Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада

В дошкольных учреждениях, где серьезно относятся к вопросам развития ребенка, с малышами занимаются не только рисованием или танцами. Не менее важны игровые технологии, обеспечивающие разностороннее развитие детей. В частности, особое внимание в детском саду уделяется пальчиковой гимнастике, основная цель которой – лучше развить мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, который обычно преподносится детям в игровой форме. Пальцы – необыкновенно чувствительная часть нашего тела.

Благодаря огромному количеству нервных окончаний, расположенных в их подушечках, стимуляция этих зон вызывает активную работу головного мозга.

В первую очередь начинают функционировать участки, отвечающие за речь, письмо, осуществление целенаправленной деятельности, способность к восприятию, анализу, запоминанию информации.

Это интересно!

Согласно представлениям восточной медицины, на ладони человека сосредоточено большое количество энергетически активных зон, раздражение которых активирует работу внутренних органов и нормализует процессы обмена веществ в организме.

Кроме физиологического аспекта важна и психологическая составляющая процесса. Подобные игры и упражнения способны успокоить, отвлечь ребенка, помогают наладить взаимодействие между детьми в группе детского сада.

Цель пальчиковой гимнастики

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:

  • Формирование навыка слежения за объектом;
  • Обучение повторению за действиями других людей;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

  • Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
  • Совершенствование мелких движений пальцами;
  • Формирование образного мышления;
  • Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • Развитие творческих способностей;
  • Подготовка кисти к письму;
  • Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
  • Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада

Функции пальчиковой гимнастики

Занятия пальчиковой гимнастикой дома или в детском саду выполняют несколько важных функций:

  • Тренировка мелких движений кистью и пальцами;
  • Активация центров речи и письма в коре больших полушарий;
  • Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание);
  • Создание психологически комфортной обстановки;
  • Развитие творческих способностей, воображения.

Способы развития мелкой моторики

Не только пальчиковые игры развивают способность к тонким целенаправленным движениям. Для этого разработаны несколько методик:

  1. Пальчиковый массаж – это оптимальный вариант для детей первого года жизни, которые еще не умеют действовать целенаправленно.
  2. Пальчиковые игры – это гимнастические упражнения для пальцев и кистей.
  3. Игры с предметами мелкого размера – с кубиками, мячиком, песком, камешками, мозаикой, конструктором, небольшими игрушками.
  4. Пальчиковый театр – театральные представления, в которых каждый палец играет свою роль.
  5. Творческая мастерская – лепка из пластилина, рисование, аппликация.
  6. Бизиборды – доски для детей, к которым крепятся предметы, развивающие бытовые навыки, — шнурки, замки, ручки, краны, кнопки и т. п.
  7. Головоломки с элементами рисования – задания, в которых нужно соединить точки, дорисовать недостающие части, показать выход из лабиринта и т. д.

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада

Пальчиковый массаж

Это метод, подходящий для раннего периода развития ребенка, он осуществляется пассивно, с помощью родителей. Можно начинать делать массаж деткам практически с самого рождения. Это ускорит процесс «раскрывания» ладошек и простимулирует интерес к изучению собственных рук.

Как осуществить это на практике? Нужно загибать, крутить, массировать пальчики ребенка, сопровождая это стишками и присказками про сороку-ворону, козу-дерезу или ладушки.

Массаж под песенку про сороку-ворону считается классическим вариантом:

  1. Сначала вы делаете мягкие круговые движения по ладошке малыша, рассказывая о том, как сорока варила кашу.
  2. Затем массируете подушечки и выполняете вращательные движения каждым пальчиком, начиная с пятого, перечисляя, кого мама-сорока накормила, а кому не повезло.
  3. И наконец, слегка щекочите внутреннюю поверхность запястья, локтевого сгиба, подмышки, показывая степень нагревания воды для каши.

Тщательно следите за своей речью. Она должна быть четкой, эмоционально окрашенной, направленной именно на ребенка (важно смотреть на него в процессе игры). Если вы не очень хорошо помните песенку про ворону с детства, то можете посмотреть видео пальчиковой игры (в конце статьи) и освежить в памяти технику ее выполнения.

