Организация развивающей предметно-пространственной среды по фгос в доу, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

  • Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе
  • МБДО О детский сад
  • № 11 «Колосок»

Мищенко Т.С.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДО О . Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной де я тельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытыва ем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно -пространственной среды ДО О .

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:    

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.                                                

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. 

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Факторы, которые следует учитывать при организации РППС

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

  1. Р азвивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
  2. 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  3. 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально .

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

РППС должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все  пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности. » width=»640″>

При формировании РППС среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды.

Мы старались сделать РППС среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

В Центре «Уголок творчества»   находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Центр опытно-экспериментальной деятельности.   В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, , мерные стаканчики, , камни, крупы, зеркало, трубочки для сока, ватные палочки ит.д.

Центр математического развития

Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность.

В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др.

Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены  макеты (дикие животные , домашние животные, морские обитатели, динозавры, животные жарких стран, имеются наглядные пособия(дикие жив., домашние жив., грибы и ягоды)

Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр  решает следующие  задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

« Уголок по патриотическому воспитанию»

« Театрализованный уголок»

«Уголок ПДД»

«Уголок уединения»

«Уголок здоровья»

Игра — основной вид деятельности наших детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:

«Семья»

«Больница»

«Парикмахерская»

Дошкольный возраст — это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной  личности.

Благодарим за внимание! Желаем успеха в профессиональной деятельности!

Источник: https://multiurok.ru/files/razvivaiushchaia-priedmietno-prostranstviennaia-3.html

Развивающая среда в ДОУ по ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий. 

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов.

Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. 

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует. 

Из чего состоит развивающая среда?

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС. 

Компоненты развивающей среды 

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место. 

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей. 

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка. 

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка. 

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда. 

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты. 

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды 

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство. 

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно. 

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.

Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами. 

Читайте также:  Игры (в том числе дидактические) своими руками для детского сада в подготовительной, средней, старшей и младшей группе

Как создать развивающую среду в ДОУ?

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей. 

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать. 

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Комментарий специалиста

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы

Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО», автор более 20 научных статей и эксперт Академии профессионального развития поделилась своим мнением на тему развивающей предметно-пространственной среду в детском саду и выделила два способа её организации: 

  1. Разделение пространства на три полифункциональных части-зоны:
  • зона для спокойной деятельности;
  • зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
  • рабочей зоны.

При реализации этого способа важно соблюдение следующих условий:

  • возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон;
  • оборудование рабочей зоны должно включать части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности нитеобразно;
  • необходимо наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка.
  1. Формирование центров активности:
  • центр сенсорики;
  • центр рисования;
  • центр строительства;
  • центр игры;
  • центр песка/воды;
  • центр книги;
  • центр математики, науки;
  • центр кулинарии.

Анна Борисовна отмечает, что в любом случае предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна «поддерживать» программу. Именно это, по её мнению, является главным требованием стандарта. А главная мысль из комментариев к нему — «Среда должна обеспечивать возможность общения».

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/razvivayutschaya-sreda

Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС в ДОУ, вариант для второй и первой младшей и подготовительной группы
  • Участник выставки:
  • Фоминых Ольга Викторовна,
  • воспитатель, Iкатегория
  • МБДОУ детский сад «Сказка
  • Фоминых Ольге Викторовне
  • Кондинский р-н
  • пгт. Междуреченский
  1. Пояснительная записка
  2. С целью создания предметно — пространственной развивающей среды в группе, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования нами было переоборудовано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  3. В результате создания предметно — пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста нами был собран материал по данному вопросу, представленный в данных методических рекомендациях.
  4. У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании.
  5. Насыщенность среды должна:

  1. Соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.

            Образовательное пространство оснащается:

1) Средствами обучения. С целью создания эмоционального фона,  изменения звуковой среды, обогащения познавательного мира ребенка в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности в группе должны быть магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная доска.

  • 2)  Игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
  • 3)  Разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем обеспечивающим:
  • ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность   воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
  • ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
  • ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

● возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей,  костюмы разных профессий и т.п.)

  1. С целью полифункциональности пространство группы должно быть разделено  (условно)  на три части:
  2. 1  «Спокойная» — для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.  
  3. 2) «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
  4. 3) «Рабочая»  — для организации  партнерских форм занятий детей.

Разделение группового пространства зависит от  образовательной ситуации,  вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

Все части пространства должны обладать возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы.

Пространство группы должно быть «живым» и «пульсирующим», изменяется  в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей.

Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы — трансформеры,  различные ширмы, раздвижные столы.

Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы  в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы.

Все элементы предметно — пространственной среды группы должны соответствовать  требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности  их использования.

 Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы должен иметь сходство с домашней обстановкой.   Для этого используются ковровые покрытия, мягкая мебель, текстиль. Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим.

