Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Нажмите «Вставить», чтобы добавить статью на ваш сайт или блог. Превратить участок в секретный сад, надежно укрытый от посторонних, не так уж сложно. Конечно, можно спрятаться и за высоким забором, тем более, что есть масса способов сделать его интересным и необычным.

Но я предлагаю создать более романтичный образ тайного сада, будто сошедшего со страниц романтических романов или волшебных сказок. Места, будто бы замершего во времени — и вдруг обнаруженного; несущего налет старины и традиций — и при этом сулящего новые открытия.

Этому образу более всего соответствуют ограды из «дикого» необработанного камня и живые изгороди.

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Dear Garden Associates, Inc. Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Живая изгородь на даче — очень пластичный и многофункциональный способ придать саду закрытость. Благодаря разной форме и частоте стрижки — а также разнообразному ассортименту растений для живой изгороди — по всей протяженности конструкция может выглядеть очень по-разному. Она может быть строгой или свободной, линейной или фигурной, может варьироваться ее высота и степень прозрачности.Есть несколько способов создать зеленую изгородь. Они отличаются между собой не только внешним видом и образом, но и количеством усилий по уходу и, конечно же, размерами пространства, необходимого для их размещения. Выбирайте тот, что больше соответствует вашим возможностям, или сочетайте сразу несколько — это сделает образ интересней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

6 заборов, которые вы не догадались бы установить Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Amy Martin Landscape Design КуртиныСвободные куртины из пышных кустов, высаженные по границам участка, создают расслабленный образ старого сада, как будто одичавшего. Образ, к которому многие так стремятся, — «дизайна без дизайна».Раскидистые массы кустарников были популярным приемом у создателей пейзажных, «английских» парков. Они позволяли замаскировать границы участка и отвлечь от размеров сада. Особенно активно этот прием использовался в городских садах, сильно ограниченных по площади. Эта проверенная временем хитрость, пригодится и в наше время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Райские кущи: Золотые правила рассадки кустарников в вашем саду Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Princeton Design Collaborative

Несмотря на свободную форму и иллюзию «дикости», некоторого ухода, и, в частности, стрижки, изгородь из куртин все же требует. Хотя и не в таком объеме, как топиарные фигурные формы. Загущающая и омолаживающая обрезка пойдет куртинам на пользу. Делать ее стоит раз в 2-3 года.

Тогда кустарник не будет оголяться снизу и будет оставаться густым с пышной непроницаемой кроной. Кроме того, зеленые куртины занимают довольно много места в ширину. Поэтому, высаживая такую изгородь, заранее предусмотрите пространство на ее разрастание.

Стриженная изгородьЗадействовать под ограду меньшее место позволит стриженная изгородь. С помощью стрижки вы создадите из кустарников сплошную непрозрачную зеленую стену. При этом ее высота и форма может быть различной. В целом стриженая изгородь выглядит более строго и прихотливо, но и внимания к себе требует больше.

Зато, если вы не пожалеете времени и стараний, то сможете создать необычные изогнутые или геометричные линии и скульптурные формы, которые украсят ваш сад.

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Идея: Декоративно выглядят изгороди, сочетающие в себе растения с разной окраской листвы. Их можно чередовать, формируя полосы, или расположить перед сплошной высокой зеленой оградой низкий стриженый бордюр с другим цветом листьев. Высокая стриженая изгородь станет прекрасным фоном и для штамбовых деревьев и кустов, а также для скульптуры и всевозможного декора.

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Laara Copley-Smith Garden & Landscape Design Вертикальное озеленениеПопулярный сейчас метод оформления изгородей растениями дает действительно широкие и разнообразные возможности по озеленению. Вы можете совместить декор с пользой и высадить огородные растения и зелень в ярусные ящики. Или же использовать мхи, почвопокровные растения и однолетники для создания ярких и красочных живых картин.

Шпалерное выращивание деревьев и кустарников

Еще более узкая изгородь получится, если формировать деревья и кустарники на шпалере. Этот способ выращивания позволяет получать самые тонкие из живых изгородей. Прозрачность будет зависеть от выбранного рисунка и плотности формирования.

