Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества

Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества

Кадетские корпуса существуют в нашей стране десятки лет, и каждый год в них поступают всё новые ребята. С одной стороны, это дисциплина и военное образование, с другой – зачастую, учеба вдали от дома и приезд ребенка только на выходные или даже каникулы. Стоит ли отправлять своих сыновей и дочерей на учёбу в кадетские корпуса?

Кадетский корпус – что он собой представляет?

Это военно-учебное заведение начального образования. Поступление – с 10-12 лет на основе медкомиссии и учебных успехов в начальных классах школы, в которой ребенок начинал учиться.

Обычно дети находятся в кадетском корпусе на полном содержании – с питанием и проживанием, домой отправляются на свободное время: выходной или каникулы. Но это необязательно: при близком расположении учебного заведения к дому, ученик может приходить домой по вечерам.

Они получают здесь то же образование, что и в общеобразовательной школе, и дополнительно – курс военной подготовки.

Кроме общеучебных знаний, умений и навыков, здесь детям и подросткам с ранних лет прививается чувство патриотизма, любовь и уважение к родине, закладываются более глубокие знания об истории родной страны, о её героях и победах.

Высокий уровень дисциплины военного образования закаляет характер, учит чётко следовать заданиям и соблюдать правила. В кадетские корпуса берут как мальчишек, так и девчонок, но после его окончания перспектив карьерного роста у юношей больше, чем у девушек.

Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества

Положительные стороны обучения ребенка в кадетском корпусе

  • Развитие чувства патриотизма. С начальной школы детей учат любить и уважать героев своей родины, ценить её богатства и величие. Они глубоко изучают родную историю, подробно знакомятся с важными датами и событиями, как современными, так и давно минувших дней. Сейчас это важно, потому что в наше время не многие дети могут похвастать такими знаниями и чувствами к своей стране
  • Дисциплинированность. Обучающиеся здесь зачастую курируются разными спецслужбами: МЧС, пограничниками, ФСБ и другими. Поэтому дети здесь учатся уважать старших, а также слаженно работать, соблюдая правила и дисциплину.
  • Образование более разностороннее. Кроме освоения обычных учебных предметов, здесь в программу включены занятия по этике, культурно-религиозному воспитанию, правовому воспитанию, хореографии и спортивным дисциплинам. Благодаря этому, кругозор кадетов более широкий, а интеллект – более высокий.
  • Самостоятельность. Это в особенности касается корпусов, в которых дети проводят практически всё свое время, за исключением каникул. Здесь им приходится научиться следить за собой и своим внешним видом, содержать в порядке свою одежду и обувь. В результате обучающиеся становятся самостоятельными и аккуратными.
  • Строгий присмотр и постоянная занятость. В кадетском корпусе ребенку не удастся разгуливать по ночам или попасть под влияние другой компании. Во-первых, у него не будет на это времени, а во-вторых, с самого поступления у него формируется спектр интересов, в которые не входят посиделки с нехорошими друзьями.
  • Обеспечение. Кадетский корпус находится на обеспечении государства, поэтому дети в нем дети получают питание, проживание и одежду. Родителям не приходится тратить практически никаких финансовых средств на ребенка. Особенно важно это для родителей многодетных детей или родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • Походы и учебные выезды в поля. Детям всегда интересно отправиться в поход, ночевать в палатке и греться у костра, в Кадетском корпусе такая возможность может появляться, как минимум, раз в год, и длиться поход может до полутора недель.
  • Возможность поступить в военное училище или даже в высшую военную школу на льготных основаниях. Также при равных баллах, полученных на экзаменах, между кадетом и юношей из обычной школы выберут первого, так как он уже намного больше готов к военному обучению.

Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества

Отрицательные стороны обучения ребенка в кадетском корпусе

  • Ограниченность кругозора. В кадетском корпусе, несмотря на всестороннее развитие, можно увидеть и узнать только то, что в нём есть. При интернатном проживании у обучающихся практически нет возможности знакомиться с миром вне его территории как минимум в связи с полной загруженностью своего времени.
  • Решение родителей. В 10-12 лет редкий ребенок сам осознает и понимает своё желание или его отсутствие учиться в кадетском корпусе. То есть, решение за него принимают родители, которые не могут знать наверняка, склонен их ребенок к военной службе или нет. Поэтому по прошествии некоторого времени после начала обучения, между родителями и ребенком могут возникать конфликты, а также вероятно снижение мотивации к обучению на этой почве.
  • Удаленность от дома. Это испытание тяжело дается как детям, так и родителям, особенно в первое время. У родителей появляется тоска по ребенку, у него – по родителям, друзьям вне корпуса и родному дому. Хорошо, когда есть возможность появляться дома хотя бы на выходные. Кстати, кадету могут запретить встречу с родными за низкий уровень успеваемости, но обязаны предоставить возможность встретиться раз в 3 недели.
  • Однополое образование. В кадетских корпусах юноши и девушки воспитываются раздельно, и в дальнейшем это может привести к неумению общаться с противоположным полом и выстраивать здоровые отношения.
  • Малая свобода действий. Любому ребенку иногда хочется «прямо сейчас» сходить в кино, в цирк или съесть мороженого. В кадетском корпусе такой возможности нет, поэтому у ребенка может снижаться настроение и даже мотивация.
  • Изолированность. При поступлении в кадетский корпус многие дети уезжают в другой город и не имеют возможности общаться со своими прежними друзьями или с родственниками в привычной мере. Это также может сказываться на эмоциональном состоянии.
  • Не всякий ребенок выдержит достаточно жёсткие и строгие условия, а также очень высокий уровень учебной и физической нагрузки.

Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества

Кадетский корпус – это престижно и интересно, но перед тем, как отправить туда ребенка, необходимо взвесить все плюсы и минусы этого учебного заведения, ознакомиться с его уставом и правилами и психологически подготовить к этому будущего кадета.

Источник: https://plusiminusi.ru/otdavat-li-rebenka-v-kadetskij-korpus-plyusy-i-minusy/

Кадетское образование: за и против

21822

Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества

В последние года идёт активное возрождение традиций кадетского образования. В общеобразовательных школах открываются классы кадетской направленности, возникают целые кадетские школы. Однако, о кадетском образовании большинство родителей знает не много, и этой информации определённо не достаточно, чтобы решить, подходит этот вариант их ребёнку или нет. В основе кадетского образования лежит цель воспитания патриотично настроенного, дисциплинированного и разносторонне развитого человека. Патриотизм закладывается в детей с самого начала школьного обучения. На занятиях дети разбирают славную историю нашей родины, начинают уважать её героев и ценить богатства нашей страны. Дети знают символы страны. Это прекрасно, так как у современной молодёжи напрочь отсутствует патриотизм, они воспитываются на американских мультфильмах и сериалах, а о родине не знают ничего. Такое общество не может дать стране светлое будущее. Ещё одним плюсом кадетского образования можно назвать дисциплинированность учеников. Часто кадетские классы курируют пограничные войска, МЧС, ФСБ и другие военные организации. Офицеры воспитывают в детях уважение к взрослым, умение работать слаженно и дисциплинированно. Дети тщательно готовятся к утренним построениям, приводят в порядок свою одежду, волосы, ногти, то есть следят за своим внешним видом. Дисциплина особенно необходима современным детям, она может уберечь их от пагубного влияния улицы, поможет предотвратить множество ошибок. Программа кадетских классов несколько отличается от общеобразовательной. Кроме обязательных предметов, в программу входят этика, основы права, культурно-религиозное воспитание, хореография, шахматы, военная история, а также посещений спортивной секции. Все эти занятия расширяют кругозор ребёнка, развивают его физически и интеллектуально. Разумеется, кадетское образование имеет и свои недостатки. Некоторые дети очень утомляются от повышенной физической нагрузки, ведь кроме уроков физкультуры малыши маршируют и бегают на построениях, ходят в спортивную секцию. Ребёнок должен иметь крепкое здоровье и быть в хорошей физической форме. Кроме того, для учеников младших классов может быть сложно выдержать психологическую нагрузку. Военные офицеры требуют от малышей дисциплины и внимания, а дети в этом возрасте не всегда способны контролировать свои эмоции. Малышам хочется внимания и заботы, а от них требуют подчинения и холодного спокойствия. Это может вызвать некоторый стресс, однако, именно таким образом воспитывали детей во многих культурах, и результат был положительным. Некоторым психологам и педагогам кажется, что современных детей слишком сильно балуют, и дисциплина – это как раз то, что им необходимо, особенно мальчикам. Ещё одним минусом можно назвать то, что у кадетов много времени уходит на физическое развитие, и на углубленное изучение теоретических дисциплин не всегда хватает времени и сил. Если ребёнок планирует учиться по узкой направленности и чётко знает, кем он хочет стать в будущем, лучше поступить в профильный класс гимназии или лицея. Как альтернативу, педагоги предлагают пройти начальную ступень кадетского образования, а затем перейти на профильное обучение. Тех же деток, кто мечтает о карьере военного, сотрудника правопорядка или правовой структуры, можно смело отдавать в кадетский класс на весь период школьного обучения. Таким образом, кадетское образование имеет как свои плюсы, так и свои минусы. В любом случае, каждый родитель должен взвесить всё, обдумать применительно к своему ребёнку и принять решение. Подумайте, каким человеком вы хотите видеть своего ребёнка, и может ли кадетское образование сделать его таким.

Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик

  • Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества «Газпром» и будущее сотрудничество с Европой Специалисты считают, что сотрудничество с Европой, невзирая на начатое Еврокомиссией расследование в отношении «Газпрома» будет продолжаться, так как концерн глубоко вошел в европейскую инфраструктуру. Претензии ЕС только ускорят поиск компромиссов. Разное
  • Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества Книги, которые нельзя не прочесть: «Черная орхидея» Автором книги «Черная орхидея» является Джеймс Эллрой – известный американский писатель детективного и криминального жанра. Его перу принадлежит около двадцати романов, многие из которых популярны у читателей всего мира. Разное

Источник: https://medbe.ru/news/raznoe/kadetskoe-obrazovanie-za-i-protiv/

Мифы и реальность кадетского образования

В последние годы в стране кадетские корпуса и кадетские классы появляются со скоростью грибов после теплого дождя. Но даже в таком количестве они не могут вместить всех желающих. Чего ждут родители от кадетского образования для своего ребенка и получают ли желаемое?

Кадетская школа для мальчиков и девочек: чем отличается от обычной, преимущества

40 лет назад, думаю, и раньше летом в Москве на Филях около Суворовского училища на всех газонах сидели  десятки, если не сотни людей. Со всей страны родители привозили своих сыновей поступать в училище.

На территорию родителей не пускали, и они ждали окончания экзаменов и медкомиссий, сидя на траве перед забором училища.  Многое с тех пор в нашей стране переменилось, но желание родителей дать своим детям военное образование никуда не делось и, кажется, стало еще более распространенным.

Читайте также:  Как правильно чистить зубы детям и с какого возраста нужно начинать — советы родителям

О том, зачем и почему сегодняшние мамы и папы отдают своих детей в кадетские корпуса и классы, я поговорила с родителями юных кадетов.

