Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтов

Эмоционально-волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого человека. Роль эмоций и воли в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Закрепление фундаментальных аспектов эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка — дошкольника требует к себе особого внимания со стороны семьи.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовЭмоции у детей очень непосредственные

Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

  1. Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
  2. Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
  3. Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системе, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
  4. Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовРазница между эмоциями и чувствами — определение

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.

К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка относятся такие моменты.

Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовРебенок должен уметь различать собственные эмоции

Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и результативность любого вида деятельности (в том числе обучения). Осуществляется переход его желаний в стремления.

Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость.

Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека.

Любопытно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше наказаний.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовРазница между эмоциями и ощущениями — определение

Способность дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания. Еще в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.

Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовЧто такое настроение у детей

Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям

Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.

В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов.

Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д.

Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с интонацией его голоса).

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовЭмоциональная сфера — структура

Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.

Для того, чтобы научить ребенка- дошкольника уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовПричины нарушений эмоциональной сферы

Родитель должен объяснить ребенку, что каждый человек может испытывать и недовольство, и гнев, и страх, и что все это – абсолютно здоровые эмоции, без которых невозможна жизнь любого человека. Важно просто научиться выражать их максимально корректно.

Ребенку нужно научиться подбирать эмоции таким образом, чтобы они как можно лучше соответствовали его эмоциональному состоянию. А также – правильно распознавать эмоции окружающих. Это значительно облегчит его коммуникацию с другими людьми и будет развивать в нем такие качества, как эмпатия, способность к сочувствию и т.д.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовВиды нарушений эмоционально-волевой сферы

Развитие волевых качеств ребенка

Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовЧто такое воля и как ее развивать

Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям:

  • Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению.
  • Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков.
  • Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтовКак определяется волевая готовность у детей

Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка

Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.

Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.

«Маски»

Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.

Маски с «эмоциями» можно самостоятельно

Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).

Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).

«Мимическая гимнастика»

Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.

Мимическая гимнастика на узнавание эмоций

На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.

Примеры заданий:

  • Улыбнуться, как Буратино.
  • Испугаться, как Красная Шапочка.
  • Рассердиться, как мачеха Золушки.

«Театр»

Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.

Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.

Театрализованные игры — эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы

Развитие эмоционально-волевой сферы позволит ребенку в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции.

Повышается эмоциональная культура ребенка и соответствующий интеллект. И решающую роль в этом возрасте будет играть отношения ребенка с родителями.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-emotsionalno-volevoj-sfery.html

Игры на эмоциональное развитие ребенка

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтов

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств…

2 6600 1 Июня 2017 в 23:40

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

  1. «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях.

    По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение).

    Это поможет детям определять эмоции точнее.

  2. Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет.

    Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться.

    Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

  3. «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Читайте также:  Интегрированные и комплексные занятия в детском саду в условиях фгос: что это такое, анализ, типы и прочее

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтов

Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

  1. «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя.

    Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении.

    Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

  2. «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

  3. «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей зрительного вектора.

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

  1. «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

  2. «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

  3. «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и кожным вектором – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.

Игры на эмоциональное развитие дошкольника (в том числе в возрасте 5-6 лет), а также волевой сферы и на разрешение конфликтов

Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со звуковым вектором. Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

  1. «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

  2. «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

  3. «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели анального вектора не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование.

Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко.

Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, читайте и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/igry-na-jemocionalnoe-razvitie-rebenka

Игры на развитие эмоционально – волевой сферы

  • Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.
  • Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка  дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других,  умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.
  • Ход:
  1. «Давайте познакомимся!». Участники прикалывают бейджики со своими именами, чтобы было легче обращаться друг к другу.
  2. Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Психологический практикум:  Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.(Обратить внимание на различие слов «огорчение» и «обида». Они отличаются? Чем? Что означает каждое из них?)

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на по­ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки поня­тия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения.

Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, за­частую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, ис­правлению социальной несправедливости.

Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка.

Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха мо­гут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физио­логического и социального функционирования человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение элект­рической активности мышц лица.

Читайте также:  Обучение грамоте дошкольников, в том числе в игровой форме, задания, методика и прочее

Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхатель­ной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный.

Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма.

Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Если же аде­кватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас бешено колотилось сердце, прерыва­лось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев.

В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать вы­ход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными.

Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы тек­ли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выра­женной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными.

Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воз­действия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “на­строением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.

Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

В настоя­щее время, к сожалению, в процессе воспитания и обуче­ния детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоцио­нальной сферы — может обеспечить успешное выполне­ние любого вида деятельности.

Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы.

Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шага­ми») в этом возрасте является игра, именно в игре целе­сообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-до­школьника.

Психологи отмечают, что «ребенок нау­чается понимать других и только потом научается по­нимать себя».

Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распозна­вать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого— дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.

Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстри­ровать различные эмоциональные состояния и отгады­вать изображенные другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»).

По мне­нию специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить пси­хопрофилактическим средством, поскольку выполне­ние мимических и пантомимических упражнений по­могает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию.

Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, не­обходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.

Психологический практикум:  Игра «Лото настроений»(или этюды)

Цель. Развитие умения понимать эмоции других лю­дей и выражать собственные эмоции.

Источник: https://DSRaduga47.ru/opyt-pedagogov/igry-na-razvitie-emocionalno-volevoj-sfery/

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"

  • 27
  • Иовенко Ирина Ивановна
  • ГУ «Средняя общеобразовательная школа №26 мини-центр «Айналайын»
  • Город Павлодар Казахстан
  • Старший воспитатель- методист
  • Категория: первая
  • Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»
  • Пояснительная записка
  • Работа включает в себя коррекционно — развивающую программу
  • «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».

Основная цель данной программы – формирование и регуляция своего эмоционального состояния детьми старшего дошкольного возраста. Актуальность программы довольно высока, т.к. современные дети дошкольного возраста проявляют высокий уровень тревожности, зачастую не умеют адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Данная коррекционно — развивающая программа призвана помочь воспитателям и психологам дошкольных учреждений скорректировать поведение своих воспитанников, помочь им в социальной адаптации при поступлении в школу.

Программа разработана для детей старшего дошколь­ного возраста. Она состоит из 13 игровых занятий. Тринадца­тое занятие является диагностическим.

Темы занятий

тема цели Количество часов
1 «Моё «Я» сплочение детского коллектива; снятие тревожности; развитие позитивного образа «Я»; знакомство с эмоциональными состояниями. 2
2 «Смех и слёзы» развитие позитивного образа «Я», развитие эмпатии; тренинг противоположных эмоций; развитие произвольного поведения. 2
3 «Приручение страха» обучение управлению своими эмоциональны­ми состояниями; закрепление умения понимать и пе­редавать эмоциональные состояния других людей; раз­витие волевого поведения. 2
4 «Дружба начинается с улыбки» формирование умения правильно понимать чув­ства и настроения; развитие произвольности; сплоче­ние детского коллектива, формирование коммуникативных способностей. 2
5 «Моё настроение» развитие произвольного внимания, быстроты реакции; обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции; обучение распознаванию эмо­ций и чувств; обучение приемам расслабления; спло­чение детского коллектива. 2
6 «Взаимоотношения» развитие про­извольного контроля над своими действиями; овладе­ние умением действовать по правилу; сплочение дет­ского коллектива. 2
7 «Исполнение желаний» формирование способности дифференциро­вать различные эмоциональные состояния; обучение умению контролировать свои желания; формирование произвольной двигательной регу­ляции. 2
8 «Четыре стихии» формирование произвольной регуляции пове­дения и эмоциональных реакций, развитие внимания, воображения. 2
9 «Мои эмоции» формирование взаимодействия между детьми; развитие произвольного внимания; развитие эмоциональной выразительности; формирование произвольной двигательной регуляции. 2
10 «Детский мир» развитие наблюдательности, умения действо­вать по правилу, волевой регуляции, навыков произволь­ного поведения. 2
11 «Тренируем эмоции» обучать распознаванию и произвольному про­явлению чувств; упражнять в умении управлять движе­ниями и контролировать свое поведение; воспитывать выдержку. 2
12 «Успех и неуспех» формирование мотивации на успех и адекват­ного отношения к неуспеху; обучение умению сотруд­ничать; развитие волевой регуляции. 2
13 Итоговое диагностическое занятие диагностика психологом психо-эмоционального состояния детей, уровня тревожности 2

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Программа разработана для детей старшего дошколь­ного возраста. Она состоит из 13 занятий. Тринадца­тое занятие является диагностическим. Продолжитель­ность каждого занятия — 30 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня, 1-2 раза в неделю. Длительность цикла·- от 1 до 3 месяцев. Программа предполагает работу с группой из 6-10 че­ловек, поэтому каждое занятие расчитано на 2 часа.

Занятия проводятся в отдельном просторном поме­щении.

Задачи пpoгpaммы:

  1. Формирование осознанного восприятия эмоций.

  2. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния.

  3. Умение понимать эмоциональные состояния дру­гих людей.

  4. Развитие произвольной регуляции своего эмоцио­нального состояния.