Предпочтительнее наличие   игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.  

В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным.

Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

  Доступ детей младшего дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободным, функциональным, а не витринным, находится на уровне роста детей: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию   индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п.

 Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи.

Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

P.S. Центр для мальчиков (социально – коммуникативное  развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.

В группе младшего дошкольного возраста должен быть создан  центр для детей, где они получат первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомятся с природой родного края, русским бытом, костюмом, игрушкой, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, предпочтения и привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители. И они должны стать не только помощниками воспитателей, но и активными участниками в оформлении предметно-развивающей среды, конструкторами и дизайнерами группы.   

 Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все  требования  ФГОС ДО, отображая их во всех центрах ( см. Приложение). Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

  •  
  • Приложение
  • Перечень оборудования, пособия, игр для развивающих центров
  • в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
  • Физическое развитие
  • Двигательный центр «Юные спортсмены»
  • Балансир  в виде доски на полукруглом основании для балансировки
  • Мешочки для метания
  • Комплект элементов полосы препятствий
  • Кольцеброс
  • Комплект разноцветных кеглей
  • Скакалка детская
  • Мячи резиновые (комплект)
  • Обруч пластмассовый малый
  • Палка гимнастическая
Читайте также:  Познавательно-исследовательская деятельность в доу по фгос, виды, формы организации, особенности и прочее

Центр здоровья

  • Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
  • Схема: «Как правильно чистить зубы»
  • Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
  • Дидактические игры:«Составь портрет», «Какую пользу приносят?», «Угадай настроение», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»
  • Навесное пособие  для   развития   дыхания, султакчики .

Познавательное развитие

Центр математики«Я учусь считать»

  • Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр и т.д.)
  • Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
  • Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
  • Блоки Дьенеша.
  • Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)
  • Часы с круглым циферблатом и стрелками.

Центр конструктивной деятельности«Маленькие строители»

  • Крупный строительный конструктор.
  • Средний строительный конструктор
  • Конструкторы «Лего»
  • Игровые наборы (транспорт и  строительные машины; фигурки   животных, людей.
  • Мозаика с картинками — образцами    
  • Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
  • «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.
  • Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

  • Набор пластмассовый для экспериментирования (Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры; Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, ёмкости разной вместимости и т.д.)

Центр экологии и труда «Экология и природа».

  • Наборы  для  улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки.
  • Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
  • Картина сезона, модели года и суток.
  • Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на  них передвигающейся стрелкой.
  • Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей    малыш?»»Парные картинки»,  «Животные» и т.д.
  • Наборы    объемных     и  плоских   игрушек   «Ферма», «Зоопарк», «Домашние   животные», «Овощи», «Фрукты»
  • Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Речевое развитие

Речевой центр «Говори красиво»

  • Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.
  • Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).
  • Наборы парных картинок из 6-8 частей
  • Карточки на произнесение согласных звуков
  • Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
  • Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
  1. Центр книги «Библиотека юного читателя»
  2. •          Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
  3. •          Детские книги по программе, любимые книжки детей.
  4. •          Портреты детских писателей
  5. Художественно – эстетическое развитие
  6. Центр изобразительной  деятельности «Талантливые пальчики»
  7. •          Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

•          Раздаточный материал для художественного творчества (Карандаши, краски, кисти, альбомы и т.д.)

Центр музыки «Веселые нотки».

•          Игрушечные  музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д.

  • •          Альбомы  с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
  • •          Аудиосредства  (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).
  • Центр театра «В гостях у Сказки»
  • •          Различные  виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)
  • •          Аудио — и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов
  • •          Оснащение  для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)
  • Социально – коммуникативное  развитие
  •  Центр игры: «Мы играем»
  • •          Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр.
  • •          Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.
  • •          Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»
  • •          Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин».
  • •          Штурвал для ролевой игры «Моряки».
  • Центр безопасности
  • •          Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике.
  • •          Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.
  • •          Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки! 2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>> С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg 9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada-2015/avtorskiy-vzglyad-na-modelirovanie-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredyi-gruppyi-detskogo-sada/news7476.html

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе ДОУ

Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста

С целью создания предметно-пространственной образовательной среды в группе, которая отвечала бы требованиям федерального дошкольного образования, нами было создано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В результате того, что была создана предметно-пространственная образовательная среда в группе младшего дошкольного возраста, нам удалось собрать материал по этой теме, который представлен в этих методических рекомендациях.

  • У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.
  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.
  • В образовательном пространстве обязательно должны быть:
  • Средства обучения. Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон,  звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель и интерактивная доска.
  • Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.
  • Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;
  • двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;
  • эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т.д.).

Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:

  • «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.  
  • «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.
  • «Рабочая», предусмотренная для организации  партнерских форм занятий ребят.

Разделение группового пространства зависит от  образовательной ситуации,  вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.