Я уверена в будущем сына

Ольга Ворейко: «Мой сын третий год учится в кадетском корпусе, и я счастлива, что он смог стать кадетом. Во все времена офицерство было элитой общества и, не в последнюю очередь, за счет своего образования.

Сын изучает два иностранных языка, специальные предметы, имеющие отношение к военному делу, этикет, бальные танцы. Ему сейчас 15 лет, но я уже уверена в его будущем: после окончания корпуса он, естественно, пойдет дальше по этой линии.

Поэтому мне не нужно переживать из-за выбора вуза, профессии, ломать голову, чем ему зарабатывать. В наше время это очень ценно – быть уверенным в будущем.

Да, я скучаю по сыну, не имею возможности видеть его каждый день, но я спокойна за него: он под хорошим присмотром, лишен шанса попасть в неприятности или плохую кампанию. Я считаю, что решение отдать сына в кадетский корпус, было одним из самых правильных в моей жизни». 

Элитарным образованием это никак не назвать

Сабина Ядрахова: «Когда в школе, в которой учился мой старший сын, решили открыть один кадетский класс, я обрадовалась, потому что это был шанс для младшего сына, он как раз заканчивал 4 класс в другой школе. И он стал учеником кадетского класса.

Предварительно изучив тему кадетского образования, я ждала от обучения сына в этом классе высокий уровень образования, определенный уровень соучеников, интересную учебную программу. По факту ничего этого мы не получили. Основные предметы им преподавали те же учителя, что и в других классах, и по той же программе.

Специальные предметы: «историю российской армии», «строевые песни», «этикет», «строевую подготовку» и т.д. вел бывший физрук школы, который отучился на курсах и стал классным руководителем кадетского класса.  Он не очень разбирался в тех предметах, которые преподавал. Про контингент даже говорить не хочется: было ощущение, что всех двоечников и хулиганов района собрали в этот класс.

Поэтому после Нового года сына по его просьбе я перевела в параллельный, самый обычный класс. Думаю, что  в школах, в которых такие классы создаются обдуманно, с пониманием, что это, зачем и как образование кадетов должно отличаться от обычного образования, там получается существенно удачнее.

Но, если создание кадетского класса в школе – это дань моде или выполнение какого-то плана, спущенного сверху, то получается вот такая профанация, как в нашей школе. По факту это класс-отстойник, от которого рыдает вся школа: и учителя, и дети. Элитарным образованием это никак не назвать».

Мой сын – кадет, и я за него спокойна 

Ирина Повольская: «Мы все хорошо знаем, что основные опасности, которые подстерегают подростка в нашем мире – это наркомания, экстремизм, криминальный мир, цинизм в отношении  к родным и всему миру. Кадетство защищает от всех этих опасностей лучше, чем могут защитить самые любящие и самые внимательные родители. Мой сын – кадет, и я за него спокойна.

Я вижу изменения, которые в нем происходят: он стал дисциплинированным, ответственным, собранным. Он не поддается сомнениям, у него нет времени на размышления о «высоком» или всяких глупостях.  Он в хорошей физической форме, почти не болеет. Да и вообще на него приятно посмотреть: он всегда в военной  форме, подтянутый, красивый.

Я уверена в том, что он не будет тратить свою жизнь на то, чтобы жевать насвай, зависать в клубах с девками, ходить на митинги Навального, у него нет на это ни времени, ни желания. У него с пяти лет нет отца, поэтому я очень рада, что он получает мужское воспитание от офицеров-воспитателей.

Я вообще считаю, что все подростки-мальчики должны получать кадетское воспитание, тогда в стране и наркомания, и преступления, и беспорядки пойдут на убыль».

Я рада, что так получилось

Кристина Цигейкина: «Моя дочь учится в кадетском классе, и это стало результатом ее желания. В кадетский класс собирался ее друг, и она захотела учиться с ним. У меня были большие сомнения: надо ли, сможет ли, не лишним ли будет для девочки военное воспитание.

Но сейчас сомнений нет, я рада, что так получилось. У них очень дружный класс, очень хороший наставник. Их не только учат, но и воспитывают. Например, мальчики в классе все галантны, пропускают девочек вперед, подают руку при выходе из автобуса. Я это сама видела, когда ездила с классом на экскурсию.

Они постоянно принимают участие в патриотических мероприятиях: стоят в почетном карауле, встречаются с ветеранами, с космонавтами, со спортсменами. У них насыщенная и интересная жизнь. Единственное, что меня смущает, — это военная форма, в которой они ходят в школу.

Все-таки я считаю, что дети и военная форма – несовместимые понятия. Я бы предпочла, чтобы у них была обычная форма: синяя или там бордовая. Но тут не мне решать, конечно. Пойдет ли дальше дочь в военный вуз, я не знаю. Пока она собирается в педагогический, ну и время еще есть.

Если, например, она захочет стать военным переводчиком, мне кажется, это перспективный выбор».

Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм

Сергей Иванченко: «Мой сын – кадет, хотя я был против такого решения, и сейчас против. Но на этом настаивала моя жена, потому что она считает, что в нашей стране армейское будущее – это стабильность, перспективы, уважение и со всех точек зрения хороший выбор для мальчика.

Но ей простительно, она судит по армии только по фильмам и пропагандистским телепередачам. Я же отслужил в армии 6 лет, и у меня совсем иное мнение. Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм. Да, не удивляйтесь.

