды ветеранов, письма с фронта, гармонь, настоящая каска и многое другое.
Особенно ценно, что примером высокого героизма для детей служат их прадеды, деды и отцы, которые достойно прошли через испытания и сражения локальных войн.
Очень важно, чтобы детям было дорого все, что создано их дедами и отцами. Им предстоит сохранить и приумножить это. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Полученные знания, сформированные навыки помогают детям легко адаптироваться в школьной жизни. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Очень приятно, что традиции, заложенные в детском саду, сохраняются и в школьные годы.
19 марта 2015 года в детском саду «Радуга» с.Нижнее Санчелеево в торжественной обстановке прошло открытие музея «Боевой славы».
Сначала творческой группой воспитателей и воспитанников был показан концерт, в котором была отражена жизнь довоенная, тяжелые годы военных лет и, конечно, мирное послевоенное время. Гостям был показан фильм «Глаза обелиска». Фильм об обелиске павшим солдатам, который стоит в центре села. Дети и педагоги показали небольшие постановки на военную тему, читали стихи, пели песни.
Далее все гости проследовали в музей. Для всех присутствующих был проведен краткий экскурс об экспонатах и экспозициях, представленных в музее.
В музее имеется летопись села, информация о герое Советского союза Бузыцкове Иване Дмитриевиче, о Карпове Владимире Ивановиче, о женской тракторной бригаде.
Так же в музее представлены письма с фронта, газеты военных лет, медали и ордена и экспонаты с раскопок.
Право перерезать ленточку было представлено жителю с.Нижнее Санчелеево, ветерану ВОВ Феклину Ивану Федоровичу и детям подготовительной группы.
Рис. 3 Торжественный момент — перерезание ленточки
Рис. 4 Напутственное слово Феклина И. Ф., ветерана ВОВ
- Праздник закончился выступлением студентов 1 курса Тольяттинского машиностроительного колледжа, которые рассказали нам о воинской доблести со времен Ильи Муромца и до сегодняшних дней (Руководитель Михайлова Татьяна Ивановна).
- Подрастающее поколение должны знать о том, какой ценой была завоёвана победа и независимость нашей Родины, о трудностях, которые пришлось преодолевать бойцам и труженикам тыла, о бессмертных подвигах наших земляков.
- Мы, педагоги детского сада «Радуга» уверены, что экскурсия оставила добрый след в душе каждого участника, вызвала чувство гордости за свою Родину и свой народ, зажгла в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории нашей страны.
- Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.
- Литература:
1. Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. № 12. — 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8091/
«Музейная педагогика» … сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Под мини-музеем в детском саду «Солнышко» понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Что же побудило нас к созданию мини-музея в ДОУ?
В детском саду «Солнышко» разработан проект программы развития ДОУ духовно-нравственного направления «Родники души» на 2015-2020 гг.
Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно.
Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности.
Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• усвоение элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
возраста, как известно, иг Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда.
Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
• «позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка.
Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей.
Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования.
Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи «Народная кукла» детского сада продолжает обновляться своими экспозициями. Я ищу новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываю дидактические и развивающие игры по тематике мини-музей.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку.
Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей.
Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Воспитатель: Е.В.Бурма
Источник: http://dou1.pogranichny.org/?p=3300
«Мини – музеи в ДОО, как средство патриотического воспитания
дошкольников»
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. «Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО» является приоритетным направлением на 2015 – 2016гг в нашем детском саду.
К сожалению, приходится констатировать, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующей от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма: маленького ребёнка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность.
Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения.
Подобно любому другому чувству, патриотизм обретает самостоятельность и переживется индивидуально.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них является организация мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях. Создание мини- музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Создание мини- музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
- Подготовительный. В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
- Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
- Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы:
- интеграции — мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей по воспитанию у детей патриотических чувств;
- деятельности и интерактивности — мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности — представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- гуманизации и партнерства — мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»;
- культуросообразности — мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности — экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия — наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента — мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание следует уделять созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее должен быть устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Так, в детском саду и группах можно создать мини музеи: «Русского быта (Русская изба)», «Мой родной город» «Наша родина — Россия» «Чудо роспись», «Матрешки» и т.д.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Их можно посещать каждый день, самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, Ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, поделками.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Источник: https://merzaeva-dou8-raduga.edumsko.ru/articles/post/536434
Педагогический проект «Мини – музеи в детском саду»
Категория: Методическая копилка Создано: 27.10.2015
/Направление «Патриотическое воспитание»/
Воспитатель Латышева А.Н.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления.
