Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада, конспект занятий по фгос, проект

30.01.18

Шауманас Оксана Владимировна Воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида», город Мончегорск, Мурманская область

  • муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида»
  • Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
  • «Соленая история»
  • Подготовила: воспитатель
  • подготовительной к школе группы

Шауманас О.В.

  1. Мончегорск, 2017
  2. Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств соли.
  3. Программное содержание:
  4. — Формировать представления о соли и её свойствах;
  5. — Упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
  6. — Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования;
  7. — Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
  8. — Продолжать развивать речь как средство общения;
  9. — Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.
  10. Материал и оборудование: соль, стаканы с кипяченой и холодной водой, чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, воронки, цветная соль, баночки для декорирования.
  11. Предварительная работа: знакомство с пословицами и поговорками о соли, познавательные беседы, чтение литературы.
  12. Ход занятия.
  13. Приветствие:
  14. «Доброе утро я вам говорю,
  15. Я вас всех очень, очень люблю.
  16. Желаю вам хорошо заниматься,
  17. Быть внимательными, ума набираться!
  18. Давайте поприветствуем гостей.(Дети здороваются)

— Ребята, хотите стать настоящими исследователями? Отгадайте загадку и вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.

  • «Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
  • И становится вся пища несъедобной вдруг!
  • Если в ранку попадет – испытаешь боль.
  • Вы, наверное, догадались. Ну, конечно, это (соль)»
  • Воспитатель:
  • — Соль — незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

-Ребята,что вы знаете про соль? (Ответы детей).

— Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Ребята, хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды.

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных блюд и продуктов питания, в консервировании.

Речевое упражнение: «Скажи со словом солёный (солёная, солёное)»(Солёный огурец, солёная капуста, солёное море и т. д)

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

  1. Вот и наша исследовательская лаборатория (перемещаются к месту проведения опытов)
  2. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов:
  3. • близко не подносить предметы к глазам,
  4. • без надобности ничего не брать в рот,
  5. • строго соблюдать мои инструкции
  6. Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха»

У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? (Не имеет запаха).

— Возьмите лупу и рассмотрите соль. Что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Надавите ложечкой на соль. Хруст – это разрушаются кристаллики. Да, соль – это кристаллическое вещество. Наберите в ложечку и высыпьте на ту же тарелочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»

— Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

— Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

Кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

(Соль растворяется в воде; в тёплой — быстрее).

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. Вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

— Прежде чем перейти к следующему опыту, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Мы сейчас пойдем направо, А потом пойдем налево, В центре круга соберемся И на место все вернемся. Мы тихонечко присядем, Ручками себя погладим, Мы поднимемся тихонько И попрыгаем легонько. Пусть попляшут наши ножки

И похлопают ладошки.

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

— Ребята, сейчас я покажу вам для чего ещё люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в баночки. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки).

  • Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли».
  • (Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
  • Итог (вопросы детям):
  • — Вам понравилось быть исследователями?
  • — Что нового вы узнали о соли?
  • — Какой опыт был самым интересным?
  • — Самым познавательным?
  • — Самым сложным?

Скачать публикацию Скачали: 45 раз

Источник: https://pedagogcentr.ru/publication/3/34/3345

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы-исследователи» в подготовительной группе

Цель занятия: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

 Задачи:

-Дать представления о воздухе как о газообразном веществе. Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания, объяснив, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Активизировать словарь детей. Совершенствовать навыки диалогической речи на уровне предложений.

Развивать словарно – логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи. Развивать навыки общения и рассуждений. Развивать общую и мелкую моторику.

-Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание к совместной деятельности.

  •  Материал:
  • -визитки «Ученый – исследователь»;
  • -камешки;
  • -полиэтиленовые пакеты;
  • -резиновые груши;
  • -кусочки мела;
  • -соломинки;
  • -стаканы;
  • -зеркала;
  • -кусочки резины;
  • -резиновые игрушки;
  • -весы;
  • -панно «Детский сад» (здание без деревьев, отдельно цветы, кусты, деревья);
  • -воздушные шары;
  • -предметные картинки (фен, пылесос, вентилятор, воздушный шарик, надувной матрац и бассейн, мяч, барабан, колесо);
  • -надпись «Лаборатория»;
  • -грамзапись «Звуки леса».
  • 5. Пропедевтическая работа:
  • -Беседа по теме: «Воздушный океан», «Кто такие ученые – исследователи», «Коллеги по работе», «Как мы дышим», «Чистый воздух и вода – богатство страны».
  • -Наблюдения на прогулке: «В какую сторону плывут облака», «Почему вертушка крутится», «Почему птицы летают и не падают», «Найди объекты живой и неживой природы», «Есть ли у растения носы», «С какого дерева семена».

-Подвижные игры и физ. минутки: «Воздушные шары», «Воздух, огонь, вода, земля»,«Летающие семена», «Замри», «Ветер», «Пушинки», игры с мячом.

