Занятия по экологии в средней группе детского сада по фгос: пример конспекта, разработка экологического проекта и прочее

  • ГлавнаяРазноеЗанятия по экологии для средней группы детского сада

Занятие по экологии в средней группе детского сада на тему «Как узнать растение»

  1. Занятие по экологии
  2. в средней группе детского сада
  3. на тему «Как узнать растение»

Цели: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений (куст, дерево, цветок). Закрепить представление о понятии «живое и неживое».

  • Задачи:
  • — Развивать умственные операции: сравнение и обобщение, интерес ко всему живому, окружающему нас.
  • — Закрепить умение различать и называть части растений (корень, стебель, ствол, ветки, листья, семена).
  • — Формировать представления детей о потребности растений (тепло, свет, влага, земля) и навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.
  • — Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Словарная работа: развивать доказательную речь детей. Активизация словаря: закреплять названия частей растений – корень, стебель, ствол, листья, семена, шишки, хвоинки. Активизировать в речи слова: растение, куст, дерево, цветок, почва, свет, тепло, вода.

  1. Предшествующая работа:
  2. — Рассматривание иллюстраций: дерево, куст, цветок и их сравнение;
  3. — Рассматривание дерева и куста на прогулке, выделяя части растений;
  4. — Дидактическая игра «Живое-неживое»;

— Наблюдение за комнатным растением (тянется к свету). Посадка лука в воду, в почву. Проведение опытов с луковицей на зависимость ее роста от изменений условий среды ( с водой – без воды, на свету – без света).

— Наблюдение за изменением веток, внесенных в группу.

Материалы и оборудование: иллюстрации (дерево – сосна, куст – сирень). Набор сюжетных картинок «Где растут растения». Аудиозапись музыки «Легкий ветерок» и «Как прекрасен этот мир». Искусственный цветок –нарцисс. Крупные разрезные картинки: дерево, куст, цветок. Папка. Игрушка – Почемучка.

  • Ход занятия:
  • В группе появляется игрушка – Почемучка.
  • Почемучка:
  • Здравствуйте, ребята.
  • Воспитатель:

Здравствуй, Почемучка. Какой у тебя красивый конверт. Нам с ребятами хочется узнать, что ты в нем принес?

Почемучка:

Я принес картинки о природе. Хотите посмотреть?

  1. Дети:
  2. Да, хотим.
  3. Почемучка достает картинку с изображением сосны.

Занятия по экологии в средней группе детского сада по ФГОС: пример конспекта, разработка экологического проекта и прочее

  • Воспитатель:
  • Ребята, что это такое?
  • Дети:
  • Это сосна, дерево, растение.
  • Воспитатель:
  • Как вы это узнали?
  • Дети:
  • У сосны длинные иголки и шишки.
  • Воспитатель:
  • А зачем сосне нужны шишки и хвоинки?
  • Дети:
  1. В шишках прячутся семена, а хвоинками дерево дышит.
  2. Воспитатель:
  3. Что еще есть у сосны?
  4. Дети:
  5. Ствол, ветки, корень.
  6. Воспитатель:

А зачем нужен дереву ствол? Зачем нужен ствол?

Дети:

На стволе растут ветки. Корень питает дерево.

  • Воспитатель:
  • Нужно ли дереву передвигаться в поисках пищи?
  • Дети:
  • Нет, у него нет ног, оно питается при помощи корней из земли.
  • Воспитатель:
  • Почемучка, а ты знаешь, откуда берутся живые сосны?
  • Почемучка:
  • Их папы делают на работе.
  • Воспитатель:
  • Ребята, прав ли Почемучка?
  • Дети:
  • Нет
  • Воспитатель:
  • Можно ли сделать живое дерево?
  • Дети:
  • Нет.
  • Воспитатель:
  • Откуда берутся живые деревья?
  • Дети:
  • Вырастают из семян.
  • Почемучка:
  • Теперь я буду знать, что растения вырастают из семян.
  • Первую мою картинку вы узнали, а другую точно не отгадаете.
  • Достает из папки иллюстрацию с изображением сирени.