Проблема патриотического воспитания выпала из поля зрения значительной части ученых и политиков более чем на десять лет. К сожалению, сегодня стараниями зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию.
В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется «рабское поклонение» всему иностранному, принижаются достижения и открытия сделанные российскими учеными.
Можно с уверенностью сказать, что у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого. Не знает ничего».
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Именно акцент на знание истории, культуры поможет подрастающему поколению в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Выделение данной задачи закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Специфика образовательного пространства Томска позволяет выделить такое приоритетное направление образования дошкольников, как музейная педагогика.
Музеи города, являясь центрами воспитания любви к Отечеству, приобщения к духовным ценностям, выполняют свою просветительскую миссию.
Характер общения ребенка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.
Но, к сожалению, сегодня духовно-интеллектуальный потенциал музея не используется в достаточной степени из-за «потери» целого поколения посетителей за последние 15 лет.
В нашем детском саду с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями мы разработали долгосрочный творческий проект «Мини-музеи в детском саду». Темой проекта стало патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Цель проекта – развитие личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины.
Задачи проекта:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, её столице;
- знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Этапы реализации проекта: IПодготовительный:
* Ознакомление участников проекта с актуальностью данной темы. * Разработка моделей будущих экспозиций. * Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала. * Разработка диагностического материала для детей о России, о родном городе. * Составление перспективного плана мероприятий в музее. II Практический: * Создание собственной развивающей среды. * Разработка мероприятий в музее. * Пополнение знаний детей о России и о родном городе.
В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие принципы:
- интеграции
- регионального компонента
- деятельности и интерактивности
- природосообразности
- научности
- гуманизации и партнерства
- культуросообразности
- динамичности и вариативности
- разнообразия III Заключительный: *Проведение диагностики.*Обобщение знаний детей.
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность: — Цикл НОД познавательного характера. — НОД по изодеятельности. — Музыкально — театрализованная деятельность. — Ознакомление с художественной литературой. — Вечера развлечений, праздники.
Свободная совместная деятельность воспитателя и ребенка:— Сюжетно — ролевые игры
— Дидактические игры — Игры — драматизации — Работа по привитию навыков традиционной культуры поведения. — Посещение мини — музейного комплекса ДОУ — Посещение городских музеев и выставок.
— Беседы
Предполагаемые итоги реализации проекта
к концу дошкольного периода ребенок:
— обладает начальными знаниями о своей семье, о правах человека; об истории своего города, области и государства, знаком с русскими традициям и промыслом; знает основные символы государства – герб, флаг, гимн;
— обладает установкой положительного отношения к миру, знает, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми.
- Тип проекта: информационно-творческий, коллективный.
- Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
- В рамках проекта:
- В мини-музее «Отечество моё – Россия» собраны экспонаты, отражающие национальные, природные особенности нашей страны и нашей области: портрет президента, флаг и герб России, карта России, карта Томской области, флаг и герб Томской области, герб города Томска, карта Томска, карта Октябрьского района города (на карте Октябрьского района города отмечено нахождение детского сада, нанесены маршруты экскурсий, прогулок детей); фотографии, открытки, магниты с изображением гербов городов России, памятников городов России и памятников архитектуры; гжельские игрушки и посуда, хохломская посуда, изделия из бересты; макеты Московского Кремля, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки, «Экологический атлас для детей и родителей «Моя Сибирь» изображения и фигурки животных; книги и дидактические пособия о том, как жили наши предки, собраны легенды о Томске, о Томи и Ушайке, произведения томских поэтов о родном городе, книги о Томске мультфильмы «Сказки Томских Домовых» Дмитрия Цветкова,.
Центральное место в мини — музее занимает макет печи, рядом с печью помещается макет избы.
Дети знают, что по правую сторону от входа в избе, за печкой, занавеской отгорожен «бабий кут», там находится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, лотки, корыто, миски, ложки, самовар и т. д.
А по другую сторону от печи – «хозяйский кут» с инструментами для работы в поле, предметами для ухода за животными. «Красный угол» в избе – это иконы, стол, лавки.
