Дидактические игры по экологии в первой и второй младшей группе, картотека с примерами игровых занятий экологической тематики

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад № 4 г. Ельца»
  • КАРТОТЕКА
  • ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
  • по экологии
  • для детей младшего дошкольного возраста
  • Составитель:
  • Воспитатель МБДОУ
  • детский сад № 4 г. Ельца
  • Коротнева Оксана Борисовна

«Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из  группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает).

Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы).

И т.д.

  1. Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
  2. «Где растет?»
  3. Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

«Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.     

Ход игры:

 Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

  • Материал: Мяч.
  • Ход игры:
  • Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.
  • Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
  • «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам.

  1. «Что сначала, что потом?»
  2. Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
  3. Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
  4. Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал:  Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

«Все по домам!»

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по  форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды.

 Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

 

  • «Собери грибы в лукошко»
  • Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.
  • Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).
  • Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев).

Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д.

с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.  

«Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

«Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры:

Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

«Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

«Путешествие под водой»

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.

Или игра проводится по типу лото.

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

«Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

«Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.  

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

  1. Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды
  2. «Зоопарк»
  3. Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
  4. Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.
  5. Ход игры:
Читайте также:  Проведение занятия для дошкольников по подготовке к школе

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

Источник: https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detey-vtoroy-mladshey-gruppi-3515798.html

Дидактические игры по экологическому воспитанию во 2 младшей группе

II
МЛАДШАЯ ГРУППА

Экологическая игра«Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать,
растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять
описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно
только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру
проводят в парке, в лесу, в сквере. Из  группы детей выбирают
водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под
какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели,
куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то
воспитатель помогает).

Какая группа догадается быстрее, под каким растением
зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий
задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол»
(Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью
становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы).

И т.д.

  • Загадки-описания
    идут, пока не догадается одна из подгрупп.
  • Экологические игра«Где
    растет?»
  • Цель:  учить
    детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово
    воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи
и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и
огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все
предметы по местам.

Ход игры:

Среди
детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты
(можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают
овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой
закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют
правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра
продолжается с другими командами.

Экологическая игра«Наши друзья»

Цель:Расширять представления детей об образе жизни животных, которые
живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах,
воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото
с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка,
черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум,
аквариум, ящичек и т.д.), корма.     

Ход игры:

 Карточки-лото
раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз
изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник,
которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка
нужна именно для его животного.

Для
усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

Экологическая игра  «Цветочный
магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых),
закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать
растения по виду.

Материал:можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные
растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается
ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке),
остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы
продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Экологическая игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах
и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый
отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку
приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети
заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям
предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью
загадки.

Экологическая игра «Съедобное – не съедобное»

Цель:формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и
ягодах. Развивать память, координацию.

  1. Материал:Мяч.
  2. Ход игры:
  3. Ведущий
    называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает
    мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным,
    то он ловит.

Можно играть со всей группой
сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к
заданным)

Экологическая игра«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах
(животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные
ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие
животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с
предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет,
не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его
описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого,
ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам.

  • Экологическая игра «Что сначала, что потом?»
  • Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей,
    фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц,
    земноводных).
  • Материал: Карточки с разным порядком
    степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый,
    маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток
    более высокий, взрослое растение).
  • Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу
ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками
по порядку.

Экологическая играМагазин «Семена»

Цель:Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений.
Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал:  Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями:
дерево, цветок, овощ, фрукт, в  прозрачных мешочках,
находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель
предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре
отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры
дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод,
огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими
растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку,
«щепотью», рассадой).

  1. Экологическая игра «Собери грибы в лукошко»
  2. Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных
    грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в
    лесу.
  3. Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф,
    карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).
  4. Ход игры:

Детям
раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где
его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.),
какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу
(объяснить почему).

Экологическая игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях.
Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных
деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми
закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже
есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по
лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим
деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на
дереве или кусте, к которому они подбежали.

Экологическая игра «Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и
особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок,
способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение
банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения,
морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.  

Ход игры:

У каждого
ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить
на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои
«заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит,
квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или
иные овощи, фрукты и ягоды.