  5. Развитие произвольной регуляции поведения.

  6. Учить произвольно улавливать основные телесные ощущения.

  7. Снятие тревожности.

  8. Повышение групповой сплоченности.

Формы и методы работы:

1. Метод игровой коррекции: ролевые игры; психо­гимнастика.

2. Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элемен­ты танцевальной терапии; творческое рассказывание.

3. Метод модификации поведения: кукольная драма­тизация; поведенческий тренинг.

4. Релаксационный метод.

  1. Занятие № 1
  2. Цели: сплочение детского коллектива; снятие тре­вожности; развитие позитивного образа «Я»; знакомство с эмоциональными состояниями; развитие произ­вольного поведения; обучение управлению своими эмо­циональными состояниями; развитие эмпатии; разви­тие воображения.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/proghramma-razvitiie-emotsional-no-volievoi-sfiery-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет

Каминская М. Ю. Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет [Текст] // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5936/ (дата обращения: 23.10.2019).

Дошкольное детство — время закладывания основ личности: время интенсивного развития познавательных способностей и эмоциональной сферы, формирования моральных и нравственных представлений и норм.

«Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.».

(А. Н. Леонтьев). Процессы развития эмоционального контроля, перехода от внешней к внутренней регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей педагога — психолога.

В последнее время отмечается устойчивая тенденция к росту количества детей с высоким уровнем тревожности, что становится актуальной проблемой для работников общеобразовательных учреждений.

По мнению Немова Р. С.

тревожность — это «отрицательное эмоциональное состояние, выступающее в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидание неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с измененным или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера». Значимость исследований проблемы тревожности определяется связью между данным отрицательным эмоциональным состоянием и психосоматическим здоровьем.

Тревожность как свойство личности является предпосылкой дезадаптации человека.

Во всех случаях проявления тревожности будут иметь специфический характер. Тревожность, как устойчивое состояние личности, подобно дезадаптации приводит к соответствующим нарушениям:

—        психосоматическим отклонениям в здоровье человека (неврозы и т. д.);

—        активно-защитным способам поведения (агрессивно-протестная форма дезадаптации);

—        пассивно-защитным способам поведения (капитулятивно-депрессивная форма дезадаптации).

В целом, тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности, которое наблюдается в конфликте между самооценкой и уровнем притязаний и свидетельствует о нарушенном равновесии внутреннего мира человека. Эмоциональное состояние тревоги свойственно всем людям и играет «охранительную» функцию в поведении, особенность лишь в выраженности ее черт.

С целью предупреждения неблагоприятных путей развития и коррекции имеющихся проблем в развитии эмоционально-волевой сферы (высокий уровень тревожности, нестабильная самооценка, страхи) мы проводим курс развивающих занятий. В основе программы курса — методика М. И. Чистяковой по психогимнастике.

В работе мы делаем акцент на обучении детей выразительным движениям (пантомимика), формировании эмоциональной грамотности (тренировку узнавания эмоций по внешним сигналам), снижении эмоционального напряжения с помощью обучения приемам саморасслабления и тренировки психомоторных функций.

Важной частью работы является оптимизация межличностных отношений, в рамках которой проводится коррекция поведения с помощью ролевых игр, формирование у детей морально-этических представлений.

  • Эффективность работы по данному направлению возможна при организации и высокой заинтересованности всех субъектов образовательного процесса: и педагогов, и родителей, и детей.
  • Работа по направлениям осуществляется в следующих формах:
  • 1.   Психогимнастика в группе;
  • 2.   Лекции;

3.   Индивидуальное консультирование.

Психогимнастика с детьми проводится 1 раз в неделю.

Для занятий формируются группы: из 5 детей 5 лет и из 5 детей 6 лет с повышенной тревожностью. При определении состава участников соблюдаются принципы композиции коррекционных групп.

С одной стороны, в одну группу объединяются дети с тождественными трудностями в развитии — повышенной тревожностью, страхами, что позволяет осуществить прицельную коррекцию с помощью специально отобранных узконаправленных игр, игровых упражнений, других методов (арт-терапия).

С другой стороны, принцип дополнения сохраняет свою силу в отношении более частных проявлений синдрома.

Например, в одну группу объединяются дети с различной степенью выраженности тревоги, типами тревожности (избирательный — комбинированный — недостаточный — оптимальный), а также отличающиеся по объекту страха: страх темноты, одиночества, незнакомых людей. Кроме этого, принцип дополнения выражается в различии личностных черт, темпераментов детей.

Дополнительно соблюдается одновозрастной принцип при организации коррекционных групп.

