Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: «Путешествие в Песочную страну» (для воспитанников старшего дошкольного возраста)
Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочных техник. Коррекционные задачи: — стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники; — снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей;
- Образовательные задачи: — формирование представления детей о свойствах песка;
- Развивающие задачи:
- Воспитательные задачи:
- Оборудование:
— формирование навыка экспериментирования с песком; — обогащение тактильного опыта у воспитанников; — развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; — развитие творческого воображения, внимание и мышление; — развитие коммуникативных навыков, речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре. — воспитывать аккуратность; — воспитывать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками; — вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. • световой стол для рисования песком; • кварцевый песок; • столы и стулья на каждого ребенка; • подносы с «живым» песком по количеству детей: • мультимедийное оборудование (экран, проектор); • магнитофон; • салфетки по количеству детей; • трафареты и цветной песок; • камешки и формочки разного размера для декора. 1.Вводная часть Ритуал приветствия «Подари улыбку» Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.
Педагог-психолог приветствует детей, приглашает в круг: «Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку». (Дети, взявшись за руки, встают в круг, здороваются и улыбаются друг другу).
Игра-разминка «Выполни задание»
Педагог-психолог: «Ребята давайте поиграем: вам нужно будете выполнить задание, которое подходит именно вам: -Пускай улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым. -Пусть коснуться кончика носа все, у кого белые носочки. -Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других. -Пусть постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
-Пусть хлопают в ладоши все, кто любит лето!»
(Дети выполняют задания).
Беседа
Цель: задать тему занятия, настроить детей на совместную игровую деятельность.
Педагог-психолог: «Ребята мне тоже очень нравится лето! И я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?»
Педагог-психолог произносит «волшебные слова»: «Покружим, полетим, Страну солнца посетим, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!» (Дети берутся за руки, закрывают глаза и, слушая «волшебные слова», начинают фантазировать). 2.Основная часть Цель: развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.
Арт-занятие «Рисование на световом столе» в основной части несет смысловую нагрузку всего занятия, установка положительного эмоционального отклика детей на занятии.
Дети открывают глаза и подходят к песочному столу. Педагог обращает внимание детей, на стол, на материал с которым детям предстоит работать. Дети тактильно знакомятся с песком и отвечают на вопрос: «Какой песок?» Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный. (Высказывания детей)
Перед тем как педагог предлагает порисовать на песке, дети обращают внимание на экран, где представлено видеоизображение рисования на песке. Педагог озвучивает: «Я рисую на песке, словно мелом на доске. Просто пальчиком черчу все, что только захочу. Я рисую небосвод, вот и солнышка черед, облака совсем не тучи, а внизу дубок могучий! Я рисую — мне не лень за окном хороший день.
После просмотра видео, дети рисуют облака, а далее продолжают рисовать по тексту стихотворения: Облака собрались в кучу, превратились в злую тучу. Стали лить на землю воду и испортили погоду, (рисуют дождь). Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, (рисуют гриб), дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу). (Обсуждение работ детей и выяснение чего не хватает на рисунках. Ответы детей: солнца)
Упражнение-лепка «Живой песок» активизацию речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие тактильного восприятия детей.
Педагог-психолог: «Правильно солнце, его я вам предлагаю попробовать нарисовать, используя другой песок, приглашаю вас парами к столу. Попробуйте нарисовать солнце. Получается? (Высказывания детей) Давайте посмотрим какой он? Отличается от песка на котором мы рисовали? Как можно изобразить с помощью него, например солнце!? (Дети пробуют рисовать, используя «живой песок», знакомятся с ним, его свойствами). Проблемная ситуация – рисовать не получается. Дети начинают лепить из песка солнце, используя камешки для декора, обсуждают какое у них получается солнце! Ответы детей: доброе, лучистое, улыбчивое, песочное
3.Заключительная часть
Цель: Направлена на снижение мышечного напряжения, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
«Согрело вас ваше солнце? Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад из песочной страны, но на память о нашем путешествии я хочу подарить вам амулеты на счастье и хорошее настроение, мы их сделаем сами из цветного песка!
Наполняем подготовленные сувенирные баночки цветным песком, каждый ребенок выбирает цвет для себя! Выход из Песочной страны
Когда все готово, дети берутся за руки, закрывают глаза и слушают «волшебные слова» для выхода из Песочной страны: Поиграли, погостили, Страну солнца посетили, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (выбор цвета для амулета), и в смысловом (ответы на вопросы).
Педагог предлагает детям присесть на подушки и обсудить: «Чем запомнилось вам наше путешествие!?»
(Ответы детей. Прощание). Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Фрукты План НОД с детьми старшей коррекционной группы Конспект НОД по формированию слухового восприятия в старшей группе
- Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
- Конспект занятия по хореографии в старшей группе
- Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
- Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет
Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-aleksandrovna-bocharnikova/konspekt-korekciono-razvivayuschego-zanjatija-po-teme-puteshestvie-v-pesochnuyu-stranu.html
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога должна опираться на потребности и особенности личности ребенка (группы).