-Опытническая работа: «Воздух», Воздух поет и свистит», «Пузырьки воздуха», «Ветер – это движения воздуха», «Пламя», «Волны», «Буря», «Зеленые пылесосы», «Мыльные пузыри».

-Чтение художественной литературы и энциклопедий: «Хочу все знать», «Азбука здоровья»,«Что? Зачем? Почему?», С. Маршак «Мяч», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», А. Барто «Жарко», А. Орлов «Ветер пастушок», И. Матвеева «Дуб и ветер», С,Михалков«Три ветра» и другие.

  1. -Загадки по теме.
  2. -Анкетирование родителей: «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок»,«Воздух в нашей квартире».
  3. -Коллективная работа «Наш детский сад» (рисование)
  4. 6. Словарная работа:
  5. -существительные: ученые, исследования, газ, коллеги, визитка, вдох, выдох;
  6. -прилагательные: крепкий, выпуклый, полиэтиленовый, невидимый;
  7. -глаголы: Ощущать, чувствовать, журчит.

Ход занятия:

1. Организационный момент – загадка.

  • -Отгадайте загадку:
  • Такой большой,
  • Что занимаю мир,
  • Такой маленький,
  • Что в любую щель пролезаю (воздух)
  • -Вопросы:
  • Правильно, а почему вы так решили?
  • Что мы уже знаем о воздухе?
  • Мы можем его попробовать?
  • Какого цвета воздух?

2. Оснавная часть.

  1. -Предлагаю вам стать учеными и продолжить исследования воздуха.
  2. Вы знаете кто такие ученые – исследователи?
  3. -Нам предстоит трудная задача – узнать:
  4. что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
  5. (Прикрепляю на грудь детям визитки)
  6. Вы готовы?

Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт с камнем:

-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

  • А можно ли взять в руки воздух, сжать его?
  • Какой можно сделать вывод?
  • Правильно, делаем вывод: Воздух – это не твердое тело.
  • Опыт с водой:

-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая она?

  1. Что умеет делать вода?
  2. Что же такое вода?
  3. Назовите другие жидкости?
  4. Опыт с воздухом:

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит,он не жидкость. Какой можно сделать вывод?

Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

  • Повторите, что такое воздух.
  • Вот наше открытие!
  • -Продолжим исследования.

Воздух невидим. Как же мы его обнаружим?

Поскольку мы с вами исследователи, проведем опыт.

ОПЫТ 1.

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?

Какой мы сделаем вывод. Правильно, делаем вывод – пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

  1. ОПЫТ 2.
  2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь.
  3. Что вы чувствуете?
  4. Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.
  5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
  6. Ветер дует нам в лицо,
  7. Закачалось деревцо.
  8. Ветер тише, тише, тише,
  9. А деревце все выше, выше.
  10. -Продолжим наши исследования.

Воздух есть везде. Проверим это.

ОПЫТ 1 .

Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

  • ОПЫТ 2.
  • Закроем рукой отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее.
  • Она не сжимается, что же этому мешает?
  • Делаем вывод: Воздух, находящийся в резиновой груше, мешаете сжимать.
  • Опыт 3.
  • Бросим в стакан с водой кусочек мела.
  • Что происходит?
Читайте также:  Считалки про планеты солнечной системы и космос

Мы провели ряд исследований, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

  1. Правильно, воздух есть везде: в пакете, в груше, в мелке.
  2. Игра
  3. -Сейчас мы с вами поиграем.
  4. У меня на столе лежат картинки с предметами внутри которых есть воздух и в которых нет воздуха, но он образуется при их включении.
  5. Вам нужно разложить картинки под определенные знаки, объяснив свой выбор.
  6. Показываю знаки + и -.
  7. + это значит «да», есть воздух;
  8. — это значит «нет» воздуха, но он образуется при их включении.
  9. Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить вернуться в нашу лабораторию и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
  10. Имеет ли воздух вес?
  11. ОПЫТ 1.

Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем?

Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

  • Если развязать нитку на надувном шарике, что произойдет?
  • (Развязываю) Как выходит воздух?
  • Что произойдет, если шарик проткнуть иголкой.
  • (Протыкаем) Как вышел воздух?
  • Давайте покажем.
  • Упражнение на дыхание: «Шар лопнул»
  • ОПЫТ 2.

Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что произошло? Правильно, он утонул.

Возьмем резиновую игрушку. Она плавает. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. Что у нее внутри?

Делаем вывод: Воздух имеет вес, но он легче,чем вода.

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? Правильный вывод, коллеги.

Как вы думаете, какое самое главное назначение воздуха? Для чего нам необходим воздух?

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

ОПЫТ 1.

Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и потихоньку в нее подуем.

  1. Что вы наблюдаем?
  2. Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
  3. ОПЫТ 2.

Подышим на зеркало. Что произошло? Оно запотело. Почему?

Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Все мы люди дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух. Для этого нам нужны носы. Послушайте известную песенку о носах.

