Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Игры в подготовительной группе приобретают у детей социальный характер. Ребенок словно примеривает на себя разные социальные роли, копирует взрослых, приобретает опыт общения. Такая форма общения настоящая школа жизни для ребенка. Сюжетно ролевые игры становятся своеобразным зеркалом взаимоотношений окружающих взрослых. С другой стороны, такая игра является удобной формой коррекции поведения и отношения ребенка в какой-либо ситуации. Тематическая картотека игр поможет педагогу грамотно распланировать эту форму работы в течение целого года.

Организация игры

         Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе требует внимательной подготовки.

В зависимости от целей и задач воспитатель продумывает не только тему, сюжет, подбирает инвентарь, но и учитывает психологическую совместимость детей, предполагаемых на определенные роли.

Проект игры предусматривает способ отбора участников, пути разрешения возможных конфликтов, способы примирения конфликтующих детей.

         Чаще всего в группе возникают конфликты из-за распределения ролей, из-за нежелания принимать в игру того, кто ранее не справлялся со своей ролью. Задача воспитателя убедить участника в его способностях, учить быть толерантными и терпимыми, помогать развитию чувства взаимопомощи и поддержки.

         В подготовительной группе воспитатель редко выбирает роль. Педагог задает наводящие вопросы, дает советы, направляет, помогает разобраться в ситуации.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Цели и задачи

Разрабатывая проект сюжетно – ролевой игры, необходимо четко поставить цель, регламентирующую алгоритм действий сюжетно и психологически. Основные задачи игровой формы работы в подготовительной группе:

  • формирование осознания разных эмоциональных состояний;
  • развитие навыков общения со взрослыми и ровесниками;
  • расширение представлений о профессиях;
  • углубление знаний этики поведения;
  • формирование представлений о школе, режиме;
  • развитие креативного воображения;
  • воспитание самостоятельности, доброжелательности, толерантности.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Инвентарь

         Картотека сюжетно — ролевых игр включает тщательный отбор игровых средств. Составляя проект, воспитатель продумывает инвентарь игры, который бы давал ребенку проявить фантазию, творческое воображение, находчивость:

  • Широко используйте игрушечные имитации настоящих бытовых предметов: посуды, инструментов, бытовой техники и т.п.
  • Обязательно задействуйте игрушки, олицетворяющие определенных персонажей: кукол, животных.
  • Важны элементы гардероба или профессиональные предметы: халат врача, указка воспитателя, фартук официанта, колпак повара и т.д.
  • Интерьер игрового пространства создается с помощью игрушек – маркеров: игрушечная палатка, кухонная мебель, детская доска, макет корабля и т.д.

Все виды оборудования помогают детям погрузиться в мир игры, формируют представления об использовании тех или иных предметов, об их предназначении.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Готовимся к школе

         В подготовительной группе дети проходят курс психологической, интеллектуальной и физической подготовки к школьной жизни. В представлении многих ребят школа уже существует как место уроков, звонков, домашних заданий.

Иногда в воображении ребенка складывается устрашающий школьный образ. Картотека предлагает проект «Школа», включающий сюжетно – ролевые игры, адаптирующие ребенка в системе школьных взаимоотношений.

Эти игры помогут узнать, что такое урок, как принято обращаться к учителю, как самому собрать ранец, что такое перемена. Дети получают возможность побыть в роли учителя и ученика.

Проект «Школа» может включать экскурсию в школьный класс, чтение рассказов о первоклассниках, выучивание песен и стихов о первоклассниках. Все это постепенно формирует положительное ожидание серьезных жизненных перемен и создает чувство уверенности в себе.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Воспитываем читателя

         В современном мире роль книги ощутимо утрачивается. К сожалению, даже традиционное чтение сказок детям во многих семьях заменено просмотром мультфильмов. Библиотека – не самое популярное место у молодых родителей.

Однако роль книги невозможно переоценить в развитии и воспитании детей. Книга остается основой и школьного образования.

Проект «Библиотека» рассчитан на формирование у детей интереса к книгам, развитие потребности читать, умения бережно обращаться с книгами, дает представление о профессии библиотекаря.

         Перед игрой нужно сводить детей на экскурсию. Там ребята увидят и поймут, что такое библиотека, кто такой библиотекарь, посидят в читальном зале, познакомятся с формулярами и каталогами. Эти впечатления закрепляются игрой «Библиотека».

Дети разыгрывают обращение к библиотекарю, учатся «лечить» книжки, делать к ним закладки. Библиотека поможет узнать о разнообразии книг, ребята рассказывают о любимой книжке. Игра «Библиотека» научит аккуратно складывать книги на стеллажах и бережно искать нужную книгу.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» вырабатывает культуру поведения, учит вежливому обращению и спокойному общению.

