Чтение художественной литературы в подготовительной группе детского сада: картотека тем, пример конспекта занятия и прочее

  • Коммуникация. Чтение художественной литературы
  • Направление «Познавательно-речевое развитие»
  • Пояснительная записка

Перспективное  планирование ведется по Основной  общеобразовательной  программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует  современным  задачам дошкольного  образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН оправах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка,1959; приказа Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава  МКДОУ.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Образовательная область «Чтение художественной литературы»
  2. направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:
  3. • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
  4. представлений;
  5. • развитие литературной речи;
  6. • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
  7. восприятия и эстетического вкуса».*
  8. Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
  • Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
  • Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Литература Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-синтез , 2011

                     Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). М.: 2009

  1. Итоговые результаты:
  2. 1. Различает жанры литературных произведений;
  3. 2. Называет любимые сказки, рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;
  4. 3. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг;

4. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

1 Подготовишки

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Ход Гербова В.В. стр.14

2 Для чего нужны стихи?

Цель: побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения они помнят.

Ход Гербова В.В. стр.18

3 Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»

Цель: познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Ход Гербова В.В. стр.19

4 Беседа о А. Пушкине

Цель: рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта

Ход Гербова В.В. стр.21

5 Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Цель: помочь детям запомнить стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Ход Гербова В.В. стр.22

6 Русские народные сказки.

Цель: выяснить, знают ли дети русские народные сказки

Ход Гербова В.В. стр.26

7 Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я- вам, вы- мне»

Цель: познакомить детей со сказкой А.Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли ни с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей производить последовательность слов в предложении.

Ход Гербова В.В. стр.28

8 Небылицы  — перевертыши

Цель: познакомить детей с народными и авторскими небылицами. Вызвать желание придумывать свои небылицы

Ход Гербова В.В. стр.29

9 Сегодня так светло кругом!

Цель: познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Ход Гербова В.В. стр.31

10 Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко с рассвет»

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Ход Гербова В.В. стр.34

11 Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: познакомить детей с литературной сказкой К.Паустовского «Теплый хлеб»

Ход Гербова В.В. стр.37

12 Первый снег. Заучивание стихотворения наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель: развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Ход Гербова В.В. стр.38

13 Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

Цель: приучить детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей.

Ход Гербова В.В. стр.41

14 Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок»

Цель: рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок»

Ход Гербова В.В. стр.43

15 Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: познакомит детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь».

Ход Гербова В.В. стр.45

16 Повторение стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Цель: повторить с детьми любимые стихотворения.

Ход Гербова В.В. стр.47

17 Произведения Н.Носова

Цель: вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

Ход Гербова В.В. стр.50

18 Здравствуй, гостья- зима!

Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме

Ход Гербова В.В. стр.52

19заняие Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: познакомить детей со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Ход Гербова В.В. стр.54

20 Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель: вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Ход Гербова В.В. стр.54

21 Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Цель: познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Ход Гербова В.В. стр.57

22 Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант»

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Ход Гербова В.В. стр.50

23 Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

Цель: обогатить литературный багаж детей. Помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Ход Гербова В.В. стр.59

24 Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи

Ход Гербова В.В. стр.60

25 Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик»

Цель: совершенствовать диалогическую речь детей.

Ход Гербова В.В. стр.62

26 Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «День и ночь»

Цель: познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «День и ночь»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения

Ход Гербова В.В. стр. 63

27 чтение былины «Садко»

Цель:  познакомить детей с былиной «Садко»

Ход Гербова В.В. стр. 68

28 Сочиняем сказку про золушку

Цель: помогать детям составлять творческие рассказы

Ход Гербова В.В. стр. 70

29 Пересказ сказки «Лиса и козёл»

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Ход Гербова В.В. стр. 72

30 Сказки Г.Х.Андерсена

Цель: помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х.Андерсена

Ход Гербова В.В. стр.73

31 Заучивание сихотворения З.Александровой «Родина»

Цель: помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение

Ход Гербова В.В. стр. 74

32 Весенние стихи

Цель: помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне

Ход Гербова В.В. стр. 77

33 Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

Цель: учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и  источник информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

Ход Гербова В.В. стр. 77

34 Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

Ход Гербова В.В. стр. 79

35 Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха»

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать интонационную выразительность речи.