Когда ты живешь, во всем подчиняясь командиру, когда выполняешь приказы без возможности их оспорить или даже обсудить, способность к самостоятельному принятию решений как-то пропадает. Да, я в своей жизни встречал умных, образованных и интеллигентных офицеров, но они – скорее исключение из правила.

Надеюсь, что у сына хватит ума, чтобы правильно оценить свои перспективы и вовремя соскочить».

Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят

Вера Антонова: «У нашей семьи непростые времена. В финансовом плане. И для нас кадетский корпус – это спасение. Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят, его даже лечат, если он болеет. Это больше, чем ему могу дать я. Я очень благодарна государству за то, что оно открывает эти кадетские учреждения, в наше время это серьезное подспорье для многих семей».

Дочь продержалась 4 месяца

Ирина Шверкина: «Решение направить дочь в кадетский класс далось нам тяжело.

На этом настаивал муж, который очень боится за дочь, говорит, что в современном мире много опасностей и искушений, которым она не сможет сопротивляться, а военное образование, повышенные требования к дисциплине ставят мозги на место.

Я же считала, что для девочки это плохой путь, что языковая школа была бы для нее более подходящей. Но муж настаивал, поэтому мы решили попробовать. В итоге дочь продержалась 4 месяца, после чего слезами и мольбами заставила нас перевести ее в другой класс. Я предполагала, что так будет, и рада, что не ошиблась.

Судя по рассказам дочери, специальные предметы были полной профанацией: учитель показывал им презентации, видеоролики, и вот так проходили уроки. Зато каждое утро начиналось с политинформации, когда детям просто в течение получаса зачитывали политические новости из газет.

И ради этого их класс приходил в школу на полчаса раньше.  Классный руководитель постоянно кричал, мог толкнуть, грубо схватить за плечо. Мальчики доводили учителей на уроках, например, учительница истории в итоге отказалась от их класса. Это был неудачный опыт, даже муж признал, что был неправ, когда настаивал на том, чтобы Аня училась в кадетском классе».

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/mify-i-realnost-kadetskogo-obrazovania

Все, что нужно знать о кадетских школах

В последние годы делается много для повышения престижа профессии военного. В том числе и в образовании: выбор кадетских школ и кадетских классов сейчас довольно богатый. «Мел» отвечает на самые часто задаваемые вопросы о кадетских школах: чем одни школы отличаются от других и что нужно знать, чтобы туда поступить.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Подготовку детей к военной службе осуществляют два типа учебных заведений: кадетские школы, принадлежащие департаменту образования Москвы, и кадетские корпуса, принадлежащие министерству обороны. С 1 сентября 2014 года только в Москве было открыто 72 кадетских класса в структуре профильного обучения. Полный список кадетских школ в Москве можно посмотреть здесь.

Кадетские школы от департамента — это средние общеобразовательные учреждения, в которых наряду с общими предметами дети изучают предметы военной подготовки. Они бывают двух видов: школы-интернаты и обычные школы.

В школах-интернатах дети находятся пять дней в неделю, а выходные проводят дома. А в кадетские школы дети ходят так же, как и в обычные общеобразовательные.

Существуют школы смешанного обучения, а также раздельного — для мальчиков и для девочек.

Кто может учиться в кадетских школах столичного департамента образования и является ли обучение платным?

В таких школах могут учиться дети только с московской регистрацией. Обучение в кадетских школах бесплатное — за свой счет покупается только форма.

Кто может учиться в кадетских корпусах от министерства обороны?

Принимаются дети вне зависимости от места проживания, но из-за высоких требований поступить в них достаточно сложно. Если вы уверены в том, что будущее вашего ребенка — военная служба, тогда имеет смысл приложить максимум усилий. В кадетских корпусах предоставляется полный пансион с постоянным проживанием. Увольнения допустимы лишь в выходные. Обучение также бесплатное.

Считается ли обучение в кадетском классе на базе профильного образования подготовительным этапом к профессии военнослужащего?

Разумеется. Образовательный комплекс заключает договор (соглашение о сотрудничестве) с профильным министерством или силовым ведомством, и не менее 75% выпускников кадетских классов поступают в профильные вузы патронатной специализации.

В каком возрасте ребята могут поступить в кадетский класс и отличается ли режим дня кадетских классов от обычных?

Обучение начинается с седьмого класса. Ребята учатся в режиме полного дня и требования к ним значительно выше, чем к сверстникам из параллельных классов.

Если ребенок не потянет обучение в кадетском классе, сможет ли он перейти в другой класс?

Сможет. Одно из условий открытия кадетских классов в учебном заведении — существование не менее трех обычных классов в этой параллели. Но поскольку ребенок, обучаясь в кадетском классе, остается в привычной для себя среде, такие случаи довольно редки.

Читайте также:  Открытое занятие во второй младшей группе детского сада, конспект по фгос

Слово «кадет» происходит от французского «cadet», что значит «несовершеннолетний», «младший». В дореволюционной Франции так называли молодых дворян, принятых на военную службу, которые впоследствии становились офицерами. Поэтому период кадетства можно считать отправной точкой в карьере военнослужащего, будущей военной лигой.

История кадетства началась в Пруссии. В России первые кадетские корпуса появились в XVIII — первой четверти XIX веков. Но во время Октябрьской революции они были закрыты и возродились вновь лишь после Великой Отечественной войны. К широко известным суворовским и нахимовским училищам постепенно стали добавляться ведомственные кадетские корпуса и школы.