Занятия по экологии в средней группе детского сада по ФГОС: пример конспекта, разработка экологического проекта и прочее

  1. Воспитатель:
  2. Ребята, что это такое?
  3. Дети:
  4. Куст сирени.
  5. Почемучка:
  6. Нет, это дерево.
  7. Воспитатель:

Давайте не будем спорить, поставим рядом картинки и сравним их. Что есть у дерева и у сирени общего?

  • Дети:
  • Корень, ветки, листья.
  • Воспитатель:
  • А чем же они отличаются?
  • Дети:
  • У сирени несколько стволов – это куст, есть красивые цветы.
  • Воспитатель:
  • Слышишь, Почемучка, ребята говорят, что у дерева только один ствол — высокий, большой, а у куста – несколько тонких стволов.
  • Почемучка:
  • Ребята, вы так много знаете, помогите мне посадить вот этот цветочек, забыл как называется.
  • Дети:

Это же нарцисс. Он не будет расти, потому что пластмассовый.

  1. Воспитатель:
  2. А какие цветы могут расти, цвести?
  3. Дети:
  4. Живые.
  5. Физкультминутка:

Воспитатель включает запись ветра.

Воспитатель:

Слышите волшебную музыку? Сейчас я превращаю девочек в легкий ветерок, они будут бегать легко, на носочках, а мальчиков превращу в деревья, веточки тянутся к солнышку и слегка покачиваются, ноги не двигаются, корни крепко сидят в земле. А теперь девочки превращаются в деревья, а мальчики становятся ветерком. Вот и утих ветерок. Все снова превращаются в ребят. 1, 2, 3, 4, 5 – стали ребятишками опять.

Наступили первые весенние деньки. Мы с вами пойдем гулять. Вот наши поляночки. А на них есть карточки. А картинки не простые, а картинки разрезные. Кто их быстро соберет, тот и назовет.

  • Дети играют в игру «Собери картинку».
  • Воспитатель:
  • На этой полянке выросло что?
  • Дети:
  • Дерево.
  • Воспитатель:
  • А что выросло у вас на полянке?
  • Дети:
  • Куст с ягодами.
  • Воспитатель:
  • Кто может его назвать?
  • Дети:
  • Ежевика.
  • Воспитатель:
  • Что у вас выросло?
  • Дети:
  • Цветок.
  • Воспитатель:
  • Почемучка, а тебе нравятся наши полянки?
  • Почемучка:

Да, очень нравятся. Молодцы, ребята!

  1. Воспитатель:
  2. Теперь-то ты понял, что такое растения?
  3. Почемучка:
  4. Да, что большое, то и растение.
  5. Дети:
  6. Растения бывают разные, большие и маленькие.
  7. Почемучка:
  8. У кого листочки маленькие, кругленькие, те и есть растения?
  9. Дети:
  10. Листья бывают разные, маленькие и большие, круглые и овальные, гладкие и мохнатые.
  11. Почемучка:
  12. Растения – это то, что растет в лесу?
  13. Дети:
  14. Не только в лесу.
  15. Воспитатель:
  16. Ребята сейчас тебе расскажут, где могут расти растения.
  17. Дети:
  18. В саду, в огороде, на улице, дома в горшках.
  19. Звучит спокойная музыка.
  20. Воспитатель:

Почемучка, мы научим тебя играть в воображалку. Сядьте все удобно, представьте, что вы растение. Куст, дерево или цветок. О чем могут думать растения? Чего им хочется?

  • В кого ты превратился?
  • Ребенок:
  • Я дерево дуб.
  • Воспитатель:
  • О чем ты думаешь?
  • Ребенок:
  • Мне не хватает земли.
  • Воспитатель:
  • Как можно помочь дубу?
  • Дети:
  • Присыпать корни землей.
  • Таким образом, воспитатель спрашивает нескольких детей.
  • Музыку выключают.
  • Воспитатель:

Ребята, что нужно цветам для того, чтобы они были крепкими, здоровыми, цветущими? Выходите и выберите картинки. Что нужно цветам для жизни.

Работа по карточкам моделям.

Почемучка:

Спасибо вам, ребята. Вы настоящие знатоки природы, я многому у вас научился. Я обязательно расскажу своим друзьям, что растениям надо относиться бережно, заботиться о них.

infourok.ru

Конспект занятия по экологии в средней группе «Волшебница Вода»

  1. Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детейВ гостях у волшебницы воды.
  2. Познавательное интегрированное занятие для детей средней группы.
  3. Цель:дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.
  4. Задачи.