«У всех зверей, у всех людей имеются носы. Носы важны, носы нужны не только для красы. И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя….»

Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у всех носы? Чем- то они похожи, и в то же время у каждого из нас свой, неповторимый нос. И каждый по – своему хорош.

А для чего в носу дырочки?

Давайте посмотрим, как устроен наш собственный нос, рассмотрите свои носы в зеркале.

Втянем воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается. Поэтому в холодную погоду особенно важно дышать через нос, а не через рот. Нос не только согревает воздух, но и очищает его. Внутри него есть множество волосков, на которых оседают пыль, микробы.

Нос – это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Дальше воздух поступает в особые трубочки, но и это не конец пути. Далее воздух попадает в главный орган дыхания – легкие.

Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе, и сдуваются при выдохе.

Положите руки на грудную клетку. Подышите. При дыхании она поднимается и опускается.

  • Что происходит с легкими при дыхании?
  • Правильно, делаем вывод: при вдохе – они наполняются воздухом, а при выдохе воздух выходит.
  • Ребята, а я знаю одно упражнение, которое поможет вам не заболеть
  • Упражнение «Шмыгание» (показываю)

Его можно делать везде: дома, на улице, в детском саду. Попробуйте сделать.

Вот так воздух поступает в наше тело.

А мы можем не дышать? Давайте проверим. Попробуйте не дышать хотя бы немного.

Какой можно сделать вывод? Правильно коллеги, без дыхания жизни нет.

  1. Послушайте стихотворение:
  2. Через нос
  3. Проходит в грудь
  4. И обратный держит путь.
  5. Он не вкусный
  6. И все же
  7. Без него мы жить не можем.

К сожалению, сейчас воздух очень загрязнен. Это влияет плохо на здоровье людей.

Что способствует загрязнению воздуха? Что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище?

Предлагаю посадить деревья, кусты, цветы вокруг нашего детского сада. (Работа на панно)

Если все люди будут сажать деревья вокруг своего дома, на улице, то воздух в нашем городе будет намного чище и люди будут меньше болеть.

3. Заключительная часть.

  • Наша исследовательская деятельность подошла к концу.
  • Какие опыты вам понравились больше всего?
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе, какие выводы делали.

Мы с вами очень плодотворно поработали, сделали открытие. Посадили много деревьев.

А теперь давайте представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом. Дышать будем глубоко, чтобы в легкие попадал чистый лесной воздух.

  1. Релаксация на ковре.
  2. Домашние задание:
  3. Ребята, вы знаете о воздухе очень многое, предлагаю вам провести опыты со своими родителями.

Источник: http://a2b2.ru/methods/26568_konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_myissledovateli_v_podgotovitelnoy_gruppe/

Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группе «Ищем следы весны» | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Шукайлова Людмила Владимировна
  • Организация: МБДОУ «ДС № 56/1 г.Челябинска»
  • Населенный пункт: г. Челябинск

I.Вид занятия: Познавательна — исследовательская деятельность с интеграцией образовательных областей.

  1. II. Тема «Ищем следы ранней весны…»
  2. III.Программное содержание:
  3. 1) Образовательная задача:
  4. — закрепить знания о приметах весны;
  5. — продолжить знакомить детей с природными явлениями (капель, проталины и т. д);
  6. — формировать интерес к познанию природы. 2) Развивающая задача:
  7. — развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
  8. 3) Воспитательная задача:
  9. — воспитывать бережное отношение к природе и интерес к миру растений и животных.
  10. Предварительная работа с детьми:
  11. — наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе.
  12. Подготовка воспитателя:

— написание конспекта и подготовка презентации. Оформление рисунков леса, следов животных. Составление кроссворда о весне.

  • Материал и оборудование:
  • -иллюстрации животных и их следов;
  • — презентация.
  • Методы и приёмы:
  • -игровой, наглядный, проблемные вопросы, рассказ воспитателя.
  • Участники: дети подготовительной группы.
  • Ход занятия
  • Организационный момент:

Воспитатель обращает внимание детей, на письмо, оставленное на окне. Вместе с детьми обсуждает содержимое письма.