В любом случае, шпалерная ограда будет более проницаема, чем изгороди других форм, особенно в зимний период. Поэтому можно дополнить ее забором, на фоне которого ее орнаментальный рисунок будет выглядеть особенно выигрышно. Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Dear Garden Associates, Inc. Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Julie Moir Messervy Design Studio (JMMDS) Лианы на шпалереНо самым быстрым способом создать живую изгородь, безусловно, станут лианы. Они не будут лидерами по защите от чужих взглядов, поэтому, если вы располагаете такую изгородь по периметру сада, ее также хорошо дополнить забором. Зато стена из быстрорастущих лиан прекрасно выполнит роль ширмы для зонирования участка и не потребует особых хлопот. Уже через пару лет ваш сад украсят пышные массы зелени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Живая ширма: Растения, которые дарят уединение Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Dennis Mayer — Photographer Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Сочетайте строгие и свободные формыНеобязательно использовать только какой-то один вид зеленой изгороди — совмещайте их и смешивайте.

В замкнутом закрытом саду хорошо выглядит сочетание строгих выверенных линий — стриженой изгороди или шпалеры: они создают образ защищенности и надежности, производят впечатление свободных пышных масс растительности — они придадут атмосфере расслабленность.

Продумайте планировкуПланировка участка — очень важный момент в создании романтичного закрытого сада.

И сразу хорошая новость для хозяев маленьких участков! На маленьком пространстве атмосферу уединения и созерцательности создать легче — оно как будто придумано для воплощения образа кулуарной закрытости. Но в этом случае не пытайтесь уместить здесь все и сразу. В саду для безмятежного отдыха — не место суете. Поэтому, если у вас большая семья и разнообразные потребности, уделите внимание продуманному зонированию.

Большой сад и сад с разнообразными функциональными задачами разбейте на отдельные замкнутые зоны — тогда в нем найдется место для всех членов семьи и возможность создать совершенно разные по настроению уголки.

Совет: Старайтесь располагать подальше друг от друга или максимально изолировать площадки, предполагающие активность и шумную деятельность, от уголков отдыха и расслабления.

Для зонирования используйте все возможности вашего участка: существующие и, в особенности, планируемые постройки, рельеф, ширмы и живые изгороди.

Учитывайте при зонировании дом и постройкиИногда — особенно на маленьком участке — кажется, что дом занимает слишком большое пространство. Однако любая постройка на участке — это прекрасное средство зонирования, тем более, когда необходимо четкое разделение зон. Строения дают возможность изолировать функционально не связанные площадки, разместив их в разных частях участка. Причем обеспечивают не только визуальное разделение, но также создают барьер шуму и суете. Так что, если вы не можете сделать весь свой сад средоточием тишины, отведите для уединения одну из зон, надежно защищенную домом или другими постройками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Живописное ущелье: Дизайн-решения для узких мест на участке Katherine Shenaman Interiors Используйте сад как укрытиеСад выступит хорошим буфером, даже если он совсем невелик. Старые деревья (в идеале — вечнозеленые) с раскидистыми ветвями и мягкой расслабленной тенью под ними помогут отделить зону уединенного отдыха от шумной части участка. Особенно, если вы дополните его кустарниками, которые выступят дополнительной визуальной и акустической защитой.

Разделите участок ширмами

Если нет возможности устроить буферную зону, отделяющую уединенный уголок, разместите уютную зону отдыха спиной к проходимым и суетным зонам участка и закройте ее ширмой. Ширмы — прекрасный элемент зонирования, который работает как в интерьере, так и в ландшафте.

Они не занимают много места и не выглядят чрезмерно тяжелыми, но позволяют визуально разделить зоны. Садовые ширмы могут быть как стационарными, так и традиционно-мобильными. Живые изгороди, декоративные ограды и решетки для разделения пространства сада используйте в виде небольших по протяженности фрагментов.

Проходы оформите калиткамиЕсли вы выделяете небольшую замкнутую часть участка, используйте декоративные возможности проходов, калиток и просветов. Пусть они сразу задают настроение при входе в зону, притягивают загадочностью, приглашают заглянуть внутрь.

Оформите проход лианами — плетистые розы, княжики и клематисы, увивающие калитку, выглядят очень романтично. Или оформите проход в уединенную зону перголой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Просто повторить: Как спроектировать калитку из остатков ПВХ-трубСоздайте интригуПусть через проходы или калитку будет виден какой-то акцентный штрих, интригующий и пробуждающий интерес. Будет ли это ярко-цветущая клумба, или кустарник с листвой необычной окраски, скульптура или фонтан — он должен создавать контраст с пространством, расположенным снаружи, должен обещать новый интригующий образ, сулить новую расслабляющую атмосферу.

Устройте места уединенияУютные кулуарные места дополнят атмосферу закрытости секретного уголка вашего сада — или заменят его, если для выделенной укромной зоны все-таки не нашлось места.

  • Пергола и сама может выступить в качестве зоны, укрытой от глаз. Разместите под ней мягкие диваны — и расслабляющая зона отдыха, закрытая от суеты и посторонних глаз, готова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…Это не беседка: Пергола в вашем саду Groundswell Design Group Inc. Архитектурная мастерская Алексея Козыря

  • Беседки также традиционно помогают создать уютную локальную зону отдыха. А если дополнить лианами, высадить вокруг пышные кустарники и разместить в дальней части участка — беседка станет местом уединения, не занимающим слишком большого пространства. Очень полезен для придания уединенности будет и текстиль — и как декор и дополнение для беседки, и в качестве замены ей.
  • Беседка не обязана быть традиционной — необычным местом уединения может стать домик на дереве. Кто в детстве не мечтал о таком?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…Уголок в саду: Беседка или патио, терраса или кресло? katie moss landscape design

  • Увитые лианами качели или скамейка — беседка в миниатюре. Поставьте их как украшение и расслабляющий элемент в выделенном закрытом уголке вашего сада или доверьте роль уединенного укрытия.
Читайте также:  Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Совет: Размещая перголу, беседку или качели, общую закрытость дополните открытыми участками. Пусть из уютной беседки открывается вид на широкую плоскость газона или пруда. Такой контраст создаст безмятежность и даст отдых глазам.

Наполните сад деталями

Превратите ваш укромный уголок в сад-шкатулку, закрытую снаружи, но наполненную интересными деталями и впечатлениями.

Используйте декоративную подсветку, создавая разные сценарии освещения и причудливые световые картины — например, подсвечивая кустарники, деревья и цветники. Либо украсьте их гирляндами, привнеся нотку волшебства.

vgzarquitectura y diseño sc Lenkin Design Inc: Landscape and Garden Design Разместите в секретном саду объект для созерцания — пусть это будет скульптура, фонтан, композиция из растений или сад камней. Главное — что любой из них поможет отвлечься, переключить мысли, предоставит отдых для взгляда и создаст нужное настроение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Вишня в цвету: Ханами, или искусство любования цветением сакурыДобавьте нюансные детали, маленькие сюрпризы, неожиданные объекты, которые можно найти в зарослях и цветниках. Поселите в саду сказочные образы, которые наполнят его совершенно особенной атмосферой, чтобы, приходя туда, погрузиться в свой мир, отличный от окружающей действительности. Поэтому, планируя тайный садик, подумайте, в какой образ вы хотите погрузиться. Это не обязательно должен быть старый романтический сад, который предложила я. Вы можете выбрать свой образ уюта и расслабления — будет это японский садик, морское побережье, или даже закрытый монастырский огород. А маленькие детали и акценты помогут вам его воссоздать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Тропический рай под боком: Курорт на дачном участкеВ гостях у сказки: Сады, созданные по мотивам литературных шедевров

И тогда вы точно сможете сказать про свой уютный уголок словами из повести Фрэнсис Бернетт «Таинственный сад»: «Главное, ей удалось найти Таинственный сад, и теперь у нее появился свой мир, в котором она сделает все, как захочет. Даже солнце тут, казалось, светило ярче, чем за оградой…»

РАССКАЖИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ…Где вы прячетесь от суеты окружающего мира? Есть ли в вашем саду уголок уединения?

Источник: https://www.houzz.ru/statyi/sekretnyy-sad-prevrashchaem-uchastok-v-oazis-uedineniya-stsetivw-vs~51561711

Уголок уединения в детском саду – Ребенок в детском саду

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Адаптация к детскому саду может проходить не так болезненно, как ее описывают психологи и некоторые родители. Благо, есть множество средств, призванных облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Одним из этих средств является уголок уединения в детском саду — то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом: прощание с родителями, притирка к одногруппникам и воспитателям.

Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.

Не все воспитатели разделяют необходимость наличия такого уголка в группе. Лучше, по их словам, просто посадить ребенка к себе на колени, обнять. Это более эффективно и терапевтически верно, нежели ребенок спрячется ото всех и останется один на один со своими невеселыми мыслями.

Любопытно то, что еще несколько десятилетий назад о подобных уголках не могло быть и речи.

Если в советское время дошкольное воспитание было основано на лучших традициях коллективизма, то сейчас, несмотря на обязательные прогулки, сончасы, на первое место выдвигается индивидуальность ребенка.

Это прописано и в федеральных государственных стандартах, подчиняющих себе весь образовательный процесс в ДОУ.

Как выглядит уголок уединения в детском саду

Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу.

Цвета, используемые в уголке, должны быть спокойными, не кричащими, пастельных оттенков. Ребенок должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами.

Изготовить такой мини-домик можно в виде шатра, ширмы, палатки. Скорее, лучше его сделать мобильным, чем стационарным. В помощь воспитателю легкие конструкции: передвижные ширмы, невесомые драпировки. Малыш сам может обозначить границы уголка, передвинув ширму или задернув шторки.

Чего только воспитатели и педагоги не придумывают! Вот уж действительно, где простор для фантазии и знания детской психологии. Можно ведь просто отгородить пространство с помощью занавески, закрепленной на абажуре или мобиле. Но в некоторых группах вы можете увидеть в качестве несущей конструкции обычный … зонт. Смотрится очень оригинально и прибавляет ощущение легкости.

Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Что может быть размещено в уголке уединения

Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Психологи рекомендуют положить фотографии родных. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой.

Если позволяет расположение и форма уголка, то на стену можно повесить пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом.

Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому различные световые и шумовые водопады займут достойное место в «нише уединения».

Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Как вариант, послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя).

Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками. Очень полезны дидактические игры, различные шнуровки, пластилин — все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время.

Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справится «коврик злости», подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика.

Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства.

Фото со смотра уголков уединения в дошкольном отделении Центра образования № 1858 (г. Москва).

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фотоУголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фотоУголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фотоУголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фотоУголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фотоУголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Автор статьи — Даниленко Мария.

Источник: http://deti-club.ru/ugolok-uedineniya-v-detskom-sadu

Детский уголок уединения в дошкольном учреждении

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать».

Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир.

Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх.

Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество.

Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.

Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения»

Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.

Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:

  • организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
  • создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.

А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.

Такое «детское место» позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы

Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым.

Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов.

На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.

Большое значение имеет оснащение такого уголка. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон»

Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения. Это могут быть:

  • — стаканчики для крика, подушки для битья;
  • — коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);
  • — коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);
  • — зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);
  • — набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);
  • — коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);
  • — маски;
  • — массажные мячики;
  • — кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его,выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;
  • — подушка-плакучка, подушка-думалка;
  • — «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические игры и игрушки:

  1. — театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);
  2. — тактильные, сенсорные коврики;
  3. — мозаика, пазлы;
  4. — игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
  5. — шнуровка;
  6. — клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
  7. — лоскутное панно;
  8. — дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:«Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
Читайте также:  Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе детского сада, конспект занятия по фгос

Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости

Эффективность работы зависит от того на сколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:

«Ходьба по комнате»

Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.

«Потянулись»

И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.

В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.

Е. Соловьева

Источник: https://vscolu.ru/articles/ugolok-uedineniya-v-detskom-sadu.html

Уголки уединения в детском саду: особенности оформления, назначение

Каждая семья, в которой есть дети, сталкивается с нелегким моментом первого с ними расставания.

Решение устроить ребенка в современный детский сад сопровождается массой важных вопросов: как малыша встретят сверстники, как чадо будет кушать кашу, сваренную не его мамой, как сможет уснуть не в своей постельке, будет ли слушаться чужую тетю? Но конечно же, самым важным останется вопрос, связанный со здоровьем, как физическим, так и эмоциональным.

Что такое уголки уединения в детском саду

Трехлетки еще не способны контролировать свои эмоции, в том числе и негативные. А их подавление со стороны взрослых может нанести непоправимый ущерб еще не сформировавшейся психике.

Комната психологической разгрузки поможет мягко адаптироваться детям младших групп, а также поспособствует выбросу негативных эмоций и созданию легкого и хорошего настроения. Такое место станет незаменимым для того, чтобы ребенок смог передохнуть от коллективных занятий и вновь почувствовал себя в безопасности.

Как оформлять уголки уединения в детском саду

Комната психологической разгрузки может быть оборудована при помощи детской палатки или передвижных ширм, раздвижных шторок между двумя шкафами или потолочного карниза с ниспадающими легкими занавесками. Уголок не должен быть громоздким и занимать много места. Во всем же остальном помогут желание и фантазия работников садика или родителей.

Особенности в оформлении

Игрушки для психического равновесия

Сегодня немало изобретено игр и игрушек, помогающих восстановить баланс неустойчивой детской психики. Такими игрушками, которые наполнят уголки уединения в детском саду, могут стать:

  • Дартс. Помимо того, что снимает раздражение или злость, развивает координацию и точность движений.
  • Коробочка примирения. Имеет отверстия для рук с двух противоположных сторон. Помогает помириться рассорившимся детям, вырабатывает коммуникационные навыки.
  • Пазлы и мозаики. Прекрасно помогают успокоиться и сосредоточиться.
  • Столик для творчества с бумагой, карандашами, фломастерами, пластилином, тестом для лепки, мелками. С помощью «произведений искусств» ребенок способен выплеснуть скопление негативных эмоций.
  • Пальчиковый кукольный театр. Даст возможность раскрыться в сочиняемых диалогах между героями.
  • Зеркало настроения. К обычной зеркальной поверхности, желательно округлой формы, прилегает альбом с лицами, изображающими разные эмоции. Малыш, листая изображения, «примеряет» каждую эмоцию к своему лицу, анализируя при этом, какая мимика его выражает больше.

«Домашний» уголок

Уголок «Мое настроение» должен хоть отдаленно напоминать малышам о домашней обстановке, уюте и спокойствии. А небольшие комплекты мебели, которые можно передвигать по своему усмотрению, помогут малышу воссоздать его собственную комнату и перенестись в нее хоть на некоторое время.

Отношение родителей и воспитателей

Длительное время после развала Союза устои детских воспитательных учреждений не выходили за привычные коллективные рамки. И вот, на сегодняшний день каждый ребенок, его индивидуальность и психологические особенности выдвигаются педагогами и детскими психологами на первый план.

В современных дошкольных учреждениях воспитательные работы проводятся с учетом характеров и поведения каждого ребенка. В приоритете педагогический подход, который способен раскрыть положительные стороны и потенциал ребенка, но никак не сломать его, подгоняя под шаблон и коллектив.

Но все еще остаются такие работники детских садов, которые против индивидуальных уголков. Они видят в этом нежелание ребенка работать в коллективе, негативно относятся к возможности временного уединения.

У родителей мнения также расходятся.

Но, как показывает практика, все больше детских дошкольных учреждений вводят в свою практику оформление таких уголков, которые, несомненно, помогают в работе, благоприятно воздействуя на психологический климат в группе.

Источник: https://HochyVseZnat.ru/ygolki-yedineniia-v-detskom-sady-osobennosti-oformleniia-naznachenie.html

От любопытных глаз скрываясь…

В одной из групп шахтинского «Тополька», оформляя кукольный уголок, придумали простое и функциональное решение. Между двумя шкафами на уровне роста ребенка укрепили палку, напоминающую палку для занавеса в ванной. И на нее по этому же принципу повесили шторки. Шторки легко раздвигаются и задвигаются.

«Когда дети играют в уголке, шторки почти всегда закрыты, — замечают воспитатели. — Закрытые шторки — для нас сигнал: за ними идет напряженная творческая жизнь».

Педагоги О.Каракулов и Е.Лешкова из детского сада «Белоснежка» г. Ноябрьска решили проблему по-другому. Уголки уединения всегда занимают много места в групповой комнате. А ведь они не должны быть центром игровой площадки. Решение проблемы увидели в использовании зонтика. Ребенку нужно уединиться? Пожалуйста: открой над головой зонтик. К нему прикреплена ткань, играющая роль полога. При желании ребенок может скрыться от посторонних глаз.

Вот только незадача. Под таким шатром можно грустить и мечтать, прохаживаясь туда-сюда: полупрозрачные стенки полога это позволяют. Но этим игровые возможности ноябрьского зонтика-полога ограничиваются.

Педагоги школы-сада «Медвежонок» г. Улан-Удэ тоже используют зонтик как уголок психологической разгрузки. Их зонт установлен на металлической стойке и играет роль крыши шатра. Необычность крыши в том, что она может вращаться. А еще в нужный момент зонт-шатер превращается в элемент национальной культуры бурят — в юрту. Для этого достаточно поменять на зонтике накидку с цветной на белую и украсить ее национальным орнаментом. Случается это в дни Белого месяца, когда по восточному календарю наступает Новый год.

А вот в детском саду № 29 «Золотая рыбка» г. Железногорска пошли чуть дальше. Здесь тоже решили экономить групповое место и использовать для создания уголка уединения зонт. Но перевернули его ручкой вверх и подвесили к потолку.

К спицам зонта крепится ткань, которая разворачивается в шатер при желании детей поиграть в «домике».

Емкость зонта можно наполнять различными легкими предметами (воздушными шарами, гирляндами искусственных цветов, еловыми ветками, материалами, имитирующими снег), что расширяет возможности в создании дизайна группы.

Источник: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200602311

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида №7"

Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ

Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу.

Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.

), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

  • В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
  • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
  • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
  • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
  • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей).

В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место).

Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста

При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников.

Читайте также:  4д узи при беременности: на каком сроке лучше делать, фото плода, отличия, как проводится, отзывы

Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности.

Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.

Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма.

Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию.

Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.

Из чего сделать каркас для уголка уединения

Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:

  • Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
  • Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
  • Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.

Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

Правила оформления уголка уединения по ФГОС

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

  • Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
  • Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
  • На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.
  • Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
  • Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
  • При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
  • Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Паспорт уголка уединения

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

  1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
  2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
  3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Наполнение уголка уединения в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

  1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
  2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
  3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
  5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
  6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

  • Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
  • Красивый настольный фонтан, водопад.
  • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
  • Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
  • Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
  • Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
  • Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
  • Коллекции морских ракушек, магнитов.
  • Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
  • Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
  • Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
  • Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
  • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
  • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

  • Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
  • Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
  • Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
  • Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
  • Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства.

Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками.

На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.

Источник: http://mdou7sh-nsk.ucoz.ru/publ/pedagog_psikholog/rekomendacii_dlja_pedagogov_po_sozdaniju_ugolkov_uedinenija_v_dou/4-1-0-127

Ссылка на основную публикацию