Источник: https://mel.fm/vopros_-_otvet/9630418-cadets

Кадетский класс в общеобразовательной школе: что это такое, для девочек

Такой класс заметно выделяется на общем фоне благодаря внешним атрибутам. Ученики посещают школу исключительно в кадетской форме. В начале учебного дня учитель проверяет готовность школьников к предстоящему дню. После его завершения, кадеты не спешат покинуть образовательное заведение и вернуться домой. Обучение проходит в формате полного дня.

Кадетский класс дает качественное образование

После уроков ученики отправляются выполнять домашнюю работу. После они приступают к строевой и спортивной подготовке. Укрепить физическое здоровье помогают эстафеты и соревнования. Необычный распорядок дня требует отдельного пространства. В школе под нужды кадетов выделяют обособленное крыло.

Класс для кадетов позволяет не только получить необходимые образовательные навыки, но и воспитать патриотизм в учениках. Они учатся быть достойным гражданином своей страны. Учитель воспитывает в школьниках культурную личность, готовую служить родной стране. При этом не обязательно выбирать карьеру на военном поприще. Отдать долг родине можно в гражданской сфере. Выбор остается за учеником.

Уроки в таком классе проходят по обычной школьной программе. Учителя обучают кадетов так же, как и остальных учеников. Главным отличием является воспитатель, который занимается со школьниками после окончания учебного процесса. На этой должности работает офицер – наставник. Подобный формат обучения подходит даже для девочек. Он рекомендован детям:

  • С повышенной активностью;
  • Из неполноценных семей;
  • Переживающим тяжелую жизненную ситуацию;
  • Из малообеспеченных семей.

Если родители не могут повлиять на поведение ребенка самостоятельно, подобный формат обучения окажет им содействие. Со школьником будут заниматься психолог и социальный педагог.

Решение о направлении в такой класс принимают родители. Однако ученика не станут принуждать посещать его насильно. Его можно перевести в другую школу в любой момент.

Большинству детей нравится нестандартный формат обучения, хотя он предполагает повышенную нагрузку.

Класс для кадетов решает важнейшую проблему – занятость учеников. В течение целого дня они находятся под присмотром. Дети не проводят время бесцельно. Они развиваются как духовно, так и физически. Военно-спортивная подготовка укрепляет организм школьника.

Кадеты иначе взаимодействуют с педагогами. Они находятся в тесных взаимоотношениях чаще и дольше, нежели обычные ученики. Общение приобретает разнообразные формы. Их объединяет внеурочная деятельность и необходимость регулярно участвовать в мероприятиях.

В общеобразовательной школе кадеты обучаются отдельно

Форма обучения военной направленности особенно важна для мальчиков. В образовательной системе, обществе и семье наблюдается тенденция к феминизации. Мальчишкам сложнее усвоить правильный образец мужского поведения. Наставник ежедневно показывает на собственном примере, что для мужчины означает достоинство, честь, дружба, справедливость и дисциплина.

Дети из сложных семей находят в подобных классах способ самореализации. В отличие от неблагоприятной домашней обстановки, они не чувствуют себя обузой. Это дает им возможность проявить себя как востребованного и нужного члена общества.

Преимущества кадетского образования очевидны, но пока его не удалось сделать общедоступным. Сложность представляет отсутствие кадетских корпусов в большинстве школ и регионов.

Источник: https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/prestijnyiy-kadetskiy-klass-v-obscheobrazovatelnoy-shkole/

Ермак Маргарита Александровна. Образовательный процесс в кадетских классах общеобразовательной школы: отличия от обычных классов школы и от кадетских корпусов. Margarita A. Ermak. The educational process in the cadet classes of comprehensive schools: differences from regular classes and cadet corps

Ермак Маргарита Александровна ассистент кафедры педагогики,  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,  Санкт-Петербург ritaermak84@gmail.com  

  • Образовательный процесс в кадетских классах общеобразовательной школы: отличия от обычных классов школы и от кадетских корпусов
  • Аннотация В статье рассматриваются особенности кадетских классов по параметрам, характеризующим их функционирование, отличительные признаки кадетских классов, построение педагогической системы взаимодействия кадетов и педагогов. 
  • Ключевые слова образовательный процесс в кадетских классах, особенности и отличия кадетских классов, функционирование кадетских классов 
  • Современные социально-экономические преобразования в стране, реформирование Российской армии, возрождение духовно-нравственных ценностей народа требуют воспитания человека новой формации: гражданина и патриота, личности образованной, культурной, мобильной, готовой к творческой самореализации, сотрудничеству, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающей высокими нравственными ценностными ориентациями, готовой осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. 

Одним из эффективных путей решения этих задач является создание кадетских школ и классов, число которых ежегодно возрастает. Это определяет актуальность изучения особенностей организации образовательного процесса в данных учебных заведениях. 

Изучив опыт организации образовательного процесса ряда школ Санкт-Петербурга и Анапы, в которых имеются кадетские классы, мы выявили ряд отличительных особенностей построения процесса обучения и воспитания кадетов в таких классах [1]. 

Учредители и социальные партнеры. Прежде всего, отметим, что кадетские классы — это классы, образованные в государственных  или муниципальных школах, учредителями которых являются, как правило, Комитет по образованию города (например, Санкт-Петербурга) или администрация (района) города. Это отличает их от кадетских корпусов, которые финансируются Министерством обороны РФ.

Школы с кадетскими классами активно сотрудничают с организациями, оказывающими шефскую помощь, которая заключается в основном в проведении занятий по специальным дисциплинам, военно-спортивных мероприятий, военной подготовки, а также предоставление формы. Так, например, Военная академия связи имени С.М.

Буденного предоставляет в порядке социального партнёрства и шефской помощи образовательные услуги детям, обучающимся в кадетских классах школы № 145 Калининского района г. Санкт-Петербурга по программе начальной военной подготовки с практической отработкой элементов начальной военной подготовки в период лагерного сбора [2].

