Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов
  • Исмагилова Гульфия Ильдаровна,
  • учитель — логопед первой квалификационной категории
  • МБОУ «Начальная школа — детский сад №76» города Тюмени
  1. Дидактическое пособие – лэпбук «В гостях у звука [Р]»
  2. старший дошкольный возраст
  3. Актуальность:
  4. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

         Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

         Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.

         Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителейи ребенка.

         При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности.

Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

         Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.

         На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

         Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

         Такая интерактивная папка позволяет:

  • Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
  • Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • Формировать грамматические категории;
  • Развивать связную речь;
  • Формировать психологическую базу речи;
  • Совершенствовать мелкую моторику.

         Актуальность пособия «В гостях у звука [Р]» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.

В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.

Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Аннотация:

         Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.

  • Цель:
  • -Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • -Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;
  • -Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
  •  -Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;
  • -Определять место (позицию) звука [Р] в словах;
  • -Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
  • -Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р]; 
  • -Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
  • — Развивать связную речь.
  • Коррекционно-развивающие:
  • -Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];
  • -Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);
  • -Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Воспитательные:
  • -Воспитывать усидчивость;
  • -Формировать самоконтроль за речью;
  • -Побуждать к активности в получении новых знаний;
  • -Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
  • В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
  • Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
  • — Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • — Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);
  • — Обладает дидактическими свойствами;
  • — Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • — Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • — Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • — Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
  • Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
  • Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблоновЛэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов
  •  Содержание лэпбука:
  • Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука [Р].

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [Р].

Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.

Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

2. «Звуковая дорожка».

Данный раздел представляет звуковые дорожки. Ребенок МАШИНКОЙ или СОБАЧКОЙ (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.

  1. Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
  2. Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов
  3. Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

3. «Составь предложения».

В данном разделе представлены карточки с картинками. Нужно составить предложения о Роме и Ире по схемам с опорой на картинки. Образец: Рома… труба. — Рома купил трубу.      

Цель: научиться работать по схемам, автоматизация звука [Р] в связной речи.

Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

4. Игра «Сложи пирамиду».

  • Данное пособие представляет собой разноцветную пирамиду из частей, с картинками со звуком [Р].
  • Ребёнку предлагается собрать пирамидку, при этом правильно назвать картинки, изображённые на ярусах.    
  • Цель: автоматизация звука [Р] в словах; развитие мелкой моторики.
  • Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов
Читайте также:  Новогодние поделки из ватных дисков и палочек своими руками

5.  Карточки «Читаем слова-слоги».

  1. Данное пособие представляет три карточки, из которых можно составить цветную картинку со словом, разделенным на буквы (ШАР, СЫР, РАК).      
  2.          Цель:обучение чтению; развитие зрительной и мелкой моторики.
  3. Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

         6. Карточки «Слово рассыпалось». 

Данное пособие представляет картинки с рассыпанными буквами. В пустых клетках нужно записать их назва­ния из рассыпанных букв, с помощью смываемых фломастеров. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.

         Цель: развитие связной речи; развитие зрительного восприятия; развитие навыка чтения.

7. Разрезные картинки «Собери букву Р».

         Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе.

         Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; продолжать учить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность, развивать зрительное восприятие.

         8. Игра «Лото-слоги».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат разрезные карточки слов: макароны, сковорода, растение, смородина, карандаши, фломастеры, и их картинки. Нужно к каждой картинке подобрать соответствующие слова из слогов. Например, картинка смородина, подобрать карточки из слогов СМО-РО-ДИ-НА.

         Цель: учиться читать слоги; развивать внимание; учиться подбирать слово к слогу.

9.  Карточки «Чистоговорки».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговоркипо автоматизации звука [Р].  Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.

         Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.

10. «Найди все слова со звуком [Р]».

  • Данный раздел представляет «заколдованные картинки», на которой изображены наложенные друг на друга контуры предметов.
  • Цель: развивать у детей зрительное восприятие посредством нахождения предметов, называния их с чёткой артикуляцией звука [Р].

11. «Веселая улитка».