    Обучающие:-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,— познакомить с круговоротом воды в природе,

  5. Развивающие:— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,
  6. Воспитательные:— формировать умение работать в коллективе,— воспитывать бережное отношение к воде.
  7. Предварительная работа.
  8. Наблюдения за разными состояниями воды, проведение опытов и экспериментов, отгадывание загадок о явлениях природы, проведение дидактических и подвижных игр, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.

Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:Живою может быть и мёртвой,И жидкою и очень твёрдой.Таиться может в небесах,И в глубине земли скрываться,И испаряться на глазах,И тут же снова появляться. (Вода)

Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.-Где мы можем встретить воду?-Кому нужна вода?-Для чего нужна вода?

Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.

И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).

Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).

Голос Воды: Здравствуйте, дорогие ребята! Я Волшебница Вода рада приветствовать вас у себя в царстве воды.

Чтобы спасти мои воды от загрязнения, а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.

Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.

Задание №1.

Нужно ответить на вопросы:-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?-Куда поднимается пар?-Что помогает воде испаряться?-Как появляются лужи?-Откуда берётся дождь?

Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.Пар поднимается вверх в тучу.

Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.

Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».

  • Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».
  • Динамическая пауза «Круговорот воды».
  • Задание №2.
  • Проведение опыта « Очистка воды»

Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).– А как мы можем очистить воду?Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?Дети рассказывают.

Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).

Задание №3.

Отгадайте загадки.Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.

Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.

Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.Готовую открытку ставят на видное место.

Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики с чистой питьевой водой. Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.

Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.

Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.

Название: Конспект занятия по экологии в средней группе «Волшебница Вода» Котлозёрова Светлана АнатольевнаДолжность: воспитатель первой квалификационной категорииМесто работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлениюМесторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области

portal2011.com

Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц.  Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю.

Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали.

Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель  задает детям вопрос:

— Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы  детей).

  1. Ребята, а вы  хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?
  2. Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?
  3. Дети: Не шуметь,  не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

— Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

  • Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.
  • Дидактическая игра «Опиши картину».
  • Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.
  • -Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

-Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

-Ребята, а где  же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

  1. -Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)
  2. -Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)
  3. -Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)
  4. -Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

  • Воспитатель задает вопрос детям:
  • — Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?
  • Послушайте интересную историю про белочку:

— Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

  1. Опытническая работа.
  2. Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Источник: https://provmeste.ru/raznoe/zanyatiya-po-ekologii-dlya-srednej-gruppy-detskogo-sada.html

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей средней группы «Лесовичок просит о помощи»

Занятия по экологии в средней группе детского сада по ФГОС: пример конспекта, разработка экологического проекта и прочее

  • Образовательные задачи: закрепить знания детей среднего возраста о сезонных изменениях в природе, поведении  диких животных и птиц осенью;
  • -активизация речевого словаря, творческого потенциала детей;
  • -развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Средняя группа детского сада
  • Ход занятия
  • 1.Организационный момент
  • Дети под музыку входят в зал, воспитатель проводит с ними психогимнастику:
  • Мы ладошку к ладошке сложили
  • И друг другу дружить предложили.
  • Будем мы заниматься, играть,
  • Чтобы умными, добрыми стать.

Воспитатель: Ребята вы любите отгадывать загадки? Сейчас я покажу вам загадку-схему. А вы должны отгадать — что это?

  1. (воспитатель  показывает мнемотаблицу, поясняет свой показ)
  2. -Она имеет круглую форму, на ней есть горы, леса, реки, на ней живут люди, звери, птицы.
  3. Что это?
  4. Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно, ребята — это наша  планета Земля. А это что?

Воспитатель показывает глобус.

Дети: Глобус

Воспитатель: Ребята, а какие цвета есть на глобусе? Как вы думаете, что они означают?

  • (ответы детей)
  • Воспитатель: Молодцы!
  • Зеленый цвет — леса;
  • Голубой — вода;
  • Белый — снег;
  • Желтый — земля.
  • Посмотрите, ребята, в лесу красный сигнал.
  • Кто-то просит нас о помощи. Вы согласны

отправиться в путешествие? Тогда в путь!

  1. 2. Основная часть
  2. Дети встают со своих стульчиков и  подходят к воспитателю.
  3. Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?