Воспитатель Здравствуйте ребята! Кто-то бросил нам в окошко, посмотрите письмецо! Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо. Посмотрим, что же в письме? (достаёт черно-белый листок с изображением леса) «Мы лесные жители, устали от долгой зимы, лес стал совсем бесцветным, вся природа словно застыла в ожидании весны. Только Вы ребята можете оживить его, если найдёте следы весны, ее приметы и тогда лес снова оживет, заиграет разноцветными, яркими красками. Поможете лесным жителям?
Дети Да, конечно, поможем.
Воспитатель
  1. Зима в этом году, долго длиться.
  2. Какой сейчас месяц зимы?
  3. А какой придет за ним?
  4. Ребята, посмотрите, в письме ещё есть лист с пустыми клеточками (показывает пустой кроссворд)
  5. Кто знает, что это такое?
Дети Ответы детей (кроссворд)
Воспитатель
  • Если найдёте приметы весны, заносите их в кроссворд,
  • если правильно их определите, то мы узнаем главное слово КРОССВОРДА.
  • Как называют людей, кто изучает и наблюдает явления природы?
Дети Следопыты, исследователи, туристы, натуралисты.
Воспитатель А вы ребята, хотите стать исследователями, следопытами?
Дети Ответы детей
Воспитатель Ну, что, тогда собираемся в поход. Что нам для этого нужно будет?
Дети Рюкзак, спички, карта, аптечка, лупы, фонарик, компас и т.д.
Воспитатель
  1. Давайте вспомним, а как нужно вести себя в лесу?
  2. (воспитатель показывает экологические знаки, дети, опираясь на них, дают ответы)
  3. Ну что мы готовы отправиться в путь…
  4. Кто будет возглавлять нашу команду?
Дети Все желают возглавить поход
Воспитатель
  • А для этого существует считалочка, которая поможет определить нашего командира, запоминайте её.
  • Выше ногу, шире шаг,
  • Ты турист, а не ишак.
  • (считаются, определяют командира, вручают командиру рюкзак, отправляются в путь)
  • Включаем первый слайд презентации (весенний лес)
  • Обратите внимание на снег в лесу, он совсем уже не тот, потемнел он в поле.
  • В начале зимы он был совсем другим.
  • А каким он был в декабре, январе?
Дети Ответы детей (пушистый, искристый, легкий, сухой и т. д.)
Воспитатель
  1. А каким он стал сейчас, в конце зимы?
  2. (выносится два таза заполненные снегом)
  3. Встанем вокруг снега и хорошо его рассмотрим.
  4. А какой он сейчас?
Дети Ответы детей (мокрым, грязным, хорошо лепится и. т.д.)
Воспитатель Почему же снег так изменился?
Дети Лучи солнца с каждым днём становятся ярче и жарче, воздух прогревается, и верхний слой снега подтаивает. Поэтому снег становится мокрым, рыхлым.
Воспитатель Вот мы определи первую примету Весны. Что это?
Дети Солнце
Воспитатель
  • Воспитатель открывает первое закрытое слово-солнце.
  • В народе первый месяц весны называют проталником.
  • А что это такое проталины?
Дети Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель Предлагаю, вам провести опыт и посмотреть, как в природе появляются проталины (проводит опыт: в тазе со снегом помещает горячую грелку, снег начинает таять, появляется дно тазика). Вот мы с вами и увидели, как в лесу могут образовываться проталины и в центре её появляется чёрная земля.
Воспитатель Вот и ещё одну примету ранней весны, мы с вами определили (подходит к кроссворду, читают второе ключевое слово-проталина. На экране появляется второй слайд с изображением проталин).
Воспитатель
  1. Завтра снова солнце встанет, оно возьмётся припекать
  2. и по крыльцу забарабанит капель весёлая опять.
  3. Что такое капель?
Дети Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель Есть такая народная примета: длинные сосульки к длинной весне, а короткие к короткой! Как вы можете объяснить такую примету?
Дети Весной, день становиться длиннее, солнце жарче. И чем теплее весна, тем быстрее растают сосульки.
Воспитатель А бывает ребята, весна затяжная (берёт градусник и объясняет), днём температура воздуха становятся выше нуля, их называют плюсовыми, а ночь ещё холодно. Температура опускается ниже 0С, их называют минусовые. Поэтому сосульки и не могут быстро растаять. Предлагаю вам превратиться в капающие сосульки.
Дети Изображают капающие сосульки.
Воспитатель
  • А теперь, давайте, превратим в журчащие ручейки.
  • В печального снеговика.
  • В подснежник, который пробивается из- под снега.

Вот и третья примета весны (открывает кроссворд и зачитывает, что это капель. Загорается третий слайд презентации – капель). Ну что нам пора дальше в дорогу. А что это я вижу, кто здесь пробегал (следы на снегу)

Дети Рассматривают следы через лупу, делают предположения, чьи это следы.
Воспитатель
  1. Весной, животные образую семьи, чтобы вывести потомство.
  2. У лисы, волка, зайца, потомство появляются ранней весной.
  3. Большие следы, это следы родителей.
  4. Маленькие, это следы детёнышей.
  5. Кто затрудняется, давайте посмотрим на образцы животных и их следы.
  6. Скоро и медведь покинет свою берлогу (изобразим, как медведь вылезает из своей берлоги)
  7. Показывает движения со словами
  8. Мишка вылез из берлоги,
  9. Огляделся на пороге,
  10. Потянулся он от сна:
  11. К нам опять пришла весна.
  12. Чтоб скорей набраться сил,
  13. Головой медведь крутил.
  14. Наклонился, взад-вперёд.
  15. Вот он по лесу идёт.
  16. Вот и ещё одну примету весны мы отыскали (открывает кроссворд с надписью — медведь, на экране загорается четвёртый слайд презентации — животные)
Дети повторяют
Воспитатель
  • Педагог включает следующий слайд-пение птиц…
  • А что это за трели?
  • В лесу сейчас очень много птиц.
  • Остаются ещё зимующие птицы, и прилетают первые перелётные птицы.
  • Какие птицы сейчас в лесу? (воспитатель раздаёт картинки)
Дети Называют по картинкам птиц (снегирь, свиристель, клёст, грач, скворец, жаворонок)
Воспитатель Зимующие птицы летите в синий домик, перелётные в красный.
Дети Разносят картинки по домикам, определяют зимующих и перелётных птиц.
Воспитатель Ну, вот и ещё одну примету весны, вы назвали. Открывает кроссворд, зачитывает перелётных птиц. Открывается слайд — перелётные птицы.
Воспитатель Посмотрите, ребята, какое же получилось слово в кроссворде
Дети Зачитывают слово – Весна!
Воспитатель
  1. Вот мы с вами и нашли, определили, приметы ранней весны (показывает детям цветной рисунок леса).
  2. Лесные жители оставляют вам в благодарность свои автографы.
  3. Педагог дарит следы животных….
  4. До свидания, дети!

Литература:

  1. Аудиоматериалы (СD «Звуки природы. Птицы»).
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.; «Просвещение, 2002»
  4. Тайны живой природы – Л.П. Корзун, Москва, Росмэн 2005г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,8 КБ
  2. file1.ppt.zip.. 7,9 МБ

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/9550

Конспект тренировочного занятия по исследовательской деятельности (методика А.И.Савенкова) на тему: «Тайны картофеля» в подготовительной группе

Конспект

тренировочного занятия по исследовательской деятельности

(методика А.И.Савенкова)

  • на тему: «Тайны картофеля»
  • в подготовительной группе
  • Цель: овладение детьми навыками исследовательской деятельности.
  • Задачи:
  1. Способствовать формированию умения самостоятельно проверять правильность выдвинутых гипотез с использованием разнообразных методов исследования: «подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать».
  2. Продолжать учить фиксировать результат и делать самостоятельные умозаключения.
  3. Создавать ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность.

Материал и оборудование:

Магнитная доска с магнитами. Ноутбук, на слайде – картинка с информацией: «Если на картофельный осадок капнуть каплю йода, и он изменит свой цвет, значит, это – крахмал». Детские энциклопедии. Разноцветные карточки с надписью «Из чего состоит картофель?» Коробка с клубнями картофеля по количеству детей. Картинка с темой исследования – «Картофель».

Карточки с символическим изображением «методов исследования» (подумать самостоятельно, посмотреть в книге, понаблюдать, задать вопрос взрослому, посмотреть в интернете, провести эксперимент). Листы бумаги с таблицей для зарисовывания детьми своих выводов. Фломастеры. Влажные салфетки. Терки. Емкости с кусочками марли для отжима картофельного сока. Прозрачные стаканы.

Йод, пипетки. Крахмал. Фартуки клеенчатые.

Ход:

I. Мотивация

— Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сегодня одна из них – в этой коробке. Хотите отгадать, что в ней? Вам поможет игра «Да-нет». Вы задаете вопросы, а я на них отвечаю «да» или «нет».

(Варианты вопросов детей: Этот предмет квадратной формы? Прямоугольной? Овальной? Он твѐрдый? Это игрушка? Он из железа? Его едят? Это растет на дереве? Это растет в земле? Это овощ? и т.д.)

— Верно, это – всем известный картофель! (карточка с изображением картофеля вывешивается на магнитную доску)

— Ребята, вы многое знаете о картофеле. Но у него есть еще свои секреты. Хотите провести исследования и узнать о них?

— С чего начинают любое исследование? («определяют его тему»)

Выбор темы

— Правильно, определим тему нашего исследования. Что бы вы хотели узнать о картофеле? (выслушать все ответы детей: «Какой бывает картофель? Откуда пришел к нам на стол? Как используют картофель? Что из него можно приготовить? Из чего состоит картофель? и др.)

— Я знала, что у вас возникнет много вопросов, поэтому подготовила карточки на которых все их записала. Предлагаю вам договориться и выбрать одну любую из них. Именно на этот вопрос мы и будем искать ответ (дети договариваются и один из них выбирает)

  1. Дети читают: «Из чего состоит картофель?»
  2. II. Постановка практической задачи
  3. Выдвижение гипотезы

— Из чего же состоит картофель? Как вы думаете? (ответы детей)

— Вы дали разные ответы, это — ваши предположения. Ученые называют их гипотезами, которые необходимо проверять.

  • — Хотите узнать, кто из вас прав и чья гипотеза оказалась верной?
  • — Тогда пора проводить исследование.
  • III. Определение средств осуществления деятельности
  • Выбор методов исследования

— На столе находятся карточки с методами исследования. Назовите их: «подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать».

  1. (В ходе коллективного обсуждения, дети называют методы и вывешивают карточки с символическими изображениями выбранных методов на доску)
  2. IV. Планирование деятельности
  3. Составление плана исследования

— Посмотрите на доску. У нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

  • V. Осуществление деятельности
  • Сбор материала
  • — Предлагаю по нашему плану собрать информацию о картофеле, вернее, о его составе.
  • — А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? («на листочках бумаги делаем заметки – рисунки, значки, символы»)
  • ***
  1. Метод «Подумать самостоятельно»
  1. Какой первый метод исследования мы выбираем?(«подумать самостоятельно»)
  2. Подумайте и скажите, что есть в картофеле? (ответы детей)
  3. — Свой ответ дети зарисуйте на бумаге.
  4. 2.Метод «Посмотреть в книгах»

— Вы предположили, что в картофеле есть крахмал. А что такое крахмал? Как, откуда можно узнать об этом? («посмотреть в книгах»)

— Значит, следующий метод — «Посмотреть в книгах». И, как всегда, нам необходимы энциклопедии.

  • — Как мы будем искать информацию? («можно внимательно пролистать книги и найти страницы, на которых изображен картофель; затем попросить взрослого прочитать»)
  • (дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает информацию, найденную в книгах; далее — делятся информацией, фиксируют на листе бумаги)
  • Информация:

Крахмал — это сухое вещество, которое образуется в некоторых растениях. Особенно много его в картофеле. Перерабатывая картофель специальными машинами, получают крахмал. Крахмал рассыпчатый. Имеет белый цвет. Крахмал, соединяясь с водой, делает ее густой, вязкой. Поэтому его используют при приготовлении киселя.

  1. 3. Метод «Спросить у того, кто знает»
  2. — А знаете ли вы, как прямо сейчас получить крахмал?
  3. — Если мы чего-то не знаем, то наш следующий метод… Какой? («спросить у того, кто знает»)

— Я знаю, как это сделать. Предлагаю работать вместе.

  • (показ с обьяснением воспитателя, одновременная работа детей, сидящих за столами)
  • — Натираем сырой картофель на терке.
  • — Что получилось? («жидкая кашица»)

— Соберем ее в марлю и отожмем в стакан. Что мы видим? («из нее вытекает жидкость»)

— Значит, какой можно сделать вывод? («в картофеле есть жидкость») Ее еще называют «картофельный сок»

— Как мы сможем сохранить эту информацию? («зарисовать на бумаге») Не забудьте перед этим вытереть руки.

  1. Метод «Узнать в интернете»
  1. Ребята, пока вы зарисовывали, я заметила, что в моем стакане что-то произошло (показать жидкость с осевшим крахмалом)
  2. — Что вы видите? (ответы детей)
  3. Интересно, а что вы увидите в своих стаканах? (рассматривают, обсуждают увиденное)

— Итак, на дне стакана у всех получилось какое-то белое вещество. Что же это?

— Это снова ваши гипотезы, предположения. Где мы можем найти нужную информацию? («узнать в интернете») Слайд

  • — Если на картофельный осадок капнуть каплю йода, и он изменит свой цвет, значит, это — крахмал.
  • 5. Метод «Экспериментирование»
  • — Проверьте, крахмал ли у вас в стаканах?

— Аккуратно слейте сок в тарелочку. Возьмите нужные метериалы и приступайте.

— Что произошло? Значит, какой можно сделать вывод? («на дне стакана – крахмал»)

  1. — Чтобы не забыть и эту информацию, что мы сделаем? («зарисуем»)
  2. — Итак, смогли ли мы проверить ваши гипотезы и узнать, из чего состоит картофель?
  3. — Какой можем сделать вывод: «В картофеле содержится вода и крахмал»
  4. Кто может выступить с докладом?
  5. (ребенок выступает с докладом, используя таблицу с зарисовками своих выводов. Остальные дети выступают с докладами перед родителями дома)

Источник: http://zabrodina.ucoz.net/publ/moi_konspekty/konspekt_trenirovochnogo_zanjatija_po_issledovatelskoj_dejatelnosti_metodika_a_i_savenkova_na_temu_tajny_kartofelja_v_podgotovitelnoj_gruppe/3-1-0-33

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,
  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями
  • Развивать речь, мышление, любознательность, умение делать выводы,
  • Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
  • Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение художественной литературы.

4. Наблюдение за водой во время прогулок.

  • Материалы для НОД: Прозрачные одноразовые стаканчики, одноразовые пластиковые ложки на каждого,  молоко, цветная краска, вода , краски, соломинки, сахар, соль, мука, растительное масло, фартуки, колпаки, 2 прозрачных ведра, 2 яйца, кувшин
  • Ход НОД:
  • Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришли гости, давайте поздороваемся.