         Проект «Библиотека» может включать игровые программы «Литературная гостиная», «В гостях у сказки» с инсценировкой фрагментов, рассказом об авторе.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Моя семья

         Картотека сюжетно – ролевых игр всегда разнообразно представлена в теме «Семья». Для каждого ребенка семья является моделью целого мира. Взаимоотношения родителей и детей, общение с дедушками и бабушками формируют модель отношений с окружающими людьми. Проект «Семья» включает сюжетно – ролевые игры:

  • «Дочки — матери»;
  • «Семейный обед»;
  • «В гости к бабушке»;
  • «Мама заболела»;
  • «Младший братик»;
  • «Выходной день»;
  • «Мамины помощники» и т.д.

В ходе подготовки к игре можно предложить детям рассказать об их семьях, о праздниках в доме. Рекомендовано чтение рассказов и стихотворений семье.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

Идем за покупками

         Проект «Магазин» направлен на формирование у детей средствами сюжетно – ролевой игры социальной роли продавец – покупатель.

Перед началом игры детей можно спросить, в какой магазин они ходят с родителями, что там продают, о чем взрослые спрашивают продавца.

Ребята знакомятся со словами «покупатель», «продавец», «товар», «прилавок», «весы», «отдел», «витрина», «сдача», «чек», «упаковка».

         Игра «Магазин» требует соблюдения культуры общения, знания вежливых слов. Можно для начала разыграть только овощной магазин или книжный магазин.

Затем интересно будет организовать целый супермаркет, где дети покупатели будут посещать разные отделы.

Обращайте внимание на умение ребят правильно называть товар, описывать его, находить различия, четко проговаривать просьбу, пользоваться выученными словами – терминами. Тут же может открыться кафе, где покупатели отдохнут.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

«В больнице»

         Проект «Больница» направлен на знакомство с медицинскими профессиями, формирования потребности вести здоровый образ жизни, соблюдать правила гигиены. Эти сюжетно – ролевые игры хорошо проводить в период профилактических мероприятий против простудных и инфекционных заболеваний. В ходе игры ребята используют собственный опыт общения с медработниками.

         Дети пополняют лексику медицинскими терминами: доктор, врач, медсестра, пациент, поликлиника, карточка, справка, температура, шприц, фонендоскоп, носилки, термометр, грелка, йод, зеленка, хирург, скорая помощь.

         Игра «Больница» дает возможность каждому ребенку побыть в роли врача, медсестры, больного, родителя больного ребенка. Разыгрываются ситуации приема в кабинете доктора и вызова врача на дом.

Можно задать сюжет вызова «Скорой помощи». В таких игровых ситуациях уместно разбирать причины заболеваний: переохлаждение, пробование снега на вкус, глотание мелких предметов, травмы из-за баловства.

Сфера обслуживания

         Сюжетно – ролевые игры «Кафе», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта» можно организовывать как отдельные проекты или комбинировать с проектами «Семья» и «Магазин».

Цель этих игр – формирование представлений о профессиях в сфере обслуживания, развитие культуры поведения в общественных местах, воспитание уважение и интереса к труду.

Нужно учитывать, что в ателье дети редко бывают, поэтому им будет трудно самостоятельно развивать сюжет игры.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

«Кафе»

В игре «Кафе» ребята поочередно разыгрывают посетителей, официантов, кондитеров, администратора. Дети учатся делать заказ, вежливо обслуживать клиентов. Играя в кафе, ребята знакомятся с культурой приема пищи: как правильно есть пирожное, мороженое, фрукты. В кафе может прийти семья или друзья. Посетителями могут быть куклы.

Официант кафе должен доброжелательно рассказать о меню, предложить что-то вкусное. Можно разыграть празднование дня рождения в кафе. Одной из игровых ситуаций может быть приглашение шеф-повара кафе и выражение ему благодарности. В кафе может быть гардероб, куда посетители сдадут вещи, возьмут номерок, а уходя, получат вещи обратно.

К следующей игре предложите детям нарисовать меню, придумать название их кафе, подумать, чем понравилось это кафе.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада: конспект занятия, картотека (школа, библиотека, больница, ателье, семья)

«Ателье»

         О работе ателье дети обычно почти ничего не знают. Проект «Ателье» обязательно должен начинаться со знакомства с этой сферой обслуживания, с профессиями в ателье, с названиями тканей, фурнитуры, одежды. Дети узнают о нитках для вышивки, о вязании, аппликации. Ребенок должен уметь описать вещь, ее цвет, назначение. Дети могут поиграть в кукольное ателье.

