Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

  • Тема: Вода и подсолнечное масло .
  • Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла
  • Задачи:
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становления сознания;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • продолжать учить читать схемы;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
  1. Воспитательные:
  2. — Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
  3. Демонстрационный материал:
  • Иллюстрации растений;
  • круги Эйлера;
  • схема свойств воды;
  • две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал:

  • рабочие карточки для исследования;
  • фишки красного и зеленого цвета;
  • одноразовые стаканчики;
  • ложечки;
  • соль;
  • кисточки;
  • набор картинок подсолнуха и капельки воды;
  • клей;
  • салфетки;
  • дощечки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
  5. Экскурсия на кухню.

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года? — Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините ,ребята, можно я отвечу .Возможно, что- то важное.

(Телефонный звонок с просьбой ,помочь повару определить , в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар , она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода .Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед , а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы ?

3. Беседа

Воспитатель: Что такое масло ? Для чего повару масло ? Из чего делают масло и как оно называется?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг , каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец .)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством .

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию .

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу . где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

  • Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки
  • Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет ;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем ,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам .

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение ?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

  1. — Все , что окружает нас имеет еще внутреннее строение , которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.
  2. (микроскоп подключен к ноутбуку).
  3. Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.
  4. — Чем отличаются изображения?
  5. (капелька масла желтого цвета)

Итог занятия

— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать ?

  • Хорошее мы дело сделали?
  • На следующем занятии мы поговорим о том , как делают масло.
  • А теперь надо отдать масло на кухню , чтобы нам приготовили обед.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского садаПознавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского садаПознавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Клишина Валентина Викторовна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: МБДОУ№ 189

Месторасположение: г. Оренбург

Основные разделы:

Источник: https://portal2011.com/konspekt-nod-po-poznavatelno-issledovatelskoj-deyatelnosti/

Конспект познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет. Тема: "Царство трех ветров"

  • Рафикова Ирина Халиловна,
  • воспитатель
  • МБДОУ ДС КВ №7 «Незабудка»
  • города  Мегион
  • Программные задачи:
  • Цель: знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности.
  • Образовательные задачи.
  • •     Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
  • •     Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
  • Воспитательная задача                                                                                                                    
  • •     Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.
  • Развивающие задачи.

•     Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

  1. ХОД ЗАНЯТИЯ
  2. Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?
  3. Дети: Да.

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто  из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

  • Я могуч,
  • Я гоняю стаи туч,
  • Я волную сине море
  • Всюду вею на просторе.
  • Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?
  • Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.
  • Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?
  • Дети: Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.
  • Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?
  • Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.
  • Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.
  • Опыт (Море)

В глубокую емкость набрать воду, пустить корабли. Дети сильно дуют.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?

Дети: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

Воспитатель: А теперь слушайте, что было дальше. Тогда вышел средний брат и начал доказывать, что это он самый важный и нужный.

  1. Вею, Вою ворожу
  2. Снег пушистый я кружу
  3. Гуляю в поле, а не конь,
  4. Летаю на воле, да не птица.
  5. Воспитатель: Вы хотите поиграть с ветром.

Воспитатель: У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

  • Чики-чики- чикалочка
  • Игра превращалочка
  • Вокруг себя повернитесь
  • И в деревья превратитесь
  • Имитационная игра «Дерево»
  • Дети: Наши ноги – это корни
  • Наше туловище ствол
  • Наши руки это ветви
  • Наши пальцы – это листья.
  • (Дети качаются как деревья на ветру)
  • Дети превращаются в деревья 

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели цветочки на деревьях. (пальчики шевелятся, усилился ветер – закачались веточки). (дети шевелят кистями рук).

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками накланяются из стороны в сторону).

Но вот ветер утих выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

Воспитатель: Пусть деревья станут ребятами. Мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер?

Дети: Это не сильное движение воздуха.

Опыт с вентилятором

Включаем вентилятор. Воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: И наконец дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать что это он самый нужный и важный.

  1. Перед вами я ветренок
  2. Непоседливый ветринок
  3. По обочинам дорог
  4. Бегаю как паренек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали?

Дети: ветерок.

Воспитатель: А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

Дети машут веером  

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Воспитатель: Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали?