У всех частей пространства должна быть приспособленность к изменениям, иначе говоря, должны быть предусмотрены подвижные, трансформируемые границы.

Данное пространство должно быть «живым» и «пульсирующим», оно должно меняться согласно образовательной ситуации, в том числе и от изменения интересов и возможностей детей.

С этой целью применяются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы-трансформеры,  всевозможные ширмы и раздвижные столы.

Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы  в разных видах деятельности малышей:

  • природные материалы;
  • предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.

Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой.

  С этой целью можно использовать ковровые покрытия, мягкую мебель и всевозможный текстиль. Оборудование должно обладать эстетической привлекательностью и развивающими свойствами.

Благоприятно воздействует на малышей наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.  

В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят.

Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. оно должно быть вариативным.

Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.

Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным.

Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место.

Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.

Важное назначение предметно-развивающей среды – способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т.д.  

  1. Центры, созданные для мальчиков, способствуют воспитанию мужских начал: выносливость, сила, воля, уважение, самостоятельность, справедливость, взаимопомощь.
  2. Для девочек – женских начал: аккуратность, бережливость, этика общения, эстетические качества, нравственность, любовь к ближнему, женственность, умение выглядеть красиво и опрятно.
  3. Важно отметить, что центр для мальчиков (социально – коммуникативное  развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.
Читайте также:  Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада, конспект по фгос, работа с календарем природы

В младшей группе дошколят должен быть создан  центр для детей, где они смогли бы получить первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомиться с природой родного края, бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).

Развитие малыша зависит от предметной среды в той же степени, как и от его родителей или опекунов, которые знают предпочтения и привычки малыша, поступающего в детский сад. И которые просто помогают воспитателям, но и активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды вместе с конструкторами и дизайнерами группы.   

 Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша. 

Создавая предметно-развивающую среду группы, нами были учтены все  требования  ФГОС ДО, они отображены во всех центрах (см. Приложение). Мы постарались сделать среду разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, для того, чтобы в группе создалась эмоционально положительная атмосфера и было обеспечено гармоничное развитие каждого малыша.

  • Приложение
  • Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
  • Физическое развитие
  • Двигательный центр «Юные спортсмены»
  • Балансир (доска на полукруглом основании);
  • Метательные мешочки;
  • Полоса препятствий;
  • Кольцеброс;
  • Разноцветные кегли;
  • Детские скакалки;
  • Комплект резиновых мячиков;
  • Маленький пластмассовый обруч;
  • Гимнастическая палка.

Центр здоровья

  • Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
  • Схема «Чистим зубы правильно»
  • Альбом «Помоги себе сам» (основы помощи при царапинах, ушибах и т. п.);
  • Дидактические игры: «Составь портрет», «Какая польза?», «Какое настроение?», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»;
  • Навесное пособие  для   развития   дыхания.

Познавательное развитие

Математический центр «Мы учимся считать»

  • Раздаточный материал по ФЭМП каждому малышу (карточки с отображением количества, цифр и т. п.);
  • Разнообразные мозаики, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и иные настольно-печатные игры;
  • Геометрические фигуры, предметы разный геометрических форм, счетный материал на «липучках», разноцветные палочки с оттенками, наборы для сериации по величине;
  • Блоки Дьенеша;
  • Головоломки;
  • Часы с круглым циферблатом и стрелками.

Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»

  • Крупный и средний строительный конструктор;
  • «Лего»;
  • Игровые наборы;
  • Мозаика с образцами;    
  • Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек;
  • «Автосалон»;
  • Машины грузовые, легковые, пожарная, «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты и ракета-робот.

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

  • Пластмассовый набор юного экспериментатора (микроскоп, лупа, весы, компас, термометры, зеркальце, ёмкости разной вместимости и т.п.).

Центр экологии и труда «Экология и природа».

  • Наборы  для  улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки;
  • Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки;
  • Картина сезонов, модели года и суток;
  • Календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
  • Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные» и т. п.;
  • Наборы объемных и плоских игрушек;
  • Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Речевое развитие

Речевой центр «Говори красиво»

  • Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений;
  • Дидактическое лото «Что для чего»;
  • Картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная);
  • Наборы парных картинок;
  • Карточки на произнесение согласных звуков;
  • Серии картинок «Времена года»;
  • Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.

Центр книги «Библиотека юного читателя»

  • Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и т.п.;
  • Детские книги;
  • Портреты детских писателей;

Художественно – эстетическое развитие

Центр изобразительной  деятельности «Талантливые пальчики»

  • Стенд с детскими рисунками и поделками;
  • Раздаточный материал для художественного творчества.

Центр музыки «Веселые нотки».

  • Игрушечные  музыкальные инструменты;
  • Альбомы  с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
  • Аудиосредства  (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр, дискеты с записями музыкальных произведений).

