Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

«Виды, способы и техники лепки в детском саду»

(Способы и техники лепки животных)

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Лепка:

  • Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания
  • Вырабатывает более полные образные представления
  • Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук
  • Развивает воображение и творческие способности
  • Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в деятельности

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Технику лепки составляет перечень тех действий руками, которыми дети постепенно овладевают

Младший дошкольный возраст

  • Раскатывание
  • Скатывание
  • Вдавливание пальцем
  • Прищипывание
  • Сплющивание
  • Оттягивание
  • Присоединение

Средний дошкольный возраст

добавляются:

  • Примазывание
  • Защипывание
  • Вытягивание
  • Сглаживание

Старший дошкольный возраст

  • Совершенствуется техника лепки
  • Используются знакомые приемы лепки

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Тематика лепки очень разнообразна. Дети лепят почти все окружающие их предметы. Часто во время лепки для детей существует одна цель – создать предмет с которым можно играть.

Дети очень любят лепить животных, но они будут делать это лучше если им помогут взрослые.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Можно познакомить детей с изображением бегущего животного. Обратить внимание на изображение характерных признаков. » width=»640″>

  • Лепку животных можно начинать после того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), технику их создания.
  • 2-я младшая группа
  • Дети учатся делить кусок глины на 2-3 неравные части и составлять предмет из отдельных частей конструктивным способом. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев
  • Средняя группа

Дети изображают животных, форма туловища которых представляет собой овоид (фигура в форме яйца; термин овоид детям не дается), конусы, цилиндры, шары.

Знакомятся с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится больше (до5-6).

Можно познакомить детей с изображением бегущего животного. Обратить внимание на изображение характерных признаков.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Старшая группа

Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность.

Подготовительная к школе группа

Дети используют для создания образа различные выразительные средства, изобразительные и технические приемы. Передают изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения, пластичность формы.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Основным материалом для лепки животных является глина. Глина – это природный материал, который легко готовится, имеет нейтральные и удобные для работы цвета, дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

При лепке животных из глины используют каркасы ( палочки разной длины и толщины) для устойчивости и динамичности фигуры.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

  1. При лепке животных можно использовать пластилин и соленое тесто.
  2. Тесто – доступный всем , дешевый и легкий в освоении материал.
  3. Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Техника лепки животных богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

В лепке нет строгих правил. Классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Важно воображение, а способ – всего лишь средство к осуществлению замысла

Исходная форма фигуры одна , а животные получаются самые разные. Главное чтобы удалось вылепить характерные детали.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. » width=»640″>

Конструктивный способ Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части.

При лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины.

Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

  • Способы лепки из целого куска:
  • 1. Лепка «с катушки»
  • Таким способом лепят животных: собаку, медведя, корову, лошадь.
  • Последовательность операций:
  • приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони;
  • скатать шар яйцевидной формы;
  • визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), вытягиваем голову (голова не лепится, а формируется легким отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев);
  • так же отминается нижняя часть яйца;
  • если лапки (ноги) делаются разведенными по сторонам, то ребром ладони намечается разделительная линия на тельце;
  • далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить сначала голову, потом верхние и нижние лапы (ноги).
  1. 2. Лепка «с яйца»
  2. Таким способом лепят петушка, курочку, барана.
  3. Последовательность операций:
  • приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони;
  • скатать шар яйцевидной формы;
  • визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев. При изготовлении барана первая отделяемая часть (с учетом рогов) должна быть больше;
  • приподнять выглаживанием глины (скользящими движениями пальцев по направлению вверх) гребешок. При этом «набирается» достаточное количество глины для гребешка или рогов и ушек;
  • на лицевой части головы отметить симметрично глазки вдавливанием внутренней и внешней стороной первой фаланги указательного пальца;
  • сформировать грудку так, чтоб она была выпуклой, широкой;
  • «набрать» лапки так, чтобы у игрушки точкой опоры был животик и хвост (делаем его в виде короткого цилиндрика);
  • далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить мелкие детали.
  • 3. Соразмерное деление яйца
  • Таким способом лепят коня, собаку, кошку, оленя, лося, медведя.
  • Последовательность операций:
  • приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони;
  • скатать шар яйцевидной формы;
  • визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев. При лепке лося, коня или мужской головы необходимо учесть, что верхняя часть отделяется больше по размеру, чем одна треть яйца.
  • оставшуюся часть (две трети яйца) делим ребром ладони или указательным пальцем правой руки накрест на 4 части;
  • далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить все части игрушки.