Экологическая игра«Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах.
Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями:
овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или
карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и
садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две
команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в
свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

Экологическая игра «Четвертый
лишний»

Цель: Уточнять
и закреплять знания детей о  классификациях разных
природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки
с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются
карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить
лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно
усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

Экологическая игра «Путешествие
под водой»

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных;
о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие
карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

Ход игры:

Воспитатель предлагает
отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на
команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее
дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких
карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения
своего водоема.

Или игра проводится по типу лото.

Экологическая игра«Рассели
животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания
животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации).
Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланелеграфе
расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с
разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное,
где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

Экологическая игра «Угадай
по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов
(животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых,
по числу участников или больше.

Ход игры:

Карточки раздаются детям. Их задача не
показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них
на карточке. Можно использовать загадки.

Экологическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять
и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в
разные сезоны года.

Материал: Большие
карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями
признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу
лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий
показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает.
Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот,
кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники
не закроют свои карты.

  • Экологическая игра «Зоопарк»
  • Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и
    диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и
    любовь к ним.
  • Материал: карточки разных животных,
    птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.
  • Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит
по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми.
Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта
карточка нужна именно для его животного или птицы.

Читайте также:  Физкультурный досуг в 1 и 2 младшей группе детского сада, конспект спортивного развлечения, сценарии

Источник: http://detipriroda.blogspot.com/p/2_17.html

Картотека дидактических игр по экологии, подготовила Тарасова О.В

Опубликовано: 19:17:33 30-01-2017

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

«ОТГАДАЙ И НАЗОВИ»

 Дидактическая задача: классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т. д.

  •  Игровые правила: поочерёдно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.
  •  Игровое действие: выбирают предметы для отгадывания.
  •  Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.
  • Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочерёдно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их.

  1. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задаёт вопрос:
  2.  — Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (фрукты)
  3.  — Какие вы ещё фрукты знаете, назовите? (ответы детей)
  4. /Н. А Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009
  5. «ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ»
  6. Дидактическая задача: развивать мелкую моторику и мышление.
  7. Игровые правила: ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.
  8. Игровое действие: воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют палочками на песке.
  9. Дидактический материал: палочки по количеству детей.
  10. Ход игры.
  11. Воспитатель загадывает загадки, дети рисуют.
  12. Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок
  13. На него подуй слегка:
  14. Был цветок и нет цветка (одуванчик)
  15. Ствол белеет,
  16. Шапочка зеленеет,
  17. Стоит в белой одежке,
  18. На веточках серёжки (берёза)

/Н. А. Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009/

«ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК? »

Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила: брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал: магнитная доска; магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т. д.

  • Ход игры
  • Дети поочерёдно берут со стола фигурки одного из гостей, и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.
  • — Манечка и Ванечка живут в домике.
  • — Утка живёт у бабушки в сарайчике.
  • — Цыплята живут у бабушки в сарайчике.
  • -З айка живёт в лесу в норке.
  • — Где живёт сорока? (в лесу на дереве)

/Н. А. Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009

«УГАДАЙ ПО ВКУСУ»

Дидактическая задача: упражнять детей в различении овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, солёный, горький и т д. Развивать память, сосредоточенность.

Игровые правила: узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами, не подглядывать.

Игровое действие: отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибается, дают другой фрукт или овощ.

Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин, кусочки овощей: огурец, капуста.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочерёдно подходит к ребёнку и предлагает закрыть глаза и даёт кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

/Н. А. Карпухина «конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009/

«ВЫЛОЖИ ФИГУРЫ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ»

Дидактическая задача: закрепить знание детьми частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

  1. Игровые правила: подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.
  2. Игровое действие: поиск нужных геометрических фигур.
  3. Дидактический материал: наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей; картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.
  4. Ход игры

Дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.

«КАКОЕ НАСЕКОМОЕ, НАЗОВИ»

Дидактическая задача: формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т. д.

Игровые правила: начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберёт картинку, называет её.

  • Игровое действие: поиск нужных частей, складывание целой картины.
  • Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.
  • ХОД ИГРЫ
  • На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.
  • Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:
  • Всех жучков она милей
  • Спинка красная у ней.
  • А на ней кружочки
  • Чёрненькие точки. (божья коровка)
  • У неё четыре крыла,
  • Тело тонкое, словно стрела,
  • И большие, большие глаза.
  • Называют её… (стрекоза)
  • Сок цветов душистых пьёт.
  • Дарит нам и воск и мёд.
  • Людям всем она мила,
  • А зовут её… (пчела)
  • Чок, чок, чок! Прилетел к нам в сад… (жучок)
  • «ГДЕ ЧЕЙ ХВОСТ? »
  • Дидактическая задача: закрепить знания детей о частях тела животных.
  • Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.
  • Игровое действие: поиск нужных карточек.
  • Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных по количеству детей.
  • ХОД ИГРЫ

Детям воспитатель раздаёт карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочерёдно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т. д.

