Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  • Разработала учитель-логопед
  • Стрюкова Елена Васильевна
  • МБДОУ № 69 «Детский сад общеразвивающего вида» город Кемерово
  • Занятие проводится в музыкальном зале.
  • Цели:
  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.

  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.
  1. Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.
  2. Ход занятия.
  3. Педагог: 
  4. Тра-та-та, тра-та-та!
  5. По лесу пошла молва:
  6.                  Нынче солнце золотое
  7.                  В небе водит хоровод
  8.                  И на праздник на весенний
  9.                  Всех ребят к себе зовёт!
  10. Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)
  11. Представим, что мы  лесной полянке…
  12. Психогимнастика.

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

  • С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).
  • Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).
  • Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают : «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

  1. (Одевает маску ёжика на одного из детей.)
  2. Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».
  3. Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее 
  4. Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик  
  5.                          Бум-бум, бум-бум!
  6. (на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)
  7.                          Целый день играет Ёжик:
  8.                           Бум-бум, бум-бум! 
  9. (Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)
  10. Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

 А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй — ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки – прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне,  одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  • Педагог:
  • Ну-ка, Заинька, вставай
  • И зарядку начинай                                                                                       
  • (Дети маршируют)
  • Зайка весело шагает,
  • Ножки выше поднимает.
  • Зайка прыгает и скачет
  •                                          (Поскоки)
  •                                    По дорожке словно мячик.
  •                                    Он на пяточках шагал,
  •                                    Носик кверху поднимал
  • (Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)
  •                                   На носочки Зайка встал,
  •                                   И в ладоши хлопать стал.

(1 — встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

  1.                                   Раз – нагнулся, два – нагнулся,
  2.                                   До носочков дотянулся.
  3.                                   Скачет Зайка – прыг-скок,
  4.                                   Ножку ставит на носок,
  5.                                   Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

  • (Звук бубна.)
  • Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.
  • (Педагог  одевает маску мишки на одного из детей.)
  • Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  1. Педагог: Вылез мишка из берлоги
  2. (Ходьба на внешнем своде стопы)
  3.                 Разминает мишка ноги
  4.                 На носочках он пошёл
  5. (Ходьба на носочках)
  6.                 И на пяточках потом
  7.                                                      (Ходьба на пятках)
  8.                                                                 Топ-топ, топ-топ-топ,
  9.                                                                 Топ-топ, топ-топ-топ.
  10. Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором – сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

  • Дети (хором): Как на праздник на весёлый
  • Взявшись за руки, дети идут по кругу.
  •                         Испекли мы каравай:
  •                         Вот такой узенький,
  • Сужают круг.
  •                         Вот такой низенький,
  • Приседают на корточки.
  •                                                                     Вот такой широкий,
  •                                             Расширяют круг.
  •                                                                     Вот такой высокий,
  •                                             Поднимают руки вверх.
  •                                                                     Вот такой вкусненький!
  •                                             Гладят себя по животу.
  •  Звучит плясовая мелодия, педагог предлагает детям продолжить праздник в группе.
  • Ещё по данной теме:
  • Конспект НОД по логоритмике в подготовительной логопедической группе на тему: «Дом, в котором ты живешь»
  • Конспект НОД в старшей логопедической группе по образовательной области: «Речевое развитие». Тема: Весенние чудеса
  • Тема: ВЕСНА
  • Тема «Ранняя весна». Старшая группа

Тема «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной». Старшая группа

  1. Тема «Весна (обобщение). Времена года»
  2. Развитие речи детей 5-6 лет. «Ранняя весна»
  3. Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Источник: https://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_zanjatija_po_logoritmike_tema_vesennee_probuzhdenie/4-1-0-131

Логоритмика для детей 6-7 лет

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

Составители:

Мишина
Е.Н. – учитель-логопед высшей кв.категории

Коннова
Е.А. – музыкальный руководитель высшей
кв.категории

  • МДОУ
    №18
  • п.Мурмаши
  • Логоритмика
    для детей 6-7 лет
  • Актуальность

В последнее время проблема развития
обучения и воспитания детей дошкольного
возраста становится особенно значимой.
Детей с нарушениями речи с каждым годом
становится все больше и им следует
вовремя оказать помощь, исправить
дефекты звукопроизношения.

Это в свою
очередь влияет на качественную подготовку
дошкольников к школе, так как в дальнейшем
они будут испытывать определенные
трудности в овладении письмом и чтением.

Таким образом, вовремя оказанная помощь
в исправлении дефектов звукопроизношения
– одна из важнейших задач современного
дошкольного образования. Для получения
хороших результатов обязательно
проведение занятий, где взаимодействуют
логопед, муз.руководитель и воспитатель.

Логоритмическое занятие – это сочетание
пения, движения и речи. Следовательно,
именно такая взаимосвязь позволит
закрепить правильное звукопроизношение
и звуковосприятие, необходимые для
успешного обучения в школе.

Логоритмика – это сочетание пения,
движения и речи. Следовательно, именно
такая взаимосвязь позволит закрепить
правильное звукопроизношение,
звуковосприятие и развитие двигательной
сферы.

Логоритмические занятия, как
форма активной терапии, в МДОУ №18
п.Мурмаши стала осуществляться с 2000 –
2001 г.г. Однако, занятия были не регулярны
и от этого малоэффективны. В 2010г.

была
разработана программа «Логоритмика
для детей с ОНР 6-7 лет».

Практика показала, что регулярные
занятия логоритмикой способствуют
нормализации речи ребенка вне зависимости
от вида речевого нарушения, формируют
положительный эмоциональный настрой,
учат общению со сверстниками.

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз
в неделю, и находятся в тесной связи с
другими средствами комплексного
коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет 30-35 мин.
в зависимости от возраста детей и этапа
логопедической коррекции.

Как правило,
в одном занятии сочетаются игры разной
направленности и частая смена видов
деятельности позволяет поддерживать
интерес детей к происходящему, способствует
установлению ими причинно-следственных
связей между предметами и явлениями
действительности.

занятия
напрямую связано с изучаемой лексической
темой, задачами логопедической коррекции
в конкретной возрастной группе.

Цель логоритмических занятий
– преодоление речевых нарушений путем
развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций и в конечном итоге
адаптация ребёнка к условиям внешней
и внутренней среды [4, с. 9].

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз
в неделю, и находятся в тесной связи с
другими средствами комплексного
коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет 30-35 мин.
в зависимости от возраста детей и этапа
логопедической коррекции.

Читайте также:  Новогодние сценки для детей разных возрастов: большая подборка

Как правило,
в одном занятии сочетаются игры разной
направленности и частая смена видов
деятельности позволяет поддерживать
интерес детей к происходящему, способствует
установлению ими причинно-следственных
связей между предметами и явлениями
действительности.

занятия
напрямую связано с изучаемой лексической
темой, задачами логопедической коррекции
в конкретной возрастной группе.

Задачи:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • формирование навыка релаксации.
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

Структура
занятия:

  • ходьба и маршировка в разных направлениях;
  • упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • мело- и ритмодикламация для координации слуха, речи, движения;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Основополагающий принцип всего
перечисленного – тесная связь с музыкой,
так как она с ее огромным эмоциональным
влиянием позволяет бесконечно
разнообразить приемы движения и характер
упражнений.

Однако, не все перечисленные виды работы
могут быть включены в одно занятие,
некоторые упражнения могут повторяться
(закрепляться) или использоваться на
других занятиях (музыкальное, физкультурное,
логопедическое и т.д.)

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/147034/129006/

Дополнительная общеразвивающая программа "Игровая логоритмика"

Реализуемый уровень образования Дополнительное образование детей 
Форма обучения очная
Нормативный срок обучения 2 года (младшая, средняя группы)
Наименование образовательной программы Программа дополнительного образования
«Игровая логоритмика»
Описание образовательной программы Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками — всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. 
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.
Цель программы: профилактика нарушений развития речи детей дошкольного возраста, содействие всестороннему и эстетическому развитию детей.
 Информация об учебном плане
  • Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 5 лет
  • Срок реализации – 2 года
  • Продолжительность занятий
  • — для детей младших групп — не более 15 минут
  • — для детей средних групп — не более 20 минут.
  • Количество занятий в месяц – 4
  • Количество занятий в год — 40
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)  Занятия  логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности, направленных на развитие  речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка. 
Информация о календарном учебном графике Режим проведения занятий: один раз в неделю
Количество возрастных групп: (младшие и средние).
Начало учебного года: 01.09.
Окончание учебного года: 30.06.

  1. Продолжительность учебного года: 40 недель
  2. Сроки проведения мониторинга: 
  3. 3-4 неделя сентября (первичный)
  4. 3-4 неделя мая (вторичный)
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой
  1. Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; — М, 2013
  2. Вейс. П. Ступеньки в музыку; — М, 1982
  3. Ветлугина. Н., Дзержинская. И., Комиссарова. Л,  Музыка в детском саду;

     -М, 2014.

  1. Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические распевки, музыкальная          
  1. пальчиковая гимнастика и подвижные игры; — СПб, 2005
  2. Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; — Ярославль, 2016
  3. Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; — М, 2005
  4. Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы
  5. Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально — речевые игры; — М, 1993
  6. 10.Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для красивого   движения: Методическое пособие для музыкальных работников;      — Ярославль, Академия Холдинг, 2000
  7. 11.Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое пособие.
Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа) Организованная групповая образовательная деятельность. Численность группы:10-12 человек
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) Русский

Источник: http://dsad172.ru/o-nas/obrazovanie/dop/igr/

Программа кружка «Логоритмика» для детей 2–4 лет — МБДОУ

  • Кочеткова Надежда Владимировна,  МАДОУ №21 «Теремок» города Дубны Московской области
  • Программа кружка «Логоритмика» для детей 2–4 лет
  • Пояснительная записка

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза: «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И. М.

Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б. М.

Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения). Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

  1. Цель и задачи программы кружка «Логоритмика»
  2. Цель программы: развитие и коррекция у детей двигательных навыков, в сочетании со словом и музыкой.
  3. Задачи:
  1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Развивать слуховое внимание и память.
  4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  5. Укреплять костно — мышечный аппарат.
  6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  8. Развивать коммуникативные способности.
  • Предполагаемый результат:
  • Регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.
  • Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

  1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

  1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.

  1. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

  1. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.

  1. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра) .
  1. Цель: формировать и развивать слуховое внимание.
  2. Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке.
  3. Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.
  4. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма.
  5. Цель: развивать темп речи.
Читайте также:  Пасха в старшей и подготовительной группах детского сада: подборка сценариев для пасхального праздника

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа, улучшать дикцию и координировать слух и голос.

Цель: развивать мелкую моторику, способствовать скорейшему речевому развитию.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами и т.д..

  1. Упражнения на развитие мимики.

Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек).

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.

  1. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

  1. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.

Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания.

  1. Коррекция звукопроизношения.

Цель: исправлению неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов) ; 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр с детьми в работе кружка «Логоритмика» позволит добиться положительных результатов в развитии речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

ЛИТЕРАТУРА

  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 2-4 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;
  • Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. — М. : Просвещение Владос, 1994;

Скачать материал

Источник: https://www.mbdou50.ru/programma-kruzhka-logoritmika-dlya-detey-2-4-let.html

Рабочая программа по логоритмике "Веселый язычок" для старшей и подготовительной группы

  • частное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад №44 ОАО «РЖД»
  •    Рабочая программа по логоритмике
  • «Весёлый    язычок»
  • (для старшей и подготовительной группы)
  • Разработали:
  • Митькина Ольга Николаевна
  •                                                                                                     учитель-логопед                
  •                                                                    Хитрова Наталья Николаевна
  •                                                               музыкальный руководитель
  • г.Куровское

Пояснительная записка

         Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

         Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений.

Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике.

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Занятия по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

         Программа «Веселый язычок» по  логоритмика составлена учителем — логопедом и музыкальным руководителем  «Детский сад №44 ОАО «РЖД» на 2 года (старшая и подготовительная к школе логопедическая группа для детей с ОНР).

 Занятия  по логоритмике  проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем. Длительность занятий проходит в соответствии с требованиями СанПиНа.

В данной программе отражены следующие разделы:

  • задачи (коррекция нарушений речи, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей);
  • тематическое планирование;
  • учебно-тематические планы;
  • ожидаемые результаты на каждый учебный год.

Актуальность программы

С каждым годом, по наблюдению учителя — логопеда, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

 

Цель программы

Цель данной программы — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
  • создать условия для организации занятий по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции;
  • разработать перспективный план проведения занятий по логоритмике, дидактические пособия;
  • создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

Практическая значимость. Программа предназначена для музыкальных руководителей, учителей — логопедов и воспитателей ДОУ. Данная программа адаптирована к  ФГОС.

Инновационная направленность. Программа «Веселый язычок» — полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий в нашем дошкольном учреждении, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности.

Кроме того,  занятия по логоритмике  включает в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

  1. БАЗИС ПРОГРАММЫ
  2. Рабочая программа «Весёлый язычок» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
  3. по логопедии:
  • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
  • «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»

Т. А. Ткаченко;

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
  • «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Т.В. Волосовец;
  • Игровые коррекционно-логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР «Увлекательное путешествие в мир слов и звуков» К.Н.Слюсарь «ВЛАДОС» — Москва 2014
  • Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР «ГНОМ» — Москва 2014

по логоритмике:

  • «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
  • «Весёлая логоритмика» Е.Железновой;
  • «Логопедические распевки» «КАРО» Санкт-Петербург – 2006
  • «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики» «ДЕТСТВО –ПРЕСС» Санкт –Петербург – 2013
  • «Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ» В.Т.Таран
  • «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Л.И. Зайцева «ДЕТСТВО –ПРЕСС» Санкт –Петербург – 2013

по оздоровлению детей:

  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина;
  • «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
  • «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;
  • «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;
  • «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
Читайте также:  Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная) - конспект занятия по теме, шаблоны, фото и видео

по музыкальному воспитанию:

  • «Логопедические музыкально – игровые упражнения для дошкольников» Е.А. Судакова «ДЕТСТВО –ПРЕСС» Санкт –Петербург – 2013
  • Методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников» О.П.Радыновой;
  • Программа по слушанию музыки «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой;
  • «Музыкальная ритмика» Т.И.Суворовой;
  • Программа «Ритмическая мозаика» Т.И.Бурениной;
  • «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина
  • «Ритмика в специальном образовании» А.М.Доронина, Л.Е.Шевченко, Н.В.Дорониной;

Источник: https://mitkinaolga-ozr-dou44.edumsko.ru/folders/post/933806

Логоритмика. Конспект занятия

  • Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»
  • Цель игры – помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.
  • Описание.

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз, на выдохе протяжно произносят звук «У-у-у».

Упражнение повторяется 3 раза.

2-Затем дети прячутся под волшебным ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

Музыкальное сопровождение:

3-Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга).

  1. Логопед произносит «формулу расслабления»
  2. Музыка играет – глазки наши закрывает…
  3. Глазки закрываются – чудо совершается…
  4. Носик музыку вдыхает и по телу отправляет…(повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)

Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).

  • Наши руки отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
  • Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
  • Ветерок погладил ручки…
  • Ветерок погладил ножки……
  • Нашу шею не забыл,
  • Всех погладил, полюбил…
  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Надувает мой животик,
  • Медленно – сдувает…(повторить несколько раз)
  • Спасибо тебе, мой носик!

Музыкальное сопровождения — муз. Е.Крылатова «Колыбельная медведицы», муз. Флярковского «Колыбельная Светланы»

Формула «выхода».

…Глазки ещё закрыты. Спокойно сделайте вдох, выдох. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости. Пошевелите пальцами рук, ног. Вдохните – сожмите пальцы в кулаки. Хорошо потянитесь всем телом… Вдохните….

Медленно выдохните. Выдыхаем-выдыхаем.

А теперь – наши глазки открываем. Поморгаем!

Музыкальное сопровождение. Тонизирующая – Шаинский «Антошка», «Чунга-Чанга». Хорошо нам отдыхать,…но пора уже вставать! Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и как кошечка, потянись, прогнув спинку.

Помашите хвостиком. Встали на коленочки, потянулись. Встаньте на ножки… Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения. Поблагодарите Ирину Борисовну, Ларису Борисовну.

Источник: http://www.ProTema.ru/lib/dou/item/254-logoritmika

Программа дополнительного образования "Логоритмика в волшебных носочках"

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений.

Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений.

Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные примерной общеобразовательной  программой дошкольного образования.

В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст — период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А.

Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В.

Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).

В дошкольных учреждения, в которых нет специализированных групп для воспитанников с ОНР, дети с общим недоразвитием речи посещают занятия на логопедическом пункте. Многие из них нуждаются в создании особых условий, в которых должен быть учтён весь комплекс мер для коррекции речевой функции детей с ОНР.

Таким образом, появилась необходимость в создании специальных условий для детей с ОВЗ. (ФГОС ДО п.3.2.7.

«Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»), а именно в организации дополнительного образования детей в условиях кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Логоритмика в волшебных носочках».

  • Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
  • Список используемых сокращений:
  • ДОУ -дошкольное образовательное учреждение;
  • МБДОУ ЦРР – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка;

СанПиН -санитарные правила и нормативы (Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года);

  1. ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года);
  3. ХМАО – Ханты-Мансийский автономный округ;
  4. ОНР – общее недоразвитие речи;
  5. ООП – основная образовательная программа;
  6. ДОД – дополнительная образовательная деятельности
  7. ТПМПК – территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия;
  • I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • Программа дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» разработана для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ООП МБДОУ ЦРР – детского сада № 20 «Сказка», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО

Программа кружка «Волшебные носочки»» составлена на основе исследований педагогов Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М.Ю.Картушиной, А.Е.Вороновой, занимающихся вопросами дошкольной логоритмики

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст.43, 72.
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Источник: https://open-lesson.net/4681/

Ссылка на основную публикацию