Ход. Г.Я. Затулина с153

36  Чтение Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Цель: Познакомить детей с новым произведением, вызвать сочувствие к животным, воспитывать чувство доброго юмора.

Ход. Г.Я. Затулина с 136

37 Повторение

Цель: Повторение материала (по выбору педагога)

Ход Гербова В.В. стр. 80

Источник: http://ds-girsovo.ucoz.ru/load/rabochie_programmy/chtenie_khudozhestvennoj_literatury_v_podgotovitelnoj_gruppe/2-1-0-16

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цели и задачи: закрепить у детей понятие «сказка»,  уточнить и обогатить знания детей о сказках, учить узнавать сказку по
заданию, развивать умение
действовать согласованно, развивать речь,
воображение, фантазию, мышление, воспитывать интерес к
чтению, любовь к устному народному творчеству, снятие зрительного
напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного
напряжений (физ. минутки).

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание слов к инсценировке

Ход занятия.

 
 — Ребята, сегодня мы с вами
отправимся в страну сказок. Давайте вспомним, что такое сказка?
(Сказка — это художественное произведение волшебного,
или бытового характера, в ней присутствует вымысел, обычно со счастливым концом. Выделяют сказки  народные и авторские).


-Какими словами обычно начинаются сказки
? («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором
государстве…»)  

А какими словами заканчиваются сказки? («И я там был, мёд-пиво пил, по усам
текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок»).

— Если мы отправляемся в сказку, значит добраться туда на обычном
транспорте нельзя. На каком сказочном транспорте мы можем с вами добраться?
(стрела,
Конек-Горбунок, ступа, метла Бабы-Яги, ковер-самолет). 
— Давайте выберем ковер-самолет. 
(Дети переходят на ковер).

 
— А теперь закрываем глаза (звучит музыка), мы с вами летим на ковре-самолете в
страну сказок. 
(Музыка закончилась, дети открывают глаза, раздвигаем ширму). 
— Вот она, страна сказок. (В зале изображены сценки из ранее изученных сказок). 
— Занимайте свои места. (Дети садятся).

 