  1. «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».
  2. Дидактическая задача: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.
  3. Игровые правила: накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.
  4. Игровое действие: найти на карточке животное и закрыть его фишкой.
  5. Дидактический материал: Карточки для игры «Четвёртый лишний» по количеству детей; фишки.
  6. Ход игры.

Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделённые на четыре клеточки. В трёх клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвёртой клеточке изображён фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой.

Воспитатель пред началом игры объясняет правила игры: Перед вами лежат карточки.

Что изображено на этих карточках? (ответы детей) Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними) Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)

-Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.

/Н. А. Карпухина «конспекты занятий во второй младшей группе д/сада; Воронеж, 2009/

«КТО ЧТО ЕСТ? »

Дидактическая задача: уточнять знания детей названий животных и то, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

Игровые правила: начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.

  • Игровое действие: поиск нужных карточек.
  • Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.
  • ХОД ИГРЫ

Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки молочко в миске, для собачки косточка, для свинки кашка, для козочки травка.

/Н. А. Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009/

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОК»

Дидактическая задача: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность. Показывать только тот предмет, который изображён на картинке.

Игровое действие: брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок, аналогичный рисунку на клумбе.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку и называют его.

Источник: http://a2b2.ru/methods/30457_kartoteka_didakticheskikh_igr_po_ekologii_podgotovila_tarasova_ov

Картотека дидактических игр по экологии в первой младшей группе — PDF

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 «Родничок» Бугульминского муниципального района Картотека дидактических игр по экологии Март Когда это

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида 43» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Подробнее

Картотека игр для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить

Подробнее

Дидактические игры для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» КОНСПЕКТ НОД ПО ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ТЕМА: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ» Выполнила педагог первой квалификационной

Подробнее

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти План конспект образовательной деятельности на тему: «Овощи и фрукты» воспитателя Ивановой

Подробнее

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» Утверждаю: Заведующий МКДОУ детский сад «Алёнушка» 20 г. / Корсунова Т.В. / Мастер — класс «Использование технологии

Подробнее

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение

Подробнее

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (МБДОУ «Сказка») 694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул.октябрьская 17 тел / факс

Подробнее

Конспект занятия Интеграция образовательных областей: «Познание». Формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа «Осенний урожай» Подготовила

Подробнее

«Сценарий медиаурока с компьютером» Самсонова Клара Раисовна Образовательное учреждение: МБДОУ 31 «Аленушка», г.бугульма Предмет: татарский язык Группа: старшая Учебно-методическое обеспечение:

Подробнее

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесный мешочек» Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

Подробнее

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 8 «Василек» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Конспект занятия по сенсорному развитию

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков НОД по развитию речи во второй младшей группе «Овощи» Выполнила: Воспитатель: Готовка Н. Г. Интеграция образовательных

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Подробнее

Советы родителям Сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада отводится довольно много времени, хотя казалось бы зачем? Ведь уже с рождения ребенок обладает способностью

Читайте также:  Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Подробнее

Картотека экологических игр для детей младшего возраста Составил: воспитатель Миллер Ю.А. 2016г. 1. «Найди, что покажу» Дидактическая задача: Найти предмет по сходству. Игровое действие: Поиск предмета

Подробнее

Открытое мероприятие для детей и родителей младшая группы. Тема: «Овощи и фрукты полезные продукты» Цели:Уточнить представления детей о фруктах и овощах. Используя игровую деятельность закрепить знания

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД 1392 Открытый показ для родителей Тема: «Адаптация детей раннего возраста» 04 апреля 2013 г. Подготовили и провели: Учитель-логопед

Подробнее

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области ГКУСО ВО «Муромский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Отделение абилитации детей раннего

Подробнее

Экологические игры для детей дошкольников в детском саду «Что было бы, если из леса исчезли» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: — Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли

Подробнее

Тема: «Мы потешки распеваем и немного поиграем». Занятие для детей 3-4 лет. Воспитатель Щеглова Е.И. Воспитатель Щеглова Е.И. Программное содержание: Связная речь. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ачаирский» Кружковая работа в первой младшей группе «Мир сенсорики». Воспитатель: Куштейн И.Н. 2016 Цель Формировать у детей

