Музыкальные игры в детском саду — картотека, роль в развитии дошкольников, организация занятия

Тычкина Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №3 город Красноуральск Свердловской области

Музыкальные игры в детском саду - картотека, роль в развитии дошкольников, организация занятия

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.

  • Презентация 1 скачать
  • Презентация 2 скачать
  • Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • В связи с этим развитие музыкальных способностей детей —  всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.

Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкального руководителя в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте. Для всех очевидно, что современное состояние музыкального воспитания характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания.

Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречивостью — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления  их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник; преподнесение музыки, как средства воспитания (как это делают большинство), средства ознакомления детей с окружающей действительностью, что является принижением музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышением ее до понимания эстетического содержания музыкального искусства. Доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются способности и педагогу необходимо помочь детям в ее овладении.

  1. Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований к содержанию дошкольного образования в области художественно-эстетического развития детей.
  2. Исходя из вышеизложенного, выявилось противоречие между требованиями нормативно-правовой документацией к содержанию образовательных отношений по музыкальной деятельности и не эффективными средствами развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  3. Таким образом, актуальность работы обусловлена:
  4. Большим развивающим потенциалом игровых, здоровьесберегающих технологий и ограниченным его использованием в музыкальной практике с детьми.
  5. Поэтому, основным направлением моей работы стало:
  6. Музыкальная игра – как средство развития музыкальных способностей детей

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Проблема определения более эффективных средств в развитии музыкальных способностей детей требует глубокого рассмотрения научно-методической литературы.

Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, мною было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

— музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;

— восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:

  • — музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы
  • — тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю
  • — основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ–эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.

Актуальность научных работ А. В. Кенеман подтверждается работами ученых последующих поколений: Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, М. Л. Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей отводит О. П. Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры»). К. В.

Тарасова (руководитель авторского коллектива программы «Гармония») большое внимание уделяет играм-драматизациям. Л. Е. Щелокова (преподаватель факультета дошкольной педагогики и методики МИОО) активно пропагандирует среди молодых специалистов систему музыкальных игр.

Лучшие педагоги используют музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей и творческого начала у детей и создают новые игры. Р.С.Папкова систематизировала и активно пропагандировала среди слушателей курсов повышения квалификации музыкальных руководителей музыкально-дидактические игры. Нельзя не отметить заслуги В. А.

Петровой (автор программы «Малыш») в разработке музыкальных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

И учёные и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.

Классификация музыкальных игр представлена в таблице № 1.

таблица 1

Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словом Игры спектакли
  1. Сюжетные,
  2. несюжетные,
  3. инсценировки
  • Хороводы
  • инсцени-
  • рование
  • песен,
  • народные
  • игры с
  • пением
  1. На развитие звуковысотного слуха,
  2. чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,
  3. на развитие ладотонального и гармонического слуха
На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве
  • Музыкально-драматические
  • ритмо-пластические
  • на обрядовой основе,
  • на основе певческих импровизаций

Изучение научных источников позволило мне удостовериться, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Выявленные проблемы в педагогической работе позволилипонять значимость двигательной активности в образовательной деятельности и в дальнейшей работе сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.

Одним из условий успешного решения задач являлось созданиеи подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности.

С этой целью создала музыкально-дидактические игры, такие как «Веселые подружки» «Теремок», «Три медведя» и другие –игры направлены на развитие чувства ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» — игры на закрепление высоты звука; «Вот так зайцы» — на усвоение характера музыки.

 Разработала методическое пособиедля проведения музыкально-дидактических игр; буклеты с материалом по освоению танцевально-ритмических движений в игровой форме (Приложение 1).

Создала мультимедийные игры: «Веселые человечки» — игра направлена на развитие слухового внимания, ориентировку в пространстве, развитию крупной моторики; «У бабушки Нюры» — на развитие звукоподражания, слухового внимания; «Наряди елочку» — игра направлена на развитие слухового внимания, музыкальной памяти и закрепление музыкального восприятия. Мультимедийные игры способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр используюраздаточно-дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны); подобрала музыкальный репертуар и систематизировала его на электронном носителе для использования в игровой деятельности, подобрала и оформила картотеку по артикуляционной гимнастике, фонопедическим упражнениям, дыхательной гимнастике, логоритмике.