С массажной целью можно применять разные подручные средства: шарики для су-джок терапии, мягкие мячики, ватные палочки. Их удобно катать по ладошке, малыш может их хватать, мять. Все это развивает тактильные ощущения и ловкость рук.

Источник: https://LfkPlus.ru/lfk-dlya-detej/cel-palchikovoj-gimnastiki-v-detskom-sadu.html

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада
Мама и бабушка с самого раннего младенческого возраста играют с малышом в «сороку-ворону» и «ладушки». Так повелось давно и продолжается и поныне, передаваясь из поколения в поколения. Мы не особо задумываемся о пользе этих примитивных игр с малышом. А ведь это самые первые азы пальчиковой гимнастики для детей, которая играет большую роль в формировании разговорной речи и овладении письмом, в старшем возрасте.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Милые строчки-потешки, которые сопровождают упражнения пальцев маленьких ручек, нравятся всем деткам.

Приступая к подобным занятиям нужно начинать с небольших четверостиший, которые озвучивают простые движения рук.

Постепенно, когда малыш поймет, как нужно повторять за взрослым и прислушиваться к тому, что он говорит, стихи можно брать уже посерьезнее, и усложнять пальчиковую гимнастику для дошкольников.

Польза от рифмованных строчек очевидна – отбивая определенный ритм, с кончиков пальцев импульсы передаются в мозг, тем самым активизируя речевую активность. Волей-неволей, повторяя эти движения изо дня в день, малыши запоминают стишок и уже сам может его рассказать. А это также позитивно влияет на развитие памяти.

Пальчиковая гимнастика в старшей группе детского сада

В детском саду уделяется достаточно внимания развитию мелкой моторики. Дети занимаются лепкой, рисованием, и, конечно же, делают комплексы пальчиковой гимнастики для дошкольников, разработанные именно для этой возрастной группы. Эти занятия проходят в игровой форме, часто в виде инсценировок знакомых и любимых малышами сказок.

Залогом успеха в развитии мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики для дошкольников, является регулярность этих занятий.

Уделяя ежедневно по 5 минут можно достичь хорошего результата в овладении устной речью.

Такие занятия – любимая забава детворы, особенно если наряду с гимнастикой использовать пальчиковые куклы, что разнообразит игру и привлечет больше внимания даже самых неусидчивых.

Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы у старших дошкольников

Перед школой занятиям пальчиковой гимнастикой уделяется более пристальное внимание. Ведь теперь упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятия скованности движений кисти руки. Это нужно для того, чтобы ребенок хорошо чувствовал ручку или карандаш, когда он начинает осваивать премудрости правописания.

Воздействие согласованных движений на мозговой центр оттачивает артикуляцию и повышает внимание, зрительную и слуховую память. Все эти навыки очень пригодятся ребенку в начальных классах, где также продолжаются пальчиковые пятиминутки для снятия напряжения во время письма.

Упражнения для пальчиковой гимнастики:

  1. Малыши осваивают незнакомые движения под рифмованные строчки – «Семья», «Наш малыш» и другие несложные движения. На первых порах они учатся «солить суп», изображать, как птички клюют крошки с ладони.
  2. Позже можно поиграть во встречу пальчиков правой и левой руки, поочередно прикасаясь к противоположному пальцу.
  3. Согнув кулачок, выставляем большой палец и мизинец – это будут рожки жука, или указательный и средний – ушки у зайчика.
  4. «Топ-топ» пальцы топают по столу под музыку.
  5. Пальчики отбивают ритм, копируя взрослого и имитируя игру на фортепиано.
  6. Игра «Кулак – ладонь – ребро». Взрослый называет одно из этих слов, а ребенок должен быстро показать то, что требуется.Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада
  7. Полезны упражнения с попеременным напряжением ладоней и расслаблением. Ладошки плотно прижимаются друг к другу, а после отпускают. Также можно делать с пальцами, сложенными в «замок».
  8. Старшим дошкольникам нравится игра на ловкость, когда пальцы переплетаются в «замок», а потом нужно поднимать определенный, названный учителем вверх.
  • Пускай для вас ежедневные кратковременные игры с пальчиками, станут нормой, ведь это очень полезно для малыша и совсем необременительно для взрослого – достаточно разучить несколько подходящих стишков.
  • Пальчики за работой
  • Пальчик толстый и большой
  • В сад за сливами пошел.
  • (Кончиком большого пальца ударяем о середину ладони)
  • Указательный с порога
  • Указал ему дорогу.
  • (Сложить пальцы в кулачок, вытянуть указательный и показывать в разные стороны)
  • Средний пальчик очень меткий,
  • Он сбивает вишни с ветки.
  • (Большой и средний пальцы сложить как-будто собираетесь делать щелчок)
  • Безымянный подбирает…
  • (Сгибать безымянный палец к ладошке, как-бы подбирая что-то)
  • А мизинчик-господинчик
  • В землю косточки сажает.
  • (Округлить мизинец и стучать по столу, двигая только пальчиком — рука не двигается)
  • Поляна цветов
  • Вырос высокий цветок на поляне,
  • (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы немного округлить)
  • Утром весенним раскрыл лепестки.
  • (Раскрыть пальцы рук, будто раскрывается бутон)
  • Всем лепесткам красоту и питание
  • (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
  • Дружно дают под землей корешки.
  • (Ладошки опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
  • Пальчики на прогулке
  • Пошли пальчики гулять,
  • (Руки сжаты в кулачки, а большие пальцы «бегут» по столу)
  • А вторые догонять
  • («Бегут» указательные пальцы)
  • Треть пальчики бегом,
  • (Средние пальцы «бегут»)
  • А четвертые пешком.
  • («Идут» безымянные пальцы в развалку)
  • Пятый пальчик поскакал
  • (Касаться стола ритмично обоими мизинцами, буд-то прыает зайчик)
  • И в конце пути упал.
  • (Стукнуть кулаками по столу)
  • Готовим капусту
  • Мы капусту рубим – рубим,
  • (по очереди ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)
  • Мы капусту солим – солим,
  • («солим» щепотками левой и правой руки)
  • Мы морковку трем – трем,
  • (потираем ладошки)
  • Мы капусту жмем – жмем,
  • (сжимаем – разжимаем левую и правую руки в кулачки).
Читайте также:  Фэмп во второй младшей группе по фгос, пример конспекта занятия. досуга по математике, картотека и прочее + фото и видео

Источник: https://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Подготовила воспитатель Жигулина Э.В.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.  

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями.

Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.

Ученые рассматривают пальчиковые игры каксоединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием.

А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научитьребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

  • Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
  • При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
  • Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
  • Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
  • Дети в возрасте до 2-х лет:
  • -Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
  • «Погладим кошку»
  • Шубка мягкая у кошки,
  • Ты погладь ее немножко.
  • (Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)
  • -С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики,коготки, колечко, клювик)
  • «Кошка показывает коготки»
  • Если когти точит кошка,
  • Будет дождик за окошком.

(Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.)

  1. Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.
  2. Детив возрасте 2 — 3 лет:
  3. -Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
  4. «Капустка»
  5. Мы капусту рубим-рубим,
  6. Мы морковку трем-трем,
  7. Мы капусту солим-солим,
  8. Мы капусту жмем-жмем.
  9. (Имитируют движения в соответствии с текстом.)
  10. -Делают простые фигуры из пальчиков одной руки.
  11. «Зайка»
  12. Зайка серенький сидит,
  13. Он ушами шевелит.
  14. Вот так, вот так.
  15. Он ушами шевелит.

(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)

  • Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.
  • -Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
  • «Зайка книгу нашёл»
  • Зайка книгу нашел,
  • И открыл, и прочел,
  • А закрыл, все забыл.
  • И снова открыл,
  • И все повторил,
  • А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.)