Иными словами, обладая меньшими, чем кадетские корпуса, финансовыми возможностями, кадетские классы пытаются достичь цели своей деятельности средствами социального партнерства.    

Прием в кадетский класс осуществляется поле собеседования с директором школы. Преимуществом обладают дети-сироты, дети военнослужащих; дети из неполных и малообеспеченных семей; другие категории лиц, установленные законодательством Российской Федерации. В кадетские классы принимают и мальчиков, и девочек с пятого класса, а в некоторых школах — с первого класса. 

К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы  можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским корпусам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом.

К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс. Каждый день в кадетском классе назначается дежурный, который дает команды кадетам в начале и конце урока, сообщает об отсутствующих и причинах их отсутствия.

В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); благодарность в приказе по школе; снятие ранее наложенного взыскания; похвальный отзыв в письме к родителям; награждение ценным подарком; награждение похвальной грамотой) и наказания (замечание, выговор, строгий выговор, снижение балла за поведение, вызов родителей (законных представителей) и предупреждение об исключении кадета из школы, исключение (отчисление) из кадетского класса). В качестве одного из самых  суровых наказаний за серьезные проступки применяется запрет на ношение формы, что для кадетов является весьма болезненным.  

Особенности педагогической системы кадетских классов проявляются во всех ее компонентах. 

  1. Целеполагание. Как отмечает генерал-майор А. Владимиров, «целью кадетского образования и его учреждений является подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов»[3].

    Иными словами, цель деятельности кадетских классов — воспитание гражданина, патриота своей страны.

    То есть кроме общеобразовательных функций обучение в кадетских классах несет в себе функции формирования общей культуры личности, подготовки к служению своей стране на гражданском или военном поприще, создания основы для осознанного выбора кадетом своей будущей профессии.  

  2. Субъекты образовательного процесса. В кадетских классах могут обучаться как мальчики, так и девочки. Задавшись вопросом, почему девочки выбирают кадетские классы и как они себя чувствуют в условиях военизированного учебного заведения, мы предположили, что не только специфическая среда влияет на девочек, но и девочки оказывают влияние на среду своим присутствием.  Кадетов и детей из обычных классов обучают одни и те же учителя, в тех же аудиториях, по одинаковой программе. Учителя не проходили специальную подготовку по работе с кадетскими классами. Особенности этих классов учитываются формально, например, в форме построения и приветствия учителя в начале и конце урока. В некоторых случаях, к проведению занятий с кадетами привлекают офицеров, преподавателей и командиров военных вузов и воинских частей. Так, в кадетских классах школы №145 два раза в неделю с кадетами проводят занятия по начальной военной подготовке офицеры Военной академии связи. В идеале к каждому классу прикреплен офицер-воспитатель или хотя бы курсант из военного учреждения, оказывающего шефскую помощь.  Достаточно распространенной является ситуация, когда родители отдают детей в кадетский класс, так как не могут справиться с их воспитанием самостоятельно. Причины тому могут быть разные: трудновоспитуемость ребенка, плохое материальное положение семьи, сложная жизненная ситуация и др. В таких классах много детей из неполных семей, опекаемых, многодетных семей, или семей, где один из родителей неродной. Поэтому в кадетских классах особенно актуальна помощь социального педагога и психолога.  

    Однако, психолого-педагогическая поддержка кадетам, как правило, оказывается только в конфликтных ситуациях психологом из Психолого-медико-педагогической комиссии или по возможности классным руководителем и администрацией. В кадетских классах школы №145 с недавних пор создана психологическая служба, включающая в себя воспитательную работу, психологическое, логопедическое и медицинское сопровождение. 

  3. Средства достижения цели. В кадетских классах эти средства более разнообразные, нежели в обычных.

    Помимо самого учебного процесса, включающего в себя дополнительно занятия по профильным дисциплинам (например, «Военная история»,  «История государственного управления в России», «Современная военная техника и вооружение» и т.п.

    ), и воспитательных мероприятий оборонно-спортивной направленности, это еще и самоподготовка во внеурочное время, в ходе которой кадеты не только выполняют домашнее задание или готовятся к мероприятиям, но и посещают социальных партнеров, например, знакомятся с особенностями подготовки связистов, полицейских, пожарников и т.п. Достижению цели способствует и ношение кадетами формы, выполнение ритуалов, свойственных военным структурам, строевая подготовка, утреннее построение, приветствие учителя или офицера-воспитателя.

  4. Особенности организации учебного процесса и взаимодействия взрослых и детей.

    Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, офицеры-воспитатели, классный руководители, социальный педагог, преподаватели из организации, оказывающей шефскую помощь) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, полевые сборы, посещения организаций-партнеров), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания, занимаются начальной военной подготовкой или готовятся к воспитательным мероприятиям). Такая организации учебного процесса во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых,  позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.

Читайте также:  Словесные игры для средней группы детского сада: подборка с условиями, фото и видео

Анализ воспитательной работы в кадетских и обычных классах показал, что:

  • кадеты активнее  участвуют в городских, районных и зональных мероприятиях военно-спортивной и военно-исторической направленности: туристических слетах, спортивных соревнованиях, военизированных играх, смотрах и торжественных праздничных мероприятиях организации, оказывающей шефскую помощь.
  • для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.

Наблюдения показывают, что в кадетских классах дети усваивают определенные нормы поведения, свойственные воинской дисциплине, становятся более дисциплинированными, исполнительными и ответственными. Этих детей отличает умение мыслить четко, логично, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию.  

