Инновационная деятельность в доу в соответствии с фгос, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение.

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателяРазвитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе».

Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности.

А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу.

Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.

Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми.

В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателяПри работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

  • Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
  • Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
  • Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
  • Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
  • Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга.

Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю).

Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста.

Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.).

А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.

Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания.

Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек.

Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Одним из вариантов организации занятия с интерактивной доской является одновременная работа с ней нескольких детей Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Удачным будет проведение с помощью интерактивной доски игр на распределение предметов Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Детей легче заинтересовать с помощью интерактивных средств Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Выполняя индивидуальные задания, дети учатся оценивать свои собственные силы и возможности Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Визуальная информация легче воспринимается дошкольниками Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Презентация поможет педагогу донести информацию до ребят Старшие дошкольники могут работать за компьютерами индивидуально или в парах Игра «Лёлик учится читать» поможет дошкольникам в обучении чтению Игра «Считаем со Смешариками» может быть использована на занятиях по математике

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

Дидактические игры являются важной составляющей занятия

Видео: использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУ

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.

Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельно

Конспект занятия с использованием проблемного обучения в младшей группе

Источник: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/innovatsionnaya-deyatelnost-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos.html

Инновационная деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС ДО

  • Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, использование современных образовательных технологий в работе воспитателяИнновационная деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
  • Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца»  ЯНВАРЬ 2018
  • ДОУ должно быстро реагировать на изменения в системе дошкольного образования, находить пути и способы эффективного развития учреждения.

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь — инновационная деятельность детского сада в целом и каждого педагога в частности.

— Как вы думаете, что такое инновация?

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

  1. Скачать конспект
  2. Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
  3. Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
  4. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
  5. Здоровьесберегающие технологии
  6. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
  7. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.
  8. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
  • от типа дошкольного учреждения,
  • от продолжительности пребывания в нем детей,
  • от программы, по которой работают педагоги,
  • конкретных условий ДОУ,
  • профессиональной компетентности педагога,
  • показателей здоровья детей.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами.

Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Подробнее о прогулках – походах – ж.

«Старший воспитатель», №5, 2011г.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий,

Читайте также:  Музыкальные игры в детском саду - картотека, роль в развитии дошкольников, организация занятия

требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные» — направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные» — при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Хорошо использовать решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..). Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять.

В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами. Несомненно, моделирование – инновационная деятельность дошкольника.

Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).
  • эвристические беседы
  • наблюдения
  • моделирование (Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации)
  • опыты
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • подражание голосам и звукам природы
  • использование художественного слова
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия
  • коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.

) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Но считаю, что компьютер не может (и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка «глаза в глаза»

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
  • Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
  • Технология портфолио дошкольника
  • Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
  • Существует ряд функций портфолио:
  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

  1. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
  2. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
  3. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.

По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии: цель данных технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка.

При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения.

Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.

Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

— Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина.

Проблемно-диалогическая технология подразумевает проблемное введение нового материала: ставится задача или вопрос для исследования, а методы поиска решения организуют самостоятельное «открытие» знания детьми в творческом процессе-поиске. Скажем, старшей группе предстоит показать кукольный спектакль для малышей. Но кукол «би-ба-бо» в группе нет… и дети предлагают сделать кукол из… (кружек, природного материала, перчаток или варежек…)

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия. Подробнее можно прочитать в ж. №Старший воспитатель», №10, 2008г.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал, что человек не может по — настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/904.html

Статья на тему: Инновационная деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. | Социальная сеть работников образования

                                                                                                Инновационная деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

                                                                                                                                    Воспитатель: Домнина А.Е.

            ДОУ должно быстро реагировать на изменения в системе дошкольного образования, находить пути и способы эффективного развития учреждения.

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами  содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь —  инновационная деятельность детского сада в целом и каждого педагога в частности.

— Как вы думаете, что такое инновация?

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

  • Цель использования инноваций —  создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
  • Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
  • К числу современных образовательных технологий можно отнести:
  • Здоровье сберегающие технологии
  • Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
  • Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.
  • В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит:
  • *  от типа дошкольного учреждения,
  • *   от продолжительности пребывания в нем детей,
  • *   от программы, по которой работают педагоги,
  • *   конкретных условий ДОУ,
  • *    профессиональной компетентности педагога,
  • *  показателей здоровья детей.
Читайте также:  Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада, конспект по фгос, работа с календарем природы

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами.

Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Подробнее о прогулках – походах – ж.

