Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет.

На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями).

Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц.

Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности.

Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски.

А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу.

Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Игры

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители.

Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика.

То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

Вводная часть:

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

Вводная часть:

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;
  5. бег.

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/ritmika-dlya-doshkolnikov

Роль ритмики в образовательном процессе | horeograf.COM

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографии

Музыкально-ритмические движения в детском саду, проведение занятий по ритмике и хореографииС древности движения, выполненные под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

Читайте также:  Патриотическое воспитание в детском саду, проект по фгос, мини музей, вариант для старшей, подготовительной, средней и младшей группе

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания.

Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение.

Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся.

Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз.

Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей.

Он создал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Далькроза. В 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время предмет введен в общеобразовательных школах, в детских садах.

Элементы ритмики используются и на зарядках, физкультминутках.

Есть интересная программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза.

Главное; на что должен быть нацелен педагог — приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

  • Таким образом ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.
  • Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относится:
  • — все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
    — динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • — форма произведения и структура двигательной композиции. В связи с этим вытекают

задачи:

— развивать музыкальность (чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки);
— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска-игра, упражнение), современный танец, различать музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т.д.;
— формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

  1. — развивать творческие способности (придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений).
  2. Источником движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец, сюжетно-образные движения.
  3. На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, поскоки, галопы, шаги, чередование движений).
2)Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Слоник», «Миксер», «Вару-Вару», «Подарки», «Макарена», «Коло», «Большой круг» и т.д.

  • 3)Музыкальные игры (сюжетные и не сюжетные).
  • Урок ритмики формируется как комплексный:
  • 1 раздел — ОР упражнения, направленные на развитие мышц рук, ног, спины,
    укрепление осанки, прыжки. (используются музыкально – ритмические упражнения)

2 раздел — Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями. Имитационные упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.(используются музыкально – ритмические упражнения, музыкальные игры)

  1. 3раздел — Этюды, танцы, игры или творческие задания.
  2. На уроках музыки можно использовать различные музыкально-ритмические движения, например:

    1) Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями:
  3. — острый шаг: («Щелкунчик»);
    — приставной шаг: («Голубой вагон»);
  4. — переменный шаг: («У дороги чибис»).
  5. 2) Упражнения на различные музыкальные ритмы :
  6. — Игра «Запомни мелодию» (Все делятся на команды, присваивается мелодия (полька, вальс, галоп, марш, мазурка))-каждая группа вступает на свою мелодию
  7. 3) Упражнения на различные регистры:

— На каждый,предлагаемый регистр разучивается и исполняется определенное движение.( Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках (Майкапар «Полька»), в среднем — ходьбу (Кабалевский «Шарманка»), в низком — ходьба выпадами («Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила»)).Ученики выполняютдвижение при звучании определенной мелодии.

4) Упражнения на различные ритмы.

Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это сочетание музыкальных звуков различной длительности. Ритм можно воспроизвести хлопками, ударами ноги, шагами. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии, который может характеризовать жанры музыки (вальс, полька).

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках.

По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, припоты, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты.

Им свойственно ощущение единство музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.

Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока.

С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала.

Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа.

Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

  • Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.
  • Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.
  • Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные);кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского -«голубец», припадание боковое, кружение; белорусского — основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального — боковой галоп, шаг польки, валь сообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Все движения учитель должен показать детям, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить их к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную),изучают основные шаги, движения головы, рук,корпуса.

После того как учащиеся усвоят упражнения ориентировочного характера, в урок вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный — бодро, под игрушечный — легко, шагом на носках, под военный — высоким шагом и т.д.

В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

• Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений и не только развивают музыкально-слуховые представления.

Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить.

Обычно для инсценировок используются песни, программная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем находят характерные движения.

На уроках можно использовать предметы, это позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки.

Например, цветы всегда ассоциируются с легкой изящной музыкой вальса, скакалки, мячи — с полькой, упражнения с лентами можно исполнить под «Вальс» И. Штрауса.

Яркая, акцентированная, сильная доля подчеркивается энергичными взмахами ленты, а под музыку В. Мурадели можно использовать упражнения с воздушными шарами.

При составлении каждой танцевальной композиции важно уловить своеобразие «изюминку» мелодии и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей. Даже при составлении учебной комбинации, важно предложить детям движения, соответствующие характеру музыки.

