Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

  • Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
  • Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
  • Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.

Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

  1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
  2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
  3. Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
  4. Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!

И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению — в статье по ссылке.

В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?

1. Изучение букв

Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.

Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

  • Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:
  • Видишь хвостик на конце,
    Значит это буква Ц.
  • Буква Б как бегемот –
    У нее большой живот!
  • Г похожа на гуся —
    Изогнулась буква вся.

Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква.

В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы.

Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее
Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбузабрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафливиноград  — с буквой В и т.д.

Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).

Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим.

Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами.

Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

2. Складываем слоги

Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.

Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.

«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры.

Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано.

Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку.

Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики.

Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.

— Игры «Магазин» и «Почта»

Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги.

Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу — за монету со слогом КУ и т.д.).

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.

Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами.

Ребенок будет почтальоном, он  должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо.

В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

— Домики со слогами

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

— Игра «Составь слог из половинок»

Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.

— Игра « Закончи слово»

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

Больше игр для обучения чтению по слогам — в статье по ссылке.

3. Читаем слова и предложения

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях.

Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.

Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

— Поиск загаданных слов

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

— Следы со словами

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка»

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА).

Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места.

Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ – КОТ – РОТ – РОС –  НОС – НЁС – ПЁС.
  • ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать.

Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа.

Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Читайте также:  Уголок природы в старшей группе детского сада по фгос

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/obuchenie-chteniyu-doshkolnikov-v-igrovoj-forme.html

Игры и задания для обучения чтению дошкольников 6-7 лет

Обучение чтению дошкольников в игровой форме — это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги.

Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога.

Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет — интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:

  • Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
  • Внимание становится произвольным.
  • Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
  • Растет самооценка, осознание себя как личности.
  • Игра остается основной формой получения знаний.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Общие рекомендации по обучению

Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1.  Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

  • Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
  • Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
  • Начать можно с таких:

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.

Задания

Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания.

У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь.

Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.

Найди буквы и раскрась

Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.

Найди буквы на картинке

Смотри на картинку и читай

Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.

После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.

Читаем по слогам

Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.

Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.

Видео

Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/obuchenie-chteniyu-v-igrovoj-forme

Грамматика для дошкольников: подготовка к школе, задания для детей 5-6 лет

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет.

Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

В 5-6 лет можно учить детей читать и писать, для этого следует использовать разнообразные задания и сюжетно-ролевые игры, позволяющие превратить процесс получения новых знаний в увлекательное времяпрепровождение.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Читайте также:  Считалки для детей 4, 5, 6 лет в детском саду: подборка считалочек для малышей дошкольного возраста

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму.

Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие.

У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Советы Л.Е. Журовой

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Подготовка к школе должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать.

Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом.

Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/grammatika-dlya-doshkolnikov

Использование авторских игр и игровых упражнений, таблиц, схем, карточек по обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи 5-7 лет с использованием ИКТ

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным —
вот задача первоначального обучения.»
К.Д. Ушинский

  • Творческое название  « Звуки, буквы я учу»
  • Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели и родители
  • ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
  • По доминирующему методу — творческий
    По характеру контакта — открытый
    По характеру участия : ребёнок-участник
    По продолжительности –долгосрочный
    По предметному содержанию — обучение грамоте
    По характеру контактов-контакт с семьёй и педагогами
  • По характеру охвата-фронтальный
  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
  2. Повышение мотивации воспитанников к формированию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте  путём использования  авторского наглядно-практического  дидактического материала
  3. ГИПОТЕЗА :
  4. Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.
  5. ЗАДАЧИ:
  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения
  • ПРИНЦИПЫ:
  • Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).
    Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
    Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем
  • Принцип последовательности  ,доступности ,систематичности.
  • ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
  • Как повысить эффективность усвоения программного материала ?
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
  • В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать.
  • МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ
  • Реализация данного проекта возможна в группах с детьми компенсирующей и комбинированной направленности, имеющими  ТНР – ОНР 3-4 уровня речевого развития ,а также может использоваться в работе с детьми массовых групп.
  • ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте.
Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
Выполнение заданий в вечернее время.
Проведение консультаций для родителей.

  1. Посещение родителями занятий по обучению грамоте.
  2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  3. Подготовительный
  • Планирование по разделу «Обучение грамоте»
  • Изучение методической литературы по данному вопросу
  • Изготовление пособий /таблиц, карточек , игр, рабочей тетради»  Звуки, буквы я учу!» Рабочая тетрадь« Звуки, буквы я учу»
    является дополнением  к передовому опыту работы по теме «Модернизация логопедической работы через реализацию парциальной авторской коррекционно-развивающей программы «Ступеньки развития»
  • Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте.
  • Разработка диагностической карты по данному разделу.
  • Первичное обследование детей.
  • Консультации для родителей и воспитателей.

Основной этап

  • Проведение фронтальных (подгрупповых )и индивидуальных занятий по обучению грамоте.
  • Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями.
  • Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем.

Заключительный этап

  • Проведение итогового контроля
  • Анализ результатов составление диаграмм
  • Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом
  • Отчёт о результативности на итоговом педсовете .
  • Представление апробированного материала для обсуждения на районном МО.
  • Защита разработки  и внедрение в  коррекционный процесс инновационного проекта, рецензирование  проекта на уровне  ДОУ ,район, край или федерация.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Обведение по контуру , штриховка ,написание букв по точкам,  выкладывание букв из бус, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, создание буквы из пальцев, нахождение неправильно написанных и т. д.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты ,выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения ,печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с рабочей тетради по образцу ,самостоятельно работать  на  планшете( на слух печатать ряд букв,слогов,слов) и т.д.

ВЫВОД

В результате использования авторского дидактического материала у детей повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.

  • ДИАГРАММА №1 НА НАЧАЛО, КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
  • Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее
  • Авторская разработка рабочей тетради « Звуки, буквы я учу»
    КАРТОЧКИ, СХЕМЫ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
  • Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Источник: https://smollogoped.ru/ispolzovanie-avtorskih-igr-i-igrovyh-uprazhnenij-tablits-shem-kartochek-po-obucheniyu-gramote-doshkolnikov/

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду | Азбука воспитания

Уроки обучения письму, обучение алфавиту, задания. Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:

  1. Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
  2. Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
  3. Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Игра «Чей голосок?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

• Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

  • • К нам кукушка в огород залетела и поет.
  • А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
  • Ку-ку-ку!
  • • Сел петух на забор, закричал на весь двор.
  • Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
  • Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук»

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.

Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?»

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Читайте также:  Музыкальные игры в детском саду - картотека, роль в развитии дошкольников, организация занятия

Игра «Вертолина»

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого»

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка»

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?»

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков.

Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками.

Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.

Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Алфавит в картинках для детей

Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.

  1. Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.
  2. Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.
  3. Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.
  4. Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.

Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.

Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О

Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц

Буквы Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Обучение детей на дому. Обучение грамоте

  • Вашему ребенку 6 лет, и вы, конечно, озадачены вопросами: готов ли он к школе, нужно ли отдавать его в подготовительный класс или достаточно домашней подготовки?
  • На страницах нашего сайта разработан полный тематический курс для групповых или индивидуальных занятий по обучению чтению и письму, даны методические рекомендации для наставников.
  • Программа предложенных занятий полностью соответствует принятым учебным стандартам и нацелена на всестороннее развитие дошкольника.
  • Уважаемые педагоги!

Каждый год вы занимаетесь с дошкольниками в так называемом нулевом или подготовительном классе.

Вам в помощь разработана программа для групповых или индивидуальных занятий с будущими первоклассниками по обучению грамоте.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок собирается в школу, и вы озабочены его подготовкой в 1-й класс? Тогда это все для вас.

Если нет возможности обучать ребёнка в подготовительном классе, но есть желание заниматься с ним дома, учебные занятия, которые есть у нас на сайте, решит многие ваши проблемы.

На нашем сайте будут представленыразные обучающие занятия с заданиями для детей и пояснениями для взрослых. Обязательно выложим новые.

Большое внимание уделим подготовке руки дошкольника к письму: даны разнообразные упражнения по написанию печатных букв, копированию элементов письменных букв, обводке, штриховке и раскрашиванию. Каждое занятие сопровождается «Весёлой переменкой».

В конце его приводится раздел «Проверялочка» — проверочные задания на усвое­ние и закрепление пройденного материала.

  1. Чтобы занятия принесли ощутимую пользу, соблюдайте простые правила:
  2. • урок должен длиться не более 25—30 минут в день;
  3. • не торопите ребёнка и обязательно хвалите его, отмечая любые успехи;
  4. • не переходите к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым;
  5. • чередуйте различные виды деятельности маленького ученика, не забывайте выполнять упражнения из «Весёлых переменок».
  6. Надеемся, что будущим первоклассникам будет интересно заниматься, а уроки принесут конкретную пользу.
  7. Желаем вам успехов!

Источник: https://azbyka.ru/deti/igry-na-obuchenie-gramote-dlya-detej-5-6-let-v-detskom-sadu

Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте

  • Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
  •     Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни — является задачей подготовительного периода в детском саду
  •  Извлечение из ФГОС ДО
  • Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им по­вторять (хлопками, отстукиванием) рит­мический рисунок, сравнивать серии уда­ров, предъявляемые последовательно. Та­ким образом развивается и речевое, и нере­чевое слуховое восприятие ребенка.

  1. 2) развитие фонематического восприя­тия.
  2. 3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.
  3. 4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.
  4. 5) развитие артикуляционной моторики.

6) развитие устной речи с целью профилак­тики нарушений чтения и письма предпола­гает комплексную работу.

 Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками.

Подби­рать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Приду­май название действия на заданный звук» и т.п.

7)формиро­вание осознанного отношения к языковой действительности.

 Необходимо учить до­школьников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (от­бирать картинки, в названии которых име­ется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к дру­гим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в пред­ложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-воле­вой сферы.

9) формирование у дошкольников эмоцио­нально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способнос­тям, результатам работы, поведению, т.е. са­мосознания.

образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  • Освоение чистого произношения сложных звуков;
  • упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
  • использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания);
  • автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

  • В старшей группе дети осваивают  умения:
  • делить на слоги двух-трехслоговые слова;
  • осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов
  • интонационно выделять звуки в слове,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;
  • составлять предложения по живой модели;
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
  • В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения с заданным количеством слов;
  • ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов;
  • выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;
  • чтения простых слов и фраз;
  • разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
  • освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа)
  •  интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий),
  • составление схемы звукового состава слова,
  • выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамо­той, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положитель­ных эмоций, реже возникают трудности!

Источник: https://mdou22balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/lekcii_i_metodicheskie_stati/zadachi_i_soderzhanie_obrazovatelnoj_dejatelnosti_po_podgotovke_detej_k_obucheniju_gramote/8-1-0-103

Ссылка на основную публикацию