В мини – музее «Отечество моё – Россия» проводятся экскурсии, как детьми, так и педагогами.
Тематика экскурсий разнообразна: «Как на Древней на Руси», «Встреча весны на Руси», «Здравствуй, Масленица!», «Этой ярмарки краски», «Пасхальная радость», «В Светлое Христово Воскресенье», «Кукла – травница», «Бабушкин сундук», «Моя Родина – Россия», «Все мы – одна семья, все народы – здесь друзья», «День Победы», «Под мирным небом Родины моей», «День победы помнят деды», «Слава армии родной», «Полет в космос», «Что мы знаем о космосе и космонавтике?», «Мой любимый город», «Путешествие по Томску», «Четыреста лет тому назад», «Многонациональный Томск», «Сбережем природу Томска»; проводятся беседы о великих соотечественниках и т. д.
Особый интерес у детей вызывает коллекция мини – музея русского национального костюма. В ходе проекта дети отправляются в увлекательное путешествие по разным краям нашей Родины и знакомятся со старинным русским костюмом.
Они узнают о том, когда человек начал носить одежду; как рубаха в поле выросла; что такое русский национальный костюм; чем женская одежда отличалась от мужской; какое ремесло делает костюм живописным; чем одежда прошлого отличается от настоящего.
Дети знакомятся с элементами вышивки и принимают активное участие в украшении нарядов. НОД организуется по типу творческих мастерских в музее, где дети получают основную часть теоретической информации и определенные практические навыки.
Русские национальные костюмы востребованы в нашем детском саду на фольклорно-музыкальных вечерах, праздничных утренниках, при встрече дорогих гостей, а также для выступления на городских фестивалях детского творчества.
В своей работе важным средством патриотического воспитания на народных традициях считаю сказки.
Русские народные сказки и литературные сказки пронизаны любовью к своей Родине, природе, семье. Именно в них простой народ и писатели закладывали этические традиции и нравственные идеалы.
В одном из групповых помещений организован мини-музей сказки. Домом для музея сказки детьми была выбрана русская изба. Вокруг музея сказки растут: репка, цветик – семицветик, аленький цветочек , находятся и водоемы (ручей с живой и мертвой водой).
- Жители музея сказки — сказочные герои (Курочка Ряба, Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый Волк, Козлята, Конек — Горбунок, богатыри).
- Дежурные по музею сказок – маленькие волшебные человечки (Кот Учёный, Карлосон и Буратино).
- Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов мини-музея сказки перед своими сверстниками, маленькими дошколятами, педагогами, родителями, показывая и рассказывая о своих коллекциях вещей сказочных героев, будь то, голубые шапочки Незнайки, Золотые Ключики и колпачки Буратино, или метлы и ступа Бабы Яги.
- Как правило, экскурсии мини-музея сказок заканчиваются творческими работами детей в его мастерской, где полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.
Дети с удовольствием работают и в мастерской мини-музея книги: их интересует история появления книги, им нравится узнавать, как, с помощью каких материалов люди в старину передавали информацию.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, рассматривая экспозиции, дети приобретают умение выражать собственное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать деятельность, как свою, так и окружающих, развивают речь.
Основная идея мини-музея книги – знакомство с литературным наследием России. Важно с ранних лет приучать детей к гармонии русского слова, познакомить их с чувством изящного, чувством наслаждения музыкальностью и поэтичностью русской речи.
В мини – музее книги собраны книжки – малютки, книжки – раскладушки, книга – свиток, книги с закладками и т.д.. Книги в музее разделены и по жанрам: сказки, стихи, повести, басни, рассказы. Отдельно выделены произведения о природе. Книги в музее разделены и по назначению (обучающие, развивающие), по возрасту маленьких читателей и по размеру самих книг.
Дополнительными экспонатами музея книги являются портреты российских писателей, «орудия труда» писателей – от пера до современной авторучки, и «предметы труда» писателей – от бересты (предмета труда летописцев) до тетрадного листа; электронные книги, собственные макеты книг, изготовленные детьми.
Большой популярностью в нашем детском саду у детей пользуются картинная мини — галерея и мини-музей одной картины.
Экспозиции меняется в зависимости от сезона года и от лексической темы недели.
Например, во время изучения темы «Мой город», на стенах появляются рисунки «На этом месте в 1604 году был основан Томск», «Таёжный город мой», «Белое озеро», «Томский дворик», «Воронино» и т.д.