  • Дети: Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.
  • Воспитатель: Что такое ветерок?
  • Дети: Это слабое движение воздуха.
  • Воспитатель: Ребята, а давайте мы свои веера подарим нашим гостям, пусть им тоже будет приятно.

Воспитатель: Эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из них важный и нужный. А вы как считаете?

  1. Дети: Ответы детей.
  2. Воспитатель: Каждый из братьев важен и нужен в природе. И на прощанье послушайте эти прекрасные слова:
  3. Хорошо, что солнце светит!
  4. Хорошо  что дует ветер!
  5. Хорошо что этот лес вырос прямо до небес
  6. Хорошо что в этой речке очень синяя вода
  7. И мы дружные  всегда. 
  8. Используемая литература

1.В.Н, Волочкова Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

2. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005г

3.Веракса Н.Е., Галимов О. Р.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012г

«Свидетельство о публикации в СМИ»  Серия А № 0002165 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120236

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news5256.html

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе – Ребенок в детском саду

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Автор — Беськаева Елена Анатольевна воспитатель подготовительной группы, МАДОУ №11 «Подковка» г. Химки.

  • Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
  • Тема: «Волшебная сила воды»
  • Цели:
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  • Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  • Рассматривание глобуса, карты мира
  • Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
  1. Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, салфетки, заготовка панно «Речка».
  2. Ход занятия
  3. Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
  4. Если на нос сели кляксы,
  5. Кто тогда нам первый друг,
  6. Снимет грязь с лица и рук?
  7. Без чего, не может мама,
  8. Ни готовить, ни стирать?
  9. Без чего мы, скажем прямо,
  10. Человеку умирать?
  11. Чтобы лился дождик с неба,
  12. Чтоб росли колосья хлеба,
  13. Чтобы плыли корабли,
  14. Чтоб варились кисели,
  15. Чтобы не было беды-
  16. Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть

I Игровой практикум: «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Читайте также:  Новогодние стихи для детей 5-6 лет: большая подборка

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)

Воспитатель: Где встречается капелька воды?

Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

  • Девочка: Я капелька
  • В: Как зовут тебя?
  • Дев: Меня зовут Капитошка.
  • В: А зачем ты к нам пришла?
  • Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

1 уголок природы — возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

2 игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

  1. Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)
  2. 3 мойка в столовой
  3. Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)
  4. 4 туалетная комната
  5. Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
  6. 5 У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

  • Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории
  • III Основная. Исследование: «Волшебная вода»
  • В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:
  • Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  • Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
  • Слушать воспитателя
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

  1. Д: Вода становится чистой.
  2. В: А что стало с нашей бумагой?
  3. Д: Грязная стала
  4. В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
  5. Д: В чистой
  6. В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол — есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол — опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

  • В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
  • Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
  • В: Каким становится он?
  • Д: Сладкий
  • В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
  • -прозрачность
  • -нет запаха
  • -без вкуса
  • — растворитель.

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

  1. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
  2. Пальчиковая игра «Дождик»
  3. Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой
  4. На цветы – круговые движения правой рукой
  5. И на дорожку – обе руки перед собой
  6. Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
  7. Побежали мы домой – бег на месте.
  8. IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши.

  • Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить) .
  • Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
  • Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

  1. Вы, слыхали о воде?
  2. Говорят она везде!
  3. В луже, в речке, в океане,
  4. И в водопроводном кране.
  5. На плите у вас кипит,
  6. Паром чайника шипит,
  7. Мы её не замечаем,
  8. Мы привыкли, что вода-
  9. Наша спутница всегда!
  10. Без воды нам не умыться,
  11. Не наесться, не напиться!
  12. Смею вам я доложить:
  13. Без воды нам не прожить!
  14. Воду вы в пруду найдёте,
  15. И в сыром лесном болоте,
  16. Путешествует всегда,
  17. Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.

Источник: http://deti-club.ru/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelno-issledovatelskojj-deyatelnosti-v-starshejj-gruppe

Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»

  • Название: Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , опытно-экспериментальная деятельность, Старшая группа
  • Назмиева Эльвира Завдятовна
  • Месторасположение: г. Ульяновск

Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ №1 «Олимпик»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»

  1. Цель:
  2. Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
  3. Задачи:
  4. – познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.