В отдельных случаях методические средства послужат материалом, на котором педагог-психолог будет строить развивающую или коррекционную работу, цель которой — проблематика конкретного дошкольника (группы).
Задачи, решению которых помогает педагог-психолог, решаются в соответствии с этапом возрастного развития.
Сайт предназначен для работников сферы образования
Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.После регистрации Вы получаете:
- доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
- 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
- более 200 сценариев открытых уроков;
- 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
На этапе дошкольного детства основными являются:
1) развивающие задачи:
- реализация условий, в которых бы благоприятно преодолевался кризис возраста трех лет;
- реализация условий к полноценной психологической адаптации; работа над игровой деятельностью как ведущей в возрасте трех лет;
- реализация условий для навыков совместной со взрослыми и сверстниками активности;
- реализация условий для освоения социальных норм;
- работа над коммуникативными навыками;
- реализация условий для познавательных возрастных процессов;
- проработка готовности к школе.
2) коррекционные задачи:
- реализация условий к развитию адекватного поведения, улучшение поведения;
- улучшение эмоционально-волевых нарушений, которые связаны с особенностями семейного воспитания, низкой адаптации к ДОО;
- улучшение интеллектуальных и физических нарушений, которые обусловлены особенностями нейропсихологического состояния малыша или ранней педагогической запущенностью.
Далее представлена коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ, которая базируется на необходимости решения задач в деятельности с дошкольниками.
Академия Первой помощи
- Авторский курс Дежурного Л.И., ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения»
- стоимость 1 курса 1560 ₽.
- удостоверение на три года
Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога: развитие познавательной сферы
«Рисующий гномик» (М.А. Касицина)
- Данный проект предусмотрен для групповой и индивидуальной (в зависимости от поставленных целей и задач) работы с дошкольниками (3–5 лет).
- Целью является работа с графическими умениями у дошкольников, которые имеют задержку психического развития (ЗПР) в условиях коррекционного детского сада.
- Задачи программы:
- 1) первый период (младшая группа):
- работа с навыком правильно сидеть и держать карандаш в процессе выполнения графических заданий;
- работа с навыком изображать прямые и кривые линии, круги и овалы.
2) второй период (средняя группа):
- упражнения с графическими умениями, полученными в ходе предыдущего этапа;
- работа с навыками изображения спиралей, циклических линий;
- понимание дошкольника в теме цикличности движений руки;
- проработка правильного стереотипа движения.
«Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет» (А.З. Зак)
- Развивающий проект для групповой деятельности.
- Целью является: развитие логического мышления на основе задач неучебного содержания.
- Задачи: выработка способности анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями внимания (А.А. Осипова, Л.И. Малашинская)
- Данный проект, являющийся частью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, предназначен для ребят 5–7 лет.
- Целью является: развитие внимания (устойчивости, переключаемости и концентрации).
- Задачи: реализация сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания, повышение познавательного интереса.
- Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога: программы комбинированной направленности
Адаптационная программа (А.С. Роньжина)
- Развивающий проект для групповой деятельности с малышами 2–4 лет.
- Целью является: успешная адаптация малышей к условиям детского сада.
- Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: нейтрализация эмоционального и мышечного напряжения, оптимизация импульсивности, повышенной двигательной активности, тревоги, агрессии, игровых навыков взаимодействия дошкольников друг с другом; совершенствование чувства ритма, координации движений.
Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней и старшей группах (В.Л. Шарохина)
- Коррекционно-развивающий проект для групповой (6 человек) деятельности с детьми 3–7 лет.
- Целью является: осуществление психических функций и личностных качеств у детей с трудностями формирования познавательной сферы, а также с проблемами коммуникации.
- Задачи: совершенствование зрительного восприятия, а именно понимание цвета, формы, величины, упражнения с мышлением, вниманием, памятью, речью, моторикой; совершенствование общительных и эмпатических умений.
Программа коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе (Л.И. Катаева)
- Коррекционно-развивающий проект для групповой деятельности (6 человек) с дошкольниками 5–7 лет.
- Целью являются коррекция и совершенствование познавательной сферы, формирование произвольности.
- Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: реализация работы по восприятию, вниманию, памяти, речи, воображению, моторике; реализация умений во согласованном взаимодействии.
Игры в школе и дома (Н.В. Самоукина)
- Коррекционно-развивающий и профилактический проект для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 5–7 лет.
- Целью являются коррекция нарушений; реализация познавательной, эмоциональной, коммуникативной областей; профилактика дезадаптации в школе.
- Задачи: развитие внимания, памяти и самоконтроля, коммуникативных способностей; работа с эмоциональной и волевой сферами, коррекция личностных нарушений; снятие эмоционального возбуждения.
Программа работы практического психолога с детьми дошкольного возраста (А.Д. Андреева)
- Развивающий проект для групповой деятельности с детьми 4–6 лет.