«Старший воспитатель», №5, 2011г.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл  проектной  деятельности  заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет  самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий,

требует постоянного творческого поиска  пути решения проблем. Таким образом, метод проектов  обеспечивает режим развития ДОУ.

  1. Классификация учебных проектов:
  2. *«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  3. *«экскурсионные» — направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  4.  *«повествовательные» —   при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;
  5.  *«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
  6. Технология исследовательской деятельности
  7. Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Хорошо использовать решение проблемных ситуаций ( как  и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).

                                                                    Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять.

  В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных ( почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми  оформительскими приёмами.

                  Несомненно, моделирование – инновационная деятельность дошкольника.

  Как  происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

-решение проблемных ситуаций ( как  и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).                                                                     

  • -эвристические беседы;
  • — наблюдения;
  • — моделирование  (Как  происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации);
  • — опыты;
  • — фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • — «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • — подражание голосам и звукам природы;
  • — использование художественного слова;
  • — дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
  • ситуации;
  • — трудовые поручения, действия

*коллекционирование  так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять.

  В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных ( почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми  оформительскими приёмами.

                 

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.

) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Но считаю, что компьютер не может ( и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка « глаза в глаза»

  1. Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:
  2. *идти в ногу со временем,
  3. *стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ, 
  4. *сформировать основы информационной культуры его личности,
  5. *повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
  6. Решение этих задач  невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
  7. Технология портфолио дошкольника
  8. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
  9. Существует ряд функций портфолио:
  10. *диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  11. * содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  12. * рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
  13.  Технология «Портфолио педагога»
  14. Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

      У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

  • Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
  •  Игровая технология  строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
  • *игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • *группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • *группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  *группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

  1. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
  2. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
  3. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

         Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

           Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.

По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии: цель данных  технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем,  в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка.

 При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения.

  Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга,  положительный эмоциональный  настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

  Кружковую  работу можно рассматривать и как показатель  личностно-ориентированного подхода,  и  как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда  нечто новое,  или, по крайней мере, шире  общеобразовательной программы.   

Читайте также:  Кружковая работа в средней группе детского сада, планирование, программа, отчет

Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

— Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают  конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки  Кюизенера, развивающие игры Никитина.

Проблемно-диалогическая технология подразумевает проблемное введение нового материала: ставится задача или вопрос для исследования ,  а методы поиска решения организуют самостоятельное «открытие» знания детьми в творческом процессе-поиске. Скажем, старшей группе предстоит показать кукольный спектакль для малышей. Но кукол «би-ба-бо» в группе нет… и дети предлагают сделать кукол из….(кружек,  природного материала, перчаток или варежек…)

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал,  что  человек не может по — настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/08/innovatsionnaya-deyatelnost-dou-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-do

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

Султанова Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/archive/188/47708/ (дата обращения: 23.10.2019).



В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении.

Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные характерные черты личности воспитателя ДОУ.

Обосновывается целесообразность введения инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, приобретающих большое теоретическое и практическое значение для системы образования в целом.

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Изложение основного материала. Новые социально-экономические отношения в современном обществе вызвали изменения в системе дошкольного образования, развитие которых недавно поднялось на более высокий уровень.

Внедрение ФГОС в дошкольное образование и требование к структуре базовой образовательной программы для дошкольного образования привели к значительным изменениям в организации управления и потребовали улучшения системы управления ДОУ.

Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОУ.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей ДОУ являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс [2, с.132].

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Поэтому основной задачей дошкольных педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.

Как известно, технология — набор методов, используемых в любом деле. Педагогическая технология — это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания, учебных инструментов; это организационно-методический инструмент для организации педагогического процесса [1, с. 65].

  • Цель внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ:
  • – улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива;
  • – формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями) [4].

Инновационный процесс — это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние.

Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента (интеграционные программы), методы оценки образовательного результата.

Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО [3].

  1. Проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование:
  2. – отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные);
  3. – негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОУ;
  4. – нежелание совместной работы в условиях инноваций (возникает между молодыми и старыми педагогами);
  5. – отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
  6. – отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков;
  7. – отсутствие конкретных методов контроля эффективности инновационного процесса.
  8. Какие бы проблемы не возникали бы при внедрении современных инноваций, они все равно внедряются. Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений [5]:
  9. – здоровьесберегающие технологии;
  10. – технологии проектной деятельности;
  11. – технология исследовательской деятельности;
  12. – информационно-коммуникационные технологии;
  13. – личностно-ориентированные технологии;
  14. – технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  15. – игровая технология;
  16. – технология «ТРИЗ».
  17. Рассмотрим вкратце сущность каждой технологии, что они из себя представляют и какие цели преследуют.

