Чтение художественной литературы в 1 младшей группе детского сада

Современные дети не читают. Эта аксиома будоражит умы и учёных, и педагогов, и родителей, которые, к слову сказать, сами нечасто берут книгу в руки. Поэтому детям мало читают вслух.

Миссия воспитателя в детском саду в том, чтобы постараться переломить ситуацию в обратную сторону, то есть приобщить карапузов к книгам, показать, сколько интересного и занимательного таится на печатных страницах.

Так что подготовка занятия по чтению художественной литературы — это не просто методически грамотная переработка информации по теме, а настоящий творческий процесс, который должен захватить педагога, а затем и малышей.

Цели и задачи занятий по чтению

Движущая сила развития малыша — пример, а книга целенаправленно побуждает карапузов к подражанию. И такие нравственно-этические категории, как доброта, любовь к людям, справедливость приходят к детям незаметно. Они учатся ориентироваться во всём многообразии моделей человеческого поведения, выбирая наиболее приемлемый вариант для себя.

В связи с этим цели занятий чтением художественной литературы в первой младшей группе заключаются в следующем:

  • приобщить ребят к мировой сокровищнице культурного наследия, в частности, к детской литературе,
  • расширить кругозор,
  • развить умения аналитически воспринимать информацию на слух, то есть кратко отвечать на вопросы по сути услышанного, делать пересказ отдельных эпизодов,
  • работать над развитием речи,
  • развивать фантазию, воображение,
  • воспитывать интерес к процессу чтения.

Основная цель занятий — приобщение малышей к чтению

Задачами таких занятий с малышами 1,5–3 лет является:

  • знакомство с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками),
  • обучение узнавать персонажа по описанию (например, животное),
  • пополнение словарного запаса,
  • развитие способности понимать сюжет услышанного произведения,
  • тренировка навыков драматизации,
  • воспитание сопереживания, чуткости к героям произведений,
  • пробуждение любознательности.

Приёмы

Работая с малышами, необходимо очень тщательно подбирать комбинации приёмов, способствующих более полному восприятию художественного произведения, а также помогающих реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее подходящими с этой точки зрения можно назвать такие приёмы:

  • создание сюрпризных ситуаций для мотивации малышей к работе (например, «Сегодня к нам в гости пришёл…» или «Ребята, к нам обратился …. с просьбой о помощи» и т.д.),
  • разработка проблемной ситуации для активизации деятельности карапузов в процессе работы (к примеру, «Почему теремок развалился, когда в него полез медведь?»),
  • чередование разных видов деятельности — физкультминуток, исполнения песенок и т.д. для поддержания интереса у ребят,
  • обыгрывание наглядности (например, пересказ сюжета сказки по картинкам),
    Один из видов наглядности — пазл — также хорошо мотивирует малышей к слушанию
  • оценка работы деток через поощрение.

Виды занятий по чтению

Художественное слово сопровождает весь образовательный процесс в детском саду. Так, даже гимнастика после пробуждения выполняется под рифмовки и потешки. Выделяются такие виды чтения:

  • чтение в рамках занятия,
  • чтение перед сном (обычно это сказки в прозе),
  • чтение стихотворений (в качестве сопровождения режимных моментов — приёма пищи, сборов на прогулку и пр.),
  • чтение песенок с последующим заучиванием текстов (например, при подготовке утренников).

Это интересно. В детском саду регулярно проводятся конкурсы чтецов, чтения, посвящённые творчеству известных литераторов (например, «Пушкинские чтения»). Правда, участие в них малышей первой младшей группы является скорее исключением, чем правилом.

Методика организации и проведения занятия по чтению

Любой вид работы с детьми должен быть уместным по времени. Для чтения вслух этот промежуток определён между 16.00 и 16.30. При этом время непрерывного чтения не должно превышать 4–5 минут, а занятия в целом — 10 минут.