- Целью является формирование познавательной сферы, навыков общения, произвольности.
- Задачи программы: реализация общительных умений, внимания, слухового восприятия, памяти, коммуникации; подготовка к чтению (умение выделять классы, подклассы предметов, воспринимать слово в отрыве от контекста, понимать разные значения одного слова, выделять слово как единицу речи).
- Данная программа рассчитана на работу воспитателя с дошкольниками в широком возрастном диапазоне, поэтому педагог должен адаптировать ее к условиям проведения конкретного характера.
Комплексная программа развивающих игр (М.Н. Ильина)
- Развивающий проект для групповой деятельности с детьми 5–7 лет.
- Целью является комплексное развитие познавательной, мотивационной и коммуникативной сфер как основы для формирования готовности к школьному обучению.
- Задачи программы: занятие с памятью, вниманием, речью, мышлением, воображением и коммуникативными навыками ; формирование групповой ответственности.
Программа коррекционных занятий с гиперактивными детьми (И.Л. Арцишевская)
- Коррекционно-развивающий проект для групповой и индивидуальной деятельности с детьми 4–5 и 5–7 лет.
- Целью является коррекция психологических проблем детей, отличающихся гиперактивностью.
- Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: управление двигательной активностью; развитие произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, эмоционально-выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения.
Психологическая помощь дошкольнику (Н.Г. Яковлева)
Коррекционно-развивающий проект для групповой деятельности с детьми 4–7 лет.
Целью являются разностороннее развитие и коррекция психики детей с различными трудностями (страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой и пр.); выработка навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи программы: управление двигательной активностью; совершенствование произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, их эмоциональной выразительности; снятие психоэмоционального напряжения; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения; оказание помощи в осознании своего реального «Я»; повышение самооценки, отреагирование внутренних конфликтов; развитие потенциальных возможностей.
Тренинговая программа занятий с детьми 3–6 лет «Здравствуй, я сам!» (С.В. Крюкова)
- Развивающий проект для групповой деятельности.
- Целью является совершенствование восприятия и эмоциональной сферы.
- Задачи программы: развитие внимания, восприятия, способности к формированию более точных и полных образов через обучение различным способам обследования окружающего мира; формирование умения произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц; выработка навыков осознания чувств, ощущений; помощь в осознании эмоций и их проживании на телесном уровне; привитие навыков ассоциативно-образного восприятия; развитие самосознания, уверенности; повышение групповой сплоченности.
Программы на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника
Коррекционно-развивающая программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» (С.И. Семенака)
Проект для групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 5–7 лет. Может быть реализован как педагогом-психологом, так и воспитателем.
- Целью являются коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы.
- Задачи программы: развитие способности к эмоциональному сопереживанию; расширение представлений о добре и зле; формирование гуманного отношения к родным, сверстникам, животных.
- Коррекционно-развивающий проект для групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
- Целью являются обучение защитным реакциям, коррекция механизмов социально-психологической защиты.
- Задачи: снижение значимости травмирующего фактора; снятие напряжения; повышение самооценки; развитие волевой саморегуляции поведения; формирование умения выражать негативные чувства в безопасной символической форме.
Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей (О.В. Хухлаева)
- Профилактический проект для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 3–6 лет.
- Целью является предупреждение нарушений психологического здоровья детей.
- Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: обучение позитивному отношению к себе и принятию других людей; формирование умения сотрудничать и потребности в саморазвитии; развитие личностной рефлексии; содействие росту и развитию дошкольника.
Развивающая программа «Давайте жить дружно!» (С.В. Крюкова)
- Проект для групповой деятельности (10–15 человек) с детьми 4–5 лет.
- Целью является развитие психологических предпосылок для успешной адаптации к новым социально-психологическим условиям.
- Задачи: формирование позитивного отношения к своему «Я», чувства принадлежности к группе ; повышение уверенности; развитие самостоятельности, способности к эмпатии, сопереживанию; развитие навыков социального поведения.
Развивающая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник)
- Рекомендована для групповой (10–15 человек) и индивидуальной деятельности с детьми 4–6 лет, но может использоваться и для учащихся 1–2-х классов с проблемами эмоционального развития (тревожных, робких, замкнутых, с трудностями коммуникации).
- Целью является развитие эмоциональной сферы через создание условий для проживания детьми определенных эмоциональных состояний, их осознания и словесного обозначения.
- Задачи: развитие эмоциональности; формирование умения узнавать свое эмоциональное состояние, дифференцировать переживаемые чувства, адекватно проявлять свои чувства и распознавать чувства других людей; развитие эмпатии.
Программы коррекции тревожности (Л.М. Костина)
- Включают три проекта, являющиеся частью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога:
- 1) «Сказочная шкатулка».