Данный раздел представляет собой улитку с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Предназначено для автоматизации (закрепления) звука [Р] в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха; совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.

12. Карточки «Определи место звука [Р] в слове».

Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука [Р] в слове: карточки с позициями «звук [Р] в начале слова», «звук [Р] в середине слова», «звук [Р] в конце слова», а также картинки, содержащие звук [Р] в разных позициях.

Цель: развивать у детей умение определять позицию звука [Р] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.

13. «Слоговая дорожка».

Представлена слоговая дорожка: РА-РО-РУ-РЭ-РО-РЭ-РУ-РО-РА. Ребенок читает слоги, и закрывает слог «рыбкой», если произносит правильно звук [Р].

Цель: автоматизация поставленного звука в слогах.

14. «Автоматизация звука [Р]».

  1. К этому разделу переходим на этапе автоматизации звука, представлены картинки со звуком [Р], ребенок называет картинку, с контролем звука [Р], если произносит правильно закрывает «рыбкой».
  2. Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.

15. «Прочитай текст».

         Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами.

  •          Цель: автоматизация звука р в предложениях.
  • Дидактическое пособие «В гостях у звука [Р]» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами дети в самостоятельной и игровой деятельности.
  • Результатом использования данного пособия является:
  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная

направленность;

  • Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО.

Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

 Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
  2. Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.
  3. «Звуковая дорожка», автор: Андреева М.С, учитель-логопед с.Андреевское.
  4. «Собери пирамидку», автор: Гафиятуллина Н.В.
  5. «Читаем слова слоги» — дидактическое пособие, автор: Шмец Л.А., «Айрис-пресс», 2011.
  6. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
  7. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
  8. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;

«Свидетельство о публикации в СМИ»  Серия А  № 0005333

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news11987.html

Лэпбук для дошкольников по развитию речи и мелкой моторике: игровое пособие своими руками

Содержание статьи

  • Игровой интерактив
  • Виды лэпбуков
  • Как сделать лэпбук?

В последнее время все популярнее становится такое интерактивное средство обучения, как лэпбук.

Пришло оно к нам из-за рубежа, но весьма быстро завоевало любовь детей и воспитателей в детских садах, а также родителей в семьях с детьми. Перевести с английского это название можно примерно как «игровая книга».

Что же такое лэпбук для дошкольников, как он работает, как способствует развитию речи или других способностей ребенка?

Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Игровой интерактив

Лэпбук по своей сути – тематическая папка, внутри которой собраны и систематизированы обучающие материалы по конкретной тематике. В такую папку входят:

  • мини-книжки разной формы (обычные, фигурные, в виде гармошки);
  • кармашки для тематических карточек или заданий, букв, цифр;
  • тематические игры (ребусы, головоломки, раскраски, «бродилки»);
  • материал в виде календарей, таблиц, конвертов,
  • рисунки и т. д.
  • Вариантов оформления может быть столько, сколько подскажет фантазия.
  • Каждая такая папка может состоять из нескольких листов формата А4, на которых размещается вся необходимая для развития ребенка информация по выбранной теме.
  • Такие интерактивные книги с успехом используются не только родителями, но и воспитателями на групповых занятиях в детском саду. Ведь во время творческой игровой работы с ребенком лэпбук способствует комплексному развитию его важных навыков и когнитивных функций:
  • воображения;
  • мелкой моторики;
  • логического мышления;
  • счета;
  • памяти (особенно – зрительной);
  • чтения;
  • речи.
Читайте также:  Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада, проект, конспекты занятий

На таких занятиях ребенку приходится рисовать, вырезать, клеить, рассказывать, объяснять, обдумывать. Поэтому ориентироваться нужно примерно на возраст 5 лет или старше, когда малыш уже может проделывать механические и умственные манипуляции на нужном для таких игр уровне.

Такая форма работы позволяет педагогам детсадов развивать инициативу, творчество среди дошкольников, их мотивацию, способности, определить склонности и увлечения каждого малыша. Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов Говоря о более масштабном предназначении таких папок, отметим, что лэпбуки выполняют ряд важных функций.