  • Вот и в сказке мы,
    друзья
  • В чудо сказке – вы и я
  • В театре кукол и
    зверят,
  • Для девчат и для ребят!
  • Здесь экран волшебный
    есть,
  • Сказок тут не
    перечесть!
  • Но заработает этот
    экран только в том случае, если вы отгадаете сказку. 
  • (Показ презентации).
  • Румяный круглый паренек,
  • Сбежал из дому на
    денек.
  • С веселой песенкой
    бродил
  • И все напасти обходил
  • До той поры, пока в
    лесу
  •  Не встретил хитрую лису (колобок)
  • Ни дед, ни баба не
    сумели
  • Яичко чудное разбить.
  • А кто сумел? – о том
    хотели
  • У вас, ребята, мы
    спросить. (курочка Ряба)
  • Нашла однажды мышка
  • Совсем пустой домишко.
  • Стала жить да поживать,
  • Да жильцов к себе
    пускать. (Теремок)
  • Волк зубастый нам не
    страшен,
  • Крепки стены в доме
    нашем.
  • В этом доме старший
    брат
  • Приютить был младших
    рад. (Три поросенка)
  • На кочке болотной
  • Невестушка ждет
  • Когда же за нею
  • Царевич придет.
    (Царевна-лягушка)
  • Кто мохнатый, косолапый
  • По лесной тропе идет?
  • Что мохнатый, косолапый
  • В большом коробе несет?
    (Маша и медведь)
  • Парень слез с любимой
    печки
  • За водой поплелся к
    речке
  • Щуку в проруби поймал
  • И с тех пор забот не
    знал. (По щучьему веленью)
  • Уговаривала братца
  • Старшая сестрица
  • «Ты из лужицы не пей
  • Мутную водицу»
  • Не послушался мальчонка
  • Превратился он в
    козленка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  • Девочка по лесу шла
  • И на домик набрела.
  • В доме том хозяев нет,
    на столе стоит обед.
  • Из трех чашек
    похлебала,
  • В трех кроватях
    полежала…
  • Кто же в домике том
    жил?
  • Подскажите – я забыл…
    (Три медведя)
  • Сначала слон мне
    позвонил
  • За ним голодный
    крокодил.
  • Потом зайчатки и
    мартышки
  • Кому перчатки, кому
    книжки.
  • И вновь, и вновь
    трезвонит он
  • Неугомонный … (Телефон)
  • Больных зверей он
    исцелил
  • И Бармалея победил.
    (Доктор Айболит)
  • Прогулялась я по полю
  • И купила самовар,
  • А потом на мне женился
  • Храбрый маленький комар
    (Муха-цокотуха)
  • Этот сказочный герой
  • Кривоногий и хромой
  • Он повсюду знаменит
  • И на всех грязнуль
    сердит (Мойдодыр)
  • Шапочку надела
  • И шагает смело
  • Песенки поет
  • К бабушке идет.
    (Красная шапочка)
  • Воротись назад посуда
  • Я неряхой уж не буду.
  • Чисто приберу свой дом
  • Наведу порядок в нем.
  • И умою вас бедняжки
  • Ложки, сковородки,
    чашки.
  • Возвращайтесь же скорей
  • Вы к хозяюшке своей
    (Федорино горе)
  • Гимнастика для глаз.
  • Открываем глазки – раз,
  • А зажмуриваем – два.
  • Раз, два, три, четыре,
  • Раскрываем глазки шире
  • А теперь опять сомкнули,
  • Наши глазки отдохнули.
Читайте также:  Поделки из пластилина ко дню победы 9 мая для детского сада, фото

Ребята, смотрите, что это? (открываем шкатулку). 
Это шкатулка не простая, она волшебная! В ней находятся предметы из
сказок. Вы должны по очереди достать один из предметов, назвать его и вспомнить
из какой он сказки. 

1.Яйцо
— «Курочка-Ряба». 
2.Стрела — «Царевна-лягушка». 
3.Скалочка — «Лисичка со скалочкой». 
4.Ложка — «Жихарка». 
5.Перстень — «Сивка-Бурка». 
6.Хвост — «Хвосты». 
7.Ленточка — «Бычок-смоляной бочок». 
8.Гребешок — «Баба-Яга». 

Ребята, смотрите какое дерево чудесное, волшебное. А что это за
дерево?  А в какой сказке упоминается
яблоня, усыпанная яблоками?  Если мы
встанем около нее, то превратимся в героев сказки.

В: Ходил заяц с мешком
по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как на зло, ничего ему не
попадалось: ни грибов, ни ягод. И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую
яблоню. А яблок румяных на ней и под ней – видимо-невидимо! Недолго думая, раскрыл
заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

Тут ворона прилетела, на пенек
села и каркает: «Как-кар, какое безобразие! Каждый будет сюда приходить , ни
одного яблока не останется». «Напрасно каркаешь» — говорит заяц, — «здесь яблок
ни весь лес хватит. А у меня зайчата голодные дома сидят.» набрал заяц полный
мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять.

С трудом потащил его по лесной
тропинке.

В: И вдруг голова его
уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову заяц и обомлел —  перед ним медведь стоит!  «Что у тебя там, в мешке?» —  спросил медведь. Заяц пришел в себя,
открыл мешок и говорит: «Вот… Яблоки…. Угощайтесь, дядя Миша!» 

В: Попробовал медведь
одно яблоко «Ничего яблочки! Освежают!» — проревел он, набрал большую горсть
яблок и пошел своей дорогой. А Заяц – к себе домой. Идет он по лесу, а со всех
сторон бегут к нему бельчата, пищат: «Дяденька Заяц, дайте яблочек!» Заяц снова
открыл мешок: «Угощайтесь».