Совершенствуя систему педагогической работы, организовывала совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствовало использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.

Координационно-подвижные игры – это жанр детского фольклора. В зависимости от цели игры, содержание игрового процесса включает в себя пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме, тем самым развивая у детей музыкальный слух и ритмизированную речь (игры «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка» и др.).

В системе работы над развитием ритмичности, ритмизированной речи, выразительностью исполнения мною применяется такая музыкально-игровая технология, как подговорки – малый фольклорный жанр. В подговорках в стихотворной форме помогаю детям освоить ритмические танцевальные движения.

Например, при освоении детьми шага польки используем ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.

(Приложение 2)

Для развития сенсорной основы музыки активно применяю музыкально-дидактические игры, которые являются обучающим воздействием на ребенка. В доступной игровой наглядной форме дети лучше осваивают соотношение звуков по высоте; понимают тембровую окраску звука, динамику; развивают чувства ритма. (Приложение 1)

Чтобы ускорить процесс усвоения ритмической структуры музыки вобразовательную деятельность включаю игры с ритмом (ритмические палочки, ритмические карточки, ритмы в стихах).

Ритмизируя детское стихотворение, дети палочками отстукивают ритм стихотворения, делают несложные фигуры из палочек и передают их по кругу, с последующим ускорением.

Работая с карточками, дети наглядно видят ритмическую основу попевок и из картинок выкладывают ритм на фланелеграфе. Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов.

Все игры с ритмом теснейшим образом связаны с моторикой и мышечной активностью. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому ребёнок, владеющий чувством ритма, лучше поёт, танцует и играет.

Игровые упражнения применяю во всех видах музыкальной деятельности: слушая музыкальные произведения, использую метод образного игрового восприятия и метод двигательного моделирования, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.

Читайте также:  Рисование в средней группе на тему «одежда и обувь», а также головные уборы, конспект занятия

Чайковского, дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики; в произведении Р.

Шумана «Смелый наездник» дети изображают пульсацию скачущей лошади); в пении для активизации детей, использую пластическое игровоеинтонирование – это исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма.

Широко использую образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.

Музыкальных игр много, одни используются мной больше, другие меньше.

Подбирая их, я учитываю возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игры оказывают на детей.

И если детиот музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты- то цель формирования чувства ритма, музыкальных способностей успешно решена.

В результате применения музыкальных игр в процессе наблюдения было выявлено, что у  детей слуховое внимание стало более организованнее; появилась быстрая и четкая реакция; ритм, передаваемый детьми стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки, установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями; в доступной игровой форме дети легче стали воспринимать соотношение звуков по высоте, динамике, ритму.

Информационно-коммуникационные технологии помогают решить задачи по развитию музыкальных способностей детей:

  • Во-первых, это дополнительная информация.
  • Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, при подборе наглядных пособий.
  • В-третьих, это способ распространения новых методических идей (мультимедийные игры)
  • Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательную деятельность для дошкольников зрелищной и комфортной.

Основные виды мультимедиа-ресурсов, которые использую в педагогической работе:

Мультимедийная презентация, слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбом.

Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично с использованием видеофрагментов. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Задача слайд-шоу – показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения, помогает в театральной деятельности компенсировать декорации и фон.

Перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику –активизирует познавательную активность детей.

Достижению цели по созданию условий для развития музыкальных способностей детей способствует реализация музыкально-коррекционной работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

В музыкально-коррекционной работес детьми требуется разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, танцы, сюжетные пляски. Среди всего этого материала коммуникативные танцы-игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения и логоритмика в моей работе с детьми занимают особое место.

В коммуникативных танцах–играх помимо музыкальности (чувства ритма, слухового внимания, крупной моторики) помогаю детям развить позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе, эмоциональное благополучие), выразительность невербальных средств общения, инициативность, готовность к общению.

В моей педагогической практике встречались дети излишне расторможенные, зажатые, с неадекватной самооценкой, с проблемами в общении. В несложных коммуникативных играх-танцах такие дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить.

Все это дает прекрасный эффект в коррекционной работе над личностными качествами ребенка.

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

Артикуляционная гимнастикавключает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др.

, ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением.При отборе упражнений следую рекомендациям учителя-логопеда.