Центр театра «В гостях у Сказки»

  • Различные  виды театров;
  • Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов;
  • Оснащение  для разыгрывания сценок и спектаклей.

Социально – коммуникативное  развитие

 Центр игры: «Мы играем»

  • Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр;
  • Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами;
  • Комплект для ролевой игры «Парикмахерская»;
  • Комплект для ролевой игры «Магазин»;
  • Штурвал для ролевой игры «Моряки».

Центр безопасности

  • Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике;
  • Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт;
  • Игрушки с изображениями (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».

Источник: https://dmdou62.edumsko.ru/activity/fgos/post/271644

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада с учетом ФГОС ДО | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Зюляева Любовь Владимировна
  • Организация: МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко»
  • Населенный пункт: Нижегородская область, г. Сергач

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, приближена к домашним условиям. Работа по данному направлению в ДОУ осуществлялась в рамках реализации проекта.

На первом этапе реализации проекта были изучены интересы, предпочтения, склонности, особенности детей подготовительной к школе группы. Совместно с родителями и детьми был составлен план пространственного размещения оборудования в группе.

Новая модель развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы ориентирована на ребенка, построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития, и предоставлением детям возможности выбора деятельности с учетом ведущей роли игровой деятельности в соответствии с ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда группы выстраивается в соответствии с комплексно-тематическим планированием. При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывались требования ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию программы. Организация образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность наших воспитанников, а также возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства дает возможность изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Признаком полифункциональности является наличие предметов, которые имеют не одну, а разные функции. Мягкие модули, переносные ширмы, передвижные подиумы.

Использование одних предметов для различных целей в практической деятельности развивает фантазию и воображение детей, стимулирует развитие исследовательской деятельности.

Вариативность среды создает наличие в группе различных пространств для игры, обеспечивающих свободный выбор детей. Доступность среды позволяет ребенку самостоятельно выбирать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. С точки зрения безопасности все предметы соответствуют не только нормам СаНПин, но и обеспечивают психологическую безопасность детей.

Организация группового пространства разделена на три зоны: рабочая, активная и спокойная.

Рабочая зона является полифункциональным рабочим пространством. В ней выделены: центр познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, центр безопасности, центр природы.

В познавательно-исследовательской деятельности рабочая зона превращается в мини-лабораторию, которая представлена многообразием коллекций, разнообразными материалами, и оборудованием для осуществления опытнической деятельности. Проводя всевозможные опыты и эксперименты дети ведут дневники, в которых фиксируют свои выводы по результатам экспериментирования.

В центре природы находятся разные виды растений, паспорта растений, инвентарь для трудовой деятельности, различные дидактические игры, календарь наблюдения за погодой, созданный совместно с детьми.

В продуктивной деятельности – это творческая мастерская, где имеются разнообразные материалы для детского творчества, бросовый материал, с помощью которого дети самостоятельно проектируют и изготавливают атрибуты к играм.

В центре безопасности подобраны материалы по безопасности дорожного движения, макет с изображением дорог города, детьми созданы атрибуты для обыгрывания дорожных ситуаций. Зона двигательной активности представлена физкультурным уголком, оснащение которого преимущественно составляет нетрадиционное оборудование, выполненное с помощью родителей, а также руками самих детей.

В игровой зоне дети с большим удовольствием используют самостоятельно созданные атрибуты, бросовый, неоформленный материал, предметы заместители. При организации игровой среды учитывалась и гендерная специфика. Игровые модули и покрытия полифункциональные, позволяющие преобразовывать пространство под собственный замысел, с помощью ширм со сменными панелями. В музыкальном театрализованном уголке имеются различные виды театра, элементы костюмов, ширмы, музыкальные инструменты, игры и пособия. Спокойная зона представлена центром отдыха и уединения, центром книги.

Новая образовательная среда группы включает в себя и информационные коммуникационные средства обучения.

Образовательный процесс выстраивается с использованием различных развивающих технологий: песочная терапия с использованием световой песочницы, совместное рисование на прозрачном мольберте, проектирование.

Для индивидуализации образовательного процесса в группе выделено специальное место для детских работ, для персональных выставок оформлена стена «Мое творчество», где дети могут презентовать свои работы, коллекции. Есть «Моя книга рекордов», в которой отражаются успехи детей.

В приемной группе оформлен стенд «Здравствуйте, я пришел», оформлен уголок именинника, личные достижения ребенка отражаются в индивидуальных портфолио. Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды ведется в тесном сотрудничестве с родителями.

Таким образом, обновленная развивающая предметно-пространственная среда позволяет реализовать задачи образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС, направлена на развитие и поддержание детской инициативы, способствует самореализации ребенка в разных видах деятельности, является стимулирующей, движущей становления личности современного дошкольника.

Приложения:

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/12598

Ссылка на основную публикацию