  5. – развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
  6. – формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

  7. — воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность) ;
  8. – закладывать основы экологической культуры личности (поведение в природной среде).

  9. Материалы и оборудования:
  10. Макет вулкана; картинки гор, вулканов; ноутбук (видеопризентация, аудиозапись); пемза, камни; посылка.

  11. Для опыта: пластиковые тарелки, пластиковые бутылочки, стаканчики с водой, заранее изготовленные картонные конусы, любая красная пищевая краска, сода, моющее средство, фартуки, нарукавники, салфетки, пипетки, ложки (на каждого ребенка и воспитателю), лимонная кислота (воспитателю).

  12. Предварительная работа: изучение камней, чтение деткой энциклопедии «Почемучек», изготовление детьми конуса из картона, изготовление макета вулкана, рассматривание картинок гор, повторение детьми техники безопасности при проведении опытов.
  13. Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и проведем упражнение:

  • Собрались все дети в круг
  • Ты – мой друг и я твой друг!
  • Вместе за руки возьмемся
  • И друг другу улыбнемся!

Стук в дверь. На пороге стоит почтальон (переодетый взрослый) и держит посылку.

Почтальон: Здравствуйте, это группа № 12? Вам посылка от Старика Хоттабыча.

Воспитатель: Спасибо. (Почтальон уходит)

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что в посылке. Ой, в посылке письмо и какой-то предмет. Начнем с письма, прочтем его.

«Дорогие ребята 12 группы! Это пишет Вам Старик Хоттабыч. Я много знаю и много видел, летал за моря и леса. Мне поведали, что в группе номер 12 «Футбик» очень умные ребята.

Хочу в этом убедиться и поэтому высылаю вам очень интересное задание, с котором, я уверен, вы справитесь. В посылке находится предмет: ваша задача узнать, что это за предмет, где и как его добывают.

Так же высылаю вам подсказку: картинку, у которой с обратной стороны загадка. Ответ присылайте письмом, обратный адрес указал. Желаю Вам удачи! Ваш Старик Хоттабыч»

Воспитатель: Да, озадачил нас Хоттабыч. Я думаю, мы справимся с заданием и докажем, что мы сообразительные и умненькие ребята. Правда?

Дети: Да

Воспитатель: Так вот и предмет, о котором говорит старик, похож на камень. Что-то он напоминает, но не могу вспомнить. Может, ребята, вы знаете? Может у кого-нибудь дома есть такой предмет? Для чего он нужен? (ответы, рассуждения детей).

Воспитатель: Да, ребята, совершенно верно, этот камень напоминает пемзу. Вот и картинка. Ребята, что на ней изображено?

Дети: Горы.

Воспитатель: Так, а вот и загадка с обратной стороны. Давайте, отгадаем ее:

Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось, Много дыма, сажи, пепла. Лаву льёт, как мёд, густую.

  1. Как назвать гору такую?
  2. (Вулкан)

Воспитатель: Ничего не понимаю, причем здесь вулкан, гора и как он связан с нашим камнем-пемзой? (рассуждения детей). Мне кажется, мы только еще больше запутались. Я предлагаю, отправиться в поход-путешествие и разузнать все. Вы со мной? (ответы детей)

  • Воспитатель: Ну что пошли! (Включается аудиозапись природы)
  • Физкультминутка:
  • Мы готовы для похода.
  • Поднимаем выше ноги.
  • По дороге мы идем.
  • Не спешим, не отстаем.
  • Руки за спину кладем
  • И по бревнышку идем.
  • Вот куда-то мы забрались
  • Где мы с вами оказались?
  • (Изображения гор на магнитной доске).

Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы?

  1. Дети: Горы — это высокие участки Земли.
  2. Воспитатель: А из чего состоят горы?
  3. Дети: Из камней.

Воспитатель: Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верх горы?

  • Дети: Вершина.
  • Воспитатель: Какие бывают вершины?
  • Дети: Острые, куполообразные.

Воспитатель: Молодцы! А еще у горы есть бок, который называется?

  1. Дети: Склон.
  2. Воспитатель: Еще что есть у горы?
  3. Дети: Подножие основание.
  4. Воспитатель: А что вы видите на вершинах гор?
  5. Дети: Это снег!
  6. Воспитатель: А почему на горах снег?
  7. Дети: Потому что наверху очень холодно!

