- Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе
- МБДО О детский сад
- № 11 «Колосок»
Мищенко Т.С.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО
- Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДО О . Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной де я тельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
- Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытыва ем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно -пространственной среды ДО О .
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Факторы, которые следует учитывать при организации РППС
- Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
- Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
- Р азвивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
- 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
- 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально .
РППС должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.
Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности. » width=»640″>
При формировании РППС среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды.
Мы старались сделать РППС среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
В Центре «Уголок творчества» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, , мерные стаканчики, , камни, крупы, зеркало, трубочки для сока, ватные палочки ит.д.
Центр математического развития
Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность.
В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др.
Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (дикие животные , домашние животные, морские обитатели, динозавры, животные жарких стран, имеются наглядные пособия(дикие жив., домашние жив., грибы и ягоды)
Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
« Уголок по патриотическому воспитанию»
« Театрализованный уголок»
«Уголок ПДД»
«Уголок уединения»
«Уголок здоровья»
Игра — основной вид деятельности наших детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
«Семья»
«Больница»
«Парикмахерская»
Дошкольный возраст — это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.
Благодарим за внимание! Желаем успеха в профессиональной деятельности!
Источник: https://multiurok.ru/files/razvivaiushchaia-priedmietno-prostranstviennaia-3.html
Развивающая среда в ДОУ по ФГОС
Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов.
Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.
Из чего состоит развивающая среда?
Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:
- большой игровой площадки;
- разнообразного игрового оборудования;
- набора игрушек;
- игровой атрибутики;
- различных игровых материалов.
В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.
Компоненты развивающей среды
Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
- Пространственно-предметный.
- среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
- у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
- среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.
Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде
ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.
ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.
Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.
Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:
- развивающие игры;
- простые технические устройства и модели;
- лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
- природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.
Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды
Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.
Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.
Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.
Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.
Как создать развивающую среду в ДОУ?
При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.
Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.
- Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
- Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
- Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
- Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
- Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.
Комментарий специалиста
Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО», автор более 20 научных статей и эксперт Академии профессионального развития поделилась своим мнением на тему развивающей предметно-пространственной среду в детском саду и выделила два способа её организации:
- Разделение пространства на три полифункциональных части-зоны:
- зона для спокойной деятельности;
- зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
- рабочей зоны.
При реализации этого способа важно соблюдение следующих условий:
- возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон;
- оборудование рабочей зоны должно включать части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности нитеобразно;
- необходимо наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка.
- Формирование центров активности:
- центр сенсорики;
- центр рисования;
- центр строительства;
- центр игры;
- центр песка/воды;
- центр книги;
- центр математики, науки;
- центр кулинарии.
Анна Борисовна отмечает, что в любом случае предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна «поддерживать» программу. Именно это, по её мнению, является главным требованием стандарта. А главная мысль из комментариев к нему — «Среда должна обеспечивать возможность общения».
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Источник: https://academy-prof.ru/blog/razvivayutschaya-sreda
Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста
![]() |
|
- Пояснительная записка
- С целью создания предметно — пространственной развивающей среды в группе, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования нами было переоборудовано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- В результате создания предметно — пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста нами был собран материал по данному вопросу, представленный в данных методических рекомендациях.
- У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании.
- Насыщенность среды должна:
1. Соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.
Образовательное пространство оснащается:
1) Средствами обучения. С целью создания эмоционального фона, изменения звуковой среды, обогащения познавательного мира ребенка в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности в группе должны быть магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная доска.
- 2) Игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
- 3) Разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем обеспечивающим:
- ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
- ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
- ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
● возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)
- С целью полифункциональности пространство группы должно быть разделено (условно) на три части:
- 1 «Спокойная» — для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.
- 2) «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
- 3) «Рабочая» — для организации партнерских форм занятий детей.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.
Все части пространства должны обладать возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы.
Пространство группы должно быть «живым» и «пульсирующим», изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей.
Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы — трансформеры, различные ширмы, раздвижные столы.
Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы.
Все элементы предметно — пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования.
Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы должен иметь сходство с домашней обстановкой. Для этого используются ковровые покрытия, мягкая мебель, текстиль. Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим.
Предпочтительнее наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.
В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным.
Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Доступ детей младшего дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободным, функциональным, а не витринным, находится на уровне роста детей: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.
Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п.
Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи.
Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.
P.S. Центр для мальчиков (социально – коммуникативное развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.
В группе младшего дошкольного возраста должен быть создан центр для детей, где они получат первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомятся с природой родного края, русским бытом, костюмом, игрушкой, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).
Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, предпочтения и привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители. И они должны стать не только помощниками воспитателей, но и активными участниками в оформлении предметно-развивающей среды, конструкторами и дизайнерами группы.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО, отображая их во всех центрах ( см. Приложение). Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
- Приложение
- Перечень оборудования, пособия, игр для развивающих центров
- в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
- Физическое развитие
- Двигательный центр «Юные спортсмены»
- Балансир в виде доски на полукруглом основании для балансировки
- Мешочки для метания
- Комплект элементов полосы препятствий
- Кольцеброс
- Комплект разноцветных кеглей
- Скакалка детская
- Мячи резиновые (комплект)
- Обруч пластмассовый малый
- Палка гимнастическая
Центр здоровья
- Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
- Схема: «Как правильно чистить зубы»
- Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
- Дидактические игры:«Составь портрет», «Какую пользу приносят?», «Угадай настроение», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»
- Навесное пособие для развития дыхания, султакчики .
Познавательное развитие
Центр математики«Я учусь считать»
- Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр и т.д.)
- Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
- Блоки Дьенеша.
- Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)
- Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр конструктивной деятельности«Маленькие строители»
- Крупный строительный конструктор.
- Средний строительный конструктор
- Конструкторы «Лего»
- Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей.
- Мозаика с картинками — образцами
- Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
- «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.
- Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).
Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»
- Набор пластмассовый для экспериментирования (Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры; Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, ёмкости разной вместимости и т.д.)
Центр экологии и труда «Экология и природа».
- Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки.
- Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
- Картина сезона, модели года и суток.
- Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
- Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?»»Парные картинки», «Животные» и т.д.
- Наборы объемных и плоских игрушек «Ферма», «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»
- Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Речевое развитие
Речевой центр «Говори красиво»
- Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.
- Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).
- Наборы парных картинок из 6-8 частей
- Карточки на произнесение согласных звуков
- Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
- Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
- Центр книги «Библиотека юного читателя»
- • Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
- • Детские книги по программе, любимые книжки детей.
- • Портреты детских писателей
- Художественно – эстетическое развитие
- Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»
- • Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
• Раздаточный материал для художественного творчества (Карандаши, краски, кисти, альбомы и т.д.)
Центр музыки «Веселые нотки».
• Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д.
- • Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
- • Аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).
- Центр театра «В гостях у Сказки»
- • Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)
- • Аудио — и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов
- • Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)
- Социально – коммуникативное развитие
- Центр игры: «Мы играем»
- • Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр.
- • Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.
- • Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»
- • Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин».
- • Штурвал для ролевой игры «Моряки».
- Центр безопасности
- • Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике.
- • Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.
- • Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».
Уважаемые педагоги и родители — участники выставки! 2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>> С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg 9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada-2015/avtorskiy-vzglyad-na-modelirovanie-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredyi-gruppyi-detskogo-sada/news7476.html
Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе ДОУ
Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста
С целью создания предметно-пространственной образовательной среды в группе, которая отвечала бы требованиям федерального дошкольного образования, нами было создано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В результате того, что была создана предметно-пространственная образовательная среда в группе младшего дошкольного возраста, нам удалось собрать материал по этой теме, который представлен в этих методических рекомендациях.
- У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.
- В образовательном пространстве обязательно должны быть:
- Средства обучения. Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон, звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель и интерактивная доска.
- Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.
- Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;
- эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т.д.).
Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:
- «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.
- «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.
- «Рабочая», предусмотренная для организации партнерских форм занятий ребят.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.
У всех частей пространства должна быть приспособленность к изменениям, иначе говоря, должны быть предусмотрены подвижные, трансформируемые границы.
Данное пространство должно быть «живым» и «пульсирующим», оно должно меняться согласно образовательной ситуации, в том числе и от изменения интересов и возможностей детей.
С этой целью применяются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы-трансформеры, всевозможные ширмы и раздвижные столы.
Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности малышей:
- природные материалы;
- предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.
Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.
Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой.
С этой целью можно использовать ковровые покрытия, мягкую мебель и всевозможный текстиль. Оборудование должно обладать эстетической привлекательностью и развивающими свойствами.