  1. Дети 3 – 4 лет:
  2. -Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.
  3. «Козочка»
  4. Вижу у козочки острые рожки.
  5. (Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)
  6. Я убегу от неё по дорожке.
  7. (Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)

Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

  • -Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.
  • «Семья»
  • Этот пальчик — дедушка,
  • Этот пальчик — бабушка,
  • Этот пальчик — папочка,
  • Этот пальчик — мамочка.
  • Этот пальчик — это Я.
  • Вот и вся моя семья.
  • (На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)
  • Детис 4 до 5 лет:
  • -Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.
  • Рассказ.
  • Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).
  • В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).
  • Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)
  • Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»). 
  • Кот испугался и убежал (изобразить кота).
  • -Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук
  • «Дружные ребята»
  • Дружат в нашей группе девочки и мальчики
  • (пальцы рук соединяются в «замок»)
  • Мы с тобой подружим маленькие пальчики
  • (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
  • Раз, два, три, четыре, пять
  • (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
  • Начинай считать опять.
  • Раз, два, три, четыре, пять.
  • Мы закончили считать
  • (руки вниз, встряхнуть кистями)
  • -Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно.
  • «Зайчик и кочан капусты»
  • Встал зайчишка рано, вышел на поляну.
  • (кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).
  • По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.
  • («шагают» указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой)
  • Стал зайчишка с хрустомгрызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.
  • («заяц» грызет «кочан»)
  • Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся!
  • (с усилием растопырить все пальцы)
  • Дети5 — 7 лет:
  • -Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
  • «Ёлочка»
  • Перед нами ёлочка:
  • Шишечки,
  • (показать кулачки)
  • Иголочки,
  • (вытянуть указательные пальцы вверх)
  • Шарики-фонарики,
  • (пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)
  • Зайчики
  • (указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)
  • И свечки,
  • (соединить ладони рук)
  • Звёзды,
  • (растопырить пальцы рук)
  • Человечки.
  • (указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)
Читайте также:  Лэпбук профессии для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

-Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

  1. «Здравствуй!»
  2. Я здороваюсь везде:
  3. (большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)
  4. Дома и на улице.
  5. (повторить)
  6. Даже «Здравствуй!» говорю
  7. (повторить на левой руке)
  8. Я соседской курице!
  9. (повторить)

Источник: http://svetlyachok1969.ucoz.ru/publ/roditeljam/pedagogicheskaja_masterskaja/dlja_chego_nuzhna_palchikovaja_gimnastika/6-1-0-200

пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы

  • Пал                                               Подготовительная группа
  • «ДРОЗД — ДРОЗДОК»
  • Дружок ты мой, дрозд,                                 (Дети машут сложенными
  • В крапинку хвост,                                             ладонями как крыльями.)
  • Носик — остренький,                   (Загибают по одному  пальчику на
  • Бочок — пестренький,                обеих руках, начиная с большого.)
  • Перья — тонкие,
  • Песни — звонкие.

Весной распеваются,               (Снова машут, сложенными накрест   Зимой забываются.

                                                                 ладонями.)

  1. «ПОВАР»
  2. Повар готовил обед,
  3.               (Ребром ладони дети стучат по столу.)
  4.   А тут отключили свет.
  5.                                           Повар леща берет                             (Загибают пальцы на левой руке.)
  6. И опускает в компот
  7. Бросает в котел поленья,
  8. В печку кладет варенье.
  9. Мешает суп кочерыжкой,
  10. Угли бьет поварешкой.
  11. Сахар сыплет в бульон.

  И очень доволен он!                                    (Разводят руками.)

  • «ПОДАРКИ»
  • Дед Мороз принес подарки:           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
  • Буквари, альбомы, марки,                      (Загибают пальцы левой руки.)
  • Кукол, мишек и машины,
  • Попугая и пингвина,
  • Шоколадок полмешка
  • И пушистого щенка!

Гав! Гав!

  1. «ОСЕНЬ»
  2. Ветер по лесу летал,                         (Плавные, волнообразные
  3. Ветер листики считал:                                               движения ладонями.)
  4. Вот дубовый,                             (Загибают по одному пальчику
  5. Вот кленовый                                                                      на обеих руках.)
  6. Вот рябиновый резной,
  7. Вот с березки — золотой,
  8. Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                                      (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                            (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)

  • Эта долька — для стрижа.
  • Эта долька — для утят.
  • Эта долька — для котят.
  • Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.          (Бросательное движение правой ру­кой.)