Юные модельеры могут нарисовать новую одежду для любимых кукол. Проект «Ателье» может включать даже показы моды, где роль зрителя тоже надо сыграть. В ателье можно привести любимую зверушку и заказать для нее теплую одежду. Игра «Ателье» развивает воображение, творческую фантазию, формирует вкус и чувство стиля.

Предложите пофантазировать и самим придумать новую вещь для куклы в собственном ателье.

«Парикмахерская»

         Реализуя проект «Парикмахерская», воспитатель предлагает детям побыть в роли мастеров и посетителей. Можно разыграть сцену с плачущим ребенком – куклой, которого надо уговорить подстричься.

Читайте также:  Проведение занятия для дошкольников по подготовке к школе

Игра «парикмахерская» учит вежливому обращению, умению описать прическу, назвать цвет покрытия для ногтей, указать длину волос. Интересно организовать парикмахерскую и для домашних любимцев.

Клиентами могут оказаться любимые игрушечные звери.

«Почта»

         Проект «Почта» знакомит детей с работой почтальонов, учит отправлять письма и посылки. Предложите детям нарисовать праздничные открытки и отправить их, опустив в ящик «Почта». Затем почтальон раздаст послания.

Перед Новым годом ребята могут написать письма Деду Морозу. У знать, как запечатывается конверт, наклеивается марка. Интересно обыграть отправку и получение посылки от бабушки. Почта поможет все упаковать и доставить адресату.

Театр

         Сюжетно – ролевая игра «Театр» позволяет детям узнать, что театр – это целый мир разных профессий. Ребята покупают билет, предъявляют его на контроле, сдают вещи в гардероб, проходят в зрительный зал. А за кулисами театр живет большой жизнью: актеру помогают готовиться к выступлению гример, костюмер, его игрой руководит режиссер.

Театр не существует без оркестра и дирижера. Маленькие игровые фрагменты проекта «Театр» постепенно формируются в общее представление о театральной жизни. Дети рассказывают о своем походе в театр с родителями. Театр невозможен без инсценировок сказочных фрагментов или стихотворений. Воспитатель рассказывает о разных театральных жанрах.

Интересна игра в кукольный театр, где дети могут попробовать себя в роли кукловодов.

   Сюжетно – ролевые игры – гармоничный способ воспитания, образования и развития детей. Они дают возможность психологической коррекции. Такие игры объединяют ребят, учат содействию и дружбе.   

Источник: http://StranaDetstva.ru/syuzhetno-rolevaya-igra-v-podgotovitelnoj-gruppe

Конспект сюжетно-ролевой игры "Семья — Школа — Магазин" в подготовительной к школе группе. Детский сад 50. Конспект занятия

Цели урока: Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.

Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых в «магазине», «школе». Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу). Вызвать интерес к школе, желание учиться.

Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.

Цель:

  1. Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.
  2. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
  3. Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых в «магазине», «школе».
  4. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
  5. Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.

Игровой материал: игрушечная посуда, атрибуты для игры в продуктовый магазин, школьные принадлежности, журнал для учителя, звонок, цветы.

Предварительная работа:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
  2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
  3. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
  4. За несколько дней до игры воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», где дети проходят медицинский осмотр. «Врачи» дают справку будущим школьникам о том, что они здоровы и могут посещать школу.
  5. Беседа о школьных принадлежностях.
  6. Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.
  7. Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.
  • Игровые роли: учитель, вахтер, ученики, мамы, папы учеников, 2 продавца в магазин «Школьник», продавец в магазин «Продукты», продавец цветов.
  • Беседа перед игрой:
  • Воспитатель обращается к детям:
  • — Дети, скажите какой сейчас месяц, число?
  • Ответы детей.
  • — Какое важное событие в вашей жизни произойдет 1 сентября этого года?
  • Ответы детей.

— А вы хотите совершить путешествие в этот день, т.е. в 1сентября.

  1. Ответы детей.
  2. — А вам хотелось бы сейчас стать школьниками?
  3. Ответы детей.

— Но чтобы идти в школу нам нужны школьные принадлежности. Где можно их приобрести?

  • Ответы детей.
  • — А кто школьникам покупает школьные принадлежности?
  • Ответы детей.
  • — Значит в нашей игре будет семья, и в семье будут роли….
  • Ответы детей.

— Семья пойдет в магазин покупать школьные принадлежности, а в магазине работают …. (дети продолжают), а те кто покупает ….

Ответы детей.

— В магазине у нас будут роли…..

Ответы детей.

— Ученики придут в школу, а в школе работают….?

Дети перечисляют.

— Давайте составим небольшой план нашей игры.

Сначала учитель и продавец занимают свои места. Остальные дети разделятся на подгруппы, т.е. семьи договаривайтесь кто из вас будет мама, папа, ученик.