(Дети  берут экологические знаки-листочки и объясняют значение каждого знака)можно отправляться в дорогу. Давайте закроем глазки и скажем такие слова: «Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились!»

(Звучит музыка. Открывается занавес, и дети  оказываются в осеннем лесу).

Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? (Ответ детей).

Воспитатель: Но почему-то нас никто не встречает. В лесу темно и скучно. Нет, нет, смотрите — Лесовичок сидит! (обращает внимание детей на куклу Лесовичка на ширме). Здравствуй, Лесовичок! Это ты просил о помощи?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Беда в нашем  лесу! Шалунишка ветерок налетел на наш лес,  поозорничал и улетел. Птичек всех распугал,  часы времен года сломал. Звери к зиме не  готовятся, скачут, играют, что делать  — не  знают. Тучек нагнал, солнышка совсем не   видно, поэтому так скучно, грустно и не светло в нашем осеннем лесу.

Воспитатель: Не волнуйся, Лесовичок. Ребята, поможем Лесовичку и лесным жителям?

(ответы детей).

Воспитатель: Но для этого мы должны очень постараться. Много дел нам предстоит сделать, чтобы в лесу снова был порядок. Не будем  терять время. Чтобы лесные часы ходили, их  нужно…

(ответ детей)

Воспитатель: К какому времени года можно

отнести эту картинку? Укажите стрелкой, какое  сейчас время года. (Дети раскладывают  картинки по временам года и в конце задания  прикрепляют стрелку на «Осень», звучит музыка работающих часов).

  • Воспитатель: Молодцы, ребята, лесные часы исправно ходят и время года «Осень» точно показывают.
  • Воспитатель: Теперь нужно помочь белочке, скажите, ребята, как она готовится к зиме?
  • Ответы детей.

Воспитатель: Давайте соберем для белочки грибочки на зиму. Собирать будем только какие грибы? (Ответы детей)

Звучит музыка, дети собирают грибы-муляжи, называют гриб и кладут в корзину)

Белочка: Спасибо, ребята! Заигралась я, совсем забыла запасы на зиму сделать, ведь осень скоро закончится, зима придет.

Лесовичок: Белочке вы помогли, теперь помощь нужна птичкам. Собрались они   в стайку и не  знают, кому пора улетать и зачем.

Воспитатель: Ребята, поможем птичкам? Куда должны лететь некоторые птички осенью?

  1. (ответы детей)
  2. Воспитатель: Давайте поиграем в игру.
  3. Игра «Перелетные птицы»
  4. Сейчас только услышите слово «Зима» — перелетные птички полетят к березке, а зимующие — к елочке.
  5. Маленькие птички,  (дети летают и машут руками, как крыльями)
  6. Птички-невелички
  7. По лесу летают,
  8. Песни распевают.
  9. Буйный ветер налетел,   (руки вверх, раскачивают из стороны в сторону)
  10. Птичек унести хотел.
  11. Наступают холода,   (дети подлетают к своему дереву)
  12. Приближается зима.

Дети в шапочках зимующих и перелетных птиц разбиваются на 2 группы. Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь перелетные птички знают, что им пора улетать в теплые края, а зимующим птицам мы будем помогать, подкармливать их.

На ширме появляется зайчик. Воспитатель: Ребята, кто это? Дети: Зайчик.

Воспитатель: Видите, он тоже к зиме не готовится. Что ему нужно сделать к зиме? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поможем зайчику и его семье, приготовим для них белые шубки. Дети подходят к столам и закрашивают силуэт зайчика белой краской (на фоне негромко звучащей музыки). По окончании работы зайчики выставляются на панно «Осенний лес». После того, как дети выполнили работы, на занавесе под музыку из-за тучки появляется солнышко.

Лесовичок: Спасибо вам, ребята! Снова в нашем лесу радостно и светло. За ваши добрые дела хочу подарить вам подарок.

Сюрпризный момент

Лесовичок дает детям корзинку со сладостями

3. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, нам пора поблагодарить Лесовичка, а на прощание мы подарим ему наш танец с листочками. Дети танцуют с осенними листочками.

Лесовичок: Спасибо вам, друзья, до свидания!

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем все вместе: «Повертелись, покружились, и в саду мы очутились!»