Вместе с тем, отметим, что в кадетских классах перечисленные качества формируются медленнее, чем в кадетских корпусах или суворовских, нахимовских военных училищах.

Полагаем, что причиной тому является меньшая погруженность воспитанников в соответствующую атмосферу ввиду преобладания в преподавательском составе не военных, а гражданских лиц.

Это, однако, и не столь критично, поскольку кадетские классы (в отличие от кадетских корпусов) не имеют задачи ориентации выпускников исключительно на кадровую военную службу. 

Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса:

  • доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;
  • введение военной формы для учащихся, имитация военной организации жизнедеятельности в образовательном процессе;
  • выделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день;
  • усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.

К особенностям кадетских классов по отношению к кадетским корпусам можно отнести следующее:

  • открытость к взаимодействию с социумом, т.е. кадетские классы – учреждения не интернатного типа;
  • отсутствие конкурсного отбора;
  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • педагогический состав – учителя, не обладающие специальными знаниями и навыками работы с кадетами;
  • приходящий, а не постоянный офицер-воспитатель.

Выявленные особенности позволяют утверждать, что кадетские классы представляют собой нечто среднее между кадетскими корпусами и профильными классами.

Они перенимают многолетний опыт воспитательной работы кадетских корпусов, перекладывая его на условия современной школы.

Это приводит к актуализации проблемы педагогического сопровождения кадетов, обучающихся в кадетских классов общеобразовательной школы. 

 Литература

  1. Ермак М.А. Особенности образовательного процесса в кадетских классах общеобразовательной школы. Сб. науч. статей VI всероссийской научной конференции 12-13 декабря «Специфика педагогического образования в регионах России», №1 (6) — Тюмень — Спб: ТОГИРРО, 2013. — 144 с. (С. 112-114)

  2. Договор «О социальном партнерстве». Сайт ГОУ СОШ №145 Калининского р-на г. Санкт-Петербург. URL: http://kash145.narod.ru/obrazovanie.html .- [дата обращения: 09.11.2013]

  3. Владимиров А. Общественные объединения выпускников суворовских и нахимовских училищ как базовые организации продвижения в обществе концепции подготовки к военной службе с детства (с учетом празднования в 2013 г.

    70-летия основания суворовских и нахимовских училищ). Доклад на совместном заседании коллегии Росвоенцентра и рабочей группы РОК «ПОБЕДА» 30. 05. 2013 г.Москва, Красная Площадь. URL: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Docl_20130530.htm  — [дата обращения: 03.01.2014]

Рекомендовано к публикации: О.Ю.Ефремов, доктор педагогических наук, научный руководитель работы

С.А.Писарева, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

  1. Публикуется при поддержке «Программы Штоля — 2014» по содействию публикации результатов исследований в области педагогической науки
  2. _____

Margarita A. Ermak Assistant of faculty of Pedagogics, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg     ritaermak84@gmail.com

  • The educational process in the cadet classes of comprehensive schools: differences from regular classes and cadet corps
  • The article describes the features of cadet classes on the parameters characterizing their functioning, distinctive signs of cadet classes, creation of pedagogical system of interaction of cadets and teachers  
  • Keywords: educational process of cadet classes, features and differences of cadet classes, functioning of cadet classes
  • Literatura
  1. Ermak M.A. Osobennosti obrazovatel'nogo processa v kadetskih klassah obshheobrazovatel'noj shkoly. Sb. nauch. statej VI vserossijskoj nauchnoj konferencii 12-13 dekabrja «Specifika pedagogicheskogo obrazovanija v regionah Rossii», №1 (6) — Tjumen' — Spb: TOGIRRO, 2013. — 144 s. (S. 112-114)

  2. Dogovor «O social'nom partnerstve». Sajt GOU SOSh №145 Kalininskogo r-na g. Sankt-Peterburg. URL: http://kash145.narod.ru/obrazovanie.html [Data obrashhenija: 09.11.2013]

  3. Vladimirov A. Obshhestvennye ob#edinenija vypusknikov suvorovskih i nahimovskih uchilishh kak bazovye organizacii prodvizhenija v obshhestve koncepcii podgotovki k voennoj sluzhbe s detstva (s uchetom prazdnovanija v 2013 g.

    70-letija osnovanija suvorovskih i nahimovskih uchilishh). Doklad na sovmestnom zasedanii kollegii Rosvoencentra i rabochej gruppy ROK «POBEDA» 30. 05. 2013 g.Moskva, Krasnaja Ploshhad'. URL: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Docl_20130530.htm  [Data obrashhenija: 03.01.2014]

Источник: http://www.emissia.org/offline/2014/2147.htm

Кадетские классы: дети в форме

В первый день нового учебного года многие обратили внимание на то, что среди разноцветно одетых шумных школьников на линейке появились дети в черной военной форме, с аксельбантами и красными погонами, на которых написаны две буквы «КК», они пришли строем и вели себя непривычно дисциплинировано. Кадетские классы и школы были, конечно, и до этого года, но не в таком количестве. По данным Минобрнауки России, их число за последний год возросло в полтора раза. Только в Москве в этом учебном году специальные классы были открыты в 116 школах, и, как говорят, попасть туда не так и просто — несмотря на то, что нагрузка в таких классах гораздо выше, чем в общеобразовательных, и учебный день длится до вечера: после уроков кадеты чеканят шаг, занимаются спортом, стреляют в тире и учатся вальсировать. Неужели среди подрастающего поколения началась мода на военных?

Для того чтобы разобраться, что такое кадетское образование и зачем туда отдавать ребенка, важно понять, что существуют разные формы кадетства. Первый тип — это кадетские корпуса, которые подчиняются Министерству обороны.

Учреждения этого типа подразумевают полный пансион, домой ребенок может попасть только в увольнительные, а в основе учебной программы — приказы Министерства обороны. Как правило, обучение здесь раздельное. Самые классические примеры — Суворовское училище или Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ».

Второй тип — кадетские школы, которые подчиняются департаменту образования, то есть, по сути, общеобразовательные учреждения, где дети наряду с общими предметами изучают дополнительные предметы военной подготовки. Они носят специальную форму и живут по определенному распорядку.

В таких школах может быть интернатная система проживания, а дети могут приходить каждый день домой. Такие школы бывают смешанные, а бывают раздельные. Набор туда ведется в 1-й или 5-й класс.

Форма обязывает, звание кадета обязывает

А вот кадетские классы в обычной школе, которые в этом году выросли как грибы, — это явление совершенно новое. Идея создать специализированные военные классы возникла в 2014 году, к празднованию 70-летия Победы.

Годовщину победы отметили, а идея эта не только не изжила себя, но и, как мы видим, нашла горячую поддержку и у школьного руководства, и у родителей, и у детей. Чтобы открыть кадетский класс, школа должна подать заявку и получить одобрение от департамента образования.

Для этого должно быть соблюдено множество условий: «Во-первых, в параллели седьмых классов должно быть, как минимум, три общеобразовательных класса, помимо кадетского.

Обязательно наличие определенного материально-технического оснащения: большие спортивные залы, тренажерный зал, танцевальный зал, полоса препятствий, тир, кабинет ОБЖ и так далее», — рассказывает Наталия Зиновьева, директор московской школы № 2100, где кадетский класс появился одним из первых в Москве.

По наблюдениям педагога, попадая в кадетский класс, дети меняются: «Форма обязывает, звание кадета обязывает», причем это дисциплинирует не только их самих, но и других детей в школе. «Когда они видят дисциплинированных подростков, и сами подтягиваются».

Как правило, набор в кадеты ведется с 7 класса, но есть школы, где кадетское образование начинается еще в 5 классе. Классы бывают смешанные, а бывают только для мальчиков или для девочек. Для того чтобы стать кадетом, ребенок должен быть здоров и неплохо учиться — нагрузки в классах огромные, и физические, и образовательные.

Главный упор в кадетских классах делается на историю — углубленное изучение этого предмета обязательно. Что дальше, зависит от школы. Но как правило, это математика, физика, обществознание и иностранный язык.

Важное отличие кадетского класса от обычного в том, что учеба здесь длится до самого вечера — после уроков кадеты строем идут в столовую (где им положена увеличенная порция обеда и полдник), а потом на строевую подготовку.

Отчеканив шаг, взвод (именно так, а не класс, и руководит им не староста, а командир) идет на самбо, потом на танцы, потом, например, на курсы военных переводчиков, а потом еще и стрелять в тире. И только получив команду «вольно, разойдись», уходят из школы.

Домой, как правило, кадеты попадают не раньше 7 вечера. Кроме того, постоянно участвуют в общегородских патриотических акциях, а патриотические мероприятия нынче случаются нередко.

Понятно, что такая жизнь подходит далеко не каждому ребенку и не каждой семье. И дело тут даже не в нагрузках, а в том, что, учась в обычной школе, дети живут, практически, военной жизнью.

Кадеты всегда ходят в форме: хоть ее и разработано три комплекта — повседневная, парадная и полевая, — но все равно это строгая униформа, исключающая любые проявления индивидуального стиля. Родители пишут на форумах, что даже обувь, как правило, покупают черную, одинаковую для всего класса.

Во-вторых, всюду ходят строем: их день начинается с построения и заканчивается строевой подготовкой.

Но главное, военное воспитание — это особый вид мышления. Есть шанс, что добившись успеха в строевой подготовке, ребенок перестанет находить общий язык со сверстниками, да и с семьей.

Тем не менее недостатка в желающих попасть в кадетские классы нет. Правда, как правило, такое решение принимают родители. И происходит это по нескольким причинам. Во-первых, если есть цель и дальше получать военное образование, но нет достаточной мотивации, чтобы бросать общеобразовательную школу и переходить в кадетский корпус.

Во-вторых, кадетские классы выбирают семьи, которые хотят, чтобы их дети воспитывались в патриотическом ключе, и те, кто мечтает о «мужском воспитании». Вот, например, что пишет на родительском форуме мама, отдавшая своего сына-семиклассника в кадеты: «У нас такой конкурс был огромный.

Все хотят, чтоб из мальчиков мужчину сделали, чтоб маменькиным сынком не стал, дисциплину привили».

В-третьих, в кадетский класс с его строгой дисциплиной идут дети, которые сами привыкли к порядку, и обычная школьная атмосфера им мешает. «Я тоже думаю о том, чтобы перевести сына в кадетский класс, — рассказывает Ольга про своего сына, который сейчас учится в обычном 4-м классе. — У меня мальчик усидчивый, правильный, а другие дети — хулиганы. Хочу, чтобы не было дурного влияния».

Ну и, наконец, обратный случай — самый парадоксальный, но при этом самый распространенный тип кандидата в кадетский класс — ребенок, которому нужны строгие рамки и контроль.

«Моему мальчику нужна строгая дисциплина. Мы работаем целый день, не можем его контролировать, а он приходит из школы и целый день слоняется по улице или играет в компьютер.

А здесь я знаю, что он целый день под присмотром и занимается делом».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/3522

Ссылка на основную публикацию