  1. — Где будут жить наши семьи?
  2. Ответы детей.
  3. — После того, как распределились по домам, что делают родители и ученики?
  4. Ответы детей.
  5. — Купили школьные принадлежности и что вы делаете дальше?
  6. Ответы детей.

— Правильно, семья возвращается домой и …..

Ответы детей.

— Дома школьники укладывают портфель, а затем….?

Дети: ученики идут в школу, а родители провожают.

— Ив школе начинается ….. (урок).

  • — В школе будут 2 урока, что делают в это время родители?
  • Ответы детей.
  • — Что делают ученики, когда заканчиваются уроки в школе?
  • Ответы детей.
  • — А сейчас распределим роли.

Воспитатель даёт возможность детям самостоятельно распределить роли. Если возникают споры, предлагает использовать считалки.

— А сейчас, дети, давайте закроем глаза и все вместе назовём каждый месяц года: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь. Откроем глаза и посмотрим на календарь (на доску).

Сегодня – 1 сентября!

Ход игры:

  1. Учитель и продавцы занимают свои места.
  2. Остальные дети делятся на подгруппы по 3-4 человека, договариваются, кто из них будет мама, папа, ученики 9возможно: бабушки и дедушки).
  3. Семья идет в магазин покупать школьные принадлежности.
  4. Родители покупают цветы для учителя.
  5. Родители провожают ученика в школу.
  6. В школе дарят цветы учительнице.
  7. Родители возвращаются домой и договариваются, кто из них идёт на работу, а кто остается дома ждать ученика со школы.
  8. Звенит звонок. Учитель знакомится с учениками и начинается 1 урок.
  9. Родители, которые остались дома, достают игрушечную посуду, затем идут в магазин «Продукты» и готовят обед, т.е. готовятся к встрече школьника.
  10. Звонок с урока. Перемена. Учитель предлагает детям поиграть, одни дети играют, другие отдыхают.
  11. Звенит звонок на второй урок. Учитель проводит урок рисования.
  12. Звонок с урока. Родители приходят в школу встречать учеников.
  13. Ученики прощаются с учителем, идут домой с родителями.
  14. Дома их ждёт «вкусный» обед.
  15. Затем вся семья собирается дома, взрослые и дети обсуждают события, которые произошли за день.

В ходе игры воспитатель, он же и «вахтёр» наблюдает за детьми, при необходимости вмешивается в игру или включается в игру.

Те дети, которые были продавцами могут пойти в школу учиться, а учитель после уроков может прийти домой к ученикам.

Итог игры: воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает понравилось ли им игра. Что понравилось больше всего? Хотят ли дети идти в школу? И что они могут сказать об учителе, какая она (он)? О чём рассказывал учитель на уроке?

Воспитатель благодарит детей за хорошую игру:

  • «учителя» за интересное проведение урока.
  • «учеников» за хорошую учебу.
  • «родителе» за заботу о своих «учениках».
  • «продавцов» за быстрое обслуживание и вежливое обращение с покупателями.

Игра получилась интересная, спасибо, дети, за игру!

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Малышкина школа – школа для дошкольниковРоль фольклора в развитии коммуникативных навыков детейКонспект интегрированного интерактивного развлечения для детей 6–7 лет и родителей «Спасатели планеты Марс»Занятие по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста «Как прекрасен этот мир»Сценарий праздника «Святки» в старшей группеФормирование познавательной активности детей дошкольного возраста через реализацию комплексной программы «Радуга» | конспект | конспект урока | сюжетно | сюжетные игры | ролевой | бесплатные игры | семья | молодая семья | начальная школа | закрытая школа | магазин | интернет магазин | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | детский | детский сад | Страничка методиста | Конспект сюжетно ролевой игры Семья — Школа — Магазин в подготовительной к школе группе Детский сад Реклама:

Источник: http://50ds.ru/detsad/metodist/4466-konspekt-syuzhetno-rolevoy-igry-semya—shkola—magazin-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe.html

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)

  • Цель: Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.
  • Создание интереса к работе в библиотеке.
Читайте также:  Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная) - конспект занятия по теме, шаблоны, фото и видео

Знакомство с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой.

  1. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание надлежащего отношения к труду сотрудников библиотеки.
  2. Задачи:
  3. —        Научить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
  4. —        Познакомить детей с понятием библиотека.
  5. —        Расширить их представление о труде библиотекарей и всех сотрудников библиотеки.
  6. —        Активно развивать интерес к новым играм.
  7. —        Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом, играть согласно правилам предусмотренной игрой.
  • —        Самостоятельно принимать решения, которые необходимы для успешного продолжения игры.
  • —        Помочь каждому ребенку усвоить правила игры и следовать им.
  • —        Развивать творческий потенциал и умение взаимодействовать в коллективе.
  • Предварительная работа:

—        Чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь».