В результате этой совместной работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Источник: http://journal.preemstvennost.ru/09-05-2015/1023-muzykalnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalnykh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta

Музыкальные сюжетно-ролевые игры

Глухих И. А., Казанцева Е. В., Васильева М. Г., Исламова А. Г. Музыкальные сюжетно-ролевые игры // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1321/ (дата обращения: 23.10.2019).



Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое для взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре

А. С. Макаренко

Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными, могут быть и музыкальными.

Музыка используется детьми в разных играх.

В сюжетно-ролевых играх можно очень широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать, напевая веселую мелодию, аккомпанируя себе на бубне, помаршировать с барабаном под соответствующую песню или, отправляясь в далекое путешествие, спеть о пароходе, поезде, самолете, машине и т. д. Песня организует действие, придает выразительность, ритмичность движения, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.

Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Песней пользуются и как считалкой перед распределением ролей в игре.

В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли.

На этапе образно ролевой игры в 2–2,5 года следует учить детей перевоплощению, передачу образов предметов, животных, и действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой, поплавать и полетать и т. д.

с этой целью организуют образные (игровые упражнения имитационного характера, элементарные игры-драматизации, игры-перевоплощения про ведущей роли педагога.

Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку, однако, для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.

Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания.

Воспитателю необходимо вдумчиво и проникновенно готовиться к работе над любой игрой данного вида, а именно, тщательно изучить необходимый музыкальный материал, детально проработать образы, структуру игры, что поможет активизировать творческий процесс детей, участвующих в игре. И наконец, вне зависимости от итога игры, воспитатель обязательно должен подбодрить, воодушевить и поблагодарить детей за старание, потому что дети должны привыкнуть получать удовольствие, прежде всего, а не стремиться к успеху любой ценой.

  • Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
  • Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно-ролевых игр являются:
  • − Увлечённость музыкально — игровой деятельностью.
  • − Степень осознания творческого замысла.
  • − Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач.
  • − Умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление.
  • − Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.
  • − Воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями.
  • Таблица 1
Игра «Путешествие в деревню»
Цель Формирование у детей творческих способностей в процессе создания музыкальных образов на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности (пения, движений) Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласила к себе в гости, в деревню, бабушка. Хотите к ней в гости? А на чем мы поедем (на поезде). Строят из стульчиков поезд Едут на поезде (сидят, изображают движение колес, машинист дает гудок, едут, поют (Песня «Паровоз» Н. Метлова, «Паровоз» З. Компанейца, «Паровоз» Г. Эрнесакса) Приехали на станцию. Воспитатель: Мы приехали на станцию, но до деревни еще путь не близок. Дальше мы отправимся на чем? (слушают в записи звукоподражание (и-го-го, би-би), звуки окружающего мира (лошадь, машина), Дети отгадывают и выполняют образные движения (лошадки, машина) Приехали. Бабушка (воспитатель надевает платок) встречает.