- 2) «Самочувствие» (13 занятий по 30 мин) – использование формы групповой деятельности имеет смысл после первоначального прохождения детьми условий данного тренинга в индивидуальном порядке.
- 3) «Это Я» (10 занятий по 40 мин) – данная программа направлена на развитие активности; навыки отношений с другими детьми; помощь в саморазвитии и самовыражении.
Источник: https://www.resobr.ru/article/59472-qqe-16-m8-korrekcionno-razvivaychaya-rabota-pedagoga-psihologa-s-doshkolnikai
Конспект коррекционно-развивающего занятия с группой дошкольников 6-7лет по развитию внимания и самоконтроля
Боголюб
Людмила Викторовна,
педагог-психолог
МБДОУ
д/с №30 г.Арзамас, Нижегородская обл.
-
Конспект
коррекционно-развивающего занятия с
группой дошкольников 6-7лет по развитию
внимания и самоконтроля. -
Цели и задачи: Оптимизация тонуса мышц, развитие самоконтроля, развитие внимания и
формирование навыков произвольной
регуляции собственной деятельности, снятие синкинезий и мышечных зажимов,
ритмирование организма, развитие
межполушарного взаимодействия, повышение
энергетизации организма, элиминация
импульсивности, развитие навыков
взаимодействия в коллективе, расслабление
мышц рук, ног, туловища. -
Оборудование и
материалы: Мягкие
индивидуальные коврики для участников
занятия, мяч, рисунок – лежачая восьмёрка,
магнитофон, аудиокассета с записью шума
морской волны, со спокойной музыкой для
релаксации. -
Предварительная
работа: Разучивание
упражнений «Отдых в позе ребёнка», «Роботы и улитки», ознакомление с
упражнениями «Чайничек», «Солнышко,
заборчик, камушки». - Структура занятия: — релаксация;
- —
растяжка; - -функциональное
упражнение; - -дыхательное
упражнение; - —
упражнения для развития мелкой моторики
рук, массаж ушных - раковин;
- -функциональные и коммуникативные упражнения;
- —
релаксация. - Ход занятия:
Коврики разложены
по кругу в форме лепестков цветка,
психолог приглашает детей на занятие,
говорит о том, что рада их видеть , и
спрашивает у них, готовы ли они приступить
к занятию. Дети по очереди говорят о
том, что они готовы, психолог предлагает
им занять места на ковриках, дети снимают
обувь и встают на коврики.
Релаксация.
Пс-г: Ребята, чтобы лучше настроиться на
хорошую работу примем «позу ребёнка»
и постараемся расслабиться. (Дети
садятся на колени, наклоняются вперёд,
вытягивают руки вперёд, голова лежит
на полу. Звучит спокойная музыка.
) Дышим
глубоко: вдох, выдох
(3 раза), а сейчас
дышим легко и спокойно. Руки расслаблены,
свободно лежат на полу, спина расслаблена,
отдыхает. Всё плохое, что было с вами,
что было в вас, уходит через голову в
землю, становится легко, хорошо, с вами
остаётся лишь всё хорошее.
Вы это
чувствуете, вам приятно. Ещё немного
полежите так и медленно вставайте.
Растяжки.
Пс-г: Я предлагаю вам представить себя
семечком в орешке, из которого постепенно
вырастет могучее дерево. Присядьте,
ноги в коленях раздвиньте, положите
между ними голову и крепко сожмите
колени руками.
Вот семечко проснулось,
ему тесно в скорлупе, оно старается
расколоть её — напрягается сильно-сильно,
ещё сильнее, раскололась скорлупа,
распрямляем медленно ноги, спину, руки
–ветки, тянем ладошки –листочки к
солнцу, встанем на носочки, тянемся всем
телом.
Вот деревце окрепло – встаньте
на всю ступню, напрягите ноги в коленях,
почувствуйте их силу, продолжайте
тянуться к солнцу всем телом, стоя на
всей ступне. Опустите руки, отдохните
немного.
-
Упражнение «Роботы
и улитки». -
Пс-г: Давайте вспомним стихотворение про ветер исолнышко,
расскажем и покажем его: - Ветер дует нам
в лицо (Движения
руками к лицу) - Закачалось
деревцо (Руки
над головой, движения руками в стороны) - Ветер тише,
тише, тише (Приседают
отрывисто в три приёма) - Деревце всё
выше, выше, выше. (Отрывисто
поднимается тело и руки вверх) -
Так мы двигались как
роботы – отрывисто, быстро, А сейчас
будем двигаться как улитки — плавно и
медленно: на счёт 5 приседаем и на счёт
5 поднимаемся. - Упражнение дыхательное
Пс-г: Сядем на пол. Сложим правую руку в
кулачок, расправим большой палец и
мизинец, закроем правую ноздрю большим
пальцем , мизинец направив вверх. Дышим
только через левую ноздрю, глубокий
вдох носом, выдох – ртом. (3
цикла). А теперь
левую ноздрю закроем мизинцем вот так
– дышим только через правую ноздрю (3
цикла).