 — Посмотрите на свои ладошки  потрите свои ладошки и прикоснитесь к щекам. Что вы почувствовали? (тепло) Потрите ещё раз ладошки между собой и прикоснитесь к ладошкам соседа, таким образом вы передали частичку своего тепла другому и это здорово. Взявшись за руки, вы оказались ещё и одним целым. Командой.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

  1. Я и туча, и туман,
  2. И ручей, и океан,
  3. И летаю, и бегу,
  4. И стеклянной быть могу (Вода)

Догадались, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? (ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.

  • -Скажите, пожалуйста,  ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно,  это реки, озёра, моря, океаны (картинки  с изображением рек, озёр, морей, океанов) (КАРИНКИ МОРЯ, РУЧЕЙ, ОЗЕРО, МОРЯ)
  • Звучит музыка «Шум моря». – картинки показывать
  • Звучит музыка «Звук ручья» _————-
  • Звучит музыка «Шум океана» ————

-Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей) (нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (картинки с изображением необходимости воды всему живому.  Насекомым, животным, человеку и т.д. Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. -А для чего вода нужна человеку? (ответы детей)

— Откуда берётся вода в кране?

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране — по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытыми краны. Вода — это жизнь и воду надо беречь.

  1. Звучит  звук воды из крана. (Картинка)
  2. Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.
  3. -А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию «Академия чудес» ( музыка волшебства) Проговорим волшебные слова:
  4. Раз, два, три-вокруг себя повернись, в лаборатории окажись! (переодеваюсь)
  5. Вот мы с вами и в Лаборатории!

Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками.

Мы с вами сегодня научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты .

При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Внимательно слушать старшего лаборанта.

7. В конце опытов делать выводы

8. Содержать свое  рабочее место в чистоте.

Юные лаборанты, надевайте фартуки и шапочки Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней по лучше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

  • 1. Опыт «Растворение веществ»
  • Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
  • В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.
  •  Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
  • 2. Опыт «Плавающее яйцо»
  • Нам понадобиться 2 стакана с водой, 2 яйца, сначала яйцо опускаем  в один стакан и наблюдаем.
  • Делаем вывод: оно утонуло, так как тяжелое.
  •  В другой стакан добавим 2 столовые ложки соли и опускаем  также яйцо.
  • Делаем вывод: видим, что яйцо плавает.

Вывод: Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная вода из под крана. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.

  1. «Невидимка».
  2. Предлагаю отгадать загадку
  3. Он нам нужен, чтоб дышать,
  4. Чтобы шарик надувать,
  5. С нами рядом каждый час,
  6. Но невидим он для нас!
  7. — Что это? (воздух)
  8. Правильно, это воздух.
  9. 3. Опыт  с воздушным шариком

Надуваем шарик и не завязывая его, отпускаем. Посмотрите, как воздух вырывается из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь.

Вывод: воздух может перемещать не большие предметы.

Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

-Что мы с вами вдохнули? (воздух)

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

-Какой вывод можно сделать?

Делаем вывод: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

А сейчас в нашей «Академии чудес» — переменка. Предлагаю разминку.

(физкультминутка)

Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. (Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз — вперёд, а два — назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.) А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. (Приседания.)

 Юные лаборанты занимайте свои рабочие места.

4. Опыт с водой и трубочкой.

-Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

-Что происходит? (выходят пузырьки)

-Как они появились?

Делаем вывод: Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще , мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

5. Опыт «Достань без помощи рук»

Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).

Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).

Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)

Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

  • Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
  • Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
  • Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло
  • Нарисуйте картину, не используя бумагу.
  • 6 Опыт «Рисуем на молоке»
  • Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Молоко в тарелке. В центр тарелки капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком буквально  на 10 секунд .Важно не перемешивать, только прикосновение.

Что же происходит ? Чудо! Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться. Волшебные краски начинают «танцевать»,  разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем краски продолжают «танцевать».

  1. В чем секрет фокуса?
  2. Делаем вывод: Что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводять в движение, способствует появлению разноцветных  красивых узоров на поверхности молока.
  3. 7. Опыт «Подарок»

 Нужно сделать подарок из предложенных компонентов. Нам понадобится соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Стакан наполовину наполним водой. Добавим в воду растительное масло. Посмотрите, масло плавает на поверхности, и не смешивается с водой. Затем добавим цветную краску к воде и маслу. Потом добавим соль.

Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой.

Вывод вместе с детьми: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда мы добавили соль в стакан, масло вместе с солью начало опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. А цветная краска помогла нам сделать опыт более интересным.

8. Опыт «Волшебная радуга»

Для опыта понадобятся: пластиковые стаканчики с водой, фломастеры, белая бумажная салфетка.

Поставьте внизу салфетки см 4 точки фломастерами  красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и положите кончик салфетки в воду. На ваших глазах на белой салфетке получится цветная радуга. Окунем  радугу, вода поднимается по салфетки и начнется магия, Цвета радуги поднимаются вверх и получается радуга. Красота.

Делаем вывод: Салфетка имеет много бумажных  волокон, а вода имеет сильное притяжение хватается за эти волокна и поднимается вверх. Пройдя с красными захватила эти моллекулы и потащила с собой

Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? Что больше всего вам запомнилось?. (ответы детей).

Ребята  вы хотите еще вернуться? Я вас буду ждать.

Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч  в лаборатории «Академия чудес». Удачи!

Пора возвращаться в группу.

Произносим волшебные слова: Раз, два, три вокруг себя обернись в группе окажись!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_nod_po_poznavatelnoissledovatelskoj_de_164721.html

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе "Как сохранить здоровье"

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Береги своё здоровье!»

Выполнил: воспитатель МАДОУ «Д/С №18» Погребная Е.Ю.

Цель: развивать познавательный интерес ребёнка к своему здоровью.

Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Учить устанавливать причинно-следственные связи, умению делать выводы. Воспитывать эмоционально-ценное отношение к окружающему миру.

Материал: цветные иллюстрации, воздушный шарик, магнитная доска.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, а у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей) И у меня тоже хорошее настроение? А догадались почему? (ответы детей) Самым главным из всего того, что вы перечислили является — здоровье! А вы знаете, где прячется здоровье?

Воспитатель: Сегодня мы с вами найдем ответ на вопрос: «Где прячется здоровье?» Присаживайтесь поудобнее и послушайте легенде:

«Давным-давно, на горе Олимп, жили-были боги. Создавали они моря и горы, леса и океаны… Стало богам скучно, и решили они создать человека и заселить нашу планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек?

Один бог сказал: человек должен быть сильным; другой добавил: человек должен быть здоровым. Третий сказал: человек должен быть умным! И самый главный добавил: если всё это будет у человека, он будет подобен нам, богам!

И решили боги спрятать самое главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать и решать: куда бы спрятать здоровье? Предлагали спрятать здоровье за высокие горы, в синее море. А один из богов предложил: здоровье нужно спрятать в самого человека.

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов – ЗДОРОВЬЕ.

Значит, здоровье то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (ответы детей)

Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточки вашего организма.

Первый лучик вашего здоровья – это сила! Каких людей вы считаете сильными? (ответы детей). А где прячется сила? (ответы детей). Сила прячется в мышцах. Проверьте ваши мышцы. Сильные ли они? Что необходимо сделать, чтобы мышцы были сильными? (ответы детей). Нужно делать зарядку, поднимать гири, отжиматься от пола. Пословица: Сила укрепляет здоровье человека.

Вот и первый лучик! (выставляю иллюстрацию — физкультурники)

Чтобы узнать второй лучик, я покажу вам фокус. (из воздушного шара выпустить воздух). Что произошло в шарике? (ответы детей). Что за невидимка сидел в шарике? (ответы детей). Правильно – воздух!

  • Без дыхания жизни нет, Без дыхания меркнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты!
  • Давайте, проверим это!
  • Опыт:
  1. Попробуйте глубоко вдохнуть в себя воздух.

  2. Закройте ладошкой рот и нос.

Что вы ощущаете? (ответы детей). Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей).

Правильно! Это каждая клеточка нашего организма взбунтовалась и потребовала воздух. Без воздуха мы погибнем. А где чище воздух? (ответы детей). Чтобы нам отправиться на «улицу», нужно одеться. Одеваемся!

ФИЗМИНУТКА

Нам купили варежки, и конечно валенки. Шубку тёплую оденем, шапку по теплее. И пойдем гулять скорее… Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай скорее ножку, проложи другим дорожку. Мы шагали, мы шагали, наши ноженьки устали. Мы немного отдохнем и потом играть пойдём!

Воспитатель: Дышим носом, дышим правильно. Ребята, что входит в состав воздуха? (ответы детей).

В состав воздуха входит кислород, который выделяют растения. Воздух, который богатый кислородом – это чистый воздух Дышится легче всегда в лесу, особенно в хвойном. А кто скажет – почему? (ответы детей). В хвойных лесах содержится много летучих веществ – фитоцидов, эти вещества убивают вредных микробов.

Второй лучик здоровья – воздух! (иллюстрация деревьев)

Поговорим о третьем лучике здоровья – полезной еде. Зачем человеку еда? Еда – это топливо организма, в еде содержаться витамины. Без еды человек слабеет, у него плохое настроение, бледная кожа. Ребята, а вы умеете выбирать полезные продукты? Сейчас проверим!

Дидактическая игра «В магазин за продуктами»

Молодцы! Умеете выбирать полезные продукты!

  1. Беседа о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах, продуктах, полезных для организма человека.
  2. Следующий лучик – вода!
  3. Почему вода – это здоровье? (ответы детей)
  4. Пословица: Чистота – залог здоровья.
  5. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня, мыть руки перед едой, закаляться и быть в хорошем настроении.
  6. Пусть болезни все отступят и здоровье крепким будет!

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-nod-po-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-podghotovi.html

Ссылка на основную публикацию