Он сердит на нас —                  (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!  их к груди.)

  1. Разбегайтесь —                    («Бегут» пальцами по столу.)
  2. Кто куда!
  3. «ПТИЧКИ»
  4. Эта птичка – соловей,   (Загибают пальцы на обеих руках.)
  5. Эта птичка – воробей,
  6. Эта птичка – совушка, сонная головушка.
  7. Эта птичка – свиристель,
  8. Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.          (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.     (Машут обеими руками, как крыльями.)

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,                              (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой руки.)

  • Мухомор красный —                          (Загибают пальцы на одной руке.)
  • Гриб опасный.
  • А второй — лисичка,            
  • Рыжая косичка.                      
  • Третий гриб — волнушка,
  • Розовое ушко.
  • А четвертый гриб — сморчок,
  • Бородатый старичок.
  • Пятый гриб — белый,
  • Ешь его смело!
  • «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
  • У лисы в лесу глухом                   (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
  • Есть нора — надежный дом.
  • Не страшны зимой метели
  • Белочке в дупле на ели.
  • Под кустами еж колючий
  • Нагребает листья в кучу.
  • Из ветвей, корней, коры
  • Хатки делают бобры.
  • Спит в берлоге косолапый,
  • До весны сосет там лапу.
  • Есть у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
  • Всем тепло, уютно в нем.
  • «БОТИНКИ»
  • Всюду, всюду мы вдвоем               (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                                                «шагают» по столу.)

  1. Мы гуляем по лугам,                                    (Дети загибают по одному
  2. По зеленым берегам,                             пальчику, начиная с большого.)
  3. Вниз по лестнице сбегали,
  4. Вдоль по улице шагали,
  5. После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                        (Укладывают ладони на стол.)

  • «НАША КВАРТИРА»
  • В нашей комнате — столовой —          (На каждое название пред­мета
  • Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ,        мебели дети загибают
  • СТУЛЬЯ — спинки все резные,                                по одному пальчику.)
  • Ножки гнутые, витые.
  • И ореховый БУФЕТ
  • Для варенья и конфет.
  • В комнате для взрослых — спальне —
  • Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,
  • Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ
  • С одеялами на вате
  • И березовый КОМОД,
  • Мама там белье берет.
  • А в гостиной КРЕСЛА есть,
  • Телевизор смотрят здесь.
  • Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
  • В СТЕНКЕ — центр музыкальный.
  • «МАШИНА КАША»
  • Маша каши наварила,                          (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.        руки дети мешают в левой ладошке.)

  1. Положила Маша кашу
  2. Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки.)
  3. Жучке — в плошку,
  4. А коту — в большую ложку.
  5. В миску курицам, цыплятам
  6. И в корытце поросятам.
  7. Всю посуду заняла,                                                (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Источник: http://xn--80aak0be0a7a.xn--p1ai/metodicheskaya-kopilka/2014-10-15/palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy

Пальчиковая гимнастика. Осень

  • Раз, два, три, четыре,
    пять –
  • Будем листья собирать.
  • Сжимать и разжимать кулачки.
  • Листья березы,
  • Листья рябины,
  • Листики тополя,
  • Листья осины,
  • Листики дуба
  • Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, сред­ний,
    безымянный, мизинец.
  • Мы соберем
  • Маме осенний
  • Букет отнесем.

 Сжимать и
разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

  1. «Капуста»
  2. Хором.
  3. Мы капусту режем, режем,
  4. Движения прямыми ладошками вверх-вниз.
  5. Мы морковку трем, трем,
  6. Потереть кулачок о кулачок.
  7. Мы капусту солим, солим,
  8. Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим
    пальцем.
  9. Мы капусту жмем, жмем.
  10. Сжимать и разжимать кулачки.
  11. «Осень»
  12. По дороге золоченой
  13. Осень в гости к нам
    пришла,
  14. И зверятам, и ребятам
  15. Всем подарки принесла.
  16. Поднять руки вверх, кисти опущены.
  17. Яблоки на веточках висели и скучали.
  18. Покачать опущенными кистями.
  19. Девочки и мальчики ветки раскачали.
  20. Покачать поднятыми вверх руками.
  21. Яблочки
    о землю громко застучали.
  22. Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони
    вып­рямлены, пальцы соединены и напряжены.
  23. «Сидит белка»
  24. Хором.
  25. Сидит Белка на тележке,
  26. Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
  27. Продает она орешки:
  28. Лисичке-сестричке,
  29. Воробью, синичке,
  30. Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их,
    начи­ная с большого.
  31. Мишке
    толстопятому,