  • Помогают ребенку самому организовать и систематизировать информацию по теме в том виде и порядке, в каком ему удобно. Особенно хорош такой вид занятий для детей с преимуществом визуального восприятия.
  • Являются отличным способом повторять пройденный материал, постепенно дополняя его все новыми знаниями. Ведь открыть любимую игровую книжку ребенок может когда угодно. А взрослые могут контролировать уровень усвоения материала и постепенно расширять его, добавляя новые карточки или задания.
  • Помогают дошкольнику обрести важный навык самостоятельного сбора и организации нужной информации. Это пригодится в будущем – для написания рефератов, курсовых работ, а также для ведения школьных портфолио.
  • Подходят для занятий с детьми разных возрастов (например, воспитывающихся в одной семье). При этом папка должна включать задания, посильные для каждого возраста.

Совет

Даже если вы не пополняете папку новым материалом, периодически обновляйте старый (рисуйте новые картинки, добавляйте игровые задания). Так малышу будет интересно постоянно возвращаться к лэпбуку, закрепляя навыки.

Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Виды лэпбуков

По содержанию лэпбуки можно разделить на несколько основных групп.

Повторяют в сжатом виде структуру детской тематической энциклопедии (космос, пауки, лес, динозавры, земля и т. д.). Структура и содержание таких папок могут соответствовать структуре и содержанию этих энциклопедий, поэтому сложности при их изготовлении нет никакой. По мере прочтения самой энциклопедии материал лэпбука можно пополнять.

  • По мотивам произведений (книг, мультиков, фильмов).

Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Это папки с материалами на выбранную тему (замки, принцессы, времена года, праздники, рыцари и т. д.).

В тематический лэпбук собирают все, что относится к теме (песни, рисунки, стихи, фильмы, сказки, открытки). Интересно создать такой лэпбук, к примеру, ко дню рождения бабушки.

В нем найдется место памятным фото, рисункам, произведениям, которые она любит, пожеланиям, самодельным открыткам-коллажам…

В них собирают информацию по школьным предметам (математика, иностранный язык, литература…). Такие папки делаются по ходу проработки темы либо при подготовке к контрольным, экзаменам. Что касается детского сада, то предметные лэпбуки здесь тоже возможны, ведь с малышами проводятся занятия по рисованию, физкультуре, музыке, речевому развитию.

Лэпбук по развитию речи, например, может включать в себя материалы с упражнениями на артикуляцию и дыхание, на произношение (чистоговорки, скороговорки, стихи, пословицы), раскраски и «вырезалки», упражнения на согласованное употребление существительных с прилагательными, предлогами и глаголами, дидактические игры, задания на составление рассказа по картинкам и пр.

Собственно, развивать разговорную речь можно при работе с любым лэпбуком, если провоцировать ребенка на говорение: составление рассказов, обсуждение героев или изученной темы.

Лэпбук по развитию речи для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Как сделать лэпбук?

Итак, лэпбук – пособие самодельное. И делать его нужно непременно с ребенком, чтобы он непосредственно участвовал в создании образов, структуры папки, вырезал карточки, раскрашивал и т. д.

Вместе с ребенком выбирают тему и продумывают план, включающий в себя необходимые материалы. Затем обсуждают макет – определяют, как будет представлен каждый пункт плана: в виде игры, книжечки, стихотворения, задания.

Вместе с ребенком подготавливают их (можно скачать тематические картинки, карточки, игры в интернете) – рисуют, складывают, вырезают, клеят. Все это размещают в папку в той последовательности, которую выберет сам ребенок.

В конце работы нужно ярко украсить обложку папки.

Для общего развития лепбуки могут стать незаменимыми пособиями.

Это не просто «обучалка», это – приключенческо-познавательная книга, которую малыш фактически сделал сам (был художником, дизайнером, составителем, отчасти изготовителем).