Ребята, вам понравилось путешествие? Вы сегодня были молодцы! Скажите, кому мы помогли и что сделали? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы пойдем в группу и попробуем угощение от Лесовичка.

Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/194-konspekt-nod-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detey-sredney-gruppi-lesovichok-prosit-o-pomoshi

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: «Природа — наш дом» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

  • Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждением — детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек».
  • Барабинского района Новосибирской области.
  • Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
  • Тема занятия: «Природа — наш дом» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.

г. Барабинск, 2016 г.

  1. Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».
  2. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
  3. Программные задачи
  4. Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
  5. Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
  6. Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
  7. Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.
  8. Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты.
  9. Ход занятия
  10. Воспитатель читает стихотворение:
  11. Наш дом родной, наш общий дом —
  12. Земля, где мы с тобой живём!
  13. Чудес нам всех не перечесть,
  14. Одно у них названье есть:
  15. Леса и горы и моря-
  16. Всё называется — земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа — общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

  • Воспитатель:
  • Вот послушайте:
  • «Люблю я бегать босиком,
  • Разбрызгивая лужи,
  • И оставлять следы потом.
  • Но солнце землю сушит.
  • Я на асфальте обведу
  • Свои следы мелками.
  • Но ветер тучи принесёт
  • И смоет их дождями.
  • А может, краски попросить
  • И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
  • Чтоб все об этом знали?
  • А мне в ответ: Земля твой дом.
  • Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля — общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

  1. Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
  2. Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
  3. Послушайте, ребята:
  4. «Словно крыша над землёю,
  5. Голубые небеса.
  6. А под крышей голубою-
  7. Горы, реки и леса,
  8. И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?… с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

  • А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.
  • Физкультминутка:
  • Руки подняли и помахали-
  • это деревья в лесу.
  • Локти согнули, кисти встряхнули-
  • Ветер сбивает росу.
  • Плавно руками помашем-
  • Это к нам птицы летят.
  • Как они сядут, покажем-
  • Крылья мы сложим назад.
  • Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.
  • Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?

Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы.

Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась.

А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки — красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели — это очень хороший поступок – защита природы.

Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?

  1. Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:
  2. Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
  3. (Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)

Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)

Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.

Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.

  • Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.
  • Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Симсалабим, абракадабра» возвращаются в группу.
  • Воспитатель:
  • Давайте будем беречь планету-
  • Во всей вселенной похожей нету.
  • Во всей планете только одна
  • Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-sredney-gruppe-tema-zanyatiya-priroda-nash-dom-obrazovatelnaya-deyatelnost-e-1706933.html

Экологический проект (долгосрочный, информационно — творческий) в младшей и средней группе №6 «Теремок» Образовательная область: «Познавательное и художественно эстетическое развитие» Тема: «Мы друзья природы»

  • Описание проекта
  • «Дерево, трава, цветок и птица
  • Не всегда сумеют защититься
  • Если будут уничтожены они,
  • На планете мы останемся одни»
  • Д. Радович
  • Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.

      Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились.

Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.    

     В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

     Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие — выброс отходов разного рода.

Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Проблемы экологии сегодня в числе первых забот жителей земли. Защита и оздоровление окружающей среды – долг каждого человека, где бы он ни жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов, акций, мероприятий представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.

Для привлечения внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны, в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» 2017 год в России объявлен Годом экологии.

В стране проводятся мероприятия, нацеленные на привлечение внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Прежде чем научить защищать и беречь окружающую природу, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.

Экологическое образование подрастающего поколения — актуальная задача детского сада. В основах экологического воспитания дошкольников указывается на необходимость максимально использовать данный период детства,так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Конечно же, и наше дошкольное образовательное учреждение д/с №4 «Березка» не остался в стороне и охотно поддержал данную тему в вопросах воспитания и образования детей. Одно из приоритетных направлений в ДОУ — экологическое воспитание дошкольников. За годы работы с детьми опыт экологического воспитания подрастающего поколения.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования педагоги ДОУ считают организацию развивающей предметной среды.

В нашем детском саду экологическая развивающая среда организована в каждой возрастной группе – это уголки природы, которые включают в себя: комнатные растения, дневники наблюдений за ростом и развитием комнатных растений, огород на окне, уголок экспериментальной деятельности, календарь погоды, дидактические игры, папки: времена года, дикие, домашние животные, птицы, деревья и кустарники, цветы и др.