Благоприятно воздействует на малышей наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.
В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят.
Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. оно должно быть вариативным.
Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.
Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным.
Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место.
Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.
Важное назначение предметно-развивающей среды – способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы.
Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т.д.
- Центры, созданные для мальчиков, способствуют воспитанию мужских начал: выносливость, сила, воля, уважение, самостоятельность, справедливость, взаимопомощь.
- Для девочек – женских начал: аккуратность, бережливость, этика общения, эстетические качества, нравственность, любовь к ближнему, женственность, умение выглядеть красиво и опрятно.
- Важно отметить, что центр для мальчиков (социально – коммуникативное развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.
В младшей группе дошколят должен быть создан центр для детей, где они смогли бы получить первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомиться с природой родного края, бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).
Развитие малыша зависит от предметной среды в той же степени, как и от его родителей или опекунов, которые знают предпочтения и привычки малыша, поступающего в детский сад. И которые просто помогают воспитателям, но и активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды вместе с конструкторами и дизайнерами группы.
Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.
Создавая предметно-развивающую среду группы, нами были учтены все требования ФГОС ДО, они отображены во всех центрах (см. Приложение). Мы постарались сделать среду разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, для того, чтобы в группе создалась эмоционально положительная атмосфера и было обеспечено гармоничное развитие каждого малыша.
- Приложение
- Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
- Физическое развитие
- Двигательный центр «Юные спортсмены»
- Балансир (доска на полукруглом основании);
- Метательные мешочки;
- Полоса препятствий;
- Кольцеброс;
- Разноцветные кегли;
- Детские скакалки;
- Комплект резиновых мячиков;
- Маленький пластмассовый обруч;
- Гимнастическая палка.
Центр здоровья
- Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
- Схема «Чистим зубы правильно»
- Альбом «Помоги себе сам» (основы помощи при царапинах, ушибах и т. п.);
- Дидактические игры: «Составь портрет», «Какая польза?», «Какое настроение?», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»;
- Навесное пособие для развития дыхания.
Познавательное развитие
Математический центр «Мы учимся считать»
- Раздаточный материал по ФЭМП каждому малышу (карточки с отображением количества, цифр и т. п.);
- Разнообразные мозаики, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и иные настольно-печатные игры;
- Геометрические фигуры, предметы разный геометрических форм, счетный материал на «липучках», разноцветные палочки с оттенками, наборы для сериации по величине;
- Блоки Дьенеша;
- Головоломки;
- Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»
- Крупный и средний строительный конструктор;
- «Лего»;
- Игровые наборы;
- Мозаика с образцами;
- Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек;
- «Автосалон»;
- Машины грузовые, легковые, пожарная, «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты и ракета-робот.
Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»
- Пластмассовый набор юного экспериментатора (микроскоп, лупа, весы, компас, термометры, зеркальце, ёмкости разной вместимости и т.п.).
Центр экологии и труда «Экология и природа».
- Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки;
- Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки;
- Картина сезонов, модели года и суток;
- Календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
- Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные» и т. п.;
- Наборы объемных и плоских игрушек;
- Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Речевое развитие
Речевой центр «Говори красиво»
- Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений;
- Дидактическое лото «Что для чего»;
- Картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная);
- Наборы парных картинок;
- Карточки на произнесение согласных звуков;
- Серии картинок «Времена года»;
- Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
Центр книги «Библиотека юного читателя»
- Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и т.п.;
- Детские книги;
- Портреты детских писателей;
Художественно – эстетическое развитие
Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»
- Стенд с детскими рисунками и поделками;
- Раздаточный материал для художественного творчества.
Центр музыки «Веселые нотки».
- Игрушечные музыкальные инструменты;
- Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
- Аудиосредства (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр, дискеты с записями музыкальных произведений).
Центр театра «В гостях у Сказки»
- Различные виды театров;
- Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов;
- Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей.
Социально – коммуникативное развитие
Центр игры: «Мы играем»
- Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр;
- Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами;
- Комплект для ролевой игры «Парикмахерская»;
- Комплект для ролевой игры «Магазин»;
- Штурвал для ролевой игры «Моряки».
Центр безопасности
- Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике;
- Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт;
- Игрушки с изображениями (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».