  1. Экскурсия по двору бабушки (Образные движения. Игры «Курочки и петушки», «Васька-кот», «Кот и мыши», «Вот сидит лохматый пес», «Густ-гуси»)
  2. Бабушка угощает (Песня «Пирожки», «Ладушки» Пальчиковые игры)
  3. Возвращаются домой.
Игровые действия
Предметно-игровая среда, оборудование Стульчики, руль, платок для бабушки, игрушки, картинки, шапочки животных, Музыкальные записи (звуки окружающего мира)
Подготовка кигре Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки. Беседы о домашних животных, рассматривание иллюстраций.
Игровые роли Машинист, бабушка, домашние животные.
Игра «Музыкальный радиоспектакль»
Цель Развитие творческой активности, инициативы, сообразительности.
Игровые действия Воспитатель: Ребята, нам поступил заказ с радиостанции «Киндер-FМ» на запись музыкальной сказки. Если это музыкальная сказка, мы должны ее рассказать музыкальным языком. А это значит, в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Давайте решим, какую сказку (или песенку) мы будем озвучивать. Дети выбирают знакомую сказку (песню), вспоминают ее (проговаривают или пропевают), затем они определяют, какому герою подходит по тембру тот или иной музыкальный инструмент. Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных инструментах того или иного героя; певцов, которые будут исполнять песенки персонажей; и, если нужно, рассказчика. Дети готовят свои инструменты. Проводят репетицию. Воспитатель: Я думаю, мы вполне готовы. Теперь нам нужно обустроить радиостудию. Как вы думаете, какая аппаратура нужна для записи сказки? (микрофоны, наушники, колонки, ноутбук, магнитофон, пульт управления звуком) Дети готовят оборудование (если есть, или предметы-заменители). Обустраивают радиорубку. Выбирают звукорежиссера, диктора (по считалке, стрелочкой, по желанию и т. д.) В первый раз роль звукорежиссера может взять на себя воспитатель. Начинают играть. Звукорежиссер занимает место у пульта, дает команду: «Внимание! Запись!» Диктор:Добрый день, уважаемые радиослушатели. Предлагаем вашему вниманию сказку (название) в исполнении ребят из детского сада № … Дети начинают исполнять музыкальную сказку. (В это время воспитатель может поставить на запись магнитофон или диктофон. В конце игры дает детям прослушать сказку в их исполнении).
Рекомендуемый репертуар Для постановки музыкальной сказки по ролям можно использовать любую сюжетную песню, например: − «Про козлика» Г. Струве, − «Теремок», рус. нар. песня обр. Т. Попатенко, − «Веселые музыканты» Е. Тиличеевой, − «Где был, Иванушка» рус. нар. песня обр. М. Иорданского, − «Как у наших у ворот», рус. нар. песня обр. В. Агафонникова, − «Во кузнице» рус. нар. Песня, − «На мосточке» А. Филиппенко, − Или (если дети достаточно подготовлены) придумать сказку-оперу на сюжет знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Кошкин дом» и т. д.)
Предметно-игровая среда, оборудование Микрофоны, магнитофон, звуковой пульт, наушники, колонки, ноутбук, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты
Подготовка кигре Разучивание песен на музыкальном занятии, игра в шумовом оркестре, знакомство с жанром опера, прослушивание фрагментов, экскурсия на радиостанцию, беседа о профессиях работников радио (звукооператор, диктор).
Игровые роли Звукооператор, диктор, роли по сюжету песни или сказки, музыканты.
Читайте также:  Музыкальное занятие в средней группе детского сада: пример конспекта по фгос, сценарий развлечения и прочее

Литература:

  1. И. Г. Галянт «Орфей». Программа музыкального развития детей».
  2. Н. Михайленко, Н. Короткова. «Организация сюжетной игры в детском саду».

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая сказка, предметно-игровая среда, старший дошкольный возраст, творческий замысел.

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая сказка, предметноигровая среда, старший дошкольный возраст, творческий замысел. Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как…

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая сказка, предметноигровая среда, старший дошкольный возраст

сказка, ребенок, игра, игровая ситуация, настольный театр, герой сказки, инсценировка сказки, рассказывание сказки, помощь, проект.

Библиографическое описание: Курчина В. В., Лазарева О. Ю. Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Игрушки помогают заинтересовать детей, активизируют их речь. Вот в зал входит кукла, воспитатель ведет ее за руку.

Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме

С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.

Музыка используется детьми в разных играх. Предметноигровая среда, оборудование.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина.

В. Сухомлинский. В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность…

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность

Развитие творческих способностей детей дошкольногоребенок, развивающая среда, вид театра, художественная

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1321/

Мдобу 16 "солнышко" п.прогресс — опыт работы "музыкально-дидактические игры в развитии муз.творчества дошкольников"

Опыт работы.

Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.

Музыкальный руководитель Ивлева Е.А.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

          Игра, по утверждению психолога Г.С. Теплова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым-задача взрослых.

            Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка.

Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Элькони: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

             По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель-удовольствие от игры- «Хочу.» Вторая цель-выполнять правила игры- «Надо». Третья цель-творческое выполнение игровой задачи- «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу!  Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

               В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения и игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

                      Первый аспект-физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля,И.М.Сеченова,И.Р.Тарханова и др.

, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.

Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект-психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

                         Третий аспект-педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

                        В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи-ритм, динамику, темп, высоту.

                          Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.

Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры.

Желания, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют фантазиюребенка, его творческие проявления и сопровождают его в каждой игре.

Цели и задачи музыкально-дидактической игры.

                      Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципыклассификации.

                      Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой,Э.П.

Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр-формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие тембрового и динамического слуха
  • Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
  • Развитие творческой активности
  • Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)
  • Обогащение новыми впечатлениями.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов-яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.

В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану.

Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области восприятия музыки.

Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.

Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

            Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня- одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию.

Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:

  • Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)
  • Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)
  • Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)
  • Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
  • Петь свои имена;
  • Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
  • Подражать ритмическому звучанию инструментов;
  • Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»)
  • Сочинение мелодии контрастного характера.

В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.

Читайте также:  Гвоздики из бумаги к 9 маю своими руками: идеи и шаблоны для поделок

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

            Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

             Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие.

Для детей более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».

             Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

                 На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

                 Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали».

              Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения.

Творческие задания сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный.

С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

              Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др.

требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности дошкольников.

                  В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.

                     В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми.

Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ.

Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ на любой вопрос касающийся музыкального воспитания детей в семье.

Источник: http://dou16-novokub.ucoz.ru/index/opyt_raboty_quot_muzykalno_didakticheskie_igry_v_razvitii_muz_tvorchestva_doshkolnikov_quot/0-111

Музыкально–игровая деятельность дошкольников и методы её организации

  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение
  • среднего професионального образования Свердловской области
  • «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
  • Курсовая работа
  • музыкально – игровая деятельность дошкольников и методы её организации
  •                                                                                                 Студент:
  • Лисенко Анна Алексеевна
  • Специальность 050144
  • «дошкольное образование»
  • Группа №24
  • Руководитель:
  • преподаватель высшей категории
  • Сапунова Ирина Александровна
  • 2015г.

Введение…………………………………………………………………………

Теоретическая часть

1.1. Психолого — педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………

1.2. Характеристика и классификация музыкально-дидактических игр……..         

1.3. Особенности и  формы организации музыкально — игровой деятельности………………………………………………………………………

1.4.Методика организации музыкально-игровой  деятельности с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………  

Заключение ………………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………………..

  1. Приложение №1………………………………………………………………….
  2. Приложение №2………………………………………………………………….
  3. Приложение №3…………………………………………………………………
  4. Приложение№4………………………………………………………………
  5. Введение

В Федеральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования, (п.2.6), определено: содержание образовательных  программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

В разнообразной деятельности  происходит формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,  конструктивно – модельной, музыкальной и др.).

  Конкретное содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными и индивидуальными  способностями  ребенка, может реализоваться только  в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах  развития ребенка. 

Актуальность:  музыка как искусство, музыкальное развитие  — это насущные   темы для серьезных теоретических и практических разработок в области образования и воспитания.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, эмоциональный раздражитель, повод для полезных  переживаний.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов,  музыка — это  искусство, которое воздействует  на ребенка  уже тогда,  когда он находится в утробе матери.

В  первые месяцы его жизни ребенок слушает музыку и выражает свои эмоции,  непосредственное влияние музыкального искусства на ребенка способствует возникновению первоначальных ответных психофизических  действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных качеств личности и  музыкальных способностей.

Музыкально —  дидактические игры способствуют развитию личности ребенка с раннего возраста.

Дети воспринимают и понимают смысл музыкальных произведений в разных видах музыкальной деятельности: в  пении,  в музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и в музыкально – игровой деятельности.

Методику организации музыкально – игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: М. Кононова,  Н. Ветлугина,  О. Радынова и др.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование процесса организации музыкально — игровой деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать специальную и методическую литературу по данной теме.

2. Определить понятие  «музыкально – дидактическая игра».

3. Выявить особенности организации музыкально – игровой деятельности.

4. Сделать выводы по теме исследования.

  • Методы исследования: анализ,  сравнительный анализ.
  • Источники исследования: ФГОС,  методические и учебные пособия.
  • 1.1 Психолого —  педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
  • Ранний и младший дошкольный возраст — период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально-дидактическим играм.

На  первом  году  жизни, отмечают  психологи,   у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.

В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.

К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.

Второй год жизни: при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.

Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан).

Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни: у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности.

Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.

Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно — образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни:   он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.

Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).

Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Шестой и седьмой год жизни: это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но  это не означает, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию,  исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность.

Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.

Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

Источник: http://refleader.ru/jgemerjgeujgbew.html

Ссылка на основную публикацию