Источник: https://garmonova-berezka4.edumsko.ru/folders/post/1349837

Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Экологическое воспитание приобретает новое значение в дошкольном воспитании. Своевременное закладывание основных элементов экологической культуры – залог становления осознанного положительного отношения к природе.

Главной формой работы по формированию первых элементов экологической культуры у дошкольников можно считать занятия, отличающиеся многообразием форм их проведения и используемых методов.

Занятие – основная форма работы

В условиях ДОУ экологические занятия считаются традиционной формой обучения, воспитания. При изучении тем по экологическому воспитанию дошкольников они позволяют сформировать первые представления о природных явлениях, об отношении к окружающему миру. Проводятся с детьми всех возрастов, что отражается на их специфике, выборе методов и приемов.

Занятия обладают большими возможностями. Накопленные при экскурсиях и наблюдениях представления, чувства качественно преобразуются в углубленные экологические познания.

Под контролем взрослого формируется система простых и элементарных знаний в соответствии с требованиями образовательных программ. Знания предоставляются системно, последовательно.

Развиваются познавательные процессы, способности.

Цель, главные задачи

Главная цель занятий – воспитание осознанного отношения к окружающей природе, людям, самому себе; развитие способностей воспринимать окружающий мир, любить и понимать его, бережно относиться к нему с ранних лет жизни.

Задачи:

  • формировать видимый интерес к окружающей ребенка природе;
  • развивать мотивацию к сохранению природы, к заботе о ней;
  • формировать экологическое сознание;
  • обучать детей экологическим знаниям.

Подготовка к занятиям

Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи.

Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы.

Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания.

При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.

Структура

В любом занятии выделяется несколько основных частей:

  • название;
  • программное содержание – конкретные задачи, цели;
  • материал;
  • форма проведения;
  • методы;
  • ход занятия.

Структура проведения экологического занятия следующая:

  • введение в тему, выделение целей и задач, объяснение того, что дети должны узнать, освоить;
  • самостоятельная или совместная с воспитателем деятельность: дети выполняют задания под постоянным контролем, воспитателем оказывается поддержка, помощь или поощрение тем, кто в них нуждается.

Типы занятий

Современная педагогика выделяет несколько типов обучающих занятий.

Первично-ознакомительные. Проводятся для ознакомления с представителями дикой природы, которых наблюдать не получается, природными законами, явлениями, связями между компонентами окружающей среды.

Главный элемент ознакомительного занятия – наглядность. Но на первом месте все равно находится словесный метод, чаще беседа, но обязательно проводимая совместно с использованием различных демонстрационных пособий (картинки, фото, видеофильмы). Эти наглядные средства обучения способствуют формированию отчетливых начальных представлений о природе.

Часто компонентами таких занятий становится чтение литературы, просмотр слайдов, презентаций. Важным элементом считается слово воспитателя. Благодаря ему обеспечивается доступное и последовательная подача содержания материала и от него зависит общий результат обучения.

Занятия по углублению, расширению знаний (углубленно-познавательного типа) направлены выявление связей, закономерностей.

На них применяют как словесные, наглядные методы, так и практические: длительное наблюдение, самое простое экспериментирование, демонстрацию моделей. Очень эффективно использовать труд ребенка в природе.

Углубленные занятия проводятся тогда, когда полученные знания необходимо закрепить, уточнить. Они способствуют интеллектуальному детскому развитию. Дети учатся находить элементарные связи, делать выводы.

Это качественно развивает мышление ребенка.

Обобщающие занятия выполняют следующие цели:

  1. обобщить знания;
  2. формировать умение сравнивать, способность делать выводы, проводить простейший анализ;
  3. развивать речевую активность и абстрактное мышление.

При проведении обобщающих занятий эффективно применение дидактических игр, наблюдений, методов, позволяющих полученные знания использовать на практике.

Комплексные занятия

Среди всех форм наибольшую популярность у педагогов приобрели комплексные занятия. Эта форма, которая решает несколько задач сразу. Поэтому состоит из следующих частей:

  1. В начале уточняются и актуализируются детские знания по теме. Это развивает интеллектуальные способности и формирует познавательную активность;
  2. Во второй части используются немного другие методы работы: беседа по экологическому воспитанию, показ, наблюдение;
  3. Заключительная часть – самостоятельное детское творчество, поисково- познавательная деятельность, в которой ребенок через свою творческую и познавательную активность сам познает новое для него.

  Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

При верной организации комплексное занятия становится очень эффективной формой воспитания. Она развивает личность ребенка, помогает быстрому, системному освоению материала. Смена видов деятельности способствует отсутствию у детей усталости, не приводит к затуханию интереса к теме. Для удержания внимания используется музыка, кино, физкультминутки.

Формы и эффективные методы

Формы экологических занятий очень разнообразны. Касается это и методов. С учетом ФГОС и требований методических рекомендаций при составлении плана мероприятий по экологическому воспитанию  предпочтение нужно отдавать игровым, наглядным, проектным методам .

Среди методов работы наиболее применяемые беседы познавательного характера, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, показ фильмов, презентаций, упражнения, несложные эксперименты, опыты. Используются сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры.

Можно поработать со сказкой, другими видами народного творчества. Часто в состав включаются коррекционные элементы. В последнее время приобретают популярность интегрированные занятия, сочетающие в себе несколько направлений воспитания. Немаловажную роль выполняют проводимые воспитателями открытые занятия.

Согласно концепции воспитания, приоритет должен отдаваться формам, сочетающим одновременно традиционные и нетрадиционные методы (применение художественной деятельности, игровых, творческих, экспериментальных познавательных элементов).

Среди нетрадиционных форм работы используются импровизированные путешествия, КВН, “Экологический калейдоскоп”, уроки доброты, мышления, занятие-квест.

Игра – важнейший метод воспитания

Роль игры при любом виде воспитания неоценима. Игра – ведущая деятельность в жизни дошкольника. Особенности ее применения не знают границ. В игре дети раскованы, способны проявлять инициативу, творчество, любознательность и заинтересованность.

Экологические игры отличаются содержанием, формой организации, количеством участников, видами в зависимости от реализуемых задач. Существуют игры творческого характера и игры с установленными правилами.

Дидактические игры – игры с заранее установленными правилами, которые проходят по готовому содержанию. В ходе игры дети углубляют уже имеющиеся представления о живом, явлениях природы.

Они развивают память, внимание, любознательность, учат применять знания в других условиях. В дидактических играх дети получают возможность сравнивать, находить отличия, обобщать и систематизировать.

Дидактические игры бывают следующих типов:

  • предметные;
  • словесные;
  • настольно-печатные.

В ходе предметных игр используются разные предметы (листья, плоды). Они конкретизируют, обобщают знания дошкольников, дают возможность оперировать предметами из дикой природы, сравнивать, отмечать их особенности и отличия самостоятельно.

При настольно-печатных играх с лото, картинками дети систематизируют и классифицируют полученные знания. Словесные игры проводятся для закрепления знаний. Любые игры должны обязательно сопровождаться словом педагога.

Подвижные игры связаны с подражанием разным животным и их образу жизни, имитацией звуков дикой природы. В ходе таких игр происходит закрепление знаний, формирование устойчивого интереса к изучаемым темам. Кроме того, они развивают ловкость, быстроту.

Народные игры основаны на народном творчестве, опыте предыдущих поколений. Примеры: “У медведя во бору”, “Лесные пятнашки”.

В творческих играх дошкольники получают возможность отразить впечатления в творческой деятельности.

Популярными являются строительные творческие игры, при которых используется натуральный природный материал, из которого при старании можно сделать игрушку, поделку.

Эти игры дают простор фантазии и раскрывают творческие способности. Воспитатель не дает ребенку уже готовые знания, дети получают их в ходе поисковых действий.

Чтобы познакомиться со свойствами различных природных материалов можно использовать игры-иллюстрации.

Хорошим способом закрепления изучаемого материала является инсценирование в играх сюжетов из дикой природы, сказок. Хорошим эффектом обладает внесение в игровые формы загадок, поговорок.

Сюжетно-ролевые игры самые сложные при подготовке, но они считаются наиболее эффективной формой работы по воспитанию у дошкольников положительного отношения к природе.