Дети с оптимальной тревожностью участвуют в группе психогимнастики в качестве «фоновых», придавая работе более конструктивный характер. Их реакции и поведение служат своеобразным примером для других детей.

Читайте также:  Аппликация для старшей группы дома на нашей улице: изображение машин, которые едут, подготовка к занятию, конспект

Кроме игровых приемов на занятиях применяются методы беседы, творческого сочинения, продуктивные виды деятельности с целью сплочения группы и развития социальной компетенции детей.

Курс занятий проводится согласно этапам развития групповой работы с учетом специфики задач, тактики поведения психолога, средств и методов работы. В основе занятий лежит четырехфазная структура, предложенная М. И. Чистяковой.

Для каждой из фаз занятия характерны собственные задачи: будь то знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой или выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, или тренинг моделированных стандартных ситуаций, или снятие психоэмоционального напряжения.

Работа с педагогами и родителями проводится в форме индивидуальных консультаций, в процессе которых решаются вопросы взаимодействия с проблемным ребенком на занятиях, в быту; вопросы по разрешению назревших конфликтов. В ходе этой работы помогает тестирование, направленное на выявление эмоционального состояния родителей и на определение причин конфликтности между родителями и детьми.

Причины заострения тревожных состояний у детей затрагиваются в курсе лекций для родителей.

Качественные изменения в поведении детей и количественные — в подгруппах тревожности — постепенно происходят в ходе коррекционной работы.

Задачи курса по преодолению барьеров в общении, по развитию лучшего понимания себя и других, по снятию психического напряжения решаются в процессе работы. У детей, участвующих в занятиях снижается напряженность, беспокойство в движениях.

Речевые высказывания постепенно приобретают большую интенсивность, речь становится выразительной. Дети начинают проявлять инициативу в ответах, в выборе роли.

Таким образом, правильно подготовленная и организованная программа по коррекции способствует профилактике и коррекции неблагоприятных вариантов развития эмоциональной сферы ребенка.

Литература:

  1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М.: 1995
  2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] — 3-е изд., испр. СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
  3. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. [Текст] / учеб. пособие. Российское педагогическое агентство, 1997. — 192 с.
  4. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1 [Текст] — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 304 с.
  5. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М. И. Буянова. — 2 –е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 104 с.
  6. Ермолаева, М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста [Текст] / М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович — М.: Институт практической психологии, 1996. — 104 с.
  7. Левис, Ш. Ребенок и стресс [Текст] / Ш. Левис, Ш. К. Левис. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, занятие, группа, повышенная тревожность, принцип дополнения, эмоциональная сфера ребенка, высокий уровень тревожности, отрицательное эмоциональное состояние, развитие.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5936/

Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Если говорить КРАТКО и ПОНЯТНО, то главное заключается в том, что научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия в том числе силу воли, то есть учиться делать «правильно» «ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ» и, как следствие — развитие самодисциплины, подготовка в обучению в коллективе (в школе) .

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника — вещь непростая и требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребёнку и понимания его возможностей и потребностей. Большую помощь в этом могут оказать специальные развивающие игры.

  • Любая развивающая игра (по возрасту) позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
  • Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется следующим:
  • • эмоции проходят путь прогрессивного развития;
  • • деятельность – основа эмоционального развития;
  • • эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;
  • • онтогенез эмоций неразрывно связан с общим ходом психического развития;
  • • на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).
  • эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.

На протяжении дошкольного возраста происходит изменение содержания эмоций, трансформация эмоциональных переживаний, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка.

Под влиянием различных продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающей природой и музыкой развиваются эстетические эмоции, как способность воспринимать, чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Под влиянием занятий и дидактических игр развиваются интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих мнениях и действиях, радость от правильного решения задачи, которые способствуют совершенствованию познавательной деятельности дошкольника, ее способов и приемов.

В результате выполнения нравственных требований развиваются нравственные эмоции, играющие большую роль в личностном развитии ребенка и формировании его активной позиции в качестве субъекта деятельности.

18.Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.( А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.)

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.

Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника.

Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга . Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

  1. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий .
  2. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.
  3. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
  4. — освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  5. — благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  6. — эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
  7. Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику

19.Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне.

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом — их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа.

В три — четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре — пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения.

В пять — шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности.

К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка.

К шести — семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей.

В шесть — семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести — семи годам

У детей четырех — семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех — семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.

В пять — семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.



Источник: https://infopedia.su/5×2707.html

Ссылка на основную публикацию