Воспитатель: Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно. Какие горы бывают?

Дети: Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.

Воспитатель: А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный слой земли.

Дети: Земная кора.

Воспитатель: Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами попробуем показать. Для этого мы проведем практический эксперимент с ладошками.

Практический эксперимент:

Воспитатель: Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Подвигаем ладонями, что происходит? А вот места, где большие плиты отходят друг с другом, что получилось – углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, на них ещё, ещё, что получилось? (Горы).

Вывод: горы образуются смещением плит.

На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

  • Я черный страшный великан Что делать мне — решаю сам Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать, А ну, попробуй угадать- Как же меня звать?(Вулкан)
  • Воспитатель: Я предлагаю продолжить наше путешествие, и отправится к вулкану, я думаю, там мы найдем ответ на наш вопрос.
  • Физкультминутка.
  • По дорожке мы шагаем
  • И ворон мы не считаем,
  • Смело, мы идём вперёд,
  • Где вулкан уже нас ждёт.
  • Когда в гости мы пришли
  • Можно крикнуть 1, 2, 3.
Читайте также:  Первый раз в первый класс: как выглядели первоклашки в царской россии и в годы ссср

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. (Дети подходят к ноутбуку). Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.

Просмотр фильма.

Видеопризентация « Огнедышащие горы».

Воспитатель: В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

(Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)

Воспитатель: Вулкан на вид — обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. (Слайд 1)

А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. (Слайд 2). Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?

  1. Дети: На конус, пирамиду.
  2. Воспитатель: А на что похоже верхняя часть?
  3. Дети: На большую яму, воронку.
  4. Воспитатель: Она называется кратер. (Слайд 3)
  5. Воспитатель: Ребята, а почему такие горы называют вулканами (рассуждения детей). В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду:

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.

Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

«Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.

Про это событие написал картину художник К. Брюллов, она называется «Последний день Помпеи». (Слайд 4)

Воспитатель: (Слайд 5) Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава. (Слайд 6).

Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел.(Слайд 7).

Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Слайд 8) А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. (Слайд 9).

Ребята, откуда появилась пемза?

Дети: Из вулканической лавы.

Воспитатель: Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.

(Слайд 10). Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома.

А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Теперь прошу подойти к макету вулкана и посмотреть еще раза на кратер, который расположен сверху, жерло — внутри, магму – снизу.

(Включается аудиозапись извержения вулкана)

Воспитатель: Пора нам уходить. А чтобы ближе и безопасно посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие в уголок опытно-экспериментальной деятельности.

  • Опыт:
  • Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к опыту, нам необходимо повторить правила безопасности.
  • Дети:
  1. Ничего не брать в рот
  2. Использовать в работе салфетки
  3. Работать в фартуке и нарукавниках
  4. Выполнять все строго по инструкции воспитателя

Воспитатель: Нам для опыта понадобиться пластиковая тарелочка (Земная поверхность), пластиковый бутылочка (жерло вулкана) и, заранее нами изготовленный на занятии, конус из картона (основание вулкана). Какой получился у нас вулкан?

Дети: Спящий.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы его разбудите. Смесь вы приготовите сами. (2 ст. ложки соды, красная гуашь, 5 капель моющего средства).

Дети проводят опыт по извержению вулкана.

Воспитатель добавляет лимонную кислоту в приготовленные смеси.

Воспитатель: посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Дети: извержение вулкана. Лава.

Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, кусочки застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. (одно из применений)

Воспитатель: Почему в пемзе дырочки? Что в них содержится? Как они образовываются? Что легче: пемза или камень?

Дети: Содержится воздух. Лава бурлила и кипела и так застыла.

Воспитатель: А чтобы вам доказать, что в пузырьках содержится воздух и пемза легче, чем обычный камень, я погружу пемзу и камень в таз с водой. Что произошло, ребята?

Дети: камень утонул, а пемза всплыла.

Воспитатель: Я думаю, мы получили ответы на поставленные Стариком Хоттабычем вопросы, пора отправляться домой. И чтобы нам вернуться с путешествия побыстрее, полетим мы на самолете. Приготовились к полету.