Комбинированный способ Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

Рельефная лепка

  • путем нанесения рисунка
  • путем наложения формы на основу
  • путем выбирания глины

Формование

Модульная лепка

Напоминает составление объемной мозаики или конструирование из большого количества одинаковых деталей

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vidy-i-sposoby-liepki-v-dietskom-sadu.html

Виды лепки в детском саду

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Лепка в детском саду является одним из важнейших и увлекательнейших занятий. Начинать работать с пластилином можно уже с детками младшей группы. Маленькие пальчики под руководством опытного воспитателя научаться мять пластилин, затем отщипывать от него кусочки и, используя разные техники и приемы, скатывать из пластилина шарики, колбаски и многое-многое другое.

Наравне с пластилином может использоваться для лепки глина и соленое тесто.

Занятие очень увлекательное, развивает мелкую моторику рук, знакомит ребенка с разными свойствами материалов, позволяет ребенку учиться мыслить творчески и позитивно.

Увлеченный творческим процессом ребенок уже не просто лепит кружочек, он творит свою сказку, мысленно разговаривает с Колобком, воображает Волка и Лисичку, проигрывает роли каждого персонажа.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Какие виды бывают?

Самые распространенные виды лепки в детском саду:

  • Предметная лепка предназначена для изображения одиночных предметов, таких как предметы посуды, животные и человек. Ребенок, используя всевозможные способы и приемы, учится придавать пластичному материалу окончательную форму.
  • Сюжетная лепка предназначена для развития у малыша объемного трехмерного мышления. Сюжетная лепка долгий и трудоемкий процесс, ведь ребенку необходимо вылепить из пластилина уже не одну, а несколько объемных фигурок, связанных между собой общей историей, задумкой, выполняющих какое-либо действие по отношению друг к другу. Можно сказать, что малыш учится творить свою пластилиновую сказку, выбирая наиболее понравившийся сюжет. Такая лепка устанавливается на жесткой подставке, на которую будут устанавливаться вылепленные из пластилина фигуры.
  • Декоративная лепка в детском саду позволяет ребенку еще в младшей группе ознакомиться и научиться делать простенькие фигуры и предметы, выполненные в стиле народного прикладного искусства. Так малыш, уже научившийся предметной лепке, проявив фантазию, усердие и включив свое воображение, превратит обычные предметы посуды из пластилина в нарядные, украшенные декоративными узорами. Такой посудой уже можно и дом украсить, и подарок подарить. Статуэтка, выполненная в народном прикладном стиле, научит малыша различать стили в искусстве, пробудит интерес к познанию нового.

Так, этап за этапом, маленький человечек из младшей группы учится усидчивости, развивает свое воображение, вовсю работает мелкая моторика. Малыш учится держать в руках стеки, правильно их использовать при лепке.

Учится на ощупь и визуально отличать различные материалы для лепки (глина, пластилин), даже нетрадиционные, такие как соленое тесто. Получает первые математические познания, такие как размер, форма. Узнает внешний вид и название различных геометрических фигур.

Можно смело сказать, что эстетическое воспитание началось!

Инструменты, необходимые для занятия

Лепка, как и каждый вид искусства, требует специальной подготовки и специфических инструментов. В детском саду у каждого ребенка должны быть свои индивидуальные приспособления для этого занятия.

Итак, что же понадобится:

  • досточка для лепки;
  • материал, из которого будут вылепливаться фигурки (пластилин, тесто, глина);
  • вода;
  • чистые тряпочки;
  • стеки.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

А также обязательное условие маленькие ладошки и пальчики смышленого ребятенка, будь он в младшей группе или старшей – не важно!

Во время занятия воспитатель сначала расскажет малышам, находящимся в группе, занимательную, а может и поучительную историю про героя, которого позже предложено будет вылепить.