Сегодня важно, дать детям почувствовать, что Россия – это их родной дом, т. е.
все те впечатления, знания, душевные взаимодействия, которые из беспомощного младенца создают человека с чувствами добра и родства, со всем богатством родной речи, с семейной и национальной памятью.
Родной дом расположен не только в пространстве, но и во времени, и войти в него ребенок сможет, лишь ощутив давнюю жизнь как родственную, протягивающую к нему из дали времени свои дружественные руки.
В мини – музеях нашего детского сада хранятся рисунки, поделки, открытки разных поколений выпускников, фотографии групп и выпускников, альбомы детских впечатлений, сундучки с групповыми коллекциями, подарки детскому саду от его воспитанников. В таком музее живет частица детства каждого выпускника ДОУ. Мини – музей Детского сада «останется с человеком» навсегда и будет пробуждать у него, взрослого, счастливые детские воспоминания.
Источник: https://www.xn--82-jlc4bza.xn--p1ai/mkopilka/465-pedagogicheskij-proekt-mini-muzei-v-detskom-sadu.html
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 116 комбинированного вида» МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ. — презентация
1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 116 комбинированного вида» МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2 «Для каждого в отдельности и всех вместе – приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечества». Д. Лихачев
3 Актуальность В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить «…» воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
Патриотическое воспитание на современном этапе — неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.
Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы и методы в нравственно-патриотическом воспитании. Одним из таких методов является создание и использование в воспитательном процессе мини-музея.
4 Цель: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея и как следствие — ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом мордовского и русского народа.
5 Задачи Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире; Развивать творческие и организаторские способностей, предоставлять возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики; Воспитывать любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Обогащать предметно- развивающую среду. Формировать у дошкольников представления о музее. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Развивать речь и расширять словарный запас.
6 Гипотеза Музейная экспозиция может выступать эффективным средством нравственно-патриотического воспитания при выполнении следующих условий: музейная экспозиция рассматривается, как важный и составной компонент системы нравственно- патриотического воспитания; учитывается подлинность экспоната; вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности; дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации; интегрированные формы деятельности в экспозиции. экспозиция рассматривается как поли художественное произведение, обусловленное интеграцией различных видов искусства.
7 Прогнозируемая новизна На базе отдельно взятой группы детского сада, я попыталась определить и свести в определенную систему содержание, формы и методы нравственно- патриотического воспитания средствами музейной экспозиции.
8 Принципы построения системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами мини-музея Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию. Принцип предметности.
Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп. Принцип толерантности.
Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование..
9 Методы исследования анализ результатов нравственно- патриотического воспитания детей группы. педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование родителей; проектная деятельность с детьми и родителями; анализ искусствоведческой, культурологической, музееведческой литературы; анализ и обобщение передового опыта по воспитанию средствами музейной педагогики
10 Предполагаемые результаты. С детьми С родителями Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае Повышение познавательной активности детей в познании родного города и края, в поисково- исследовательской деятельности.
Развитие креативности детей через создание творческих работ Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.
Повышение уровня знаний родителей в области музейной педагогики Совместные творческие работы с детьми
11 Создание мини-музея «Веселые матрешки» Цель. Более глубокое знакомство с народной игрушкой (из чего сделана и как. различение матрешек по элементам узоров, обогащение сюжетов детских игр) Расширить и углубить знания детей о народной игрушке Развивать любознательность, творческие способности. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам Задачи
- 12 Этапы работы Подготовительный Определение темы и названия мини-музея; Выбор места для размещения мини-музея; Работа над дизайном оформления мини-музея; Подбор познавательной литературы; Составление каталога оборудования и экспонатов; Составление перспективного плана работы в мини-музее.
- 13 Практический этап
- 14
15 Заключительный (обобщающий) этап Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво. Они игрушки знатные, Складные и ладные. Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки, невелички. Как пойдет плясать и петь, Вам за нами не успеть.
16 Диагностика уровня знаний детей о народной игрушке начало проекта
17 Диагностика уровня знаний детей о народной игрушке в конце проекта
18 В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3 лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением. бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.
19 Балакирева Татьяна Михайловна воспитатель МДОУ «Детский сад 116 комбинированного вида»
Источник: http://www.myshared.ru/slide/970405/