Источник: https://dmdou62.edumsko.ru/activity/fgos/post/271644
Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада с учетом ФГОС ДО | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
- Зюляева Любовь Владимировна
- Организация: МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко»
- Населенный пункт: Нижегородская область, г. Сергач
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, приближена к домашним условиям. Работа по данному направлению в ДОУ осуществлялась в рамках реализации проекта.
На первом этапе реализации проекта были изучены интересы, предпочтения, склонности, особенности детей подготовительной к школе группы. Совместно с родителями и детьми был составлен план пространственного размещения оборудования в группе.
Новая модель развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы ориентирована на ребенка, построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития, и предоставлением детям возможности выбора деятельности с учетом ведущей роли игровой деятельности в соответствии с ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда группы выстраивается в соответствии с комплексно-тематическим планированием. При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывались требования ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию программы. Организация образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность наших воспитанников, а также возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства дает возможность изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
Признаком полифункциональности является наличие предметов, которые имеют не одну, а разные функции. Мягкие модули, переносные ширмы, передвижные подиумы.
Использование одних предметов для различных целей в практической деятельности развивает фантазию и воображение детей, стимулирует развитие исследовательской деятельности.
Вариативность среды создает наличие в группе различных пространств для игры, обеспечивающих свободный выбор детей. Доступность среды позволяет ребенку самостоятельно выбирать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. С точки зрения безопасности все предметы соответствуют не только нормам СаНПин, но и обеспечивают психологическую безопасность детей.
Организация группового пространства разделена на три зоны: рабочая, активная и спокойная.
Рабочая зона является полифункциональным рабочим пространством. В ней выделены: центр познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, центр безопасности, центр природы.
В познавательно-исследовательской деятельности рабочая зона превращается в мини-лабораторию, которая представлена многообразием коллекций, разнообразными материалами, и оборудованием для осуществления опытнической деятельности. Проводя всевозможные опыты и эксперименты дети ведут дневники, в которых фиксируют свои выводы по результатам экспериментирования.
В центре природы находятся разные виды растений, паспорта растений, инвентарь для трудовой деятельности, различные дидактические игры, календарь наблюдения за погодой, созданный совместно с детьми.
В продуктивной деятельности – это творческая мастерская, где имеются разнообразные материалы для детского творчества, бросовый материал, с помощью которого дети самостоятельно проектируют и изготавливают атрибуты к играм.
В центре безопасности подобраны материалы по безопасности дорожного движения, макет с изображением дорог города, детьми созданы атрибуты для обыгрывания дорожных ситуаций. Зона двигательной активности представлена физкультурным уголком, оснащение которого преимущественно составляет нетрадиционное оборудование, выполненное с помощью родителей, а также руками самих детей.
В игровой зоне дети с большим удовольствием используют самостоятельно созданные атрибуты, бросовый, неоформленный материал, предметы заместители. При организации игровой среды учитывалась и гендерная специфика. Игровые модули и покрытия полифункциональные, позволяющие преобразовывать пространство под собственный замысел, с помощью ширм со сменными панелями. В музыкальном театрализованном уголке имеются различные виды театра, элементы костюмов, ширмы, музыкальные инструменты, игры и пособия. Спокойная зона представлена центром отдыха и уединения, центром книги.
Новая образовательная среда группы включает в себя и информационные коммуникационные средства обучения.
Образовательный процесс выстраивается с использованием различных развивающих технологий: песочная терапия с использованием световой песочницы, совместное рисование на прозрачном мольберте, проектирование.
Для индивидуализации образовательного процесса в группе выделено специальное место для детских работ, для персональных выставок оформлена стена «Мое творчество», где дети могут презентовать свои работы, коллекции. Есть «Моя книга рекордов», в которой отражаются успехи детей.
В приемной группе оформлен стенд «Здравствуйте, я пришел», оформлен уголок именинника, личные достижения ребенка отражаются в индивидуальных портфолио. Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды ведется в тесном сотрудничестве с родителями.
Таким образом, обновленная развивающая предметно-пространственная среда позволяет реализовать задачи образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС, направлена на развитие и поддержание детской инициативы, способствует самореализации ребенка в разных видах деятельности, является стимулирующей, движущей становления личности современного дошкольника.
Приложения:
Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/12598