  Детские песни для танца с повторяющимися движениями

Проектная деятельность

Хороший результат дает проектная деятельность, объединяющая в себе множество видов учебной, воспитательной деятельности. Она способствует формированию жизненного опыта при взаимодействии с объектами природы. Работая над проектом, ребенок закрепляет свои теоретические знания, чувствует себя испытателем, первооткрывателем. Он может реализовать свои познавательные потребности сам.

Проектная деятельность- это решение установленных задач в процессе самостоятельного исследования.

Полученные в результате такой деятельности знания помогают детям понять законы природы самостоятельно, обобщить материал.

При работе над проектом ребенок сам ведет наблюдения, экспериментирует, играет, сочиняет сказки, рассказы. К выполнению проекта очень эффективно привлекать родителей дошкольников.

Роль родителей

Для должного эффекта воспитания необходим пример взрослых. Поэтому без привлечения к экологическому воспитанию родителей его эффективность снижается. Качество воспитания детей обусловлена тем, какие экологические ценности существуют в его семье. Влияет уклад, уровень, жизни семьи. Работу с родителями можно проводить в разных формах:

  • общие или групповые родительские собрания;
  • любые совместные мероприятия (праздники, десанты, экскурсии и др.);
  • дни открытых дверей;
  • проектная деятельность вместе с детьми;
  • выставки литературы и детского творчества;
  • индивидуальные, групповые консультации для родителей.

Эти формы демонстрируют родителям, какие знания есть у детей, показывают, что эти полученные знания и навыки нужны для формирования основ детской экологической культуры.

Занятия для младших дошкольников

Знакомство с элементарными знаниями о природе в младшей группе происходит через слово воспитателя и с помощью множества наглядных методов.

Используются картинки, экспонаты живого уголка, фотографии, иллюстрации из детской литературы с очень простым сюжетом. Слово педагога представляет собой небольшое пояснение, рассказ, который преобладает над речью ребенка.

Неплохо словесные методы дополнять интересными движениями, звуками, игровыми компонентами и подвижными играми.

Занятия в средней группе

Дети 4-5 лет сензитивны ко многим видам деятельности, в первую очередь к игровой. С помощью игровых элементов можно знакомить детей с природой, формировать чувство сопереживания и созидания, восприятия природной красоты.

Система работы с дошкольниками средней группы предусматривает разную деятельность. Можно использовать чтение, инсценировки, игры, рассматривание иллюстраций, творческую деятельность.

В этом возрасте важно начальное формирование отношения к природе, ее взаимосвязям. Происходит накопление начальных представлений об окружающем мире. Воспитатель и родители должны стать для ребенка носителями экологической культуры.

На занятиях по экологии в средней группе необходимо больше активизировать детскую речь: просить давать ответы, включать детей в беседы. Как и для младшей группы неплохо разнообразить занятия игровыми элементами, загадками, стихами.

Особенности занятий в старшей, подготовительной группе

Формы, методы работы на занятиях по экологии в старшей группе несколько усложняются. Уже можно использовать наблюдения за растениями, животными, комплексные занятия с игровыми обучающими ситуациями.

В подготовительной группе, старшей группе нужно уделить внимание творчеству детей: дети должны учиться воспринимать произведения искусства природной тематики, словесно-литературному творчеству. Эффективно рисование иллюстраций к произведениям о природе, изготовление поделок, организация выставок.

Темы занятий

Каждую тему воспитатель может раскрыть по разному, для младшей, средней и старшей группы воспитанников. Приведем для примера несколько тем:

  • Природа и экология планеты Земля;
  • Экосистема луга;
  • Знакомство с Красной книгой;
  • Лес-наше богатство;
  • Мир животных;
  • Флорой и фауна родного края;
  • Мы друзья природы;
  • Волшебная вода;
  • Бережное отношение к растениям и животным;
  • Путешествие по стране Экология;
  • Такие разные деревья;
  • Зимующие птицы.

В заключение

Экологическое воспитание в дошкольном учреждении несомненно важно. В ходе его реализации складываются самые первые представления об окружающем мире.

От того насколько система этих представлений будет сформирована зависит формирование экологической культуры дальше.

Занятие как форма воспитания, характеризующаяся разнообразие форм, методов, является универсальным средством закладки основ познания законов окружающей природы для маленького ребенка.

Источник: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/zanyatiya-dlya-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию