Наблюдения в средней группе: картотека по фгос с целями, пример конспекта, перспективное планирование

Наблюдение — это целенаправленное восприятие дошкольниками объектов и явлений окружающей среды, специально организованное педагогом.

Данный процесс довольно сложен, поскольку задействует одновременно чувственное восприятие, мыслительные процессы (умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи) и речь ребёнка.

Кроме того, для успешной работы имеют значение уже имеющиеся у малыша знания и опыт.

Такая деятельность становится важной составляющей для формирования экологической культуры дошкольника, поскольку нацелена на следующие результаты:

  • У ребят появляется желание больше общаться с природой, отражая при этом свои впечатления в продуктивной деятельности и различных играх.
  • Закладывается правильное понимание сущности природных явлений, бережное отношение к растениям и животным.
  • Дети приобретают практические знания об охране природы.

Задачи

В среднем дошкольном звене наблюдения решают следующие задачи:

  • Углубление знаний о сезонных изменениях в природе: малыши учатся замечать и называть такие явления, как ветер, листопад, снегопад и пр., выделять признаки конкретного времени года, сравнивать пейзажи в различные сезоны (осенний и зимний, зимний и весенний и т. д.).
  • Формирование умения устанавливать элементарные связи между явлениями природы (к примеру, похолодало — исчезли насекомые, отцвели растения, подморозило — вода превратилась в лёд).
  • Расширение представлений о многообразии растений и животных, птиц и насекомых, их состоянии и поведении в разные времена года.
  • Углубление знаний о свойствах объектов неживой природы (например, воды и песка, камней и глины и т. д.).
  • Развитие представлений о работах, проводимых на участке детского сада (труд дворника в разные сезоны), на цветнике, огороде (посадка семян, уход за растениями, сбор урожая).
  • Уточнение представлений об объектах социального мира (как одеты прохожие в определённый сезон, рассматривание транспорта, пешеходного перехода, работы светофора и т. д.).

Приёмы работы

У детей пятого года жизни уже есть определённые представления о природе, они способны к детальному восприятию объектов.

Тем не менее наблюдение обязательно должен координировать педагог: задавать вопросы, составить примерный план, указывать на признаки сходства и отличия ряда объектов (например, разных деревьев или птиц).

В результате у малышей возникает целостный образ, они способны словесно описать растение, животное, природное явление.

В средней группе педагог обязательно координирует процесс наблюдения

Наблюдение усложняется за счёт увеличения количества одновременно рассматриваемых объектов (вместо одного два). Кроме того, каждому ребёнку либо группе дошкольников (из 2–3 человек) могут выдаваться объекты для индивидуальной работы (к примеру, листочки, веточки или шишки).

Детям 4–5 лет проще воспринимать объект природы, если связать его с практической деятельностью. Педагог ставит задачу — сообщает, что в их группе появился аквариум с рыбками, и ребята должны научиться ухаживать за ними (в ходе наблюдения дошкольники начинают осваивать простые трудовые действия: дать рыбкам или птичке корм, вымыть поилку).

Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование

Наблюдение будет более эффективным, если связать его с практической трудовой деятельностью

Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование

Рассматривание каждого объекта воспитатель сопровождает многочисленными вопросами. Они направлены не только на уточнение внешнего вида объекта (например, какого цвета шерсть у хомячка, какова форма его туловища), но и на нахождение причинно-следственных связей (почему эта рыбка плавает так быстро, что помогает хомячку так ловко лазить по лесенке).

Рассматривание некоторых объектов хорошо сопровождать загадками, чтением коротких стихотворений, потешек соответствующей тематики. Так, к наблюдению за птицами на участке подойдут такие варианты:

  • Галка скачет по дорожке.Галка — тоненькие ножки,Чёрная головка,Серый плащ-обновка. (А. Соколик).
  • Сорока—белобокаЖила неподалёку,Трещала, как трещотка,Хвостом по околотку,Летала недалёко —Не низко, не высоко.Все новости сызнова —Вызнала, вызнала!Хвостом завертелаИ в лес улетела —Фрррр! (Т. Второва).
  • Воробей нахохлился,Скок-поскок…— Намочился в лужицеПоясок.Поясок из пёрышек,Чик-чирик…Но купаться в лужицеЯ привык. (А. Алфёрова).
  • Синичка, синичка,Весёлая птичка.Летает ловко,Щебечет плутовка.Птичка — синичкаРостом невеличка,Наша синичка —Воробью сестричка. (Е. Володина).

В ходе наблюдений следует опираться на личный опыт дошкольников.

Так, рассматривая котёнка, хомячка, рыбок, педагог просит малышей рассказать, какие домашние питомцы есть в их семье, какого они цвета, какой корм любят, как можно поиграть с домашним животным.

Аналогично, любуясь цветником на территории детского сада, воспитатель просит ребят вспомнить, где ещё они видели красивые клумбы, просит описать их.

В конце наблюдения воспитатель подводит итог, выясняет, как ребята усвоили новые знания (с помощью вопросов). Например, «Теперь мы знаем, как нужно ухаживать за хомячком — давайте вспомним это вместе», «Вы сможете определить снегиря, если заметите его на прогулке с родителями?».

В среднем дошкольном звене проводится больше наблюдений за растительным миром: дети рассматривают семена накануне их посадки, сравнивают разные виды деревьев (к примеру, берёзу и рябину), дерево и кустарник, комнатные цветы (герань и бегонию). Здесь полезно использовать вспомогательные схемы, гербарии, рисунки.

Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование

В процессе наблюдения целесообразно использовать схемы и рисунки

Ещё один приём работы, который можно использовать при работе с малышами пятого года жизни, — простые игры-поручения вроде «Найдите такой же» или «Кто заметит?».

Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование

Если на прогулке малыши наблюдали за кошкой, то полученные знания и впечатления можно закрепить в процессе рисования

Наблюдения в детском саду можно классифицировать по многим параметрам.

Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование

Прежде всего, наблюдения классифицируются по месту их проведения — в группе или за её пределами

Организация наблюдений в средней группе детского сада

В среднем дошкольном звене уже можно практиковать циклические наблюдения за жизнью растений и животных. В процессе наблюдений воспитанники средней группы получают больший объём информации.

Так, кроме сведений о внешнем облике живых существ, они узнают их способ передвижения, место обитания, предпочитаемую пищу.

Это подводит ребят к пониманию связи между спецификой строения растений и животных и их приспособленностью к окружающей среде.

При организации наблюдения важно, чтобы объект был доступен для восприятия каждому ребёнку, участвующему в процессе. Воспитатель заранее продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны размещаться, чтобы получить необходимую информацию об объекте.

Что касается продолжительности наблюдения в средней группе, то оно не должно занимать более 10 минут. Структура процесса организованного наблюдения такова:

  1. Вначале воспитатель собирает детей и привлекает их внимание («Сейчас вы увидите что-то интересное» или «Вы любите животных?»), можно привлекать игровых персонажей (старичок-лесовичок хочет показать малышам деревья), загадки-описания. Здесь важно не переусердствовать: сильные эмоции способны помешать мыслительным процессам.
  2. Основная часть — это непосредственное рассматривание объекта, в ходе которого педагог задаёт вопросы (не нужно их наслаивать друг на друга). Ведь дети должны подумать и сосредоточиться.
  3. Завершают наблюдение итоговые вопросы. Если ребята рассматривали какие-то объекты на прогулке, перед дневным сном им можно почитать сказку на подходящую тему, а вечером предложить создать рисунок, где они выразят свои впечатления.

Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. При работе с детьми пятого года жизни будут актуальны следующие темы:

  • Наблюдения, затрагивающие природные явления и сезонные изменения в природе:
    • погода;
    • листопад;
    • осенний дождь;
    • лужи на участке;
    • ветер;
    • небо;
    • облака;
    • снегопад;
    • снежинки;
    • лёд;
    • сосульки;
    • капель;
    • камни;
    • почва;
    • солнце.
      Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование
      Малыши обычно очень любят снег и с нетерпением ждут его появления

  • Наблюдение за растительным миром:
    • за цветником, берёзой, рябиной, елью, тополем, ивой;
    • сравнение двух деревьев по ряду признаков (к примеру, берёзы и рябины, живой и искусственной ели);
    • за кустарниками;
    • сопоставление дерева и кустарника;
    • за набухающими почками на деревьях;
    • за корой деревьев;
    • за травой.
  • Наблюдение за животными, птицами и насекомыми:
    • за воробьём, вороной, синицей, голубем, сорокой, снегирём;
    • за перелётными птицами;
    • за птичьими следами на снегу;
    • сравнение птиц по размеру, окраске, голосу, оперению;
    • за птицами на кормушке;
    • в группе за попугайчиком, рыбками а аквариуме.
    • за кошкой, собакой, хомяком;
    • за насекомыми.
  • Наблюдение за людьми и трудом человека:
    • за работой дворника в разное время года;
    • за осенними работами на огороде (труд сотрудников ДОУ, воспитанников старшего возраста);
    • за посадкой овощей на огороде ДОУ в конце весны;
    • за трудом шофёра (привозит продукты в детский сад);
    • за трудом почтальона (приносит в детский сад письма, газеты и журналы);
    • за прохожими (во что одеты, как идут);
    • за малышами, которые недавно пришли в детский сад (как они ведут себя, отчего некоторые плачут);
    • за строительством нового дома.
  • Наблюдения, связанные с автомобилями и ПДД:
    • за автомобилями на дороге (проезжей частью);
    • за пожарной машиной;
    • за снегоуборочной машиной;
    • за строительной техникой.
      Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование
      В ходе наблюдения малыши запомнят, как выглядит знак пешеходного перехода и увидят, как останавливаются перед ним машины

Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование Наблюдения в средней группе: картотека по ФГОС с целями, пример конспекта, перспективное планирование

Источник: https://papaprostatit.ru/serdtse/srednie-sroei-nablyudeniya-raznykh-gruppakh/

Календарное планирование в средней группе по теме "ДЕТСКИЙ САД"

  • Календарный план воспитательно-образовательной
    работы
  • на
    1 — 4 сентября 2015 года теме «Здравствуй,
    детский сад»! «Как мы играем»
  • Дата: Вторник 1 сентября
Режим Формы совместной деятельности взрослых и детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей Организация самостоятельной деятельности детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей
Утро
  1. Утренняя гимнастика №1
  2. Дидактическая игра «Поступи правильно».
  3. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь цветок».

Беседа: «Мы – воспитанники средней группы». «О правилах поведения в группе.«Дежурство по столовой» Игровая ситуация: «У нас в группе новенький».

Рассматривание наглядно-иллюстративного материала «1 сентября – День знаний».
НОД Музыкальное развитие развлечение «1 сентября – День знаний»
Прогулка
  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе
  • Ц:формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
  • Индивидуальная работа:«Поймай мяч».( с Настей и Алиной)
  • Цель: развивать ловкость.

Трудовые поручения. Подметание веранды. Подвижная игра «Пятнашки».(упражнять в беге. Не наталкиваясь друг на друга) П/и «С кочки на кочку» Ц: упражнять в прыжках в высоту

  1. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и игрушками оригами
  2. предложить детям игры с прокатыванием мяча, построить для этого воротики.
  3. предложить детям поиграть в лошадок с помощью прыгалок, покататься с горки, подобрать игровой материал и атрибуты для игры в семью и детский сад
Работа перед сном Разговор с детьми о пользе дневного сна. Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша» Работа с дежурными по столовой. Напомнить детям о навыках опрятности. Закреплять навык аккуратно складывать одежду. И/С «Мы уже совсем большие» Ц: выявления уровня сформированности навыков самостоятельного одевания и раздевания
Тихий час Планирование. Подготовка к НОД, совместной, проектной деятельности. Оформление маркировки для дежурных по столовой
Вечер Гимнастика после дневного сна №1 прохождение по ребристой дорожке, релаксирующие упражнения в кроватках. Рисование «Трёхглазый дружок». Загадывание загадок о светофоре.

  • Рассматривание картин с изображением светофора.
  • Дидактическая игра «Светофор».
  • ОПЫТ «Расскажи о песке, воде» Цель: выявление уровня представлений о свойствах воды, песка и снега
  • С/Р игра«Детский сад» Ц:расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Создание условий для с/р «Дом., Семья» Ц: выявление сформированности умения распределять роли
Прогулка Подвижные игры «Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано». Цели: упражнять в бросании и ловле мяча;учить ориентировке в пространстве. Индивидуальная работа «Собери игрушки». Цель: развивать внимательность.
  1. Календарный план воспитательно-образовательной
    работы
  2. на
    1 — 4 сентября 2015 года теме «Здравствуй,
    детский сад»! «Как мы играем»
  3. Дата: Среда 2 сентября
Режим Формы совместной деятельности взрослых и детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей Организация самостоятельной деятельности детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей
Утро
  • Утренняя гимнастика №1
  • Наблюдение за трудом няни Тема: «Как мы можем помочь нашей няне» Беседа «Я и мои друзья» Цель: закреплять имена детей группы
  • Д/и «Что это?» Цель: закреплять умение называть знакомые предметы , объяснять их назначение
Рассматривание иллюстраций «Детский сад» Внести картину «Осенний день» — формировать умение рассматривать иллюстрации самостоятельно.
НОД Познавательное развитие (ФЭМП) И/с « Путешествие в осенний лес» Цель: совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. (И.А.Помораева,В.А.Позина стр.12 )
Физическое развитие Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли) и мягком приземлении при подпрыгивании. (Л.И. Пензулаева стр 20 Физкультура в детском саду в средней группе)
Прогулка Наблюдение за кошкой Ц: формировать представление о внешнем виде кошки; Подвижные игры «Утята», «Птицы и дождь». Цели: упражнять в беге, лазании, прыжках; воспитывать ловкость, быстроту.

  1. Индивидуальная работа «Собери игрушки». ( с Матвеем и Макаром)
  2. Цель: развивать внимательность.
  3. Трудовая деятельность: сметание песка со скамеек и стола
предложить детям палочки для рисования на песке, помочь выбрать тему для изобразительной деятельности. В дождливую погоду предложить пластиковые конструкторы для игры на веранде. побудить детей организовать игру с мячом, тренировать в ловле и бросках мяча с небольшого расстояния; сюжетно-ролевая игра «Детский сад –семья»: ребята учатся прыжкам в длину и высоту.
Работа перед сном Разговор с детьми о пользе дневного сна. Работа с дежурными по столовой. Д/у «Мы уже совсем большие» Ц: выявления уровня сформированности навыков самостоятельного одевания и раздевания.
Тихий час Планирование. Подготовка к НОД, совместной деятельности. Оформление уголка для родителей
Вечер
  • Гимнастика после дневного сна №1 прохождение по ребристой дорожке, релаксирующие упражнения в кроватках. Проблемная ситуация «Мой друг – расческа» Цель: обучения умений следить за своим внешним видом
  • С/И «Семья- детский сад»
  • Ц:Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
внесение атрибутов для самостоятельной игры «Семья -Детский сад»Цель: учить детей играть дружно Создать условия для ИОС «Поможем кукле одеться на прогулку» Цель: наблюдение за умением объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию
Прогулка
  1. П/и «По узенькой дорожке» Ц: закреплять умения перешагивать из круга в круг
  2. П/и «Солнышко и дождик» Ц: выявление уровня сформированности навыка соблюдать правила в игре.
  3. Создание условий для самостоятельной деятельности по желанию детей
  • Календарный план воспитательно-образовательной
    работы
  • на
    1 — 4 сентября 2015 года теме «Здравствуй,
    детский сад»! «Как мы играем»
  • Дата: Четверг 3 сентября
Режим Формы совместной деятельности взрослых и детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей Организация самостоятельной деятельности детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей
Утро
  1. Утренняя гимнастика №1
  2. Специальное моделирование ситуаций Тема: «Что нужно сделать, чтобы наш детский сад стал еще лучше?
  3. Развивающая мозаика на развитие мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия, речи и интеллектуальных способностей. «Сложи цветок» Д/у « Собери урожай» Цель: учить группировать овощи и фрукты
  4. И/с «Если малыш поранился»
  5. Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Создать условия для рассматривания иллюстраций о профессиях взрослых в детском саду. Цель: Обогащение словаря детей существительными, обозначающими профессии, глаголами, характеризующими трудовые действия. Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, не отклоняясь от их содержания.
НОД Речевое развитие Описание внешнего вида куклы Оли. Цель: учить рассматривать предметы, сформировывать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью его короткий описательный рассказ. Учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать сущительные и прилагательные в роде, числе, обратить внимание на наличие звука(О) в словах.О.С. Ушакова стр23
Физическое развитие Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли) и мягком приземлении при подпрыгивании. (Л.И. Пензулаева стр 20)
Прогулка Наблюдение за автомобилемЦ:учить различать автомобили по их назначению;формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия. Подвижные игры«Цветные автомобили». Цель: продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (рулями). «Лиса в курятнике». Цели:совершенствовать умение быстро действовать по сигналу;развивать ловкость. Индивидуальная работа с Сашей М. Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться. Цель: развивать ловкость. Трудовая деятельность: помощь воспитателю в накрывании песочницы(Ц: развивать взаимопомощь, желание трудиться сообща)
  • Создать условия для игр с выносным материалом Цель: наблюдение за умением подбирать атрибуты для игр
  • предложить детям использовать мелкие камешки для выкладывания рисунка на ровной поверхности (на веранде или песочнице), создать изображения с помощью палочек.
  • Создать условия для п/и по желанию детей Цель: повышение ДА на прогулке
Работа перед сном Разговор с детьми о пользе дневного сна. Работа с дежурными по столовой. Напомнить детям о навыках опрятности. Закреплять навык аккуратно складывать одежду.
Тихий час Планирование. Подготовка к НОД, совместной деятельности. Оформление групповой документации
Вечер Гимнастика после дневного сна №1 прохождение по ребристой дорожке, релаксирующие упражнения в кроватках. «Игры-инсценировки Теремок» Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомой сказки разыграть инсценировку. Вовлечь детей в игру. Работа в уголке книги:реставрация книг. Предложить детям просмотреть книги, отобрать те из них, которые нуждаются в ремонте. Привлечь детей к посильной работе по подклейке книг.
Прогулка П/и «Птицы в гнездышках» Цель: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга П/и «Найди свой домик» Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве
  1. Календарный план воспитательно-образовательной
    работы
  2. на
    1 — 4 сентября 2015 года теме «Здравствуй,
    детский сад»! «Как мы играем»
  3. Дата: Пятница 4 сентября
Режим Формы совместной деятельности взрослых и детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей Организация самостоятельной деятельности детей по видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей
Утро
  • Утренняя гимнастика №1
  • Решение проблемных ситуаций Тема: «Волшебные слова»
  • Тема: «Что тебе нравится в детском саду».
  • Беседы по безопасности: «Почему в группе должен быть порядок».
  • Д/и «Чудесный мешочек» Цель: учить определять на ощупь предметы определять на ощупь предметы
  • Д/и «Комната для кукол» Цель: выявление уровня представлений о предметах ближайшего окружения
Создать условия для игровой деятельности «Концерт для кукол» Цель: наблюдение за умением подбирать атрибуты
НОД Рисование по замыслу. Тема «Как я провел лето». Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученного летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа, и по всему листу. Развивать творческую активность. Комарова Изобразительная деятельность в средней группе стр.
Физкультурное развитие ( на улице) Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врассыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча двумя руками. Л.И. Пензулаева стр 21
Прогулка Наблюдение за трудом дворникаЦель: Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное, закреплять знания о профессиях. Экскурсия вокруг сада Цель — уточнять понятия «дерево», его строение. Объяснить, как отличить дерево от куста. Подвижные игры:«Кто быстрее», «Коршун и наседка». Цели: совершенствовать умение бегать, лазать, прыгать; развивать реакцию. Индивидуальная работа:«Изобрази настроение». С Милой и Нелли Цель:учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения Создать условия для п/и «Кто дальше бросит?».

  1. Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.
  2. предложить детям построить в песочнице автотрассу, пустить по ней машины, соблюдающие правила дорожного движения.
  3. предложить детям игры с мячом, прыгалками, кеглями.

С/Р игра ориентировка на участке. «Магазин». Цель: создать игровой сюжет, в котором одна семья приходит в гости к другой; учить ребят отбирать для роли нужные атрибуты; распределять роли без конфликтов, воспитывать дружеские чувства.

Работа перед сном Работа с дежурными по столовой. Напомнить детям о навыках опрятности. Закреплять навык аккуратно складывать одежду.
Тихий час Планирование. Подготовка к НОД, совместной деятельности
Вечер
  • Гимнастика после дневного сна №1Закаливающие мероприятия
  • Собрать Домик для любимой игрушки (конструктивно-модельная деятельность)
  • Цель: Формировать навыков конструирования по схеме (рассматривание вариантов построек, их анализ, подбор строительного материала
  • ХБТ ( мытье игрушек) «Наведём порядок»
Создать условия для Русской народной игры-забавы (словесная) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики. Ура! Им гулять давно пора. Цель: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.(народные игры Ю.У)
Прогулка Подвижные игры«Птичка и кошка», «Цветные автомобили». Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Игры с выносным материалом ведерки, лопатки, грабли, формочки

Подписаться на новые

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/354217/149740/

Наблюдения на прогулке и в уголке природы в средней группе

Ещё с раннего возраста у детей формируется представление об изменениях в природе, например, когда день становится короче, а ночь длиннее либо как растут цветы, падают листья и т.д. Посещая детский сад, ребята учатся различать и характеризовать приметы лета, осени, зимы и весны при помощи стихотворения. Основной задачей любого воспитателя является воспитать любовь детей к природе.

Перспективное планирование тем и целей для наблюдений на прогулке в средней группе

Педагог может выбрать тему для наблюдения по теме «Наступила осень». Дети научатся выделять изменения в жизни растений и животных. При выполнении задания происходит формирование представлений об осенних месяцах.

Темы и цели для наблюдения на прогулке в средней группе

Для того, чтобы глубже закрепить знания, педагог задает ребятам вопросы следующего характера:

  • Какое сейчас время года? (Лето, осень, зима, весна).
  • Как вы догадались, что наступила осень?
  • Кто может перечислить характерные особенности этого времени года?
  • Что делает человек осенью?
  • Почему в декабре холоднее чем в ноябре?
  • Бывает ли ветер осенью?
  • Какой месяц следует после февраля?

Детям интересно беседовать о животных, о погоде они очень внимательно слушают, когда педагог рассказывает об их приспособлении в холодное время года.

Кроме этого, воспитатель обучает ребят трудовой деятельности, рассказывая, что когда выпадают листья, их нужно убирать.

Наблюдения в средней группе картотека с целями по ФГОС — это исследовательский процесс, который воспитывает интерес окружающему миру, то есть природным явлениям.

Некоторые образовательные центры составляют для дошкольников календарь природы «Особенности природы по месяцам», составленный на основе федерального статистического наблюдения.

Цель по наблюдению за неживой природой

Карточки с целями по наблюдениям за неживой природой

На уроке воспитатель предлагает детям рассмотреть сухой песок. Основная цель занятия — это знакомство с таким компонентом неживой природы, как песок.

Наблюдение — берётся небольшая горстка сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассмотреть, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Затем, следуют вопросы следующего характера:

  • Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый).
  • Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок).
  • Как можно назвать песок? (Сыпучий).

Цель по наблюдению за живой природой

Карточки с целями по наблюдениям за живой природой

Наблюдение за живой природой происходит за знакомством насекомых, например, с муравьями. Ход занятия — это рассмотрение муравейника. Педагог спрашивает дошкольников, из чего он состоит.

Далее воспитатель объясняет детям, что веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

Они появляются ранней весной (март, апрель).

  Музыкальное воспитание дошкольников

Можно рассмотреть и другую тему, например, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Воспитатель учит детей, что цветочки нуждаются в бережном уходе, за ними нужно регулярно смотреть, поливать, протирать листочки. Во время выполнения работы, педагог предлагает ребятам взять леечки и полить растения.

Как трудится взрослый человек

Карточки с целями по наблюдениями за трудом взрослых

Дети, которые посещают государственный образовательный центр должны ценить труд взрослого человека. Поэтому на уроке дошкольников приглашают понаблюдать за работой дворника. Основная задача занятия — это закрепить знания о профессии дворника, что входит в его обязанности, чем можно помочь дворнику.

Важно! Педагог воспитывает доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.

  • В процессе наблюдения для дошкольников в средней группе педагог загадывает загадку.
  • Скручена, связана,
  • На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Картотека наблюдений и труд в уголке природы в средней группе

Существуют определенные задачи, которые нужно выполнить для закрепления общих знаний в средней группе. Например, детей знакомят с различными растениями в уголке природы. Данная тема активно развивает познавательный интерес ребёнка к миру комнатных растений.

Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:

  • длительные наблюдения за растениями,
  • организацию труда по уходу за комнатными растениями;
  • систему занятий.

Обратите внимание! Дошкольники в средней группе больше наблюдают за явлениями, чем выполняют поручения воспитателя. Поэтому такой образец взаимодействия с природой имеет решающее значение.

Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями. Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие.

Следующий этап — это когда воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

Как проходит этап организации труда в природе:

  • наблюдаются живые объекты, выявляется их состояние и самочувствие, определяются недостающие условия для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
  • заключительное наблюдение, позволяет качественно оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Основные методические рекомендации как правильно организовать и провести наблюдения

Подготовительный урок по наблюдению за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

  • рассматриваются внешние особенности строения растений;
  • происходит наблюдение за способами их функционирования;
  • дети знакомятся с условиями внешней среды (иногда педагоги организуют экскурсию);
  • выявляется зависимость состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий.

  Мелкая моторика рук у детей от 2 до 3 лет

Методические рекомендации по организации и проведению наблюдений

Метод наблюдения в экологическом воспитании является основным звеном. При закреплении знаний, ребята дошкольного возраста по другому воспринимают объекты, явления. Чтобы заинтересовать ребёнка данным занятием, необходимо проводить частые непосредственные встречи с природой. То есть дошкольник должен наблюдать за её объектами, например, чем отличается рябина от берёзы.

Важно! При систематическом использовании наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, например, когда восходит солнце или в каком месяце идёт снег. Все эти занятия оказывают благоприятное влияние на развитие наблюдательности.

Воспитатель заранее подбирает материал, чтобы провести урок. Нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей, аквариум, чтобы детям было хорошо видно. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть аквариум, перед тем как им кролика, почистить овощи для него.

Обратите внимание! Пробуждение интереса у детей происходит после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывание загадок о нем.

Прежде чем организовать занятие, воспитатель должен обязательно учесть особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты.

При обучении некоторых правил поведения, воспитатели использовать сюрпризные игровые приемы: неожиданно принести животное или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, птицы, а можно заинтересовать с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/nabludenia-v-srednej-gruppe-kartoteka-s-celami-po-fgos

Перспективный план наблюдений на прогулке (средняя группа)

  • Перспективный план наблюдений на прогулке
  • средняя группа
  • Месяц
  • неделя
  • Тема, цель наблюдения
  • Сентябрь
  • 1 неделя
  • 1.Наблюдение за сезонными изменениями в природе
  • Цели:формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях.
  • 2. Наблюдение за цветником
  • Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
  • 3.Наблюдение за вороной
  • Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
  • 4. Наблюдение за погодой
  • Цель:закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.
  • 5. Наблюдение за воробьем
  • Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
  • 2 неделя
  • 6. Наблюдение за березой
  • Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
  • воспитывать желание любоваться красотой дерева.
  • 7. Наблюдение за собакой
  • Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
  • 8. Наблюдение за собаками
  • Цели:расширять представления о породах собак; воспитывать заботливое отношение к животным.
  • 9. Наблюдение за пожарной машиной
  • Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность.
  • 10. Наблюдение за воробьем
  • Цели: продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память.
  • 3 неделя
  • 11. Наблюдение за березой
  • Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого; воспитывать бережное отношение к дереву.
  • 12. Наблюдение за листопадом
  • Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.
  • 13. Наблюдение за автомобилями
  • Цели: учить различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
  • 14. Многообразие осенних листьев
  • Цели: показать детям многообразие красок золотой осени; закрепить понятие листопад.
  • 15. Наблюдение за небом и облаками
  • Цель: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы, уточнить понятие «туча».
  • 4 неделя
  • 16. Что нам подарила осень
  • Цель: закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
  • 17. Знакомимся с работой дворника
  • Цель: познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.
  • 18. Наблюдение за песком
  • Цель: дать элементарные представления о свойствах песка; развивать у детей творческие способности; формировать культурно-гигиенические навыки.
  • 19. Наблюдение за солнцем (роль солнца)
  • Цель: формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце; рассказать о различиях летнего солнца и осеннего солнца (греет меньше, становится холодно).
  • 20. Наблюдение за ветром (внешние проявления ветра)
  • Цель:  показать природное явление – ветер; учить определять ветряную погоду по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся).
  • Октябрь
  • 1 неделя
  • 1. Наблюдение за состоянием погоды
  • Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; — подмечать особенности этого явления, делать выводы.
  • 2. Наблюдение за березой
  • Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; — воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
  • 3. Наблюдение за осенними работами на огороде
  • Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  • 4. Наблюдение за перелетными птицами
  • Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
  • 5. Наблюдение за погодой
  • Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.
  • 2 неделя
  • 6. Наблюдение за воробьями
  • Цели: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность.
  • 7. Наблюдение за солнцем (значение солнца в жизни растений)

Цели: формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. установить связь между летним световым днем и осенним световым днем, раскрыть влияние светового дня на жизнь, рост растений.

  1. 8. Наблюдение за ветром (влияние ветра на одежду людей)
  2. Цель:показать природное явление – ветер. Учить определять ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло – холодный ветер, люди одеваются легко – теплый ветер)
  3. 9. Наблюдение за сорокой
  4. Цели: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
  5. 10. Наблюдение за дождем (внешние признаки дождя)

Цель: познакомить детей с внешними признаками наличия дождя. Показать простейшие связи между явлениями в природе.

3 неделя

11. Наблюдение за осенними цветами

Цель: познакомить детей с названиями осенних цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия «высокий — низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).

12. Наблюдение за водой (изменение состояния воды)

Цель: дать элементарные представления о свойствах воды. Обозначить зависимость состояния воды от температуры окружающей среды.

  • 13. Наблюдение за птицами
  • Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
  • 14. Наблюдение за небом (внешние особенности неба)

Цель: познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.

15. Наблюдение за дождем (влияние дождя на жизнь и одежду людей)

Цель: показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей.

4 неделя

16. Наблюдение за травой

Цель: дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.

17. Наблюдение за цветами (наблюдение за астрами)

Цель: учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений: астрами. Познакомить с разнообразием видов астр (по цвету).

18. Наблюдение за деревьями (наблюдение за сосной)

Цель: дать представление о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями ели. Учить бережно относится  к растениям.

  1. 19. Наблюдение за птицами (передвижение птиц)
  2. Цель:  учить узнавать пернатых по внешнему виду; учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).
  3. 20. Наблюдение за птицами (наблюдение за голубем)
  4. Цель: учить узнавать пернатых по внешнему виду, закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц.
  5. Ноябрь
  6. 1 неделя
  7. 1. Наблюдение за погодой
  8. Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.
  9. 2. Наблюдение за трудом дворника
  10. Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарногозапаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
  11. 3. Наблюдение за птицами
  12. Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.
  13. 4. Наблюдение за осенним дождем
  14. Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь);воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.
  15. 5. Наблюдение за осенними листьями
  16. Цель: показать многообразие красок золотой осени.
  17. 2 неделя
  18. 6. Наблюдение за сорокой
  19. Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.
  20. 7. Наблюдение за трудом шофера
  21. Цели: продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
  22. 8. Прогулка по территории детского сада
  23. Цели: формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях; закреплять знания народных примет; воспитывать любовь к природе.
  24. 9. Наблюдение за березой и кленом осенью
  25. Цели: учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различия); закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева.
  26. 10. Наблюдение за кошкой
  27. Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки.
  28. 3 неделя
  29. 11. Наблюдение за трудом почтальона
  30. Цели: закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о труде почтальона;
  31. воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.
  32. 12. Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

  • 13. Наблюдение за тополем
  • Цели: познакомить с характерными особенностями тополя, по которым его можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
  • 14. Наблюдение за ветром

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

15. Наблюдение за солнцем.Цель: Уточнить знания детей о том, что осенью солнце светит, но почти не греет. На небе часто появляются тучи, прячут солнце.

  1. 4 неделя
  2. 16. Наблюдение за сорокой
  3. Цели: обогащать представление о мире природы, привлекать к активным мыслительным операциям; систематизировать вновь приобретенные знания и закреплять ранее полученные.

17. Наблюдение. Осмотр участка детского сада (игра «Разведчики»)

  • Цель: учить детей замечать изменения, произошедшие в природе с наступлением осени.
  • 18. Наблюдение за погодой
  • Цель: закрепить знания о погодных условиях осенью.
  • 19. Наблюдение за кленом
  • Цель: уточнить знания детей о клене, познакомить с понятиям «морозостойкий, быстрорастущий».
  • 20. Наблюдение за сосной
  • Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
  • Декабрь
  • 1 неделя
  • 1. Наблюдение за погодой
  • Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице; развивать наблюдательность.
  • 2. Морозный солнечный денек
  • Цель: формировать у детей представление о зиме; познакомить со свойствами зимнего солнца.
  • 3. Наблюдение за погодой
  • Цель: учить самостоятельно, выделять и называть изменения в природе зимой.
  • 4. Наблюдение за снегом
  • Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением — снегопадом
  • 5. Наблюдение за ветром
  • Цель: Познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».
  • 2 неделя
  • 6. Наблюдение за синицей
  • Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
  • 7.Знакомство со свойствами льда
  • Цель: познакомить с сезонным явлением – гололедом, со свойствами льда.
  • 8. За окном мороз
  • Цель: закрепить знания детей о зимнем явлении – морозе.
  • 9. Наблюдение за деревьями
  • Цель: показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.
  • 10. Наблюдение за работой дворника
  • Цель: воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.
  • 3 неделя

11. Наблюдение за снегом.

Цель: расширить знания детей о снеге.

12. Зимующие птицы

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.

13. Зимние забавы

Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулках.

  1. 14. Наблюдение за березой и сосной
  2. Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
  3. 15. Наблюдение за ветром
  4. Цель: учить определять наличие и направление ветра.
  5. 4 неделя
  6. 16. Наблюдение за вороной
  7. Цели: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.
  8. 17. Наблюдение в птичьем парке
  9. Цели: закреплять представление о птичьем мире; упражнять в узнавании птиц по описанию.
  10. 18. Наблюдение за животными

Цель: познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши собаки. Воспитывать доброе отношение к животным.

  • 19. Наблюдение за птичьими следами на снегу
  • Цели: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.
  • 20. Мороз
  • Цель: расширить знания детей о морозе.
  • Январь
  • 1 неделя
  • 1. Наблюдение за погодой
  • Цели: продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы.

2. Где спит медведь?

  1. Цель: учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну.
  2. 3. Наблюдение за ветром
  3. Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.
  4. 4. Наблюдение за елью
  5. Цель: формировать представление о строении ели.
  6. 5. Сравним живую и игрушечную ель
  7. Цель: показать детям главные особенности живого дерева.
  8. 2 неделя
  9. 6. Наблюдение за птицами
  10. Цели: формировать желание заботиться о зимующих птицах; учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.
  11. 7. Наблюдение за снегом
  12. Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
  13. 8. Наблюдение за солнцем
  14. Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.
  15. 9. Зимние забавы

Источник: https://infourok.ru/perspektivniy-plan-nablyudeniy-na-progulke-srednyaya-gruppa-985472.html

Ссылка на основную публикацию