  1. Физкультминутка
  2. В полет отправляют самолет,
  3. Правое крыло – вперед,
  4. Левое крыло – вперед,
  5. Полетел наш самолет!

Воспитатель: Вот мы и группе. Где моя ручка и конверт.

Будем писать письмо, где обязательно напишем все, что узнали сегодня: что такое вулкан? (ответы детей), как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана, и расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно укажем пользу этого природного явления.

Воспитатель пишет под диктовку письмо и предлагает нарисовать коллективный рисунок на тему: «Извержение вулкана» и отправить посылкой Хоттабычу.

Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-dou-poznavatelno/

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»

Емельянова С. А. Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 101-103. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13952/ (дата обращения: 23.10.2019).



В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Ключевые слова: метеорология, погода, исследования, эксперименты.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живёт, детского сада. Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте начать формировать данное чувство.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной, деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности.

Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц.

Вместе с детьми стали интересоваться о том, кто нам делает «погоду»? Можно ли предвидеть будущую погоду? И поэтому решили найти ответы на эти вопросы.

Идея проекта возникла после прочтения рассказа С.Николаевой «Что такое кислотный дождь?» Дети спросили: «Что такое погода и отчего она зависит?»

  • Ребята захотели узнать:
  • — Что такое погода?
  • — Для чего нужно знать состояние погоды?
  • — Как взрослые узнают прогноз погоды?

Пытаясь ответить на эти вопросы, мы предположили, что наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересными, оборудовав на участке дошкольного учреждения метеорологическую станцию, это поможет детям познакомиться с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. Тогда мы с детьми смогут наблюдать, проводить эксперименты, анализировать, обобщать, составлять прогноз погоды.

  1. Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
  2. Задачи:
  3. – познакомить с профессией метеоролога; формировать представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  4. – познакомить детей с приборами — помощниками: термометром, барометром, флюгером, дождемером, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  5. – стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности;
  6. – развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно — следственные связи, делать выводы;
  7. – воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое;
  8. Тип проекта: познавательно — исследовательский, краткосрочный (1 месяц).
  9. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
  10. Ожидаемый результат:
  1. Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении её в жизни человека
  2. Приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой; иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света; знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
  3. У детей должен появиться интерес к исследовательской деятельности.

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирования с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать и постучать. Ребенок задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде.

Данная тема оказалась очень интересной, и мы с удовольствием искали разнообразный материал.

Мы с детьми проводили различные беседы такие как «История зарождения метеорологии как науки»; «Метеорологические приборы на метеостанции»; «Загадки планеты Земля»; «Что такое погода»; «Растения — барометры»; «Птицы — метеорологи»; «Насекомые — предсказатели погоды»; «Какие бывают термометры».,

Искали ответы в энциклопедиях, читали художественную литературу: К. Паустовский «Поэзия дождя», «Какие бывают дожди»; М. Пришвин «Живительные пузыри», «Сытые пузыри»; А. Лукина «Сказка про дождь»; К. Ушинский «Солнце и ветер»; Н.

Трушкова «Облако»; М. Бойков «О том, как появились Воздух и Огонь, Земля и Вода и многое другое», познакомились со стихотворениями: А. Майков «Летний дождь»; И. Бунин «Как дымкой», «Радуга»; П. Вяземский «Чудо радуги», «Радуга»; Ф.

Тютчев «Радуга».

В интернете мы нашли материал о первых прогнозах погоды, об основоположниках науки метеорология. Рисовали рисунки с различными видами погодных явлений. Так как у нас была запланирована экскурсия на метеостанцию, то мы из этих рисунков составили альбом и передали его в музей, который находится в офисном здании Приволжского Гидрометцентра.

Для того, чтобы познакомится с профессией метеоролога, мы с ребятами и их родителями побывали на экскурсии в Гидрометцентре, где и познакомились с ней, — узнали о приборах: осадкомере, различных видах термометров, флюгере, гелиографе, дозиметре.

После посещения метеостанции мы на участке оборудовали мини — метеостанцию. И дети погрузились в мир исследований и открытий. Мы сделали ветроуказатель и наблюдали за тем, как он работает, всё это мы отмечали в дневнике наблюдений.