Здоровьесберегающие технологии — технологии, используемые для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

К ним относятся: пальчиковая и артикуляционная гимнастики, закаливание, психогимнастика и пр.

Целью здоровьесберегающих технологий является предоставление ребенку возможности сохранять здоровье, развивать необходимые знания и навыки для формирования основ ведения здорового образа жизни.

Технологии проектной деятельности. Цель данной технологии развивать и обогащать общественный и личный опыт путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия в процессе реализации какого-либо проекта.

Педагоги, которые активно используют проектные технологии в воспитании и обучении дошкольников, единогласно отмечают, что организованная таким образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих подопечных, а также проникать во внутренний мир ребенка.

Технология исследовательской деятельности. Цель исследований в детском саду — сформировать основные навыки детей дошкольного возраста к исследовательскому типу мышления. Исследования проводятся на различные интересующие детей темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей ребенку лучше понять явления и процессы окружающей действительности.

Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и ДОУ для реализации имеющихся природных потенциалов ребенка.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая отвечает требованиям содержания новых образовательных программ, соответствующих ФГОС ДО.

Технология портфолио дошкольника ивоспитателя. Цель использования данной технологии заключается в сборе всех достижений субъекта воспитательно-образовательного процесса в единое целое и представление таким образом тенденции результатов образования.

Игровые технологии. Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования.

В свете федерального государственного образовательного стандарта личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много познавательных, обучающих функций.

В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры. В целом, игровые технологии, используемые в ДОУ, можно разделить на следующие группы:

  • – игры, помогающие отличать характерные черты объектов;
  • – игры, помогающие обобщать объекты по определенным признакам;
  • – игровые технологии, обучающие ребенка отделять фантазию от реальности;
  • – игры, воспитывающие общение в команде, развивающие физические качества.

Особо стоит отметить технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательских задач), которая фокусируется на творчестве. ТРИЗ преподносит сложный материал в легкой и доступной форме для ребенка.

Дети познают мир через сказки и повседневные ситуации.

Целью использования этой технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, мобильность, системность, диалектика; поисковая деятельность, стремление к новизне; речевое и творческое воображение.

Основная задача использования технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте — внушить ребенку радость и желание к творческим открытиям.

Следует отметить, что использование проектных технологий не может существовать без использования технологии ТРИЗ.

Поэтому при организации работы над творческим проектом дошкольникам предлагается проблематичная задача, которая может быть решена путем исследования или проведения экспериментов [4].

Основным критерием в работе с детьми с данной технологией является разборчивость и простота в представлении информации и упрощение в постановке сложной, на первый взгляд, ситуации.

Перед использование технологии ТРИЗ необходимо узнать детей поближе, их психологическое и интеллектуальные способности. Сказки, азартные игры, повседневные ситуации — это среда, благодаря которой ребенок учится применять решения ТРИЗ, проблемы, с которыми он сталкивается.

По мере выявления противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя множество ресурсов.

Часто педагог уже пользуется технологией ТРИЗ, даже не подозревая об этом. Действительно, это эмансипация мышления и способность идти к концу в решении поставленной задачи — суть творческой педагогики.

Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием, путем интеграции нескольких известных технологий или адаптации инновационной технологии к конкретным условиям воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным ориентиром.

Выводы. Таким образом, в статье раскрыта значимость и необходимость введения инноваций и инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс современных ДОУ.

Отмечены современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений (здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ»). Использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень, доказывающий обоснованность обозначения дошкольного детства как начальной ступени образования в системе общего образования личности.

Литература:

  1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 112 с.
  2. Кудина Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ / Я. В. Кудина // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 131–134.
  3. Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии / Н. И. Мазурчук // УрГПУ. — Екатеринбург, 2008. — 165 с.
  4. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. — М.: Академия, 2012.
  5. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. — 2007. — № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, ребенок, педагог, технология портфолио дошкольника, проектная деятельность, исследовательская деятельность, детский сад, дошкольное детство, дошкольный возраст.

Источник: https://moluch.ru/archive/188/47708/

Ссылка на основную публикацию