В: По дороге домой заяц
встретил своего старого приятеля ежа. «Куда идешь, Колючая Голова?» — спросил
Заяц. «Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой
корзинкой,» — ответил еж.«Ты
лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!» — сказал Заяц
и насыпал ежу полную корзину яблок. 

В: Вышел Заяц на лужок,
а там коза со своими козлятами гуляет. Их заяц тоже яблоками угостил. 

В: Так у зайца в мешке
всего несколько яблок и осталось. С ними и пошел он домой. А в заячьем домике
давно ждут папу Зайца.  Чтобы
скоротать время, Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут
кто-то постучал. Дверь распахнулась, и на пороге появились Бельчата с большим
лукошком, полным орехов.

—  Вот! Это мама просила вам передать!
Пропищали Бельчата и убежали.

  1. — Чудеса… — прошептала
    Зайчиха.
  2. В: Пришел Ежик с корзиной,
    полной грибов.
  3. — Хозяин Ома – спросил
    он Зайчиху.

— Да нет. Как с утра в
лес ушел, так и не возвращался – ответила она.

— вот вам угощенье. –
сказал Еж и попрощался.

в: Соседка Коза
принесла капусты и крынку молока. «Это для ваших детей». — сказала она Зайчихе.

В: И вдруг раздался
страшный стук в дверь. Зайчата испугались, задрожали… Дверь распахнулась. «Заяц
дома?» — показалась голова медведя – «Вот, держи от меня подарок! Мед
настоящий, липовый! Угощайтесь!»  Отдал
Медведь баночку меда Зайчихе, улыбнулся зайчатам и пошел восвояси… Уже поздно
ночью приплелся Заяц к своему дому.

А дома давно крепким сном спали сытые
зайчата. Только одна Зайчиха не спала и ждала Зайца. Вдруг скрипнула дверь
«Ура! Папа пришел!» — вскочили Зайчата. Вся заячья семья собралась за столом. А
на столе чего только нет: грибы и орехи, капуста, молоко и мед. «Откуда все
это?» — удивился Заяц. «Звери угостили» — ответила Зайчиха.

А Зайчата наперебой
стали рассказывать, кто и чем  их
угостил.

В: «Вот так чудеса» —
сказала Зайчиха, «Почему нам столько угощений принесли?». «Дерево держится
корнями, а человек —  друзьями»
— ответил Заяц, а про себя подумал: «Что посеешь, то и пожнешь.»

Обсуждение в кругу.-
Много ли яблок нашел Заяц?

  • — Кого Заяц угостил
    яблоками?
  • — Что можно сказать про
    Зайца, какой он?
  • —  Почему звери принесли в дом зайца
    подарки, угощения?

— Почему Заяц вспомнил
пословицу:  Дерево держится
корнями, а человек —  друзьями. (Главная
мысль этой народной мудрости заключается в том, что друзья для человека
настолько же важны и необходимы, насколько нужен для дерева корень).

— Почему Заяц вспомнил
пословицу: Что посеешь, то и пожнешь. (Смысл
этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже
добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом).

— О чем нам говорит эта
сказка?

— Молодцы, дети! А
теперь скажите, чему учат нас сказки?

(Сказка учит не отчаиваться в
трудные минуты и всегда преодолевать трудности). 

— Для чего нужны сказки? (Они
нужны для того, чтобы  отличать хорошее
от плохого, добро от зла, смекалку от глупости).

Верить в сказку – это счастье.

  1. И тому, кто верит
  2. Сказка обязательно
  3. Отворит все двери.                         

 — Молодцы, ребята! А нам пора отправляться в
детский сад. (Дети встают врассыпную на ковре, закрывают глаза, когда
заканчивается музыка, занимают свои места). 
Вот мы с вами и в детском саду. (Занавес закрывается). 
 — На какой улице находится наш детский
сад? А где мы побывали? Какие сказки вспомнили? Кто их написал? (Дети оживленно
отвечают)

Источник: http://gulu197598.blogspot.com/p/blog-page_23.html

Чтение художественной литературы в подготовительной группе: картотека, рекомендуемая литература

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.
  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги — творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы — песенки, потешки, например, «Чигарики-чок-чигарок», «Идет матушка-весна», Когда солнышко взойдет…» и т. д.

Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, «Коляда, коляда, ты подай пирога» или «Как пошла коляда…», на Масленицу — «Как на масленой неделе…» или «Тин-тин -ка…».

Учат посмеиваться над недостатками прибаутки — «Федул, что губы надул?» или «Где кисель — тут и сел». Развивают чувство юмора небылицы — «Богат Ермошка» или «Вы послушайте, ребята».

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, «Ветер принес издалека», М. Волошин, «Осень», С. Есенин, «Пороша», М. Лермонтов, «На Севере диком», Ф. Тютчев, «Весенние воды» и т. д.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского «Жаворонок», А.

Пушкина «Птичка», В. Орлова «Ты лети к нам, скворушка». Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, «Зима», П. Соловьева, «Подснежник», Ф. Тютчев, «Зима недаром злится», Я. Аким, «Апрель», П. Воронько, «Лучше нет родного края», Л.

Читайте также:  Аппликация для старшей группы дома на нашей улице: изображение машин, которые едут, подготовка к занятию, конспект

Станчев, «Осенняя гамма».

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, «Лизочек», С. Маршак, «Кошкин дом», Л. Левин, «Сундук».

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Что за праздник без стихов

При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

Моральное воспитание через художественную литературу

Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными.

Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло.

После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

Рассмотрим несколько из них.

В. Катаев, «Цветик-семицветик»

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки.

Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками.

Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В. Катаева «Цветик-семицветик» учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило — как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться». Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках — «Кот в сапогах», «Дюймовочка» Х. Андерсена, «Айога» и других.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру «Узнай персонаж сказки». Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы — это игры «Назови положительных героев и их качества», «Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся».

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра «Назови, что это?». Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы — рассказов и сказок — закрепляет эти навыки.

Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы — это выпускники детского сада.

Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

Источник: https://HochyVseZnat.ru/chtenie-hydojestvennoi-literatyry-v-podgotovitelnoi-gryppe-kartoteka-rekomendyemaia-literatyra.html

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Полёт в сказку»

Номинация: конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Головкова Галина Николаевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории

«Полёт в сказку» (Развитие дошкольников в игре)

  • Цель: Развивать интерес к художественной литературе.
  • Ход мероприятия: (Дети заходят и стоят у входа в музыкальный зал)
  • Организационный момент: (Тихо звучит музыка «В гостях у сказки»)
  • Воспитатель:
  • — Сегодня нас ждёт что-то необычное – мы попадём в сказку.

— когда то люди что бы порадовать своих маленьких деток сочиняли сказки. Детки подрастали – своим детям их рассказывали, каждый, что-нибудь своё в них добавлял. Так и дошли сказки до нас через века.

  1. — А кто скажет, почему сказки называют русскими народными?
  2. Дети: (Их написал русский народ)
  3. Воспитатель — А чем отличается сказка от рассказа?
  4. Дети: (Сказка – это то, чего не может быть на самом деле, это вымысел)
  5. Воспитатель — А какие бывают сказки?
  6. Дети отвечают.
  7. Воспитатель — А в сказках, на чём путешествуют?
  8. Дети: (На ковре самолёте, на метле, на воздушном шаре, на ласточке, на лошади, на печке, на гусях, в карете, пешком, в летающем домике) (музыка замолкает)
  9. Воспитатель — Мы полетим сегодня на ковре – самолёте, вот он – садитесь.
  10. (Звучит музыка – релаксация) Давайте закроем глаза и чуть — чуть помолчим.

Воспитатель — Что вы видите. Где мы летим? Вот мы летим над полями, лесами, морями, мимо городов и деревень. Как красиво кругом.

  • Воспитатель — Откройте глаза. (Музыка замолкает)
  • (ОТКРЫВАЕТСЯ ШИРМА)
  • Воспитатель – Вот мы и на месте.