Подробнее

Тема: «Сад-огород». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, в том числе навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее

Подробнее

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Выполнила: Воспитатель: Готовка Н.Г. «Что звучит» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных

Подробнее

Знания и умения трехлетнего ребенка В нынешнем море информации о том, что может уметь ребенок к определенному возрасту можно легко потеряться. Когда начинаешь в этом разбираться, чаще всего только огорчаешься,

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/48057411-Kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologii-v-pervoy-mladshey-gruppe.html

Дидактические игры по экологии для детей раннего возраста

Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет воспитывать любовь ко всему живому и учить их ответственному отношению к природе.

Ранний возраст — самое благоприятное время  для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

  • Игры по экологии ранний возраст
  • Цель : формирование первых представлений о природе (живой и неживой),растительном мире, животном мире (домашних обитателях и обитателях леса), о воде в быту, о воде в природе; явлениях природы : временах года, погодных явлениях и отношение к ним людей, развитие гуманных чувств : доброжелательности и бережное отношение ко всему живому.
  • С целью закрепления знаний о неживой природе : о воде в быту (льется, тёплая – холодная), для развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей могут быть предложены следующие игры :
  • «Наливаем – выливаем»

Ставим на стол большую ёмкость с водой и пустые бутылочки, баночки, флаконы, воронки, кружечки. Предлагаем детям зачерпывать кружечкой воду и наливать её в разные баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать её из одной ёмкости в другую.

Дети могут кооперироваться, помогая друг другу. Например, один ребенок держит воронку, а другой наливает через нее воду из бутылки в банку или несколько детей вместе заполняют одно ведерко.

Получившиеся лужицы они вытирают тряпочкой или губкой и убеждаются, что воду нельзя взять рукой ее нужно вытирать.

  1. Ожидаемый результат: Ребенок уверенно оперирует с различными емкостями при взаимодействии с водой, расширяет свои знания о  различных состояниях и свойствах воды.
  2. «Тонущие и плавающие предметы»
  3. Готовим тазик с водой и предметы из разнообразных материалов : металла, дерева, камня, резины, пластмассы, ткани, бумаги, картона, губки.

Предлагаем детям по очереди опускать в воду разные предметы и наблюдать, какие из них тонут , а какие плавают. Объясняем детям, что металлические предметы и камни тонут, а деревянные, резиновые и пластмассовые – нет.

Кусочки ткани сначала плавают, но впитав в себя воду, становятся тяжелым и тонут.

Бумага и картон намокают по-разному ,сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, маленький кусочек намокает быстрее большого.

  • Ожидаемый результат: Ребенок закрепляет в игре знания о свойствах различных предметов, их поведении в воде.
  • Для знакомства с живой природой, обитателями леса, с целью развития умения различать лесных животных ,знакомством с местом их проживания предлагается следующая игра :
  • «В гости к лесным зверям»

В групповой комнате на ковре(полянка) воспитатель размещает игрушки зверюшек, предлагает детям послушать стихи. Дети должны подойти к тому зверю, о котором говорится в стихотворении. Например :

  1.                             Мишка косолапый
  2.                             По лесу идет,
  3.                             Шишки собирает,
  4.                             Песенку поет.

Воспитатель спрашивает детей: «Где живет мишка? А как он ревет?» (персонажи – лиса, заяц, ежик, белка, волк). Дети прощаются со зверями и уходят с полянки.

  • Ожидаемый результат :Ребенок различает лесных зверей, формирует знания о местах проживания зверей.
  •  «Козлик»
  • Цель : учит понимать сказанное, правильно выполнять действия.
  • Материал : шапочки козликов на каждого ребенка.
  • Воспитатель произносит слова :
  •     Убежали козлики на лужок,
  •     Прыгают, бодаются.
  •     Привяжу я козлика к белой березке –
  •     Стой, мой козлик, не бодайся.
  •     Белая березка, стой не качайся.

Козлики отвязались и убежали. По желанию детей игра продолжается.

  1. Ожидаемый результат: ребенок знает об особенностях поведения домашних животных и применяет знания в подвижных играх.
  2. С целью развития представлений у детей знаний о явлениях природы(светит солнце – льет дождь) предлагается следующая игра:
  3. «Солнышко и дождик»

Игра  построена на простых движениях и действиях, которые одновременно выполняют все дети. У каждого участника должен быть свой «домик». Его легко сделать из стульчика.