Массаж ушных раковин.
Пс-г: Сядем на коврики, ноги немного разведя
в стороны. Большим и указательным
пальцами массируем мочки ушей. Поднимаясь
пальцами вверх массируем всё ухо. А
сейчас разотрём уши.
Упражнение «Слон
рисует восьмёрки»
Пс-г: Я предлагаю вам превратиться в слоников.
Сядем, как сидят слоны (ноги
немного сгибаются в коленях , колени
разводятся в стороны).
Вытянем правую руку перед собой и отведём
её немного в сторону – это у слона хобот.
Слон будет рисовать лежачие восьмёрки
– вот такие (Показ
рисунка). Плавно
указательным пальцем руки вырисовываем
восьмёрки.
А теперь поменяем руки и
рисуем уже левой рукой.
Упражнение «Чайничек».
-
Пс-г: Устал слоник. Давайте напоим его чаем
–расскажем
и покажем стихотворение «Чайничек»,
а для этого
встанем на коврики, начали: -
Чайничек
(Вертикальные
движения рёбрами ладоней)! -
На чайничке – крышечка
(Левая рука
складывается в кулак, правая –ладонью
делает круговые движения над кулаком). -
На
крышечке – шишечка (Вертикальные
движения кулаками). -
В
шишечке – дырочка (Указательный
и большой пальцы обеих рук делают
колечки) -
Из
дырочки пат идёт (Указательными
пальцами рисуются спиральки). - Пар идёт из дырочки,
- Дырочка
в шишечке. - Шишечка
на крышечке, - Крышечка
на чайничке (Соответствующие
движения руками). -
Упражнение «Считалочки
– бормоталочки»
Пс-г: Сядем на коврики, немного разведя в
стороны ноги. Давайте вспомним всем
известную считалку «Эники- беники…»
(дети рассказывают
считалку).Расскажем
только первую строчку. А сейчас последнее
слово в ней заменим на хлопок в ладоши,
а слово «вареники» скажем про себя.
Теперь ещё одно слово заменим на хлопок:
-
(Это
выглядит следующим образом). -
1Эники –беники ели
вареники. -
2Эники – беники ели
(хлопок).
3.Эники – беники(2
хлопка).
4Эники (3 хлопка).
5. (4 хлопка).
А сейчас так же поиграем
со считалкой «Ехал Грека через реку».
Игра с мячом.
Пс-г: Встанем на коврики. Я буду бросать вам
мяч, а вы ловить его, при этом выполняя
правила: ловит мяч лишь после моего
хлопка в ладоши, после того, как поймаете
мяч – назовите своё имя, ждите, когда я
ещё раз хлопну в ладоши и тогда бросайте
мяч мне. Повторите правила.
Д. Ловить и бросать
мяч после хлопка в ладоши. Поймав мяч,
назвать своё имя.
Упражнение «Хлопки
по коленям».
Пс-г: Сядем по-турецки,положив на
колени руки. Я начинаю счёт: «один»-(хлопок
по правому
колену правой
рукой), два
–(хлопок по
левому колену левой рукой).
Тот
кто слева от меня- продолжает счёт.(Счёт
по кругу).
Смотрите на мои руки, я начинаю счет
заново, но уже в другую сторону (счёт
по кругу в правую сторону).
А сейчас счёт откроет Алина, следим за
её руками (счёт
по кругу).
Упражнение «Солнышко
— заборчик- камушки»
Пс-г: Встаньте на коврики. Покажите солнышко
(ладони с
растопыренными пальцами), теперь
заборчик ( ладони
вместе, направлены от себя) ,камушки(стучат
кулачками друг о друга).
А теперь я быстр и вразнобой говорю а
вы показывайте.
Правило меняется. Вы
будете делать то, что видите, а не то,
что слышите, глядя на меня. Повторите
правило каждый по очереди (д.
по очереди проговаривают правило). А сейчас начнём (п.
называет и показывает движения вразнобой
«солнышко, заборчик, камушки», а потом,
специально путая детей: показывает одно
движение, а при этом называет другое,
дети следуют правилу). Сейчас
правило меняется: Вы будете делать то,
что слышите, а не то, что видите, глядя
на меня.
Повторите каждый по очереди
правило (дети
по очереди проговаривают правило).
Начнём (дети
должны следовать правилу).
Игра «Пчёлы».
Пс-г: Давайте немного отдохнём. Я предлагаю
вам превратиться в пчёл. Что делают
пчёлы ночью?
-
Дети:
Спят. - Пс-г: А днём?
-
Дети:
Летаюти
жужжат. -
Пс-г: По моей команде «день» — вы «летаете»
как пчёлы и жужжите, по команде «ночь»
— приседаете и «засыпаете». - Игра «Кукушка»
Пс-г: Сейчас я превращусь в кукушку и буду
давать вам команды повернуться ко мне
той стороной тела, которую я «прокукую».
Готовы?
-
Дети:
Готовы. -
(Пс-г даёт разные
команды: «ку-ку спиной», «ку-ку передом»,
«ку-ку правым боком», «ку-ку левым боком»,
дети их выполняют). -
Релаксация «Отдых
на море». -
Пс-г: Лягте на свои коврики на спину(включает
запись с о звуками морского прибоя).
Закройте глаза и
представьте, что вы находитесь на берегу
моря. Вдох-выдох. Дышим легко и свободно.
Постарайтесь расслабиться, представить,
как вы греетесь на солнышке, ваше тело
обдувает лёгкий ветерок, вы смотрите
на небо и «пьёте» это небо, вдыхая чистый
воздух. От этого вы становитесь сильнее,
бодрее.
Откройте глаза, постарайтесь
сохранить это настроение до конца дня.
Потихоньку поднимайтесь, всего вам
доброго!
Список использованной
литературы:
Валявский А.С., Яковис
А.С. Оздоравливающие учебные игры .
Санкт- Петербург, 2001.
Сиротюк А.Л. Синдром
дефицита внимания с гиперактивностью.М.,2002.
Источник: http://pedsovet.su/load/316-1-0-28006
«Коррекционно-развивающие упражнения для детей от 3 до 6» (образовательная программа)
Программа рассчитана на 3 года, возраст — 3-6 лет.
Пояснительная записка
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов.
Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности.
У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.
В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия, нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.
А также встречаются дети инофоны – это нарушение речи при восприятии иноязычного языка, которое в свою очередь влияет на психическое развитие детей в интеллектуальном развитии и в эмоциональной сфере.
Мигранты, в свою очередь, дома разговаривают на своем родном языке, а приходя в общеобразовательный детский сад, они должны разговаривать на русском языке. И, в связи с тем, что родители мигрантов разговаривают в основном на своем родном языке и дети не понимают русского языка, это, в свою очередь, влияет на психическое развитие детей.
Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами или недостатками словесной речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, т.е. от общепринятого в данном языке типизированного в данном языке проявления или восприятия ее (стандартная речь), начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота).
В значительно меньшей степени речевые нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера.
В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился (например, при глухонемоте, афазии, алалии, дизартрии и т.д.
), обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда остаточными явлениями (головные боли, судороги и т.п.)
В большей степени, в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения.
Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. ( Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)
В последнее время воспитатели отмечают увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития.
Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей. ( В.В.Лебединский.
Нарушение психического развития в детском возрасте.)
В нашем детском саду была проведена диагностика психического развития у детей в возрасте 3-4 лет и 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся коррекционно – развивающие занятия.
Результаты диагностики показали, что у детей с нарушениями речи есть нарушения в познавательной деятельности.
Коррекционно -развивающие занятия проводятся повторно связи с тем, что не актуален уровень развития познавательной деятельности, т. е. зона ближнего развития.
На повторном проведении занятий дети уже сами участвуют в игровой деятельности при минимальной поддержке ведущего.
Поэтому коррекционно-развивающие занятия осуществляются повторно проведенным из зоны ближнего развития в актуальный уровень (Выготский Л.С).
Теоретические основы программы
Программа построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.(Эльконин Д.Б., Лебединский В.Д.)
Цель: формирование психологических когнитивных структур детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, посредством специально организованной деятельности.
Задачи программы:
- способствовать формированию наглядно-образного мышления;
- формированию предпосылок овладения учебной деятельностью;
- развитию речевой деятельности ребенка;
- развитию произвольности психической деятельности и поведения;
- расширению сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;
- развитию моторных функций.
- Направленность и уровень программы
- Представленная коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.
- Адресат: дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения.
- Апробация
- Данная программа разработана и прошла апробацию в течении 2-х лет на базе ГОУ детский сад №659.
- Показания к применению
Предлагаемый комплекс упражнений рассчитан на детей, имеющих речевые нарушения, посещающих детский сад и имеющих низкий для своего возраста уровень психофизического развития. А именно, для детей с недостаточным развитием функций когнитивной сферы или с нарушением познавательной деятельности. Данную программу можно применять для общего развития 3-4 и 5-6 лет.
Общение и взаимодействие детей во время игр своей деятельности, способствует развитию познавательной сферы и раскрытию их собственных возможностей, и расширяет социальный опыт ребенка.
программы
Данная программа представляет собой концептуально обусловленный выстроенный комплекс упражнений, рассчитанный на детей дошкольного возраста.
В адаптированный вариант вошли традиционные приемы работы с детьми:игры,письменные и устные задания. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи с чем программа может корректироваться по ходу работы.
Планирование занятий может предусматривать вероятность смены тем и заданий в зависимости от актуального состояния детей.
- Длительность программы
- Программа рассчитана на детей 3-4 лет 24 занятия, а для детей 5-6 лет на 36 занятий.
- Количество занятий в неделю:по два раза в неделю с детьми в возрасте 3-4 лет, а с детьми в возрасте 5-6 лет три раза в неделю.
- Оптимальной групповой формой работы является занятие в группе 4-8 человек.
- Условия реализации программы
Основой для успешной развивающей работы по программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физическое здоровье детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей. Занятия проводятся в группах по 4-8 человек.
Способы взаимодействия специалистов
Занятия могут проводиться педагогом-психологом, имеющим опыт работы с детьми 4-5 лет 5-6 лет. Кроме того, по основным положениям нейропсихологии (Выготский Л.С., Лурия А.Р.
), необходима совместная деятельность психолога с логопедом.
Плодотворным в работе психолога и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и развития высших психических функций, среди которых , разумеется, находится и речь.
Результаты реализации программы
Развитие наглядно-образного мышления формирование предпосылок овладения учебной деятельностью (см. задачи программы).
Список литературы:
Д.Б.Эльконин. Психология игры. — М., 1978
В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.,1998
О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова. Пальчиковая гимнастика.- М.,2002
Ю.В.Останкова. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школьному обучению. –Волгоград.,2008
О.М.Дьяченко. Развитие воображения дошкольника. – Москва 1996
Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. – Ярославль 1997
Е.В.Колесникова. Математика для детей 4-5 лет. – М.,2007
Л.С.Волкова, С.Н.Шаховский. Логопедия. – Москва 2002
Б.П.Пузанова, С.С.Степанов, Дефектология справочник-словарь. – Москва 2007
Тематический план для детей в возрасте 3-4 лет (15 минут занятие)
№ занятия | Цель занятия | Часы |
С 1 по 10 занятие | Коррекция устойчивости внимания | 150 минут (2.5 часа) |
С 11 по 17 занятие | Коррекция памяти | 105 минут (1.75 часа) |
С 18 по 24 занятие | Коррекция логического мышления | 105 минут (1.75 часа) |
Итого :24 занятия | 360 минут |
Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)
№ занятия | Цель занятия | Часы |
С 1 по 12 занятие | Коррекция устойчивости внимания | 300 минут (5 часов) |
С 13 по 19 занятие | Коррекция памяти и воображения | 200 минут (3.3 часа) |
С 20 по 27 занятие | Коррекция логического мышления и воображения | 175 минут (2.9 часа) |
С 28 по 36 занятие | Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей | 200 минут (3.3 часа) |
Итого:36 занятий | 875 минут (14.5 часа) |
Структура занятия:
- пальчиковая гимнастика;
- работа по теме;
- физкультминутка;
- закрепление пройденного материала;
- подведение итогов занятия.
Токарев Алексей Алексеевич — психолог. Преподаватель психологии. В августе 2010 года поступил на 3-й курс Института Св.
Иоанна Богослова, на кафедру: Философско-богословский, по специальности: «Психология».В 2011 году поступил на 1 курс МПГУ по специальности: «Менеджер в образовании». Место работы: ГОУ Детский сад №659, педагог-психолог.
Сфера научных интересов: чтение психологической и богословской литературы.
Основные публикации:В 2010 году опубликовал статью «Психомоторное развитие и коррекция методом игрового комплекса «ПЕРТРА”», в сборнике методических рекомендаций по разработке педагогических систем для педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов и других специалистов (коррекционных) образовательных учреждений округа (выпуск №3).
Источник: https://psy.su/psyche/projects/284/
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную аг (стр. 1 из 2)
- Открытое занятие
- Тема:
- «Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении».
- Цель:
- Создание условий для снижения агрессивности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.
- Задачи:
1.
Снизить психоэмоциональное напряжение, импульсивность, агрессивность.
2. Поднять эмоциональный тонус.
3. Сформировать у детей желание общаться.
4. Снять общее и мышечное напряжение.
5. Помочь детям позитивно взаимодействовать друг с другом.
- Методы, используемые на занятии:
- Беседа; Игра; Рисование; Обсуждение; Релаксация;
- Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста, возраст участников – 5-6 лет.
- Время проведения занятия – 20-25 мин.
- Материалы и оборудование:
- Лист бумаги (формат А3); фломастеры; аудиозапись с расслабляющей музыкальной композицией; магнитофон; мяч; мольберт; листы бумаги; обручи; емкость под бумагу.
- Ход занятия:
- I Ориентировочный этап
- Психолог: «Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии!
- Давайте все вместе встанем в круг и возьмемся за руки».
Беседа: “Я знаю, что дети любят играть, а всегда ли, вы играете дружно и интересно? Сегодня мы попробуем научиться быть внимательными друг к другу, доброжелательными и весело играть. Думаю, после нашей встречи вы сможете доброжелательно общаться со многими детьми, дружно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. Вы хотите этому научиться?”
Ритуал приветствия:
Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал “автор”. Далее дети говорят друг другу фразу приветствия: “Роман, приятно с тобой увидеться”
- II Коррекционный этап
- 1.
Упражнение «Несуществующее доброе животное» - Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Психолог: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу, где обитают только добрые существа. И сейчас, я вам предлагаю нарисовать доброе животное, которое живет в сказочном лесу».
«Ребята, я сейчас предлагаю вам всем вместе, но поочередно, нарисовать несуществующее доброе животное на большом листе бумаги, возьмите фломастер. Каждый подходит к мольберту и рисует какую-нибудь часть туловища животного».
(например: Рома рисует — туловище, Влад – хвост и т. д., пока рисунок животного не будет завершен)
- Вопросы для обсуждения:
- — Ребята, это доброе или злое животное?
- — Ребята, дайте имя этому животному.
- (каждый ребенок дает свое название животному, обращаю внимание на полные ответы детей)
- (дети совещаются и придумывают имя животному: ДОБРОДУЛЬКА.)
Психолог: «Ребята, встанем в круг и возьмемся за руки. Представьте, что мы одно большое доброе животное Добродулька. Давайте подышим вместе, на вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так дышит наше сказочное животное Добродулька и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».
- 2.
Упражнение «Солнечный лучик» - Цель:
снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений. - Психолог: «Ребята, а сейчас мы с вами представим, что мы находимся на солнечной поляне сказочного леса, присядьте на корточки и закройте глаза».
«Мы рисовали, рисовали и немножечко устали. Присели отдохнуть и задремали. Но, вот на сказочной поляне появился солнечный лучик:
- Коснулся глаз – откройте глаза;
- Коснулся лба – пошевелите бровями;
- Коснулся носа – наморщите нос;
- Коснулся губ – пошевелите губами;
- Коснулся подбородка – подвигайте челюстью;
- Коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи;
- Коснулся рук – потрясите руками;
- Коснулся ног – лягте на спину и подрыгайте ногами.
- Солнечный лучик поиграл с вами на сказочной полянке и скрылся — вставайте ребята».
- 3.
Игра «Дракон кусает свой хвост» - Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
- Психолог: «Ребята, а еще в нашем сказочном лесу живет добрый дракон, и сейчас я вам предлагаю его изобразить».
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях ( звучит ритмичная музыка).
4.
Игра «Маленькое привидение
»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Психолог: «Ребята, а еще в нашем лесу живут маленькие добрые привидения и сейчас мы с вами их изобразим. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.
По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У».
Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».
Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
- 5.
Игра «Дождик» - Цель: снятие мышечного напряжения с кистей рук, развитие мелкой моторики рук.
- Психолог: «Ребята, а сейчас я хочу предложить вам освежить наш сказочный лес волшебным дождем».
Дети получают по листу цветной бумаги, и им предлагается в течении трёх минут мелко нарвать эту бумагу, подготовив материал для дождика (звучит музыка).Затем дети по очереди подбрасывают вверх свои «капельки», стараясь «намочить» как можно больше окружающих.
- 6.
Игра «Добрые – дикие кошки» - Цель:
снятие общей агрессии. - Психолог: «Ребята, в нашем сказочном лесу живут дикие кошки , сейчас вы изобразите этих сказочных кошек».
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежат два обруча (синий, красный). Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь красного обруча и по сигналу психолога (хлопок в ладоши) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается.
При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за психологом: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения.
По повторному сигналу психолога «превращения» заканчиваются, после чего ребенок переходит в синий обруч и изображает добрую- предобрую кошечку. Выходит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обручи убираются.
Дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых и добрых кошек по сигналу психолога. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, психолог показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры психолог предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (поглаживание головы, рук, спины).
Психолог: «Ребята, сейчас вы изображали добрых и злых кошек, скажите, каких кошек мы оставим жить в нашем сказочном лесу?(добрых) Почему мы оставим добрых кошек в сказочном лесу?(потому, что наше путешествие происходит в сказочном лесу, где живут только добрые существа)».
- III Релаксационный этап
- Упражнение «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»
- Цель:
снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения. - (Упражнение на релаксацию выполняется под спокойную расслабляющую музыку. «Одинокий пастух»)
- Психолог: «Ребята, а сейчас мы с вами пройдем на поляну сказочного леса, где порхает красивая бабочка».
- Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев.
Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пеструю поляну, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.
Медленно и плавно вы садитесь на мягкую ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат….
5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день. Возвращаемся в детский сад».
IV Заключительный этап
Психолог: «Ребята, давайте встанем в круг. Скажите, какое упражнение вам понравилось больше всего в нашем путешествии по сказочному лесу?»
(Дети, передают друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.)
Ритуал прощания:
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Психолог:
«Ребята, наше путешествие по сказочному лесу заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за путешествие по сказочному лесу. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки.
Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» — таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки.
Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким троекратным пожатием рук».
Источник: https://mirznanii.com/a/202506/korrektsionno-razvivayushchee-zanyatie-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-imeyushchimi-povyshennuyu-ag