Ритмика решает важные задачи на этапе начального хореографического образования:

— Укрепляет психическое и физическое здоровье в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки, снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).
— Поддерживает и развивает увлечение занятиями хореографией.

— Развивает художественно-творческие способностй

Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Урок ритмики должен приносить детям радость общения с музыкой, товарищами, учителем.

Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему «свой» ключик, чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений — вот к чему должен стремиться педагог на занятии ритмикой.

  1. «Дети — наше зеркало, они очень точно копируют все наши движения и мимику, поэтому будьте выразительны, точны и чаще улыбайтесь!»
  2. Автор статьи Лилия Уварова

Источник: http://www.horeograf.com/publikacii/rol-ritmiki-v-obrazovatelnom-processe-pri-obuchenii-detej-xoreografii.html

Значение ритмики и хореографии в жизни дошкольника

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни

и от красивой жизни к абсолютной красоте»

Платон

В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, ритмики и хореографии играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

Читайте также:  Музыкальное занятие в средней группе детского сада: пример конспекта по фгос, сценарий развлечения и прочее

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений.

На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец– это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Ритмика в своем роде уникальна. Цель ееактивизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов.

Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желания заниматься физическими упражнениями.

Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленным танцевальным характером.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, эндокринную системы организма.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Профессор Женевской консерватории Э.Ж. Далькроз замечательно сказал по поводу проведения с детьми занятий по ритмике: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость».

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира.

Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Основная цель на занятиях ритмики с дошкольникамивсестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. Ритмика и хореография для дошкольников решает как общие, так и частные задачи.

  • Общие задачиоздоровительные, образовательные, воспитательные.
  • К частным можно отнести следующие задачи:
  • · привлечение детей к систематическим занятиям;
  • · укрепление здоровья;
  • · воспитание правильной осанки;
  • · профилактика заболеваний;
  • · повышение работоспособности;
  • · развитие основных физических качеств;
  • · совершенствование чувства ритма;
  • · формирование культуры движений.

Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека.

Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.

Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения.

Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать и метать дальше и выше, перебрасывать мяч и т.д.

? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела.

Существуют специальные методики постановки правильных красивых движений. Это хореографический тренинг, различные танцы и, конечно, ритмика во всех ее видах.

На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетического воспитания через комплекс ритмичных движений тела и его звеньев.

Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности.

В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка.

Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напряжен при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений.

Недостаточно сформированное представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать двигательный образ. Занятия ритмикой и хореографией в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти.

Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания. Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении.

Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики и хореографии (через подключение к музыкальной памяти — памяти мышечной), остаются на всю жизнь.

Занятия по ритмике и хореографии в нашем детском саду проводятся в средних, старших и подготовительных группах. Большое внимание уделяется детям, которые нуждаются в коррекции речи.

Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей:

— Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких.

— Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела.

— Недостаточность понимания и усвоения речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции, кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.

  1. — Несформированное планирование функции речи.
  2. Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.
  3. Использование дополнительного образования в качестве занятий по ритмике и хореографии в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и:
  4. · Способствует повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка.
  5. · Создает условия для приобщения детей здоровье сберегающему фактору жизни.
  6. · Формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
  7. Таким образом, занятия ритмикой и хореографией в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий. В результате такой работы у дошкольников наблюдается:
  8. · Формирование основ здорового образа жизни, полезных привычек.
  9. · Повышение интереса детей к речевой деятельности.
  10. · Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
  11. · Согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.
  12. · Повышение эмоционального комфорта, интересного содержания жизни в детском саду.

Подводя некоторые итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей.

Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психогимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т.п.

рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.

Главная задача педагога — приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный опыт, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.

Также активно применяется театрализация на занятиях по ритмике.

Сказки — это первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период дошкольного детства.

Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Для развития мелкой моторики рук применяется пальчиковая гимнастика, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными.

Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования — кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.

Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников.

Она представляет собой систему физических упражнений, преимущественно образного характера, выполняемых поточным методом в их гармоничном согласовании с музыкой и содержанием сказок, на основе которых строятся сюжеты занятий.

  • Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:
  • · Развитие музыкальности.
  • · Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
  • · Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
  • · Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
  • · Развитие музыкальной памяти.
  • · Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
  • · Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
  • · Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
  • · Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
  • · Воспитание выносливости, силы.
  • · Формирование правильности осанки, красивой походки.
  • · Развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  • · Развитие способностей фантазии и импровизации.
  • · Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы), умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
  • · Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/2810.html

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду



Читайте также:  Рисование во второй младшей группе «домашние и дикие животные»: шаблоны и методика

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений.

  • Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
  • Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмический слух, движение под музыку.
  • The article examines trends in the development of musical rhythmic movements of the preschoolers.
  • The author of the article presents the practical work experience.
  • The musical rhythmic movements or dance is an interesting, comfortable and fascinating form of education which enables to express yourself.
  • Key words: musical rhythmic movements, musical rhythmic hearing, movements to musical.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н. Г.

Александровой, а также ее ученикам и последователям — Е. В. Коноровой, Н. П. Збруевой, В. И. Гринер, Н. Е. Кизевальтер, М. А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное — к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения.

Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т. д.

Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

«Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности — методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

Музыкально-ритмические движения— вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы).

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности.

Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмические движения — являются синтетическим видом деятельности — это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Поэтому любые движения под музыку развивают имузыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

В дошкольном возрасте к показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.

Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования.

В процессе занятий музыкально- ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества — ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Дети дошкольного возраста в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках.

Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально — игровых образов, точность и грациозность в танце.

Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью.

В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить. К показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.

Дети 5 лет уже могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приступая к работе по проблеме развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Развить положительные качества ребенка, что бы они могли проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.

  1. Образовательные задачи развития музыкально-ритмических движений в детском саду:
  2. – Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;
  3. – Формировать умение ориентироваться в пространстве;
  4. – Формировать навыки основных танцевальных движений:
  5. Воспитательные:
  6. – Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.
  7. – Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
  8. Развивающие:
  9. – Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,
  10. – Развивать музыкальный слух и чувство ритма;
  11. – Побуждать детей к творчеству.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

  • Поэтому, разработала и изготовила пособия:
  • «музыкальный кубик», включает в себя 3 игры:
  • 1 игра — на ориентировку в пространстве зала
  • Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,
  • Задача: быстро и четко с ориентироваться по схеме.

На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.

  1. 2 игра — на развитие ритмического слуха
  2. Игра способствует развитию ритмического слуха и внимания.
  3. Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.

На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.

  • 3 игра — характерно-образные движения животных
  • Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.
  • Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.
  • На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой)
  • Результативность дидактической игры подтверждается развитие у детей:
  • ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений.
  • «ритмический паровоз», помогает развивать ритмический слух и внимание.
  • «К нам приехал паровоз.
  • Что в вагончиках привез?
  • Как вагончики все сложишь,
  • Ритм прохлопать сам ты сможешь!»

– подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т. д. Ребятам очень нравится во время дидактических игр сочинять сказки, придумывать разные истории о путешествиях, сопровождая истории ритмическими рисунками.

Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

  1. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую:
  2. – схемы танца (ИКТ).
  3. Импровизируя, дети сами выкладывают схемы танца на фланелеграфе.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, на музыкальных занятиях я использую такие игровые приемы:

– «Сапожки». Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.

– «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички.

– при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы»

– Игра «карусель» — помогает детям при движении по кругу. Развивает умение следить чтобы круг всегда был ровным, расстояния между парами были одинаковы.

  • Главными условиями развития детей на занятиях являются:
  • – поддержка интереса и желания заниматься;
  • – сочетание игровых и творческих моментов
  • – доброжелательная обстановка.
  • Таким образом, благодаря регулярным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности.
  • Литература:
  1. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — М.: СПб: ЛОИРО, 2000.
  2. А. И. Буренина «Коммуникативные игры» — 2007.
  3. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу» — М.: Гном и Д, 2002.
  4. Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» — М.: Просвещение, 1981.
  5. А. А. Евдотьева методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!» Калуга, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): движение, ребенок, ритмический слух, Игра, умение, музыка, музыкальный слух, музыкально-ритмическое воспитание, дошкольный возраст, сторона кубика.

Источник: https://moluch.ru/archive/226/52907/

Ссылка на основную публикацию