«Какая хорошая погода, светит солнышко,- говорит воспитатель, выглянув в своё окошко, — давайте выйдем погулять». Малыши выбегают из домиков, собираются вокруг взрослого. Неожиданно для всех воспитатель говорит : «Посмотрите, туча идет, сейчас будет дождик! Скорее бежим домой!» Все спешат в свои домики. Можно почитать короткие потешки или стишки про дождик, например:

  •                    Дождик, дождик, пуще –
  •                    Будет травка гуще,
  •                    Дождик, дождик, посильней –
  •                   Огород ты наш полей.
  •                            Или
  •                 Дождик, дождик, веселей –
  •                 Капай, капли не жалей,
  •                 Только нас не замочи,
  •                  Зря в окошко не стучи.

Воспитатель сообщает малышам : «Кончился дождик! Солнышко светит ! Выходите гулять!» Малыши выбегают из своих домиков, поют песенки.

Ожидаемый результат : Закрепление у ребенка представлений о явлениях природы и применение их в подвижных играх.

Игра «Времена года»

Подбираем красочные картинки по временам года, очень хорошие репродукции картин из старых журналов. Еще понадобится некоторое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды .

Сначала просто раскладываем картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.

Далее усложняем задание, заведомо делаем несколько ошибок. Например, к зимнему пейзажу кладем картинку ягод клубники , или к осеннему пейзажу – снеговика. Предлагаем ребенку найти ошибки, затем он должен эту задачу выполнить самостоятельно.

Для развития представлений у детей о живой природе, развития гуманных чувств : доброжелательности и бережному отношению ко всему живому, знакомству с миром домашних и диких животных и их детенышей предлагаются следующие игры:

Игра «Кот и мыши»

Воспитатель говорит детям : «Давайте поиграем в кошки – мышки! Я буду кошкой, а вы мышками. У каждой мышки должна быть своя норка. Где же ваши норки? А пусть стульчики станут норками.

Возьмите ваши стульчики и поставьте перед собой».

Помогает малышам сделать норки и спрятаться за ними, как будто мышки спрятались в своих норках, а я буду котом!» Ходит по комнате, изображая кота, и говорит при :

  1. Котик по двору идет,
  2. Ищет мышек Васька – кот,
  3. Ищет мышек кот.
  4. Тихо мышка сидит,
  5. На кота она глядит.

Затем воспитатель садится на стул и говорит: «Васька – кот устал, уснул, а мышки выбегают из своих норок и дразнят кота». Закрывает глаза, притворяется, что спит.

Дети – «мышки» выбегают из своих норок, осторожно подходят на близкое расстояние к «коту». Видя, что он спит, начинают бегать, прыгать вокруг него.

«Кот» потягивается, открывает глаза, «мяукает» и ловит «мышек», а дети – «мышки» убегают в свои норки.

Когда дети познакомятся с этой игрой, воспитатель может предложить им самим по очереди исполнять роль кота.

Игра «Зайка»

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Зайку». Встает с детьми в круг и спрашивает, кто из них хочет быть зайкой. Тот выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки. Воспитатель поет песенку и выполняет соответствующие движения, которые дети будут повторять.

  • Зайка беленький сидит
  • И ушами шевелит,
  • Вот так, вот так,
  • И ушами шевелит!
  • Зайке холодно сидеть,
  • Надо лапочки погреть,
  • Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
  • Надо лапочки погреть!
  • Зайке холодно стоять,
  • Надо зайке поскакать!
  • Скок-скок-скок-скок,
  • Надо зайке поскакать!
  • Игра «Курица и цыплята»
  • Воспитатель изображает курицу, приговаривает:
  • Как мои ребятушки,
  • Желтые цыплятушки,
  • Пошли по двору гулять,
  • Себе зернышки искать.
  • Стали зернышки искать,
  • Чтобы маме показать.

Мама, мама! Посмотри!

Пи – пи – пи! Пи – пи – пи!

Дети ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками – крылышками.

Со словами «Пи – пи – пи!» бегут к воспитателю и прижимаются к нему. Он обнимает всех руками – крыльями. Игра повторяется несколько раз.

Ожидаемый результат:  Ребенок  свободно ориентируется в названиях домашних животных, особенностях их поведения, умеет показать повадки,  характерные движения животных в играх.

Источник: https://krytikova-estalsad30.edumsko.ru/articles/post/1263924

Ссылка на основную публикацию