Заиньке усатому…

  • (Русская народная детская
    песенка)
  • «ОСЕНЬ»
  • Ветер
    по лесу летал,                (Плавные, волнообразные
  • Ветер
    листики считал:                                     движения ладонями.)
  • Вот
    дубовый,                                    
    (Загибают по одному пальчику
  • Вот кленовый                                                          
    на обеих руках.)
  • Вот
    рябиновый резной,
  • Вот
    с березки — золотой,
  • Вот
    последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                     
(Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                               (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                     (Показывают 1
палец.)

Эта долька — для ежа.                    (Загибают пальцы левой руки.)

  1. Эта долька — для стрижа.
  2. Эта долька — для утят.
  3. Эта долька — для котят.
  4. Эта долька — для бобра.
Читайте также:  Лепка рыбки в средней группе: конспект занятия, схема, методика и прочее + фото и видео

А для волка — кожура.      (Бросательное движение правой ру­кой.)

Он сердит на нас —                   (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                                                                    
 их к груди.)

  • Разбегайтесь —                                      («Бегут»
    пальцами по столу.)
  • Кто куда!
  • «ГРИБЫ»
  • Топ-топ
    — пять шагов,                      (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой
руки.)

  1. Мухомор
    красный —                          (Загибают пальцы на одной руке.)
  2. Гриб опасный.
  3. А второй — лисичка,     
  4. Рыжая косичка.               
  5. Третий
    гриб — волнушка,
  6. Розовое
    ушко.
  7. А
    четвертый гриб — сморчок,
  8. Бородатый
    старичок.
  9. Пятый
    гриб — белый,
  10. Ешь
    его смело!
  11. «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
  12. У
    лисы в лесу глухом               (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
  13. Есть
    нора — надежный дом.
  14. Не страшны зимой метели
  15. Белочке в дупле на ели.
  16. Под кустами еж колючий
  17. Нагребает
    листья в кучу.
  18. Из
    ветвей, корней, коры
  19. Хатки
    делают бобры.
  20. Спит
    в берлоге косолапый,
  21. До
    весны сосет там лапу.
  22. Есть
    у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
  23. Всем
    тепло, уютно в нем.
  24.  «Осень, осень»
  25.   Осень, осень,                    
                      трем ладошки
    друг о друга
  26.   Приходи!                    
                         
      зажимаем кулаки по очереди
  27.   Осень, осень,    
                         
                трем
    ладошки друг о друга
  28.   Погляди!      
                         
                     ладони на щеки
  29.   Листья желтые кружатся,  
                   плавное движение ладонями
  30.   Тихо на землю ложатся.  
                      ладони гладят по коленям
  31.    Солнце нас уже не греет,            
         сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
  32.    Ветер дует все сильнее,
                        синхронно наклоняем руки в разные стороны
  33.    К югу полетели птицы,
                         «птица» из двух скрещенных рук
  34.    Дождик к нам в окно
    стучится.         барабанить
    пальцами тo по одной, то по другой ладони
  35.    Шапки, куртки надеваем
                       имитируем
  36.    И ботинки обуваем  
                         
        топаем ногами
  37.    Знаем месяцы:  
                         
                ладони
    стучат по коленям
  38.    Сентябрь, и Октябрь, и
    Ноябрь.       кулак,
    ребро, ладонь
  39. «По полянке Мишка шел»
  40. По полянке мишка шел        
      пальцы одной руки шагают по ладони другой
  41. И в бочонке мед нашел.          царапающие
    движения пальцев одной руки по ладони другой
  42. Лапкой
    мед он доставал,           надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки
  43. Язычком
    его лизал.        круговые
    движения указательным пальцем по центру ладони другой руки
  44. Нету
    меда.                                             крепко зажать кулачки
  45. Где
    же мед?                    
                       