Для наблюдения за погодой были использованы приборы — компас, термометр, и приборы, изготовленные самостоятельно — ветряной рукав, дождемер, ловец облаков.

Далее мы решили провести ряд увлекательных экспериментов, пытаясь открыть тайны природных явлений. Мы захотели почувствовать себя настоящими исследователями.

Экспериментальная деятельность (опыты):

  1. «Изменчивая температура». Мы все по — разному ощущаем температуру. Именно поэтому у нас есть термометры, которые точно показывают температуру. Для того, чтобы провести этот эксперимент, мы один термометр

Прикрепили на оконное стекло, а второй разместили в групповой комнате, на столе.

Вывод: температура на термометре, расположенном на окне выше, чем температура на термометре, лежащем на столе, потому что в комнате прохладней и на него не попадают прямые солнечные лучи.

  1. «Ручной датчик температуры» Изменение давления воздуха при повышении температуры.

Мы узнали, что если тереть ладошками бутылочку с водой, то температура в ней повысится и по трубочке, вставленной в неё, поднимется вода. Вывод: Воздух внутри при нагревании расширяется, давление воздуха в бутылке повышается и заставляет воду подниматься по трубочке.

  1. «Исчезновение воды». Превращение воды в пар и обратно.

Мы узнали, что тепло солнечных лучей заставляет воду испаряться, т. е. превращает в пар. Этот процесс называют испарением. Вода в стаканчике тоже испарялась, поэтому мы видели, что её уровень уменьшался.

Читайте также:  «автобус, украшенный флажками, едет по улице» — рисование в старшей группе, поэтапный конспект занятия + фото и видео

Водяной пар собирается в воздухе, и из него формируются облака. Вывод: Когда пар охлаждается, он превращается в капли воды, которые падают в виде дождя или снега.

Этот эксперимент является ещё одним примером круговорота воды в природе.

  1. «Борьба воды и воздуха». Уровень воды в мензурке является индикатором давления в воздухе. Чем выше находится бусинка, тем выше давление воздуха внутри. По мере того, как давление воздуха повышается, она давит на поверхность воды в стаканчике. Это заставляет ещё большее количество воды попасть в мензурку.Вывод: При повышении давления воздуха уровень воды в мензурке повышается, а при понижении — уровень воды снижается.
  2. «Превращение воды». Тепло солнечных лучей заставляет воду испаряться, т. е. превращается в пар. При этом пар поднимается и собирается на крышке. Когда пар охлаждается, он превращается в воду. А благодаря особой конструкции крышки эти капельки воды стукают точно в меньший отсек камеры. Этот эксперимент является ещё одним примером круговорота воды в природе.
  3. «Образование росы». Мы поместили кубики льда в стаканчик и заполнили его водой. После этого мы поместили термометр в пакетик с молнией и тоже положили в стаканчик. Мы обратили внимание по истечении времени на то, что на стаканчике на внешней стороне появились небольшие капельки росы». Если влажный воздух охлаждать, то находящийся в нём пар будет конденсироваться. Конденсация — это переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твёрдое. Признаком насыщения пара являются появившиеся капельки сконденсировавшейся жидкости — росы. Вывод: Температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы содержащийся в нём водяной пар начал конденсироваться в росу, называют точкой росы.
  • Все знания детей мы закрепляли в играх:
  • – дидактических играх: «Прогноз погоды»; «Какая погода сегодня?»; «Ветреная и безветренная погода»;
  • – подвижных играх: «Какое время года», «День — ночь», «Солнце и ручеёк».
  • Мы нашли много народных примет о погоде. Узнав историю возникновения метеорологии, как науки, познакомившись, проведя эксперименты и различные задания, посетив метеостанцию, мы пришли к выводу и узнали:

Что погода-это состояние природы, бывает тепло, холодно, дождливо, снежно вот таким было детское общение. Затем мы стали разбираться, что такое прогноз погоды? Дети определили его, как предсказание погоды. Мы (взрослые) помогли им детализировать это понятие.

  1. Прогноз погоды включает:
  2. – показание температуры воздуха;
  3. – сила и направление ветра;
  4. – наличие осадков;
  5. – состояние неба и солнца;
  6. – влажность воздуха.
  7. Продуктами нашего проекта стали:
  8. – выставка творческой мастерской «Мы рисуем на камнях»;
  9. – постановка кукольного театра «Сказка про Капельку»;
  10. – изготовление лэпбука «Мы метеорологи».

Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, мероприятия проекта «Удивительные секреты погоды» смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой, предусмотренные программой «Юный эколог». Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.

Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей / Дошкольная педагогика. — 2009. № 6. — с.54–57
  3. С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду; МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва 2010

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, прогноз погоды, погода, вод, уровень воды, термометр, природа, исследовательская деятельность, жизнь человека, давление воздуха, эксперимент.

Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.

В дальнейшем, я планирую продолжить изучение таких жизненно-важных факторов природы как тепло, свет, вода, природные ископаемые.

В зоне «Живая и неживая природа» размещены наборы для увлекательных экспериментов, которые познакомят детей с удивительными свойствами воды и воздуха, раскроют тайны многих физических и природных явлений.

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Большое значение для детей этого возраста имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?»

уровень готовности детей (необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которым будет посвящен эксперимент

 установление связей между состоянием воды и температурой воздуха

Изучая тему «Сезонная жизнь животных», как интересно было детям узнать, что если медведи устраивают берлоги на высоких местах или уходят в другое место для спячки, то весной талые воды

Эти данные обобщаются и составляется прогноз погоды сезона, который в результате.

При изменении атмосферного давления будет изменяться уровень воды в трубке. Когда из трубки начнут выделяться пузырьки воздуха, это будет означать, что атмосферное давление высокое и погода будет ясной.

Беседа о воде. Наблюдение за свойствами воды. Эксперименты с водой.

Дети обратите внимание на цвет воды. — Какого цвета? (она прозрачная).

Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

  • У природы нет плохой погоды: всякая погода благодать…
  • Погоду можно описать давлением, температурой и влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью
  • 1) Температуру воздуха я снимал с уличного термометра, закреплённого на окне в тени.

Ключевые слова: экспериментальноисследовательская деятельность, дошкольное

Определить направление движения воздуха детям может помочь флюгер, флажки, мыльные

В какую погоду бывает роса. Дети учатся находить связь между перепадами температуры…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13952/

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (познавательно–исследовательская деятельность) в старшей группе по теме «Воздух видимый и невидимый» | Конспекты занятий, ООД | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

  • Гаврилова Наталья Федоровна
  • Организация: МАДОУ №79
  • Населенный пункт: Томская область, г. Томск
  • Цель – расширение представлений детей о свойствах воздуха.
  • Задачи:
  • ПР – развивать познавательный интерес дошкольников; уточнять представление детей о том, что воздух – реально существующий газ; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; развивать любознательность, наблюдательность.
  • РР – развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  • ФР – развивать творчество в двигательной активности.
  • СКР – способствовать развитию коммуникативных навыков; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Материалы и оборудование: пластиковые емкости с водой, стаканы, салфетки, воздушные шарики, бумажные веера, игрушка-вертушка.
  • Ход занятия

Воспитатель: Вы любите сказки? Я хочу вам рассказать про удивительные приключения воздушного шарика. Но мне понадобится ваша помощь. Вы хотите мне помочь? Тогда слушайте…

«Шарик жил в магазине, в обычной картонной коробке, вместе со своими друзьями, такими же воздушными шариками. Да и на шарик он был совсем не похож – простой кусочек резины.

Он лежал в коробке под прилавком, тесно прижимаясь к своим друзьям-соседям, и ждал, когда в его жизни произойдет что-нибудь интересное. Больше всего шарику хотелось подарить радость какому-нибудь мальчику или какой-нибудь девочке.

А еще ему очень хотелось долететь до самого неба и покружиться среди облаков».

Как вы думаете, мы можем помочь шарику осуществить его мечту? Как это сделать? (Его надо надуть)

«И вот наш шарик надули, а снизу привязали белую ленточку. Так он стал тем, кем должен стать, – настоящим воздушным шариком. С этого дня он стал жить в детском саду».

Чем мы заполнили шарик? (Воздухом)

Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше – везде есть воздух. Посмотрите, в этом стакане есть что-нибудь? (Ничего нет) Проверим?

Опыт №1

Воспитатель: Возьмите в руки стаканчик. Переверните его вверх дном и медленно, аккуратно, держа ровно, опустите его в воду. Есть ли вода в стакане? (Нет) А что ей мешает заполнить стакан? (Воздух)

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт №2

Воспитатель: Снова опустите стакан в емкость с водой, но теперь держите стакан не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода)

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о воздухе? Воздух, какой?

Дети: Воздух – это невидимка. Он прозрачный, легкий, он находится везде. Воздух необходим человеку и животным для дыхания.

Воспитатель: Да, воздух – невидимка, без которого не было бы жизни на земле.

Опыт №3

Воспитатель: положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему? (Потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух) А теперь закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. (Дети выполняют) Что вы почувствовали? (Не хватает воздуха)

Вывод: воздух необходим для дыхания всем людям, животным и растениям.

Воспитатель: Представьте, что бы произошло, если бы на Земле не стало воздуха? (Предположения детей)

Итак… «Шарик висел надутый, глядел на играющих ребят и завидовал облакам, плывущим высоко в небе. Они не были привязаны ленточкой и могли лететь, куда им вздумается. Висел он день, другой, третий… И ему уже показалось, что он будет вечность так висеть, как вдруг дети взяли его собой на прогулку.

Шарик был счастлив. Он так развеселился и разыгрался, что начал немного подпрыгивать. Прык-прык, скок-скок, дерг-дерг – и вдруг сам не почувствовал, как выскользнул из рук мальчика и полетел прямо в небо».

А давайте, и мы поиграем с нашим шариком, как в сказке.

Физкультминутка «Шарик»

Воспитатель подбрасывает воздушный шар. Пока он летит можно шевелиться, коснулся пола – все должны застыть и не улыбаться.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему шарик полетел? (Его погнал ветер) А что такое ветер? Давайте узнаем.

Опыт №4

Воспитатель: Возьмите веера, которые мы с вами смастерили, и помашите ими над водой. Что вы видите? (Появились волны) Почему они появились?

Вывод: веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться воду, образуя волны. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Опыт №5

Воспитатель: Теперь помашем веером перед лицом. Что вы чувствуете? (Прохладу) Для чего люди изобрели веер? (Чтобы обмахиваться в жару) Чем заменили веер в наши дни? (Вентилятором, кондиционером)

«Шарик поднимался все выше и выше. От высоты, увиденной красоты, влажных пушистых облаков у него захватило дух. Только теперь всегда казавшиеся далекими облака почему-то еще больше отдалялись и казались совсем хмурыми.

Они не обращали на шарик никакого внимания и спешили куда-то по своим важным делам. Шарику стало холодно. Только ласковый ветерок по-доброму заигрывал с шариком – то толкал его вперед, то кружил на одном месте.

И вот ветерок подхватил его и опустил в большое голубое озеро»

Как вы думаете, что произошло с шариком.

Опыт №6

Воспитатель: Попробуйте утопить ваш шарик. (Дети выполняют) Почему он не тонет?

Вывод: воздух легче воды.

Воспитатель: Ребята, где еще используется это свойство воды? (Надувной круг не дает человеку утонуть)

«На зеркальной глади озера шарик и ветерок веселились, озорничали и резвились еще очень долго. Но тут шарик вспомнил про детей, от которых он по неосторожности улетел. И ему сделалось ужасно грустно. Он позвал своего друга-ветерка и попросил помочь ему отыскать дорогу до нашего города, прямо к нам в детский сад.

Вот так и вернулся наш шарик из своего большого путешествия!»

Ребята, вам понравилась сказка? Скажите, о чем мы сегодня беседовали? (О воздухе) Какой из опытов вам больше всего понравился? (Ответы детей)

Вспомните, о каких свойствах воздуха помог нам узнать шарик. (Ответы детей)

Ребята, у воздуха есть еще одно интересное свойство – с ним можно поиграть. В магазине даже игрушки продаются для игры с воздухом. Мы с вами такие игрушки смастерим сами – это вертушки. При помощи вертушек мы узнаем еще больше о свойствах воздуха.

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/1/articles/1984

Ссылка на основную публикацию