Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  • Разработала учитель-логопед
  • Стрюкова Елена Васильевна
  • МБДОУ № 69 «Детский сад общеразвивающего вида» город Кемерово
  • Занятие проводится в музыкальном зале.
  • Цели:
  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.

  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.
  1. Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.
  2. Ход занятия.
  3. Педагог: 
  4. Тра-та-та, тра-та-та!
  5. По лесу пошла молва:
  6.                  Нынче солнце золотое
  7.                  В небе водит хоровод
  8.                  И на праздник на весенний
  9.                  Всех ребят к себе зовёт!
  10. Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)
  11. Представим, что мы  лесной полянке…
  12. Психогимнастика.

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

  • С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).
  • Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).
  • Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают : «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

  1. (Одевает маску ёжика на одного из детей.)
  2. Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».
  3. Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее 
  4. Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик  
  5.                          Бум-бум, бум-бум!
  6. (на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)
  7.                          Целый день играет Ёжик:
  8.                           Бум-бум, бум-бум! 
  9. (Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)
  10. Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

 А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй — ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки – прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне,  одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  • Педагог:
  • Ну-ка, Заинька, вставай
  • И зарядку начинай                                                                                       
  • (Дети маршируют)
  • Зайка весело шагает,
  • Ножки выше поднимает.
  • Зайка прыгает и скачет
  •                                          (Поскоки)
  •                                    По дорожке словно мячик.
  •                                    Он на пяточках шагал,
  •                                    Носик кверху поднимал
  • (Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)
  •                                   На носочки Зайка встал,
  •                                   И в ладоши хлопать стал.

(1 — встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

  1.                                   Раз – нагнулся, два – нагнулся,
  2.                                   До носочков дотянулся.
  3.                                   Скачет Зайка – прыг-скок,
  4.                                   Ножку ставит на носок,
  5.                                   Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

  • (Звук бубна.)
  • Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.
  • (Педагог  одевает маску мишки на одного из детей.)
  • Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  1. Педагог: Вылез мишка из берлоги
  2. (Ходьба на внешнем своде стопы)
  3.                 Разминает мишка ноги
  4.                 На носочках он пошёл
  5. (Ходьба на носочках)
  6.                 И на пяточках потом
  7.                                                      (Ходьба на пятках)
  8.                                                                 Топ-топ, топ-топ-топ,
  9.                                                                 Топ-топ, топ-топ-топ.
  10. Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором – сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  • Дети (хором): Как на праздник на весёлый
  • Взявшись за руки, дети идут по кругу.
  •                         Испекли мы каравай:
  •                         Вот такой узенький,
  • Сужают круг.
  •                         Вот такой низенький,
  • Приседают на корточки.
  •                                                                     Вот такой широкий,
  •                                             Расширяют круг.
  •                                                                     Вот такой высокий,
  •                                             Поднимают руки вверх.
  •                                                                     Вот такой вкусненький!
  •                                             Гладят себя по животу.
  •  Звучит плясовая мелодия, педагог предлагает детям продолжить праздник в группе.
  • Ещё по данной теме:
  • Конспект НОД по логоритмике в подготовительной логопедической группе на тему: «Дом, в котором ты живешь»
  • Конспект НОД в старшей логопедической группе по образовательной области: «Речевое развитие». Тема: Весенние чудеса
  • Тема: ВЕСНА
  • Тема «Ранняя весна». Старшая группа

Тема «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной». Старшая группа

  1. Тема «Весна (обобщение). Времена года»
  2. Развитие речи детей 5-6 лет. «Ранняя весна»
  3. Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Источник: https://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_zanjatija_po_logoritmike_tema_vesennee_probuzhdenie/4-1-0-131

Логоритмика для детей 6-7 лет

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

Составители:

Мишина
Е.Н. – учитель-логопед высшей кв.категории

Коннова
Е.А. – музыкальный руководитель высшей
кв.категории

  • МДОУ
    №18
  • п.Мурмаши
  • Логоритмика
    для детей 6-7 лет
  • Актуальность

В последнее время проблема развития
обучения и воспитания детей дошкольного
возраста становится особенно значимой.
Детей с нарушениями речи с каждым годом
становится все больше и им следует
вовремя оказать помощь, исправить
дефекты звукопроизношения.

Это в свою
очередь влияет на качественную подготовку
дошкольников к школе, так как в дальнейшем
они будут испытывать определенные
трудности в овладении письмом и чтением.

Таким образом, вовремя оказанная помощь
в исправлении дефектов звукопроизношения
– одна из важнейших задач современного
дошкольного образования. Для получения
хороших результатов обязательно
проведение занятий, где взаимодействуют
логопед, муз.руководитель и воспитатель.

Логоритмическое занятие – это сочетание
пения, движения и речи. Следовательно,
именно такая взаимосвязь позволит
закрепить правильное звукопроизношение
и звуковосприятие, необходимые для
успешного обучения в школе.

Логоритмика – это сочетание пения,
движения и речи. Следовательно, именно
такая взаимосвязь позволит закрепить
правильное звукопроизношение,
звуковосприятие и развитие двигательной
сферы.

Логоритмические занятия, как
форма активной терапии, в МДОУ №18
п.Мурмаши стала осуществляться с 2000 –
2001 г.г. Однако, занятия были не регулярны
и от этого малоэффективны. В 2010г.

была
разработана программа «Логоритмика
для детей с ОНР 6-7 лет».

Практика показала, что регулярные
занятия логоритмикой способствуют
нормализации речи ребенка вне зависимости
от вида речевого нарушения, формируют
положительный эмоциональный настрой,
учат общению со сверстниками.

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз
в неделю, и находятся в тесной связи с
другими средствами комплексного
коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет 30-35 мин.
в зависимости от возраста детей и этапа
логопедической коррекции.

Как правило,
в одном занятии сочетаются игры разной
направленности и частая смена видов
деятельности позволяет поддерживать
интерес детей к происходящему, способствует
установлению ими причинно-следственных
связей между предметами и явлениями
действительности.

занятия
напрямую связано с изучаемой лексической
темой, задачами логопедической коррекции
в конкретной возрастной группе.

Цель логоритмических занятий
– преодоление речевых нарушений путем
развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций и в конечном итоге
адаптация ребёнка к условиям внешней
и внутренней среды [4, с. 9].

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз
в неделю, и находятся в тесной связи с
другими средствами комплексного
коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет 30-35 мин.
в зависимости от возраста детей и этапа
логопедической коррекции.

Читайте также:  Лепка в подготовительной группе: «девочка играет в мяч» и другие темы по изображению человека в движении, методика поэтапно + фото и видео

Как правило,
в одном занятии сочетаются игры разной
направленности и частая смена видов
деятельности позволяет поддерживать
интерес детей к происходящему, способствует
установлению ими причинно-следственных
связей между предметами и явлениями
действительности.

занятия
напрямую связано с изучаемой лексической
темой, задачами логопедической коррекции
в конкретной возрастной группе.

Задачи:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • формирование навыка релаксации.
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

Структура
занятия:

  • ходьба и маршировка в разных направлениях;
  • упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • мело- и ритмодикламация для координации слуха, речи, движения;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Основополагающий принцип всего
перечисленного – тесная связь с музыкой,
так как она с ее огромным эмоциональным
влиянием позволяет бесконечно
разнообразить приемы движения и характер
упражнений.

Однако, не все перечисленные виды работы
могут быть включены в одно занятие,
некоторые упражнения могут повторяться
(закрепляться) или использоваться на
других занятиях (музыкальное, физкультурное,
логопедическое и т.д.)

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/147034/129006/

Дополнительная общеразвивающая программа "Игровая логоритмика"

Реализуемый уровень образования Дополнительное образование детей 
Форма обучения очная
Нормативный срок обучения 2 года (младшая, средняя группы)
Наименование образовательной программы Программа дополнительного образования
«Игровая логоритмика»
Описание образовательной программы Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками — всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. 
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.
Цель программы: профилактика нарушений развития речи детей дошкольного возраста, содействие всестороннему и эстетическому развитию детей.
 Информация об учебном плане
  • Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 5 лет
  • Срок реализации – 2 года
  • Продолжительность занятий
  • — для детей младших групп — не более 15 минут
  • — для детей средних групп — не более 20 минут.
  • Количество занятий в месяц – 4
  • Количество занятий в год — 40
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)  Занятия  логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности, направленных на развитие  речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка. 
Информация о календарном учебном графике Режим проведения занятий: один раз в неделю
Количество возрастных групп: (младшие и средние).
Начало учебного года: 01.09.
Окончание учебного года: 30.06.

  1. Продолжительность учебного года: 40 недель
  2. Сроки проведения мониторинга: 
  3. 3-4 неделя сентября (первичный)
  4. 3-4 неделя мая (вторичный)
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой
  1. Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; — М, 2013
  2. Вейс. П. Ступеньки в музыку; — М, 1982
  3. Ветлугина. Н., Дзержинская. И., Комиссарова. Л,  Музыка в детском саду;

     -М, 2014.

  1. Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические распевки, музыкальная          
  1. пальчиковая гимнастика и подвижные игры; — СПб, 2005
  2. Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; — Ярославль, 2016
  3. Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; — М, 2005
  4. Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы
  5. Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально — речевые игры; — М, 1993
  6. 10.Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для красивого   движения: Методическое пособие для музыкальных работников;      — Ярославль, Академия Холдинг, 2000
  7. 11.Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое пособие.
Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа) Организованная групповая образовательная деятельность. Численность группы:10-12 человек
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) Русский

Источник: http://dsad172.ru/o-nas/obrazovanie/dop/igr/

Программа кружка «Логоритмика» для детей 2–4 лет — МБДОУ

  • Кочеткова Надежда Владимировна,  МАДОУ №21 «Теремок» города Дубны Московской области
  • Программа кружка «Логоритмика» для детей 2–4 лет
  • Пояснительная записка

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза: «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И. М.

Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б. М.

Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения). Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

  1. Цель и задачи программы кружка «Логоритмика»
  2. Цель программы: развитие и коррекция у детей двигательных навыков, в сочетании со словом и музыкой.
  3. Задачи:
  1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Развивать слуховое внимание и память.
  4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  5. Укреплять костно — мышечный аппарат.
  6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  8. Развивать коммуникативные способности.
  • Предполагаемый результат:
  • Регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.
  • Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

  1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

  1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.

  1. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

  1. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.

  1. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра) .
  1. Цель: формировать и развивать слуховое внимание.
  2. Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке.
  3. Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.
  4. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма.
  5. Цель: развивать темп речи.
Читайте также:  Фэмп во второй младшей группе по фгос, пример конспекта занятия. досуга по математике, картотека и прочее + фото и видео

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа, улучшать дикцию и координировать слух и голос.

Цель: развивать мелкую моторику, способствовать скорейшему речевому развитию.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами и т.д..

  1. Упражнения на развитие мимики.

Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек).

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.

  1. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

  1. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.

Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания.

  1. Коррекция звукопроизношения.

Цель: исправлению неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов) ; 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр с детьми в работе кружка «Логоритмика» позволит добиться положительных результатов в развитии речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

ЛИТЕРАТУРА

  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 2-4 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;
  • Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. — М. : Просвещение Владос, 1994;

Скачать материал

Источник: https://www.mbdou50.ru/programma-kruzhka-logoritmika-dlya-detey-2-4-let.html

Рабочая программа по логоритмике "Веселый язычок" для старшей и подготовительной группы

  • частное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад №44 ОАО «РЖД»
  •    Рабочая программа по логоритмике
  • «Весёлый    язычок»
  • (для старшей и подготовительной группы)
  • Разработали:
  • Митькина Ольга Николаевна
  •                                                                                                     учитель-логопед                
  •                                                                    Хитрова Наталья Николаевна
  •                                                               музыкальный руководитель
  • г.Куровское

Пояснительная записка

         Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

         Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений.

Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике.

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Занятия по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

         Программа «Веселый язычок» по  логоритмика составлена учителем — логопедом и музыкальным руководителем  «Детский сад №44 ОАО «РЖД» на 2 года (старшая и подготовительная к школе логопедическая группа для детей с ОНР).

 Занятия  по логоритмике  проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем. Длительность занятий проходит в соответствии с требованиями СанПиНа.

В данной программе отражены следующие разделы:

  • задачи (коррекция нарушений речи, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей);
  • тематическое планирование;
  • учебно-тематические планы;
  • ожидаемые результаты на каждый учебный год.

Актуальность программы

С каждым годом, по наблюдению учителя — логопеда, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

 

Цель программы

Цель данной программы — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
  • создать условия для организации занятий по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции;
  • разработать перспективный план проведения занятий по логоритмике, дидактические пособия;
  • создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

Практическая значимость. Программа предназначена для музыкальных руководителей, учителей — логопедов и воспитателей ДОУ. Данная программа адаптирована к  ФГОС.

Инновационная направленность. Программа «Веселый язычок» — полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий в нашем дошкольном учреждении, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности.