А значит, отношение к такому пособию будет совсем иным: интерес к нему не угаснет долго. Этим и должны воспользоваться взрослые, чтобы вытянуть из такой «умной папки» максимальную пользу для ребенка.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/lepbuk-dlya-doshkolnikov

Лэпбук по развитию речи | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Овчинникова Мария Владимировна
  • Организация: МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы
  • Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза
  • Шишова Наталья Николаевна
  • Организация: МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы
  • Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза
  • Образовательная область «Развитие речи»

Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и зрительного восприятия.

Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности « Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

  1. Цель: активизация и развитие речи детей; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
  2. Задачи:
  3. Образовательные:
  • Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
  • Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам.
  • Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение, мышление.
  • Развивать артикуляционную моторику

Воспитательные:

  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.
  • Преимущества лэпбука перед другими пособиями:
  • — Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
  • — Это отличный способ для повторения пройденного.
  • — Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  • Описание лэпбука
Читайте также:  Считалки для детей 4, 5, 6 лет в детском саду: подборка считалочек для малышей дошкольного возраста

Лэпбук представляет собой папку-раскладушку, состоящую из 6 страниц. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, картотеки,- которые размещаются в отдельных кармашках. (смотри приложение)

  1. Всё содержание можно условно разделить на 4 раздела:
  2. 1)Картотеки «в помощь педагогу» (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, словесные игры, игры по развитию звуковой культуры речи.)
  3. 2)Дидактические игры на закрепления знаний детей по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте» («Сосчитай слоги», «Составь звуковые схемы для слов», «Найди слова с заданным звуком», «Назови слова по первым звукам»)
  4. 3)Развивающие задания на развитие связной речи («Мнемотаблицы», «Придумай сказку», «Расскажи о профессиях», «Составь предложение», картинки для составления описательных рассказов)
  5. 4)Дидактические игры на развитие внимания, мышления («Найди лишнюю картинку», «Найди 5 отличий», «Раздели картинки на группы», «Назови одним словом», «Найди домик»)
  6. Подробнее остановимся на каждом из них:
  7. I. Картотеки «в помощь педагогу»:
  8. — «Дыхательная гимнастика»(элементы)
  9. Цель: укрепление дыхательной системы детей, тренировать силу, ритм вдох-выдоха.

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/7422

«Лэпбук» – форма работы по развитию речи детей

Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»

Номинация «Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения»

 «Не давите на ребенка, а ставьте пред ним такие задачи,  которые он способен выполнить» А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.

В настоящее время произошли большие изменения в области образования: появился новый закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Законом закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию остаётся за семьей.

Для всех дошкольных образовательных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Стандарт дошкольного образования ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно-деятельностный подход. Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственные деятельности.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации (диагностики) воспитанников. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, главное – не результат обучения, а личностное развитие ребёнка.

Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, в том числе целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста, которые предполагают:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Но, к сожалению, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких малышей не является личностно значимой.

Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.

Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Помочь в этом может лэпбук. Лэпбук (lapbook) – это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

При этом готовый лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно. Например, дети постарше (старшая и подготовительная группа) сами (вместе с родителями) собирают игры, загадки, скороговорки.

Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку, сказку или стихотворение. С детьми помладше материалы готовят воспитатели и специалисты.

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе, провести эксперименты по выращиванию растений из семян.

В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный вокабуляр, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Результаты и выводы, к которым пришли наши дети, педагоги и родители, проработав с лэпбуками в течение учебного года:

  1. Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
  2. Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3. В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
  4. В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение читать, писать и т. д.)

В результате данной культурной практики у дошкольников повысился уровень развития универсальных умений, таких как:

  • умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со сверстниками;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на собственный опыт, знания и умения;

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более доверительным межличностным отношениям, повышает родительскую и педагогическую компетентность, дает возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их, играя, легко, с радостью.

Примеры наших лэпбуков

Алексеева Любовь Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории детского сада города Тулы, стаж работы 33 года.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/lapbook/19482.html

Ссылка на основную публикацию