— Посмотрите. Какой- то сундук. Интересно, что там? (Открывает).

Воспитатель — Там записка: «Вы в сказочной стране и вас ждут сказочные задания. Идите по страницам сказок по стрелке и выполняйте их. Если вы выполните их все вас, ждёт сюрприз, а если нет- то я заколдую вас, и вы не сможете найти дорогу домой. Волшебница Бастинда.»

Воспитатель Вот это да! Ну, что ж, будем выполнять задания? Ну, мы не боимся, потому, что знаем: В сказках добро всегда побеждает зло! Проверим? Тогда тихонечко идём. Вот и стрелка.

Игра с заданиями

Воспитатель — А вот и первая страница. Что здесь?

— А здесь, портреты писателей и книги. Как вы думаете, что нужно сделать?

  1. Дети: Назвать автора и его книгу.
  2. Воспитатель — Да, нужно узнать автора и рядом с его портретом положить его сказку.
  3. (Дети по портрету называют автора и название сказки)

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием мы справились. Идём дальше по стрелке?

— А вот и следующая страница.

Воспитатель — Посмотрите, экран какой — то с нотками, значит, эта страница – музыкальная. ( На мультипроекторе нарисованы нотки) Я догадалась, нужно угадать героя по песне. Послушаем? Тогда давайте присядем. (Дети садятся на расставленные мягкие модули).

(Звучат отрывки песен крокодила Гены, Винни Пуха, Бременских музыкантов, кота Леопольда – дети отгадывают героя и на экране появляется отрывок – видео)

И тут всё у нас получилось. А вот опять стрелка. Продолжим путешествие? (Дети идут по стрелке)

Воспитатель — А вот и следующая страница. Ребята вы знаете, что в сказках любой предмет может оказаться волшебным. Вот обычные вещи, а вы скажете, в какой сказке они упоминаются.

Предметы: сапоги, яйцо, горошина, рукавичка, дудочка, яблоко.

Дети отвечают.

Физминутка

Воспитатель — И с этим заданием мы справились. Только что — то я устала. Давайте встанем в кружок – Сказочная физминутка “Машенька”

  • Вышла Маша погулять,
  • И грибы пособирать.
  • Раз нагнулась, два нагнулась.
  • Посмотрела, оглянулась.
  • И тропинки не нашла
  • А к медведю в дом пришла.

Воспитатель — Идём дальше? Где у нас стрелочка? — Посмотрите, здесь иллюстрации к сказкам и какие-то пословицы.

Воспитатель – Что такое пословицы?

Дети: (Пословицы – это меткое, короткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.

Воспитатель — Мы с вами знаем много пословиц и применяли их в разных ситуациях. Вы знаете, что пословицы хороши, когда сказаны к месту. Нужно знать, когда их сказать. И мы сейчас посмотрим, как у вас это получится.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Назовите названия сказки и автора, а потом подберите пословицы. Согласны? Тогда начнем. (Воспитатель выставляет картины)

Дети:

  1. «Дудочка и кувшинчик» (В. Катаев) — (Собирай по ягодке – наберешь кузовок, Лениться, да гулять – добра не видать)
  2. «Лиса и Журавль» (русская – народная) – (Пословицы о гостеприимстве: Красна изба углами, а дом – пирогами; Гость рад – хозяин доволен)
  3. «Федорино горе» (К. Чуковский) – (Каков мастер – такова и работа, Какова пряха, такова и рубаха)
  4. «Три поросенка» (английская) — (Делу время, потехи час, В согласном стаде и волк не страшен, Палец слаб, а кулак силён)

Воспитатель — Ну, вот ещё одну страницу прошли.

Воспитатель — Всё получилось? Тогда в путь, я вижу последнюю стрелку.

Появляется Бастинда: «АААА, вот я вас и жду. Через волшебный экран я видела, как вы выполняете все задания – не понимаю, как это у вас всё получается? Решила за последними заданиями лично проследить.

Бастинда: У каждой сказки есть свой сюжет, соберите каждую сказку по порядку, по сюжету. Если вы правильно соберете и назовёте сказку, на моём волшебном экране эта сказка тотчас появится.

(Дети собирают сказки по картинкам и называют)

Дети: «Снегурочка» (русская народная), «Лиса и волк» (русская народная), «Гуси – лебеди» (русская народная). (На проекторе появляются сюжеты сказок)

Читайте также:  Работа перед сном в средней, старшей, младшей и подготовительной группах детского сада

Бастинда: Глянь, какие умные. Да разумные. Ладно – вот моё последнее задание.

— Посмотрите, сколько сказок, да вот только на всех иллюстрациях отсутствует или предмет какой — нибудь, или герой – вот они – все перепутаны. Посмотрим, как вы справитесь.

  1. Воспитатель: Конечно, справимся. Сейчас только пальчики наши подготовятся к работе (пальчиковая гимнастика)
  2. Пальчики считаем, сказки называем:
  3. Заяц Хваста, Колобок.
  4. И, конечно, Теремок.
  5. Илья Муромец – дружок.
  6. И, конечно же, царевна,
  7. Наша Марьюшка Моревна.
  8. Вот Хаврошечка идёт и Бурёнушку ведёт.
  9. Тут же рядом Буратино и красавица Мальвина.
  10. Сказок всех не перечесть и, конечно, не прочесть.
  11. (Дети подбирают к каждой иллюстрации предмет или героя и вставляют по типу паззла)

Бастинда: Надо же справились. Ну, вот вам сундук – я отпускаю вас из своей сказочной страны. До свидания. (Уходит)

Воспитатель — На сундуке написано: «СЮРПРИЗ» Посмотрите в ларце книга русских народных сказок. Мы нашли настоящее сокровище — книгу.

И подтвердили: «В сказках добро побеждает зло»

Воспитатель — Давайте сядем на наш ковёр – самолёт и вернёмся в детский сад и почитаем сказки. Садимся.

— До свидания, сказочная страна. ( Машем) Мы полетели! (Звучит музыка)

  • Скачать конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе «Полёт в сказку».
  • Номинация: конспект чтение художественной литературы в подготовительной группе. Головкова Галина Николаевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: МБДОУ детский сад № 7 «Незабудка»
  • Месторасположение: город Усть-Илимск, Иркутская область.

Источник: https://portal2011.com/konspekt-nod-po-hudozhestvennoj-literature-v-podgotoviteln/

Чтение художественной литературы в подготовительной группе детского сада: картотека тем, пример конспекта занятия и прочее

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память,
  • развивать мышление и речь,
  • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • социально-коммуникативное развитие,
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности.

Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н.

Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Использование вопросно-ответной формы коммуникации — оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные,
  • образовательные,
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной.

На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание).

В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу

Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
  • Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.
  • Игры на развитие интонации:
  • Угадай интонацию,
  • Скажи ласково,
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя.

Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка.

При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете?Кого любят очень дети?На вопрос отвечу прямо:— Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца,Но больше любит наряжаться? —Очень модная девчонка —Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточкуПрыгает, резвится,Ловкая, проворная,А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами,Полетала над полями.Весело жужжала.Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

Структура занятия

Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна или несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

Любимую сказку можно не только прочитать, но и сыграть

К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения,
  • подвижная игра,
  • дидактическая игра с движениями,
  • танцы,
  • движения под чтение стихотворения.

На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

Пример физкультминутки под чтение стиха

Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минуты.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минуты

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,
  • Н. Носов «Огурцы»,
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»,
  • О. Смирнов «Степной пожар»,
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»,
  2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»,
  3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»,
  4. Б. Шергин «Рифмы»,
  5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»,
  6. Русская народная сказка«Финист — ясный сокол»,
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»,
  8. С. Михалков «А что у вас?»,
  9. Ненецкая сказка «Кукушка»,
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского),
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

Источник: https://rucheyok.ru/vidyi-deyatelnosti-v-dou/zanyatiya-s-detmi/chitaem-hudozhestvennuyu-literaturu-s-detmi-v-podgotovitelnoy-gruppe-detskogo-sada

Ссылка на основную публикацию