      выпрямить напряженные пальцы
  46. Ищет
    мишка — не найдет.                
     ладони на щеках, качаем головой
  47. Hyжнo
    обязательно
  48. Мишке
    быть внимательным.      
      указательными пальцами обеих рук стучим по коленям
  49. «Квасим капусту»

— Это что еще за куст?            
          Стоя,
руки перед грудью в «замке»
— Это что еще за хруст?     
               Куст «распружинился»,
подрос – руки соединены только
основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем
во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком,
щеками…)

— Как же мне без хруста,            
     Тут наша «капуста»
вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над
головой

— Если я – капуста?
— Мы капусту рубим, рубим,          «Рубим капусту» на поверхности воображаемого
стола ребрами
ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

— Мы капусту
солим, солим,        
   Обе руки сложены щепотью и «солят».
— Мы
капусту мнем, мнем,                Сжимаем и разжимаем кулаки
— А морковку трем, трем,          
      Трем ладони друг об
друга – для тренировки держите их уровне груди и нажимайте на ладони с
силой
.

 
— Все перемешаем!            
          Перемешиваем
– в горизонтальной плоскости
.
— В бочки набиваем         
                 Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не
наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.
— В погреб опускаем.     
  В таком же положении глубоко
наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.


— Эх, вкусная капуста!       
               Выпрямляемся и гладим себя по животу.

  • «Грибы»
  • Этот пальчик
    в лес пошел,
  • Этот пальчик
    гриб нашел,
  • Этот пальчик
    чистить стал,
  • Этот пальчик жарить
    стал,
  • Этот пальчик
    сел и съел,
  • Оттого и
    потолстел.
  • Овощи
  • У девчушки Зиночки
  • Овощи в корзиночке:
  • (Дети делают ладошки «корзинкой»)
  • Вот пузатый кабачок,
  • Положила на бочок,
  • Перец и морковку,
  • Уложила ловко,
  • Помидор и огурец.
  • (Сгибают пальчики, начиная с большого)
  • Наша Зина — молодец!
  • (Показывают большой палец).
  • Фрукты
  • Большой пальчик яблоки трясёт.
  • (Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.)
  • Второй их собирает.
  • (Разгибаем указательный палец.)
  • Третий их домой несёт.
  • (Разгибаем средний палец)
  • Четвёртый высыпает.
  • (Разгибаем безымянный.)
  • Самый маленький – шалун.
  • (Разгибаем мизинец)
  • Всё, всё, всё съедает.
  • Фрукты
  • Будем мы варить компот,
  • (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)
  • Фруктов нужно много вот:
  • Будем яблоки крошить,
  • (Загибают пальчики начиная с большого.)
  • Грушу будем мы рубить,
  • Отожмём лимонный сок,
  • Слив положим на песок.
  • Варим, варим мы компот.
  • (Опять «варят» и «помешивают».)
  • Угостим честной народ.
  • (Развести руки в стороны.)
  • Овощи
  • Мы капустку рубим-рубим,
  • Мы капустку солим-солим,
  • Мы капустку трём-трём,
  • Мы капустку жмём-жмём.
  • (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное
    поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать
    кулачки)
  • Овощи
  • Тянут, тянут бабка с дедкой
  • (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
  • Из земли большую репку:
  • Вот пришла бы наша внучка,
  • Помогла б собачка Жучка.
  • Где же кошка, мышка – крошка?
  • (Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.)
  • Хоть держалась крепко,
  • Вытянута репка
  • ГРИБЫ
  • Красный-красный мухомор
  • (Соединяем кончики пальцев
    – изображаем шляпу гриба
    .)
  • Белых крапинок узор.
  • (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
  • показываем «крапинки».)
  • Ты красивый, но не рвём!
  • (Погрозили пальчиком.)
  • И в корзинку не берём!
  • (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Источник: http://myzdetcad.blogspot.com/2015/12/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию