Экспериментальная деятельность в детском саду по фгос, картотека опытов и экспериментов для доу

  • Добро пожаловать на страничку
  • муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
  • «Детский сад № 26 «Жемчужинка»  города Смоленска
  • Мы рады виртуальному общению с Вами.

Предлагаем Вам познакомиться с организацией работы дошкольного учреждения, с особенностями образовательного процесса. Наш сайт в первую очередь адресован тем, кто заинтересован в развитии своего ребенка, кто готов поделиться опытом и рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольника, кто желает сотрудничать с квалифицированными специалистами.

Нам есть чем гордиться, нам есть к чему стремиться. Дошкольное учреждение, как динамичный организм, находится в процессе постоянного развития, реагирует на все изменения современного общества.

Этот процесс не только обогащает деятельность ДОУ в целом, но и ставит перед нами вопросы, рождает новые проблемы. Создавая единое образовательное пространство, мы находим пути решения и реализации поставленных задач.

Режим работы: понедельник-пятница с 7.00 до 19.00

Заведующий: Лукьянова Зоя Сергеевна

График работы заведующего:Понедельник — пятница: 09.00 – 17.30

13.00-13.30 перерыв для отдыха и питания

Электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Учредителем и собственником имущества Детского сада является город Смоленск. Функции и полномочия учредителя в отношении Детского сада осуществляются органом местного самоуправления – Администрацией города Смоленска.

Место нахождения Учредителя: 214000, Российская Федерация, Смоленская область, город Смоленск, улица Октябрьской Революции, дом 1/2. сайт в интернете: http://smoladmin.ru ; e-mail Администрации города Смоленска: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; телефоны: 38-43-01, 35-05-22.

МБДОУ  «Детский сад № 26 «Жемчужинка»: 214000, Рабочий переулок, 2,

тел.: 38-30-81, 38-42-07

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Источник: http://mdou26.smoladmin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=34&Itemid=24

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

  • Муниципальное
    дошкольное образовательное учреждение
    детский
    сад общеразвивающего вида №58 «Рыбка»
  • Консультация
    для воспитателей
  • «Организация
    среды в ДОУ для детского экспериментирования»
  • Подготовил:

воспитатель
Сухова С.Н.

2012г.

«Для ребёнка
нет ничего естественнее, как развиваться,
формироваться, становиться тем, что он
есть в процессе исследовательской
деятельности»С.Л.
Рубинштейн

Жизнь во всех
ее проявлениях становится все разнообразнее
и сложнее; она, чем дальше, тем больше
требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности
мышления, быстрой ориентировки,
творческого подхода к решению больших
и малых задач.

Любая
деятельность протекает более эффективно
и дает качественные результаты, если
при этом у личности имеются сильные
мотивы, яркие, глубокие, вызывающие
желание действовать активно, с полной
отдачей сил, преодолевать жизненные
затруднения, неблагоприятные условия,
обстоятельства, настойчиво продвигаться
к намеченной цели

Результаты
современных психологических и
педагогических исследований (Ю.К.
Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина,
Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец,
И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и
др.) показывают, что возможности
умственного развития детей дошкольного
возраста значительно выше, чем это
предполагалось ранее.

В период дошкольного
детства формируются способности к
начальным формам обобщения, умозаключения,
абстракции. Однако такое познание
осуществляется детьми не в понятийной,
а в основном в наглядно-образной форме,
в процессе деятельности с познаваемыми
предметами, объектами.

В ходе
экспериментально-познавательной
деятельности создаются такие ситуации,
которые ребенок разрешает посредством
проведения опыта и, анализируя, делает
вывод, умозаключение, самостоятельно
овладевая представлением о том или ином
физическом законе, явлении.

Термин
«экспериментирование»
понимается нами как особый способ
духовно-практического освоения
действительности, направленный на
создание таких условий, в которых
предметы наиболее ярко обнаруживают
свою сущность, скрытую в обычных
ситуациях.

Экспериментальная
работа
вызывает
у ребенка
интерес к исследованию, развивает
мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение и др.), стимулирует
познавательную активность и любознательность
ребенка, активизирует восприятие
учебного материала.

В обыденной
жизни дети часто сами экспериментируют
с различными веществами, стремясь узнать
что-то новое. Они разбирают игрушки,
наблюдают за падающими в воду предметами,
пробуют языком в сильный мороз
металлические предметы и т.п. Но опасность
такой «самодеятельности» заключается
в том, что дошкольник еще не знаком с
законами смешения веществ, элементарными
правилами безопасности.

Эксперимент
же, специально организуемый педагогом,
безопасен для ребенка и в то же время
знакомит его с различными свойствами
окружающих предметов, с законами жизни
природы и необходимостью их учета в
собственной жизнедеятельности.

Первоначально дети учатся экспериментировать
в специально организованных видах
деятельности под руководством педагога,
затем необходимые материалы и оборудование
для проведения опыта вносятся в
пространственно-предметную среду группы
для самостоятельного воспроизведения
ребенком, если это безопасно для его
здоровья.

В связи с этим в дошкольном
образовательном учреждении эксперимент
должен отвечать следующим условиям:

  • максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
  • безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
  • показ только существенных сторон явления или процесса,
  • отчетливая видимость изучаемого явления,
  • возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Организация
самостоятельной экспериментальной
деятельности ребенка,
обеспечивающей его развитие, возможно
при выполнении педагогом двух важных
условий: стать реальным участником
совместного поиска, а не только его
руководителем, включиться в реальный,
фактически осуществляемый ребенком
эксперимент.

Оценка педагогом найденных
им способов должна включать анализ
критериев — насколько пригоден найденный
способ для достижения целей эксперимента:
решения задачи или ситуации.

Постановка
цели и задач эксперимента, их совместное
достижение, оценка найденного способа
действия — таковы три составляющие
личностно-развивающего обучения,
исключающего следование строго
определенным эталонам и образцам.

Важно, что
предметная среда имеет характер открытой,
незамкнутой системы, способной к
изменению, корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая,
но и развивающаяся.

Практика подсказывает:
полностью заменять предметную среду в
группе сложно. Но все-таки при любых
обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, что мы и делаем.

Только
тогда среда способствует формированию
познавательной, речевой, двигательной
и творческой активности.

Организация
развивающей среды для экспериментирования
в детском саду несет эффективность
воспитательного воздействия, направленного
на формирование у детей активного
познавательного отношения к окружающему
миру предметов, людей, природы.

Все групповое
пространство должно быть распределено
на центры, которые доступны детям:
игрушки, дидактический материал, игры.
Дети должны знать, где взять бумагу,
краски, карандаши, природный материал,
костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Такая
организация пространства является
одним из условий среды, которое дает
возможность педагогу приблизиться к
позиции ребенка. Для построения
развивающей среды в ДОУ выделяем
следующие принципы:

  • принцип открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности-динамичности развивающей среды;
  • полифункциональности;

Так,
в предметно-пространственную среду
каждой группы включены не только
искусственные объекты, но и естественные,
природные.

Кроме центров природы в
группах, где дети наблюдают и ухаживают
за растениями, во всех группах должны
быть оборудованы центры экспериментирования,
для проведения элементарных опытов,
экспериментов.

Потребность
ребенка в новых впечатлениях лежит в
основе возникновения и развития
неистощимой ориентировочно-исследовательской
(поисковой) деятельности, направленной
на познание окружающего мира.

Поисковая
деятельность принципиально отличается
от любой другой тем, что образ цели,
определяющий эту деятельность, сам еще
не сформирован и характеризуется
неопределенностью, неустойчивостью. В
ходе поиска он уточняется, проясняется.
Это накладывает особый отпечаток на
все действия, входящие в поисковую
деятельность: они чрезвычайно гибки,
подвижны и носят пробный характер.

Именно
экспериментирование является ведущим
видом деятельности у маленьких детей:
«Фундаментальный факт заключается в
том, что деятельность экспериментирования
пронизывает все сферы детской жизни,
все детские деятельности, в том числе
и игровую. Последняя возникает значительно
позже деятельности экспериментирования».

  1. Однако долгое
    время это не учитывалось системой
    дошкольного образования, поскольку не
    подверженные контролю, они на самом
    деле чреваты последствиями.
  2. Каков же
    выход из положения?
  3. Выход в одном
    – в широком внедрении метода организованного
    и контролируемого детского
    экспериментирования — дома и в детском
    саду, индивидуального и коллективного,
    во всех видах деятельности.

Метод детского
экспериментирования не труден: он просто
непривычен и не разработан досконально
применительно к условиям дошкольного
учреждения. Для этого в подавляющем
большинстве случаев даже не требуется
специальное оборудование.

При отборе
содержания детского экспериментирования
необходимо учитывать возрастные
особенности детей, закономерности
психического развития ребенка –
сензитивности разных возрастных периодов
к становлению тех или иных психических
функций и новообразований; а также
жизненный опыт дошкольника.

Ребенок
проявляет широкую любознательность, к
тем предметам и явлениям (близким или
далеким), поступкам людей, если сам
как-то причастен к ним, интересуется
причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей
через призму собственного опыта.

Задачи
исследовательской деятельности
специфичны для каждого возраста.

В младшем
дошкольном возрасте
— это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем
дошкольном возрасте
– это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Детское
экспериментирование, в отличие от
экспериментирования школьников, имеет
свои особенности. Оно свободно от
обязательности, нельзя жёcтко
регламентировать продолжительность
опыта. Необходимо учитывать то, что
дошкольникам трудно работать без
речевого сопровождения (т.к.

именно в
старшем дошкольном возрасте наглядно
– образное мышление начинает заменяться
словесно – логическим и когда начинает
формироваться внутренняя речь, дети
проходят стадию проговаривания своих
действий вслух). Нужно учитывать также
индивидуальные различия, имеющиеся
между детьми.

Не следует чрезмерно
увлекаться фиксированием результатов
экспериментов, необходимо учитывать
право ребёнка на ошибку, (работа руками
детей, дробление одной процедуры на
несколько мелких действий, поручаемых
разным ребятам, совместная работа
воспитателя и детей, помощь воспитателя
детям. В любом возрасте роль педагога
остаётся ведущей.

Без него эксперименты
превращаются в бесцельное манипулирование
предметами, не завершённое выводами и
не имеющее познавательной ценности.

Основная
задача родителей и воспитателей –
поддержать и развить в ребенке интерес
к исследованиям, открытиям, создать для
этого условия. Необходимо стремиться
к тому, чтобы дети не только получали
новую информацию об объектах своих
исследований и экспериментов, но и
делали маленькие открытия.

Взрослым
важно создать условиядля
продуктивной детской работы:

  • постепенное усложнение,
  • организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,
  • использование
    проблемных, ситуаций.
  • Результатом
    экспериментирования становится опыт
    самостоятельной деятельности,
    исследовательской работы, новые знания
    и умения, составляющие целый спектр
    психических новообразований.
  • Памятка для
    воспитателя
  • «Организация
    детского экспериментирования»

1.
В группе должен быть оснащен уголок
экспериментальной деятельности.

2.
Планирование и организация деятельности
детей по развитию познавательной
активности и развитию представлений о
предметном мире.

Читайте также:  Чтение художественной литературы в 1 младшей группе детского сада

3.
Планирование и организация игр с
природными материалами (песком, водой,
глиной).

4.
Использование сюжетных игр-путешествий
познавательной направленности.

5.Планирование
и организация опытов и экспериментов
с различными предметами и веществами.

6.
опытов и экспериментов
соответствует темам и данной возрастной
группе.

7.
Ведется фиксация результатов детского
экспериментирования.

8.
Наблюдается системность в проведении
опытно-экспериментальной деятельности.

9.
Наличие картотеки опытов и экспериментов
в группе.

10.
Оснащенность уголка экспериментирования
соответствует требованиям и данной
возрастной группе.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004

  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003

  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004

  5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/143266/

Экспериментирование в ДОУ

  •  
  • Черненко Марина Александровна
  • Старший воспитатель
  • Высшей квалификационной категории
  • МАДОУ «Колокольчик» г. Когалым
  1.  «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
  2. Приобретают способности сами ставить  вопросы
  3. и получать на них фактические ответы,
  4. оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
  5.  в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. В свое время  известный психолог И. М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.     

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.    

  Занимательные опыты, эксперименты, проводимые в работе кружка, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.     

Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.» — писал А.

Энштейн; а «творчество — разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний», писал К.

Н.Венцель.  Пусть наши дети растут  исследователями.

Интеллектуальная компетентность старшего дошкольника может быть рассмотрена как способность ребенка самостоятельно по своей инициативе,  познавать новые для него  свойства и качества объектов окружающего мира, проявлять настойчивость в поиске решения значимых для него проблем  (А.Н. Поддьяков, О.Л. Князева, Н.Е. Веракса).

    Практика показывает, что, к сожалению, многие дошкольники не достигают высокого уровня интеллектуальной компетентности.

Более того, они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию,  затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простыми манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от  продолжения экспериментирования.

Выше сказанное позволяет сформулировать  проблему исследования:   Каковы педагогические условия  формирования интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования?

     Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню.

Дай мне сделать самому — и я пойму» — усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Свои вопросы они задают сегодня и  не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира.

Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

   Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

        Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно — научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ.

Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, мы начали  в ДОУ  исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи».  Педагоги стараются обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного.

Несмотря на столь ранний возраст, детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.

 Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

    Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов.

Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

   Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группах ДОУ  преобразована предметно-развивающая среда и созданы  центры  экспериментально-поисковой деятельности.

В нашем детском саду широко внедряется метод организованного и контролированного детского экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем. 

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку.  Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи.

Ребенок  любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так.

В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие.

Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия.

Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития.

Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Педагоги ДОУ  считают, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. 

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование — замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

Список литературы:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г. 2. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. — М., 2005г. 3. Дыбина О. В.

Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г. 4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. 5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. — М. : Сфера, 2010г. 6. Зенина Т. Н.

Читайте также:  Дидактические игры во второй младшей группе детского сада, картотека, цели игрового занятия, пример конспекта

Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г. 7. Иванова А. И. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду. — М., 2005 г. 8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 2004 г. 9. Куликовская И. Э.

, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. — Педагогическое общество России. — М., 2005 г.

10. М.П.Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках»

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news9745.html

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста

Тематическое планирование «Опытно-экспериментальная деятельность в первой группе раннего возраста» в ДОУ.

Сентябрь 

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

  • Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
  • Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
  • Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

2. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

Октябрь 

1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

2. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

3. «Воздух под водой». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

В интернет-магазине можно купить любые товары для детей и детского сада: развивающие игры, книги, игрушки, различный «транспорт». Все это можно купить со скидкой, используя промокоды, которые выкладываются на сайте Gdekod.ru

Ноябрь

1. «Лёгкий — тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи:

  • Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
  • Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .

2. «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами губки.
  • Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

3. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

Декабрь

1. «Прищепки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

2. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
  • Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

3. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Дать детям название цветов, активизировать речь.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Январь

1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Задачи:

  • Формировать словарь: части тела.
  • Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!Оно по ладошке тихонько ползёт,Сначала по кругу, после вперёд.По ручке оно до плеча доползает.

И шейку оно очень нежно ласкает,По ручке другой вниз уползает,Опять по ладошке тихонько ползёт,Сначала по кругу, а после в полёт.Куда полетит? Интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!Потом эти ушки перо гладить хочетОдно и другое немного щекочет.Но пёрышку надо теперь отдыхать,Оно улетает в карман полежать.

2. «Игры с султанчиками». Эксперимент

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

  • Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
  • Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .
  • Создание положительного эмоционального настроения.

Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

3. «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

Февраль

1. «Развесим платочки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

2. «Найди по звуку». Эксперимент

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи:

  • Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
  • Создание положительного эмоционального настроения.
  • Закреплять названия музыкальных инструментов.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

3. «Снег. Какой он? ». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
  • Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Март

1. «Что в пакете? ». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи:

  • Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
  • Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

2. «Открываем, закрываем». Опыт

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
  • Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
  • Повышать эмоциональное настроение.

Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Задачи:

  • Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
  • Вызывать радость и удивление у детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

  1. Апрель
  2. 1. «Поиграем с солнечным зайчиком»  Рассматривание
  3. Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
  4. Задачи:
  • Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
  • Развивать смекалку, любознательность.
  • Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
  • Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
  • Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчикиИграют на стене,Помани их пальчиком,Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

2. «Ветер по морю гуляет». Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
  • Учить различать и самим регулировать его силу.
  • Поднятие эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

3. «Играем с песком». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Поднимать эмоциональное настроение у детей.
  • Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

Май

1. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

  • Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
  • Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

2. «Что в трубке лежит? ». Эксперимент

Цель: Развитие любознательности у детей.

Задачи:

  • Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .
  • Развивать усидчивость, терпение.
  • Вызвать чувство радости и удивления.
  • Развивать мелкую моторику рук.
Читайте также:  Как понять, что вам повезло с воспитателем в детском саду

Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

3. «Доска Самоделкина». Эксперимент

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.

Зачесова Ирина Олеговна, воспитатель МКДОУ №18 г. Сегежи Республики Карелия.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/18339.html

Игры- экспериментирования в детском саду

Структура игры-экспериментирования Постановка, формулирование проблемы; Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; Проверка гипотез; Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей

Объекты детского экспериментирования:

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования

Оборудование для экспериментирования в ДОУ: уголок природы с разнообразными комнатными растениями. — специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) — природный материал (камешки, песок, семена) — утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д. ) — прочие материалы (лупы, термометры, весы) — домашний огород — дидактический материал

МЛАДШАЯ ГРУППА ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: — ЛУПЫ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ, «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ» (ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С «СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ», КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ «КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ» С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ.

— «БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ»: ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ — НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ- («ПОЧЕМУЧКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

— КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ .

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ; — СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ; — КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ; — ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ; — КОЛЛЕКЦИИ — МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР «ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ: «, «ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ».

— СИТО, ВОРОНКИ — ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА ; — КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ ; — МИНИ-СТЕНД «О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»; — ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ; — КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ — ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) «ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ» ; — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ — («НЕЗНАЙКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

• ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ • ДНЕВНИК • КАРТОТЕКА ОПЫТОВ • СХЕМА • ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ • КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ • МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»

В своей работе мы использую карточки – схемы проведения игр — экспериментов. Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием. «Угадай по запаху» 1. Ребенку завязать глаза. 2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др. 3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.

«Имеет ли воздух вес? » 1. Делаем самодельные весы. 2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика. 3. Вес одинаковый. 4. Один из шариков надуваем. 5. Вновь взвешиваем.

Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. 6. Проткнем надутый шар. Что произошло? «Растворение веществ в воде» 1. Берем стакан воды и кусок сахара. 2. Кладем сахар в стакан. 3. Размешиваем.

Что произошло? 4. А что будет, если положить еще больше сахара?

«Загадочная бумага» 1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги. 2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло? 3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась. 4. Складываем тот же лист гармошкой. 5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий. 6. Что произошло? Почему?

«Волшебный магнит» 1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

«Дружба красок» 1. Берем три банки гуаши (красный. , желтый, синий) 2. Берем три стакана с водой. 3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый. 4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый. 5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

«Как получить белый цвет или волшебный волчок» 1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный). 2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка. 3.

Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно. «Растения пьют воду» 1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения. 2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета. 3.

Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

«Нефтяная речка» 1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду. 2.

В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество) 3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода.

Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.

«Волшебный шарик» 1. надуваем два шарика, один из шаров потереть кусочком шерстяной ткани. 2. если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему? 3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?

«Делаем цветные льдинки»

«Выращиваем снежинки»

«Рисуем на молоке»

Игры-эксперименты с водой

В одном из журналов мы прочитали о 8 овощах , которые можно купить один раз, а потом выращивать их всегда

Решили проверить эти утверждения и сами высадили огород из срезанных вершков морковки, китайской капусты, зубчиков чеснока, корешков листьев салата, которые мы обычно выкидываем.

ВИТАМИНЫ С ГРЯДКИ » Что за зелень у окна. Ведь за окном у нас зима. Поговаривают что лук, Полезен от семи недуг. Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад.

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента: — дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания — идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации — развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы — происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А

Источник: https://present5.com/igry-eksperimentirovaniya-v-detskom-sadu/

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

  • Старший дошкольный
  • возраст.
  • КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

ЭФФЕКТ РАДУГИ

Вы можете сами  расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект  радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место.  Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски

Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга».

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

  1. Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
  2. ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.
  3. Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместить в воду большую и маленькую «льдину», спросить, какая быстрее растает. Выслушать гипотезы детей.

  • Вывод: Чем больше льдина, тем медленнее она тает, и наоборот.
  • СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
  • Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

  1. РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.
  2. Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.
  3. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пащевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

          Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Источник: http://a2b2.ru/methods/36759_kartoteka_opytov_i_eksperimentov_v_detskom_sadu/

Ссылка на основную публикацию