После сказки воспитатель в игровой форме покажет каждому ребенку в группе уже слепленного главного героя сказочки. Малыши тут же захотят самостоятельно вылепить из пластилина такого же персонажа, но своего, индивидуального! И тут перед воспитателем стоит нелегкая задача: поэтапно рассказать, показать, объяснить и научить каждого ребенка:

  1. Используя различные приемы самостоятельно изготовить из пластилина отдельные заготовки различной формы.
  2. Используя известные способы, соединить между собой только что вылепленные детальки в одну объемную фигуру.
  3. Научить малышей устанавливать готовые фигурки на специальную подставку (досточку), применяя уже известные способы.
  4. Если занятие в группе предполагается сюжетное, то необходимо научить ребенка придумать или выбрать сюжет для своей композиции, спланировать, где будет находиться каждый герой, как он будет выглядеть, что будет происходить между героями сюжета, а затем уже приступать к изготовлению отдельных частей. Такое занятие займет не один урок, поэтому для незавершенных композиций необходимо подыскать место, где работы дождутся своего следующего «воплощения».
  5. На декоративном занятии воспитатель научит малышей, используя довольно простые приемы (скатать жгутик, шарик), украсить в народно-прикладном стиле уже готовый «свежевылепленный» объект.
Читайте также:  Лэпбук профессии для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Так, шаг за шагом, занятие за занятием, малыши научатся творить, получать настоящее эстетическое удовольствие, откроют для себя мир прекраснейшего изобразительного искусства.

Детям будет очень интересно и полезно попробовать «поиграть» с настоящим тестом, только соленым.

Многие будут подражать маме и пытаться слепить любимые вареники (с вишнями, творогом – кто какие любит), другие же примутся за создание детской посудки, третьи начнут с самого сложного – фигур! Самое интересное, что соленое тесто может быть как однотонным белым, так и красочным разноцветным. В помощь воспитателю во втором случае придут гуашевые краски.

Немного добавив их в уже разделенные кусочки теста, можно открыть перед малышом целую палитру цветов для творчества и пробудить его фантазию. Мягкое  же тесто, подвергнувшись сминанию, катанию и раскачиванию, наконец, приобретет свою конечную форму, вырвавшись из маленьких натруженных рук.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Итак, из чего же делается соленое тесто для лепки? Ингредиенты очень просты и что самое приятное – доступны каждому, нужно знать лишь точную пропорцию – и все получится!

На один стакан муки возьмите столько же обычной кухонной соли, хорошенько все перемешайте, добавьте ½ стакана обычной холодной воды из-под крана и одну столовую ложку подсолнечного масла.

Все хорошенько вымешайте на доске до однородной консистенции, при желании – разделите на кусочки и добавьте в них краски необходимых цветов.

Затем необходимо поместить уже готовое тесто в холодильник на 3 часа (предварительно положив его в полиэтиленовый пакет). Там тесто «дойдет», и лепить из него будет одно удовольствие!

При работе с соленым тестом к уже знакомым инструментам необходимо дополнительно подготовить клеенку, стакан с водой и кисточки. Кисточкой, смоченной в воде, будут соединяться между собой отдельно вылепленные детали фигуры.

Лепить из соленого теста нужно сухими руками, причем способы и приемы лепки совершенно не отличаются от тех, что используются при работе с пластилином.

Тесто быстро высыхает, поэтому доставать из полиэтиленового кулечка кусочки лучше частями.

Уже готовую фигуру необходимо хорошенько высушить. Для этого можно в домашних условиях использовать духовку (слабый огонь 30-60 минут, в зависимости от объемности фигуры) или же обычное солнышко! На солнце фигурка будет сохнуть долго, до 5 дней, нужно будет запастись терпением!

Учить ребенка лепить из пластилина следует поэтапно, руководствуясь возрастом малыша. Ведь для ребенка из младшей группы большим прогрессом будет научиться катать из пластилина шарики и палочки. В этом возрасте малыша больше занимает сама консистенция и пластичность материала, интересно перетекание форм, которого можно добиться легким нажатием маленьких пальчиков или ладошек.

Малыш будет с удивлением наблюдать, как пальчики погружаются в мягкий материал, как пластилин рвется, его позабавит процесс создания элементарных фигур – шара, цилиндра! Большего добиваться от детей такого возраста не нужно. Позже можно будет показать процесс «превращения» скатанной палочки в… колесо, бублик – кто что «увидит». Самое главное – посеять интерес к работе с пластилином, запустить творческий процесс.

Детки из средней группы более любопытны, их уже интересует и форма, и объем! Они уже полностью вовлекаются в процесс творения, им интересно сложить из отдельных привычных частей нечто новое! Воспитатель сначала учит собирать по частям фигуру, а затем учит придавать фигуре осмысленность, действие. Для этого нужно лишь согнуть человечку руку, ногу – вот он и бежит, сидит, прыгает…

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Старшие дошкольники уже умеют мыслить объемно и образно. Поэтому для их возраста как раз впору будут сюжетные занятия лепкой! Шаг за шагом ребенок будет собирать из кусочков пластилина какую-то свою композицию, как в конструкторе «Лего». Это занятие чрезвычайно увлекательное и развивающее. Включено все: мелкая моторика, воображение, память, творческий процесс, фантазия!

А самое приятное то, что заниматься лепкой не обязательно только в садике! Можно порадовать маму, папу, братика – всех родных своими пластилиновыми историями, можно даже сказку для младшего братика или сестрички показать – свою! Собственную! Ее он уж точно не забудет никогда!

Вот так, занятие за занятием, умение за умением, малыш может вырасти в настоящего скульптора… а пока – помогите малышу почувствовать свою силу, раскрыть свой талант, получить поддержку близких и уверенность в себе и – успех обеспечен!

Источник: http://StranaDetstva.ru/dekorativnaya-i-syuzhetnaya-lepka-v-detskom-sadu

Лепка в детском саду

Особенности лепки в детском саду

Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства.

Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения.

Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам.

Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством.

Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук.

Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением.

Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготовить ребёнка к школе.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать, что можно красиво слепить, а что лучше получится нарисовать или сделать из других материалов.

В ходе занятий дети осваивают и другую форму лепки, когда для создания творческих работ используют природные материалы и другие подручные материалы, как для создания дополнительных аксессуаров для своих фигур, так и заменяя или дополняя основные их составляющие.

Существует три вида лепки, используемые в детских садах:

  1. Предметная лепка – ребёнок лепит отдельно взятый предмет. Для детей это удаётся порой легче, чем рисование. Здесь используется одна фигура или образ человека, животного или другого предмета, но быстрее и лучше у детей начинают получаться конструктивные или растительные предметы;
  2. Сюжетная лепка – изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы. Сюжетная лепка отличается от рисования, здесь нет второго плана на плоскости, удаления с уменьшением или приближения с крупным планом.

В лепке фигуры имеют более реалистичные размеры и не зависят от плоскости. В основном дошкольники изображают пару предметных образов, находящихся в статичном состоянии. Дети ещё пока не умеют передавать в своих творениях другие состояния образов и не любят разворачивать сюжеты.

Детям для игры достаточно двух персонажей, с которыми они будут играть и даже общаться. В общении двух персонажей наблюдается сюжетный эпизод, который придумывает сам ребёнок по ходу действия.

Уже в ходе развития событий и приобретения большего интереса, ребёнок начинает разворачивать сюжет и обогащать его при помощи новых персонажей и предметов.

Наряду с игрой и увлечением сюжетная лепка это очень трудоёмкий процесс для ребёнка. Ребёнку предстоит слепить несколько персонажей, разместить их согласно замыслу и дополнить сюжет окружающими предметами. Это полноценная композиция, представленная на определённой платформе.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

Эта задача стоит именно перед воспитателем любой группы детского сада. Он должен научить детей оформлять композицию целиком: и делать объёмную подставку с декоративными элементами, и логически правильно размещать предметы на подставке.

Например, на подставке вылеплен грунт, трава, цветы, норка, где живёт лиса или мышка, дерево с белкой. Композиция должна быть похожа на сюжет из сказки или окружающей реалии.

Композиция это не только отдельно взятые образы, но взаимосвязь их действий между собой.

Сюжетная лепка посильна только дошкольникам средних и старших групп, в связи с её многосторонним разнообразием, а для этого нужен необходимый багаж знаний и представлений.

3. Декоративная лепка – напрямую связана с эстетическим воспитанием дошкольников, так как воспитатель знакомит и учит их с творчество народных мастеров различных культур.

Лепка сопровождается росписью по изделиям. Детям это не только нравится, но и расширяет их культурные знания и мир фантазий.

Дошкольникам нравятся замысловатые сосуды, предметы быта, посуда с яркой краской и неповторимым внешним видом.

Старшие дошкольники, после тренировок с воспитателем способны сами создавать декоративные изделия, с которыми можно и играть и даже использовать как предметы дизайнерской мысли для украшения комнаты, или просто как сувениры.

Дети при помощи декоративной лепки учатся мыслить, планировать и создавать эскизы своих замыслов. Дошкольников надо учить видеть красоту своими глазами.

Обычная солонка, кружка или ваза в руках ребёнка по замыслу и воплощению его в жизнь, могут превратиться в лебедя, растение, может стать просто декоративным произведением искусства.

Обычный пластилин, глина и дополнительные аксессуары дошкольники используют для того, чтобы незаурядную вещь, превратить в нечто прекрасное. В ходе своих работ дети не только учатся лепить, но и правильно держать и использовать различные инструменты.

Читайте также:  Валеологические занятия в старшей группе детского сада с примером конспекта

Помимо всех перечисленных достоинств, лепка из пластилина развивает гибкость, чувствительность и моторику пальцев ребёнка.

Оборудование и материалы для занятий лепки в детском саду

Обычно в группе детского сада используют пластилин, но возможности работы с ним ограничены. Наиболее эффективно получится использовать в творческой работе глину. Жирная глина подойдёт лучше всего.

Из неё можно лепить несколько крупных объектов, создавать предметы с последующей термической обработкой, для увековечения и расписывать их красками.

Пластичность глины можно регулировать водой, что облегчает детям сам труд.

В образовании практичнее использовать глину, так как пластилин предназначен для мелких изделий, а мелкие формы не способны передать полноту и чёткость линий деталей фигуры.

Использование пластилина осложняет занятия с детьми младшего возраста, так как он достаточно твёрдый и для мягкости его надо постоянно разминать, а маленьким детям это не всегда под силу.

Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.

Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы

В роли каркасов могут сгодиться обыкновенные палочки или куски проволоки. Каркас необходимо делать так, чтобы была возможность его изъять из изделия после того, как подсохнет глина, иначе глина на каркасе может потрескаться при высыхании.

Для вырисовывания отдельных элементов, выемок можно использовать пластмассовые ножи как в пластилине, лопатки и гвоздики. Чем лучше и удобнее организовано место для творческой деятельности ребёнка, тем качественнее получаются его работы.

Обычно для рабочей поверхности используют досочки, но лучше иметь поворотный станок для удобства работы, с любой стороны, над изделием.

В конце хочется добавить, что лепка в детском саду важна дошкольникам для развития сенсорного восприятия. Дети не только должны видеть, но и осязать предметы.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/organizasija-lepki-detskom-sadu.html

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе

Виды лепки.

1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.

2 Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.

3 Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Способы  и приёмы лепки:

Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение.

В мл гр дети лепят: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.

Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

  • Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.
  • Старшая группа — добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).
  • Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

1и 2 младшая группа

Первые занятия по лепке проводят в течение 5–8 мин с каждой подгруппой.

После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие.  

Длительность таких занятий со всей группой – не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ним – доска с подготов­ленной глиной. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2–3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.

Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.

По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку.

средняя группа

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.

Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.

Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д.

После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? – спрашивает воспитатель.– Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит».

Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы,проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

старшая группа

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно слож­но, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ра­нее, творческая активность в способах лепки.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов

Источник: https://sad-ozerco.schools.by/pages/metodika-obuchenija-lepke-v-kazhdoj-vozrastnoj-gruppe

Методика обучения лепке в детском саду (стр. 1 из 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.

Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.

Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.

На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. [16;3]

Изображать предметы, явления в лепке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее овладение правильной техникой необходимо.

  • Поэтому перед нами стоит проблема
    : какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будут способствовать формированию технических умений и навыков.
  • Объект исследования: процесс формирования технических умений и навыков на занятиях лепкой
  • Предмет исследования:
    педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования технических умений и навыков лепке у детей младшего дошкольного возраста.
  • Цель исследования: теоретически изучить особенности обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
  • В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи
    :
  • 1) Изучить история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства;
  • 2) изучить особенности лепки в детском саду;
  • 3) рассмотреть методику обучения лепки детей младшего дошкольного возраста.
  • Гипотезой исследования стало предположение, что изучение теоретических аспектов обучения лепки, позволит понять сущность и особенности использования этого вида изобразительной деятельности в работе с детьми.
  • Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие основные методы:
  • — теоретический анализ и синтез;
  • — анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
  • — изучение опыта работы педагогов.
  • 1.
    Лепка- вид изобразительной деятельности

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

Читайте также:  Лэпбук эмоции для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

[10; с.35]

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.

В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры — это круглая скульптура и рельеф.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.).[6; с.

524] В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф.

Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф.

Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями.

Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям.

Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий.

Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV—V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние божества. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек.

Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек — главная тема скульптуры, но не единственная.

Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека.

Изображение растений, предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.

Круглая скульптура, всегда связана с определенной средой, в которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления ее пластических особенностей.

Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы.

Рассматривая скульптурную группу Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои.

Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными — все вместе создает впечатление тяжелых страданий.

Источник: https://mirznanii.com/a/179461/metodika-obucheniya-lepke-v-detskom-sadu

Виды лепки в детском саду

Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Процесс создания детьми даже самых элементарных скульптур всегда имеет творческий характер. Так, шарообразный комочек глины малышу представляется мячиком, яблоком или апельсином, а замкнутый глиняный столбик — рулем или баранкой.

Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок обретает эстетическое наслаждение, наблюдая ее пластичность, объемность форм.

Кроме этого занятия в ДОУ знакомят ребенка с различными свойствами глины и пластилина, с объемной формой, построением и пропорциями объектов, у него формируется точность движений и глазомер, развиваются конструктивные навыки. Если данный вид творчества правильно организован, то лепка в детском саду может стать излюбленным занятием детей.

Задачи, содержание и виды

Во время творческих занятий в д/с существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.

При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы.

Для занятий с детьми чаще всего используют:

  • предметную;
  • сюжетную;
  • декоративную.

Предметная предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных.

Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы.

В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов, а также наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная — сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить ее некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для творческих поделок служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная.

Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Такие изделия могут обладать формой листьев, зверей, цветов, их можно красочно расписать гуашью и ангобами.

Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета.

К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом.

В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.

Тематическое занятие «Курочка» во второй младшей группе

Целью таких занятий является обучение детей вылепливать домашних птиц – курочки, прочно и логично соединяя меж собой детали.

Сопутствующей целью является закрепление приемов лепки (шар, овал), скатывания пластилина меж ладонями.

В ходе занятий происходит развитие творчества детей, желания самостоятельно дополнять работу добавочными деталями, формировать доброжелательное отношение к различным животным.

  • Для занятия понадобиться: пластилин, игрушка курочка, стеки, вода, дощечки, тряпочки.
  • В ходе занятия воспитатель показывает деткам предварительно заготовленную игрушку курочки со словами: «Посмотрите, какая красива курочка пришла к нам на занятие, но ей очень одиноко самой, давайте, слепим ей много друзей-курочек».
  • Затем обращается внимание на то, из каких частей состоит курочка: голова, хвост, клюв, туловище и крылышки.

Вначале необходимо разделить на 2 части пластилин. Одна часть используется для лепки головы и туловища, другая понадобиться для изготовления хвоста и клюва. Для формирования туловища необходимо взять кусочек пластилина и скатать его ладошками, таким образом, изготавливается пластилиновая колбаска.

Чтобы создать голову необходимо скатать шар или овал, затем прочно соединить его с туловищем, сглаживающим движением пальцев, с использованием при этом воды. После этого совместно с детьми нужно найти на туловище место, где у курочки находиться хвост, затем надо прищепнуть и слегка расплющить пластилин. Таким образом, получится хвостик.

В окончании работы, на голове немного оттягиваем пластилин, для образования клюва. Специальным стеком рисуются глаза и крылышки курочки.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/694_lepka_v_detskom_sadu/

Ссылка на основную публикацию