Кроме того,  занятия по логоритмике  включает в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

  1. БАЗИС ПРОГРАММЫ
  2. Рабочая программа «Весёлый язычок» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
  3. по логопедии:
  • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
  • «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»

Т. А. Ткаченко;

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
  • «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Т.В. Волосовец;
  • Игровые коррекционно-логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР «Увлекательное путешествие в мир слов и звуков» К.Н.Слюсарь «ВЛАДОС» — Москва 2014
  • Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР «ГНОМ» — Москва 2014

по логоритмике:

  • «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
  • «Весёлая логоритмика» Е.Железновой;
  • «Логопедические распевки» «КАРО» Санкт-Петербург – 2006
  • «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики» «ДЕТСТВО –ПРЕСС» Санкт –Петербург – 2013
  • «Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ» В.Т.Таран
  • «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Л.И. Зайцева «ДЕТСТВО –ПРЕСС» Санкт –Петербург – 2013

по оздоровлению детей:

  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина;
  • «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
  • «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;
  • «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;
  • «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
Читайте также:  Считалки про планеты солнечной системы и космос

по музыкальному воспитанию:

  • «Логопедические музыкально – игровые упражнения для дошкольников» Е.А. Судакова «ДЕТСТВО –ПРЕСС» Санкт –Петербург – 2013
  • Методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников» О.П.Радыновой;
  • Программа по слушанию музыки «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой;
  • «Музыкальная ритмика» Т.И.Суворовой;
  • Программа «Ритмическая мозаика» Т.И.Бурениной;
  • «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина
  • «Ритмика в специальном образовании» А.М.Доронина, Л.Е.Шевченко, Н.В.Дорониной;

Источник: https://mitkinaolga-ozr-dou44.edumsko.ru/folders/post/933806

Логоритмика. Конспект занятия

  • Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»
  • Цель игры – помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.
  • Описание.

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз, на выдохе протяжно произносят звук «У-у-у».

Упражнение повторяется 3 раза.

2-Затем дети прячутся под волшебным ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

Музыкальное сопровождение:

3-Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга).

  1. Логопед произносит «формулу расслабления»
  2. Музыка играет – глазки наши закрывает…
  3. Глазки закрываются – чудо совершается…
  4. Носик музыку вдыхает и по телу отправляет…(повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)

Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).

  • Наши руки отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
  • Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
  • Ветерок погладил ручки…
  • Ветерок погладил ножки……
  • Нашу шею не забыл,
  • Всех погладил, полюбил…
  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Надувает мой животик,
  • Медленно – сдувает…(повторить несколько раз)
  • Спасибо тебе, мой носик!

Музыкальное сопровождения — муз. Е.Крылатова «Колыбельная медведицы», муз. Флярковского «Колыбельная Светланы»

Формула «выхода».

…Глазки ещё закрыты. Спокойно сделайте вдох, выдох. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости. Пошевелите пальцами рук, ног. Вдохните – сожмите пальцы в кулаки. Хорошо потянитесь всем телом… Вдохните….

Медленно выдохните. Выдыхаем-выдыхаем.

А теперь – наши глазки открываем. Поморгаем!

Музыкальное сопровождение. Тонизирующая – Шаинский «Антошка», «Чунга-Чанга». Хорошо нам отдыхать,…но пора уже вставать! Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и как кошечка, потянись, прогнув спинку.

Помашите хвостиком. Встали на коленочки, потянулись. Встаньте на ножки… Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения. Поблагодарите Ирину Борисовну, Ларису Борисовну.

Источник: http://www.ProTema.ru/lib/dou/item/254-logoritmika

Программа дополнительного образования "Логоритмика в волшебных носочках"

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений.

Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений.

Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные примерной общеобразовательной  программой дошкольного образования.

В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст — период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А.

Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В.

Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).

В дошкольных учреждения, в которых нет специализированных групп для воспитанников с ОНР, дети с общим недоразвитием речи посещают занятия на логопедическом пункте. Многие из них нуждаются в создании особых условий, в которых должен быть учтён весь комплекс мер для коррекции речевой функции детей с ОНР.

Таким образом, появилась необходимость в создании специальных условий для детей с ОВЗ. (ФГОС ДО п.3.2.7.

«Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»), а именно в организации дополнительного образования детей в условиях кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Логоритмика в волшебных носочках».

  • Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
  • Список используемых сокращений:
  • ДОУ -дошкольное образовательное учреждение;
  • МБДОУ ЦРР – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка;

СанПиН -санитарные правила и нормативы (Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года);

  1. ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года);
  3. ХМАО – Ханты-Мансийский автономный округ;
  4. ОНР – общее недоразвитие речи;
  5. ООП – основная образовательная программа;
  6. ДОД – дополнительная образовательная деятельности
  7. ТПМПК – территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия;
  • I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • Программа дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» разработана для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ООП МБДОУ ЦРР – детского сада № 20 «Сказка», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО

Программа кружка «Волшебные носочки»» составлена на основе исследований педагогов Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М.Ю.Картушиной, А.Е.Вороновой, занимающихся вопросами дошкольной логоритмики

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст.43, 72.
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Источник: https://open-lesson.net/4681/

Ссылка на основную публикацию