Начиная новое произведение, воспитатель не должен забывать озвучить его жанр (к примеру, «Детки, сегодня я расскажу вам сказку…»). Обратите внимание, что произносить названия жанров нужно полностью и чётко, то есть «прочитаю сказочку» оказывается недопустимым.

Требования к проведению занятий

Почему иногда опытного рассказчика малыши не слушают, а новичка воспринимают с удовольствием? А потому, что неважно, кто рассказывает. Куда существеннее как(!). В том числе и эти аспекты оговорены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к проведению занятий по чтению художественной литературы в первой младшей группе.

  1. Для усиления эмоционального воздействия сказки необходимо рассказывать, а не читать — так у малышей возникает ощущение, что взрослый разговаривает именно с ним.
  2. Небольшие тексты рекомендуется повторить 2–3 раза, а затем предложить деткам вспомнить самые яркие моменты или, например, песенку, которую пел главный герой.
  3. Нельзя забывать и о физкультиминутке в середине занятия.

    Физкультминутка может включать элементы пальчиковой и артикуляционной гимнастики

  4. При повторении стихотворных строк дети часто делают интонационное ударение на рифмующихся словах. Педагог должен внимательно следить за подобными ошибками и вовремя исправлять их. Тогда в старшем возрасте у ребёнка не будет проблем с интонированием.
  5. После прослушивания текста, стоит привести малышам пример из их собственной жизни. Например, послушав стихотворение Е. Благининой «Вот, какая мама», ребята отвечают на вопрос: «(имя ребёнка), а как твоя мама украшала ёлку».
  6. Не стоит нагружать малышей большим количеством вопросов после текста. 2–3, касающиеся сюжета, запомнившихся слов и связи с собственным опытом, будет вполне достаточно.
  7. Познакомив карапузов с тем или иным литературным произведением, стоит повторить этот сюжет через 2–3 дня. Количество повторов в течение года определяется уместностью, то есть положительным ответом на вопрос: соотносится ли содержание с конкретной образовательной или бытовой ситуацией. Так, текст «Мойдодыра» можно читать отрывками хоть весь год перед походом умываться или мытьём ног после прогулки в летний сезон.

Как мотивировать

От того, с каким настроением дети начнут занятие, зависит будут ли достигнуты все поставленные цели. В этом контексте особую важность приобретают приёмы мотивации. С детьми 1,5–3 лет можно использовать довольно обширный набор, комбинируя варианты.

  1. Наглядность. Как говорилось выше, этот приём активно используется в процессе работы над содержанием произведения. Однако его можно использовать и на вводном этапе. Например, показать малышам иллюстрации к сказке Сутеева «Кто сказал «Мяу» и предложить представить, о чём будет сюжет. Или попросить ответить на вопрос: «Что не так с мальчиком», изображённым на иллюстрациях к сказке «Мойдодыр».

    Наглядность и беседа — ведущие приёмы для мотивации

  2. Беседа. Как и предыдущий приём, общение на тему произведения художественной литературы организуется каждое занятия. Это могут быть вопросы наподобие таких: «Ребята, а зачем нужно умываться перед едой?», «Что будет, если не мыться?» перед чтением «Мойдодыра», «Какие профессии вы знаете» перед работой над стихотворениями, посвящёнными профессиям и пр.
  3. Игры. Этот вид мотивации активно используется перед чтением потешек или стихотворений, а также для закрепления сюжета. Например, перед чтением «Кто колечко найдёт?» С. Маршака, малышам можно предложить сюжетно-ролевую игру «Напои Олю чаем», в которой дети повторяют предназначение посуды для чаепития, а также «знакомятся» с героиней стихотворения — девочкой Олей.
Читайте также:  Экспериментальная деятельность в детском саду по фгос, картотека опытов и экспериментов для доу

Какие жанры изучаются

В первой младшей группе на занятиях по чтению дети знакомятся с:

  • песенками «Куда, Фома, едешь?», «Курочка-рябушечка», «Гуси вы, гуси», «Мыши водят хоровод» и т.д.,
  • потешками на разные бытовые темы, например, перед приёмом пищи – «Это — ложка, Это — чашка. В чашке — гречневая кашка. Ложка в чашке побывала — Кашки гречневой не стало!»,
  • стихотворениями на изучение цветов («Красный цвет любимый самый, Красный сарафан у мамы, Красных яблок сладкий сок, У клубники красный бок»), животных («Что за дом в конце двора? То собачья конура! Здесь живёт хозяйский пёс — Хвост колечком, чёрный нос»), видов транспорта («Силён, вынослив, словно бык, По трассе едет грузовик»), профессий («На автобусе своём Целый день он за рулём. – Прокатиться не хотите ль? Приглашает нас водитель») и пр., а также стихотворения А. Барто и С. Маршака,
  • сказками («Теремок», «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя», сказками Чуковского «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др., В. Сутеева «Кто сказал «Мяу» и т.д.).
    Сказки, стихотворения могут стать основой для театрализованных представлений в рамках утренников, например

Таблица: картотека тем занятий по чтению в первой младшей группе (фрагмент)

Временной план

Хронометраж занятия по чтению рассчитывается исходя из того, что средняя его продолжительность 10 минут. При этом в эти временные рамки должно войти три этапа работы.

  1. Вводная часть, то есть мотивационные приёмы, настраивающие малышей на прослушивание и работу (2 минуты).
  2. Чтение текста и работа после прослушивания: ответы на вопросы, комментарии к иллюстрациям, физкультминутка и т.д. (6 минут).

    Дети должны обязательно видеть книжки, которые вы читали: так они ещё и запоминают, где какой карамашек

  3. Заключительный этап — оценка деятельности малышей (2 минуты).

Таблица: пример конспекта занятия. Гульсира Загидуллина, воспитатель ДОУ №24, г. Нижнекамск, «Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Стихотворение В. Берестова «Мой котёнок» (фрагмент)

Занятие по чтению в первой младшей группе — это важный шаг на пути воспитания у детей уважения и любви к слову, книге.

А воспитатель — это тот человек, на плечи которого ложится миссия не только донести сюжет произведения, но и пробудить в малышах любознательность, помочь им быстрее овладеть речью, научиться анализировать услышанное.

Поэтому методика организации и проведения таких занятий занимает ключевое место в календарно-тематическом планировании работы группы.

Загрузка…

Источник: https://rucheyok.ru/vidyi-deyatelnosti-v-dou/zanyatiya-s-detmi/metodika-podgotovki-i-provedeniya-zanyatiya-po-chteniyu-hudozhestvennoy-literaturyi-v-pervoy-mladshey-gruppe

Планирование на лето в 1-й младшей группе

  • Задачи по основным направлениям развития:
  • 1.      Познавательно-речевое развитие:
  • —  расширять знания детей об окружающем мире;
  • —  развивать речевую активность, закреплять правильное звукопроизношение
  • —   побуждать малышей эмоционально откликаться на литературное произведении
  • 2.       Физическое развитие:
  • —   развивать физические способности детей, координацию движений, мелкую моторику
  • —   упражнять в ходьбе, беге, прыжках.
  • —   формировать стойкое положительное отношение к двигательной активности
  • 3.       Художественно-эстетическое развитие:
  • —   вызывать интерес к процессу рисования, лепки
  • —   формировать простейшие изобразительные навыки
  • —  развивать музыкальные способности, чувство ритма, выразительность движений
  • 4.       Социально-личностное развитие:
  • —   способствовать положительно — эмоциональному настрою
  • —   воспитывать интерес к игре с куклой
  • —   развивать коммуникативные навыки, эмоциональный контакт со взрослыми, сверстникам.
Дни недели, тема Направления развития дошкольников
познавательно-речевое Физическое художественно­
эстетическое
социально-личностное
01.06- 03.06.2016г. Игра «Кукла гуляет» предметы летней одежды, рассматривание сюжетных картинок «Кто что делает?»
«Чтение художественной литературы»: стихотворение А. Барто «Во дворе»
-Игры с мячом: «Всё дальше и выше»), «Кидаем мячики», сюжетная подвижная игра: «Ау, ау!»
«Здоровье»: Пальчиковая гимнастика «Игры с пальчиками», «Ладушки»
лепка «Мячики для кукол»
«Музыка»: игра-пляска «Мы в кружочек встали»
  1. -Игра «Выдувание мыльных пузырей»: (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта).
  2. «Труд»: дидактическая игра  «Кукла Таня идёт на прогулку» (порядок одевания-раздевания)
  3. «Безопасность»: Ди «Это можно – это нет» (безопасность в быту)
06.06.- 10.06. 2016г. «Коммуникация»: заучивание считалочек для игры., рассматривание предметных картинок «Назови предмет», «Кому, что нужно» (по сказкам)
Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».
«Физическая культура»: П/и «Через ручеек», «Самолеты»
«Здоровье»: Пальчиковая гимнастика «Села птичка на ладошку»
«Художественное творчество»: лепка «Угощение для зайчат»
«Музыка»: игра-пляска «Ходит Ваня»
  • «Социализация»: дидактическая игра «Семья» (формирование интереса к игре с куклой)
  • «Безопасность»: рассматривание картины  «Кошка с котятами»: (поаедение с животными)
  • «Труд»: поручения по уборке игрушек на место.
13.06.- 17.06.2016г. «Коммуникация»: игровая ситуация «Накормим куклу Машу», игра на звукопроизношение «Песня- песенка»
«Чтение художественной литературы»: чтение рассказа В.М.Федяевской «Помощники»
«Физическая культура»: игры с мячом «Кто попадёт», «Беги, лови»
 «Здоровье»: Пальчиковая гимнастика: «Иры с пальчиками»
«Художественное творчество»: рисование «Расчёски для игрушек»
«Музыка»: игра-пляска «Ножки и ладошки»
  1. «Труд»: дидактическая игра «Укладывание куклы Тани спать» (умение одеваться и раздеваться)
  2. «Социализация»: игра «Хоровод» (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта)
  3. «Безопасность»: игры с песком и водой (уточнить правила безопасности)
20.06.- 24.06.2016г. «Коммуникация»: игровая ситуация «Накормим куклу Алёну», рассматривание предметных картинок «Еда»
«Чтение художественной литературы»: чтение рассказа В.М.Федяевской «Помощники»
«Физическая культура»: игры, обучающие быстро бегать,  «Бегите ко мне!», «Воробушки и автомобиль»
«Здоровье»: пальчиковая гимнастика: «Апельсин»
«Художественное творчество»: аппликация «Подарок для куклы Алёны»
«Музыка»: игра-пляска «Ножки и ладошки»
  • «Безопасность»: дидактическая игра «Покатаем куклу в колясочке» (безопасность в быту)
  • «Социализация»: игра «Хоровод» (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта)
  • «Труд»: поручения «Накроем стол к обеду»
27.06.- 01.07.2016г.  «Чтение художественной литературы»: чтение потешки «Как у нашего кота» «Коммуникация»: игра на звукоподражание «Петушки и цыплята» «Физическая культура»: Игры, обучающие прыжкам «Воробушки»,  «Подпрыгни до ладошки»
«Здоровье»: Пальчиковая гимнастика  «Оладушки», «Пальчик о пальчик»
«Художественное творчество»: рисование «Поможем жучкам спрятаться в травке»
«Музыка»: игра-пляска «Весёлый каблучок»
  1. «Труд»: дидактическая игра «Кукла Таня просит помочь» (уборка игрушек)
  2. «Социализация»: Игра «Кто у нас хороший»
  3. «Безопасность»: рассматривание картинок на тему «Как живут домашние животные?» (безопасное поведение с животными)
Взаимодействие с родителями
04.07.- 08.07.2016г. «Коммуникация»: игровая ситуация «В гости к солнышку»
«Чтение художественной литературы»: чтение рассказа Ольга Кусовитина «Я и солнышко»
«Физическая культура»: игры, обучающие быстро бегать  «Солнышко и дождик», игры, развивающие координацию движений: «По дорожке до солнышка»; «Солнечный Лучик» 
«Здоровье»: пальчиковая гимнастика «Пальчик о пальчик»
«Художественное творчество»: аппликация «Солнышко»
«Музыка»: игра-пляска «Солнышко- солнышко ярче,  нам свети»
  • «Труд»: поручения  «Подбери лучики для солнышка»
  • «Социализация»: игра «Выложи солнышко из ленточек» (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта)
  • «Безопасность»: рассматривание картины «Солнечнывй день» (безопасное поведение на улице)
11.07.15.07.2016г. «Познание»: игра с песком «Ладушки, ладушки»
«Чтение художественной литературы»: р.н.потешка «Ладушки, ладушки, где были?»
«Коммуникация»: игра на звукопроизношение «Часы тикают» — звуки «К», «Т», «Т’»
«Физическая культура»: игры, обучающие быстро бегать: «Догони мяч» «Быстрее-медленнее», игры, развивающие координацию движений: «Мы ногами топ-топ- топ»); «Прятки»
«Здоровье»: пальчиковая гимнастика «Пальчик о пальчик»
«Художественное творчество»: лепка «Кренделёк»
«Музыка»: Игра-пляска «Музыканты»
«Труд»: игровая ситуация «Кукла Таня показывает детям свой наряд» (помощь в стирке кукольных вещей)
«Социализация»: игра «Солнечные зайчики» (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта)
18.07- 22.07.2016г.
  1. «Познание»: игра с  конструктором «Мебель для игрушек»
  2. «Чтение художественной литературы»: Настольный театр игрушек «Теремок»
  3. «Коммуникация»: беседа из личного опыта «Моя любимая игрушка»
«Физическая культура»: игры, обучающие быстро бегать: «У медведя во бору», игры, развивающие координацию движений: «Мы ногами топ-топ- топ»; «Прятки».
«Здоровье»: пальчиковая гимнастика «мы капусту рубим , рубим»
«Художественное творчество»: лепка «Угощение для кошки Мурки»
«Музыка»:  Д/и «Что звучит?»
  • «Труд»: поручения «Уход за цветами на клумбе»
  • «Социализация»: игра «Игра с собачкой» (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта)
  • «Безопасность»: Д/и «Это можно – это нет»
25.07.- 29.07.2016г.  «Чтение художественной литературы»: р.н. потешек «Киска, киска…», «Как у нашего кота»
«Коммуникация»: игра на звукопроизношение «Мяу – мяу, мур-мур-мур»
«Познание»: беседа «Кошечка»
«Физическая культура»: сюжетные подвижные игры: «Наседка и цыплята «Воробушки», игры с мячом: «Кто попадёт «Беги, лови» «Художественное творчество»: лепка «Угощение для кошки Мурки»
«Музыка»:  игра с бубном
  1. «Труд»: дидактическая игра «Купание куклы Танечки» (мытьё игрушек)
  2. «Социализация»: игра «Игра с собачкой»: (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта)
  3. «Безопасность»: игра «Серенькая кошечка» (безопасное поведение с  домашними животными)
01.08.- 05.08. 2016г
  • «Познание»: игра с  конструктором «Мебель для игрушек»
  • «Чтение художественной литературы»:
  • Настольный театр игрушек «Теремок»
  • «Коммуникация» беседа из личного опыта «Моя любимая игрушка»
«Физическая культура»: игры, обучающие быстро бегать: «У медведя во бору», игры, развивающие координацию движений: «Мы ногами топ-топ- топ»); «Прятки»
«Здоровье»: пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим , рубим»
«Художественное творчество»: лепка «Угощение для кошки Мурки»
«Музыка»:  Д/и «Что звучит?»
  1. «Труд»: игровая ситуация «Постираем вещи куклы Танечки»
  2. «Социализация»: игра «Игра с собачкой» :развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта
  3. «Безопасность»: беседа «Поведение с домашними животными».
08.08.-12.08.2016г. «Коммуникация»: Игра «Назови ласково» — домашние животные
«Чтение художественной литературы»: р.н. потешек «Сидит ворон на дубу…», «Улитка, улитка»
«Познание»: Д/у длинные и короткие дорожки для автомобилей»
«Физическая культура»:  «Целься вернее», «Через ручеек»
«Здоровье» Пальчиковая игра «Апельсин», «Курочка».
«Художественное творчество»: лепка «Угощение для зайчат»
«Музыка»: игра-пляска «Ходит Ваня», «Грибок»
  • «Социализация»: театрализованная игра «Два жадных медвежонка»
  • «Безопасность»: беседа «Зайка на дороге» (безопасность на улице)
  • «Труд»: рассматривание и беседа по картине «Мамины помощники»
15.08.-19.08.2016г.
  1. «Коммуникация»: игра на звукопроизношение «Лошадка» — звук «И»
  2. «Познание»: Д/и «Кто в домике живёт?»
  3. «Чтение художественной литературы»: игра- инсценировка по сказке «Курочка Ряба».
«Физическая культура»: игры, развивающие координацию движений: «Тихо мы в ладошки ударим» «Прибежали в уголок»
«Здоровье»: пальчиковая гимнастика  «Пальчики в лесу» «Кто приехал»
«Художественное творчество»: рисование «Зёрнышки для птички»
«Музыка»:  Д/и «Игра с платочком»
«Труд»: игровая ситуация «Постираем кукле платье». «Социализация»: игра «Собирание «сокровищ» (развитие коммуникативных навыков, эмоционального контакта)
«Безопасность»: рассматривание и беседа по картине «Дети кормят курицу»
22.08.- 31.08. 2016г.
  • «Познание»: рассказ « Солнце и ветер»
  • «Коммуникация»: отгадывание загадок о солнышке
  • «Чтение художественной литературы»:  заучивание стихотворения М.Фабиянский
  • Вышло солнце из-за туч,
  • Протянуло Кате луч.
  • Катя тронула рукою:

– Вот ты, солнышко. Какое!

«Физическая культура»: игры, развивающие координацию движений: «Солнышко и дождик»,  игры с мячом: «Кто попадёт» «Беги, лови»
«Здоровье»: пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу» «Кто приехал»
«Художественное творчество» налеп «Солнечные лучики»
«Музыка»: Д/и «Игра с платочком»
  1. «Социализация»: игра с солнечными зайчиками.
  2. «Труд»: наблюдение за трудом младшего воспитателя.
  3. «Безопасность»: Д/и «Это можно – это – нет»

Источник: http://detsad8-usp.ru/svedeniya-o-dou/obrazovanie/planirovanie-na-leto-v-1-y-mladshey-gruppe

Приобщение к художественной литературе. Первая младшая группа

  • «ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
  • Первая
    младшая группа
  • (от двух
    до трех лет)
  • Неоднократно читать художественные произведения,
    предусмотренные программой для детей первой группы раннего возраста

Продолжать приучать детей слушать народные песенки,
сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок,
персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить
слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать
чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова,
фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с
помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо
знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в
книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе
воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

  1. Примерный список литературы для чтения детям:
  2. Русский
    фольклор
  3. Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и
    рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки, заклички. «Наши
уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша
маленька…»; «Чики, чики, кички…», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на
дубу»; «Из-за леса, из-за гор…»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»;
«Огуречик, огуречик…»; «Солнышко, ведрышко…».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К.
Ушинского; «Теремок», обр. М. Бу- латова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор
народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я
рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К.
Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел…», «Ты, собачка, не лай…», пер. с молд.
И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В.
Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик»,
«Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная
кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом
мышонке»; Э. Мош- ковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик»,
«Надувала кош- ка шар…»; Н.

Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер
по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи,
младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-
ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Са- пгир.
«Кошка»; К. Чуковский.

«Федотка», «Путаница».

 Проза. Л. Толстой.
«Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»;
В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Би- анки. «Лис и мышонок»; Г. Балл.
«Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

 Произведения
поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм.
Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет.
«Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек»,
«Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

  • Планирование
  • Сентябрь – октябрь – ноябрь
  • Русский
    фольклор
  • Повторение
    песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки,
потешки.
«Наши
уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К.
Ушинского

Фольклор
народов мира
«Три
веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу‑бу, я рогатый», лит., обр. Ю.
Григорьева.

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик» (из
цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Большая кукла»; Г. Лагздынь.
«Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в
сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик»; К. Чуковский. «Федотка».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на
крыше…», «Был у Пети и Миши конь…».

Произведения
поэтов и писателей разных стран
С. Капутикян. «Все спят», пер. с арм. Т.
Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский
фольклор

Песенки,
потешки.
«Наша Маша
маленька…»; «Чики, чики, кички…», «Ой ду‑ду, ду‑ду, ду‑ду! Сидит ворон на
дубу».

Сказки. «Теремок», обр. М. Булатова.

Фольклор
народов мира
«Котауси и
Мауси»; англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка‑по‑стрел…»; пер. с молд.
И. Токмаковой.

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Слон», «Лошадка» (из
цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Котенок»; Н. Пикулева. «Надувала кошка шар…»;
Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Проза. Л. Толстой. «Три медведя»; В.
Сутеев. «Кто сказал „мяу“».

Произведения
поэтов и писателей разных стран
П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
С. Капутикян. «Маша обедает», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Март – апрель – май

Русский
фольклор

Песенки,
потешки, заклички.
«Из‑за
леса, из‑за гор…»; «Бежала лесочкам лиса к кузовочком…»; «Огуречик, огуречик…»;
«Солнышко, ведрышко…».

Сказки. «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор
народов мира
«Ты,
собачка, не лай…», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л.
Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б.
Заходера.

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…»
(из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец…» (из стихотворения
«Казачья колыбельная»); А. Барто. «Кораблик»; А. Барто, П. Барто. «Девочка‑ревушка»;
А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.
Чуковский. «Путаница».

Проза. В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г.
Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

Произведения
поэтов и писателей разных стран
Д. Биссет. «Га‑га‑га!» пер. с англ. Н.
Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги
«Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

В течение
года дети вместе с воспитателем читают стихотворения А. Барто из
цикла «Игрушки».

  1. К концу года дети могут
  2. • Слушать
    доступные им по содержанию стихи, сказки, рассказы.
  3. • При
    повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
  4. • Вместе
    с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.

• Читать
стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.).

Список использованных источников:

1. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2‑7 лет»

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Источник: http://nataliatra.blogspot.com/2017/12/blog-post_18.html

Чтение художественной литературы в первой младшей группе

  •  Чтение художественной литературынаправлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
  • – формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • – развитие литературной речи;
  • – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т.ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста.

Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.

Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.

При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
^ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (1-3 ГОДА)
« образовательной области „Чтение художественной литературы”

  1. направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
  2. (восприятии) книг через решение следующих задач:
  3. • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
  4. представлений;
  5. • развитие литературной речи;
  6. •приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
  7. восприятия и эстетического вкуса»*.
  8. ^Формирование интереса и потребности в чтении
  9. Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать
  10. понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
  11. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,

приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй

  • группы раннего возраста,
  • Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

    Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других

средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без

  1. наглядного сопровождения.
  2. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
  3. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем
  4. знакомых стихотворений.
  5. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
  6. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Источник: https://xn—-8sbckwmuet2af4dwe.xn--p1ai/?p=5996

Ссылка на основную публикацию