  1. —        Показ мультфильма о библиотеке.
  2. —        Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.
  3. —        Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»
  4. —        Изготовление карманчиков в книгах и формуляров.
  5. —        Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
  6. Игровой материал: Книги, формуляры, журналы.
  • Ход занятия:
  • Вступительное слово воспитателя о предстоящем занятии, о чем мы сегодня поговорим, с чем познакомимся, куда отправимся в путешествие.
  • Воспитатель загадывает загадку:
  • Говорит она беззвучно,
  • Но понятно и не скучно,
  • Ты беседуй чаще с ней-
  • Станешь вчетверо умней! (Книга)
  • Воспитатель: Что это?
  • Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: Молодцы отгадали!!!!

  1. Воспитатель: Еще одна загадка.
  2. Не дерево, а с листочками,
  3. Не рубашка, а сшита,
  4. Не человек, а рассказывает. (Книга)
  5. Стук в дверь (в группу принесли потерянную книгу)
  6. — Вам передали посылку!

— А кто же нам передал посылку? И откуда эта посылка? Давайте разберемся!

Воспитатель разворачивает посылку и вынимает книгу.

Воспитатель: Да это же книга? Откуда же она к нам попала? Для того чтобы это узнать давайте ее откроем.

На переплете с внутренней стороны приклеен кармашек с листочком — вкладышем, это означает, что это книга из библиотеки. На листочке указан адрес и телефон библиотеки, фамилия и имя последнего пользователя и указывается время, когда книгу необходимо вернуть в библиотеку обратно. На вкладыше написано «Городская библиотека № 1.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое библиотека?

Дети: Это место, где много книг!

Воспитатель: Правильно, библиотека — это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности, для общественного пользования, а также осуществляет справочно — библиотечную работу. В настоящее время в фонд библиотеки входят микрофильмы, аудио и видеокассеты, широкое распространение получают электронные носители.

Библиотека — учреждение культурно — просветительского и научно — вспомогательного характера, которое организовывает общественное пользование книгами, журналами, газетами. Основная задача библиотек — хранение, сбор и выдача читателям книг.

  • Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какими бывают библиотеки?
  • Дети: Для детей, взрослых, для ученых.
  • Воспитатель: Правильно, библиотеки бывают различных видов.
  • —        публичные
  • —        детские
  • —        юношеские
  • —        для слепых
  • —        научные
  1. Воспитатель поясняет назначение каждого из этих видов библиотек.
  2. Воспитатель: Как же нам узнать, кто потерял эту книгу?
  3. Давайте заглянем в листочек-вкладыш?
  4. Может он нам поможет?
  5. Ребята, здесь написано, что эта книга выдана ученику второго класса Степе Растепину.
  6. Поможем этой книге найти своего хозяина?
  7. Итак, для этого давайте с вами прежде, чем отправиться в библиотеку, выучим правила поведения и пользования библиотекой.
  8. Одно из главных правил библиотеки — книгу необходимо возвращать вовремя.
  9. У каждого читателя, посетителя библиотеки есть читательская книжка, где записаны книги и срок, на который они выданы.
  10. Воспитатель просит детей, подумать и сказать какие еще правила должны выполнять читатели при посещении библиотеки (соблюдать тишину, бережно относиться к книгам).
  11. Педагог обращает внимание детей на книги в книжном уголке группы и предлагает их сравнить с книгой из библиотеки.
  • Далее еще раз говорит о том, как следует относиться к выданной книге:
  • —        нельзя ее терять
  • —        нельзя рисовать в книге
  • —        нельзя перегибать книгу
  • —        нельзя заворачивать страницу
  • —        нельзя брать книгу грязными руками
  • —        нельзя мочить книги
  • —        нельзя вырывать страницы
  • Далее проводится игра «Можно и нельзя».
  • Воспитатель читает стихотворные строки, а дети хором произносят «Да» и хлопают в ладоши — в случае, утвердительного ответа или «Нет» — в случает отрицательного.
  • Книга самый лучший друг
  1. Это знают все вокруг (да)
  2. Книгу можно прочитать
  3. Руками грязными листать (нет)
  4. Если нравится картинка
  5. Рви ее из серединки (нет)
  6. Книгу бережно держи,
  7. В нее закладку положи (да)
  8. С горки прокатись на книжке,
  9. А потом предложим Мишке? (нет)
  10. Ручку в руку ты возьми
  11. На страницах напиши (нет)

Книгу в воду не бросай

Береги и уважай (да)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! Выучили правила обращения с книгами и правилами пользования библиотекой.

Прежде, чем отнести эту книгу в библиотеку, давайте ее прочитаем!

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

  • После прочтения воспитатель предлагает обсудить прочитанное:
  • Воспитатель: Ребята, о каких профессиях говорилось в этом произведении?
  • Дети: Называют профессии (летчик, шофер, кондуктор, столяр, плотник, врач)

Воспитатель: Молодцы вы запомнили все профессии! А какая их них самая главная?

Дети: Они все главные, каждый должен выбрать профессию на свой вкус, кому, что по душе.

Воспитатель: Вы, безусловно, правы, все профессии нужны и все профессии важны!

А с какой профессией мы сегодня еще познакомились?

Дети: Спрофессией библиотекаря!

Воспитатель: Молодцы! А теперь нам пора в путь, мы отправляемся в библиотеку, чтобы вернуть потерянную книгу. Все готовы? Тогда садимся в автобус и едем!

  1. Дети строятся парами друг за другом и имитируя езду на автобусе поют детскую песенку «Мы едем, едем, едем».
  2. Дети «приезжают» в библиотеку.
  3. Библиотекарем они заранее выбрали ребенка из группы.
  4. Вся группа приходит в уголок, оборудованный под библиотеку.

Дети: Здравствуйте, к нам в группу случайно попала книга из вашей библиотеки, мы бы хотели ее вернуть! И записаться к вам в библиотеку, мы тоже хотим читать много интересных и увлекательных книг, стать умными и начитанными, много всего знать обо всем на свете!

Библиотекарь (ребенок): Конечно, мы всех вас запишем в нашу библиотеку, у нас много всего интересного! Книги, журналы, в них вы найдете сказки, рассказы о животных и людях, стихотворения и увлекательные истории о путешествиях, с ними вы сможете отправляться в самые увлекательные путешествия, они помогут найти вам много новых друзей на страницах своих произведений! Читайте и становитесь умнее, добрее, человечнее!

Дети «записываются» в библиотеку, выбирают себе книги и журналы, проходят в читальный зал, после просмотра и прочтения возвращают книги в библиотеку. Библиотекарь осматривает книги после пользования, предлагает другие книги, оказывает помощь при выборе детям.

Самостоятельная игра детей продолжается 8–10 минут.

Затем все садятся на свои места.

Воспитатель подводит итог занятий.

Основные термины (генерируются автоматически): книга, библиотека, воспитатель, ребенок, профессия, Ребята, потерянная книга, правило пользования, общественное пользование, эта.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6748/

Картотека сюжетно ролевых игр подготовительной группе страница 2

Игровой материал:тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

«Школа»Задачи:Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.Воспитывать справедливые отношения.Упрочить формы вежливого обращения.

Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Роли:ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают.Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков.Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.

Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений.

Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Предварительная работа: Экскурсия в школу (осмотр школьного здания и пришкольного участка, осмотр класса). Беседа с учительницей 1 класса. Беседа с детьми о проведенной экскурсии. Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала.Загадки о школе, школьных принадлежностях.Чтение детям произведений С.

Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга).

Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)

  • Игровой материал:портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя,
  • повязки для дежурных.
  • «Поликлиника»

Задачи:Вызвать у детей интерес к профессии врача.Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли:врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Игровые действия:Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием.

Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает.

Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Читайте также:  Лепка в подготовительной группе: «девочка играет в мяч» и другие темы по изображению человека в движении, методика поэтапно + фото и видео

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/inoe/222621-kartoteka-sjuzhetno-rolevyh-igr-podgotoviteln/page-2.html

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

  • Задачи:
  •  1.Обучать знаниям об окружающей жизни, показать социальную значимость
  •     библиотек.
  •  2.Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения           
  •     в общественном месте.

  3.Развивать память, речь детей.

  4.Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам.

  1. Оборудование:
  2. — учетные карточки;
  3. — книги расставленные на полках;
  4. — картотека.
  5. Предшествующая работа:
  6. — экскурсия в библиотеку с последующей беседой;
  7. — рассматривание картины «Библиотекарь» из серии книг «Кем быть?»;
  8. — чтение произведения С.Жупанина «Я-библиотекарь»;
  9. — изготовление формуляров.
  10. Игровые роли:
  11. — библиотекарь;
  12. — читатели.
  13. Игровые действия:
  14. — оформление формуляров читателей;
  15. — прием заявок библиотекарем;
  16. — работа с картотекой;
  17. — выдача книг;
  18. — читальный зал.
  19. Ход игры.

 Воспитатель: — Ребята, у нас в городе открылась библиотека. Давайте мы отправимся туда на экскурсию.

(Дети передвигаются по группе).

 — Вот мы и в городе, но библиотека еще закрыта и у нас есть время сходить в парикмахерскую, аптеку, магазин, кому куда нужно. Встречаемся у библиотеки.

  • (Дети расходятся по зонам, сами распределяют роли, воспитатель помогает по необходимости).
  •  — Внимание, заканчиваем свои дела и подходим в назначенное место.
  • (Все дети подходят к библиотеке, роль библиотекаря в первой игре воспитатель может взять на себя).

 — Ребята, это библиотека. Здесь хранится очень много книг, журналов, газет. Все эти книги хранит библиотекарь и отвечает за них. Он выдает книги читателям, записывает название книги и специальный номер, который имеет каждая книга в карточку .

(Воспитатель показывает образец).

– После того как читатель прочтет книгу, он должен вернуть ее обратно в библиотеку. Здесь есть читальный зал. Он нужен для того, чтобы читать книги которые находятся в архиве.

Это очень ценные книги, часто они находятся в одном экземпляре и библиотекарь не может разрешить брать их с собой домой. Напомню, что в читальном зале шуметь нельзя, вести себя нужно очень тихо, чтобы не мешать другим.

А теперь давайте пройдем к полкам с книгами и посмотрим, сколько здесь разных интересных книг.

  1. (Дети рассматривают книги).
  2.  — Давайте попросим библиотекаря дать нам книги из архива самые интересные книги и пройдем в читальный зал с ними.
  3. (Дети проходят за столы, рассматривают книги).

 — Ребята, нам пора возвращаться в группу, сдаем все книги библиотекарю. А кто хочет взять с собой книгу подходите к библиотекарю, он заведет на вас карточку читателя и запишет название книги которую вы взяли.

(Дети выбирают книги, встают в очередь, записываются, благодарят и уходят).

  В группе воспитатель может предложить ребятам открыть «Книжную мастерскую» по ремонту книг. Дети приводят в порядок все имеющиеся книги: подклеивают их, разглаживают помятые листы, оборачивают книги и пишут на обертках названия.

  Когда все книги будут приведены в порядок и поставлены на полку, воспитатель вместе с детьми может прочитать произведение С.Жупанина «Я – библиотекарь»

  В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок группы.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/syuzhetno-rolevaya-igra-biblioteka.html

Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в подготовительной группе

  • Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в подготовительной группе
  • Игнатьева Анжелика Роллановна,
  • воспитатель МБДОУ Д/с №96 «Брусничка» г. Якутск
  •    Цель: Закрепить знания об окружающем мире, строить сюжет игры на основе личного опыта, умение реализовывать и развивать сюжет игры, проявляя творческое воображение, художественно-речевую выразительность, интонационную выразительность речи, развивать коммуникативные отношения в ходе игры, побуждать детей к активной связной речи, продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах; уточнить представление детей о библиотеке; развивать интерес к печатному слову; воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге; способствовать установлению ролевых взаимоотношений, формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
  •  Предварительная работа:
  1. Экскурсия в библиотеке.
  2. Ситуативные разговоры: «Что делать, если ты порвал книгу?»; «Если б не было книг».
  3. Правила поведения в общественных местах.
  4. Викторина по русским сказкам.
  5. Изготовление формуляров, бирок.

Подготовка к игре:    

  • оформление игровой зоны;
  • формуляры;
  • книги;
  • телефон;
  • бирки;
  • тетрадь;
  • фуражка;
  • ручки.

Методические приемы:

  • диалоги;
  • распределение ролей;
  • монологи;
  • загадки;
  • стихи;
  • вопросы;
  • беседа до и после игры;
  • оценка поведения играющего;
  • совет, подсказка.

Предполагаемые роли:

  • Заведующая;
  • Библиотекари;
  • Читатели;
  • Гардеробщик;
  • Водитель-курьер.
  1. Ход игры:
  2.  Воспитатель:  — Ребята, хотите сегодня узнать и поговорить о чем мы будем играть?
  3. Дети: — Да.

Воспитатель: — А вот для этого отгадайте мою загадку. Слушайте внимательно.

  •  Не куст, а с листочками.
  • Не рубашка , а сшито.
  • Не человек, а рассказывает.
  • Что это?
  • Дети: — Книга.

Воспитатель: — А вы любите когда вам читают книги? Где можно взять книгу, чтобы почитать книгу?

Дети: -Да. В библиотеке.

Воспитатель: — Я хочу вам предложить поиграть  сейчас поиграть в «Библиотеку». Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадку. Таблетку и микстуру вам продает аптекарь,

Учебники и книги найдет вам …

  1. Дети: — Библиотекарь.
  2.  Воспитатель: — Отгадайте следующую загадку:
  3.  Если книгу написал, значит ты писатель,

  Если книгу прочитал, значит ты..

Дети: -Читатель.

 Воспитатель:  — Молодцы! Как вы считаете, в библиотеке должны быть читатели?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Кто хочет быть читателем? (Дети сами распределяют роли)

 Воспитатель:— кто желает быть в игре библиотекарем (дети предлагают Снежану). Хорошо Снежана, ты будешь библиотекарем? Ребята, как вы думаете, Снежана справится с работой-библиотекаря?

  • Дети: — Справится.
  • Воспитатель: -Какие отделы есть в библиотеке?
  • Дети: — Читальный зал, абонемент.
  • Воспитатель: — Значит, нам нужен еще один библиотекарь.
  • Дети: -Кристина  желает.
  • Воспитатель: -Хорошо. Теперь девочки договоритесь, кто из вас будет на абонементе, а кто в читальном зале (девочки распределяются)

Воспитатель: — Кристина желает работать на абонементе. Почему?

Кристина: — Нравиться заполнять формуляр, рассказывать о новых книгах.

Воспитатель: -Снежана в читальном зале. Почему?

Снежана: -Люблю когда дети ищут книги, а я им выдаю им то что они искали.

Воспитатель: — Молодец! Ребята, а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?

Дети: — Люди приносят, покупают из магазинов.

Воспитатель: -Молодцы! Библиотека заказывает книги из книжных магазинов. Значит, нам нужен продавец книжного магазина или склада (дети договариваются о ролях).

  1. Воспитатель: — А кто привозит, доставляет книги в библиотеку?
  2. Дети: -Водитель-курьер.
  3. Воспитатель: -Ребята, а кто нас первой встречает в библиотеке?
  4. Дети: -Гардеробщик.

Воспитатель: — Угадали! А теперь распределяем роли. Кто будет продавцом, водителем-курьером и гардеробщиком?(дети договариваются сами)

Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете кто еще работает в библиотеке? Кто смотрит за персоналом? Кто заказывает книги? Кто самый главный?

Дети: -Заведующий

Воспитатель: -Умницы! А вы не против если я буду заведовать библиотекой?

  • Все распределились ролями и можем играть.
  • Дети: -Да!
  • 1 читатель: -Здравствуйте!

Гардеробщик: — Здравствуйте! Снимайте верхнею одежду и проходите.

1 читатель: -Хорошо. Вот возьмите куртку.

  1. Гардеробщик: -Вот ваша бирка.
  2. 1 читатель проходит на абонемент.
  3. 1 читатель: -Здравствуйте.
  4. 1-й библиотекарь: -Здравствуйте, какую книгу вы хотите почитать?
  5. 1 читатель: — Я хочу книгу «Муха-Цокотуха».

1-й библиотекарь: -Прошу пройдите к стеллажам. Такая книга у нас есть. Возьмете ее с собой или будете читать в читальном зале?

1 читатель: -Я возьму книгу с собой.

1-й библиотекарь: -Я запишу книгу в формуляр. Возьмите, пожалуйста. До свидания.

(1 читатель уходит, подходит 2 читатель)

1-й библиотекарь: -Здравствуйте, можете пройти в читальный зал (дети по желанию распределяются по залам)

2 библиотекарь  негромким голосом показывает книги, журналы и газеты. Дети пожеланию выбирают и расходятся  по читальному залу.

Заведующая: — Дети, а знаете правила пользования книгой?

Дети: -Да, смотреть аккуратно. Нельзя загибать страницы, класть между страницами карандаши, ручки, перегибать книгу. От этого книга быстро стареет, отрываются ее странички.

Заведующая: Я буду у себя в кабинете. Должна заказать новые книги.

Заведующая звонит продавцу книжного магазина.

Заведующая: -Алло, здравствуйте. Это книжный магазин? К вам поступила новая литература?

Продавец: — Алло, добрый день. Да к нам поступили новые книги: сказки, кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести? Очень хорошие красочные книги

Заведующая: -О, как хорошо. Давайте оформим заказ, присылайте курьера.

  • Когда вы подвезете заказ?
  • Продавец: — Через час.
  • Приходит водитель-курьер.

Водитель-курьер: — Здравствуйте, я привез вам заказ. Подпишите его, пожалуйста.

Заведующая проверяет привезенный заказ.

Заведующая: — Спасибо за быструю доставку. До свидания.

Дети продолжают игру.

Источник: http://detsad96.yaguo.ru/pedagogicheskaya-masterskaya/155-2012-09-18-15-46-26/594-konspekt-syuzhetno-rolevoj-igry-biblioteka-v-podgotovitelnoj-gruppe.html

Ссылка на основную публикацию